Тайна Райхоупского леса


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Frd981» > Тайна Райхоупского леса (Роберт Холдсток «Лес Мифаго. Лавондисс»)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Тайна Райхоупского леса (Роберт Холдсток «Лес Мифаго. Лавондисс»)

Статья написана 15 июля 2020 г. 22:50

Складывается впечатление, что наши издатели панически боятся сложной интеллектуальной фантастики, видимо, заранее предрекая ей коммерческий провал. «Идеальное несовершенство», к примеру, добиралось до российского читателя 15 лет. «Королева ангелов» Грега Бира – почти 30. Циклу Холдстока про Райхоупский лес повезло меньше всех. Он ждал своей очереди целых 34 года. А ведь, Холдсток определил развитие целого жанра. Без этого цикла, наверное, выглядели бы совсем по другому и «Американские боги» Нила Геймана, и «Иные песни» Яцека Дукая, и еще множество других книг, формирующих лицо современной фантастики.

***

Центральная идея повествования, сама по себе, грандиозна. Есть «первобытные» леса (в Англии, Франции и других местах), где деревья могут «вытягивать» из подсознания людей мифические образы, воплощая их в виде «мифаго» — вполне реальных существ, которые могут даже убить.

Лес впускает в себя только тех, кто нашел «пустотный путь». (В качестве исключения, можно свалиться туда на самолете, но выживание не гарантировано). Вся сюжетная основа цикла вращается вокруг Райхоупского леса, который притягивает к себе пытливые умы, пытающиеся всеми способами проникнуть в него и исследовать столь необычное явление. Этой исследовательской стезе посвящен первый роман книги – «Лес Мифаго», в котором отец семейства – Джордж Хаксли, и его друг – оксфордский профессор Уинн-Джонс, день за днем исследуют «первобытную местность», тщательно документируя свои поиски, как бы, прокладывая путь идущим следом. В конечном итоге, лес поглотил и этих двоих, и обоих сыновей Хаксли – Кристиана и Стивена, и летчика Гарри Киттона, который решил помочь Стивену найти его возлюбленную-мифаго.

***

Не буду повторять, что отмечают все рецензенты – связь «мифаго» с «имаго» Юнга – бессознательными образами. Фактически, воззрения Юнга явились теоретической первоосновой мира романов, что позволило Холдстоку не отправлять своих героев на какой-нибудь Солярис, а ограничиться небольшим куском Англии, где, как оказалось, время больше похоже на слои, лежащие друг на друге.

Если первый роман, скорее, глядит на мир глазами людей-исследователей, то во втором — «лес» обретает свой голос и становится полноценным персонажем повествования. Сводная сестра Киттона – Таллис (названная в честь Талиесина – легендарного валлийского барда, между прочим), наделена даром открывать пустотные пути, и, достигнув тринадцати лет, отправляется в лес найти брата и вернуть его назад. «Лавондисс» — и более «архитипичен», и более «наукообразен». Он построен на извечном мифе об ошибке героя и трудном пути по ее исправлению.

Человек, проходя через «лес», создает извлеченную из подсознания реальность, населенную множеством «его» мифаго. Подсознание другого человека может изменить созданный мир, что создаст «ловушку» для первого идущего, который не сможет найти пути назад – в мир людей.

Таллис, увидев через пустотный путь раненого героя, решила пожалеть его, отогнав птиц-падальщиков, в результате, сделав это место запретным для птиц во всех временных пластах. Это обречет на смерть первобытных людей, живших в данном месте во времена оледенения, и навсегда поменяет мифы. Ее очень долгое путешествие по лесу и множественные перевоплощения будут посвящены только одной цели – исправить свою подростковую ошибку и дать возможность Киттону найти дорогу назад.

Сюжетно, «Лавондисс» в чем-то похож на «Снежную королеву». Только, сказочная форма заменена на многослойное мифологическое повествование, делающее более ценным «как» это написано, чем сюжетную канву. (Нам не рассказывают миф, а он проживается через героев книг).

***

Холдсток в своем повествовании доходит до первичных, очень жестоких мифов, где расчлененка и каннибализм – обычные явления. Это – «Сказки Джамбаттиста Базиле», а не приглаженная их обработка Шарлем Перро и братьями Гримм. И Лавондисс – рай в представлении мифаго, где нет времени и куда они все стремятся, на самом деле является вечным холодом, сковывающим все вокруг.

***

Вердикт. «Базовое» произведение современных фантастики и фэнтези. Читать обязательно.

P.S. У «лесного» цикла Холдстока существует своеобразная «визуализация», которую он, возможно, учел при создании своего мира. В 1980 году на экраны вышел фильм «Другие ипостаси», где главные герои тоже предпринимают попытки погрузиться в свое подсознание, используя мескалин и ванную с раствором, отключающим внешние ощущения. В результате – временное превращение в кроманьонца, достижение уровня «первоматерии» и невыразимый ужас, испытываемый всем живым перед лицом огромного безразличного убийственного космоса.



Тэги: Frd981


860
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 июля 2020 г. 09:20
Классная книга, действительно. С эффектом присутствия в мифе и ожившей природой кельтского леса.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 июля 2020 г. 11:45
Рекомендую еще посмотреть фильм, упоминаемый в P.S.
Весьма нестандартный подход к теме, и прекрасная визуализация.
 


Ссылка на сообщение16 июля 2020 г. 14:35
Принято!


Ссылка на сообщение16 июля 2020 г. 22:57
Спасибо!
Приятно, когда у изданной книги появляется еще один читатель. Тем более, у книги, которую было не так легко опубликовать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июля 2020 г. 13:02
То и печально, что наши издательства, практически, не занимаются продвижением книг. Их позиционированием, встраиванием в литературное полотно, объяснением, почему и кому желательно их прочитать.
Если брать в общем, они не умеют выстраивать целевые референтные группы, отдавая этот процесс сообществам, типа Фантлаба, в том числе. Но этого не достаточно для продвижения.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2020 г. 22:15

цитата

Если брать в общем, они не умеют выстраивать целевые референтные группы, отдавая этот процесс сообществам, типа Фантлаба, в том числе. Но этого не достаточно для продвижения.

Вы всерьёз считаете, что «Лес мифаго» может стать популярной у широких читающих масс книгой? Верите, что всё дело в отсутствии пресловутого «продвижения»? Ну-ну... 8:-0
То, что это шедевр — никто не спорит. Но для чтения подобной литературы нужно иметь хоть какой-то базис, потому что это не «Алхимик» Коэльо, где тебе всё разжуют и разложат по полочкам.
Потому и НАСТОЛЬКО разные тиражи у Холдстока и Коэльо.
Так что всё гораздо проще, и гораздо сложнее, чем Вы сеье представляете. Есть некоторые авторы, которых лично я для себя определяю как «штучных», которых «продвигать» бесполезно — их будут отслеживать и вылавливать в магазинах только точечно, только те, кто «в теме», и никакой широкой популярности не будет ни-ког-да! А этих Ваших «целевых референтных групп» зачастую и на 1000 экземпляров тиража не хватит.
К сожалению, разумеется.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2020 г. 23:39

цитата Seidhe

Вы всерьёз считаете, что «Лес мифаго» может стать популярной у широких читающих масс книгой? Верите, что всё дело в отсутствии пресловутого «продвижения»?

Да, считаю.
Есть, можно сказать, прямой эксперимент на эту тему – раскрутка ЛайвЛибом совершенно «нишевой» книги – «Дом, в котором» Мариам Петросян. Просто, приведу цифры: прочитали — 24,5 тыс. человек. Хотят прочитать – 26 тыс. Рецензий – почти 1,5 тысячи.
«Гаятри» будет допечатывать эту книгу еще много-много лет.
Смотрим на Холдстока.
Прочитано – 86, хотят прочитать – 700. Рецензий – 14.
И сам я узнал об этой книге благодаря Zangezi, который входит на ЛЛ в мою «референтную группу».
 


Ссылка на сообщение18 июля 2020 г. 10:52

цитата

Да, считаю.

Ваше право. Всё, что касается возможной популярности книг, подобных «Лесу мифаго» у широкой публики, сводится для меня лично к одной истории (ссылку найти, к сожалению, не могу, но было это на ФантЛабе около года назад): какая-то дама написала что-то вроде «бестолковые художники нарисовали на обложке непонятно что — как же мужик с такими рогами по лесу ходит?» На мои вялые попытки объяснить, что прежде, чем ругать, хорошо бы прочитать про что книжка, или хотя бы загуглить, как выглядел кельтский бог Цернуннос, последовала истерика в стиле «вам бы, мужикам, лишь бы унизить ни в чём не повинную девушку» :-)))
Вот и всё. Перед такой публикой хоть расшибись — не поймут!
А приведённый Вами в пример роман «Дом, в котором» — это из другой оперы, это всё-таки книга вне «фантастического гетто», так что пример не совсем корректный.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2020 г. 11:43
Вообще-то, «Дом…» — это классический магреализм. Так что, из той же оперы, это уж точно.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2020 г. 12:41
Не вижу смысла спорить. «Алхимик» по Вашему мнению тоже «из той же оперы»? ;-)
Я повторю ещё раз: «Лес мифаго» — для подготовленного читателя «в теме», «Дом» — это просто удачно «выстреливший» роман, который стало модно читать.
Для меня разница очевидна.
И так, чисто информации к размышлению: из 24 человек, заполнивших классификатор на ФантЛабе, тэг «магический реализм» поставил ровно один человек 8-)
 


Ссылка на сообщение18 июля 2020 г. 14:08

цитата Seidhe

И так, чисто информации к размышлению: из 24 человек, заполнивших классификатор на ФантЛабе, тэг «магический реализм» поставил ровно один человек

Значит, только один из них дочитал роман до конца. :-D
 


Ссылка на сообщение18 июля 2020 г. 14:10
Я тоже дочитал. Но тэга такого не поставлю ;-)
 


Ссылка на сообщение18 июля 2020 г. 14:26
Вот, нашёл, наконец-то! :cool!:

цитата

Скажите, честно, как можно с такими рогами развесистыми,приклонить голову?
Какого размера подушка должна быть? Кто рисует подобные обложки,он понимает специфику процесса проживания в лесу оленей? Козлы скачут по горам,там их рога ветви деревьев не задевает.
И почему мужчины изображение есть,а женщины с рогами нет?!
Умилительная обложечка.

Почитайте глубину анализа в комментариях и решите сами, можно ли что-то «продвинуть» в этом конкретном случае: https://fantlab.ru/blo...
 


Ссылка на сообщение17 июля 2020 г. 22:17
А Вам огромное спасибо, что издали! ^_^
Отлично встала книжка рядом с трёхтомником Морриса и «Туманами Авалона» — действительно «золотая коллекция» в моём понимании :cool!:


⇑ Наверх