Разное Баба яга


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Разное~Баба-яга
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Разное~Баба-яга

Статья написана 28 марта 2010 г. 23:09

Вертелась как-то на языке строчка из Пушкина:

«...там ступа с Бабою-Ягой // идет-бредет сама собой...»

Идет-бредет? Правда странно?

Ведь мы-то с Вами с детских лет (по кино и картинкам) знаем, что Яга в ступе летает.

цитата

«Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает» <Даль, 1882>

«Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем» <Даль, 1882>

Особое внимание привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя» <Лаушкин, 1970>

(с) http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm

Ба́ба-Яга́ — популярный персонаж фольклора у славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Она умеет колдовать, а также летать в ступе.

(c) http://ru.wikipedia.org/wiki/Баба-яга

А у Пушкина — «идет-бредет»??? Вы понимаете? Ступа (ступать) — ступает. Ведь не сказал поэт «летит-пыхтит» или «плывет-ревет», а уж что-то подходящее летающее он бы точно отыскал при желании. Русские сказки Александр Сергеевич знал от няни, не из первых уст, конечно, но точно не из кино или энциклопедий. Может быть, я, конечно, ищу то, чего нет и быть не может. Впрочем, не мне что-то доказывать, хотя идея интересная: ходящая (хотя бы на курьих ногах) ступа с Бабой-Ягой — как деталь в произведении. Зато этот крохотный экскурс дал мне пищи для размышлений и преисполнил глубокого уважения к славянской мифологии за поэтическую красоту (выделение мое):

цитата

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название „курьи ножки“ скорее всего произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём». (Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»)





276
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 марта 2010 г. 23:19
Очень интересно. 8-)
Насколько я читала разные работы по славянам, то Баба-Яга — это прообраз мудрой бабки, которая проводила процесс инициации молодых воинов у славян. Их отправляли в лес и изолировали от племени, пока они не будут обучены определенным навыкам и не пройдут испытания.

цитата

Ба́ба-Яга́ — популярный персонаж фольклора у славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Она умеет колдовать, а также летать в ступе.
как раз это и подтверждает.


Ссылка на сообщение28 марта 2010 г. 23:22
да, вообще много трактовок происхождения и значения, но если бабка, проводящая инициацию — это сугубо практический аспект, то мертвец-проводник в потусторонний мир, в котором герой должен пройти испытания — то же самое, но символично, исполненно мифопоэтики, красиво, черт подери;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 марта 2010 г. 23:53
:-D:-D:-D да уж...... На то они и мифы....


Ссылка на сообщение29 марта 2010 г. 08:38
Я склоняюсь к тому, что Баба-Яга — один из ликов богини Марены, отсюда и все остальные аспекты образа вытекают, в том числе инициации, поскольку для возрождения в новом качестве надо же сперва «умереть». Но вот ступа едва ли имеет куриные ноги, ее-то на пеньках не ставили. А насчет передвижения, то у того же Афанасьева написано: «Выехала из леса баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает». Никаких полетов. Откуда тут вообще ступа и пест — я думаю, от каких-то очень мохнатых ритуалов, в ходе которых останки с погребального костра собирались (сметались помелом) и толклись в ступе, а также перетирались в зернотерке в целях быстрейшего растворения обратно в природе, как бы мы теперь это определили. И таким образом, ступа с пестом и помело задержались в сознании как атрибут богини смерти и воплощающей ее жрицы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 марта 2010 г. 16:24
Все так, так. Но откуда же «идет-бредет сама собой» — вот, что меня мучает:-)
 


Ссылка на сообщение29 марта 2010 г. 16:55
У Пушкина много загадок :-))) Напрмер, почему русский богатырь носит тюркское имя Руслан (от Араслан), а хазарский — славянское (Ратмир). Надо ж было наоборот — «Ратмир и Людмила».


Ссылка на сообщение29 марта 2010 г. 09:31
Интересно! А где вообще можно почитать об обрядах и мифологии славян, только не «эзотерическую» литературу от каких-нибудь уфологов, а от ученых?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 марта 2010 г. 16:24
В той же вики дана ссылка на

цитата

Энциклопедия «Славянская мифология и эпос», ст. «Верования древних славян»


Ссылка на сообщение29 марта 2010 г. 11:05
По поводу Бабы-Яги у академика Рыбакова кое-что есть. В 80-е годы я его монографии читал, как хороший детектив — запоем.
А образ Яги в ступе хорошо трактуется как смерч — чем вам не одна нога? Да и онеметь не мудрено. От ужаса.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 марта 2010 г. 16:53
Нет, я против того, чтобы выводить мифологические образы из метеорологии. Была такая «метеорологическая теория», но она верна не во всех случаях и не напрямую.
 


Ссылка на сообщение29 марта 2010 г. 20:58
Ну, понятно, это как-то приземлённо получается. В мифологии всё сложнее, очевидно.
 


Ссылка на сообщение30 марта 2010 г. 09:03
Скорее так: сначала формируется образ богини смерти, а потом его проявления и аспекты начинают видеть в разных явлениях, можно и в смерче тоже. Как частный случай.


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 13:44
Совершенно случайно узнала, посмотрев фильм Парфенова и Иванова «Хребет России», что на самом деле на Урале у язычников были маленькие амбары, где прятали снедь от диких зверей, поставив его на длинный столб (избушка на курьих ножках). В амбар садили куклу, отгоняющую злых духов, которую называли «яга».
К амбару не допускали русских, окружали амбар частоколом, на который вешали черепа животных....
И эти амбары выставлены даже у нас в Хохловке!!!! А я даже не знала....8-] Как все просто оказывается... Посмотрела я на них, действительно, очень похоже :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 14:03
Мне представляется, что Иванов иногда все-таки фантазирует, а представленная выше «яга» скорее следствие, нежели первопричина.

цитата Kartusha

К амбару не допускали русских

:-D :beer:
 


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 14:05
Так это не слова Иванова... А музей Хохловка!!!!!! Очень похожи.....
 


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 14:06
я не про музей, а про фильм «Хребет России»
 


Ссылка на сообщение10 мая 2010 г. 14:08
ну, кое-что там действительно, приукрасили :-))) но многое — правда...я была в большинстве тех мест и знаю историю....:-)
особенно хохотала про Мамонта, про его следы, которые на самом деле — карстовые воронки...:-D


⇑ Наверх