FantLab ru

Алексей Иванов «Псоглавцы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Голосов:
410
Моя оценка:
-

подробнее

Псоглавцы

Роман, год; цикл «Дэнжерологи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 42
Аннотация:

Затерянная в лесу деревня, окруженная торфяными карьерами. Рядом руины уголовной зоны. Трое молодых реставраторов приезжают в эту глухомань, чтобы снять со стены заброшенной церкви погибающую фреску. Легкая работа всего на пять дней... Но на фреске — Псоглавец, еретическое изображение святого Христофора с головой собаки, а деревня, оказывается, в старину была раскольничьим скитом. И во мгле торфяных пожаров все явственней начинает проступать иная история — таинственная и пугающая. Много загадок таит эта деревня. По ночам в коридоре — цокот собачьих когтей, запах псины... распахнешь дверь — никого. Бежать — но многим ли удавалось отсюда уйти... А в ветхом домике по соседству — робкая девушка «с египетским разрезом глаз... и таким изгибом губ, потрескавшихся от жары, словно эти губы знали о жизни всё»...

Примечание:

Издано под псевдонимом Алексей Маврин


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 280

Активный словарный запас: высокий (3094 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Псоглавцы
2011 г.
Псоглавцы
2012 г.
Псоглавцы
2013 г.
Псоглавцы
2016 г.
Псоглавцы
2018 г.
Псоглавцы
2018 г.
Псоглавцы
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мдааа...а как хорошо все начиналось. Думаю, вот оно! Мистический триллер с древними верованиями в российской глуши. Сейчас начнется! Но началось что-то совсем не то.

Бодро развивающееся действие, к середине романа сменилось бесконечными причитаниями главного героя о том, какие все вокруг него дегенераты. Горит торфяник- дегенераты же, пусть задыхаются, нет газа в доме- совсем дегенерировали, иконы в машине- дегенератская пошлятина, привычка есть у телевизора — все признаки совковой дегенерации . И так через абзац. Снобизм и презрение главных героев к окружающей их деревенской действительности зашкаливает. А главные герои, кто они? Обычный ничего не достигший в жизни офисный планктон: диванный интернет- воин, работающий в книжном магазине, ничем не занимающийся «эльф 80-го уровня» и урбанизированный «креативный» неудачник. И эти люди с презрением называют деревенских жителей выродками, потому что они донельзя упростили свою жизнь. Похоже, автор писал эту книгу именно для этого контингента — городской прослойки, которая сейчас гордо именуется «кративными образованными молодыми людьми», отличительная черта которых состоит в том, что они черпают свои знания из гугла, верят в Голливуд и в свою непогрешимость. Поэтому в процессе чтения, мне было трудно сопереживать главному герою и его мировоззрению. Маленький человек с большим презрением ко всему, что его окружает, к людям, к их обычаям, к их прошлому, настоящему и будущему.

Главный тезис романа о том, что псоглавцы охраняют границы поведенческих зон не выдерживает никакой критики, т.к. показанная Алексеевым деревня- нереальна. Он собрал в ней все самое отрицательное, что есть в настоящих деревнях и спроецировал на весь деревенский социум. Но бесконечное повторение слова «деградация» никак не показывает эту самую деградацию. Так же как многократное повторение слова «псоглавцы» не заставят читателя сильнее бояться. Автор хотел показать нам извращенный жестокий мир из фильма «Поворот не туда», но в такой мир в русской деревне может поверить только такие же, как и главный герой, жители мегаполиса, ни разу в этой самой русской деревне не бывавшие. Остальным все это покажется надуманной нелепостью. Автор плохо понимает деревенскую жизнь. Он, видимо, сталкивался с этими людьми и совершенно ничего о них не понял. Да, персонажи типичны. ВДВшник, Саня Мурманский, склочные бабы, мещяне и алкаши. Но никто из героев даже не попытался с ними поговорить. Понять. Узнать, что же там за этим фасадом. А за всем этим скрывается самое главное. Эта деградация по Кириллу, эта упрощение жизни, «на огороде картошка, вечером самогон», чем она отличается от бизнес-ланча в обед и два литра пива вечером в пабе? Только тем, что все эти гаджеты, жжшечки, вай-фай и боулинг скрывают суть. Даже больше — они замещают суть, смысл жизни этого самого самодовольного офисного планктона.

Для тех же людей, кто периодически бывает в деревне среди этих самых деградантов, очевидно, что все эти на вид быдловатые деревенские ужимки — всего лишь маска, чтобы прощупать, что ты за человек. А за ней, в большинстве своем, скрываются добрые отзывчивые люди, которые помогут тебе в любой ситуации, которые за счет своей простоты-деградации видят все таким, какое оно есть на самом деле, зрят в корень, мыслят. И если бы на меня напал бы кто-то с собачьей головой, то я не побежал бы просить помощи у трех парней в мерседесе, а побежал бы к алкашу и мелкому вору Лёхе, потому что он точно поможет.

Но главные герои даже не пытаются понять этих людей, они сразу вешают на них ярлык выродков и лишь с презрением кривят губы.

Вообщем- то я еле дочитал. Эта бесконечное презрение утомило. Оно полностью поглотило атмосферу, интригу, романтическую линию. Я до последней строчки романа искал намек на то, что мнение героя отличается от мнения автора. Тогда я бы поверил в его, автора, мастерство и величие. Но я ничего не нашел. Автор думает, что пишет о действительности. И это плохо. Т.к. писатель не должен был так от нее отдалиться.

Оценка: 4
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже как–то неловко, честное слово, ставить такую оценку книге, а тем более Автору, произведения которого я ранее читала и была покорена стилем, словом, сюжетом, героями. Я говорю про ,, Золото бунта'' и ,, Сердце Пармы''. Такое впечатление, что это писал другой человек, но имеющий схожий стиль изложения. Нет, читается книга легко, идея сюжета напрашивалась очень даже занимательная. По–началу я предположила, что из загадочного начала выйдет опасная, увлекательная с серьёзным разоблачением и впечатляющей разгадкой история. Но для меня такого в развитии сюжета не оказалось, я не совпала с книгой. Не скажу, что она плоха. Но с ней явно что–то не так.

Хотя интерес к развитию сюжета всегда присутствовал по мере чтения, мне хотелось узнать тайну псоглавцев, но в итоге Автор меня не убедил ни в чём. Я не поверила в нагнетание ужасов – явление собак в темноте, скрип половиц, скрежет когтей, запахи, исчезновение изображения и т.д., я не поверила в любовную линию героев – и не потому, что он москвич, а она всю жизнь прожила в деревне, я не поверила в эту деревню и её жителей – понятно, что представлен только короткий отрезок времени и в нём по–максимуму показан контраст и деградация, я не поверила в страх и невозможность жителей деревни её покинуть – ведь есть же городские отдыхающие, наверняка кто–то из них из этой же деревни, да и ребятишки приезжают на каникулы, я не поверила Кириллу в его естественность – вроде взрослый человек, а от его придуманных страхов, от паступков отдаёт каким–то надуманным ребячеством, я не поверила в развязку – она, на мой взгляд, шита толстыми белыми нитками по тёмной ткани. Я её перечитала дважды, но она такая суперразъяснительная , что эти разъяснения не принимаются после чтения основного текста. А явление охранника поместья с потрясающими навыками реагирования, ровным загаром солярия и белозубой улыбкой в роли властителя ситуации, спасителя и рассказчика попортило едва сохраняемый интерес к сюжету напрочь.

В сюжете дано довольно много документальной информации, собранной Кириллом на просторах интернет. Она призвана усилить интерес и углубить тайну и индивидуальную особенность фрески, её влияния на жителей и историю этого места. Но мне это не помогло. Возможно все эти псоглавцы – это не более, чем метафора в итоге, то, во что может превратиться человек деградируя. Не знаю. Делать какие–либо выводы по поводу текста уже не хочется. Возможно там вообще нет никаких выводов, а это просто приключенческая книга, довольно лёгкая и поверхностная, которая показывает взросление и без того взрослого парня в резком отрыве от привычных комфортных условий и по мере сил своих и всемогущего интеренета пытающегося разгадать загадку Святого Христофора.

Несмотря на такое впечатление от прочтения этой истории, я точно знаю, что Автор большой мастер, у него есть потрясающие книги, которые произвели такое впечатление, что никакие ,,Псоглавцы'' его не испортят.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Проходной роман сильного автора.

В другом романе А. Иванова, «Географ глобус пропил» — очень хорошо показан момент совершенно иррациональной погони. Некая экспедиция школьников во главе с преподавателем встретила двух мужиков. Те спросили — есть ли водка? И им просто недостаточно уверенно ответили «нет». Те погнались, просили и грозили одновременно, и догони — дело могло бы закончиться очень скверно.

Подобный иррационализм, когда из-за оскотинения и пары неловких слов готова случиться любая трагедия, как нельзя лучше подходит в качестве фона для ужастика.

И типичный фильм-ужасов, как база сюжета, очень хорошо прослеживается в «Псоглавцах». В некую вымирающую деревню приезжает собраная в бору по сосенке троица. Выпилить в местном полузразрушенном храме уникальную фреску святого Христофора — тот изображен с головой собаки.

И уже по пути некая плохо говорящая девушка не рекомендует ехать в деревню. И сама деревня — хорошего впечатления не производит. Есть местный старый уголовник (избражающий авторитетного вора) и местный отморозок. Есть явный конфликт городских с сельскими. Есть дача, богатый хозяин которой не желает, чтобы деревня окончательно исчезла, потому как посреди заповедника (а окрестные леса заповедником объявлены) эта дача ему куда дороже стоить будет. Есть заброшенные торфяные выработки.

Автор довольно искусно обманывает читателя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почти весь текст ждешь появления ужаса со стороны — из торфа выйдут псоглавцы, зверь сойдет с фрески. Идет гонка — успеют трое городских свалить из деревни раньше, чем проявится местная нечисть, или их схарчат. Вот угнан автобус, на котором ни приехали. Уже начали двигаться большие деревянные кресты. И приходит кульминация — погоня двух оборотней за героем и той самой немой девушкой, которые пытаются спастись от них на дрезине. Только вот оборотни эти — не местные. Они — попутчики главного героя, двое прехавших. Старый уголовник, угнавший автобус, предложил им разменять возвращение «транспортного средства» на жизнь третьего городского. И так вышло, что они согласились. Настоящая гонка была — с собственным оскотинением. Протагонист её выиграл.
Однако история сама по себе — по объему с трудом дотягивала до «солидного» романа. Нужны дополнения.

И вот с ними — у автора получилось куда как хуже. Два пласта повествования откровенно выбиваются из общей канвы.

Громадное количество материала — история святого Христофора и его культа — представлено в виде справочного, взятого из интернета, текста. Разумеется, по сюжету главный герой шарит по сети, у него бессонная ночь. Но все-таки, этот материал подан с перебором.

Послекульминационная рефлексия (вот ведь бредовые слова в голову лезут:blush:), а если проще, то объяснение. Как почтенный детектив после поимки злодея рассказывает всем участникам драмы, как он вычислил негодяя, так и здесь, после погони вдруг выясняется, что фонд, который послал троицу в деревню — не такой простой. И охранник на крутой даче — совсем не простой. Он объясняет главному герою, что тот выступил в качестве «дэнжеролога», изъял опаснейшую культурную реликвию. и даже зримое наличие оборотней — значимо только для героя. А для остальных может и совсем не значимо. Потому как сбъективное и объективное порой сочетаются в самых причудливых пропорциях.

Как итог: история, философия и хоррор — взболтаны, но не перемешаны. Получился отличный ужастик (кстати, весьма подходящий для экранизации), однако ни до «Золота бунта», ни до «Сердца Пармы» роман не дотягивает.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитывал просто чтобы узнать, чем же все закончился. Вот основные претензии:

1. Длиннющие и скучные «справки». Вот как строится сюжет: немного приключений -> главный герой узнает какой-нибудь новый термин (например, «Псоглавцы», или «Святой Христофор») -> главный герой лезет в интернет чтобы узнать, что это такое -> нам долго и уныло перечисляют информацию из «Википедии» или аналогичных источников. Зачем это? Думаю, для увеличения объема книги, т.к. предоставить сведения можно было бы более интересными способами. Например, полунамеками. Выбранная автором манера полностью убивает главный элемент любого хоррора — тайну.

2. Клише. В любом романе про жителей города, которые приезжают в деревню, обязательно есть милая деревенская девушка, в которую влюбляется ГГ. Она обязательно скромная и неразговорчивая, обязательно с «круглой молодой грудью». Из-за нее герои попадают в неприятности. И вот, тут тоже есть такая девушка. Вся такая несчастная, чуждая этому дикому месту, и невероятно одномерная.

3. Очень затянутое повествование. Экшн начинается через много-много страниц после начала.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то все не так в этой книжке.

История раскола, история св. Христофора перемешаны с тягостными картинами современной вымирающей деревни...

Акцент на «Интернет — это наше всё».

Но, как-то всё это существует порознь. Не сложилось у меня стройной логической картины цельного произведения, хотя и читалось с интересом... До финала. Финал, к которому я готовился, ожидая вспышки — оказался размытым-размазаным и вообще как будто из другой книжки другого жанра.

Прочитать можно, как и есть волчьи ягоды — только один раз.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я прочел роман в начале этой недели: длинное путешествие туда-обратно, дорога, отданная под чтение — полагаю, впечатление оказалось цельным. Книжка очень хороша. Пластичный язык, увлекающие события, точно подобранные образы персонажей, мiра и пейзажа — всё это погружает в историю как в жизнь. Вещь тщательно прописана: нет слабых мест ни в фокусе повествования, ни на периферии. (Заочно поспорю с претензиями к интернетской части: это «цитирование» — такой же срез определенной части общества, с его представлением о мире, с языком общения и душевными потребностями как и описание в романе нынешней деревни). Даже по отдельности каждый пласт повествования в этой книжке в качестве самостоятельной вещи — от лирики до мистики — смотрелся бы достойно, но вместе они вроде бы раскручивают пружину действия, а фактически раскрывают авторский посыл. Хрестоматийная идея о том, что в каждом человеке живет и Бог и Зверь, а Бог есть любовь, овеществляется на физиологическом уровне. Мне показалось это сделанным очень незаурядно. Всё-таки Иванов великий словесный химик, варящий из обычных вроде компонентов зелье для расширения картины мира без помощи грибков и прочей флоры. Как и положено литературе. Конечно же, этот роман такой же хоррор как «Братья Карамазовы» — семейная сага. Согласен, что сравнение и в данном случае хромает, но и «Псоглавцы» написаны не в XIX веке на пике российской пассионарности, а в начале XXI. Но после такой книжки как-то больше верится, что для России он может быть не последним. Ну а сам Иванов в «Псоглавцах» сильно и в хорошем смысле раздвинул свои писательские рамки. По нынешним временам для родноязычной литературы — это круто.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На удивление неплохая книжка. На обложке стоит аннотация: «Стивен Кинг в гостях у Алексея Иванова». (Хрюша в гостях у Степашки — навеяло, простите:-).

Нет, конечно, Алексей Маврин не достигает ни психологической глубины Кинга, ни эпической ширины Иванова. Но, тем не менее, очень качественная беллетристика. Крепко сбитый детективный сюжет, достоверные герои, очень реалистическое описание русской глубинки. И при этом хороший, грамотный русский язык. Много приключений, достаточно мистики, толика ужасов и чуть юмора. Одним словом, в этой книге все составляющие смешаны в нужной пропорции. В рецензиях пишут, что Алексей Маврин — дебютант в литературе, но, как-то, не верится. Текст очень гладкий, сюжет ладный. Либо «Маврин» — псевдоним опытного литератора (значит, «Псоглавцы» — первая книга большого проекта), либо, действительно, книга — дебют, прекрасно продуманный и отшлифованный. В любом случае, автору спасибо. Читать было занимательно. Поищу книгу на бумаге.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему мне не понравилась эта книга?

У нее мало достоинств. «Хорошо читается» и мат на заборе. «Интересный сюжет» — эпически слит с первой главы.

Что больше всего меня поразило?

Нелогичность и бессвязность сюжета. Одна цитата — герой впервые видит ту самую фреску с псеглавцем.

«Хотя главное, конечно, — голова. Тёмно-рыжая, шерстяная, с острыми звериными ушами. Впрочем, Кирилл не назвал бы эту голову собачьей. Тут была какая-то помесь муравьеда со щукой — наивная, нелепая и потому особенно правдоподобная. Думалось: художнику не сложно ведь нарисовать собаку, но если здесь — что-то другое, значит, автор не механически поставил пёсью башку на человеческие плечи, а срисовал это чудище с натуры. Выходит, оно существует в реальности.»

То есть, у меня для вас новость — покемоны, телепузики, трансформеры, говорящие овощи из рекламы и мурал напротив моего рабочего окна с мужиком с разрисованной рожей высотой с пятиэтажку — существуют! В реальности!

Ура, товарищи!!!

Несколько слов о главном герое:

Нехорошие предчувствия посетили меня еще в начале истории, когда «мерс» остановился у борозды и герой, увидав двух собачек, испытал настоящую паническую атаку.

6 км до злополучной деревни!

6!!!!

Они еще не доехали!

А ему — вдруг — страшно...

Что ж ты такой нервный, деточка?

Если серьезно, в характере ГГ сразу чувствуется какая-то впечатлительность, что ли... Вроде покажи пальчик — и начнет бояться. ( нет, не средний. Указательный.). Я до последнего надеялась что это и загадочные анкеты Лаурии как-то связаны, но... Не судьба.

Стиль автора:

У Иванова интересный писательский прием — самые динамичные события в самый ответственный момент прерываются на размышления ГГ о несовершенстве этого мира, мире во всем мире, своих мыслях, давешней поезде в деревню к бабушке друга, отпуске, проведенном в Турции, тетке, любящей отдыхать на Кипре, бывшей девушке... И этот список бесконечен.

И довольно вольное обращение со словами:

«Кирилл подкрутил шурупы и воткнул в розетку вилку одной своей бобины. Этот жест показался ему откровенным намёком на секс.» Слесари — работники порно-индустрии? Оригинально!

«Лиза, нагнувшись, вытаскивала из-под колёс дрезины железные тормозные «башмаки». Кирилл посмотрел на тугую задницу Лизы и забыл про Копполу.» И слава Богу!

«Кирилл расстелил свой коврик, замкнув пространство вокруг сумки и фонаря, и тоже уселся.» Вот почему бы ему просто не усесться?!

«Лиза по-кошачьи утиралась локтями.» Чего же она в цирк не пошла, с такими талантами!!!!!

(O.O)

Такая ущербная логика подкосила мою веру в происходящее напрочь. Как можно бояться, если всерьез хочется проверить ГГероя у психиатра?

Читала как очередной роман Роллингса. Ну, про Амазонию читала, и про Антарктиду... Вот и про умирающую русскую деревню.

Обычно я со снисхождением отношусь к произведениям Джеймса Роллинса. Увлекательное, чуть нескладное чтиво, без претензии на глубокий смысл и философские глубины.

Знаете чем «Псеглавцы» отличаются от романов Роллинса? Претензия есть, не к ночи будет помянута.

5 баллов — увлекательное чтиво для поездки в отпуск. Не страшное, кое-где откровенно глупое. В общем, для разгрузки мозгов.

И в заключение, немного позанудствую:

Почему русскоязычные авторы так стремятся достать звезду с неба? Из книги, при определенных переделках, получился бы действительно захватывающий и леденящий душу триллер. Можно было бы сотворить и остросоциальную прозу. И даже — любовный роман (свят-свят!). Но Иванов, как и подавляющее большинство его товарищей по цеху, не просто хочет написать «понятную и простую книгу» — «хорошо», он хочет написать «непонятную и непростую книгу» — но получается «плохо». Вроде, снизь планку требований, выброси часть идей, уменьшь объем, меньше изголяйся над развязкой — получится всего-лишь повесть, но какая! С концентрированным, напряженным действием! И будет тебе счастье! Ну неоригинально, но, блин, как интересно!

Но нет, всем им не дает покоя Достоевщина и, как минимум, лавры Шолохова. Где моя Нобелевская премия?!

И это грустно.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интеллектуальный хоррор где-то на уровне Кинга. Вполне себе достоверный психологизм, вполне себе достоверная обнищавшая деревня, живущая по своим законам, вполне себе голливудское нагнетание напряжения. Обманчиво глубокий экскурс в историю раскола — для автора «Золота бунта» он выглядит довольно поверхностным, исчерпываясь интернет-серфингом героя. Впрочем, сомнительно, что более углубленные штудии пошли бы на пользу повествованию.

Не вдаваясь в пересказ сюжета, пожалуй, самый выразительный, знаковый момент книги — то, что «зверотрансформации» подвержены как раз приезжие, «люди культуры» (какой-никакой, но все-таки). Местным трансформироваться нет нужды — они так живут. Объяснения собственно феномена, вбитые в финальную главу, как нога в испанский сапог, выглядят почти нарочито скомканными — и потому малоубедительными. Сам концепт «дэнжерологии» — явный задел на цикл, но почему-то в него не особо верится. Видимо, из-за той же скомканности.

Тем не менее, читается отлично. Легко. Пожалуй, даже слишком легко. Годная кассовая книга, на голову повыше всевозможных «Этногенезов» — но к такому автору, как Иванов, неизбежно подходишь с завышенными требованиями и ждешь от него большего. В этом плане для поклонников «Сердца пармы» и «Золота бунта» книга будет скорее разочарованием, но тем не менее, прочесть ее стоит. Хотя бы ради того, чтобы знать — ТАКОЙ Иванов тоже возможен.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не проникся. Скажем так: не нужно быть Алексеем Ивановым, чтобы написать «Псоглавцев» — особенно в сравнении с блестящими «Сердцем Пармы» и «Географ глобус пропил». Собственно, «Псоглавцы» и вышли первоначально под именем Алексея Маврина — но слишком уж хорошо и по-ивановски было написано, чтобы не раскусили. В целом: хорошая идея и завязка, странная икона со Святым Христофором и его пёсьей головой, легенды о псоглавцах в местной деревушке... Только вот слишком много откровенного исторического гугления (порой крайне поверхностного) и совершенно откровенный бог из машины в концовке, что её превратило в фарс. Вроде как загадка — и вдруг опа! Deux в лице Ромыча всё разруливает в три минуты, привет, хэппи энд; непонятно, зачем вообще все эти сложности были. Лёгкий роман. Слишком лёгкий для автора такого масштаба.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вся атмосфера книги – какая-то очень близкая – все здесь знакомо: и дым от торфяных пожаров живо напоминает лето 2009-го, и деревня-то вроде недалеко находится, и едят-то герои лапшу быстрого приготовления и фильмы-то смотрят такие же как ты…

Кажется, что, если сейчас вот сорваться и махнуть в Калитино, то обязательно встретишь там и Саню Омского, и Мурыгина, и Верку Годовалову. И ведь встретишь же! Потому как иных людей в таких деревнях вряд ли можно найти. За типажи эти автору отдельное спасибо.

Во время чтения книги ловила себя на мысли – надо в Инете проверить – где тут правда, а что автор выдумал… Есть ли иконы с псоглавцем в Макарьеве, в Ярославле, в Свияжске? Что там на самом деле со скитами на Керженце? И вообще, выдумал ли автор дэнжерологов или они есть на самом деле? ;)

Наверное, именно благодаря всем этим моментам – обыденности деревенского быта и близости образов московских приезжих, яркости деревенских деградантов, тесному переплетению исторических фактов с сюжетом книги, псоглавцы и кажутся до жути реалистичными. Потому как, если уж это страшная деревня существует, то псоглавцы – обязательно быть должны. Поскольку еще не ясно, что из них большее зло…

А в целом, роман показался интересным тем, что это не банальный ужастик на местном колорите. А скорее наоборот – ведь страшны не псоглавцы, а люди, которые устанавливают границы «зон» и стерегут их, боясь смешения стратов и потери ориентиров «свой-чужой». Потому как тот же «сабжект» — это всего лишь НОСИТЕЛЬ культуры, а не первооснова.

Ну и, конечно, интересна интрига с самим автором. Даже если забыть про чистоту слога, характерность персонажей, стройность повествования… Ну не выходят дебютные романы тиражом в 15 тысяч экземпляров. И трейлеры на них не снимаются. А значит и правда – не дебют. Вот только интересно — кто же автор?

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В последней главе «Псоглавцев» Алексей Иванов вводит термин «сабджект». Это такой объект, в котором заархивирована информация той или иной культуры. Чтобы разобраться с этим обстоятельней, надо ознакомиться со всем романом. Но для рецензии хватит и такого вот простенького определения. Важно то, что сами «Псоглавцы» в некотором смысле являются сабджектом. Только относится он не к какой-то отдельной культуре, а к такому жанру литературы и кино как «мистический триллер».

Принять «Псоглавцев» за еще один роман про оборотней, значит – обмануться. Являясь на первый взгляд историей о приключениях трех горожан в деградирующей деревне, роман Алексея Иванова при внимательном прочтении оказывается изощренной постмодернистской игрой. В таком духе вот уже который год господин Чхартишвили строчит книжки про Эраста Петровича Фандорина. Думается, не случайно Иванов первоначально опубликовал эту книжку под псевдонимом. Алексей Маврин, конечно, не созвучен с Борисом Акуниным, но ситуация все равно симптоматичная.

Итак, три горожанина (гик Гугер, интеллигент Валерий и типичный обеспеченный паренек Кирилл) едут по заданию некоего культурного фонда в задымленную торфяным пожаром деревню Калитино, чтобы снять со стены местной заброшенной церкви уникальную фреску с изображением Святого Христофора. Святой Христофор – тот еще культурный персонаж, его было принято изображать с песьей головой. О причинах такой традиции существует несколько легенд, а подобных изображений по всему свету не сыщется больше десятка. Гугер и Валерий воспринимают работу как работу, чем скорее сделаешь, тем скорее свалишь домой. А вот тонко чувствующий Кирилл осознает, что-то не так в деревне Калитино, возможно, шастают по ночам в дыму самые натуральные псоглавцы, охраняют границы, присматривают за чужаками. Воображение Кирилла подпитывается не только жутковатыми декорациями, но и впечатляющей историей деревни Калитино: раньше тут был раскольничий скит, потом зона, это теперь – дыра-дырой. Легенды гласят, что во времена перехода раскольников в единоверческую церковь, ни один из обитателей этого скита не смог убежать, то же самое уже в двадцатом веке – заключенные с зоны даже не пробовали смыться. Просто все знали, в лесу скрывается нечто безжалостное и беспощадное, поймает – убьет, на клочки разорвет, заживо сожрет. И Кириллу очень не хочется с этим чем-то повстречаться…

С одной стороны Иванов заигрывает с голливудской традицией хорроров: Кирилл постоянно вспоминает соответствующие фильмы, ставит себя на место их героев, сравнивает ситуации. С другой стороны – над текстом витает тень Конан Дойля: не ходите на заброшенный торфяные карьеры ночью, когда властвуют силы тьмы. К тому же в тексте есть отзвуки всяких там «Кодов да Винчи». Словно по рецепту Дэна Брауна, Иванов сочиняет целые главы, в которых разговорным языком без всяких заморочек излагает про первых христиан, раскольников, архетипы и так далее.

Это верхний слой ассоциаций. Но если копнуть глубже, то станет еще интересней.

Вот читает Кирилл в Интернете про Проппа и Леви-Стросса, не подозревая, что сам проходит инициацию. В городе он ничего из себя не представлял, жил в теткиной квартире частично на теткины же деньги, даже любимая женщина считала его пустым местом. А попав в странное, удивительное, дикое место вдруг стал превращаться из мальчишки в мужика. И как во всякой инициации, ему надо выполнить невыполнимую миссию, чтобы обрести себя. Чем финальная ночь не тот самый загробный мир, в который необходимо спуститься герою, чтобы обновиться и измениться. Тут даже мудрый помощник имеется, вот только сразу разглядеть его не получится.

А чтобы не скучно было специально для образованных мелькают тут и там то Мельников-Печерский (тот самый, который написал «В лесах» и «На горах»), то академик Лихачев. Первый – с секретным донесением, второй – с неопубликованной работой о чудотворных иконах.

В какой-то момент постмодернистские игры заканчиваются, и «Псоглавцы», кажется, выросшие из жутковатого эпизода романа «Географ глобус пропил», в котором Служкин с ребятами во время похода находят развалины старого лагеря, в конце концов, оказываются историей не просто про монстров, а про монстров, которые живут внутри нас. Не самая хитрая мораль на свете, но ведь полезно же изредка напоминать об этом читающей публике.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотелось приобщиться к современному русскому роману ужасов, но почему-то сделать этого не получилось. Затея с псевдонимом и заменой фамилии Иванова на Маврина, которая по замыслу издательства должна была привлечь к роману широкие читательские массы, на мой взгляд провалилась.

В подобных произведениях важную роль играет атмосфера места, в котором происходят события и психологические аспекты поведения людей, которые попали в затруднительное положение, попробуем разобраться и с тем, и с другим. Основные события будут происходить в глухом заповедном месте, где осталась небольшая деревенька и несколько десятков жителей. Казалось бы, что сложного передать всю степень безнадежности и отчаяния царящего в этой деревне? Ведь подобных мест в России тысячи и не нужно ничего придумывать дополнительно, просто бери и описывай реальную действительность, которая на порядок страшнее чем в книге Иванова. Но автор решил пойти по странному пути. Он ввел в сюжет ненужного богача, который якобы терроризирует местных жителей, но так и оставил эту ветку своей книги лишней, ограничившись мимолетными упоминаниями и не говоря ничего конкретного.

Главных героев в этом романе несколько, но ни один не выделяется на фоне других. Что гости из Москвы, что местные жители, все они чересчур ненастоящие и все их действия не несут никакой последовательности. Логика и здравый смысл полностью отсутствуют, причем если местным это простительно ввиду употребления большого количества водки, но почему-то и москвичи страдают тем же самым.

Но самое неприятное в этом произведении то, что оно абсолютно не страшное. Где обещанный ужас и интрига, где страшные тайны и невиданные существа? Как простой приключенческий роман претензий нет, но осталось ощущение обмана и нехороший осадок от рекламных слоганов на самой книге.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто такой Алексей Иванов в современной российской литературе? Прежде всего замечательный художник. И хотя пишет он не красками, а словами, картины его невероятно сочные и живые, чтобы он ни описывал: деревню — так как-будто по ней идешь, разговор с местными алкашами-зеками — и будто ты рядом стоишь и разделяешь отвращение героев, ночь — и хочется зажечь свет.

А еще Иванов прирожденный экскурсовод: исторические экскурсы увлекательные и захватывающие, к описанию преданий о псоглавцах он подошел основательно, хотя и своей фантазии добавил.

Но еще Иванов и писатель с неудержимой фантазией, которую он по собственной воле запер в рамки реализма и повседневности. И даже пытаясь вырваться на свободу — в фантастику, он выбрал не самый удачный для этого жанр. Все же мистические ужастики подобного толка строятся по строгой схеме, начиная еще с «Собаки Баскервилей»: завязка(легенда, предание, задание), приезд на место, нагнетание атмосферы и медленное раскрытие тайны, вначале через обрывки фраз, потом уже через чьи-то рассказы, потом уже через образы воочию. Потом развязка. А тут практически с ходу в карьер: псоглавцы чуть ли не в первых главах появляются. И вся надежда на развязку в стиле той же «Собаки Баскервилей» — у страха глаза велики, но нет...Вместо этого закос под С. Кинга, столь часто упоминаемого по ходу повествования. Да еще и концовка: не просто открытая, но даже оборванная.

Подводя итог: хорошая завязка, кривоватые развитие и развязка, не без роялей в кустах, но зато живой красочный язык, интересные исторические и фольклорные экскурсы, неглупые, но ненавязчивые размышления. Не лучший хорор-роман, не лучшая книга Иванова, но ниже ватерлинии не опускается. О прочтении я не жалею.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданно для меня, очень хорошая книга. Начитавшись отзывов, я подумал, что роман будет переполнен психологическими рассуждениями, псевдо-фантастикой, интернетом и т. д.

Или что получится дешевый боевичек, типа «S.T.A.L.K.E.R.» , похожий на компьютерные игры. Многих отталкивает мрачная атмосфера и пьянство российской деревни.

Но книга оказалась прекрасная! Очень похожа по стилю на романы Стивена Кинга, но по- моему, это сравнение для «Псоглавцев» в лучшую сторону. В романе есть и все составляющие для хорошего мистического триллера. Заброшенная умирающая деревня, оборотни, которые, якобы бродят в лесах вокруг. И три героя, отправившиеся на разгадку этой тайны. Это же классическая завязка для романа ужасов, или триллера. Пусть это и повторяется во множестве книг, но ведь классика вечна, и такие сюжеты безотказно создают атмосферу страха. А такая атмосфера присутствует в книге с первых страниц. Вообще, роман очень атмосферен и реалистичен. Великолепно и правдива описана Российская деревня, быт её последних жителей.

И это правда! Пусть и мрачная, грязная,«быдлушная», но правда! Это только наше правительство думает, что в деревнях живут богатые фермеры, «в каждой избе проведён интернет», а население занимается сельским хозяйством. Полная чушь! отъехайте на пару сотен километров от Москвы, и вы увидите деревню такой, какой она описана в романе. Все, кто хоть что то из себя представляет, давно уехали в город, а из жителей остались старики и беспросветная пьянь. Работы нет, мужики сидят перед закрытым сельсоветом и соображают на самогон. И на редких заезжих городских смотрят как на источник добычи. Газа там нет, вода только в колодцах, канализации нет, связи нет. Ничего там нет! Не верите- отправляйтесь туда и посмотрите. Только не в дачные и туристические места. Так что в романе все великолепно и реалистично описано.

Ну и конечно сама таинственная история про оборотней. Детективная развязка, злодеи неожиданно оказались совсем не теми, о ком я думал.

Финал немного смазан, хотя нет, скорее он нечетко выписан, оставляет место для своих предположений и объяснений.

И ко всему- лёгкий и красивый язык книги. Получился прекрасный мистический триллер.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх