Былое Тридцать лет


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Леонид Смирнов» > Былое. Тридцать лет отечественной фантастики (часть первая)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Былое. Тридцать лет отечественной фантастики (часть первая)

Статья написана 15 октября 2021 г. 18:45

В 1988-1990 годах ваш покорный слуга вел постоянную рубрику «Клуб любителей фантастики» в железнодорожной газете «Октябрьская магистраль». Об этом я уже писал в статье «Встреча с Борисом Стругацким» (от 2 июля 2021 года). Кроме отдельных статей, рецензий и репортажей в «КЛФ» я время от времени частями публиковал два объемных материала, посвященных изданию в СССР советской и зарубежной фантастики в 1956-1985 годах. Этот весьма долгий и непростой период в развитии нашей страны можно охарактеризовать так (следуя традиционным формулировкам): Эпоха оттепели и Эпоха застоя.

Перечитывая тексты, написанные более 30 лет назад, я пришел к выводу, что с тех давних пор в моих субъективных оценках фантастических произведений и их авторов, по сути, мало что изменилось. Разве что порой немного раздражает чрезмерная политизированность автора. Другое дело, что, в отличие от меня, специалистам было известно о произведениях отечественных фантастов, написанных в 1956-1985 годах и запрещенных советской цензурой и/или изданных за рубежом. А во время Перестройки и в более поздние годы о них узнала и массовая читающая публика. Как бы там ни было, общая картина без учета зарубежных изданий будет неполной. Отсюда возникает необходимость снабдить мои старые статьи хотя бы краткими комментариями. Заодно в них можно расставить кое-какие общие акценты, ставшие очевидными с учетом прожитых лет. Кроме того, следует напомнить о целом ряде знаменательных произведений и сборников фантастики, которые по разным причинам остались за рамками моих тогдашних статей.

Надо заметить, что перед вами не углубленное исследование, а весьма поверхностный обзор. Иной жанр отраслевая газета просто не смогла бы «переварить».

В третьем выпуске «Клуба любителей фантастики» от 6 декабря 1988 года была размещена первая часть статьи:


ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Сегодня мне хочется совершить краткий экскурс в историю издания в Советском Союзе фантастики от времени «оттепели» пятидесятых годов до настоящего. Этот период легко разделяется на пятилетия и в чисто хронологическом плане, и по существу происходящих процессов. В этом выпуске разговор пойдет о первом этапе — 1956-1960 годах. Его справедливо можно считать вторым рождением фантастики в СССР.

В нашей стране фантастика и политика оказались неразрывно связанными между собой. У бюрократии два самых ненавистных вида литературы — фантастика и сатира. Поэтому установление режима сталинщины в конце двадцатых годов привело к катастрофическим переменам как в издании советской фантастики, которая бурно развивалась после Октябрьской революции, так и зарубежной, массово и оперативно переиздававшейся в СССР в годы нэпа.

Вплоть до середины пятидесятых годов в стране вообще не издавалась зарубежная фантастика, а отечественная выродилась в производственное чтиво (фантастику «короткого шага»), вдобавок насквозь пропитанное шпиономанией. Спорадические переиздания произведений Алексея Толстого и Александра Беляева не могли изменить общей картины.

ХХ съезд партии и последовавшее обновление страны вызвали немедленное возрождение фантастической литературы. Переломным моментом было появление в 1957 году романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», открывшего совершенно новую страницу в советской фантастике. Роман-утопия о гармоничном обществе будущего, о межзвездных полетах и Великом Кольце стал отправной точкой всей современной фантастики в СССР.

Да, в 1956-1960 годах продолжали издаваться десятки посредственных производственных романов. Чисто техническая фантастика прочно удерживала первенство на страницах журналов. Фамилии Казанцева, Адамова, Немцова, Сапарина не сходили с обложек новых книг. Но это были и годы появления таких блестящих мастеров социально-психологической и приключенческой фантастики, как братья Стругацкие.

Опубликовав в 1958 году свой первый рассказ «Спонтанный рефлекс», за последующие два года они издали три авторских сборника, включающих повести «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Извне» и рассказы. В основном это была космо-героическая фантастика, порожденная завоеваниями советской космонавтики.


Издали свои первые повести и рассказы, а затем и сборники такие известные теперь писатели, как Владимир Савченко («Черные звезды»), Валентина Журавлева («Сквозь время»), Анатолий Днепров («Уравнение Максвелла»). Тогда же вышли на арену Дмитрий Биленкин и Игорь Росоховатский, опубликовавшие первые рассказы в журнале «Техника — молодежи». Начал переходить от чисто технической к космической тематике Генрих Альтов. Подобные перемены вскоре предстояли и Георгию Гуревичу.

Это была пора определенной эйфории, когда многим фантастам казалось, что перед страной открываются прямые и недолгие дороги в коммунизм, и не будет в будущем острее и насущнее проблемы, чем полеты к звездам и контакт с внеземными цивилизациями.

*   *   *

В 1956-1960 годах активно печатали фантастику издательства «Детгиз» и «Молодая гвардия», в меньшей степени — Профтехиздат и Лениздат. Предоставили ей свои страницы журналы «Техника — молодежи», «Знание — сила», «Изобретатель и рационализатор». Издание фантастики в нашей стране было на подъеме.


Комментарии

1) Надо отметить, что не только ощутимые изменения в государственной политике СССР привели к возрождению советской фантастики, но и начавшаяся в середине ХХ века и охватившая все передовые страны научно-техническая революция. Ведь именно фантастика стала тем направлением литературы, которое помогало развитию НТР в целом и космонавтики в частности.

2) Говоря о знаковых произведениях советской фантастики, выпущенных в конце 50-х, непременно стоило назвать повесть И.Ефремова «Сердце Змеи (Cor Serpentis)» (1959), которая вместе с «Туманностью Андромеды» вошла в цикл «Великое Кольцо». Тогда она заняла достойное место среди произведений о Контакте.

3) Нельзя не упомянуть изданный в 1960 году роман Александра Колпакова «Гриада». Он был подвергнут массированной критике как образец провальной космооперы (антинаучность, заштампованность и даже плагиат). В любую эпоху возникают произведения, которые критика называет образцовыми, — как со знаком плюс, так и со знаком минус. Со временем оценки могут меняться, но только не в случае «Гриады».

4) Стоит напомнить о таких событиях в мире эмигрантской фантастики как издание в Мюнхене двух книг Ирины Сабуровой (сборника сказочных рассказов «Копилка времени» (1957) и альтернативно-исторического романа «После…» (1960)); долгожданная публикация написанной в 1939 году мистической повести Ивана Шмелева «Куликово поле» (Париж, 1958), а также выход в свет повести Василия Яновского «Челюсть эмигранта» (Нью-Йорк, 1957).





1175
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 18:53

цитата

Вплоть до середины пятидесятых годов в стране вообще не издавалась зарубежная фантастика, а отечественная выродилась в производственное чтиво (фантастику «короткого шага»), вдобавок насквозь пропитанное шпиономанией.
Это не совсем верно... да практически не издавалось но не совсем. Во время войны например издали Скрюченный домишко Хайнлайна. А своя.. Владко про Венеру например. Две книги про микромир.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 19:34
Спасибо за комментарии. Всегда важен взгляд со стороны.


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 18:59

цитата

Нельзя не упомянуть изданный в 1960 году роман Александра Колпакова «Гриада». Он был подвергнут массированной критике как образец провальной космооперы (антинаучность, заштампованность и даже плагиат). В любую эпоху возникают произведения, которые критика называет образцовыми, — как со знаком плюс, так и со знаком минус. Со временем оценки могут меняться, но только не в случае «Гриады».
а мне Гриада понравилась.. Со скидкой на время конечно... Но представляю КАКОЕ впечатление произвело на тогдашних читателей. Галактические масштабы... И жанр космооперы был запрещен на долгие годы... Ну Люди как боги Снегова да.. но так до девяностых...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 октября 2021 г. 18:36
Упреки космооперы в антинаучности, ну этот как-то ... Хотя понятно, когда вокруг в основном фантастика в виде посредственных производственных романов, то происходит определенная деформация.
 


Ссылка на сообщение30 октября 2021 г. 14:22
Ничуть не слабее «Звездных королей» с той стороны железного занавеса. Такая же классика. Но в рукопожатном обществе не приветствуется, ибо пионеры великого Альтшуллера не дремлют!
 


Ссылка на сообщение30 октября 2021 г. 14:31
И которая была все еще недоступна советскому читателю. ( первая книга) и никому собственно так как еще не написана. ( вторая)
 


Ссылка на сообщение30 октября 2021 г. 14:57
Ну да. Но писались-то в одно время. И стали классикой. Как «Гриада» у нас, так и «Короли» у них. Сиквел «Королей», кстати так себе. Но речь не о нем.
 


Ссылка на сообщение30 октября 2021 г. 15:20
Да... Но дело даже не в самой Гриаде... Она могла стать не только классикой но и основой целового жанра у нас..Но зарубили... не только саму Гриаду повторю. а целое направление..


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 20:35
Вот про книги изданные на русском за границей интересно, про эмигрантские издания — их можно было найти в 1980-е годы? Они сейчас стоят очень дорого, а тогда?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 20:38
Честно говоря, не знаю. Думаю, что их пытались провозить контрабандой из-за рубежа, но это было чревато. Читатель в глазах КГБ автоматически становился неблагонадежным — это как минимум.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 20:52
Фантастика написанная эмигрантами и изданная в Белграде, Шанхае, Берлине — таких книжек были десятки. А еще издания ди-пи
https://fantlab.ru/edition127...


https://fantlab.ru/edition218...


а еще переводы на русский язык, изданные эмигранты (тоже мало учтенный пласт),
а еще издания в Риге — непонятно куда их относить.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 21:45
Спасибо за интересные обложки!
Но замечу, это книги 1947 года и, увы, не попадают в описываемый мною период. У меня 1956-1985 годы. Конечно, хотелось бы охватить хотя бы 1917-1991 годы, но...
Что же касается Риги и Таллина, то с 1918 по 1940 год это вполне себе зарубежные города. Плюс время нацистской оккупации, когда некоторые эмигранты продолжали в них жить и даже печататься.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 22:10
За период 1956-85 фантастики в эмигрантских изданиях мне известно очень мало



https://fantlab.ru/edi...



https://fantlab.ru/edi...

Абрам Терц

https://fantlab.ru/edi...


Стругацкие

 


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 22:19
Вот и будет повод поговорить на эту тему. Моя статья в шести частях. И в каждой из них есть что-то эмигрантское. Порой даже много публикаций.


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 20:41
Конечно, матерым знатокам советской фантастики мой обзор не слишком интересен. А вот более молодому поколению, воспитанному уже на постсоветской фантастике, мог бы принести некую пользу.

Что же касается эмигрантской литературы или изданных за бугром советских авторов, то я постарался выковырять их из Библиографии по максимуму.


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 23:10
Очень интересно! Пошагово прочитаю, что не читал! :)) Спасибо! Ждём продолжения!


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 09:23
Благодарю! Жду продолжения.


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 16:52
Для 1988 года статья супер.
Но для сегодняшнего времени — просто ностальгия.
Так, про 56-60-е годы в советской фантастике — да это ближний прицел или злобные шпионы у Казанцева, Немцова, Гамолко, Пальмана, Томана, Забелина, но есть неплохие Л. Лагин, В. Владко, В. Бережной, Г. Мартынов «Каллисто» (хоть и не без шпионов), А. Громова «В поисках неведомого», Б. Фрадкин, П. Аматуни «Тайна Пито-Као», Л. Оношко «На оранжевой планете». К. Нефедьев «Тайна алмаза» и некоторые другие.
Ну и главный стимул разрешения и расцвета фантастики — космос, полёты в космос, запуск спутников, потом собак.


⇑ Наверх