Мир без Стругацких Сборник


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > "Мир без Стругацких". Сборник на "Букмейте". Предисловие составителя и краткий анонс
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Мир без Стругацких». Сборник на «Букмейте». Предисловие составителя и краткий анонс

Статья написана 3 сентября 2020 г. 13:55

Хорошие новости: вместе с платформой «Bookmate» мы запустили сборник «Мир без Стругацких». Эксперимент с нарративом, проект, важный для меня и, надеюсь, небезынтересный для читателей – хотя, говорят, постмодернистские опыты сейчас не в моде, в моде сверхновая искренность и переживание травмы (не спрашивайте). В чем важность этого проекта, при чем тут Стругацкие, какие референсы мы использовали – кратко рассказываю в предисловии. Читаем под катом или по ссылке на «Букмейте». Да, знаю, кого-то этот проект доведет до истерики – мы к этому готовы и даже ожидаем. Здесь добавлю, что на сайте уже опубликованы рассказы Алексея Сальникова «Юрий Коваль. Катамант» и Ники Батхен «Варлам Шаламов. Страна Уран». В планах – Эдуард Веркин, Сергей Кузнецов, Владимир Березин и многие другие. Ждите. И подписывайтесь, да. 8-)

Читать сборник на “Букмейте”.

И да — новые рассказы будут появляться на сайте дважды в неделю, по вторникам и пятницам.

UPD. Отвечаю на вопрос будет ли книга. Да, в планах есть издание традиционной бумажной версии. Книга определенно будет. Но пока все это планы отдаленные. Первые полгода после публикации последнего рассказа (точнее, небольшой повести «Александра Галича») сборник будет доступен только в «Букмейте» (и, возможно, у кого-то из партнеров — но тоже в электронном формате). За это время определимся с издателем. На бумажную публикацию с авторами будут заключаться отдельные договоры. Меня, конечно, больше всего привлекает РЕШ, но заинтересует ли Шубину и Ко проект, уже опубликованный в интернете — отдельный вопрос. Короче, будет, но не скоро.


Не время для учеников

От составителя



Антология, которую вы сейчас читаете, — дань уважения советской фантастике и в то же время своего рода ревизия, попытка переосмыслить ее роль и место в литературе второй половины XX века в целом. Несмотря на слом иерархий и распад канона, в массовом сознании фантастика по-прежнему остается литературой третьесортной, прозой, «которую жулики пишут для идиотов», по выражению одного чиновника 1960-х. Между тем ее роль в формировании советского мифа сложно переоценить. Фантасты внесли существенный вклад в создание уникальной цивилизации, устремленнойв будущее, демонизирующей прошлое и безразличной к настоящему: «Затянем пояса, товарищи, зато наши дети будут жить при коммунизме!» Некоторые читатели до сих пор поминают этих авторов добрым словом, другие никак не могут простить обманутые надежды.

Но что если бы в один прекрасный день вагонетка советской фантастики свернула на иные рельсы, а в авангарде жанровой литературы встали совсем другие писатели? Кто-нибудь из тех, чьи имена не принято связывать с научной фантастикой — или тот, кто наравне с фантастикой сочинял произведения других жанров? Фазиль Искандер, Юрий Коваль, Василий Шукшин — или, чем черт не шутит, даже Варлам Шаламов? Как изменился бы облик советской литературы, какие новые темы, мотивы, интонации и смыслы в ней появились бы?

В нашей антологии эти несбывшиеся альтернативные варианты исследуют недавний лауреат «Национального бестселлера» Алексей Сальников и финалист «Просветителя» Елена Клещенко, номинант «НОСа» и «Большой книги» Сергей Кузнецов, неоднократный обладатель «Заветной мечты» Эдуард Веркин, лауреат «Книгуру» и финалист премии «Ясная Поляна» Владимир Березин и многие другие: писатели с разным мировоззрением, разным стилем, литераторы, которых объединяет азарт естествоиспытателей и готовность заглянуть за грань «реальности, данной нам в ощущениях». Путешествие предстоит долгое, опасное, но увлекательное — присоединяйтесь, дорогие читатели!

Не откладывая в долгий ящик сразу ответим на несколько вопросов, которые могут возникнуть у тех, кто наберется мужества и рискнет заглянуть дальше предисловия.

Почему Стругацкие?

Ответ очевиден: именно с братьями Стругацкими в первую очередь ассоциируется советская фантастика второй половины XX века. Именно они оказались в авангарде научной фантастики 1960–1980-х, более того: АБС до сих пор остаются самыми читаемыми и самыми обсуждаемыми авторами своего поколения. Мы говорим «Стругацкие», подразумеваем «советская фантастика». Говорим «советская фантастика», подразумеваем «Стругацкие». Представить, какой стала бы наша фантастика, если бы волей случая феномен АБС не состоялся, — серьезный вызов и непростая задача для писателя, но тем интереснее найти ее решение.

По какому принципу выбирали авторов антологии?

Мы обратились к писателям, ценящим вклад братьев Стругацких в отечественную литературу, знакомым с традициями советской фантастики, но в то же время не относящимся к числу учеников, прямых продолжателей линии АБС. С глубоким сожалением нам пришлось отказаться от мысли привлечь участников ленинградского-петербургского семинара Б. Н. Стругацкого, «выпускников» семинаров 1980-х в Малеевке и Дубултах, заслуженных представителей «четвертой волны»: именно взгляд со стороны, извне дает надежду на самые неожиданные и интересные результаты.

Как построены рассказы сборника?

Каждый рассказ в нашей антологии разделен на две части. Первая — выдержка из альтернативной «Википедии» (точнее, из альтернативных «Википедий»), где рассказывается в числе прочего и о том, почему расстановка сил в советской фантастике разительно изменилась, а место АБС заняли совсем другие персонажи. Вторая часть — попытка воссоздать эту альтернативную фантастику, свободную от влияния Стругацких и следующую абсолютно иным традициям.

Помните ли вы о предшественниках, использовавших похожий прием?

Конечно помним. И не поленимся их перечислить. Первый по хронологии — Рустам Святославович Кац (под этим псевдонимом выступает саратовский писатель и критик Роман Арбитман) со своей альтернативно-исторической псевдомонографией «История советской фантастики» (1993): автор в подробностях описывает, как в СССР 1930-х научная фантастика заняла место социалистического реализма в роли главенствующего метода советской литературы — и что из этого в итоге получилось. Пять лет спустя, в 1996-м, в США вышла антология «War of the Worlds. Global Dispatches» под редакцией Кевина Андерсона, приуроченная к юбилею «Войны миров» Герберта Уэллса: в этой книге собраны рассказы англо-американских фантастов, написанные от имени великих исторических персон — Жюля Верна, Альберта Эйнштейна, Теодора Рузвельта, Марка Твена, Пабло Пикассо, Льва Толстого и Иосифа Сталина (в соавторстве), ставших свидетелями и участниками марсианского вторжения на Землю. В том же 1996 году в Санкт-Петербурге стартовала серия антологий под редакцией Андрея Черткова «Время учеников», включавшая «свободные фантазии на тему миров братьев Стругацких», написанные современными российскими фантастами — от Михаила Успенского и Андрея Лазарчука до Сергея Лукьяненко. Завершает список референсов антология «Классициум», подготовленная в 2011 году Ярославом Веровым и Игорем Минаковым, — сборник стилизаций, взгляд на Солнечную систему, устроенную по лекалам ранней научной фантастики, с точки зрения классиков мировой литературы — от Эрнеста Хемингуэя и Владимира Набокова до Исаака Бабеля и Иосифа Бродского.

Не кажется ли вам эта затея провокационной и оскорбительной для памяти Стругацких?

Оскорбительной — определенно нет. Вместе и порознь АБС неоднократно выступали против подражательности, прямолинейного заимствования стиля и попыток «перестругачить Стругацких», призывали как можно реже оглядываться на их книги. В этом смысле наша антология вполне отвечает задачам, которые, по мнению Стругацких, стояли перед отечественной фантастикой. Что же до провокационности — хорошая провокация на литературном поле будит разум и будоражит воображение. Надеемся, наша шалость удалась — но об этом предстоит судить уже читателям.


Составитель Василий Владимирский





2333
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение3 сентября 2020 г. 17:22
— Ха-ха! А король-то голый!
— Зато король!


Ссылка на сообщение3 сентября 2020 г. 18:09
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2020 г. 19:35
«Первый по хронологии — Рустам Святославович Кац (под этим псевдонимом выступает саратовский писатель и критик Роман Арбитман) со своей альтернативно-исторической псевдомонографией «История советской фантастики» (1993): автор в подробностях описывает, как в СССР 1930-х научная фантастика заняла место социалистического реализма в роли главенствующего метода советской литературы — и что из этого в итоге получилось».
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2020 г. 19:43
А получилась спустя много лет откровенная дрянь.
Помню — я как раз купил принтер — и распечатал всю книгу! И прочел зараз. И это было так здорово!
Как капустник после спектакля. С юморком-с, несмешной, откровенно глупый, но так в тему...
А потом были хорошие книги и плохие книги, годы шли... И вот взял в руки ЭТО... Господи, глупость какая. Написано бездарно. А уж «биографии» точно напоминают «шюточки новогодние» после 6 рюмки ... чая.
То, что сгодилось после фэнского слета, на книгу не тянуло никак. Когда протрезвели:-)))
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2020 г. 20:21
Спасибо. Ваше мнение очень важно для нас.
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2020 г. 12:49
Большое спасибо за Вашу оценку — книга Каца в 2020 году читается как очень скверная книга. Ведь большинство читателей уже не поймёт, что там 50 % текста — откровенная ложь. А пропагандировать книги, содержащие много лжи, — НЕ ХОРОШО!
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2020 г. 16:23
Почему же 50?
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2020 г. 16:27

цитата validity

Ведь большинство читателей уже не поймёт, что там 50 % текста — откровенная ложь.


Большинство читателей, подозреваю, и в момент выхода не понимало, что книга -- мистификация (а не ложь). Некоторым уровень образования позволяет верить и в Плоскую землю, но, имхо, это их проблемы: автор оставил в тексте маркеры, чтобы умному было достаточно.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 13:58
Художку — сжечь. С пониманием.


Ссылка на сообщение3 сентября 2020 г. 18:12
«Только хардкор, только бумага».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2020 г. 19:39
Все читал на бумаге. У меня ооотличный принтер!
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 07:45
Это-то понятно, просто проект «Эпидемия» вышел бумажной книжкой после публикации на сайте, буриме «Марс» — тоже вышел в бумаге, вот и интересно про этот сборник узнать.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 11:01

цитата

просто проект «Эпидемия» вышел бумажной книжкой после публикации на сайте

Вау! Так «Постэпидемия» всё-таки вышла на бумаге? o_O
До последнего надеялся, что здравый смысл восторжествует...
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 11:10
Смотрю, популярный запрос. Давай я тебе подробно отвечу, а дальше буду копировать.

Да, в планах есть издание традиционной бумажной версии. Книга определенно будет. Но пока все это планы отдаленные. Первые полгода после публикации последнего рассказа (точнее, небольшой повести «Александра Галича») сборник будет доступен только в «Букмейте» (и, возможно, у кого-то из партнеров — но тоже в электронном формате). За это время определимся с издателем. На бумажную публикацию с авторами будут заключаться отдельные договоры. Меня, конечно, больше всего привлекает РЕШ, но заинтересует ли Шубину и Ко проект, уже опубликованный в интернете — отдельный вопрос. Короче, будет, но не скоро.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 12:16
Будем ждать.


Ссылка на сообщение3 сентября 2020 г. 21:34
Василий, будет ли издан «Мир без Стругацких»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 00:09
Так уже издается. :-))) Если речь про бумагу — определенно будет. Но не так чтобы очень скоро.
 


Ссылка на сообщение7 июня 2023 г. 08:53
Почти три года -- это «не очень скоро»?
 


Ссылка на сообщение7 июня 2023 г. 13:26
Почти три года — определенно не очень скоро. Но и не запредельно долго, см. историю публикации повестей братьев Стругацких. Иные по 20+ лет к читателям шли.


Ссылка на сообщение3 сентября 2020 г. 21:45

цитата

Варлам Тихонович Шаламов (5 июня 1907, Вологда, Российская империя — 17 января 1982, Москва, СССР) — русский советский прозаик, фантаст и поэт, наиболее известный как автор романа «Дорога в космос», трилогии «Сыновья Ойкумены» и цикла рассказов «Страна Уран».
Шаламов в юности увлекался зарубежной литературой и переводил Лавкрафта.


цитата


Юрий Иосифович Коваль (9 февраля 1938, Москва) — советский и российский писатель, поэт и сценарист. Блогер.
Дебютировал как детский писатель, однако его роман «Довольно легко, а затем направо» (1976), переведенный на 24 языка, проложил путь Юрию Иосифовичу во «взрослую» литературу. С 1980 года ведет переписку с Куртом Воннегутом, который не раз отмечал, что «остроумие Юрия универсально, оно не теряется в переводе».




Жжёте!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 00:10


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 06:03

цитата С.Соболев

Шаламов в юности увлекался зарубежной литературой и переводил Лавкрафта.

За что, видимо, и сел?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 07:43
Нннет, сел как и в нашей ветке реальности, за политику, но по другому спектру политических фракций.
Вы кстати читали ли книжку Арбитмана, с микровставками про выдуманных Пастернака, Курицына, Булычева?
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 11:08
Не, Кац и прочие аватары Романа Эмильевича у меня в дальних планах только)


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 08:42
Очень интересно. А в бумаге планируется издать?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 11:11
Выше ответил, дублирую.

Да, в планах есть издание традиционной бумажной версии. Книга определенно будет. Но пока все это планы отдаленные. Первые полгода после публикации последнего рассказа (точнее, небольшой повести «Александра Галича») сборник будет доступен только в «Букмейте» (и, возможно, у кого-то из партнеров — но тоже в электронном формате). За это время определимся с издателем. На бумажную публикацию с авторами будут заключаться отдельные договоры. Меня, конечно, больше всего привлекает РЕШ, но заинтересует ли Шубину и Ко проект, уже опубликованный в интернете — отдельный вопрос. Короче, будет, но не скоро.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 12:07
ты этот ответ лучше дай поскриптумом в статье
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 20:49
Внезапно! Хорошая мысель. Ща.


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 12:51
Что-то у меня не открывается сайт по ссылке «Читать сборник на “Букмейте».
Так только у меня? Или там обязательная регистрация на сайте?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 14:24
и еще и заплатить придется
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 16:44
Вроде так читаются пока первые два, бесплатно.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 16:59
мне от Шаламова\Батхен дают только библиографию, текст не дает
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 18:48
Внизу синий бегунок, двигаю его, читаю текст дальше. (Его видно если мышкой вниз уйти).
Еще справа в верхнем углу какие-то квадратики, тот что нарисован из горизонтальных полосок — это Содержание, выпадает меню, можно все главы по очереди открывать, но листать всё равно приходится бегунком который снизу. Всё это жутко неудобно, совсем не очевидно, коряво спрятано какими-то всплывающими флэш-пуш-пиктограммками, и не факт что где-то пропущены страницы будут при чтении. Поэтому-то я за старый, добрый, энергонезависимый от школяров-дизайнеров, папирус.

P.S. через 10 минут: Хе-хе, баг исправили: теперь ничего не читается, рассказ Максютова вообще представлен только обложкой.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2020 г. 19:19
Вот-вот(((
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2020 г. 18:36
Полная монетизация контента — вот наш идеал...)))
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2020 г. 18:43
Можно было б не только рассказы в стиле Катаева-Пикуля-Шаламова заказать, но и иллюстрации в стиле Макарова-Авотина-Мигунова -Блиоха. Вот было бы здорово.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 14:04
Да, иллюстраций ощутимо не хватает. Но я не спец по этой части, а кто еще возьмется?.. (плачущий смайлик)


Ссылка на сообщение5 сентября 2020 г. 19:44
Прям не ожидала, что этот сборник будет так активно дискутироваться
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 14:03
А я прямо ожидал. И даже планировал. 8-) Посмотрим, что на DTF понапишут, когда/если издатели там новость разместят. И на «Пикабу», коллеги подсказывают, еще надо бы. Там ЖЫР.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 14:03
ЖЫР мы любим, да)))


Ссылка на сообщение6 сентября 2020 г. 17:04
Хорошо помню дискуссию в «Двести» (и не только там), что Кацу никакой премии по критике давать нельзя, это все не настоящее...
Сам феномен Романа весьма интересен. Когда в плотные ряды «МГ» влетел комиссар-большевик с шашкой и начал их так ругать, что страницы полетели! Или мощно пинал сию «литературу» могучим ботинком типа «govnodav» — мы были в восторге! Да, прикурить давали и Ревич с Гопманом (как он уделал Подколзина и Гуляковского), но Роман был Велик и Могуч! Остальные были более спокойными.
Так что «История» была ... ну, недаром я ее распечатал для чтения.
Но шли годы... На моих глахах «родились» и выросли как «большие» Первушин, Владимирский, Переслегин, так и «малые» Чертков со товарищи... «Большие» = солидные книги и масса публикаций. Опять же — «Адское пламя» Прашкевича, «Как стать фантастом» Булычева... Книги небольшие, но настоящие!
Однажды через знакомую продавщицу, через заказ с других магазинов приобред книгу с 99 рецензиями Арбитмана. И очень удивился. Настолько скучно, тускло и бездарно. В рецензиях яркое начало, автор сдувается к середине, комкает и бросает финал... Книги серенькие, там и заценивать нечего...
Где Арбитманы, когда надо заценить «Берию на танке» — был романчик такой, так ведь он же не один! Еще и «Ангелы Сталина» есть!! Где Арбитманы, чтобы заценить идиотию языка и содержания опуса, в котором герой бросает в кашу «ЩЕПОТКУ САЛА«!!! ЩЕПОТКУ! САЛА!!! Где героиня рубит капусту в КВАШНЕ (деревянная кадушка для ТЕСТА!), но не в кадке (где и есть место огурцам и капусте). Это некая Яхина. Там работники ОГПУ не имеют формы (как было в 30), зато ездят на лошадях с винтовками с примкнутыми штыками и с бурыми (из параллельной вселенной форма) звездами.
Пора возвращать шашку и ботинки.
Но нет Арбитмана на ТАКОЕ ...
Он остался в прошлом... Где был веселый, но не театральный, капустник. Где стебались над Щербаковыми, Медведевыми, да и над своими. Где непритязательный юморок был всем понятен и было смешно.
Но вспоминать КВН тридцателетней давности... Прошло, устарело...
Кстати, приговором Арбитмановским текстам служит сам хозяин этой дискуссии. Вас, Василий Андреевич, читать интересно. Переслегина интересно. Первушина. Черткова. Гакова. Ревича. Прашкевича. Булычева. Арбитман — воинствующий дилетант, ушедший в прошлое «гражданской» войны против «МГ». Ну и автор «стебочков».
Страницы: 12

⇑ Наверх