Взлет и падение Нила


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Frd981» > Взлет и падение Нила Стивенсона (Нил Стивенсон, Николь Галланд «Взлет и падение ДОДО»)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Взлет и падение Нила Стивенсона (Нил Стивенсон, Николь Галланд «Взлет и падение ДОДО»)

Статья написана 27 июня 2020 г. 10:22

Все-таки, надо нести ответственность за текст «прикрываемый» своим именем. Похоже, мы имеем наглядный пример, когда мэтр, написав меньшую часть романа, при этом, выступает в качестве «паровоза», обеспечивающего продажи.

***

«Взлет и падение…» легко разбивается на две части. Первая – посвящена «научному обоснованию» магии. Точнее, избеганию возможности схлопывания волновой функции. Кратко поясню. Микромир имеет вероятностную природу, мы, к примеру, не можем сказать, где точно в данный момент находится электрон. Он с какой-то вероятностью находится здесь, а с какой-то тут и тут. Более того, принцип неопределенности Гейзенберга постулирует, что мы не можем одновременно знать взаимосвязанные характеристики частиц, т.е. чем точнее измеряем один параметр, тем неопределеннее становится другой (координата – импульс и т.п.).

То же самое пытается объяснить «живодерский» эксперимент Шредингера, к счастью, мысленный, когда кот, запертый в коробке одновременно и жив, и мертв — пока мы не открыли крышку, убрав неопределенность. Открытие коробки в эксперименте Шредингера и есть схлопывание волновой функции.

Стивенсон выдвинул идею, что макрообъект можно поместить в ситуацию микромира, если окружить его жидким гелием при сверхнизких температурах, который превращается в конденсат Бозе-Эйнштейна. Не буду пояснять, что это за конденсат, главное, что, если в эту среду поместить капсулу с ведьмой, то она в ней может колдовать, т.е. ее латентные магические способности станут реальными.

Но это только часть теории. Другая – связана с объяснением исчезновения магии. С ней, конечно же, покончил технический прогресс. И даже называется конкретная дата – июль 1851 года.

***

Итак, есть специальный аппарат, позволяющий в наше время возродить, хотя бы внутри него, магию. Естественно, его сразу же прибрали к рукам военные, желающие путем «подправления» прошлого, добиться желаемого результата в дне сегодняшнем без применения оружия.

Идея, в общем-то, интересная, и, если бы весь роман писал Стивенсон, вероятно, мы получили бы образчик вполне твердой НФ. Но дама-соавтор увела сюжет чуть ли не в сторону фэнтези – столько необоснованных допущений появляется далее по тексту. (И здесь мы переходим ко «второй части» романа).

Взять, хотя бы эпизод с Псалтирью. ДОДО (как легко догадаться, это та самая организация, которая пытается возродить магию), не хватает на первых порах финансирования. И в головах ее руководства возникает безумная мысль – отправиться в 16 век, украсть там экземпляр Массачусетской Псалтири, закопать в нужном месте, а в наши дни извлечь, продать и получить вожделенные деньги. Но как оказалось, с первого раза ничего не срабатывает, и закапывать пришлось несколько раз. Более того, меняются и реальности, куда перебрасывается путешественник. И в одной из них, на месте нужного камня оказался целый завод. В результате, пришлось перебрасываться в другое время и уговаривать инвестора не вкладывать деньги в это предприятие. Тоже, несколько раз. В общем, чуть ли не сотня страниц посвящена тому, как левой рукой достать правое ухо.

Но самое интересное начинается после. Псалтирь, наконец-то, откопали в наше время. Продав артефакт на аукционе за целых 14 миллионов, новоявленные богачи с удивлением смотрят, как покупатель засовывает его в шредер, превращая в конфетти.

И что же дальше? А, ничего. По мнению авторов, не происходит ничего неординарного, и об эпизоде сразу же забывают.

И таких «ляпов» в романе более чем достаточно.

***

Другой «шедевр» авторов – подробное описание внедрения в ДОДО стандартов корпоративного управления ИСО 9000. (Включая, конечно, политику пресечения сексуальных домогательств). Мало того, что читателя пичкают перечнем этих стандартов, так еще множество страниц отводится отчетам о каждом совершенном действии, ничего не добавляющим к происходящему. (Очень похоже, что авторам платили за количество печатных листов).

Если к этому присовокупить потуги на сатиру в виде «говорящих» сокращений – ЗАДРОТЦ (закрытый академический диахрон-ресурсный оперативный тренировочный центр), ИДИОТ (индивидуальная диахроническая охрана труда), ПИСЕЖ (политика использования сокращений и единого жаргона) РАЗДВАСИХОП и т.п., то, в итоге, получаем роман далеко не «первого» ряда.

***

Вердикт. Можно прочитать ради пары интересных идей или в качестве отдохновения от чего-то «зубодробительного».



Тэги: Frd981


1434
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 10:32

цитата Frd981

Другая – связана с объяснением исчезновения магии. С ней, конечно же, покончил технический прогресс. И даже называется конкретная дата – июль 1851 года.
А что произошло в июле 1851 года? Почему именно эта дата?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 10:35
Не буду спойлерить (вдруг, кто-то захочет прочитать роман). Скажу только, что это связано с изобретением фотографии.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 10:45
Напишите скрытым текстом, пожалуйста^_^
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 11:47
Если в двух словах, то:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Авторы считают, что магия имела свое «место» в реальном мире благодаря несовершенству восприятия человеком окружающей действительности. Мозг человека никогда не видит «всю» картинку, вычленяя в ней главное. А фотография, фиксируя «всю» реальность, просто, не оставила «места» для магии. Как только она массово вошла в менталитет людей, магия исчезла. Июль 1851 года – это, как раз, дата такого «массового вхождения».
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 18:16
Спасибо, теперь понятно. Но по мне — сомнительная гипотеза8:-0.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 18:20

цитата Veronika

Спасибо, теперь понятно. Но по мне — сомнительная гипотеза


В таком пересказе — да )
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 20:14
Интересно, а как вы поняли причину?
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 20:33
Там вроде этот квантовый стеб очень подробный, а вот про несовершенство человеческого восприятия ни слова.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 21:05
«Квантовый стеб», как вы выразились, относится к попыткам возродить магию в наше время.
А исчезновение ее было связно с фотографией солнечного затмения. И Стивенсон подробно объясняет, в чем была причина. И была она, именно, в изменении восприятия людьми окружающего мира.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 21:17
Кстати, большое спасибо за перевод! Вам этот стёб удалось отлично передать.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 21:28
Вам спасибо на добром слове! Кста, вы заценили, что они температуру концентрата Эйнштейна-Бозе меряют термометрами из хозяйственного магазина? Авторы очень верят в умение своих читателей отличать фичу от баги)))
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 21:36
Нет, не заметил. Я слишком быстро заглотил книгу. Лёгкий слог перевода, с учётом стёба и его передачи читателю способствовал быстрому чтению. И вот теперь гадаю — продолжат авторы или нет? А сага о Волмарте — это что-то!
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 21:52
Вроде не собирались продолжать. Там была задумка позволить другим авторам развивать боковые ветки, и это должно было быть через какое-то приложение к айфонам. Не знаю, взлетело ли.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 22:27
Понятно. Спасибо!
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 23:15
Вы, наверное, что-то спутали. Цифровые низкотемпературные термометры (которые могут измерять температуру близко к абсолютному нулю) в хозяйственных магазинах не продаются. Это, вообще, достаточно серьезная техника, делающаяся на заказ.
В романе, в универмаге покупали только изоляционный материал для прототипа.
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 23:55

цитата Frd981

в универмаге покупали только изоляционный материал для прототипа.


Ну вы же понимаете, что устройство прототипа — тоже стеб? Как и термометры из хозяйственного позже:

цитата

Oda had
purchased a large number of cheap digital thermometers from
Home Depot and duct-taped them all over the place, and it was
fun, for a while, to see their readings plummet into triple-digit
negative numbers.


То есть вообще-то все эти штучки с эвереттикой, возможностью изменять реальность за счет множественности миров и проч. у Стивенсона важны (см. например «Анафем»), но в «Додо» это шутливые декорации для полусатирического производственного романа. По-русски ближайшим аналогом будет «Понедельник начинается в субботу» — там издевательства над бюрократией не меньше.
 


Ссылка на сообщение28 июня 2020 г. 00:18
В том-то вся и проблема, что на сатиру Стивенсон со своей напарницей, явно, не тянут.
На мой взгляд, нельзя смешивать классический фантастический роман с сатирическим. Это разная стилистика, структура, герои и т.д.
Ведь Стругацкие не объясняли физическую природу прохода через стены. Они остались на уровне сказки (и правильно сделали).


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 16:48
Не совсем понятно, сколько в принципе Стивенсона в данном романе.
А вот г-жи Галланд немало, и хорошим это, к сожалению, не назовешь, не тот уровень:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 20:16
У меня сложилось впечатление, что дама или работает, или работала HR в какой-то крупной компании.


Ссылка на сообщение28 июня 2020 г. 18:43
Мой первый прочитанный роман Стивенсона и один из лучших прошлого года. Все в нем в меру: и фантастики, и взаимотношений. Для обычного человека все норм, для любителей фантастики может быть и слишком мало Стивенсона. По крайней мере его Алмазный век еле дочитала, не будь куплен, так бы бросила. Слишком много занудной воды. Язык тоже так себе или перевод сухой.


⇑ Наверх