301 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 301. Иллюстрированный Андерсен: Стойкий оловянный солдатик (худ. А.Елисеев, Ю.Пилипчатина, Е.Силина)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

301. Иллюстрированный Андерсен: Стойкий оловянный солдатик (худ. А.Елисеев, Ю.Пилипчатина, Е.Силина)

Статья написана 27 декабря 2020 г. 09:31

Продолжим обзоры иллюстраций сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» в современных изданиях с рисунками наших художников/художниц.

А.Елисеев (2003) и Ю.Пилипчатина (2018)

Сначала две книги, имеющиеся у меня в наличии. Совсем разные: издание в массовой дешёвой серии с иллюстрациями московского художника старшего поколения А.Елисеева и премиум-издание с иллюстрациями молодой харьковской художницы Ю.Пилипчатиной.

А.Елисеев (2003)

Брошюра малого формата с одной сказкой: «Стойкий оловянный солдатик», выпущенная «АСТ» в 2003 году.

Сделаем скидку на время издания: советские издательства уже сдали позиции, а небольшие концептуальные издательства («Московские учебники», ранний ИД Мещерякока, «Нигма», «Речь» и т.п.) ещё не проявились. Как ни странно, массовая (именно массовая) детская книжка-картинка в начале века была чуть получше, чем теперь. Тогда ещё менеджеры думали, что за иллюстрациями надо обращаться к художникам — вот к советским профессионалам и обращались. Эту книжку проиллюстировал маститый А.Елисеев.

Елисеев — особый тип художника-иллюстратора. Очень работоспособный и очень однообразный, при этом очень шаблонный (это всё не упрёки — таким был и В.Чижиков, например). Для всех произведений — абсолютно одинаковые персонажи с одинаковыми эмоциями (костюмы иногда разняться). Это образец советского успешного коммерческого иллюстратора. Так что у Елисеева художественный уровень высок, а концепции для Андерсена особой нет.

С учетом сказанного и посмотрим картинки Елисеева.

1) Введение.

2) Кульминация: выскакивает чёрт из табакерки. Вроде бы и персонажей таких ни у какого другого художника быть не могло, а чувства новизны всё равно нет: потому что это типовые персонажи Елисеева. И пусть даже чёртика-тролля ещё ни разу не было до «Солдатика», видишь его и говоришь: «Ага, типичный елисеевский тролль».

3) Плаванье среди датских полей.

Художник пожертвовал сценой с крысой. Ну не знаю, если уж и рисовать типовые иллюстрации к «Солдатику», то только ради того, чтобы изобразить крысу-таможенницу. К тому же, эпизод с крысой — единственный по-настоящему смешной в этой сказке, что вполне соответствует юмористическому дару Елисеева.

4) Эпизоды с рыбой: гибель во чреве и спасение из чрева.

5) Эффектное падение пышной танцовщицы в огонь. Это её сквознячком так сдунуло.

Ю.Пилипчатина (2018)

Книга очень большого формата с двумя сказками Андерсена: «Огниво. Стойкий оловянный солдатик» (Харьков: Ранок, 2018). Художница Ю.Пилипчатина.

А вот эта книга уже является арт-объектом. Посмотрим, как молодое поколение художников на пост-советском пространстве иллюстрирует классику.

1) Шмуцтитульный разворот: домики и укрупнённый фрагмент мундира. Сразу видна заявка на современный концептуализм: поясняющего сопроводительного иллюстрирования не будет.

2) Представление главных героев на левых страницах разворота: сначала иллюстрация, потом только текст. Заставки, концовки на правых страницах разворота. Понимание того, как конструируется макет книги. Сами портреты героев даны на пустом просторном фоне: приём станковой живописи. Бесспорная новизна формы.

По содержанию: лица у героев не кукольные и не игрушечные. Тщательно прописанные психологические портреты (без мимики). Интересно и привлекательно.

3) А вот коробка с солдатиками. Текст поясняет, что эта иллюстрация относится к самым первым строкам сказки. Как здесь оказалась? Не получился макет согласно задумке. Так-то и не обратишь внимания: современная иллюстрация не требует соответствия тексту. Но это если не читать, а разглядывать книгу.

4) С большим опозданием появляется тролль (чёрт из табакерки). Оригинальный образ.

5) Солдатик отправился в плаванье. Подчёркивается абсолютная нереалистичность рисунка: на таких волнах такая лодка с таким расположением солдатика невозможны. Художница настаивает, что у неё современная живопись.

И снова (как и Елисеев) художница опускает эпизод с крысой. Это начинает тревожить. Неужто менеджеры детской литературы что-то против крыс имеют?

6) Длинная история с рыбой. Карта-схема каналов, по которым плывёт солдатик встречалась у современной художницы ДжуХи Юн (см.). Действительно, модный тренд.

7) Конец. Очень красивый последний полёт балерины.

Вот теперь точно конец. Даже написано, что конец.

Ну что сказать? Бывают же народы с врождённым пониманием дизайна (как итальянцы по сравнению с немцами в Европе). Легко у украинских художников выходит красивая и актуальная иллюстрация. Вот только вопрос: может, у молодых художников это просто свободное владение современными техническими приёмами?

Е.Силина (2006)

Посмотрим российскую художницу среднего поколения (вошла в книжную иллюстрацию в акурат в 1990-м году). У неё современная иллюстрация не только по форме.

Ханс Кристиан Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик», издательство «Woongjin», Южная Корея, 2006. Художница Е.Силина. Иллюстрации с сайта РГДБ: https://rgdb.ru/vystavki/virtualnye/vysta... (там ещё и к «Гулливеру» и к другим сказкам есть). Обычная история, когда иллюстрации наших художников издавались за границей (в Южной Корее часто) и только немногие смогли быть переизданы в России.

1) Введение. Как и у Пилипчатиной, сразу понятно, что иллюстрации будут современные. Но украинской красивости уже нет.

Профессиональное описание концепции художницы из статьи Е.Ескиной ««Бумажные замки» Виктории Фоминой и Екатерины Силиной», опубликованной в журнале «Художник и писатель» в 2013 году:

цитата

Художнице присущи демиургические склонности, неистребимое желание придумывать собственные миры – те самые «бумажные замки» – вместо дотошного описания окружающей действительности. Её не слишком интересует внутренний мир героев, чувственное выражается только через внешние признаки, через условные гримасы и позы.

2) Буйство игрушек и сразу — чёрт из табакерки. Против обыкновения, двойного портрета или крупных планов солдатика и балерины не даётся: это, видимо, замедляет действие (всё в тексте доступно описано, незачем дублировать).

Тут уж такой густой пост-модерн, что только профессиональные искусствоведы могут комментировать. Цитата из альбома Андерсен и его русские иллюстраторы за полтора века:

цитата

В рисунках почти отсутствуют люди, главное здесь — игрушки, живущие своей механической жизнью... Не любовь солдатика и бумажной балерины интересует художницу, а предметный мир, разлагаемый на эффектные натюрморты.

3) Отправление солдатика в плаванье по очень замусоренной канавке. Кстати, пишут, что кораблик сложен из листа с автографом «Реквиема» Верди.

4) Крыса присутствует в иллюстрациях. У-ф-ф, отпустило.

5) Традиционно долгая история с рыбой: как солдатик попал во чрево...

... как вышел из чрева...

...как вернулся на своё место на столе напротив балерины.

6) Мальчишка кидает солдатика в огонь. Чёрт из табакерки торжествует и руководит (показывает мальчишке куда бросать).

Балерина прыгает в огонь. Чёрт из табакерки ошеломлён: он этого точно не желал (имел планы на танцовщицу).

Ну и напоследок цитата из альбома Андерсен и его русские иллюстраторы за полтора века:

цитата

Снисходительную ироничность Андерсена Екатерина Силина трактует как близкий карикатуре колючий гротеск. Подчёркнутая манекенность, кукольность многих андерсеновских персонажей в исполнении художницы рождают ощущение холодной отстранённости, выморочного пространства, населённого монстрами.




Вот такие разнонаправленные тенденции и уживаются в современном прочтении «Стойкого оловянного солдатика» (понятно, что Андерсен — лишь повод). Многие произведения для взрослых со временем спускаются в детскую литературу, а вот детские сказочки, похоже, взрослых людей не отпускают.

Г.Юдин. Сказочный сон. 1990
Г.Юдин. Сказочный сон. 1990





363
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх