Правила Игры


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Правила Игры
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Правила Игры

Статья написана 22 ноября 18:50

Смутное время (цикл), Василий Головачёв, 1988-2003

https://fantlab.ru/work12532

Цикл «Смутное время» Василия Головачёва воистину смутен. Первый том – «Бич времён» – получен путём добавления ещё одной части к роману «Реквием машине времени». Который и без того составлен из четырёх самостоятельных произведений, причём три из них даже публиковались отдельно. Из всех его частей на общем фоне выделяется лишь повесть «Одни мы». Она на голову выше остальных уже иллюзией непричастности к «Расширенной вселенной УАСС». Простые парень и девушка конца двадцатого века, потерявшиеся в пространстве-времени невесть откуда взявшейся циклопической Башни. Неоконченное приключение, любовь и суровое выживание в жанре научной фантастики.

Далее идёт «Схрон» – фактически одно целое с первым, и без того сборным романом. Целиком и полностью стандартное головачёвское повествование, развивающееся по принципу снежного кома. Третий том – «Палач времён» – сиквел, эксплуатирующий детей основных персонажей первых двух книг и Аристарха Железовского из «Реликта». Финальные «Магацитлы» вообще стоят наособицу, поскольку являют собой вольное продолжение «Аэлиты» Алексея Толстого. С одной стороны, в них, как и в «Одни мы», есть привлекательная основа. С другой, привлечение внуков персонажей «Бича времён» и УАСС в который раз делает из необычной повести трудночитаемую конструкцию объёмом с роман.

«Смутное время» всё так же ведёт читателя из футуристического СССР через гипертрофированную перестройку в метафизику. Жизнь – борьба, настоящие люди лишь те, кто умеет и драться, и думать, и любить. Добро должно быть с кулаками, но занимать сугубо охранительную позицию. Стада туров вольготно пасутся на равнине, не боясь львов и волков, но быки мельчают до овец, кролей, мышей – чтобы взрастить героя, закогтиться у бездны на краю и вновь, согласно вселенскому маятнику, беспечно плодиться и расти над собой. Всё те же салочки и чехарда диверсантов и контрразведчиков. Всё то же количественное развитие сюжета, накидывающее новое и неожиданное вместо развития и завершения старого. Быстрее! Выше! Сильнее! Вместе! Соревнование с Marvel всё продолжается и продолжается.

То, что почему-то называют «неоязычеством», усиливается в сравнении с циклами «Реликт», «Регулюм» и даже «Евангелие от Зверя». Мотив посланника к Богу проявляется в полной мере, прямо до светлых Врат Ирия. На арену выходят Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Меч-кладенец в псевдонаучной обработке. Появляется отдельный и архиважный мир магического славянского постапокалипсиса – своего рода неприкосновенный генетический запас нации. Волхвы, вожди и воители, раса разумных медведей, ежеужи и прочие мутанты на заросших сказочными лесами руинах техногенной цивилизации. Неожиданно интересное местечко – но, как и многое у В. Головачёва, лишь намеченное, неразвитое и оборванное.

Цикл важен тем, что здесь автор прямо проговаривает свою философию Времени. Время первично и способно распадаться на пространство и энергию. Множественность миров обусловлена тем, что каждое событие, допускающее вариативное развитие, действительно развивается во всех возможных вариантах, образуя альтернативные реальности. Графически это представлено бесконечно ветвящимся Древом Миров со всеми его корнями, ветвями, листьями, почками, отводками и отростками. На бытовом уровне всё вроде понятно, на вселенском же и квантовом голова идёт кругом. А ещё В. Головачёв намекает на «физику невозможных состояний», делающую возможной абсолютно всё, включая сосуществование взаимоисключающих объектов и процессов.

Именно в этом цикле дана концепция и основные понятия Игры, в которую, к примеру, решил сыграть с кем-то подросший Звёздный Конструктор из «Реликта». Игра – естественное состояние и всеобщий процесс всего сущего во Древе Миров. На тварном уровне она выражается в росте, размножении, индивидуальном развитии, естественном отборе, эволюции. На более высоких – кто знает? В. Головачёв выстраивает ступенчатую иерархию Игры и персонифицирует её уровни в субъектах. Вот такая получается восходящая «лестница»: Оруженосцы, Игроки, Судебные Исполнители, Судьи, Организатор и Представители Заказчика. Это наиболее крупные фигуры, способные лично бороться за исход Игры. Заказчик – он же Творец – вне Игры. Не вполне ясно, разделился ли он на части ради Игры себя с собою вне себя, или только так кажется. Вводятся также понятия «кванк» и «спектр».

Так, Эмиссар ФАГ-а из «Реликта» занимает лишь должность Оруженосца Игрока. «Рыцарем» выступает Игрок уровня Конструктора. Далее следуют Исполнители воли Судей, способные карать зарвавшихся Игроков. Судьи, естественно, следят за соблюдением правил. Есть ещё Организатор Игры – тёмный баламут, названный человечеством Сатаной за дела свои. Представители Заказчика – они же ангелы или зрители – наблюдают за Игрой и наставляют избранных, как Стаса Панова из «Регулюма». Кванк – одиночная личность и двойник себя самого в каждом инварианте бесконечно ветвящегося времени. Спектр – совокупность множества кванков одной и той же личности, способная стать Оруженосцем, Игроком, Исполнителем и Судьёй. Есть ещё уникумы-одиночки наподобие Железовского, не имеющие двойников-кванков, но единолично обладающие всей силой и возможностями спектра.

Приняв во внимание авторские философию Времени и концепцию Игры, начинаешь понимать внутренние взаимосвязи его многочисленных произведений. Все несостыковки сюжетов, алогизмы законов художественного мира и кардинальные изменения персонажей списываются на кванковую природу миров и субъектов. Шаблонность фабул – отражение иерархии и жёстких правил Игры. Открытые финалы возникают из-за принципиальной невозможности понять замысел Творца. Мотив посланника к Богу, вероятно, появился из-за стремления особо просветлённых героев выйти из Игры, как из колеса перерождений сансары. Но понять авторскую концепцию – одно, принять – совершенно другое. Романов у Василия Головачёва много больше, чем в «Мирах Упорядоченного» Ника Перумова, а различаются они между собой подчас меньше, чем кванки Павла Жданова из цикла «Смутное время».

Опубликовано на странице цикла: https://fantlab.ru/work12532?sort=date#re...

Если кому интересно, то вот ещё:

- собственно рецензия на трилогию В. Головачёва "Евангелие от Зверя" https://fantlab.ru/blogarticle73859

- рецензия-фельетон на дилогию В. Головачёва "Регулюм" https://fantlab.ru/blogarticle74036

- собственно рецензия на роман-эпопею В. Головачёва "Реликт" https://fantlab.ru/blogarticle74638





545
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 ноября 22:02

цитата ХельгиИнгварссон

То, что почему-то называют «неоязычеством», усиливается в сравнении с циклами «Реликт», «Регулюм» и даже «Евангелие от Зверя».

Где вы там усиление нашли? Ну да, есть в «Схроне» мир-заповедник сказочных этих самых... псевдославян, заявляемый как уникальный. Но с учётом концепции древа миров, это ведь мир-тупик, мертвая ветвь, не давшая побега. По-моему, в «Смутном времени» неоязычество в щадящем режиме, автор ещё только раскачивался, ну точно не тотальное «Евангелие для Зверя». Да и наукообразность к концу «Схрона» забивает вообще всё, что можно и нельзя.
Неужели в «Палаче» что-то такое было? Честно говоря, от него в памяти остался только бессмысленный боевик и полный слив прежде интересного Мимо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 ноября 05:43
JL

«Евангелие от Зверя» давало местечковый уровень Игры и «неоязычества», светлые волхвы и витязи бодались на кулачках с тёмными жрецами-политиками и болванчиками в погонах по России, в коллаже присутствовало несколько вырезанных образов из былин и Асова, посланники ненадолго вышли за пределы родного мира и дошли только до Чернобога. Сказка.

«Смутное время» во всём вышло на высший уровень Игры и метавселенной и ещё чуть-чуть, маски «неоязычников» есть, но не важны — зато славянство встроено в Древо Миров, Горынычи-Кощеи-кладенцы-«знай Меру»-Коньки-Горбунки намекают на славное участие праславян в старых Играх, мечи-кладенцы вообще получили значение абсолютного инструмента всей Игры и регалии Судебных Исполнителей. Посланники дошли-таки до Творца, обскакав все персонификации Игры. Уже система.

цитата JL

Ну да, есть в «Схроне» мир-заповедник сказочных этих самых... псевдославян, заявляемый как уникальный. Но с учётом концепции древа миров, это ведь мир-тупик, мертвая ветвь, не давшая побега.

Автором прямо проговорено не в одном месте «Смутного времени», что подобное понимание — ошибка человечества. Так называемые «тупики» на деле аналоги Аристарха Железовского. Уникумы, не имеющие кванков — в случае мира ветвлений — но обладающие огромной доступной и ещё большей потенциальной силой. Возможно, «тупики» — это отводки, ещё не отделённые от родительского Древа. Возможно, у В. Головачёва есть цикл, подробно расписывающий особенности подобных «тупиковых» миров, но мне такой пока не попадался. Вангую дремучий древлепущий Лес Древ Миров со всеми Его Обитателями.

цитата JL

Неужели в «Палаче» что-то такое было?

Да, именно там для Жданова-младшего со спутницей читают длинные-предлинные лекции и показывают обучающие фильмы с эффектом присутствия. Папа-Жданов со товарищи стали устаревшей и не подлежащей апгрейду подтанцовкой новому поколению. Воители и мудрецы, как и в «Евангелии от Зверя», всего лишь расчищают путь поэтам-провидцам и прочим индиго следующего мультивселенского гражданства.
 


Ссылка на сообщение23 ноября 23:30

цитата ХельгиИнгварссон

маски «неоязычников» есть, но не важны — зато славянство встроено в Древо Миров

Собственно, я тоже так считаю. Скоморошного почёсывамия родовых книг Велеса просто ради самого почёсывания в «Смутном времени» не ощущается. В отличие от того же «Евангелия». Выходит, у нас и спора никакого нет :-)))
Спасибо за подробное пояснение :beer:
 


Ссылка на сообщение24 ноября 15:20
JL
Вам спасибо за то, что позволили отойти в сторону от вектора статьи и чуток её дополнить! :beer:




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх