Первоначально роман А.Иванова «Псоглавцы» был опубликован в 2011 под псевдонимом «Алексей Маврин» (издательство Азбука — Аттикус). В дальнейшем роман неоднократно переиздавался уже под настоящей фамилией автора. Это первый роман из цикла о дэнжерлогах — то есть, исследователях аномальных опасных объектов («Дэнжеролог» — термин, введённый Алексеем Ивановым)
В произведении, действие которого происходит в нижегородской деревне Калитино, разыгрывается необычный детектив, с декорациями в виде старообрядческих скитов, трудовых лагерей, торфяных болот и скатившихся до потери человеческого облика жителей поселения. Атмосфера пропитана едким дымом горящих торфяников и жуткими слухами о существовании человекообразных существ с песьими головами.
Параллельно сюжет круто замешан на истории «Псоглавца» — древнего святого Христофора, изображаемого на иконах с собачьей головой.
Трое героев по таинственному договору с загадочной фирмой отправляются в Калитино, чтобы снять со стены разрушенного храма фреску с изображением святого Христофора и попадают в странный мир, в который можно войти, но который нельзя покинуть. Мистическая реальность постепенно затягивает и героев и читателя.
В романе имеется интересная гипотеза, на основе которой строится сюжет: любая культура является информационной сущностью, наделённой разумом инстинктом самосохранения, способностью защищать себя и т.д.
В итоге получилась очень добротная литературная фантастика. Здесь есть новая философская теория, интересный историко- научный анализ, хороший литературный язык и захватывающее действие. Отличное сочетание. В этом плане напоминает «Рыбари и виноградари» М. Харита. Хотя там конечно посильнее.
По подводке сюжетной линии есть аналогия с другой хорошей книгой: «Малая глуша» М. Галиной . Такое же великолепное описание русской глубинки, прямо физически попадаешь внутрь повествования. Хотя опять же, на мой взгляд, у М.Галиной описание лучше.
Не буду спойлерить сюжет, он — очень динамичен и кинематографичен (практически готовый сценарий). Когда читаешь, ощущение, что многие эпизоды уже видел в различных боевиках. Впрочем автор честно об этом говорит, постоянно ссылаясь на всяческие фильмы.
Кинематографичность определяет и слабую психологическую проработку характеров героев, как главных (Кирилл, Валерий и Гугер) так и второстепенных. Герои весьма схематичны, как и требуют законы трилера : этот — компьютерщик, этот — искатель приключений исследователь и одновременно герой-любовник и т.д.
О главных героях известно на удивление мало. Их реакции не всегда понятны и побудительные мотивы остаются за кадром.
Среди второстепенных — буйный пьяный дембель, злодей бандит, мелкий лидер преступного сообщества (хозяин магазина), новый русский, плохая женщина и хорошая девушка, супермен из таинственных спецслужб. Все они скорее маски, чем реальные люди. В течение романа не происходит никакой внутренней эволюции ни одного из героев, каждый из них застыл в отведённой ему роли.
Критики обычно отмечают, что основа романа не мистический сюжет, а описание деградирующей российской глубинки, конфликта разных социальных «зон» и миров российского государства. Некоторые литературоведы отмечали острую социальную критику.
На мой взгляд, основа книги всё таки именно мистика, связанная с кровавой борьбой культуры и её артефактов за своих последователей. Здесь вопрос не столько социальной критики, сколько рассмотрения нового явления в окружающей реальности. И здесь мы снова приходим к парадоксальным идеям автора. Эти идеи (гипотезы, теории) — самое сильное и одновременно самое слабое в романе Они великолепны по смелости и неожиданности и крайне слабы по подаче материала. Автор напрямую цитирует Википедию или интернет-источники. Такая подача выглядит скучновато. Здесь Иванов выглядит намного слабее В.Пелевина или того же М.Харита.
Но по-большому счёту, это и не важно.
Книга получилась хорошая, можно узнать много о раскольниках, староверах, святом Христофоре, псоглавцах (помните, ещё в «Старике Хотабыче» Волька рассказывал на экзамене по географии, что далеко на краю земли живут племена людей с головами собак), и истории борьбы религий.
Вывод: В целом увлекательная и информативная фантастика в стиле магического реализма.