Натаниэль Готорн Алая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Натаниэль Готорн "Алая буква"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Натаниэль Готорн «Алая буква»

Статья написана 13 декабря 2021 г. 22:57

сабж

Удивительная вещь по своим двум моральным урокам. Если убрать моральные выводы, то была бы обыкновенная скучная история из жизни суровых американских первопоселенцев с их суровыми пуританскими нравами и замысловатым бытом, но именно моральный аспект делает ее столь необычной в глазах современного читателя. Делаю ударение на слове «современного».

Суть в целом проста: одинокая женщина, приехавшая в Новый свет раньше мужа, в закрытом поселении, где все свято блюдут нравственность, беременеет и рожает неизвестно от кого. Общество всячески ее клеймит и отторгает, ее судят за разврат и предписывают до конца жизни носить на одежде «алую букву» «А», что значит, как я понимаю, adulteress, то есть прелюбодейка. Ну и она покорно носит, покорно терпит негативное отношение окружающих, одна воспитывает ребенка. И все бы ничего, только рогатый муж этой дамы объявляется в самый момент вынесения ей публичного наказания, но ничем себя не выдает, и до конца истории требует от нее скрывать их брак, выдавая себе за постороннего человека — притом, что он остается жить в том же поселении.

А родила дама, как выяснилось, от местного священника, всего из себя такого праведного и благочестного. Который продолжает оставаться жить в том же поселке, работать священником и тоже ничем себя не выдавать — и все вокруг еще восхищаются его редкостными качествами.

Это фабула. Теперь про моральный урок № 1.

После истории Сомса и Ирен я не думала, что попадется еще книга, в которой мое личное чувство морального и правильного будет так расходиться с тем, что очевидным образом навязывает читателю автор, но нет. В этом романе моя лично совесть просто вопиет, потому что пострадавшей бедняжкой в конце оказывается — вы только представьте — не женщина, которую одну выставили на всеобщий позор и обрекли на вечное одиночество. И не обманутый пожилой муж, который не причинил ей, собственно, никакого вреда. Пострадавшим выведен тот самый священник, который, скотина, ах, так переживал, так переживал, что ничего не сделал ни чтобы признать перед обществом свой грех и отцовство, ни чтобы попытаться облегчить жизнь своей любовнице, которая столько лет тянула плод их общей вины в одиночку. Более того, он ни разу не поинтересовался даже судьбой ребенка! И при этом автор изображает женщину довольно сурово, мужа ее выводит сущим дьяволом, который норовит утянуть священника к себе в ад, а того — этакой безвинно пострадавшей непорочной душой, которая ну так страдает, так страдает! Ничего, ничего не делая, замечу, на протяжении многих лет, сохраняя свое тепленькое место и уважаемое общественное положение. Я возмущена этим поворотом до глубины души, и если уж мои симпатии где-то, то они на стороне старого мужа.

Моральный урок № 2 — про социальную инерцию. Казалось бы, молодая беременная женщина не привязана за ногу к тому поселению, где суровые нравы осудили ее на вечное презрение и отторжение от общества. Она свободна уехать куда угодно и в Америке, и вернуться в Старый свет, тем более, что муж ее подевался действительно непонятно куда, и не составит труда придумать приличное объяснение ее положению на новом месте, чтобы ее там приняли нормально. У нее даже есть профессия, позволяющая неплохо зарабатывать на жизнь. И ее не ждет на этом месте ровно ничего хорошего, как и ее ребенка. При этом она остается, и терпеливо все сносит многие годы. Звучит это странно, но стоит задуматься, сколько бытовых и прочих неудобств мы терпим, ничего с ними не делая — и все встает на свои места.



Тэги: готорн


140
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 декабря 2021 г. 02:19
Да.
Каренина в принципе ведь тоже могла не бросаться под поезд. У неё был новый любящий любовник (простите тавтологию), у неё был досуг, совершенно безбедное существование и средство, она учила языки, много читала (Толстой упоминает об этом вскользь, но упоминает), основная тяжесть — то что её отлучили от света, от балов и болтовни в промежутках между танцами.
Меня очень удивляло, как мала оказалась тяжесть, её сломавшая.

Правда там ещё был нюанс с детьми, Каренин угрожал её полностью отлучить от них...Это тяжелее остракизма светских кумушек, но для самоубийства тоже в общем маловато. Тем паче, что основной акцент делается именно на разлуке с обществом своего круга, с «чистой публикой», а не на разлуке с детьми.

Интересно, что параллельно с этим и даже ранее — Чернышевский с обменом жёнами и фирменным шиком революционных разночинцев «жениться на проститутке».

У Готорна, насколько я помню, старый муж как раз уехал, он там под конец возвращается, как демоническая фигура.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2021 г. 21:44

цитата Грешник

У Готорна, насколько я помню, старый муж как раз уехал, он там под конец возвращается, как демоническая фигура

Да нет, он в самом начале романа возвращается, как раз когда девушку выводят из суда и ставят на позорное место.

цитата Грешник

Меня очень удивляло, как мала оказалась тяжесть, её сломавшая.

У меня всегда было ощущение, что это не столько малая тяжесть, сколько такая последняя соломинка. И потом, сама Каренина тоже довольно взбалмошная, так что останови ее что-то в последний момент — вероятно, она бы и не решилась потом на запланированное и продуманное самоубийство.
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2021 г. 03:53

цитата kerigma

Да нет, он в самом начале романа возвращается, как раз когда девушку выводят из суда и ставят на позорное место.

Подзабыл уже. Надо перечитать.


⇑ Наверх