Альрауне


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Альрауне
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Альрауне

Статья написана 19 декабря 2021 г. 08:20

Кто-нибудь видел мою девчонку? Россия, 2020

***

Сергей и Кира считались красивейшей парой богемного Петербурга начала девяностых. Интеллектуалы, до смерти влюблённые друг в друга и кинематограф. Но счастливая романтическая история обернулась жёсткой драмой. Она сбежала в другой город, в другую жизнь, в другую любовь. А он остался один и умер вскоре после развода. И только спустя семнадцать лет добившаяся всего Кира осознаёт, что нет у неё больше шансов на счастье, поскольку сердце её навеки отдано Сергею…

***

Ах дамы, господа,

Позвольте нам начать

И пьесу показать

Про смерть и про любовь…

И кто кого любил,

Уже не разобрать.

И кто кого убил,

Не нам уже решать…

Агата Кристи – Убитая любовь

«Кто-нибудь видел мою девчонку?» снят по книге, основанной на перипетиях личной жизни её автора. Это биография? Нет, художественно обыгранные мемуары. Более того, писатель – женщина, а сценарист и режиссёр одно лицо и тоже женщина. Произошла двойная последовательная мифологизация реальных событий и отношений. Правды не найти, как у змеи ног. Фильм дважды продукт женского творчества и уже потому получил своеобразные акценты, интерпретацию и подачу материала. Конкретно здесь, в произведении любовной тематики, данные обстоятельства пошли ему только на пользу.

Любовь сложна и сама по себе. Когда историю любви пишет женщина, она даже не ставит себе цель разобраться, ей важен сам процесс. Это от мужчины можно ждать причины и следствия, правых и виноватых, награду и возмездие – пусть даже это только его версия. Здесь такого не будет. Будет фрагментарный ретроспективный сюжет, тасующий давно прошедшее прошлое и устаревшее настоящее. Будут воспоминания, грёзы и несбывшиеся планы. Будет женщина в кинотеатре, смотрящая и показывающая кино про саму себя. Но цельной и внятной истории с началом и концом, увы, не будет.

Я знать не знаю ни Ангелину Никонову, ни Карину Добротворскую, ни прототипов использованных ими персонажей. Они меня тоже не знают. Мне тут гораздо более симпатичны Анна Чиповская – как ни странно, именно в одежде – и Виктория Исакова топлес. Абсолютно нормальная для мужчины ситуация. Меня, мягко говоря, не интересует, кто в мире реальном стал предателем, кто сохранил честь, и кто был карлик с топором. Любовь давно убита, описана и выставлена в кинотеатрах на позор, а вот фильм получился действительно интересным. Говоря о его действующих лицах, их поступках и отношениях, я буду иметь в виду лишь вымышленных персонажей и ничего больше.

***

Ты не умрёшь раньше, чем я,

Ты проживёшь тысячу лет.

Сердце мое, рана моя,

Девочка-яд, девочка-смерть…

Девочка-яд, девочка-смерть,

Если бы взять и посмотреть,

Что там внутри с той стороны,

С той стороны, где твои сны…

Агата Кристи – Альрауне

В фильме использована внешняя точка зрения. Автор – а вместе с ним и зритель – размещаются вне сознания главной героини и не имеют доступа к её внутреннему миру. Для экранизации женского любовного романа в ста письмах такой подход сам по себе уже не тривиален. Иллюзия объективности и неявный драматизм, вероятно, не понравятся фанаткам книги – зато неожиданно привлекут внимание и удержат у экрана мужчин, готовящихся стоически перетерпеть совместный с женой просмотр очередного российского «мыла». Как ни удивительно, ничего мелодраматического здесь и в помине нет.

Вместе с тем в фильме нет и всеведущего автора. Он одновременно и знает о происходящем меньше каждого взятого отдельно персонажа, и, переходя вместе с камерой от одного к другому, получает несравненно большие кругозор и возможности для сопоставления и анализа. Получается кинематографический аналог несобственно-прямой речи. Каждая сцена, каждая фраза двойственны в представлении, смысле и оценке: от участника, непосредственно вовлечённого в происходящее, и от стороннего наблюдателя. В сюжете этот приём дополнительно усложняется тремя ипостасями главной героини, пытающейся понять и преподать себя.

Всё завязано на Кире: худенькой амбициозной девушке, успешной бизнес-вумен в самом соку и загадочной женщине в кинотеатре. Первая устремлена в будущее, вторая в плену у прошлого, а третья будто знает о существовании книги и экранизации, читателей и зрителей. Событийный пласт целиком отдан той самой «девчонке». Матрона по-европейски делает вид, что её жизнь удалась, из последних сил удерживая дверцу пресловутого шкафа со скелетами и призраками. Фигура в кинотеатре занимает меньше минуты экранного времени, и роль её не ясна. Она переводит реальные события в художественный вымысел? В условность? Какое тогда условие, с кем условленность? Кому по ту сторону экрана предназначена финальная сцена?

***

Засыпает ветер в облаке, умирает сила.

Тает пуля и летит во сне, где её носило.

Не буди её, успокойся ты, моё горе.

В этом сне она улетела в облака – дура…

Небо в дырах, звёзды в решете, не пылит дорога.

Одиноко пуле в темноте, ищет пуля друга.

Не буди меня, успокоилась моя пуля.

А во сне она улетела в облака, дура…

Агата Кристи – Пуля

Первые сцены фильма знакомят с холёной и весьма обеспеченной дамой, обосновавшейся неподалёку от Елисейских Полей, но почему-то мечтающей об Элизии. Всё вроде у неё есть, но всё же чего-то не хватает. Оказалось, что жизненно необходимого. Даётся романтическая затравка в виде письма любовнику и спешащего к неверной встревоженного мужчины – и тут же представления зрителя рушатся, как карточный домик. Как долгосрочное многоходовое планирование Киры, что понимашь позднее, когда действие отматывают на семнадцать лет назад. На всякого мудреца довольно простоты, а совершенство таит непоправимый изъян, с которым приходится мириться. Перфекционистка Кира мириться ни с кем и ни с чем не хочет.

Хищная молодая самочка желает любовь и карьеру и побольше. Она жёстко, но нежно берёт Серёжу-киноведа за яйца и… упс, не может родить. Винить некого, раз сама «виновата». Кирочка рычит и прилагает все усилия, чтобы обыграть в лучшем виде создавшееся положение, но перегибает палку. Маменькин сынок находит запись «интервью», кое-что понимает и, за неспособностью к мужскому поведению, включает режим обезьяны-самца. Куда податься бедной женщине, раз все её не так поняли? Правильно, сменить имидж, художественно напиться а-ля франсе и встать в коленно-локтевую позицию перед следующей дичью. Древняя поза оказалась более продуктивной во всех смыслах, но Максим неуправляем и – вот позор! – сам пытается манипулировать. Прижав уши и нервно подёргивая шкуркой, кошечка гордо удаляется в прекрасное далёко. Занавес.

Спустя семнадцать лет лестница голов и головок пройдена, и Кира в дамках. Положение в обществе и очередной дилдо по имени Серёжа. Змеиное шипение: «Язык тебе откушу!» – в лучших традициях «Но только не говори мне» Н. Ветлицкой. Осталось написать житие кающейся грешницы. Голодная волчица и сытая львица уступают место творческой женщине, влюблённой в «того самого» «одного-единственного». Сильной и цельной личности – не чета мужикам, что ищут утешения в алкоголе, наркотиках, фантазиях и бабьих коленях. Подобно Альрауне Г. Эверса, Кира кружит головы, способна приносить удачу и богатство. Увы, её роковая красота проклята, совершенство порочно, и слабых ждёт смерть. Увы, она сама – наивная, размахивающая руками девчонка, строящая воздушные замки… Всё, сейчас разрыдаюсь. Нет, пойду лучше пописать.

***

Но где-то там внутри себя

Боишься ты меня, меня.

И любишь ты меня, меня,

Как я тебя, как я тебя.

Люби меня, как я тебя,

Как любит ангела змея,

Как любит ангела змея,

Как я тебя, как я тебя.

Агата Кристи – Альрауне





1052
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 декабря 2021 г. 08:27
Огромное спасибо Lena_m за наводку!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 декабря 2021 г. 08:37
А теперь и вам спасибо!
 


Ссылка на сообщение19 декабря 2021 г. 08:41
Клован
И Вам! :beer:

Но Lena_m — в первую очередь! ^_^
 


Ссылка на сообщение19 декабря 2021 г. 17:05
ХельгиИнгварссон, и Вам поклон от меня — и за труды Ваши, и за славную оперативность...

Но я не поняла Вашу оценку фильму (из 10)... или я просто её упустила?

И рекомендую всем пролистать и книгу:

Примечательные новинки. Карина Добротворская
https://fantlab.ru/blogarticl...

Книга того стоит...
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 14:51
lena_m
Ну да, прошёл всего месяц 😂

Если смотреть фильм для развлечения — только 7 из 10. Самое интересное начинается после просмотра, когда срабатывают крючочки и становятся понятны вроде бы случайности и мелочи. Тогда уже 9 из 10.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 20:39
ХельгиИнгварссон, да это тот самый приятный-редкий казус, когда после просмотра-прочтения тянет всё сильнее пересмотреть-перечитать — внимательней...

К слову, за последнее время у меня такое случилось только после сериала Прощай, любимая (2021), как раз, Алёны Званцовой...
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2021 г. 06:20

цитата lena_m

Прощай, любимая (2021), как раз, Алёны Званцовой...

Э-э-э, указан год 2014-й от Рождества Христова. Один сезон, восемь серий, детектив. https://www.kinopoisk....

Я снова не в туда? )
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2021 г. 18:36
Хельги Ингварссон, да, конечно верно будет Прощай, любимая (2014)...

Это вообще лучшее, что я видела из отечественных сериалов...

Ну а иные я вобщем-то давно уже и не смотрю... :-)
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2021 г. 06:03
lena_m
:beer:


Ссылка на сообщение19 декабря 2021 г. 10:57
Если я когда-нибудь посмотрю этот фильм, то только благодаря вашей рецензии.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 14:52
Ольгун4ик
Надеюсь, он Вас не разочарует!
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 15:21
Он мне точно не понравится. Но ваша рецензия как раз то, что нужно, чтобы захотеть его все таки увидеть
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 16:39
Ольгун4ик
:beer:


Ссылка на сообщение19 декабря 2021 г. 13:43
Спасибо за прекрасную рецензию! Очень приятно читать об этом фильме. Помню, не могла дождаться выхода в прокат и полетела на первый же сеанс. И всю разгромную критику считаю очень несправедливой.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 14:54
Vinny Ni
Спасибо! Я думал, что и мою рецензию дамы валенками закидают )
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 18:35
Почему?

Изначально я так ждала этот фильм из-за чувства горькой ностальгии. Когда-то долго была с человеком из сопредельной среды (и с теми же проблемами, что привели Сергея к финалу). В образе героя увидела очень много родного.

Но. Мне совершенно не понравилась Кира. До отвращения. Это тоже знакомый типаж. Чаще всего такие люди видят только себя, свое будущее и совершенно не понимают, что совместная дорога с условным Сергеем — это работа на всю жизнь. Нужно либо сразу взять на себя ответственность и не ныть (при условии любви), либо не ввязываться и не ломать судьбу другому. Да и себе заодно.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 18:54
Vinny Ni
Согласен с Вами. Не выгораживал Серёжу, но и восторгаться Кирой не собираюсь. Оба типажа не мои. «Агата Кристи» выбрана не случайно — это и настроение рецензии, и голос с того света.
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 19:17
Песни «Агаты Кристи» послушаю! Наверное, плохо, но вся наша классика рока прошла мимо меня. :(

Серёжу мне легче понять. Даже не легче, а... я просто хорошо его понимаю. Из-за своей истории.

Но Кира... Мне кажется, восторгаются те, кто не встречал аналогичных «персонажей» в реальности. Причём именно в близком окружении.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2021 г. 06:18
Vinny Ni
С творчеством «Агаты Кристи» меня самого познакомили её фанаты в конце 90-х. Наркоманские песни мимо или под пиво (в те года), культурно-хитро-ассоциативные и сейчас интересны (когда начитал первоисточники). Эмоции подростка мужского пола ярко и правдоподобно показаны.

Мне кажется, восторгаются Кирой те, кто хочет быть ею, но слабо. Не понимая тех жертв, что приносят киры. И фильм, кстати, здорово на этом сыграл, показав «клевок жареного петуха» тогда, когда мадам всего уже добилась. Поздно пить боржоми, когда почки и печень отказали.


Ссылка на сообщение19 декабря 2021 г. 17:13

цитата ХельгиИнгварссон

знать не знаю ни Ангелину Никонову
Честно говоря, меня нимало удивляет, что Газпром-Медиа доверил именно ей экранизацию столь знаковой вещи...

На мой взгляд, должна была быть минимум Алёна Званцова или по меньшей мере Анна Пармас...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 14:56
lena_m
Ведь получилось? Значит, вывезла.


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 15:14
Спасибо за рецензию! Пусть не понравилась, зато фильм заинтересовал. Возможно, он окажется даже ничего на фоне обилия тошнотворно-пафосных трендовых картин.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 декабря 2021 г. 16:54
Stout
Рецензия-эссе не нейтральна. В ней личное мнение, а не один голый анализ. Она так и сделана, чтобы нравиться или не нравиться, так что без обид ) Конкретно здесь на мнение жёсткой женщины я дал мнение жёсткого мужчины.

Рад, что фильм Вас всё же заинтересовал. По-моему, он похож на симбиоз театральной пьесы и литературы. Никак не мелодрама на вечер.


⇑ Наверх