FantLab ru

Алексей Иванов «Псоглавцы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
520
Моя оценка:
-

подробнее

Псоглавцы

Роман, год; цикл «Дэнжерологи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 53
Аннотация:

Затерянная в лесу деревня, окруженная торфяными карьерами. Рядом руины уголовной зоны. Трое молодых реставраторов приезжают в эту глухомань, чтобы снять со стены заброшенной церкви погибающую фреску. Легкая работа всего на пять дней... Но на фреске — Псоглавец, еретическое изображение святого Христофора с головой собаки, а деревня, оказывается, в старину была раскольничьим скитом. И во мгле торфяных пожаров все явственней начинает проступать иная история — таинственная и пугающая. Много загадок таит эта деревня. По ночам в коридоре — цокот собачьих когтей, запах псины... распахнешь дверь — никого. Бежать — но многим ли удавалось отсюда уйти... А в ветхом домике по соседству — робкая девушка «с египетским разрезом глаз... и таким изгибом губ, потрескавшихся от жары, словно эти губы знали о жизни всё»...

Примечание:

Издано под псевдонимом Алексей Маврин


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 280

Активный словарный запас: высокий (3053 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)
/языки:
русский (8)
/тип:
книги (8)

Псоглавцы
2011 г.
Псоглавцы
2012 г.
Псоглавцы
2013 г.
Псоглавцы
2016 г.
Псоглавцы
2018 г.
Псоглавцы
2018 г.
Псоглавцы
2019 г.
Псоглавцы
2021 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мдааа...а как хорошо все начиналось. Думаю, вот оно! Мистический триллер с древними верованиями в российской глуши. Сейчас начнется! Но началось что-то совсем не то.

Бодро развивающееся действие, к середине романа сменилось бесконечными причитаниями главного героя о том, какие все вокруг него дегенераты. Горит торфяник- дегенераты же, пусть задыхаются, нет газа в доме- совсем дегенерировали, иконы в машине- дегенератская пошлятина, привычка есть у телевизора — все признаки совковой дегенерации . И так через абзац. Снобизм и презрение главных героев к окружающей их деревенской действительности зашкаливает. А главные герои, кто они? Обычный ничего не достигший в жизни офисный планктон: диванный интернет- воин, работающий в книжном магазине, ничем не занимающийся «эльф 80-го уровня» и урбанизированный «креативный» неудачник. И эти люди с презрением называют деревенских жителей выродками, потому что они донельзя упростили свою жизнь. Похоже, автор писал эту книгу именно для этого контингента — городской прослойки, которая сейчас гордо именуется «кративными образованными молодыми людьми», отличительная черта которых состоит в том, что они черпают свои знания из гугла, верят в Голливуд и в свою непогрешимость. Поэтому в процессе чтения, мне было трудно сопереживать главному герою и его мировоззрению. Маленький человек с большим презрением ко всему, что его окружает, к людям, к их обычаям, к их прошлому, настоящему и будущему.

Главный тезис романа о том, что псоглавцы охраняют границы поведенческих зон не выдерживает никакой критики, т.к. показанная Алексеевым деревня- нереальна. Он собрал в ней все самое отрицательное, что есть в настоящих деревнях и спроецировал на весь деревенский социум. Но бесконечное повторение слова «деградация» никак не показывает эту самую деградацию. Так же как многократное повторение слова «псоглавцы» не заставят читателя сильнее бояться. Автор хотел показать нам извращенный жестокий мир из фильма «Поворот не туда», но в такой мир в русской деревне может поверить только такие же, как и главный герой, жители мегаполиса, ни разу в этой самой русской деревне не бывавшие. Остальным все это покажется надуманной нелепостью. Автор плохо понимает деревенскую жизнь. Он, видимо, сталкивался с этими людьми и совершенно ничего о них не понял. Да, персонажи типичны. ВДВшник, Саня Мурманский, склочные бабы, мещяне и алкаши. Но никто из героев даже не попытался с ними поговорить. Понять. Узнать, что же там за этим фасадом. А за всем этим скрывается самое главное. Эта деградация по Кириллу, эта упрощение жизни, «на огороде картошка, вечером самогон», чем она отличается от бизнес-ланча в обед и два литра пива вечером в пабе? Только тем, что все эти гаджеты, жжшечки, вай-фай и боулинг скрывают суть. Даже больше — они замещают суть, смысл жизни этого самого самодовольного офисного планктона.

Для тех же людей, кто периодически бывает в деревне среди этих самых деградантов, очевидно, что все эти на вид быдловатые деревенские ужимки — всего лишь маска, чтобы прощупать, что ты за человек. А за ней, в большинстве своем, скрываются добрые отзывчивые люди, которые помогут тебе в любой ситуации, которые за счет своей простоты-деградации видят все таким, какое оно есть на самом деле, зрят в корень, мыслят. И если бы на меня напал бы кто-то с собачьей головой, то я не побежал бы просить помощи у трех парней в мерседесе, а побежал бы к алкашу и мелкому вору Лёхе, потому что он точно поможет.

Но главные герои даже не пытаются понять этих людей, они сразу вешают на них ярлык выродков и лишь с презрением кривят губы.

Вообщем- то я еле дочитал. Эта бесконечное презрение утомило. Оно полностью поглотило атмосферу, интригу, романтическую линию. Я до последней строчки романа искал намек на то, что мнение героя отличается от мнения автора. Тогда я бы поверил в его, автора, мастерство и величие. Но я ничего не нашел. Автор думает, что пишет о действительности. И это плохо. Т.к. писатель не должен был так от нее отдалиться.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю, многие согласятся, что роман был задуман на более высоком уровне, чем реализован. Просто Алексею Иванову здесь не удалось органически соединить в одном котле кинговский детектив про столкновение городских с реднеками, буйную историю России и литературную философию.

Причем, два первых ингридиента по отдельности вышли даже очень ничего. Ужастик профессионален, периодически экшн, периодически саспенс. Немного любви, литр мистики, колотные персонажи, ауто-погружение — для развалин книг с цветастыми обложками самое то. Староверы и святой Христофор подаются, как говаривал герой «Простоквашино» с целью повышения образованности. Тут тебе и различие ликантропов от вурдалаков, и Андрей Мельников-Печерский, и Никон с Питиримом. Чтиво, безусловно, должно развивать.

Но вот стык между этими блоками смазан халтурно. Эти интернетовские паузы гасят ритм и выглядят необработанными вставками. Почему-то автор, не особо придумывая форму подачи информации, решил, что и так сойдет.

Ну, а философия, если она такая планировалась, завалена полностью. Как и конец произведения, от которого ожидался катарсис, а получился хлопок электрического предохранителя.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитывал просто чтобы узнать, чем же все закончился. Вот основные претензии:

1. Длиннющие и скучные «справки». Вот как строится сюжет: немного приключений -> главный герой узнает какой-нибудь новый термин (например, «Псоглавцы», или «Святой Христофор») -> главный герой лезет в интернет чтобы узнать, что это такое -> нам долго и уныло перечисляют информацию из «Википедии» или аналогичных источников. Зачем это? Думаю, для увеличения объема книги, т.к. предоставить сведения можно было бы более интересными способами. Например, полунамеками. Выбранная автором манера полностью убивает главный элемент любого хоррора — тайну.

2. Клише. В любом романе про жителей города, которые приезжают в деревню, обязательно есть милая деревенская девушка, в которую влюбляется ГГ. Она обязательно скромная и неразговорчивая, обязательно с «круглой молодой грудью». Из-за нее герои попадают в неприятности. И вот, тут тоже есть такая девушка. Вся такая несчастная, чуждая этому дикому месту, и невероятно одномерная.

3. Очень затянутое повествование. Экшн начинается через много-много страниц после начала.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень добротная литературная фантастика. Здесь есть философская теория, хороший литературный язык и захватывающее действие. Отличное сочетание. В этом плане напоминает «Рыбари и виноградари» М. Харита. Хотя там конечно посильнее.

По подводке сюжетной линии есть аналогия с другой отличной книгой: «Малая глуша» М. Галиной. Такое же великолепное описание русской глубинки, прямо попадаешь внутрь повествования.

«Псоглавцы» — очень кинематографична, хотя кажется, что многие эпизоды уже видел в различных боевиках. Впрочем автор честно об этом говорит, постоянно ссылаясь на всяческие фильмы.

В общем читать рекомендую, можно узнать много о раскольниках, староверах и истории борьбы религий. Интересная главная теория — о кровавой борьбе культуры за своих последователей. Не буду спойлерить — это главная удача книги.

Моя оценка — твёрдая 8

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже как–то неловко, честное слово, ставить такую оценку книге, а тем более Автору, произведения которого я ранее читала и была покорена стилем, словом, сюжетом, героями. Я говорю про ,, Золото бунта'' и ,, Сердце Пармы''. Такое впечатление, что это писал другой человек, но имеющий схожий стиль изложения. Нет, читается книга легко, идея сюжета напрашивалась очень даже занимательная. По–началу я предположила, что из загадочного начала выйдет опасная, увлекательная с серьёзным разоблачением и впечатляющей разгадкой история. Но для меня такого в развитии сюжета не оказалось, я не совпала с книгой. Не скажу, что она плоха. Но с ней явно что–то не так.

Хотя интерес к развитию сюжета всегда присутствовал по мере чтения, мне хотелось узнать тайну псоглавцев, но в итоге Автор меня не убедил ни в чём. Я не поверила в нагнетание ужасов – явление собак в темноте, скрип половиц, скрежет когтей, запахи, исчезновение изображения и т.д., я не поверила в любовную линию героев – и не потому, что он москвич, а она всю жизнь прожила в деревне, я не поверила в эту деревню и её жителей – понятно, что представлен только короткий отрезок времени и в нём по–максимуму показан контраст и деградация, я не поверила в страх и невозможность жителей деревни её покинуть – ведь есть же городские отдыхающие, наверняка кто–то из них из этой же деревни, да и ребятишки приезжают на каникулы, я не поверила Кириллу в его естественность – вроде взрослый человек, а от его придуманных страхов, от паступков отдаёт каким–то надуманным ребячеством, я не поверила в развязку – она, на мой взгляд, шита толстыми белыми нитками по тёмной ткани. Я её перечитала дважды, но она такая суперразъяснительная , что эти разъяснения не принимаются после чтения основного текста. А явление охранника поместья с потрясающими навыками реагирования, ровным загаром солярия и белозубой улыбкой в роли властителя ситуации, спасителя и рассказчика попортило едва сохраняемый интерес к сюжету напрочь.

В сюжете дано довольно много документальной информации, собранной Кириллом на просторах интернет. Она призвана усилить интерес и углубить тайну и индивидуальную особенность фрески, её влияния на жителей и историю этого места. Но мне это не помогло. Возможно все эти псоглавцы – это не более, чем метафора в итоге, то, во что может превратиться человек деградируя. Не знаю. Делать какие–либо выводы по поводу текста уже не хочется. Возможно там вообще нет никаких выводов, а это просто приключенческая книга, довольно лёгкая и поверхностная, которая показывает взросление и без того взрослого парня в резком отрыве от привычных комфортных условий и по мере сил своих и всемогущего интеренета пытающегося разгадать загадку Святого Христофора.

Несмотря на такое впечатление от прочтения этой истории, я точно знаю, что Автор большой мастер, у него есть потрясающие книги, которые произвели такое впечатление, что никакие ,,Псоглавцы'' его не испортят.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга сочетает в себе два ужаса: ночью – потусторонний, корнями уходящий в древнюю историю мира, и дневной, бытовой, социальный, знакомый многим не понаслышке, хотя местами гипертрофированный. Но неискоренимый, оттого и страшный.

Два ужаса, чудовища и темное окружение глубинки страны.

Два этих ужаса сменяют друг друга, один подтверждает себя, подкидывая неприятные ситуации и знакомя с отвратительными людьми, открываясь всеми своими низменными сторонами. Другой – сложнее, он вроде явственен, но проявляется лишь намеками, образами и собственным внушением и накручиванием главного героя, выросшего на голливудских ужастиках и знающего, что, по идее, должно происходить в таких случаях.

Знающего, но недоумевающего – почему чудовища не нападают, медлят? Почему другие их не видят, или делают вид, что ничего вокруг не происходило раньше, не случается и сейчас? И ведь доказывают – вполне успешно, логично, обоснованно, будто бы никаких чудовищ в принципе быть не может.

Только герой продолжает их искать, лезет в подвалы, в заброшенные дома и старые кладбища; смотрит в интернете. И раскрывает тем самым всё новые эпизоды, события давнего прошлого, историю развалившегося государства и того, что образовалось после.

Перебирает все факты возникновения тех чудовищ, из религии или мифов – и мы вместе с ним узнаем их, и удивляемся, как всё складывается.

И всё равно не находим точного ответа. Вернее, не знаем, какой из найденных верен. Тем более, почти сразу происходит нечто, в очередной раз показывающее – на самом деле всё не так.

Книга полна увлекательно рассказанных, будто между делом, до ночных, леденящих душу прогулок или после них, конспирологических теорий и домыслов, кратких и лаконичных пересказов разных версий легенд.

Она остается увлекательной всегда, всеми своими частями, какая бы нелепость не выдвигалась в качестве рабочей версии, или какая бы мерзость не происходила среди жителей деревни, свидетелем которой стали читатели и герой.

Остается даже в том случае, когда наружу вылезают её проблемы: например, отсутствие какой-никакой, но эволюции второстепенных персонажей (и части основных). Как изначально одни из них вызывают сочувствие, а другие – презрение, так и в конце эти чувства сохраняются, лишь усиливаясь на фоне подтверждения мнения о них за счет поступков, подробностей прошлых взаимоотношений и проч. Словно все они накрепко привязаны к своим ролям, и нет у них сомнений, что можно что-то изменить. И чувства окончательной обреченности и смирения тут ни при чем – мысли-то должны быть, хоть две, хоть одна, хотя бы оправдание. Но в книге этого нет.

Или, словно отсылкой к подавляющему большинству ужастиков, лишенные чувства самосохранения прогулки героя по всяким подозрительным местам в неподходящее время суток и едва ли не фанатичное преследование, по другому и не скажешь, тех, кого он считает чудовищами, смертельно опасными и непредсказуемыми. Будто он охотник, а они добыча, а не наоборот. Всё это кажется совсем не рациональным.

Еще пример: выдача скудного снаряжения группе. Цель их вполне мирная, изъять исторический артефакт из заброшенной церкви, однако сам организатор говорил, что возможны странности и различного рода противодействия изъятию. Так почему на всю группу только один травматический пистолет? Почему участники группы не специалисты, а неведомым образом подобранные офисные сотрудники? Объяснения, предоставленные в книге, неубедительны.

Хорошо, что ответы на иные острые вопросы отвлекают на себя внимание.

И, наконец, финал – вышел скомканным, с объяснением из разряда: «Ну, вот так вот оно всё, бывает же. Ничего не поделаешь» (разведение руками, пожимание плечами). Хотя, нашлось место морали, и предоставлением читателю самому решить, в чем тут дело. Посетовать, мол, точно описана глубинка страны. Местами утрировано, а местами…

В общем, «Псоглавцы» красиво написаны, напряжённы, психологичны, мрачны, зачастую с неожиданными поворотами событий, как в «ночной» части, так и в «дневной». Не дают оторваться от себя до самого финала. А проблемы – у какой книги их не найти?

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Москва. Довольно мутный тип с фамилией Лурия организует экспедицию в Нижегородские леса с целью изъятия фрески из местной церкви, что в деревне Калитино. Подбор участников экспедиции выглядит не менее странным, чем её цель. Набирали их, пользуясь информацией из блогов ЖЖ. И вот по прибытию в деревню начинаются приключения с мистическим уклоном, где всё смешалось в бурном водовороте событий — зона, раскольничьи скиты, поисковые системы, любовь, смерть и едкий дым горящих торфяников.

Надо заметить, что от книги осталось довольно странное ощущение — она затянула в себя как в болото. Поначалу всё происходящее на страницах представлялось донельзя неуместным и надуманным. Сложно представить, что совсем не бедствующие молодые люди повелись на странное предложение странного человека, которое тот даже не сумел логично обосновать. Главный герой романа Кирилл, словно девица из «Покровских ворот», весь из себя внезапный, противоречивый и непредсказуемый подорвался куда-то ехать просто потому, что некая Вероника сбежала от него со словами «Кирюша, это несерьёзно». При этом Кириллу начинают мерещиться всякие страсти ещё до попадания в Калитино, увидел пару собачек — впечатлился, увидел фреску — та замотала головой и так далее. При этом подобная впечатлительность не помешала нашему герою по ходу повествования вломиться на территорию чужой дачи с целью проведения быстрого обыска на предмет обнаружения сверхъестественного. Ну и для полной цельности образа Кирилл разбирается во всякого рода брендах одежды, как будто сошел со страниц какого-нибудь Минаева. Возможно, по мнению Алексея Иванова примерно так выглядит и ведёт себя типичный москвич. Обитатели деревни примерно столь же фольклорны — чистые упыри, им бы нажраться, стащить, что плохо лежит у заезжего лоха или совершить насильственные действия сексуального либо же несексуального характера с тем, кто подвернётся под скорую руку. Короче, читалось всё это с превеликим трудом, но тут начались те самые экскурсы в мировую паутину и они то и примирили меня с «Псоглавцами», подогрев интерес и заставляя самого активно искать информацию по теме в Интернете. Бодрая концовка со срыванием покровов, раздачей сестрам по серьгам и бурным потоком заимствованных слов окончательно повысила общую оценку романа.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему мне не понравилась эта книга?

У нее мало достоинств. «Хорошо читается» и мат на заборе. «Интересный сюжет» — эпически слит с первой главы.

Что больше всего меня поразило?

Нелогичность и бессвязность сюжета. Одна цитата — герой впервые видит ту самую фреску с псеглавцем.

«Хотя главное, конечно, — голова. Тёмно-рыжая, шерстяная, с острыми звериными ушами. Впрочем, Кирилл не назвал бы эту голову собачьей. Тут была какая-то помесь муравьеда со щукой — наивная, нелепая и потому особенно правдоподобная. Думалось: художнику не сложно ведь нарисовать собаку, но если здесь — что-то другое, значит, автор не механически поставил пёсью башку на человеческие плечи, а срисовал это чудище с натуры. Выходит, оно существует в реальности.»

То есть, у меня для вас новость — покемоны, телепузики, трансформеры, говорящие овощи из рекламы и мурал напротив моего рабочего окна с мужиком с разрисованной рожей высотой с пятиэтажку — существуют! В реальности!

Ура, товарищи!!!

Несколько слов о главном герое:

Нехорошие предчувствия посетили меня еще в начале истории, когда «мерс» остановился у борозды и герой, увидав двух собачек, испытал настоящую паническую атаку.

6 км до злополучной деревни!

6!!!!

Они еще не доехали!

А ему — вдруг — страшно...

Что ж ты такой нервный, деточка?

Если серьезно, в характере ГГ сразу чувствуется какая-то впечатлительность, что ли... Вроде покажи пальчик — и начнет бояться. ( нет, не средний. Указательный.). Я до последнего надеялась что это и загадочные анкеты Лаурии как-то связаны, но... Не судьба.

Стиль автора:

У Иванова интересный писательский прием — самые динамичные события в самый ответственный момент прерываются на размышления ГГ о несовершенстве этого мира, мире во всем мире, своих мыслях, давешней поезде в деревню к бабушке друга, отпуске, проведенном в Турции, тетке, любящей отдыхать на Кипре, бывшей девушке... И этот список бесконечен.

И довольно вольное обращение со словами:

«Кирилл подкрутил шурупы и воткнул в розетку вилку одной своей бобины. Этот жест показался ему откровенным намёком на секс.» Слесари — работники порно-индустрии? Оригинально!

«Лиза, нагнувшись, вытаскивала из-под колёс дрезины железные тормозные «башмаки». Кирилл посмотрел на тугую задницу Лизы и забыл про Копполу.» И слава Богу!

«Кирилл расстелил свой коврик, замкнув пространство вокруг сумки и фонаря, и тоже уселся.» Вот почему бы ему просто не усесться?!

«Лиза по-кошачьи утиралась локтями.» Чего же она в цирк не пошла, с такими талантами!!!!!

(O.O)

Такая ущербная логика подкосила мою веру в происходящее напрочь. Как можно бояться, если всерьез хочется проверить ГГероя у психиатра?

Читала как очередной роман Роллингса. Ну, про Амазонию читала, и про Антарктиду... Вот и про умирающую русскую деревню.

Обычно я со снисхождением отношусь к произведениям Джеймса Роллинса. Увлекательное, чуть нескладное чтиво, без претензии на глубокий смысл и философские глубины.

Знаете чем «Псеглавцы» отличаются от романов Роллинса? Претензия есть, не к ночи будет помянута.

5 баллов — увлекательное чтиво для поездки в отпуск. Не страшное, кое-где откровенно глупое. В общем, для разгрузки мозгов.

И в заключение, немного позанудствую:

Почему русскоязычные авторы так стремятся достать звезду с неба? Из книги, при определенных переделках, получился бы действительно захватывающий и леденящий душу триллер. Можно было бы сотворить и остросоциальную прозу. И даже — любовный роман (свят-свят!). Но Иванов, как и подавляющее большинство его товарищей по цеху, не просто хочет написать «понятную и простую книгу» — «хорошо», он хочет написать «непонятную и непростую книгу» — но получается «плохо». Вроде, снизь планку требований, выброси часть идей, уменьшь объем, меньше изголяйся над развязкой — получится всего-лишь повесть, но какая! С концентрированным, напряженным действием! И будет тебе счастье! Ну неоригинально, но, блин, как интересно!

Но нет, всем им не дает покоя Достоевщина и, как минимум, лавры Шолохова. Где моя Нобелевская премия?!

И это грустно.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трое молодых людей приезжают в глухую российскую деревню, чтоб снять со стены старой, давно заброшенной церкви, фреску Святого Христофора и сталкиваются там с загадочными, мистическими явлениями.... Вполне обычная завязка сюжета для такого романа, ничего оригинального. Как и описание деградирующей деревни, собравшее скорее все плохие стереотипы городского ботаника. Обязательно в наличии скупой и скользкий местный «ростовщик» (хозяин магазина), буйный пьяный дембель, мелкий уголовник, баба хабалка и скромная, наивная девушка. С первыми у главгероя обязательно неприятности, с последней обязательно отношения. Ничего оригинального..... но Иванов действительно талантище и из этого «куска глины» вылепил вполне себе «изящную статуэтку». Прекрасный язык, высокая «кинематографичность» всего действа и непредсказуемые (для меня по крайней мере) повороты сюжета, ни на миг не отпускающие внимание. Это конечно не классический уже «Географ глобус пропил» и не «Сердце Пармы», но тоже достойное произведение. Как знак качества — Иванов конечно способен на гораздо большее, но этот роман своего рода планка, ниже которой автор такого уровня опускаться не имеет права.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень затянуто и нудно. Много неточных слов, встречается нарушение порядка слов: «Плыл дым темный торфяного...» Почему не «темный дым»?

И как же задолбало это заразное «что», которое все чаще стало появляться в современных текстах:

»...он лежал в шезлонге, что стоял на асфальтовой площадке»; «Псоглавцы, что воют под луной» (на одной странице). И подобных «что» очень много. Хотя, знаю других авторов, у которых этого еще больше...

Сомневаюсь, — покупать ли продолжение?

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мистический детектив с элементами хоррора. Первый роман о дэнжерлогах — то есть, исследователях аномальных опасных объектов. В данном случае речь об образе некоего святого Христофора, человека с головой пса, чья икона обнаружилась в отдаленной деревне, а вокруг этого артефакта годами творилась разного рода негативность. Что касается идеи и описания персонажей — отработано профессионально — идея — интересная, герои — живые. По обстановке — тут не все на мой взгляд, выглядит естественным, возникают смутные сомнения по описанию автором современного сельского быта, при этом деревенские персонажи сомнений не вызывают. То есть, людские характеры автор познал в совершенстве, а насчёт обстановки — придумал как городской житель представляет себе деревню. Это, а также некоторые технические новинки в завершающей части книги вызвали у меня некоторое недоверие при чтении. Тем не менее, в целом впечатление позитивное, рекомендую.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В последней главе «Псоглавцев» Алексей Иванов вводит термин «сабджект». Это такой объект, в котором заархивирована информация той или иной культуры. Чтобы разобраться с этим обстоятельней, надо ознакомиться со всем романом. Но для рецензии хватит и такого вот простенького определения. Важно то, что сами «Псоглавцы» в некотором смысле являются сабджектом. Только относится он не к какой-то отдельной культуре, а к такому жанру литературы и кино как «мистический триллер».

Принять «Псоглавцев» за еще один роман про оборотней, значит – обмануться. Являясь на первый взгляд историей о приключениях трех горожан в деградирующей деревне, роман Алексея Иванова при внимательном прочтении оказывается изощренной постмодернистской игрой. В таком духе вот уже который год господин Чхартишвили строчит книжки про Эраста Петровича Фандорина. Думается, не случайно Иванов первоначально опубликовал эту книжку под псевдонимом. Алексей Маврин, конечно, не созвучен с Борисом Акуниным, но ситуация все равно симптоматичная.

Итак, три горожанина (гик Гугер, интеллигент Валерий и типичный обеспеченный паренек Кирилл) едут по заданию некоего культурного фонда в задымленную торфяным пожаром деревню Калитино, чтобы снять со стены местной заброшенной церкви уникальную фреску с изображением Святого Христофора. Святой Христофор – тот еще культурный персонаж, его было принято изображать с песьей головой. О причинах такой традиции существует несколько легенд, а подобных изображений по всему свету не сыщется больше десятка. Гугер и Валерий воспринимают работу как работу, чем скорее сделаешь, тем скорее свалишь домой. А вот тонко чувствующий Кирилл осознает, что-то не так в деревне Калитино, возможно, шастают по ночам в дыму самые натуральные псоглавцы, охраняют границы, присматривают за чужаками. Воображение Кирилла подпитывается не только жутковатыми декорациями, но и впечатляющей историей деревни Калитино: раньше тут был раскольничий скит, потом зона, это теперь – дыра-дырой. Легенды гласят, что во времена перехода раскольников в единоверческую церковь, ни один из обитателей этого скита не смог убежать, то же самое уже в двадцатом веке – заключенные с зоны даже не пробовали смыться. Просто все знали, в лесу скрывается нечто безжалостное и беспощадное, поймает – убьет, на клочки разорвет, заживо сожрет. И Кириллу очень не хочется с этим чем-то повстречаться…

С одной стороны Иванов заигрывает с голливудской традицией хорроров: Кирилл постоянно вспоминает соответствующие фильмы, ставит себя на место их героев, сравнивает ситуации. С другой стороны – над текстом витает тень Конан Дойля: не ходите на заброшенный торфяные карьеры ночью, когда властвуют силы тьмы. К тому же в тексте есть отзвуки всяких там «Кодов да Винчи». Словно по рецепту Дэна Брауна, Иванов сочиняет целые главы, в которых разговорным языком без всяких заморочек излагает про первых христиан, раскольников, архетипы и так далее.

Это верхний слой ассоциаций. Но если копнуть глубже, то станет еще интересней.

Вот читает Кирилл в Интернете про Проппа и Леви-Стросса, не подозревая, что сам проходит инициацию. В городе он ничего из себя не представлял, жил в теткиной квартире частично на теткины же деньги, даже любимая женщина считала его пустым местом. А попав в странное, удивительное, дикое место вдруг стал превращаться из мальчишки в мужика. И как во всякой инициации, ему надо выполнить невыполнимую миссию, чтобы обрести себя. Чем финальная ночь не тот самый загробный мир, в который необходимо спуститься герою, чтобы обновиться и измениться. Тут даже мудрый помощник имеется, вот только сразу разглядеть его не получится.

А чтобы не скучно было специально для образованных мелькают тут и там то Мельников-Печерский (тот самый, который написал «В лесах» и «На горах»), то академик Лихачев. Первый – с секретным донесением, второй – с неопубликованной работой о чудотворных иконах.

В какой-то момент постмодернистские игры заканчиваются, и «Псоглавцы», кажется, выросшие из жутковатого эпизода романа «Географ глобус пропил», в котором Служкин с ребятами во время похода находят развалины старого лагеря, в конце концов, оказываются историей не просто про монстров, а про монстров, которые живут внутри нас. Не самая хитрая мораль на свете, но ведь полезно же изредка напоминать об этом читающей публике.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданно для меня, очень хорошая книга. Начитавшись отзывов, я подумал, что роман будет переполнен психологическими рассуждениями, псевдо-фантастикой, интернетом и т. д.

Или что получится дешевый боевичек, типа «S.T.A.L.K.E.R.» , похожий на компьютерные игры. Многих отталкивает мрачная атмосфера и пьянство российской деревни.

Но книга оказалась прекрасная! Очень похожа по стилю на романы Стивена Кинга, но по- моему, это сравнение для «Псоглавцев» в лучшую сторону. В романе есть и все составляющие для хорошего мистического триллера. Заброшенная умирающая деревня, оборотни, которые, якобы бродят в лесах вокруг. И три героя, отправившиеся на разгадку этой тайны. Это же классическая завязка для романа ужасов, или триллера. Пусть это и повторяется во множестве книг, но ведь классика вечна, и такие сюжеты безотказно создают атмосферу страха. А такая атмосфера присутствует в книге с первых страниц. Вообще, роман очень атмосферен и реалистичен. Великолепно и правдива описана Российская деревня, быт её последних жителей.

И это правда! Пусть и мрачная, грязная,«быдлушная», но правда! Это только наше правительство думает, что в деревнях живут богатые фермеры, «в каждой избе проведён интернет», а население занимается сельским хозяйством. Полная чушь! отъехайте на пару сотен километров от Москвы, и вы увидите деревню такой, какой она описана в романе. Все, кто хоть что то из себя представляет, давно уехали в город, а из жителей остались старики и беспросветная пьянь. Работы нет, мужики сидят перед закрытым сельсоветом и соображают на самогон. И на редких заезжих городских смотрят как на источник добычи. Газа там нет, вода только в колодцах, канализации нет, связи нет. Ничего там нет! Не верите- отправляйтесь туда и посмотрите. Только не в дачные и туристические места. Так что в романе все великолепно и реалистично описано.

Ну и конечно сама таинственная история про оборотней. Детективная развязка, злодеи неожиданно оказались совсем не теми, о ком я думал.

Финал немного смазан, хотя нет, скорее он нечетко выписан, оставляет место для своих предположений и объяснений.

И ко всему- лёгкий и красивый язык книги. Получился прекрасный мистический триллер.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недавно в Свияжске под Казанью видел образ Христофора Псоглавца — незамутеннный, именно такой, каким его изображали до запрета 1722 года. Не обратить на него внимание невозможно — очень нетипично для православной церкви, а еще незадолго до этого прочитанная книга... Культурный шок, одним словом. Книжка для тех, кто замечает необычное в привычном, любит покопаться в нюансах истории и культуры.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трое случайно подобранных персонажей набраны в экспедицию в глухое место нижегородской области изъять из заброшенной церкви редкое изображение «псоглавца» и доставить его в музей.

Наличествует аутентичная деревня с такими же жителями, глухие леса, торфяные болота, узкоколейка, настоящая дрезина ГМД. Местность описана очень похоже, бывал я на остатках Керженецкого торфопредприятия.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх