СССР, 1978, 144 мин.
Реж. Алексей Салтыков
В ролях Евгений Матвеев, Вия Артмане, Тамара Сёмина, Ольга Прохорова, Петр Глебов, Борис Кудрявцев, Виктор Павлов, Борис Плотников, Федор Одиноков, Борис Куликов, Борис Галкин, Григоре Григориу, Салават Киреев, Анатолий Азо, Игорь Горбачев, Степан Бубнов, Вацлав Дворжецкий, Константин Захарченко, Владимир Шакало, Юрий Ильянов, Геннадий Четвериков, Иногам Адылов, Владимир Борисов, Николай Волков, Юрий Волков, Вилныс Бекерис, Юрий Меншагин, Сергей Голованов, Сергей Габниа, Александр Жданов, Юрий Рогунов, Олег Хабалов, Леонид Чубаров, Юрий Заев, Геннадий Иванов, Федор Никитин
Историко-биографическая драма
Оценка 7,2 (91) Моя оценка 7 (хорошо)
Производство Мосфильм
Первая серия «Невольники свободы», вторая — «Воля, кровью омытая»
Довольно подробная (насколько это возможно за два часа) история Емельяна Пугачева, из беглого казака ставшего предводителем одного из крупнейших восстаний в истории России.
В сценарии, написанном известным писателем Эдуардом Володарским, не забыта роль личности в истории, однако народные массы играют лидирующую партию.
Яицкие казаки сознательно принимают самозванца, понимая, что никакой он не Петр Федорович. Но желание вернуть былые вольности (последнее восстание на Яике царские войска подавили года за два до этого) сильнее благоразумия. Нужен только удобный повод – и вот он «горе мыкавший» Петр Федорович.
Актерский состав. Снял картину известный режиссер Алексей Салтыков («Друг мой, Колька», «Председатель», «Бабье царство»).
В фильме снялись звезды и известные актеры Евгений Матвеев (Емельян Пугачев), Вия Артмане (Екатерина Вторая), Тамара Семина (Софья, жена Пугачева), жена режиссера Ольга Прохорова (Устинья Кузнецова, новая императрица)(«Егор Булычов и другие», «Полынь — трава горькая», «Задача с тремя неизвестными»), Петр Глебов (Степан Федулов, один из пугачевских полковников, выдавших амператора властям), Борис Кудрявцев (Максим Шигаев, любимец Пугачева, один из его судей), Григоре Григориу (Чика Зарубин) («Аннычка», «Братья Карамазовы», «Лаутары»), Виктор Павлов (Митька Лысов, один из предводителей восстания), Константин Захарченко (Иван Творогов, один из полковников, выдавших Пугачева)(«День гнева»), Федор Одиноков (Хлопуша), оперный певец Михаил Златопольский (дьякон) («Гроза над Русью»), Владимир Шакало (звонарь), Борис Галкин (Никита Строев), Вацлав Дворжецкий (игумен Филорет, многие считают его идейным наставников Пугачева), цирковой наездник Салават Киреев (Салават Юлаев), Борис Плотников (иконописец), Игорь Горбачев (Никита Панин), Анатолий Азо (Григорий Орлов) («Испанский вариант», «Личной безопасности не гарантирую», «Великий самоед», «Демидовы»), Вилнис Бекерис (Михельсон)(«Дума о Ковпаке», «По волчьему следу», «Голубой карбункул», «Версия полковника Зорина», «Мираж»), Сергей Голованов (Петр Панин) («Тайна двух океанов», «Звездный мальчик», «Сказка о царе Салтане», «Майор Вихрь»), Федор Никитин (камердинер).
Почему смотреть стоит (плюсы). Отличная игра великолепного актерского ансамбля. Евгений Матвеев хорош, хотя его Пугачев в большинстве случаев просто плывет по течению. Здесь он не соперник «Тартюфу в юбке». С этой точки зрения образ народного героя, которого как былинного богатыря породила сама земля, не совсем удался. И зрители, и многие участники событий четко понимают, что перед ними авантюрист, но это меняет немногое. Скорее, Матвеев сыграл некоего Посланника Божьего, верящего в свое Предназначение (как теперь модно в фэнтези, но очень необычно для советского кино, где мистика не поощрялась, а история трактовалась в правильном марксистско-ленинском понимании).
Вия Артмане хороша в роли императрицы.
Советский кинематограф не впервые обращается к образу Емельяна Пугачева, которого в советской историорграфии трактовали чуть ли не как идейного революционера, идейного предшественника большевиков. Поэтому вольности в трактовке светлого образа были непозволительны. К чести авторов, они обошлись без выпирающей идеологии, это фильм о крестьянской войне 18 века, а не о похождениях первобытного красного командира.
Евгений Матвее не затерялся в ряду исполнителей этой роли, а среди них Константин Скоробогатов (Пугачев, 1937), Михаил Болдуман (Салават Юлаев, 1941), Сергей Лукьянов (Капитанская дочка, 1959), Владимир Самойлов (Капитанская дочка, 1978).
Евгений Матвеев сказал, что образ Емельяна Пугачева долгие годы был его мечтой. Так что фильм можно рассматривать и как воплощение мечты замечательного актера.
Знаменитый критик Сергей Кудрявцев поставил фильму оценку 7.
Интересно. Салтыков и Володарский хотели, чтобы Пугачева сыграл Владимир Высоцкий (сценарий писался с учетом этого желания, прошедший пробы на эту роль, но чиновники не одобрили его кандидатуру. Могло получиться более интересно. Но Матвеев — Емельян Пугачев, а в образе Высоцкого сначала бы видели Высоцкого, а потом уж Пугачева.
Также на роль Пугачева пробовались Петр Глебов и Юрий Соломин.
Фильм получил награды: 12 Всесоюзный кинофестиваль в Ашхабаде — особый приз жюри за исторический фильм, и композитор Андрей Эшпай за музыку к фильму.
XXI МКФ трудящихся Чехословакии — приз за лучшее исполнение мужской роли (Евгений Матвеев).
Почему смотреть не стоит (минусы). Любители истории могут поспорить с этой трактовкой образа Пугачева (впрочем, историки до сих пор не уверены в истинности существующих трактовок). На всех не угодишь. Не полный список трактовок: Пушкин «Капитанская дочка», Пушкин «История пугачевского бунта», поэма Есенина, народный герой — революционер, авантюрист — личность значимая и самостоятельная, авантюрист, которого в своих целях использовали казаки, недовольные ущемлением вольностей (от предыдущего восстания прошел всего год), один из стада самозванцев — так что на всех не угодишь.
Я бы с удовольствием посмотрел экранизацию романа Вячеслава Шишкова.
Итог. В общем, крепкая историческая драма с интересными актерскими работами.