Майор Гром Чумной Доктор


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Майор Гром: Чумной Доктор, 2021
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Майор Гром: Чумной Доктор, 2021

Статья написана 19 мая 2021 г. 10:04

Нищий Бэтмен в погонах / Законность или справедливость?

major_grom

Игорь Громов не был обычным сотрудником питерской полиции. Скорее он действовал в стиле шерифов Дикого Запада. Зато раскрываемость у него была на высоте, что помогало начальству мириться с его выходками.

Так продолжалось до поры, пока в городе не объявился некий Чумной доктор, наводящий порядок еще более крутыми методами. Взявшийся за очищение Питера от богачей, обычно надежно прикрытых от правосудия деньгами, связями и властью.

Гром сам порой задумывался о том, что закон во многих случаях бессилен, но крестовый поход Доктора грозит и вовсе обрушить город в болото анархии и смертей.

А значит, Питеру нужен тот, кто остановит маньяка.


Первая полнометражка по мотивам российских комиксов рождалась нелегко, а появившись на свет вызвала массу споров насчет своего морального посыла. Причем со всех сторон.

Перед нами кондовый, нажористый, породистый комикс-вульгарис в лучших голливудских традициях старой школы. Но со своими особенностями.

Создатели «Майора» лихо используют приемы, которые уже не получается называть шаблонными, скорее архетипичными.

Герои нарочиты, утрированы и театральны. Особенно это касается карикатурных злодеев, с главным злецом ленте особенно не повезло, впрочем, об этом позднее.

Протагонист совмещает готичность нищего Бэтмена с напористостью зрячего Сорвиголовы, становясь между делом одной из удач картины.

Игорь Громов в исполнении Тихона Жизневского – благородный безденежный дон, любящий шаурму, обладатель одной единственной «визитки», живущий в огромной обшарпанной квартире с осыпающейся штукатуркой и пустым холодильником. Не имеющий друзей и не привечающий гостей (туалет показателен), ходящий в дырявый носках и пользующийся старенькой кнопочной мобилой. Он харизматичен, невозмутим, напоминая одновременно самурая и персонажа Иствуда. Не стесняется использовать кулаки. Не признает полицейской формы, протоколов и ограничений, считая, что по правилам преступника поймать невозможно. Трогательно привязан к кепке и куртке. Сомневается в действенности системы правосудия, однако почти мгновенно, увидев воплощение своих сомнений в действии, принимается исполнять свою работу, напрочь позабыв собственные сомнения. Вдобавок радует зрителя приятной фишкой – визуализированным просчетом своих будущих активных действий. Фактически, под рефрен «думай» нам показывают несколько вариантов будущей драки и ее последствия.

Отдельное спасибо за попытку передать не только «рукомашескую» сторону работы Грома. Нам продемонстрируют, как майор занимается скучной бумажной, кабинетной полицейской работой. Изучение материала, сбор информации, сопоставление, использование «серых клеточек», выводы. Дающие возможность ринуться в поле на поимку преступника.


Пара слов об его противнике. Хорошую идею персонажа испортило слабое актерское воплощение. Понятно, что согласно тем же комиксовым традициям (старым, донолановским), мы, пожалуй, не могли получить другого главгада. Утрированного, переигрывающего, скатывающегося в безумие, злодейски поблескивающего глазами, в духе бертоновских противников Летучей мыши. Но смотрится этот образ просто-напросто слабо. И сыграно на среднем уровне, что окончательно добивает бедного преступника.

А вот атмосфера и визуал вообще постановщикам удалась. Стильная «картинка». Питер, вдохновленный каким-нибудь Готэмом-лайт. Мрачноватый город контрастов. Грозовые облака, стаи ворон. Мусорные свалки, темные улицы, бескрайние крыши с высящимися вдалеке шпилями, собаки, роющиеся в помоях, бомжи, с трудом выживающие пенсионеры. А в двух шагах пафосные казино, красивенные здания банков, экслюзивные суперкары, блистающие драгоценностями и платьями дамы. И, конечно, кариатиды — активно, пускай недвижимо, участвующие в происходящем.

Боевку к сильным сторонам ленты отнести не выйдет, да ее здесь не сильно то и много. Стартовая погоня, бодрая драка в казино, финальная разборка. Не густо на два с лишним часа. Да и сам ГГ на икону боевика не тянет – чересчур интеллигентен, а его потасовки показаны смазано и неакцентировано. За исключением свалки в клубе, порадовавшей еще и демонстрацией того, что даже крутого бойца можно «забороть» толпой.

Что касается любопытных отличий «Грома» от западных «кино-рисованных картинок». Главный герой комикса – мент. Комикса! Не боевика или полицейской драмы про копа-одиночку. Комикса! Не просто парень, время от времени сотрудничающий с силовиками и государством. Не солдат, взращенный и выпестованный на державный кошт. А самый натуральный коп. Человек, осознанно избравший путь служения правосудию, и достигший в этом недурных высот (пускай не без превышения полномочий и закрывания глаз на делишки информатора). Для супергероев нетипичненько.

Ну и социальное наполнение. Нам покажут не просто продажных судей. Или расслоение общества на богатых и бедных, вместе с последствиями такого расслоения — эти темы в забугрных графических романах используют во весь рост. Но и пройдутся по вещам, гораздо реже демонстрируемым на большом западном экране. Я имею в виду обманутых вкладчиков банков, проблему гигантских мусорных свалок в мегаполисах. И, безусловно, детишек-мажоров, кои безнаказанно могут творить, все что заблагорассудится.

Западному зрителю, живущему в обществе, где не принято столь открыто наглеть (понятно, что там тоже хватает «неприкасаемых», но им чаще всего приходится соблюдать внешние приличия) – новые ощущения обеспечены.

Теперь об идейном наполнении картины.

Постановщики пройдутся по вечной теме неспособности силовиков справиться с преступностью законными методами (вспомним хотя бы Головачева с его Стопкримом). Затронут вопрос что же все-таки важнее – законность или справедливость.

Сделают акцент на том, как скатывается в бездну насилия линчеватель, берущий правосудие в свои руки.

Но это стало главной причиной копий, ломающихся вокруг «Грома».

С одной стороны нам показывают гражданский протест, побуждающий туповатую власть обратить внимание на перезревшие проблемы социума.

С другой – четко демонстрируют, что любое насилие, а уж тем более убийство, не приводит ни к чему хорошему.

Параллельно пройдясь по неконтролируемым соцсетям, которые могут стать, о ужас! «Трибуной для маньяка». Влиянию «сети» — ведь действия «борца за справедливость», увиденные онлайн, побуждают безнаказанность и желание следовать его примеру в реале.

Посыл понятен – исключительно мирные акции решат проблемы. А интернет надо держать под контролем.

При этом местные менты показаны в целом адекватными, болеющими за народ ребятами (даже ленивый жирный сотрудник). А «фанаты боевых искусств» – сознательными гражданами, спешащими на помощь в трудную минуту, словно Чип с Дейлом, на время позабывшие о Гаечке.

Фантастика, что ж вы хотите.

В общем, не угодили постановщики ни властям, ни оппозиции.

Эрго. Классический кинокомикс с некоторыми нетипичными для своих голливудских коллег моментами. Хорошая главная роль и атмосфера. А вот злодей и боевка подкачали.

Режиссер: Олег Трофим

В ролях: Тихон Жизневский, Любовь Аксёнова, Алексей Маклаков, Михаил Евланов, Александр Сетейкин, Сергей Горошко, Дмитрий Чеботарёв, Олег Чугунов, Антон Богданов, Юрий Насонов, Ойсель Море Деспайгне, Кристина Ибадуллаева, Владимир Дикун, Дмитрий Лиманов, Эльдар Мурсалов

P. S. За очередную похабную перепевку Цоя фильму минус пару сотен вистов.





3249
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 мая 2021 г. 12:32
За постскриптум к рецензии автору плюс пару сотен вистов


Ссылка на сообщение19 мая 2021 г. 16:56
Что вы все на этот кавер на Цоя взъелись? Кого не спроси — все плюются. Ну да, это не Цой и что? Голос хороший, аранжировка приятная.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 мая 2021 г. 05:55
+
Приятно было слушать
 


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 08:56
+
Нам тоже весьма понравилось.


Ссылка на сообщение19 мая 2021 г. 17:17
Ну, не знаю. Я-то вообще непривередливый. Но у меня друг — реальный фанат Цоя. Ему большинство каверов на Цоя не нравится, буквально раздражают они его. А к этому варианту нормально отнесся.


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 08:34
Кино, конечно, сплошные штампы. Порадовал в кадре Питер. Давно его не было в отечественном кино. ( может, просто, я его мало смотрю). Не смотря на всю вторичность, хочется всё-таки отметить, что фильм гораздо более смотрибелен, чем прошлые потуги российского кино в области фантастики.


Ссылка на сообщение21 мая 2021 г. 10:42

цитата imra

С одной стороны нам показывают гражданский протест, побуждающий туповатую власть обратить внимание на перезревшие проблемы социума.

С другой – четко демонстрируют, что любое насилие, а уж тем более убийство, не приводит ни к чему хорошему.
Я бы сказал, что в фильме демонстрируется другое. С одной стороны, что власть не слышит мирных протестующих. Об этом говорится неоднократно. Мальчик в суде не может добиться справедливости. Начальник Грома на кухне жалуется на жизнь, сетуя, что ничего не меняется. Сам Гром тоже недоволен тем, что не может эффективно бороться с преступностью, которая срослась с властью.

С другой, когда протест перестаёт быть мирным, нам явно показывают, что это всё было инспирировано сумасшедшим злодеем-кукловодом. Таким образом, у зрителя остаётся ощущение, что протестовать вообще бессмысленно. Мирным образом ничего не изменишь, а насилие — не выход, потому что «убивать нельзя» (с) м-р Гром.

В этом и заключается идеологический посыл фильма. Не протестуй, лучше посиди на крыше с друзьями, пожуй шавермы.

Насчет финалочки, где группа организованных преступников (они организованы и они преступники) борется против уличных протестующих и получает за это похвалу (в виде социального одобрения посредством теле-интервью), а также упоминания о «судебной реформе»... я так скажу. Это насмешка и издевательство. Издевательство над реально существующими последние десятилетия претензиями к российскому судопроизводству и насмешка над оппозицией. Дескать, вот кто вас победит, бравые ребята с дубинками.

А-а, и да, м-р Гром так и не дал телеинтервью. Вместо него в глазах общественности всю славу получил ФСБшник-гандон. Это тоже намек, что власть не победить, даже не рыпайся, дружок. Твой батяня-генерал может дать ФСБшнику по морде, но не уволить.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2021 г. 19:38
Почему я не удивлён? =)


Ссылка на сообщение22 мая 2021 г. 07:53
Из нескольких отзывов — 5 про Цоя... Куда там майору...
А меня подвел Гоблин... Он о ролике хорошо отзывался... Я посмотрел... И получил «завышенные ожидания». Хотя мы сейчас находимся на уровне кино двадцатых, только нет могучих энтузиастов, которые готовы через «Месс Менд» дойти до высот киноискусства шестидесятников.
Нет ни цели, ни идеи, ни самостоятельности. Копировать спину (нижняя часть) Голливуда? После того, как они крали у нас фильмы Клушанцева?
На самом деле — лучшее государство — это бабушки на скамеечке СССР и консьержи с жителями нижних этажей во Франции. Которые все знают. И участковый мент с местным инспектором-жандармом.
Это правильное ПОЛИЦЕЙСКОЕ государство.
Когда есть проститутки и картежники под преступниками, но отморозков не терпят. А если они вылезают, то менты их ловят и гробят целыми бригадами. Причем московские помогают местным, чтобы не сильно местных подставлять.
А так — ну нет у нас культуры комикса в народе. А вот Аниськин был. И ЗНАТОКи.
Эквивалента не подобрали.


⇑ Наверх