Тимур Максютов Чешуя


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Lartis» > Тимур Максютов. Чешуя ангела
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Тимур Максютов. Чешуя ангела

Статья написана 14 января 19:42

Тимур Максютов. Чешуя ангела. – М.: ИД Горолец, 2021. – («Mystic&Fiction»).


Ангелы служат спасению рода человеческого, предполагается, что они хранят и спасают нас по Божьей воле. Но люди – существа изначально греховные. К сожалению, склонность многих к обману, воровству и насилию – практически врождённая, с этим патологическим набором не справляются даже заботливые ангелы, присматривающие за нами. Иногда тяжёлые проступки человечества доводят до того, что на землю сходит ангел с мечом, (ангел-истребитель) и мало никому не кажется, люди расплачиваются за свои прегрешения глобальными катастрофами, пандемиями и мировыми войнами.

В романе Максютова приход ангела-губителя обосновывается не по библейским канонам, да и появляется он не один, а примерно в одно историческое время со своим собратом, абсолютно ему полярным, концентрирующим в себе неиссякаемую любовь к людям. Задача антагониста Рамиля Аждахова – уничтожить как можно больше людей, запудривая мозги представителям рода человеческого шизофреническими планами повсеместного воцарения Великой Пустоты или, по-другому, Великой Степи. Возможно, здесь имеет некое значение имя Рамиль (от арабского «песок»), но не буду отвлекаться. Соответственно, человеколюбивый протагонист Конрад (здесь-то анаграмму все прочитают) изо всех своих светлых сил мешает апокалиптическим проектам Рамиля. Мистическая составляющая книги изложена поэтично, небольшими порциями, эпизодами и намёками. В целом роман охватывает достаточно большой период: от необъяснимых событий в конце сороковых на Памире и в Северной Пальмире до политических перверсий и жизни ряда героев в нынешнем времени. Пронзительные главы о трагических днях блокадного Ленинграда сразу же вызвали у меня ассоциации с некоторыми эпизодами из романа Бориса Стругацкого «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики», но Максютов и не скрывает, что это оммаж любимому писателю. Ответственно скажу, что главы эти не вызывают отторжения, не кажутся искусственными, заметно, что написаны они кровью сердца автора и наполнены его неизбывной болью.

Тимур Максютов – искусный мастер малой формы, его умение сочинять отменные рассказы, как мне кажется, внесло дисбаланс в композицию романа. Конечно, некоторые читатели (и я вместе с ними) предпочли бы не штрих-пунктирную линию изложения с подсюжетами, флешбэками, ответвлениями и вставными новеллами, а внятное поступательное движение вместе с героями вперёд по шкале времени. Но кто теперь пишет просто… Недавно я отзывался на книгу кинорежиссёра Ираклия Квирикадзе, так он в ней то ли сетует на то, то ли хвастается тем, что молодая жена заставляла его при работе над текстом как можно больше путать. Дескать, нынче все так делают, Тарантино всех научил. Чтоб было неясно, кто главный и непонятно «чья история?». Да и вообще, в нынешнее непростое время, эзопов язык, затейливое плетение и тонкие намёки лишними не будут: те, кому надо – поймут, а кому не надо – и не надо. Но «тонкие намёки» это уже совсем не про Максютова, в его романе хватает резких оценок, малоприятных прогнозов и тяжёлых моментов. Вот и мой родной Сосновый Бор попал под раздачу. Кстати, не впервые, были и другие «ликвидаторы» нашего городка. И хороший человек, геолог Ларионов, на страницах «Чешуи ангела» недолго продержался… (Я улыбаюсь).

Писатель Максютов ещё ни разу меня не разочаровал, я всегда с большим интересом жду его новых книг. Написанное выше – не рецензия, а всего лишь короткий набросок. Роман «Чешуя ангела» требует перечитывания и размышлений, а у читателя не всегда имеется желание это делать. И всё-таки прекрасно, что есть авторы, которые совсем не думают о таком читателе!





823
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 января 00:10

цитата Lartis

штрих-пунктирную линию изложения с подсюжетами, флешбэками, ответвлениями и вставными новеллами
...
Тарантино всех научил

Хм...
Это не так чтобы новый ход в фантастике.
Р. Желязны часто использовал. Особенно мне запомнилась вот эта вещица:
«Порождения света и тьмы»
Роджер Желязны
Порождения света и тьмы / Creatures of Light and Darkness   [= Создания Света, Создания Тьмы; Создания света, создания тьмы; Создания света — создания тьмы; Порождение света и тьмы]
1969, роман

Диковинный мир, где рядом с величайшими достижениями технократической цивилизации соседствует волшебство, где оживают боги Древнего Египта — Анубис, Гор, Тифон, Сет — создает Роджер Желязны. Удивительный мир переплетающихся реальностей, мир грез, заставляет читателя не только следить за динамикой сюжета и приключениями героев, но и задуматься над вечными вопросами Смерти и Бессмертия, смысла существования Вселенной, над вопросами сущности Добра и Зла.



1969 год издания. Номер 17 в базе Фантлаба, одна из первых записей. :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 января 13:17
это была ирония.


Ссылка на сообщение15 января 00:20
Ещё можно вспомнить К. Воннегута.
«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»
1969, роман

Хотите представить себя на месте Билли Пилигрима, который ложится спать пожилым вдовцом, а просыпается в день свадьбы; входит в дверь в 1955 году, а выходит из нее в 1941-м; возвращается через ту же дверь и оказывается в 1963 году; много раз видел и свое рождение, и свою смерть и то и дело попадает в уже прожитые им события своей жизни между рождением и смертью? Нет ничего проще: нужно только научиться у тральфамадорцев, изредка посещающих Землю на своих летающих блюдцах, видеть в четырех (а не в трех, как человеки разумные) измерениях, и тогда вы поймете, что моменты времени не следуют один за другим, как бусы на нитке, а существовали и будут существовать вместе в одном и том же месте. Один вам совет: блуждая во времени, выбирайте двери, чтобы случайно не оказаться на бойне номер пять!



Тоже 1969 года издания! Удивительно.

Что же случилось в 1969 году, что так перепутало мозги американским фантастам?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 января 21:06
За что я Вас всегда ценил, так это за умение оценить текст без ознакомления с ним. Вы абсолютно правы: всё закончилось в год Вашего рождения, чуть ли не в 1969
 


Ссылка на сообщение15 января 21:59
:-D
 


Ссылка на сообщение15 января 22:10
А чего смеётесь? Даже мои рассказы-победители ФантЛаба никогда не получали Вашей оценки выше 5. Мы просто с вами не совпадаем на предментальном уровне ))) И это нормально.
 


Ссылка на сообщение15 января 23:15
Тимур, я о вашей книге и слова не сказал.
Автор высказал ироничное (как выяснилось) предположение, что Тарантино научил всех писать «путанно», с отступлениями и флешбэками. Я повёлся и стал приводить примеры книг, написанных «путанно». Шедевры, с моей точки зрения.
Если ваш роман, который понравился и Фанни (я читал её рецку здесь), и Ларионову, и, вероятно, многим другим, вышел столь же замечательным, как приведённые мною, то это прекрасно.
Если вышел чуть другим, то тоже хорошо.
Обложка отсылает куда-то к временам СССР, как я понял. Но гадать о содержании не буду, вы правы, это смешно.

Про рассказы-призёры. Я не помню, честно. Помню ваш рассказ про какой-то бар в космосе на Астра-блиц. Ну... не очень мне понравился. Но у меня тогда рассказ был совсем странный. :-D
Зато помню ваш отзыв, очень дельный. Переделать рассказ в роман. Это отличный совет. Я теперь сам его даю начинающим авторам.
 


Ссылка на сообщение19 января 12:04
Высадка на Луну, конечно
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 10:16
А Вьетнам? Одновременно же всё. Там победа, здесь поражение.
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 10:51
Так в 69 только начался медленный вывод войск, так-то по сути для сша она закончилась в 73
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 10:56
Правильно. Так вывод войск, то есть начало конца, признание неудачи.


Ссылка на сообщение15 января 21:05
Спасибо, Владимир! твоё мнение особенно ценно


Ссылка на сообщение15 января 22:08
Одного не понял: почему отзыв не попал на страницу романа в ФантЛабе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 января 00:43
Зато я на Дзене это выложил:
https://zen.yandex.ru/media/id/61...
Заходи)
Многие мои отзывы и рецензии не выложены на страницах произведений, так и «пропадают» на моей личной странице, но, идя тебе навстречу, закидываю этот опус на страницу романа.


Ссылка на сообщение17 января 13:07
Книга действительно очень хороша. Даже приятно, что в современной российской литературе появились такие качественные романы. Странно, что в основном в области фантастической прозы. А главное, книга — настолько своевременная в наши дни, что даже невероятно. Удивительно, что почти одновременно вышли два очень глубоких и даже пророческих романов ( «Чешуя ангела» Т.Максютова и «Рыбари и виноградари» М.Харита). Такое впечатление, что авторы получили откуда-то извне нашей реальности одну и ту же информацию, но каждый услышал её по-своему. Мои самые высокие оценки и рекомендации всем ценителям умной литературы.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх