Матрица 4 или Как читать


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > «Матрица 4», или Как читать проповедь на базаре
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Матрица 4», или Как читать проповедь на базаре

Статья написана 5 января 2022 г. 09:59

(Николай Караев, опубликовано на Rus.Postimees.)

«Матрица: воскрешение», номер четыре в трилогии, был нужен Вачовски примерно как баян козе и пятая нога собаке, – и, видимо, стал первым кино в истории, которое его создатели отчаянно не желали снимать.

Настолько, что братья Энди и Ларри, ставшие за это время сестрами Ланой и Лилли, очень долго сопротивлялись напору киностудии Warner Bros., отрицая вероятность появления сиквела, а потом, когда стало ясно, что студия свое получит – не мытьем, так катаньем, то есть отделив франшизу от ее творцов, – согласились. Лилли при этом самоустранилась, и фильм стала в одиночку снимать Лана. Тут случился коронавирус, съемки застряли, Лана решила воспользоваться возможностью и оставить фильм неоконченным, но ее, так сказать, переубедили. И вот нелюбимое (вроде бы) детище Вачовски вышло на экраны, и закономерно заголосили критики: «Матрица» – уже не торт, драки не те, самоповторы, даже самоирония не спасает...

Даешь сиквел Евангелия!

Да, всё так, и «Матрица: воскрешение» могла стать огромной проблемой. Многим понравился самый первый фильм, 1999 года, но не очень понравились второй и третий, оба 2003 года; я отношусь к меньшинству, воспринимающему все три фильма как единое целое. Так или иначе, история завершена, и почти 20 лет все считали, что четвертой «Матрице» точно не бывать.

Дело осложняется тем, что «Матрица» – не обычная франшиза типа бондианы или «Форсажа», когда можно снять хоть пять фильмов, хоть двадцать пять. В таких франшизах есть своя брутальная фрактальная прелесть, но «Матрица» – из другого теста. Это цельная история мессии, который пытается спасти людей, погруженных в иллюзию, вывести их в истинный мир, освободить их от рабства, которое они в силу погруженности в иллюзию не воспринимают как рабство. Несмотря на киберпанковские декорации, главный герой «Матрицы» программист Томас Андерсон (Киану Ривз), он же мессия Нео, изначально соединял в себе фигуры Будды и Христа – и Вачовски усиленно на это намекали, разбросав по фильмам множество отсылок к обеим мировым религиям, вплоть до буквального распятия в финале третьей картины.

Нео (Киану Ривз) и Тринити (Кэрри-Энн Мосс) загружены в «Матрицу» и обожают пить кофе в заведении «Симулатте» – от слов «латте» и «симуляция».

Правда в том, что «Матрица» всегда была христианско-буддийской проповедью, которая только рядилась в одежды коммерческой фантастики. Вачовски вполне могли бы повторить слова, сказанные однажды Набоковым: «Я верю, что в один прекрасный день явится новый оценщик и объявит, что я был вовсе не фривольной птичкой в ярких перьях, а строгим моралистом, гонителем греха...» Однако – историю мессии, который разом и Гаутама из рода Шакьев, и Иисус из Назарета, можно рассказать один раз. Требовать сиквела к «Матрице» — в принципе то же самое, что требовать сиквела к Евангелию – потому что, видите ли, дорогие Вачовски, вы так классно рассказали свою историю, что собрали много-много денег, и теперь хорошо бы повторить.

Во времена Иисуса в иерусалимском Храме обосновались торговцы, ну а здесь ситуация противоположная: от Вачовски требовалось вновь развлекать публику проповедью на рынке – хотя свою проповедь они уже завершили. Только рынок этот – не буквальный базар, а наш родной всеобщий капиталистический рынок с невидимой рукой и иными атрибутами дешевого монстра из подростковых страшилок.

Подвох, однако, в том, что, как бы эта ситуация ни была противна Лане Вачовски, она слишком умна, чтобы не понимать: «Матрица», как и любое другое современное произведение искусства, изначально играло именно и только на этом поле. Ничего другого, кроме коммерциализации всего и вся, нынешний развлекательный кинематограф предложить не может. (В фестивальном сегменте ситуация иная, но тут приходится выбирать, проповедовать перед горсткой фанатов артхауса или перед сотнями миллионов по всему миру. Под первую опцию Вачовски, кажется, не заточены изначально – даже их дебют «Связь» отнести к артхаусу невозможно.) Внимание, вопрос: как в таких условиях добиться успеха проповеднику?

Сугубо коммерческое воскрешение

«Матрица: воскрешение» поражает и поначалу, пока не поймешь, в чем тут фишка, отталкивает самоповторами. Кое-что переснято буквально, посценно, даже покадрово. Мало того – нам постоянно тычут в лицо кадрами из трилогии, проводя навязчивые параллели. И, конечно, на уровне композиции четвертая «Матрица» в значительной степени повторяет ходы первой: она почти так же начинается (с погони агентов за Тринити, которую вновь сыграла Кэрри-Энн Мосс), почти так же продолжается (Морфей и его команда вызволяют Нео из Матрицы) и почти так же заканчивается (в ходе квеста, который протекает параллельно в Матрице и в реальности, Нео спасает Тринити – и оба они обещают спасти мир).

Это чисто маркетинговый прием, в основе которого – явление импринтинга, запечатления; считается, что если уж зрителю что-то понравилось, он, как собака Павлова, будет пускать слюну, если показать ему почти то же самое, и так ad nauseam, пока не стошнит. Применен этот прием был, скажем, в третьей трилогии «Звездных войн» – ее фильмы в значительной степени копировали сюжеты первой трилогии. Знаменательно, что и создатель того мира Джордж Лукас предпочел из процесса устраниться. О результатах можно спорить – но ясно, что они, эти результаты, могли бы быть и пооригинальнее.

С четвертой «Матрицей» вроде бы проделан тот же фокус. Разумеется, детали отличаются. Скажем, Морфей – тот, из первой трилогии, – давно мертв, все-таки после событий прошло 60 лет; новый Морфей (Яхья Абдул-Матин II) – всего лишь программа, созданная Томасом Андерсоном. Соответственно, Морфей – не капитан корабля, команда которого вызволяет Нео из матричного саркофага; капитан на сей раз – женщина по имени Багз (Джессика Хенвик) с тату в виде белого кролика на плече (в первом фильме тату было у эпизодического персонажа). Корабль тоже другой, хотя выглядит похоже, и называется не «Навуходоносор», а «Мнемозина». Сиона, города вышедших из Матрицы людей, больше нет, но есть его новая версия Ио, и главная там – старая знакомая Нео, престарелая Ниоба (Джада Пинкетт Смит).

Сама Матрица – живее всех живых, правда, водораздел проходит уже не между машинами и людьми, а между теми, кто признаёт свободу воли и почитает Нео как освободителя, и теми, кого заботит только повышение энергетических надоев на гектар людских посевов и прочий капитализм с машинным лицом. Таким образом, подвиг Нео не был напрасен – им с Тринити удалось кое-что изменить. Проблема в том, что самого Нео и его возлюбленную Матрица вновь взяла в оборот. И даже смерть их не спасла – воскресили как миленьких.

Потому что «при 300 процентах прибыли нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы пойти даже под страхом виселицы».

Стиль и оригинальность – куда, куда вы удалились?

Вот почему основная метаморфоза коснулась именно Нео (его играет, как встарь, Киану Ривз, только бородатый, будто сдернутый со съемочной площадки «Джона Уика») – он словно бы откатился к точке «ноль» и загружен в Матрицу по самые помидоры. Нет, совсем забыть себя он, понятно, не может. Но матричные менеджеры решили и эту проблему.

Просим любить и жаловать: Томас Андерсон – всемирно известный дизайнер компьютерных игр, создавший легендарные игры линейки «Матрица». Работает в компании Deus Machina – «Бог-Машина»; напомним, что в финале третьего фильма с Нео ведет переговоры мозг машинной цивилизации, называемый Deux ex Machina, «Бог из машины»; смещение акцентов жирно намекает на суть перемен. В настоящее время Андерсон разрабатывает новую игру, Binary – «Бинарность» или, на буддийском языке, «Двойственность»; это опять же констатация того, что навязываемая нам иллюзорная бинарность мышления – «черное и белое», «мы и они», «добро и зло» – есть корень всех зол (кстати, и это выражение, «Root of All Evil», мелькает в кадре).

У Томаса Андерсона есть босс Смит (Джонатан Грофф), то есть преобразившийся агент Смит, и психоаналитик (Нил Патрик Харрис) – странный человек с кошкой Дежавю, внушающий гейм-дизайнеру, что все его воспоминания – лишь симптомы психоза, что верить им нельзя, что надо стараться жить нормальной жизнью и вообще не париться. (Почти так – задачи и методы Аналитика чуть сложнее, но не будем спойлерить.) А что Тринити? Она теперь Тиффани («мама обожала Одри Хепберн»), замужем, двое детей. Тринити знать не знает, что всё это – услужливо внедренная в ее сознание Матрицей иллюзия, и освобождаться от нее не спешит. Такой вот грустный расклад.

Главные герои изрядно потрепаны жизнью, то есть Матрицей, – в рамках метафоры Вачовски это ведь одно и тоже: юдоль скорби, бренный мир на фундаменте страданий. Ощущение потрепанности, ветхости декораций, вторичности в фильме доминирует. Герои говорят и делают практически то же самое, но без прежнего огонька; есть и погони, и мордобитие, но куда тусклее и скучнее, чем раньше, – явно для галочки в отчетах киностудии Warner Bros. Есть даже жуткие проблемы с ритмом повествования – он то замедляется, то дико ускоряется, словно бы Матрица, совсем как Аналитик, манипулирует нашим субъективным временем.

Неужели Лана Вачовски умела-умела, а тут вдруг разучилась писать сценарии и снимать кино? Нет уж, тут, простите, видна рука профессионала. Это не баги – это фича, метод, техника. Пожалуй, кульминации она достигает в сцене, где Нео, Багз и команда ее «Мнемозины» дерутся с зловредными программами – слугами машинной сущности по имени Меровинг. Во второй «Матрице» Меровинг (Ламбер Вильсон) был стильным аристократом-бонвиваном, и его подручные – вампиры и прочая нечисть – тоже выглядели весьма прилично. Ныне они изгнаны из Города машин, ведут скотский образ жизни, опустились, обрюзгли, одеты в рвань, немыты и дерутся так себе. И вот Меровинг, выглядящий совсем как бомж, орет на Нео, брызжа слюной: «Это всё ты виноват! Раньше у нас был стиль! Была оригинальность! Мы вели светские беседы!.. А теперь что? Вот вам ваш сиквел-продолжение-спинофф!..»

«Много латыни, и мало баб, и куча богословия»

Но еще до этого ситуация с «сиквелом-спиноффом» прямым текстом проговаривается на совещании гейм-дизайнеров компании Deus Machina: нас купили «уорнеры», они хотят четвертую «Матрицу», если мы не согласимся, они ее сделают сами, без нашего согласия, вычеркнут нас из контрактов... Внутри фильма речь как бы об игре, но, согласитесь, это даже не подмигивание зрителю – это вопль отчаяния Ланы Вачовски, которой киностудия выкрутила руки. Проблема налицо: как прогнуться перед рынком так, чтобы на самом деле перед ним не прогнуться? Как снять кино против Матрицы, в том числе против коммерциализации, внутри Матрицы, то есть из коммерческих соображений?

Ответ лежит на поверхности: прогибаться и снимать чисто коммерческое кино – нельзя. Можно сделать вид, что ты это делаешь, и отрефлексировать коммерческий аспект в сюжете, выстебать ситуацию, да еще и с упоминанием киностудии, чтобы у самых недалеких зрителей и сомнений не осталось, как к этому всему надо относиться. Сделать коммерческие сцены – мордобитие с погонями – вполруки, снабдить их ехидными комментариями про сиквелы и стиль. В третьей части Нео ведь делал то же самое: залез внутрь агента Смита, дал ему поглотить себя – и преобразовал его изнутри. Вы хотите сиквел? Ладно, вот вам проповедь на рынке – с осмеянием и разоблачением этого рынка. Вы сами пустили проповедника на базар, сами воскресили мертвеца – теперь не жалуйтесь. Поборемся за души людей, посмотрим, кто кого...

Этот рецепт – не потакать аудитории, а попросту сотворить своего читателя/зрителя – не нов и проверен временем. Слово Умберто Эко (см. его роскошные «Заметки на полях "Имени розы"»):

«На какого идеального читателя ориентировался я в моей работе? На сообщника, разумеется. На того, кто готов играть в мою игру... Я всеми силами души хотел найти отклик в лице читателя, который, пройдя инициацию – первые главы, станет моей добычей. То есть добычей моего текста. И начнет думать, что ему и не нужно ничего, кроме того, что предлагается этим текстом. Текст должен стать устройством для преображения собственного читателя. Ты думаешь, что тебе нужен секс или криминальная интрига, где в конце концов виновного поймают? И как можно больше действия?.. Отлично. Так я тебе устрою много латыни, и мало баб, и кучу богословия, и литры крови... И тут-то ты уже будешь мой, и задрожишь, видя безграничное всемогущество Божие, выявляющее тщету миропорядка. А дальше будь умницей и постарайся понять, каким способом я заманил тебя в ловушку».

Более того, по этому рецепту сделана и матричная трилогия: много философии, христианско-буддийского символизма, отсылок к сказкам об Алисе Кэрролла, помогающих выстроить сюжет, и всё это – в киберпанковской обертке. Всячески отвлекая публику, Вачовски эффектно вытаскивали из шляпы мессианского зайца. В четвертой, непрошеной «Матрице» осталось только показать устройство фокуса и внутренности шляпы – а также то, что суть в зайце, а не в шляпе, нравится вам это или нет, и что заяц как был жив, так и будет жив, и ничего ваш базар с этим зайцем не сделает.

Спасибо за еще один шанс – и вперед

Это с одной стороны. А с другой – метафора ведь продолжается, более того, углубляется. «Воскрешения» вполне можно посмотреть как фильм о перевоплощении мессии. Идея реинкарнаций в «Матрице» уже была заявлена – во второй части создатель Матрицы, всемогущий Архитектор, демонстрировал Нео видеозаписи с его предшественниками, точно такими же Нео, точно так же дошедшими до заветной комнаты и столкнувшимися там с невозможным выбором, предложенным Матрицей, потому что Матрица манипулировала мессией (до известной степени).

Архитектор объяснял Нео, что он и все его предыдущие инкарнации – «аномалия», сумма накопившихся в коде ошибок; в новом фильме машины воскрешают Нео и Тринити физически, чтобы эти двое работали как генератор страданий; но как именно идея обоснована технически, внутри нарратива, – не столь и важно.

Важно другое – параллель с буддизмом, где бодхисаттвы, люди, сами вышедшие из круга перерождений сансары, дают слово вывести из Матрицы остальных – и для этого добровольно в сансару возвращаются. При этом они, само собой, не помнят, кто они и что они. Ну или их малое «я», их сознание, этого не помнит. А их большое «я» прекрасно всё понимает. И руководит малым «я», подавая ему сигналы, посылая сны и дежавю, понуждая его сделать что-то такое, что поможет большому «я» пробудиться. (Об этом – практически все книги Филипа Дика, фантаста и визионера, которого Вачовски прямо называли одним из источников мира «Матрицы».) Нео в четвертой «Матрице» так и поступает: мессианское «я» Томаса Андерсона понуждает его сотворить Морфея – якобы для новой игры, а на деле как раз для того, чтобы Морфей, пробудившись, освободил самого Нео от малого «я». Это только кажется, что у нас есть выбор, говорит Морфей Томасу Андерсону. На самом деле выбора нет; малое «я» может думать что угодно, но большое «я» знает, что нужно сделать, а чего делать нельзя.

Буддисты утверждают, что все мы изначально просветлены – и, значит, большое «я» пытается достучаться до каждого. История Нео – история каждого из нас: мы – больше, чище, лучше, чем нам кажется. И стоит только это понять...

Иными словами, проповедь продолжается. Судя по всему, Лана Вачовски, которой сначала идея коммерческого сиквела претила, впоследствии поняла, что ей и правда дали второй шанс. Примерно этой репликой фильм и заканчивается: «Мы пришли сказать спасибо – за то, что дали нам еще один шанс». Ведь если наш мир – Матрица, единственное, что можно сделать, – встать посреди этой Матрицы, посреди всего этого безобразного базара, и громко орать правду. В храме читать проповеди довольно бессмысленно – там и так собираются те, кто представляет себе положение вещей; обращаться надо к разбойникам, блудницам и тем, кому проповедь нужнее. Дальше всё зависит от проповедника и от того, насколько его слова – истина.





1649
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 10:08

цитата

Настолько, что братья Энди и Ларри, ставшие за это время сестрами Ланой и Лилли, очень долго сопротивлялись напору киностудии Warner Bros., отрицая вероятность появления сиквела, а потом, когда стало ясно, что студия свое получит – не мытьем, так катаньем, то есть отделив франшизу от ее творцов, – согласились. Лилли при этом самоустранилась, и фильм стала в одиночку снимать Лана.
Эм. Если бы не хотели снимать то и не снимали бы. ну и что? Вон Терминаторов сколько? а там прдолжения еще меньше нужны. У Кэмерона была точно закончнная история. Он не хотел снимать продолжение и не снимал. нет если снимаешь значит хочешь снимать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 10:35
Вот только Кэмерон после второго Терминатора снял два самых кассовых фильма в истории, ему оживлять карьеру не нужно, в отличие от Вачовски, которые, похоже, так и останутся режиссерами одного фильма
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 10:40
Ну я собственно про эту фразу

цитата

а потом, когда стало ясно, что студия свое получит – не мытьем, так катаньем, то есть отделив франшизу от ее творцов
Ну собственно и что? Еслми человек считает что чсерия закончена его ничего не заставит передумать я думаю. Хотя один из тандема именно так и считал.
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 10:58
Заставить — нет, а снять без него — да.
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 11:09
Конечно можно ну и что?Понимаете вот тот же терминатор.для меня это не просто фрашшиза для меня это нечто большее. И как бы гениально не было продолжеение оно было бы неправильным. на продолжение от других режиссеров можно просто не обращать внимания. Кэмерон бы если снял..
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 11:22
Для Ланы это не «ну и что», видимо, стоит принять как факт то, что вы с ней разные люди.
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 11:50
А кто интересно правообладатель франшизы?
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 12:46
Как и сказано в фильме, Warner Bros.
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 13:00
просто Назад в будущее режиссер? Земекис всегда говорил разрешения не дам...
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 13:10
Ну толкиен например точно не имеет отношения к Перумову например. так что ну издал Перумов свое продолжение и? Так же и к «неканоничным» фильмам отношение то же...
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 20:22
Фильмы — не книги все-таки.
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 11:49
Вспомните фильм Вачовски «Связь» (англ. Bound) 1996 года. Он содержит особо вкусные мизансцены — фирменные Вачовские удивления героев от перестановки ситуации — которые через три года вошли в первую «Матрицу».
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 12:45
Кстати, про «режиссеров одного фильма» после трилогии «Матрица», «Облачного атласа», «Sense8» и, да, «Связи» — это довольно смешно :)
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 13:35
Облачный атлас снят по книге Митчелла и Вачовски там только полфильма, если вдруг про Тыквера забыли. Sense8, прямо скажем, событием не стал, а Связь — много вы знаете людей, которые данный фильм смотрели? Потому да, Вачовски пока режиссеры одного фильма.
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 14:48
Что значит «полфильма»? Они всё это вместе снимали. И, да, я знаю множество людей, смотревших «Связь».
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 14:55
Как раз снимали частями, причем по стилю видно, где Вачовски, а где Тыквер. И, повторюсь, это экранизация книги, причем не самая выдающаяся. Вы знаете много, но их несоизмеримо меньше тех, кто знает Матрицу. Потому, повторюсь, после Матрица товарищи или снимали проходняк, или совсем уже плохонькое кино.
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 15:14
С «Матрицей» количество не сравнить, конечно, но нет, «проходняк» и «плохонькое кино» я даже про «Юпитер» не скажу. И мне не видно, где в «Облачном атласе» Тиквер, а где Вачовски. Снимали они, естественно, параллельно свои сегменты, но Тиквер внезапно с вами не согласен: «Tykwer said that the three directors planned every segment of the film together in pre-production, and continued to work closely together through post-production».
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 17:21
Я абсолютный почитатель Матрицы, но Связь не смотрел. :-)))
Правда, есть еще Восхождение Юпитер — так что все-таки не одного фильма, а полутора ;)
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 17:52
Вам нравится Восхождение Юпитера?
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 21:19
Не то чтобы я в восторге, но это характерный для Вачовски фильм, подтверждающий их базовый гностицизм. За полфильма сойдёт))
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 21:30
А облачный атлас как вам?
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 23:28
Солянка. Я не любитель.
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 10:57
«Терминатор» — франшиза, которую можно длить, а можно не длить. Ставки в случае «Матрицы» куда более высоки. Мне решение Ланы очень понятно.
 


Ссылка на сообщение7 января 2022 г. 23:59
Студия сняла бы продолжение без них. «...студия Warner Bros. сняла бы продолжение в любом случае с этим режиссером или иным. Такое заявление сделал продюсер проекта Джеймс МакТиг».
 


Ссылка на сообщение8 января 2022 г. 00:20
Ясно. Заметьте я не пишу что не надо было снимать я именно против логики возражаю. Вот представьте на примере кемерона. Он создал шедево дилогию которая не только не требует а продолжение НЕВОЗМОЖНО. И вот они сняли четыре продолжения. И снимать продолжение только потому что бы не снял кто то другой чя не знаю. Если считаешьт что продолжение не нужно но снимаешь.. ты это продолжение как бы.. канонихруешь а так ппродолжения Терминаторов просто фанфики. Поывторю если Вачовски считает что продолжение нужно никаких проблем . Я именно о той логике... Даже не о фильме
 


Ссылка на сообщение8 января 2022 г. 22:43
А Вачовски, кажется, сняла такой фильм, который в прокате не очень, и, кажется, сделала это специально, чтобы наказать жадных голливудских боссов. Как и было сказано: «Провал в прокате фантастической картины «Матрица 4: Воскрешение» принёс Warner Bros. немалые потери. Вероятно, они превысят 100 миллионов долларов, так как общий бюджет фильма, учитывающий затраты на продвижение, составлял примерно 250 миллионов долларов. Кассовые сборы, на данный момент, не достигли и 130 миллионов долларов».


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 10:19
Отличная рецензия, спасибо
Только не стоит путать детище двух Нобелевских лауреатов: условный рефлекс Павлова и импринтинг Лоренца. Это совершенно разные процессы >:-|
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 10:58
Это не путаница, это сложная метафора :Р


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 11:43

цитата

И вот Меровинг, выглядящий совсем как бомж, орет на Нео, брызжа слюной: «Это всё ты виноват! Раньше у нас был стиль! Была оригинальность! Мы вели светские беседы!.. А теперь что? Вот вам ваш сиквел-продолжение-спинофф!..»


О, это самый ключ к фильму :) Кажется там еще про тик-токи и фейсбук ввернули при озвучке, но может мне померещилось.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 11:48
Нет, там много всего было, просто я не всё запомнил ) Да, ключ, именно.


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 14:42
Спасибо. Мне очень понравилась рецензия.:cool!:

Фильм понравился, но больше эпизодами, чем идейно. Спасибо Вам, дали «красную таблетку».:-)

Эпизод когда показывается/рассказывается как Матрица переработала события предыдущих трёх фильмов, создав из Откровения и Спасения ещё одну Матрицу — развлекательную игру, да ещё Нео горстями жрущий синие таблетки — очень понравилось, даже мурашки по коже пошли в кинотеатре, гениально.^_^

Про то, что «Воскрешение» намерено лишили стиля предыдущих фильмов, было понятно и я это списал на стёб, но то что экшн-сцены они намеренно убого сделали, не прочувствовал, в голове не укладывается что кто-то специально в современном блокбастере будет ухудшать этот элемент. И это круто!:cool!::-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 15:15
:beer:


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 15:01
Всё понятно, кроме одного — зачем это смотреть?


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 17:35
С трудом помню первый фильм. На втором и третьем засыпал. Этот пока смотреть не планирую.


Ссылка на сообщение5 января 2022 г. 22:24

цитата

Кое-что переснято буквально, посценно, даже покадрово. Мало того – нам постоянно тычут в лицо кадрами из трилогии, проводя навязчивые параллели.

может, это то, что у программистов называют рекурсией?
Правда, мне показалось странным, что здесь речь идет о видеоигре — как могут быть одни и те же одинаковые кадры в разных сценариях игры у разных людей?
А вот что не показалось случайным, так это упоминание трансгендерности и «Барни Стинсон» в очках с голубой оправой. Ну и та Леди Ботаника, с кем коротает старость Генерал Ниоба. Как там было в «Ширли-мырли»? «Нет, я, конечно, не гомофоб... но ЛГБТ как-то недолюбливаю...»
Также если присмотреться, то в этой картине первая роль не у Нео, а у Тринити. Принятие решения — за ней, способность летать — за ней, порядок навести — за ней.
Но это все отступления... Почему в рецензии так мало об Аналитике? Мне кажется, он достоин большего внимания...


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 09:44
Смотрел только 1 и 4 части.
Не совсем понял в 4 фильме роль агента Смита. То помогал, то самоустранился... что за игру он вёл, для Нео он оказался «роялем в кустах», и это вся его роль?

2 и 3 планирую посмотреть, когда соберусь духом, чтобы потратить на это время.
Когда вышли с просмотра, брат (единственный из нас, кто смотрел все части) сказал — самое лучшее в этом фильме — цена; друг — 2 часа жизни потрачено зря; супруга призналась, что в какой-то момент задремала; мы с сестрой согласились, что на разок можно глянуть и было довольно любопытно.
Однако, смотря на действо на экране, всё крутилось 2 мысли: это же галимое аниме — драки ради драк! куда девалась концепция: ложки — нет? Понятно, что Нео там заторможенный, но основной принцип был уже заложен в 1й части... потом он пули конечно останавливал руками, но как-то... не смотрел сквозь код, а просто как суперхиро.
Вот симбиоз с машинами понравился, сразу видно новая ступень эволюции.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 января 2022 г. 10:49
Это вы не смотрели 2 и 3 части просто.


Ссылка на сообщение8 января 2022 г. 01:53
спасибо, мощная рецензия


Ссылка на сообщение8 января 2022 г. 04:10
Спасибо — отличная рецензия:beer: Как всегда, Вы на высоте: сбалансированно пишете на технических подробностях и чувственных полутонах.
Вот это место среди прочего очень заинтересовало

цитата

Важно другое – параллель с буддизмом, где бодхисаттвы, люди, сами вышедшие из круга перерождений сансары, дают слово вывести из Матрицы остальных – и для этого добровольно в сансару возвращаются. При этом они, само собой, не помнят, кто они и что они. Ну или их малое «я», их сознание, этого не помнит. А их большое «я» прекрасно всё понимает. И руководит малым «я», подавая ему сигналы, посылая сны и дежавю, понуждая его сделать что-то такое, что поможет большому «я» пробудиться. (Об этом – практически все книги Филипа Дика, фантаста и визионера, которого Вачовски прямо называли одним из источников мира «Матрицы».)

Это не параллель с буддизмом. Скорее спекуляция на модной теме. В буддизме нет никакого большого и малого «я». Есть среди прочего больное. У создателей Матрицы как раз такое. Сорри за резкие слова — отвратная идея сделать из серьёзной темы продукт мейнстрима это и есть Матрица. Поставить серьёзную тему на поток, совершенно не чувствуя базу — это, увы, феномен нашего времени.

За Ваш труд (и профессиональное чутьё) ещё раз отдельное спасибо. Я очень люблю Ваши статьи. С Наступившим 2022м — вдохновения и позитива в этом году искренне желаю:beer:

PS ФКДик, кстати, как мог, не давал эту тему в лоб. В ключе этой талантливой подачи он и стал классиком.
Что касается Матрицы — дешёвый пиар, пиар, пиар ... Вне всякой глубины и конструктивного содержания.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 января 2022 г. 10:38
Тут мы с вами не согласимся насчет «Матрицы». Насчет «я» это вопрос терминологии — в буддизме есть изначальное просветление, вот оно и есть большое «я», но назвать можно как угодно.

С наступившим и вообще с праздниками :beer:
 


Ссылка на сообщение9 января 2022 г. 15:51
Насчёт Буддизма — пишу с большой буквы, ибо западное мышление по обыкновению всё обесцениваниет. Если Вы просто погуглите в сети — найдёте много о непостоянном «я» в аспекте скандх и медитации митакпа (простейшая для нашего понимания). Но ни большого / ни малого «я» в буддизме никогда не было и никогда не будет — ибо это противоречит концепции равности. Она ключевая в буддизме. И Вы безусловно правы — мы изначально все равны в своём потенциале. И природа сознания изначально чиста.
Здесь нет рассогласоаания. Есть отличная современная книга (в ней всего понемножку) от Ринпоче «Будда, мозг и нейрофизиология».

Вы великолепно пишете. Серьёзно говорю. Но не искажайте терминологию по-возможности. Вы очень талантливы. А на талантливых всегда ложится своя особая ответственность.
Это всё что хотела сказать по существу вопроса. Я обожаю Ваши статьи. Всего самого лучшего и креативного в Новом году искренне желаю:beer:

Матрица (с самого первого фильма) — изначальный треш, рассчитанный на масслайк. В фильме ключевые герои дружно гнут ложки, являют какие-то странные силы левитации в крутых драках и пьют какие-то странные таблетки. Классно на уровне спецэффектов, но больше похоже на приквел «Х-менов». К тому же изрядно постаревшие актёры в Воскрешение смотрятся нелепо. Их постоянное дежавю смотрится очень странно. Создаётся впечатления, что этими флешами просто спекулятивно «тянут» метр картины. Я бросила смотреть на половине. Возник синдром заезженной пластинки — в кадре постоянно куда-то бегут, но на самом деле ничего не происходит. Философии в таком сценарии не очень много
(здесь всё имхо безусловно)

И это вообще не про буддизм. Ибо в нём изначально нет никакого состязания. Это про масслайк;-) Про буддизм у Куросавы много. Очень люблю его творчество. Если со временем напишете среди прочих своих статей что-то и на его картины — буду искренне от сердца благодарна.
PS И там про бодхисаттв искренне улыбнул концепт — что они что-то помнят, а что-то нет... Забавные вещи, честное слово. На уровне джетак Бодхисаттвы это те, кто знает судьбу вселенной (в аспекте трёх времён). И помнят они всё даже во сне. Ибо просветлённый ум не спит в принципе. В общем создатели фильма, когда пишут такие сценарии, работают исключительно на тинейджеров. Им в том числе есть что посмотреть — тоже хорошо:-)
 


Ссылка на сообщение9 января 2022 г. 17:33
Слушайте, ну если я пишу о буддизме (с маленькой буквы, по правилам русского языка), наверное, я не просто гуглил — я Щербатского читал, например, и много чего еще. И если я что-то говорю, видимо, я не просто так это говорю — это как-то продумано всё. Просто на слово поверьте :) И, нет, бодхисаттвы точно так же ничего не помнят. Потому что «я» в сансаре — это конструкт, и у них тоже.
 


Ссылка на сообщение13 января 2022 г. 02:51
Я не про маленькую букву — а про абсолютно не существующие понятия, которые существуют только в фантазии автора / читателя. И процесс усугубляется тем — ведь работаете на многих площадках. Я понимаю — для многих пойдёт и так.
И я делаю выводы (в который раз) ФЛ не самый осведомлённый ресурс и матчасть лучше читать на других ресурсах. Хотя амбиции у этого портала большие.
Удачи Вам от всего сердца искренне желаю:beer:
Страницы: 12

⇑ Наверх