Агора Гибель старых


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Igor_k» > "Агора": Гибель старых богов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Агора»: Гибель старых богов

Статья написана 9 марта 2021 г. 00:15

«Агора» вышла на экраны в 2009 году, когда жанр пеплума переживал второй упадок. То, что «Гладиатор» Ридли Скотта в начале XXI века не только собрал по миру четыреста шестьдесят миллионов долларов (при бюджете в сто три), но еще и получил пять премий «Оскар» (из двенадцати номинаций), вызвало в Голливуде соответствующую реакцию: народ сразу же вытащил из запасников мечи и сандалии и кинулся снимать масштабные фильмы по мотивам античных сюжетов. Тогда казалось, что забытый классический жанр вновь на коне. Реальность оказалась жестокой и разочаровывающей. Далеко не все новые пеплумы показывали тот результат, который мнился их создателям. На данный момент тема, кажется, и вовсе закрыта неудачным ремейком «Бен-Гура» от Тимура Бекмамбетова. А ведь хотя бы тот же прорыв в области спецэффектов должен был влить новое вино в старые меха. «Агора», кстати, тоже провалилась в прокате: всего тридцать девять миллионов долларов при бюджете в семьдесят три.

В течение первых минут пятнадцати «Агора» кажется типичным пеплумом. И действительно все основные признаки жанра на месте: время действия датируется стыком IV-V веков, Римская империя эпохи упадка и все такое, грандиозные декорации, огромная массовка, масштабные съемки, в том числе и уличных боев, темп повествования неторопливый, даже немного занудный, продолжительный хронометраж (чуть больше двух часов). Но чем дальше, тем ясней становится, что все тут не так уж и просто.

Начнем с того, что режиссером «Агоры» неожиданно выступил испанец Алехандро Аменабар, который на тот момент прославился, прежде всего, нетипичными триллерами. Безусловно, его «Другие», в которых Николь Кидман демонстрирует поразительные актерские способности, нервно бегая по пустынному особняку (подлинная услада для глаза любого киномана), должны быть включены во всевозможные списки выдающихся фильмов, но это вовсе не означало, что у Аменабара так же хорошо должно получиться и историческое кино. И да, Алехандро Аменабар поступил с пеплумом так же, как поступал раньше с триллерами (и это самое интересное в данной ситуации!), а именно, переосмыслил жанр. Он умудрился в сих пыльных декорациях обустроить самый настоящий байопик не самой ординарной личности той эпохи. Но и этого ему было мало: он еще и сделал предельно антихристианский фильм. Не зря его все-таки запретили к показу в Италии.

Байопик смело можно назвать одним из самых сложных кинематографических жанров. В конце концов, втиснуть в ограниченный хронометраж (пусть он даже будет равняться четырем часам) биографию выдающегося человека – это не самая простая на свете задача. Более того, попытаться при этом показать живого человека, а не состряпать парадный портрет под силу далеко не всем. Удачный байопики, конечно, есть. Но неудачных в разы больше. В данном случае ситуация усложняется еще и тем, что в центре повествования находится полулегендарная личность. Гипатию Александрийскую часто называют первой женщиной-ученым, что уже ко многому обязывает в современном мире. Много подробностей о ее жизни сейчас уже и не узнаешь, мы даже толком не представляем всех ее философских интересов. И это еще речь не зашла про обстоятельства смерти. В таком случае у авторов, конечно, развязаны руки, сочиняй что хочешь. Можно даже приписать Гипатии те открытия, которые ничто не подтверждает. Алехандро Аменабар (он тут не только режиссер, но еще и один из сценаристов) идет по самому простому пути, а именно – следует традиции понимания фигуры и жизни Гипатии, которая сложилась в середине XIX века. Тогда ее представляли языческой мученицей, растерзанной христианами за то, что она не только занималась естественными науками, но еще и отрицала Бога. Сейчас эта позиция пересмотрена, но Алехандро Аменабар не обращает на это внимание.

Ранних христиан в пеплумах принято изображать мучениками. Их скармливают на экране львам, убивают злобные римские солдаты и так далее. Иное дело в «Агоре». Тут христиане предстают теми фанатиками, которые как раз и уничтожают всех исповедующих иную веру. Ловко переворачивая ситуацию, Алехандро Аменабар шокирует зрителя. Что примечательно, в общем-то он прав. Это была эпоха, когда христианство стало официальной религией Римской империи, а языческие культы как раз оказались под запретом. Потому-то именно христиане и забивают камнями язычников, а не наоборот. Культурные и просвещенные язычники оказываются жертвами нарождающейся новой культуры. В конце концов, именно христиане и дожгли Александрийскую библиотеку. Правда, данный момент в «Агоре» равен уничтожению всей библиотеки, хотя это был всего лишь финальный аккорд долгого ее упадка.

Сведущего зрителя уже на вступительном титре к «Агоре» должно покоробить. Авторы беззастенчиво сообщают, что в Александрии находилось два чуда света – Фаросский маяк и уже упоминающаяся выше Александрийская библиотека. Но всем известно, что в тот самый список библиотека не входила. Уже эта ошибка (пусть и не самая значительная из возможных) может настроить на недоверие к тому, что в дальнейшем покажут на экране. Что характерно, большинство событий соответствуют историческим данным. Но, во-первых, они максимально спрессованы во времени, хотя заняли гораздо больший хронологический промежуток, а, во-вторых, даны предельно прямолинейно. Первое простительно с точки зрения драматургии. На второе закрыть глаза гораздо сложнее, но так как это идет на аргументацию основной идеи фильма, то авторов все-таки можно понять. Простить – опционально. Да, в Александрии в то время была наисложнейшая политическая и общественная обстановка. Да, все нюансы показать сложно, тем более, что историки до сих пор с ними возятся. Но хотелось бы чуть больше именно что нюансов. Это, безусловно, сделало бы основную идею выпуклей и интересней, но создатели «Агоры» идут по более простому пути. Вот условно «наши» (хорошие), а вот «чужие» (плохие). Первые за сохранение знаний и культурных традиций, вторые хотят уничтожить все, до чего дотянутся. Поэтому вторые могут говорить, что милосердие – право исключительно Бога, человеку эта роскошь не доступна, а первым остается сидеть на своих виллах, предаваться умозрительным рассуждениям и ждать, когда за ними придет рассерженная толпа.

Все перечисленное, тем не менее, нельзя отнести к недостаткам фильма. В конце концов, это позиция авторов, а перед нами вовсе не документальное кино, а художественное произведение. Те, кому не нравятся феминистские истории и прямолинейные высказывания на тему религии, могут просто не смотреть. К тому же перевирают историю во многих фильмах, а их все равно любят зрители. Главное, чтобы было сделано ярко, сильно, логично и непротиворечиво. Изъян «Агоры» совсем в другом. Увы, но авторы не смогли соблюсти баланс личного и общего, истории главной героини и истории мира, в котором она живет.

История Гипатии (Рэйчел Вайс) выстроена в фильме пусть и стереотипно, но достаточно подробно. Нам дают понять, как, вообще, в античности могла появится женщина, занимающаяся философией и математикой, а также создавшая собственную школу. Ей просто повезло родиться в семье управителя Александрийской библиотеке, а также одного из виднейших мыслителей своего времени. Папа (Микаэль Лонсдаль) позволил своей любимой дочери стать такой, какой она хотела. Можно предположить, что если бы у него еще были сыновья, то такого не произошло бы. В конце концов, Гипатия оказалась его единственной наследницей, не только в имущественном отношении, но и в отношении общественной и философской деятельности. Во время преподавания Гипатия знакомится с тремя мужчинами, которые позже окажут огромное влияние на ее жизнь. Естественно, они все в нее влюблены. Во-первых, это Орест (Оскар Айзек), который вскоре станет префектом Александрии. Он настырней всех добивается своей учительницы, но, разумеется, получает от ворот поворот. Причем Гипатия поступает по отношению к нему не очень-то хорошо, выставляет на посмешище перед остальными учениками. Тем не менее, Орест все равно остается ей преданным. Во-вторых, Синезий, скромный христианин, которому предстоит стать епископом Птолемаидским (Руперт Эванс). Этот любит молчаливо, но трепетно. Тем не менее, вера для него важней женщины, хотя и он в свое время попытается помочь возлюбленной. В-третьих, это раб Давус (Макс Мингелла), он, конечно, не может и мечтать о том, чтобы соединиться с любимой женщиной. Но даже получив от Гипатии свободу и уйдя из ее дома, он все равно помнит о ней, именно ему предстоит сделать во имя любви по-настоящему страшную вещь. Сама Гипатия скользит между этими мужчинами, ведет умные разговоры, рассуждает об устройстве небесного свода, произносит перед правительством города страстные речи в защиту знаний и мудрости философов прошлого. Она изо всех сил не хочет принимать новую религию и новую мораль. И все это происходит на бурном и жутком фоне: уличная резня, избиение камнями, разрушение храмов, уничтожение статуй, страстные речи христианских проповедников, мир уже не будет прежним, Римская империя трещит по швам. Фон у Алехандро Аменабара получился таким колоритным и ярким, что история главной героини на нем просто теряется. К тому же и актеры, как говорится, подкачали. Рэйчел Вайс просто скучна в том, как изображает свою героиню. Нет в ней той страсти, которая выделила бы ее среди столь колоссальных декораций. Влюбленные в нее мужчины выделяются сильней, хотя и тут не все так уж хорошо. Оскар Айзек выезжает скорее на харизме, чем на актерской игре. У Руперта Эванса времени на экране не так много, чтобы развернуться (а он-то может, мы это знаем по «Человеку в высоком замке», где он сыграл роль Фрэнка Фринка). Самый колоритный персонаж получился у Макса Мингеллы. Но тут у актера хороший материал для сильной игры: раб, который постоянно находится в некоем противоречии, не способный полностью разобраться в самом себе, сперва принявший христианство, а потом, став свободным, засомневавшийся в людях, называющихся христианами. В нем столько энергии, что ему все-таки удается не потеряться среди всех этих пыльных улиц, истеричных ораторов, страстных проповедников и жути от того, как старый мир трескается и крошится. Но даже про него забываешь, когда на сцене появляются те самым яростные христиане. Одному только Аммонию (Ашраф Бархом) стоит только открыть рот, чтобы вселить в зрителя и восторг, и отвращение, и трепет, и пожелание этому персонажу погибнуть как можно быстрей. И, в общем-то, данная ситуация вполне объяснима. Мелодрама плохо дружит с агиткой, тонкие душевные переживания не рифмуются с лозунгами. Особенно если часть относящаяся к идеологии проработана лучше, чем мелодрама. И да, дорогие создатели «Агоры», не надо было выставлять в финале злосчастную Гипатию полной дурой только ради того, чтобы подчеркнуть ее мученичество.

Да, у Алехандро Аменабара получилось злое кино о том, откуда появилось религия, которую часто называют религией милосердия. Он показывает, что христианство выросла из крови и ненависти, и не жалеет для этого сил и красок. Понятно, что на деле все было сложнее, война идей происходила не только на улицах, но и в философских спорах. Точно так же понятно, что сильные мира сего манипулировали простыми людьми и сеяли среди них раздоры, чтобы укрепить свою власть. Ясно и то, что когда старый мир гибнет, его представителям это вряд ли понравится. Но если отстраниться от конкретного содержания, а посмотреть на ситуацию в целом, то окажется, что перед нами прежде всего притча о гибельности фанатизма. И она применима ко множеству исторических ситуаций. Кинокритики в 2009-ом увидели в «Агоре» еще и параллели с исламским терроризмом. Сейчас в ней легко увидеть параллели с протестными движениями по всему миру, а особенно с катавасией, которая происходит в США. Пройдет еще десять лет, увы, возникнут новые параллели. Алехандро Аменабар мог выбрать для своего высказывания любой острый исторический материал: от крестовых походов до Великой французской революции, но остановился именно на событиях в Александрии заката античности. Понятно, что для него это было чрезвычайно важно. Но это еще не означает, что порой истории не начинают говорить того, что их авторы в них, возможно, и не вкладывали. Даже если для Аменабара было самым важным высказаться в антихристианском ключе, это не отменяет того, что у него все-таки получилась универсальная история. Пусть даже ее можно было рассказать и лучше.





1460
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 00:39
Спасибо за обзор, фильм достоин внимания. В своё время посмотрела его с интересом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 01:39
Рад, что моя рецензия заинтересовала вас)


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 04:04
Интересный фильм, вполне правдоподобные христиане. И да, в роли Агоры Ева Грин смотрелась бы куда лучше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 08:45
Безусловно, Ева Грин сделала бы этот фильм лучше. Но вряд ли ему бы пошло на пользу, если бы по Еве Грин топтались, а ещё на на ней произносили бы речи.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 11:03

цитата Igor_k

Но вряд ли ему бы пошло на пользу, если бы по Еве Грин топтались, а ещё на на ней произносили бы речи.

Мужчины, ну вы даёте :-)))
А что, по Рейчел Вайс можно топтаться? o_O :-[
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 11:19
Поправочка: Рэйчел Вайс не выступает в роли площади для народных собраний и политических диспутов. Она выступает в роли Гипатии Александрийской, натурфилософа и математика, преподавателя в школе, политического деятеля и т.д. А вот Еву Грин предлагают на совсем другую роль)
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 14:30
Извиняюсь, значит я неправильно поняла.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 16:44
Igor_k
Увы, как доказала моя провокация, выдающиеся таланты Евы Грин гораздо важнее в современном пеплуме, нежели имена собственные, нарицательные или какие-то там даты и факты. :-)))

Intuicia, sorry. Ожидал мужской комментарий, но так ещё интереснее 8:-0
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 17:03
Давайте будем честны, Ева Грин может сделать лучше практически любой фильм, не только пеплум)
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 21:09
Igor_k
Согласен. :beer:
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 22:43
А из-за чего такие восторги по поводу Евы Грин, поясните пожалуйста?
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 02:30
georgkorg
Ну, поскольку замутил я, мне и отвечать. Моя ветка — ирония над общей тенденцией кинематографа заменять выдающимися частями женского тела смысл.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 05:54
Не вижу в ней ничего выдающегося. Меня она даже раздражает. Хотя стервы ей хорошо удаются. :-D
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 16:10
У Евы Грин интригующая внешность, она хорошо играет (пусть и в ограниченном диапазоне, но тут уж какие роли ей дают), она заполняет своей витальностью все сценическое пространство. Как по мне, по-настоящему интересных актрис мало, и она явно выделяется на фоне своих коллег. В конце концов, за ней очень интересно наблюдать в кадре, она приковывает к себе внимание. Понятно, что на вкус и цвет все фломастеры разные, я просто объяснил, чем мне нравится конкретно Ева Грин.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 16:58
На мой вкус внешность у неё отталкивающая. Для меня её присутствие в фильме скорее минус чем плюс. И да, её слишком много, она слишком кичливо броская, слишком заполняет собой пространство и перетягивает одеяло на себя в кадре. Мне это не нравится совсем.
Понятно — красота — дело сугубо субъективное. Актёрская игра — в принципе тоже...
Это просто к тому, что далеко не всем она нравится...
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 17:35
georgkorg
Завидую Вашему опыту! ^_^

Ева Грин, как мне кажется, идеально сыграла бы стервозную магичку — одного из постоянных персонажей художественного мира Ника Перумова. Только вот что-то никто экранизировать его сериал не берётся.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 18:07
Мне, наверное, просто не нравятся стервы. Ни в кино, ни в жизни.:-D
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 18:13
georgkorg
Быть может, Вы просто не умеете их бесить? 8-)
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 19:31
А зачем вообще кого-то бесить????
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 05:12
georgkorg
А как Вы выстраиваете стиль своего общения со стервами в случаях, когда избежать общения нельзя? К сожалению, это случается, а «не обращать внимания» воспринимается слабостью и служит поводом для нападения со стороны всех агрессоров.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 07:42
Среди моего окружения таких нет. Круг общения ведь мы сами себе формируем.
Бывает, что попадаются среди обслуживающего персонала или в гос.учреждениях. Такие там часто работают. Тут уже приходится столкнуться... В этом случае по ситуации. Когда сразу на место ставлю. А когда и просто не обращаю внимания.
Бывает еще, что среди пациенток такие попадаются. Но тут уж нужно чётко субординацию соблюдать. И в этом случае конечно сразу на место ставлю, если начинают права качать.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 11:20
georgkorg
Да, в госслужбе и госучреждениях таких дам большинство, да и на филологическом факультете им раздолье.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 11:25
Поэтому по ситуации. Если такая стерва попадётся где-нибудь где только она может выдать какую-то справку, это конечно подстава... Так называемая болезнь маленьких царьков. Люди, имеющие хоть какую-то минимальную власть, начинают ей упиваться до безумия... Хотя со стороны это совсем печально смотрится.
Как раз сейчас занимаюсь похоронами, и там мне пара таких попалось.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 11:46
georgkorg
У нас со времён Салтыкова-Щедрина ничего не поменялось. :beer:
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 11:58
Берите глубже — с Фонвизина и до него!:cool!:
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 13:55
georgkorg
Можно и глубже, но стиль Салтыкова-Щедрина лучше передаёт эту страшную сказку. И да, чем дальше — тем страшнее!
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 14:01
Мне в последнее время приходилось также неоднократно сталкиваться с правоохранительным органами, так это даже не аллегория или метафора — Салтыков-Щедрин был реалистом! %-\
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 14:16
georgkorg
Поздравляю, Вы в теме, но Вам лучше не заходить в сумрак глубоко.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 17:18
А я вот не фанатка Евы Грин. Тут видно женская солидарность на фоне праздника включилась:-)))
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 21:10
intuicia
Зато в тему


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 08:52
Не слышал о фильме но теперь посмотрю. Как дикие христианские фанатики уничтожали античную культуру и её носителей, ещё никто правдиво не снимал. Да и правду об Ипатии, наконец похоже сняли, не смотря на современный «пересмотр» фактов, а точнее переписывание их в современную угоду. Всё-таки ХIX век в этом плане был правдивей и не столь омерзительно лицимерен как сейчас...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 16:13
В XIX веке было свое лицимерие. Думаю, оно всегда было, просто сменяются эпохи, сменяются и аспекты. Надо сказать, что пересмотр как раз фигуры Гипатии не то, чтобы радикальный. Никто не ставит под сомнение, например, обстоятельства ее смерти, есть сомнения в мотивах тех или иных людей. Просто в понимании ее биографии возникло некоторое количество нюансов, а в «Агоре» все предельно прямолинейно. Топором рубят, щепки летят, нет никакого желания попытаться сделать эту историческую фигуру более живой и противоречивой что ли.


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 09:33
На мой взгляд это один из самых интересных современных пеплумов.
Но вот поскольку я уже давно смотрел этот фильм, и у меня уже сложилось своё мнение о фильме, даже писал о нём, мне было интересно прочитать статью, просто из интереса — что о нём думают другие.
Но если бы я не смотрел его, после вашей статьи желания его смотреть бы не возникло... Наоборот.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 16:24
Лично я считаю, что «Агора» никак не маст си, но при этом является весьма любопытным фильмом. Свою задачу видел именно в том, чтобы показать недостатки и достоинства фильма. И при этом по возможности избежать субъективности в изложении. Безусловно, полностью без оценочных суждений обойтись не получилось, все мы люди, как говорится. Думаю, что кого-нибудь «Агора» после прочтения моей рецензии и заинтересует. По крайней мере, судя по комментариям выше, одного человека точно заинтересовала)
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 18:09
Да я и не спорю. Просто на мой взгляд вы больше разругали фильм!;-)
Маст си — это ведь вещь растяжимая. Для кого? Для широкого зрителя? Для любителей пеплумов? Для любителей исторического кино вообще? Для всех по разному.
Но мне лично фильм понравился в первую очередь тем, что он даёт пищу для размышлений и разных мнений.
И опять же на мой взгляд там не всё так однозначно. В общем есть о чём поговорить...
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 22:15
Маст си, как по мне, — это когда жанровый фильм раздвигает рамки своего жанра, изменяет его, становится чем-то большим. И, конечно, это рекомендация именно для киноманов. Грубо говоря, это когда даже если фильм не понравился, становится ясно, что ты посмотрел выдающуюся вещь. Чаще всего, такие фильмы как раз и остаются всегда на слуху, сколько бы лет не прошло. И люди порой их так и не смотрят, но в разговоре упоминают. Примеров, кстати, можно привести великое множество. «Агора» не из числа. Для меня это очевидно. Хотя, возможно, именно для любителей пепоумов она составляет особый интерес, всё-таки есть в ней очевидные любопытные моменты. Но об этом я уже написал в своей рецензии.
А темы-то важные подняты. Но местами плохо проработаны. Правда, я и об этом тоже написал в рецензии.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 22:27
Да, это понятно. Не согласен, но спорить не буду.:-D

А какие на ваш взгляд пеплумы входят в список, раздвигающих рамки?
Или просто исторические фильмы. Просто хочется понять ваши критерии.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 22:46
Личное мнение можно высказать только по тем фильмам, которые видел. Потому «Спартака» Кубрика назвать не могу)
Первые три фильма, которые приходят в голову (два пеплума и один про средневековье): «Клеопатра» с Тейлор, «Гладиатор» Скотта и «Жанна д'Арк» Бессона. Из всякого новья «Страсти Христовы» и «300 спартанцев» точно не маст си)
 


Ссылка на сообщение9 марта 2021 г. 23:02
В целом я основную линию понял. Совсем у нас с вами мнения расходятся. Вы перечислили добротные фильмы конечно. Но в чём там расширение рамок и прочее — не очень понятно. На мой взгляд это просто очень добротные фильмы для массовой аудитории, которые должны удовлетворить как можно более разноплановую аудиторию.
Да, в коммерческом смысле эти фильмы выдающиеся. Да, оказали влияние на жанр именно опять же в коммерческом смысле, то есть включили зелёный свет для многих других. Но расширение рамок — не знаю. Просто очень хороший мейнстрим.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 00:01
Во многом вы сами ответили во втором абзаце на то, что сформулировали вопросительно в первом)
Приведу другой пример. Если говорить про фильмы Нолана, как бы мне не нравились «Престиж» и «Дюнкерк», маст си являются «Помни», «Темный рыцарь» и «Начало». При этом я не люблю второй фильм из перечисленных, но это на мою оценку не влияет. Все они в рамках своего жанра сделаны универсальным образом, при этом повлияли на его развитие.
А что по-вашему маст си? И какие примеры вы могли бы привести?
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 05:52
Для меня «маст си» — это очень расплывчатое понятие. Для кого? Для массовой аудитории без каких-то конкретных предпочтений — одно? Для всех других групп — другое. Для киноманов — третье.
То есть вы под «маст си» понимаете максимально широкий мейнстрим, фильмы, которые сделаны для самых разных людей одновременно.

Под расширением рамок я понимаю совсем иное. Нечто, что даёт что-то новое. Новые и нестандартные для такого жанра темы и технические приёмы.
В этом смысле перечисленные вами фильмы, которые точно не попадают в «маст си» — как раз и расширяют рамки жанра.
«Агора» — нестандартными для пеплума темами, и в некотором смысле кинематографическими приёмами — фильм слишком артовый для пеплума в некотором смысле. Потому как мы чаще всего от пеплума ожидаем более менее стандартного киноязыка. Время «Сатирикона» уже давно прошло.
«Страсти Христовы» — новым взглядом на освящение давно сто раз показанной истории под другим углом. Фильм явно не проходной. И уж точно единственный в своём роде, неожиданный. Для многих шокирующий.
Даже «300 спартанцев» как интересный эксперимент по смешению пеплума с комиксом. Гиперболизированная героика.

А что «нового» даёт нам «Гладиатор» помимо огромной кассы и зелёного света? Он сделан очень качественно, даже может быть слишком выхолощено.
Но если посмотреть например на историческую подоплёку — переврали историю там еще и похлеще, чем во многих других фильмах... К тому же фильм-то практически является римейком.
В этом смысле «Агора» ведь гораздо более новаторская, свежая, оригинальная. И при этом спорная. В этом как раз её ценность.
А что спорного в «Гладиаторе»?

Мы просто с вами с разных позиций смотрим.
Я например «Клеопатре» с Тейлор предпочитаю «Клеопатру» с Вивьен Ли, хотя это совершенно несравнимые фильмы в разных жанрах. Тейлор вообще не люблю. И Бессона вообще не люблю. Скотта уважаю, но именно как мейнстримного ремесленника что ли. «Чужой» конечно хорош. Но всё остальное хотя и хорошо, но как-то обыденно что ли.
Мне лично больше нравится, когда есть какая-то изюминка.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 16:15
Вы достаточно пространно пояснили свою позицию, потому не буду допытываться, что там плохого в Бессоне (да, у него всего несколько фильмов достойны просмотра, много шлаковых фильмов, но не надо и смотреть всю его фильмографию). Оставим это для иного разговора.
У меня другой вопрос: а что там в «Агоре» такого уж артового? Я увидел, в общем-то, стандартно сделанный что пеплум, что байопик. Если бы не знал, что снимали испанцы, решил бы, что опять Голливуд. Тема да, там суперспорная, есть о чем поговорить специалистам по истории поздней античности. Но что там такого артового особенного? Кадр-то стандартно строится, декорации возведены на уровне какой-нибудь «Трои», музыка типично блокбастерная.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 16:54
Про «Агору» наверное не совсем ясно выразился. Я имел в виду, что в нём практически нет экшна, которым наполнены те же «Гладиатор» и «Троя». В основном диалоги. Для современного пеплума это как минимум не типично. Да и тематика опять же нетипична для современного пеплума. Так что уже это можно назвать смелостью — взяться за такой проект. Ему изначально не мог светить коммерческий успех «Трои» и «Гладиатора». По определению.

Про Бессона — сколько я его фильмов пробовал смотреть, почти ни разу не понял, из-за чего там восторгаться? Обычный середнячок и проходняк. Есть более крепкие мейнстримные фильмы, есть совсем никакие. Скотт тот же намного интереснее на мой взгляд. У Скотта в среднем по фильмографии уровень выше, то есть средневзятый фильм Скотта лучше средневзятого фильма Бессона.
Конечно на вкус на цвет. Есть у него свои фанаты. Но в свой список «маст си» я бы наверное ни одного фильма Бессона не включил. А Скотта можно включать.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 05:37
georgkorg Igor_k
Господа, Вы оба мои друзья, и потому позвольте вмешаться.

Мне кажется, что вы оба в споре упускаете момент, действительно отличающий «Агору» от других пеплумов: это фемина-версия.

При этом Рэйчел Вайс недостаточно харизматична для роли феминистки и, что стало очень важным в последнее время, не обладает навыками стриптизёрши. Её лучшие фильмы по Кинопоиску — «Константин: Повелитель тьмы», «Мумия», «Вкус солнечного света» и «Вердикт за деньги». Да, она была в «Фонтане» — но лично мне она там не запомнилась. Её роли ведомы, она в лучшем случае вторая. И вдруг — Гипатия. Хлоп-хлоп глазками. Элементарно не вытянула.

Ева Грин может нравиться или не нравиться игрой и телом, но — и тут я полностью согласен с Igor_k — она полна жизни и — тут я согласен с georgkorg — она заполняет собой всё в фильме. Ева Грин коренник, она тащит всё. Не пристяжная, как Рэйчел Вайс. Кроме того, Ева Грин обожает обнажаться, и это заводит. Вот она бы вытянула и роль Гипатии, и весь фильм ступенькой-другой повыше. Оскар не обещаю, но всё же, всё же...
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 07:53
На мой взгляд очень хорошо, что здесь нет Евы Грин. Иначе фильм бы точно превратился в броский феминистский кич. А Рейчел как раз своей мягкостью это смягчает и делает более деликатным. «Фонтан» как раз тем и хорош, и она в нём хорошая, тем что он не броский и аляпистый, а спокойный и медитативный.
Кино — это творчество коллективное. Тут и режиссёр, и оператор, и композитор, и куча актёров. А когда всё слишком перетянуто на кого-то одного — далеко не всегда хорошо. Вам Грин нравится — для вас поэтому это может хорошо. Меня она раздражает — поэтому для меня она бы убила интересный фильм... А когда доли разделены более равномерно — всё более гармонично.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 11:42
georgkorg
А если отвлечься от Евы Грин? Есть не пеплум, но тоже женская биография — «Фрида» 2002 года. Сальма Хайек там так загримирована, что мама не горюй, но так же тянет одеяло на себя, как и Грин. Нельзя сказать, что актриса там эксплуатирует мужское вожделение — но представить на месте Хайек кого-то другого я просто не в состоянии. Там она к месту и роль вытягивает. Поставить на её место Вайс — и всё пропало.

Возможно, манера игры Вайс больше соответствует личности Гипатии? У меня недостаточно знаний, чтобы оценивать фильм с этой стороны. Однако откуда-то взялись в фильме поклонники при должности? Как-то должна была реальная Гипатия лавировать между ними, никому не принадлежа и от всех поклёвывая? Или эта выдумка целиком на совести сценариста?

Кстати об одеяле. Для меня при встрече в одном российском фильме советских актёров театра и кино с молодыми прости господи возникает такое же чувство. Вроде молодёжь играла, чего-то у них получалось даже — и вдруг появляется в кадре суровый дядя или тётя и, не прикасаясь физически, начинает пинать молодых ногами. Прямо до смерти.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 11:57
Сальма Хайек на мой мужской вкус красивая женщина. А Грин — стрёмная.
Фриду очень давно смотрел, надо бы пересмотреть. Так что по существу ничего сказать не могу.
Я говорил, что когда кого-то слишком много, то тут два варианта. Если этот кто-то нравится, то это хорошо. А если не нравится — плохо. Лично мне Хайек нравится. Грин — нет.

Насчёт Гипатии. Про неё очень мало сведений сохранилось. Может быть глубокие знатоки античности меня поправят. Но как я понимаю, её образ практически на 90% на усмотрение режиссёра, потому как каких-то конкретных данных о ней и нет... Можно додумывать как угодно.

Про российское кино: в нём слишком большая пропасть между старой школой и новой. Поэтому против старых тяжеловесов молодёжь практически не имеет никаких шансов. Если режиссёр этого как-то не сгладит.
Такая же пропасть на мой взгляд была в 6м сезоне Викингов между всеми западными актёрами и нашим Козловским. Он как бельмо на глазу был — оторви и выбрось...
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 14:14
georgkorg
Ну что же Вы так про женщин-то! :-[ Ещё даже восьмое марта не забылось! :-)))

Я понял, что Вам Ева Грин не ндра, а Сальма Хайек ндра. Но именно они по своей манере играть и дразнить-показывать взаимозаменяемы. У обеих даже есть своя страшная сказка в кинематографе: «Страшные сказки (Penny Dreadful)» и «Страшные сказки (Il racconto dei racconti — Tale of Tales)».

Я про то, что обе могут заменить Рэйчел Вайс в этом фильме, и оба варианта будут успешнее и, повторюсь, похожи.

«Викингов» не перевариваю уже я — выключил на первом сезоне.
 


Ссылка на сообщение15 марта 2021 г. 23:05
Где Ева Грин, а где Гипатия — математик и натурофилософ? Еве Грин подходит роль Артемисии в неисторических фильмах «300 спартанцев» и «300 спартанцев: Рассвет империи» (хотя, какая в Греции была империя до Александра Македонского?). Выбор Рэйчел Вайс на роль Гипатии — хороший выбор (но, если снимать неисторический фильм, где Гипатия лихо отбивается двумя мечами от парабаланов и поднимает народ Александрии на защиту традиционной веры, то в нем, конечно, должна играть Ева Грин).
 


Ссылка на сообщение16 марта 2021 г. 06:16
Согласен полностью!
 


Ссылка на сообщение18 марта 2021 г. 17:20

цитата JSullen

Где Ева Грин, а где Гипатия — математик и натурофилософ? Еве Грин подходит роль Артемисии в неисторических фильмах «300 спартанцев» и «300 спартанцев: Рассвет империи» ... Выбор Рэйчел Вайс на роль Гипатии — хороший выбор (но, если снимать неисторический фильм, где Гипатия лихо отбивается двумя мечами от парабаланов и поднимает народ Александрии на защиту традиционной веры, то в нем, конечно, должна играть Ева Грин)


Это замечательно, что одно упоминание Евы Грин способно так заводить мужчин! :-)))

Ева Грин такая же Гипатия, как и Рэйчел Вайс — обе актрисы, а не «математики». Первая французская, вторая английская. Но у Евы есть специальное образование, и она продолжает традицию семьи.

Рэйчел Вайс также была замечена с двумя клинками наголо (не одни клинки) во второй части «Мумии», снималась она и в других комиксоподобных лентах, и тоже обнажалась (но далеко не столь эффектно). К примеру, Вы всерьёз считаете, что в фильме «Фаворитка» с лесбийским треугольником она более исторична, чем Ева Грин в режиссёрской версии «Царства Небесного»?
 


Ссылка на сообщение11 марта 2021 г. 21:31
Позвольте не согласиться: в «Агоре» вполне достаточно экшна. Там есть несколько очень круто снятых городских сражений. Да, в ней нет привычного голливудского столкновения в финале героя и антигероя, но экшн есть. И качественный.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 00:00
А если сравнить с «Троей» и «Гладиатором» по количеству экшна на час фильма?
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 00:50
Вы написали «практически нет экшна». Я возражаю именно на эту формулировку. Его меньше, чем в перечисленных вами фильмах, но нельзя сказать, что «практически нет». К тому же экшн — это не только драки. Кто-то куда-то бежит и т.д. Да, много разговорных сцен, но они в голливудских блокбастерах пока еще присутствуют.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 07:28
Думаю, тут всё именно относительно.
Вы сходу можете назвать какой-нибудь другой современный пеплум именно с таким количеством экшна?
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 15:06
В «Страстях Христовых» его, вообще, считай, что нет)
И успех у фильма колоссальный. Хотя я его никому не стал бы советовать.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 15:27
«Страсти» — другой пример выдающегося фильма на мой взгляд. Смелого и уникального. К тому же с серьёзной тематикой. Там успех совершенно в другом.
А еще примеры есть? Иначе это будет больше похоже на единственный пример в виде исключения, который наоборот подтверждает правило.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 16:01
Успех «Страстей Христовых» лишь подчеркивает, что необычные пепоумы могут собирать большую кассу. И для этого они должны быть сделаны оригинально и качественно, если уж уходить от стереотипов, то полностью. Безусловно, это смелый проект. Думаю, что биографию Гипатии можно было бы сделать так, что она привлекла бы гораздо больше зрителей, сделав упор не только на экшн.
Я не могу назвать себя таким уж специалистом по вопросу современных пепоумов (хотя они, возможно, уже и закончились), но если уж говорить без сравнений, то в той же «Трое» экшна меньше, чем хотелось бы от столь эпичной истории. И тем не менее, кассовый успех у нее случился.
 


Ссылка на сообщение12 марта 2021 г. 18:07
По большому счёту ведь пеплумов, где не экшн на первом месте не так много в современном кино. Вот собственно на этих двух примерах всё и закончилось.
Но темы разные. Иисус Христос и никому не известная Гипатия. Для массового зрителя на мой взгляд всё очевидно. Хотя для меня лично оба фильма интересны. Конечно можно предполагать, что и как мог бы сделать другой режиссёр, возможно смог бы сделать лучше и сильнее. Но изначальные посылки не равны. К тому же как вы сами заметили в вашей статье, в «Агоре» христиане предстают в не очень хорошем свете, а это уже провокация для массового зрителя, который в западном мире всё же в основном хотя бы номинально причисляет себя к христианству. В общем думаю, тут причин много.
Но, честно говоря, я не стал бы их приписывать исключительно «слабости» фильма.

В любом случае благодаря этой дискуссии у меня появилось желание пересмотреть «Агору».

Кстати вот продолжая тему массовости. Из фильмов, которые я бы посоветовал «той девушке» и «этому парню», то есть соседу и просто знакомому. Да, конечно, туда вошли бы «Гладиатор», «Троя» — именно потому что это беспроигрышные варианты. «Страсти Христовы» и «Агору» я бы посоветовал уже более специфическим зрителям, зная их предпочтения.


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 02:58
Хорошая рецензия — отлично и сочно пишете. Фильм пока не смотрела. В планах, благодаря Вашему отзыву:beer:

По Еве Грин оффтоп по ветке сильно порадовал, честное слово классная актриса / психоделичная внешность. Я её обожаю:-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 марта 2021 г. 16:16
Рад, что вас заинтересовал фильм. Я вот не жалею, что потратил на него вечер. Да, кое-что кольнуло глаз, кое-что неидеально, но фильм вполне достоин просмотра. Иначе не писал бы про него)


⇑ Наверх