Взлет и падение Нила


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Frd981» > Взлет и падение Нила Стивенсона (Нил Стивенсон, Николь Галланд «Взлет и падение ДОДО»)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Взлет и падение Нила Стивенсона (Нил Стивенсон, Николь Галланд «Взлет и падение ДОДО»)

Статья написана 27 июня 10:22

Все-таки, надо нести ответственность за текст «прикрываемый» своим именем. Похоже, мы имеем наглядный пример, когда мэтр, написав меньшую часть романа, при этом, выступает в качестве «паровоза», обеспечивающего продажи.

***

«Взлет и падение…» легко разбивается на две части. Первая – посвящена «научному обоснованию» магии. Точнее, избеганию возможности схлопывания волновой функции. Кратко поясню. Микромир имеет вероятностную природу, мы, к примеру, не можем сказать, где точно в данный момент находится электрон. Он с какой-то вероятностью находится здесь, а с какой-то тут и тут. Более того, принцип неопределенности Гейзенберга постулирует, что мы не можем одновременно знать взаимосвязанные характеристики частиц, т.е. чем точнее измеряем один параметр, тем неопределеннее становится другой (координата – импульс и т.п.).

То же самое пытается объяснить «живодерский» эксперимент Шредингера, к счастью, мысленный, когда кот, запертый в коробке одновременно и жив, и мертв — пока мы не открыли крышку, убрав неопределенность. Открытие коробки в эксперименте Шредингера и есть схлопывание волновой функции.

Стивенсон выдвинул идею, что макрообъект можно поместить в ситуацию микромира, если окружить его жидким гелием при сверхнизких температурах, который превращается в конденсат Бозе-Эйнштейна. Не буду пояснять, что это за конденсат, главное, что, если в эту среду поместить капсулу с ведьмой, то она в ней может колдовать, т.е. ее латентные магические способности станут реальными.

Но это только часть теории. Другая – связана с объяснением исчезновения магии. С ней, конечно же, покончил технический прогресс. И даже называется конкретная дата – июль 1851 года.

***

Итак, есть специальный аппарат, позволяющий в наше время возродить, хотя бы внутри него, магию. Естественно, его сразу же прибрали к рукам военные, желающие путем «подправления» прошлого, добиться желаемого результата в дне сегодняшнем без применения оружия.

Идея, в общем-то, интересная, и, если бы весь роман писал Стивенсон, вероятно, мы получили бы образчик вполне твердой НФ. Но дама-соавтор увела сюжет чуть ли не в сторону фэнтези – столько необоснованных допущений появляется далее по тексту. (И здесь мы переходим ко «второй части» романа).

Взять, хотя бы эпизод с Псалтирью. ДОДО (как легко догадаться, это та самая организация, которая пытается возродить магию), не хватает на первых порах финансирования. И в головах ее руководства возникает безумная мысль – отправиться в 16 век, украсть там экземпляр Массачусетской Псалтири, закопать в нужном месте, а в наши дни извлечь, продать и получить вожделенные деньги. Но как оказалось, с первого раза ничего не срабатывает, и закапывать пришлось несколько раз. Более того, меняются и реальности, куда перебрасывается путешественник. И в одной из них, на месте нужного камня оказался целый завод. В результате, пришлось перебрасываться в другое время и уговаривать инвестора не вкладывать деньги в это предприятие. Тоже, несколько раз. В общем, чуть ли не сотня страниц посвящена тому, как левой рукой достать правое ухо.

Но самое интересное начинается после. Псалтирь, наконец-то, откопали в наше время. Продав артефакт на аукционе за целых 14 миллионов, новоявленные богачи с удивлением смотрят, как покупатель засовывает его в шредер, превращая в конфетти.

И что же дальше? А, ничего. По мнению авторов, не происходит ничего неординарного, и об эпизоде сразу же забывают.

И таких «ляпов» в романе более чем достаточно.

***

Другой «шедевр» авторов – подробное описание внедрения в ДОДО стандартов корпоративного управления ИСО 9000. (Включая, конечно, политику пресечения сексуальных домогательств). Мало того, что читателя пичкают перечнем этих стандартов, так еще множество страниц отводится отчетам о каждом совершенном действии, ничего не добавляющим к происходящему. (Очень похоже, что авторам платили за количество печатных листов).

Если к этому присовокупить потуги на сатиру в виде «говорящих» сокращений – ЗАДРОТЦ (закрытый академический диахрон-ресурсный оперативный тренировочный центр), ИДИОТ (индивидуальная диахроническая охрана труда), ПИСЕЖ (политика использования сокращений и единого жаргона) РАЗДВАСИХОП и т.п., то, в итоге, получаем роман далеко не «первого» ряда.

***

Вердикт. Можно прочитать ради пары интересных идей или в качестве отдохновения от чего-то «зубодробительного».



Тэги: Frd981


1206
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 июня 10:32 цитировать

цитата Frd981

Другая – связана с объяснением исчезновения магии. С ней, конечно же, покончил технический прогресс. И даже называется конкретная дата – июль 1851 года.
А что произошло в июле 1851 года? Почему именно эта дата?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 10:35 цитировать
Не буду спойлерить (вдруг, кто-то захочет прочитать роман). Скажу только, что это связано с изобретением фотографии.
 


Ссылка на сообщение27 июня 10:45 цитировать
Напишите скрытым текстом, пожалуйста^_^
 


Ссылка на сообщение27 июня 11:47 цитировать
Если в двух словах, то:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Авторы считают, что магия имела свое «место» в реальном мире благодаря несовершенству восприятия человеком окружающей действительности. Мозг человека никогда не видит «всю» картинку, вычленяя в ней главное. А фотография, фиксируя «всю» реальность, просто, не оставила «места» для магии. Как только она массово вошла в менталитет людей, магия исчезла. Июль 1851 года – это, как раз, дата такого «массового вхождения».
 


Ссылка на сообщение27 июня 18:16 цитировать
Спасибо, теперь понятно. Но по мне — сомнительная гипотеза8:-0.
 


Ссылка на сообщение27 июня 18:20 цитировать

цитата Veronika

Спасибо, теперь понятно. Но по мне — сомнительная гипотеза


В таком пересказе — да )
 


Ссылка на сообщение27 июня 20:14 цитировать
Интересно, а как вы поняли причину?
 


Ссылка на сообщение27 июня 20:33 цитировать
Там вроде этот квантовый стеб очень подробный, а вот про несовершенство человеческого восприятия ни слова.
 


Ссылка на сообщение27 июня 21:05 цитировать
«Квантовый стеб», как вы выразились, относится к попыткам возродить магию в наше время.
А исчезновение ее было связно с фотографией солнечного затмения. И Стивенсон подробно объясняет, в чем была причина. И была она, именно, в изменении восприятия людьми окружающего мира.
 


Ссылка на сообщение27 июня 21:17 цитировать
Кстати, большое спасибо за перевод! Вам этот стёб удалось отлично передать.
 


Ссылка на сообщение27 июня 21:28 цитировать
Вам спасибо на добром слове! Кста, вы заценили, что они температуру концентрата Эйнштейна-Бозе меряют термометрами из хозяйственного магазина? Авторы очень верят в умение своих читателей отличать фичу от баги)))
 


Ссылка на сообщение27 июня 21:36 цитировать
Нет, не заметил. Я слишком быстро заглотил книгу. Лёгкий слог перевода, с учётом стёба и его передачи читателю способствовал быстрому чтению. И вот теперь гадаю — продолжат авторы или нет? А сага о Волмарте — это что-то!
 


Ссылка на сообщение27 июня 21:52 цитировать
Вроде не собирались продолжать. Там была задумка позволить другим авторам развивать боковые ветки, и это должно было быть через какое-то приложение к айфонам. Не знаю, взлетело ли.
 


Ссылка на сообщение27 июня 22:27 цитировать
Понятно. Спасибо!
 


Ссылка на сообщение27 июня 23:15 цитировать
Вы, наверное, что-то спутали. Цифровые низкотемпературные термометры (которые могут измерять температуру близко к абсолютному нулю) в хозяйственных магазинах не продаются. Это, вообще, достаточно серьезная техника, делающаяся на заказ.
В романе, в универмаге покупали только изоляционный материал для прототипа.
 


Ссылка на сообщение27 июня 23:55 цитировать

цитата Frd981

в универмаге покупали только изоляционный материал для прототипа.


Ну вы же понимаете, что устройство прототипа — тоже стеб? Как и термометры из хозяйственного позже:

цитата

Oda had
purchased a large number of cheap digital thermometers from
Home Depot and duct-taped them all over the place, and it was
fun, for a while, to see their readings plummet into triple-digit
negative numbers.


То есть вообще-то все эти штучки с эвереттикой, возможностью изменять реальность за счет множественности миров и проч. у Стивенсона важны (см. например «Анафем»), но в «Додо» это шутливые декорации для полусатирического производственного романа. По-русски ближайшим аналогом будет «Понедельник начинается в субботу» — там издевательства над бюрократией не меньше.
 


Ссылка на сообщение28 июня 00:18 цитировать
В том-то вся и проблема, что на сатиру Стивенсон со своей напарницей, явно, не тянут.
На мой взгляд, нельзя смешивать классический фантастический роман с сатирическим. Это разная стилистика, структура, герои и т.д.
Ведь Стругацкие не объясняли физическую природу прохода через стены. Они остались на уровне сказки (и правильно сделали).


Ссылка на сообщение27 июня 16:48 цитировать
Не совсем понятно, сколько в принципе Стивенсона в данном романе.
А вот г-жи Галланд немало, и хорошим это, к сожалению, не назовешь, не тот уровень:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 20:16 цитировать
У меня сложилось впечатление, что дама или работает, или работала HR в какой-то крупной компании.


Ссылка на сообщение28 июня 18:43 цитировать
Мой первый прочитанный роман Стивенсона и один из лучших прошлого года. Все в нем в меру: и фантастики, и взаимотношений. Для обычного человека все норм, для любителей фантастики может быть и слишком мало Стивенсона. По крайней мере его Алмазный век еле дочитала, не будь куплен, так бы бросила. Слишком много занудной воды. Язык тоже так себе или перевод сухой.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх