Эра выживания


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» > "Эра выживания"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Эра выживания»

Статья написана 9 апреля 2023 г. 14:24

                                             Отличный артхаусный биопанк...

Такие фильмы обычно появляются, когда авторы хорошо знакомы с идеей о злых корпорациях, которые монополизируют генетическую инженерию. Продают фермерам пшеницу, которая хорошо родит только один раз, потом и лекарства, которые снова и снова надо покупать, а потом уже и нормальной еды не остается. Целые страны начинают приходить в упадок. А корпорация все больше отгораживается от внешнего мира...

Но денег на съемки масштабной истории, вроде "Заводной" П. Бачигалупи — нет. Денег на несколько десятков локаций и две дюжины хороших актеров, как в "Зардозе" — нет. И ничего похожего на советские "Через тернии к звездам" тоже снять не выйдет.

Приходиться показывать конец света с точки зрения хуторян, а масштаб катастрофы демонстрировать через намеки и спецэффекты...

Самое удивительное, что неплохо получается.

.

Медленная катастрофа, непрекращающийся многолетний кризис — приводит к распаду семей.

Фоном для сюжета и одновременно его основой выступает фактически разваливающиеся отношения нескольких родственников.

Есть два брата, уже пожилых. Один вполне принял новые условия игры, он преуспевающий фермер, но по факту кулак, который через несколько лет окончательно станет местным феодалом или даже рабовладельцем. Когда подрастут мальчишки-подручные, которых он уже научил ставить клейма непокорным и вот-вот научит убивать.

Второй — в прошлом ученый/ солдат, пытается оставаться приличным человеком, но жена ушла, сам он парализован и живет только заботами дочери и остаточным ресурсом медицинской техники. И дом его, со следами жизни "среднего класса", с каждым днем все больше разваливается.

Братец-кулак отчасти положил глаз на свою племянницу, отчасти просто закрывает все вопросы в округе. Перспективы тринадцатилетней барышни предельно понятны, а всевозможные её выдумки и увертки дают отсрочку буквально на неделю-другую.

Сама она — типичная девочка с мечтами. Но по меркам своей среды великолепно образованная и даже без глупых сказок в голове. Мечты у неё умные, от отца.

Вокруг, кстати, творится натуральный биогенетический трэш.

Есть подобия биофабрик-комбайнов, которые оставляют после себя пейзажи, похожие на пейзажи браконьерских приисков янтаря или на последствия ликвидированного разлива химикатов: мертвые перепаханные проплешины.

Есть множество новых организмов — странных гибридов, растений-животных, сухопутных водорослей. Лес буквально заполонен ими. Собственно, новые формы живого — эта те декорации, которые и приносят ощущение биопанка. Вместо того, чтобы возиться с шестеренками, девчонка возится с организмами, с простейшими биотехнологиями. Но вокруг организмы куда более сложные. Самые совершенные их них — джаги — это подобия людей, которые сохраняют абсолютную верность хозяевам.

А над головами носятся летательные аппараты из "цитадели". Они порой прилетают на ферму к жадному брату, за товаром. Хотя тот больше просто перепродает человеческую кровь, чем растит овощи.

Многие мечтают хотя бы работать на "цитадель", но зачем там лакеи, когда есть "джаги"?

И вот один такой аппарат терпит крушение.

Пассажирку, выпавшую из кабины за секунды до столкновения с землей, находит девчонка.

А тяжело раненного старика-пассажира, вместе с остатками аппарата, обнаруживает уже кулак. И душит, потому что любви к "цитадели" у него нет ни малейшей.

Дальше — короткая драма на четверых.

Пассажирка — она и воскрешает воспоминания об ушедшей матери, и показывает весь уровень новых технологий, потому что и сама регенерируется, может лечить буквально поцелуем. Но она же и трофей, и громадная выгода для жадного брата, потому как убить ненавистного "верхнего" это одно, а выслужиться перед "цитаделью" и сдать беглянку — другое. И еще у пассажирки есть информация, как можно активировать семена, чтобы они сами росли...

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Первая кульминация — когда жадный братец приходит в дом к парализованному, подозревая, что там прячется пассажирка. Находит её, но тут же и еще и племянница, они против, начинается драка. Визитера почти убивают, но тут племянница останавливается и предлагает — вот, у нас есть рабочий метод активировать семена. Просто промолчи, начнется новая жизнь. Он вроде как соглашается, ему перевязывают раны, он уходит.

И сливает информацию "цитадели". Потому что местным владыкой может быть только в условиях катастрофы...

И меньше чем через сутки в живых остается лишь девушка Веспер.

То, как умирает её отец и пассажирка-джаг — вторая кульминация

Актеры подобраны хорошо и вполне реалистично воплощают свои образы. Нашли даже модель с экзотической внешностью, чтобы показать бракованный экземпляр джага.

Общее впечатление от фильма задает разлитая в воздухе безрадостность и намеки на невозможные сейчас технологии. Живое кажется или чужим, или покалеченным. Техника — продуманная, хорошо воплощенная на экране, но либо изношенная до предела, либо какая-то уникальная, буквально штучная. Ощущается технологический тупик, весь ужас которого в том, что люди так жить не могут, а доминирующая структура в обществе повернуть назад просто не желает. "Цитадели" проще добить биосферу вместе с остатками человечества, чем перестроить саму себя.

Но не факт, что получится начать второй круг развития.

Ведь люди вокруг исчезают прямо сейчас. Или теряют человечность, или умирают.

В "Письмах мертвого человека" ученый оставался с больными детьми на фоне начинающейся термоядерной зимы, и просто умирал, сохраняя в себе хоть что-то человеческое. Это нравственный жест.

В "Заводной" — один из результатов развития интриг это надежда. Новая технология, что позволит выйти человечеству из кризиса, новое настроение общества, несогласие людей медленно умирать.

В "Эпохе выживания" поступок девочки, пустившей по ветру исправленные семена — балансирует между нравственным жестом и реальной надеждой.

То ли биохакеры "цитадели" накатят пару обновлений, и эти семена тоже не смогут прорасти, то ли "верхние" уже разучились так виртуозно работать с генетикой, и теперь всё изменится.

Эта неопределенность гармонирует с размытыми красками и блеклостью жизни, которая показана в фильме.

Любителям биопанка и постапока — однозначно рекомендую к просмотру. Но!

Для артхауса — фильм очень хороший, высший сорт, а для обычного кино — твердый середняк.

Неторопливость, вот суть действия в этом фильме. Зритель может заскучать...





950
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 апреля 2023 г. 16:40
Большое спасибо! Очень заинтересовали. На трекерах, сколько помню, был низкий рейтинг и ворох туповато-гневных комментов, поэтому пропустил. Похоже, зря. Будем посмотреть!:-)


Ссылка на сообщение9 апреля 2023 г. 19:39
Я не могу сказать, что смотрел с открытым ртом, но это правда вполне приличная фантастика.
Уже то, что досмотрел с интересом, в наши времена сродни причислению к классике)))


Ссылка на сообщение10 апреля 2023 г. 10:22
Фильм стоит посмотреть. Звезды не хватает, но достаточно интересно


Ссылка на сообщение10 апреля 2023 г. 10:26
Присоединюсь к коллеге vfvfhm — спасибо, заинтересовали!
Надо предложить супруге для совместного просмотра.


⇑ Наверх