Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Frd981» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 сентября 2020 г. 23:45

Питер Гамильтон просто физически не может написать роман менее 700 страниц и редко ограничивается одним томом. А происходит все это потому, что он дотошно, деталь за деталью описывает строение будущего мира, создавая широкое полотно с сотней, а то и более персонажей.

Правда, созданные им миры не отличаются особой оригинальностью. Все они выросли из «Гипериона» Дэна Симмонса и падения оного. В каждом романе в том или ином виде присутствуют гипер-пространственные переходы, и есть минимум еще одна цивилизация, достигшая «человеческого» уровня развития, но другим эволюционным путем. Обязательно имеется антагонист, осознанно или не очень осознанно желающий снести homo sapiens с лица Вселенной, что придает напряженность сюжету. И есть, конечно, само человечество ничуть не поумневшее за прошедшие столетия, и раздувшее свои проблемы до размеров освоенной Галактики. Единственное разночтение, искусственный интеллект играет у Гамильтона чисто вспомогательную роль и еще не осознал себя как личность.

***

Итак, «Звездная дорога» (совершенно дикий перевод оригинального названия «Great North Road», которое, скорее, отсылает к Великой Северной дороге, построенной римлянами во времена завоевания туманного Альбиона).

Чтобы показать масштаб происходящего, просто, перечислю основные сюжетные линии.

Человечество. Как было уже сказано, получив в середине 21 века в свое распоряжение гипер-пространственные переходы, оно отправилось осваивать галактику. В результате появились планеты – новые штаты Америки, планеты – новые государства Гипер-Европы. Существуют миры, организованные по национальному или конфессиональному признаку. Ни от кого не зависимые. И прочие, прочие, прочие… Создано даже Новое Монако, для граждан которого существует минимальный имущественный ценз – чистые активы должны превышать 50 миллиардов долларов. И есть еще «частная» планета – Сент-Либра.

Корпорация семьи Нортов (в собственности которой находится Сент-Либра). Кейн Норт пострадал в результате подрыва в Ираке и не мог иметь детей. Однако, решил, что проблему можно решить клонированием. В результате серии не очень удачных экспериментов, наконец-то рождается здоровое потомство – братья Августин, Бартрам и Константин Норты, основавшие в 2034 году корпорацию «Нортумберленд Интерстеллар», для финансирования производства портальных систем. В конечном итоге братья расходятся. Августин продолжил заниматься компанией, которая, используя водорослевые поля на Сент-Либре, стала основным производителем бийоля – топлива, заменившего бензин. Бартрам сосредоточился на омоложении, продлении жизни и, как цель, бессмертии. А Константин, удалился к Юпитеру, чтобы заложить основы совершенно нового человечества, т.к. считал, что существующее зашло в тупик.

Однако, братья продолжали придерживаться традиции, и в семье только один ребенок родился естественным путем. Все остальные дети появлялись на свет также клонированием.

Анджела Трамело. За двадцать лет до описываемых событий Бартрам Норт и еще двенадцать человек были зверски убиты в его доме необычным оружием с пятью лезвиями. В содеянном обвинили наложницу Бартрама – Анджелу Трамело, хотя она и утверждала, что это сделал инопланетный монстр.

Роман начинается с убийства в Ньюкасле еще одного Норта точно таким же оружием с пятью лезвиями, что поставило под сомнение справедливость приговора Трамело, которая провела к этому времени в тюрьме уже двадцать лет.




Тэги: Frd981
Статья написана 20 августа 2020 г. 01:21

Йен Макдональд не придумывает будущее, он его «конструирует». Как и в «Доме дервиша», где досконально описывается нанотехнологический Стамбул середины XXI века, в «Реке Богов» действие разворачивается в Индии того же периода – стране самых передовых компьютерных технологий.

Правда, здесь следует сделать ряд существенных уточнений. К описываемому времени Индия распалась на несколько независимых образований, некоторые из которых лишь формально присоединились к Акту Гамильтона. Акту, запрещающему создание искусственных интеллектов третьего уровня, в несколько тысяч раз превосходящих стандартный IQ человека. Добавьте к этому относительно низкую стоимость интеллектуальной рабочей силы, да и вообще человеческой жизни, и вы получите рай для самых смелых экспериментов, притягивающий научную элиту со всего мира.

***

Роман Макдональда имеет настолько сложную композиционную и интеллектуальную структуру, что для понимания происходящего не помешал бы небольшой путеводитель.

Попробуем выделить ключевые моменты повествования, начав с «базиса» — основы происходящих событий.

1. Географическая диспозиция.

Как уже было сказано выше, Индия разделилась на несколько самостоятельных государств, постоянно враждующих между собой. Камнем преткновения стала питьевая вода, дефицит которой из-за трехлетней засухи наблюдается на всем континенте.

Действие романа разворачивается в Бхарате. Как и повсюду, в нем самые передовые технологии соседствуют с дремучим средневековым мышлением.

2. Официальная власть и политика.

Есть правительство, премьер-министр которого всегда принадлежит к семейному клану Рана. На описываемый момент им является Саджида Рана.

Есть армия, вооруженная самым современным оружием, включая всевозможные автономные системы с боевыми сарисинами.

Есть Стражи Кришны – специальное министерство, ищущее и уничтожающее ИИ высокого уровня.

И есть политические партии и движения, представляющие интересы разных групп населения.

3. Социальный срез.

Успехи в генной инженерии, помноженные на местный менталитет, привели к тому, что мужчин стало в четыре раза больше, чем женщин. И теперь любая деревенская барышня может рассчитывать на выгодный брак в городе.

Небоскребы соседствуют с трущобами, и есть даже целые плавучие города, жители которых ни разу не вступали на сушу.

Религии традиционны – индуизм, буддизм, мусульманство, христианство и пр. Особых трений между ними не наблюдается, пока кому-то не становится выгодным придать социальному протесту религиозную окраску.

4. Ньюты – новая раса бесполых людей, сознательно идущая на глубокую модификацию всего своего тела. (В роман включен чуть ли не документальный отчет об операции превращения в ньюта).

Чаще всего, занимаются творческими профессиями или модельным бизнесом.

5. «Брахманы» — генно-модифицированные дети.

«Вот те жуткие дети, «брахманы», как их называют… Кто бы ни дал им подобное название, он попал в самую точку. И я скажу, что меня больше всего в них пугает. Вовсе не то, что они живут вдвое дольше нас со скоростью вдвое меньшей, чем мы, и не то, что они дети с правами и вкусами взрослых. Меня пугает, что мы уже достигли такой ступени развития общества, когда деньги способны изменить направление человеческой эволюции. Раньше вы могли унаследовать мешки рупий, послать детей учиться в Америку, как делали полоумные выродившиеся магараджи, но не могли купить коэффициент интеллекта, талант или даже красоту. Единственное, что было доступно в прежние времена, – косметика. Но теперь можно купить новую инфраструктуру личности.»

6. Сундарбаны – хакеры будущего, не только взламывающие лицензионные искусственные интеллекты, но и работающие над третьим поколением сарисинов.

«Слава о сундарбанах Бхарата, Бенгальских Штатов, Бангалора и Мумбаи, Нью Дели и Хайдарабада идет по всему миру.»

7. Сарисины – искусственные интеллекты. Различаются по уровням. Примитивные – на уровне мышления обезьяны, используются в быту и на производстве. Более продвинутые – в сфере безопасности и военными. Третий уровень запрещен Актами Гамильтона.

(В романе подробно описывается принцип мышления сарисинов и их взаимодействие с человеком).

8. Энергия нулевой точки. Здесь надо упомянуть, что Макдональд придерживается возможности существования всех вселенных, допускаемых теорией струн и ее модификацией – теорией «М-звезды». Например, могут существовать двумерные образования, в которых отсутствует гравитация, или вселенные, где самоорганизация и жизнь являются фундаментальными характеристиками пространства/времени.

Оказалось, что рядом с нами находится еще один мир, только с более высокой гравитацией, и, как следствие, с более высокой энергией вакуума. В романе ученые установили с ним связь, и из-за разницы потенциалов в нашу вселенную потекла энергия.

9. Скиния. Около Земли был обнаружен астероид, который должен постепенно приближаться к планете, но почему-то все время воспроизводил постоянную орбиту. Было сделано предположение, что он искусственного происхождения, и, действительно, внутри него был обнаружен загадочный артефакт возрастом 7,5 млрд. лет, на поверхности которого все время возникали знаки, складывающиеся в формулы и изображения.

***

Теперь схематично обрисуем происходящие события.




Тэги: Frd981
Статья написана 13 августа 2020 г. 00:28

цитата
Я отлично знаю, почему боги не говорят с нами открыто, и не нам ответить на их вопросы. Пока мы не научились говорить, почему они должны слушать наш бессмысленный лепет? Пока мы не обрели лиц, как они могут встретиться с нами лицом к лицу?

Из под пера Клайва Стейплза Льюиса выходила столь разноплановая проза, что он вполне мог бы несколько раз сменить свое имя. И никто бы не догадался, что это один и тот же автор. Одному бы достались «Хроники Нарнии», другому – религиозные трактаты. Но роман «Пока мы лиц не обрели», хотя и является последним большим произведением писателя и формально относится к «религиозному периоду» его творчества, все-таки больше похож на миф (о чем прямо и сказано в предисловии).

***

Льюис взялся пересказать знаменитый сюжет взаимоотношений Психеи и Амура, сына Афродиты. В более-менее завершенном виде тот получил свое воплощение только в «Метаморфозах, или Золотом осле» Апулея и, по правде говоря, больше похож на сказку.

Кратко напомню содержание.

У царя были три дочери и самая красивая – Психея. Слава ее стала затмевать Афродиту, что очень не понравилось богине. Призвав на помощь своего сына Эрота (Амура) она сделала так, что Психею приговорили к браку с ужасным чудовищем. Оставив ее на горе, все были уверены, что девушка погибнет, однако, дуновением ветра она была перенесена в прекрасный дворец. Ее вполне осязаемый, но приходящий к ней только в темноте супруг поставил условие, что Психея никогда не будет пытаться увидеть его.

Сестры, узнав о новой жизни сестры, подговорили ее нарушить данное мужу обещание. Она зажгла светильник и увидела земное воплощение Эрота. По неосторожности капли горячего масла упали к нему на плечо, и он проснулся. Оскорбленный супруг улетел, а неутешная, уже к тому времени беременная, Психея пошла скитаться по свету в его поисках.

Афродита с помощью Гермеса призвала нарушительницу клятвы к себе и, пока Эрот лечился от полученных ожогов, всячески стала изводить ее коварными заданиями. Разделить две кучи смешанных зерен, достать золотое руно бешенных овец, добыть воды из Стикса и далее по списку. Естественно, Психея справилась с поручениями богини и вернула себе мужа, от которого и родила Волупию, олицетворяющую наслаждение.

А сестры, желая тоже перенестись в чудесный дворец, увы, разбились, бросившись со скалы.

***

Если посмотреть «Морфологию волшебной сказки» Проппа, то легко увидеть, что Апулей придерживался классических канонов именно сказки. С ее утрированностью героев, однозначностью и «плоским» взглядом на мир. И Льюису, на самом деле, пришлось не пересказывать миф, а, фактически, создавать его заново, придавая сюжету глубину и прописывая реальные характеры действующих лиц.




Тэги: Frd981
Статья написана 4 августа 2020 г. 23:39

В «Бродягах Дхармы» не происходит никаких глобальных событий. Рей Смит, вроде бы, бесцельно путешествует автостопом и в товарных поездах от Тихого океана в Калифорнии до Атлантического в Северной Каролине. Вместе со своим другом Джеффи карабкается в горы или устраивает буйные вечеринки. И, вместе с тем, он идет путем Дхармы.

***

Чтобы понять этот роман, надо сначала заглянуть в Ваджраччхедика Праджня-парамита более известную на западе как «Алмазная Сутра», излагающую суть Запредельной Мудрости. Самая главная мысль этого трактата, созданного в III веке н.э., заключается в том, что мы все уже являемся Буддами и изначально пребываем в нирване. И только незнание данного факта порождает мираж существования в сансаре, жизни, порабощенной желаниями, гневом и прочими чувствами.

Человек, осознавший эту истину, давший обет действовать во благо всех живых существ и помогать им на пути просветления, именуется бодхисаттвой, а «Алмазная Сутра», фактически, представляет собой наставление по поведению, речи и образу мыслей вступивших на стезю бодхисаттв.

Правда, западное мышление сразу же обнаружило в сутре фундаментальное противоречие, которое попыталось разрешить с помощью разделения на абсолютную и относительную истины. Если для бодхисаттвы пребывание всех в нирване является не подлежащим сомнению постулатом, то, вроде бы, спасать уже никого не надо. Но с точки зрения относительной истины, не стоит избегать попыток просветить встречаемых на своем жизненном пути относительно иллюзорности их существования.

Все выше сказанное и составляет суть «Бродяг…». Рэй, путешествуя по Америке, встречает других бодхисаттв, исключивших себя из потока «повседневной» жизни, и в любой подходящий момент пытается обратить в свою веру окружающих.

***

Человек воспроизводит себя на четырех уровнях – как физическое существо, в кругу близких и друзей, в обществе и, если повезет, в истории. Самое интересное, что история помнит только «отличия». Миллионы безликих яппи, окружавших Керуака, живших нормальной повседневной жизнью канули в Лету, а память о бродягах, чей образ жизни подвергался всеобщему осуждению, осталась. Может быть потому, что медитация – обязательная практика любого бодхисаттвы – это умение выстраивать длительные размышления. Размышления, требующие не только определенной суммы знаний, но и умения развивать их. В истории остались не просто имена Керуака, Алена Гинзберга, Гэри Снайдера, выведенные в романе под псевдонимами Рэя Смита, Альвы Голдбука, Джефи Райдера. Осталось их творчество, осталось творение взгляда на жизнь.

***

Погружаемся в роман.




Тэги: Frd981
Статья написана 28 июля 2020 г. 00:40

Если вы думаете, что «альтернативная» литература – порождение двадцатого века, то глубоко заблуждаетесь. Расчлененка, инцест, потоки фекалиев – все это теперь издается под красивыми обложками и называется «сказками». Сказками, которые я ни в коем случае не давал бы читать детям (и особо впечатлительным взрослым).

Всего лишь несколько примеров из «классики».

***

Для начала возьмем «Замарашку» — один из вариантов «Золушки».

Начнем с вполне безобидного, как родной отец ищет свою дочь, все время ускользающую с бала.

цитата
Обождал немного королевич, видит, отец Замарашки идет, и говорит ему: «Вот туда на голубятню взобралась одна красавица!» Отец подумал: «Уж не Замарашка ли?» – потребовал топор да багор и надвое рассек голубятню, а в ней никого не оказалось.

….

Подождал он немного, пока подошел отец Замарашки, и сказал ему: «Вот тут одна красавица от меня ускользнула, и мне сдается, что она залезла на эту грушу».

Отец подумал: «Уж не Замарашка ли это?» – потребовал топор и срубил дерево...

Оригинальный способ обнаружить родную дочь, угробив её.

Вы думаете Золушка просто так потеряла свою туфельку? Отнюдь. Хитрый принц вымазал всю лестницу смолою. (Вот, наверное, была радость придворным дамам).

Но самое кровавое действо начинается, когда принц ищет обладательницу увязшей в смоле золотой туфельки.

цитата
На следующее утро пришел королевич с этой туфелькой к отцу Замарашки и сказал ему: «Моей супругой будет только та, которой этот золотой башмачок придется впору».

Услышав это, обрадовались обе названые сестрицы, потому что ноги у них были красивые.

Старшая пошла с башмачком в особую комнату и стала его примерять при матери. Стала примерять и видит: никак не влезает в башмак ее большой палец, потому что башмак ей мал. Вот мать и подала ей нож, и говорит: «Отрежь палец то! Ведь коли будешь королевой, не придется тебе пешком ходить!»

Послушалась дочка матери, срезала палец, втиснула ногу в башмак, прикусила губу от боли и вышла к королевичу. Тот взял ее себе в невесты, посадил на коня и повез к себе домой.

Как легко догадаться: «Королевич глянул на ногу невесты и увидал, как кровь из башмачка текла». Сразу же поворачивает лошадь и возвращает псевдо-невесту назад.

Затем история повторяется, только теперь ради положения королевы отрубается пятка. Но «посмотрел королевич невесте на ногу и увидал, как кровь текла из башмачка и закраснелся от нее белый чулочек», и вновь вернул невесту взад.

Но тут, как и полагается в сказках, золотая туфелька впору приходится Замарашке, которая и становится законной невестой.

Вы думаете, на этом садюшник заканчивается? Нисколько.

Когда пришло время играть свадьбу, лукавые сестрицы тоже явились, хотели примазаться и как будто выказать участие к счастью Замарашки.

Вот свадебный поезд двинулся к церкви, и старшая из названых сестриц шла с правой стороны невесты, а младшая – с левой; и вдруг голубки у каждой из них выклевали по одному глазу.

На обратном пути из церкви старшая шла с левой, а младшая – с правой стороны невесты, и голубки опять выклевали каждой из них по одному глазу.

Так то и были они наказаны слепотой на всю жизнь за их злобу и лукавство.

Очень поучительная история.

***




Тэги: Frd981



  Подписка

Количество подписчиков: 13

⇑ Наверх