Поиски бредовой


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЛысенкоВИ» > Поиски "бредовой фантастики"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Поиски «бредовой фантастики»

Статья написана 12 декабря 2021 г. 14:19

Иллюстрация к повести Ф. Лейбера «Трижды судьба» // Astounding Science Fiction, March 1945, p. 48-49

------------------------------------------------------ -----------------------------------

Виктор Болховитинов, Василий Захарченко. В мире бредовой фантастики (статья) // Литературная газета, 1948, № 25 (2408), 27 марта, с. 4 / Примечание: В «Технике — молодёжи» под таким же названием вышла другая статья (читать).

-----------------

Американский писатель Р. Ф. Джонс, набивший руку в области «научной» фантастики, пытается приоткрыть перед читателями завесу грядущего. Все свое пылкое воображение он вкладывает в описание машины, перед которой выстраиваются матери с новорожденными детьми.

Машина проглатывает ребенка. Сотня приборов, расположенных внутри нее, исследуют склонности, способности, характер и прочие задатки будущего человека. Машина не знает компромиссов. Если она признала ребенка полноценным, то тут же выбрасывает его обратно в материнские руки; если она обнаружила в ребенке данные «сверхчеловека», то мать больше не увидит свое дитя. Его отправят в «параллельный нашему мир», где будут растить без помощи родителей. И горе младенцу, которого машина сочтет неполноценным. Он подлежит немедленному уничтожению. По «научному» предвидению Джонса, густая сеть таких машин покроет землю будущего.

Этот чудовищный по своей открыто фашистской тенденции рассказ, под оптимистическим названием «Возрождение», напечатан в американском журнале «Astounding» («Поразительное»).

Фашистские откровения Джонса — не случайность в американской научно-фантастической литературе. Возьмем любую из множества книжек в ярких, красочных обложках, которые предприимчивые издатели выбрасывают на книжный рынок Америки в миллионных тиражах. С их страниц глядит страшный мир, словно порожденный больным воображением сумасшедшего, мир бредовой фантастики. Маразм, духовное растление, боязнь сегодняшнего дня, ужас перед грядущим, все, чем неизлечимо болен капитализм, отчетливо запечатлелось здесь.

В своём научно-фантастическом бреду американские авторы выбалтывают тайное тайных империализма. С бесстыдной развязностью они выносят на поверхность то, что так называемая «большая литература» пока еще старается подавать в завуалированной форме.

Лакеи Уолл-стрита в ливрее научно-фантастического писателя в первую очередь выполняют главный заказ своих боссов — любыми средствами убеждать читателя в незыблемости капиталистического строя. Волчьи порядки капитализма, так называемый «американский образ жизни», изображаются писателями-фантастами неизменными не только для всех времен и для всех народов, заселяющих Землю. На какую бы планету ни заносил автор своих героев, всюду он обнаруживает мир, построенный по американскому образцу и подобию.

В рассказе «Таинственный мир» Э. Биндера бандит Иорен, следуя традиции своих чикагских коллег, крадет межпланетное такси и увозит изобретателя Тома и красавицу Деллу на неведомую планету — искать зарытый там пиратский клад. В рассказе Ф. Рессела «Тайна мистера Визеля» восторженно расписываются похождения шпиона, прибывшего с Марса.

Американская научная фантастика в безудержной пропаганде расизма доходит до «высот», которым в свое время мог бы позавидовать Геббельс. Автор рассказа «Лилии жизни» Джеймсон пытается внушить читателю, что и на Венере существует социальное неравенство, что и там есть «высшие» и «низшие» расы. С отвратительным цинизмом — колонизатора-рабовладельца он пишет: «Туземцы Венеры ленивы, распутны и бессовестны. Туземец — врожденный лгун и вор, он несдержан на язык и руку, нечестен в поступках. Труда он не любит, к физической боли равнодушен, к мышлению совершенно неспособен».

Доллар, пистолет и кулак действуют всюду — на самых далеких планетах, в космической пыли галактики. Выполняя заказ хозяев с Уолл-стрита, писатели пропагандируют войну; как основу жизни, как естественное состояние планеты. В романе «Тройная судьба» Ф. Лейбер описывает жестокую, нескончаемую войну, которую ведут между собой две великие нации, поглотившие все остальные. Их непрестанно подстегивает мысль о том, что войну надо продолжать, иначе все прежние, жертвы окажутся бесполезными. В «Огоньках Марса» Г. Джайлс, рассказывая о будущем, видит войну не только на Земле, но и на Марсе.

Для подкрепления пропаганды могущества военной машины империализма, «научные» фантасты Америки безудержно грозят атомным пугалом. Р. Ульямс в рассказе «Невероятные камешки» описывает будущую фабрику атомных бомб, куда забрался, сделав мистический скачок во времени, придурковатый мальчишка с рогаткой. Мальчишка стреляет из рогатки атомными бомбами, словно камешками. Хулиган с атомной рогаткой — не это ли символ современного империализма?

Стремясь увести читателя от «вредных» размышлений о причине социальных зол, американские издательства выпускают серии страшных рассказов с «потусторонней» тематикой: телепатией, перевоплощением, распадом памяти. Авторы этих «научно-фантастических» произведений делают всё от них зависящее, чтобы развратить и оболванить читателя. Они предсказывают полное уничтожение материи, которую заменит дух в виде «сгустков мыслящей энергии». Подтасовывая математические научные теории, невежды из американских журналов приходят к утверждению о существовании потусторонних миров в четвертом измерении. Так, в рассказе де-Курси «Они не люди» выступает «бессмертный» выходец из могилы, который только притворяется живым человеком. В рассказе Милларда «Хрустальные агрессоры» действуют бестелесные существа — «сгустки чистой энергии», питающиеся нервными токами людей, возбуждающие в них эмоции страха, гнева, ненависти и прочие беды.

Массовыми тиражами выпускаются писания литературного мракобеса Шэвера — дикая смесь мистики и садизма в фашистском духе. В своих повестях Шэвер навязчиво твердит, что все непорядки на Земле происходят от вмешательства «лемуров», невероятно древней, невероятно ученой сверхрасы, некогда владычествовавшей на Земле, но постепенно загнанной со всеми своими машинами, в подземные пещеры, на огромную глубину. Лемуры ненавидят людей и мечтают вернуть себе власть над миром. Для этого они воздействуют на людей особыми лучами, внушая им антиобщественные мысли и поступки, побуждая их к войнам для взаимного истребления.

Авторы всей этой архиреакционной, крикливо-развязной стряпни, однако, не могут скрыть того страха перед будущим, которым охвачен капиталистический мир. Капиталисты, эксплуатирующие и угнетающие человека, боятся этого человека. Они хотели бы, чтобы на их заводах вместо людей работали безропотные автоматы. И вот, в угоду своим хозяевам, поставщики научной фантастики выводят на сцену армию роботов, которые благодаря своему весьма совершенному устройству вытесняют с заводов живых людей.

Характерна в этом отношении повесть Э. Биндера «Адам Линк спасает мир». Адам Линк — это робот, мозг которого, состоящий из губчатого иридия, могущественнее мозга человека. В войне с чудовищами, прилетевшими с Сириуса, он ведет за собою к победе стада тупых и беспощадных людей. Кстати, авторы не забыли дать роботу Адаму жену-робота — Еву.

Рассказ Дель-Рея «Мечта бессмертна» оканчивается полным торжеством роботов. Все человечество вымирает, лишь на одной далекой планете живут и размножаются прилетевшие с Земли роботы — металлические люди.

В современном буржуазном мире плоды творчества изобретателей и ученых превращены в объект спекуляции и грабежа, в средство порабощения и эксплуатации. Капитализм приковал изобретателей цепями патентных законов к своей колеснице. Он заставил ученых делать вещи, направленные против человека. Герой современных фантастических повестей чаще всего не изобретатель, а бизнесмен или гангстер, пользующийся плодами чужих трудов. Наука, по мнению американских дельцов, — это прежде всего средство обогащения, преступлений, тирании.

У капитализма нет будущего. Время работает против него. Пессимизм сквозит и в научно-фантастической литературе, несмотря на показное бодрячество ее авторов. Читателю преподносят картины одичания мира, вырождения, гибели цивилизации.

Откровения, высказанные в бреду разнузданной фантастики, прикрываемой ярлыком «науки», ярко свидетельствуют о неизлечимой болезни капиталистического строя. Поставщики фантастического чтива чувствуют это и обреченность капитализма стараются выдать за обреченность мира. Но тщетны все старания. Их омерзительный, злобный бред не может обмануть народы мира, которые верят в прогресс и светлое будущее человечества.

---------

------------------------------------------------------ ----------------------------------------

p.s. Статья была переведена на английский язык. Публиковали её в американских журналах, упоминали в различных исследованиях на тему фантастики. Надо ли на Фантлаб разместить и английский текст?

---

По просьбе teron читайте эту статью на английском языке:

Science Fiction — the World's Nightmare ! // Fantasy Review, Volume II, № 12, 1948

The World of Nighmare Fantasies (essay) // Astounding Science Fiction, June 1949

---

А ещё В. Захарченко написал стихотворение «В мире бредовой фантастики» / читать.

---

Перевод в текстовый формат ЛысенкоВИ





277
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 декабря 2021 г. 14:55

цитата ЛысенкоВИ

Надо ли на Фантлаб разместить и английский текст?
было бы интересно
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 декабря 2021 г. 19:47
Хорошо, сделаю
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2021 г. 18:10


⇑ Наверх