Фантастика будущего


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» > Фантастика будущего идеологически не нужна и вредна
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фантастика будущего идеологически не нужна и вредна

Статья написана 25 августа 2020 г. 17:23

Отзыв

о рукописи Ал. Михайлова «Радио-революция»

фант. роман (зарег. изд. «Прибой» за №____ от ___ )

Роман переносит читателя в жизнь человеческого общества через значительный промежуток времени (капиталистическое господство ещё более укрепилось вследствие завоеваний техники радио). Борьба за освобождение рабочего класса переносится главным образом из области политики в область техники. Выходец из рабочего класса, инж. Нельсон, гениальный изобретатель, изобретает чудесные лучи, парализующие работу всех радио-установок капиталистов, останавливающие войну и т.д. — происходит молниеносная «радио-революция». Роман не обходится без любовной интриги — дочь миллиардера идёт за революционером Нельсоном, помогает ему и т.д.

Таков сюжет романа, идеологически совершенно неприемлемого — рабочий читатель поймёт из него только то, что мировая пролетарская революция придёт, во-первых, не скоро («частичная» стабилизация капитализма сменится эрой подлинного капит. благоденствия) и, во-вторых, не через окошко революционной борьбы под руководством компартии, а в результате индивидуальных актов нескольких рабочелюбцев.

Искупают ли другие достоинства романа этот коренной его недостаток? Нет. С точки зрения содержания — набившее оскомину изображение быта миллиардеров, с одной стороны, масс, с другой; всевозможные кино-трюки; любовь богатой девушки к революционеру (тем более надоевший мотив) и т.д. С точки зрения популяризации среди молодёжи научных знаний, хотя бы о радио — роман совершенно лишён даже такого рода научных обоснований, как это имеет место у Ж.-Верна, Уэлльса и пр. С точки зрения формально-художественной (слог) роман приличен.

Можно ли его переделать? Нет — ибо в основе фантастика будущего идеологически не нужна и вредна, а худож. достоинства романа далеко не таковы, чтобы ради них пренебречь идеолог. стороной, — то считаю роман для печати совершенно неприемлемым.

А. Геронимус

30/VI 1925 г.

(Ниже, другим почерком: «Книжку ругает и Рензина»)





916
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 августа 2020 г. 17:35
Эх, такие кунштюки зарубали рецензенты!


Ссылка на сообщение25 августа 2020 г. 17:52
Иной раз советские рецензии на произведения интереснее самих произведений.


Ссылка на сообщение25 августа 2020 г. 19:32
Да, какой напор, какая энергия!
Не нужна и вредна!
Ваше слово, товарищ Маузер!


Ссылка на сообщение25 августа 2020 г. 20:04
Вот так мы и лишились своей первой волны. Только Беляев с Толстым от нее и остались.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 августа 2020 г. 23:39

цитата chert999

и лишились своей первой волны
ну, конечно:-[ Читайте журналы 20-х:beer:

цитата chert999

Только Беляев с Толстым от нее и остались
как бы не так
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 16:44

цитата монтажник 21

как бы не так


Ну а кто еще? Если говорить о по-настоящему известных писателях с многочисленными переизданиями, а не об авторах серии «Фантастический раритет»? Беляев, Толстой, Обручев, Грин, отчасти Шагинян, Катаев и Каверин — ну вот, собственно, и всё. И уже в 50-е годы, всего через 30 лет, больше никого не помнили и не переиздавали. Про Муханова, Гончарова и Орловского даже наши деды ничего уже не помнили. Ну, на Украине еще иногда переиздавали Юрия Смолича (трилогия «Прекрасные катастрофы» на украинском), но и его уже мало кто знал — вот я, например, наткнулся на его старую книгу в 80-х годах вообще случайно.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 16:56
Фантастику Катаева и Каверина 20-х годов почти не переиздавали, только в собраниях сочинений.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 17:11
Да, только в собраниях сочинений, где я их и нашёл, когда сильно захотел (да и то лишь благодаря упоминанию у Бритикова). А из отдельных переизданий был только «Месс-Менд» Шагинян в «рамочке» в конце 50-х. А вот «Хулио Хуренито» Эренбурга, кажется, не было даже в собрании. Во всяком случае, впервые я о нем узнал благодаря переизданию «Текста» в 1989 году.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 18:00
Хуренито был, и Трест ДЕ тоже.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 19:11
Ну, значит, в Эренбурга я так глубоко не залез тогда. Давно это было.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 17:04

цитата chert999

Беляев, Толстой, Обручев
Булгаков —

цитата chert999

Если говорить о по-настоящему известных
— согласен. Но это не повод, чтобы забывать о «фоне» — тех же Орловском, Никольском, Рюмине, Зуеве-Ордынце и многих других. Они были. Были и другие и весьма колоритные товарищи. «Вытаскивать» этих авторов — увлекательнейшее занятие. С огромным удовольствием этим занимаюсь и потихоньку публикую:beer:
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 19:19

цитата монтажник 21

Булгаков —


Булгаков до конца 80-х был практически недоступен (только «Мастер» худо-бедно — я его прочел еще школьником в начале 70-х в журнале «Москва» — и ни фига не понял, если честно, — но вот книгу Булгакова с «Мастером» и «Белой гвардией» я впервые сумел раздобыть только в 1986, кажись, году). И я еще помню то время — 1987-1988 годы, когда в разных литературных журналах (центральных и региональных) впервые после полувекового перерыва начали печататься фантастические повести Михаила Афанасьевича — «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». А до этого только их названия были известны.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 19:31
То, что вы их вытаскиваете и публикуете — дело очень хорошее и полезное. Но разговор-то тут о том шел, что «первая волна» еще в конце 20-х годов была разбита государственными волноломами и сгинула без брызг, почти никак не повлияв на все последующие «волны». В то время, как у американцев такой проблемы не было — у них все «волны» плавно перетекали одна в другую. И Дока Смита, и Гамильтона, и Уильямсона, и даже Стенли Вейнбаума, после понятной, в принципе, паузы 40-х — 50-х благополучно переиздавали и в 60-е, и в 70-е, ну и так далее. У меня у самого в 80-е был один покет — антология ранней американской фантастики, — купленный вообще в советском магазине. Ну а уж фантасты «золотого века» были доступны (у них) всем и всегда.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 19:50

цитата chert999

«первая волна» еще в конце 20-х годов была разбита государственными волноломами и сгинула без брызг
это — да! Не поспоришь. А вот по поводу

цитата chert999

почти никак не повлияв на все последующие «волны»
тут не так все категорично. Впрочем, меня больше интересует как раз не влияние, а сам феномен.:beer: Кстати, а может быть сейчас повлияет (может и влияет — тот же Булгаков, Замятин, Беляев и др.) — как знать???
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 15:49
Я думаю читали фантасты поколения 2 и 3 всю, вообще всю, подряд, а не только верхушки (Толстой-Шагинян-Катаев) фантастику времен НЭПа, и многое из неё брали и переосмысливали. Булычев в мемуарах пересказывает эти книжки, Головачев коллекционирует советскую фантастику тех лет, так что читали ее те кто интересовался — но для этого надо было делать неимоверные усилия, розыски даже специальные, если даже из библиотек всё это исчезло — что-то списано, что-то утащено.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 15:46
Дело у Вас замечательное — и книжки в итоге получаются полезные, интересные, расширяющие кругозор по истории жанра. Раньше выпускали в «Молодой гвардии» антологии ретро-фантастики, но из даже противно в руки было брать — вообще без картинок, непонятно что там и зачем там внутри, типа замшелый лист какой-то. А вот Ваш подход к переизданию со старинными иллюстрациями — это блестящий способ увлечь читателя.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2020 г. 19:18
Спасибо:beer:

цитата С.Соболев

книжки в итоге получаются полезные, интересные, javascript://расширяющие кругозор по истории жанра
К этому и стремлюсь:beer: Будем продолжать:beer:


Ссылка на сообщение25 августа 2020 г. 22:47
Жаль в 1925 году не крутили аниме в кино.


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 15:24
Ну и фамилия — Геронимус, звучит как псевдоним блэк металлиста.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 16:31
Karl Friedrich Hieronymus Freiherr von Münchhausen :cool!:


⇑ Наверх