328 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 328. Иллюстрированные сказки: Колобок (худ. Л.Токмаков)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

328. Иллюстрированные сказки: Колобок (худ. Л.Токмаков)

Статья написана 5 мая 2021 г. 20:15

Л.Токмаков — из тех художников, которые обновляли книжную графику в эпоху «оттепели». Где-то я даже встречал у серьёзного искусствоведа о единоличном вкладе Токмакова — вроде бы, отсчёт графики «новой волны» начинается в 1960 году с выходом книги Дж.Родари «Джельсомино в стране лжецов» с иллюстрациями Токмакова. Но его картинки к «Колобку» — позднейшей эпохи. К русским народным сказкам Токмаков обратился только в 1973 году — в сборнике «Русские сказки про зверей». И ещё я обнаружил картинки Токмакова в самодельной книжке «Колобок» из серии «Библиотечка «Весёлых картинок». Года выпуска на таких книжках нет. Но, думаю, это второй вариант сюиты — скорее всего, 1980-х гг.

Русские сказки про зверей (1973)

Вот этот сборник, где Токмаков дал своё видение русских сказок (через 20 лет после выпуска первых книг): М.: Советская Россия, 1973. Сборники «Русские сказки про зверей» частенько выходили с иллюстрациями разных художников (примерно одного состава). Так что выбор сказок именно про животных — это не проект Токмакова, а обычный заказ издательства (или обычное предложение художника издательству).

Почему-то книги нет в базе Фантлаба. Подал заявку.

Появление Колобка

Токмаков — настоящий реформатор книжной графики. Его значение выше, чем иллюстратора детской литературы. Заставка крохотная, но очень забавная. И какая техника мастерская — мазками кисти создал психологическую сцену.

Заяц

В геометрических фигурах животных мне чудятся отзвуки авангарда 1920-х гг. А это ведь наиболее самобытное течение в русской культуре.

Волк

Никакого реализма — всё подчёркнуто условно. Но какое напряжение в фигурах животных. Золотой Колобок невозмутим.

Медведь

На самого Колобка надо обратить внимание. Мне кажется, что он нарисован так, как рисовали солнце в древнерусской живописи. А она ведь была сплошь религиозной. Вполне в духе советских Семидесятых: соединение революционного авангарда и иконописи.

Лиса

Колобок в зените и совершенно счастлив. Есть версия, что эта сказка — аллегория солнечного движения по небу от восхода до заката. Если и есть отражение этой величавой космогонии, то вот оно — в этой иллюстрации Токмакова. Выдающийся художник.

Сороки, кстати, в финале налетели — не вороньё. Славу поют.

Библиотечка «Весёлых картинок»

Второй вариант сюиты к «Колобку» совсем другой. Он попроще, попонятнее, носит повествовательный характер. Самая массовая серия для самых маленьких обязывает. Но манера Токмакова узнаваема и здесь.


Появление Колобка

Свара деда и бабки развёрнута пошире.

Заяц

Звери узнаваемы, только Колобок стал совсем заурядным.

Волк

Медведь

Лиса

Лисичка стала красивой и кокетливой, но простенькой.

Убийство Колобка

Вместо напряжённого акта трагедии в первом варианте, когда лиса с Колобком вытягиваются ввысь — приземлённая подготовка к поеданию тестяного изделия. И дед с бабкой чего-то суетятся, спешат на помощь. Всё равно ведь никогда не успевают.

Нельзя остановить солнце — нельзя спасти Колобка.





329
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх