Пугало 2020


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «darken88» > Пугало (2020)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пугало (2020)

Статья написана 19 марта 2022 г. 17:13

Пугало (2020, Россия, реж. Дмитрий Давыдов, 72 мин.)

Достаточно давно ожидаемый для просмотра фильм, открывший для меня мир якутского кино. Он оказался значимым не только для поклонников местного колорита или социальных драм, но и для российской киноиндустрии в целом, во многом определяя то, что может понравиться как нашему, так и зарубежному зрителю. На самом же деле, ведь кино и делается для того, чтобы его смотрели и обсуждали. И, как мне кажется, фильм заслуженно получил приз на «Кинотавре».

Обращение к теме Традиции в культуре повседневности – не новый мотив. Здесь сразу вспоминаются чудесные фильмы Алексея Федорченко «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари». Эти фильмы показывают .как далекое, и казалось бы, забытое прошлое сохраняется не в вычурности клюквенных новоделов, а в обычной жизни, где, казалось бы уже не осталось места для мистики. И, тем не менее, вот он Архетип, стоит только оглянуться.

«Пугало» абсолютно такое же восприятие. Занесенная снегом якутская деревня при всей своей адаптации к современному миру, остается традиционной, и отношение к главной героине фильма точно такое же. Человеку с подобным даром никогда нет места в социуме, он не ищет славы и, уж тем более, корысти. Это большая тягота и боль, ведь человек не выбирает себе такую судьбу, а приходит к ней через страдания, каждый раз отдавая частицу себя ради других.

В фильме все это не выставляется напоказ, а просто становится повествованием безмолвного наблюдателя за жизнью особенного человека, оставшегося на границе между миром людей, где ей просто нет места, и миром духов, дающих ей силу, но не дающих счастья. Часто сапожник остается без сапог, и тот, кто помогает другим, не может помочь себе. Так просто не бывает. Бинарные оппозиции фильма тоже строго соблюдены. Есть город (без названия, но что-то пугающее и чужое, откуда не возвращаются, и говорят на чужом языке), есть и деревня, привычная в своих невзгодах, и сакральное, к чему прибегают только в минуты самой крайней необходимости, когда уже совсем невмоготу. Здесь есть и то, что так нравится современной культурной прослойке – посмотреть на глубинку без прикрас со всеми ее разрушающимися осколками советского прошлого и спивающимися людьми. Но именно здесь и скрывается главная ошибка. Фильм не является притчей, и ничему не учит, он просто показывает обычную судьбу человека, который обладает определенными способностями. Отмахивающиеся от сцен с распитием целой бутылки водки в два присеста, тыкающие пальцем именно в это, ну, а попробуйте сами поучаствовать в подобном, ведь водка, как известно еще и заглушает боль. Наверное, проще для таких людей обратиться к недавнему «Доктор Сон» Кинга, мальчишка с сиянием не просто пил от того, что у него папа был алкашом.

В целом именно такого отношения к мистике и не хватило ни «Территории», ни «Топям». Посмотрите, обязательно.





76
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх