Новости питерских фантастов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Леонид Смирнов» > Новости питерских фантастов (часть тринадцатая)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Новости питерских фантастов (часть тринадцатая)

Статья написана 14 апреля 2023 г. 23:54

СЕКЦИЯ ФАНТАСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

20 марта 2023 года в Петербургском доме писателя состоялось совместное заседание Секции фантастики и литературной сказки и Секции научно-популярной документальной и публицистической литературы. Его тема – творческий вечер Леонида Смирнова в связи с завершением «юбилейного проекта №1».

Традиционная «пятиминутка хвастовства» на сей раз оказалась очень короткой. Светлана Васильева принесла на заседание авторские экземпляры недавно изданного альманаха фантастики «Полдень; выпуск 31» и авторской книги «Житейские истории» — отлично иллюстрированного художником Юрием Зверлиным сборника юмористических миниатюр (https://fantlab.ru/work1637793). В результате поделиться радостью смог и я сам, так как в этом альманахе был опубликован мой последний фантастический рассказ «Время полета». И на сегодняшний день у меня не осталось неизданных рассказов – в отличие от произведений крупной формы.

2 – Тимур Максютов, Леонид Смирнов и Светлана Васильева


По ходу творческого вечера я рассказал о том, что все намеченные на 2020 год юбилейные торжества по поводу моего шестидесятилетия сорвались из-за пандемии, и тем более ценно было осуществить «юбилейный проект» по изданию недописанных мною и недоизданных фантастических трилогий. Проект занял 4 года (с 2018 по 2022 годы) и включил 8 томиков. Причем, все издаваемые книги должны были выйти в твердых цветных обложках, снабжены качественными иллюстрациями, профессионально написанными предисловиями и послесловиями.

Первой в свет в 2019 году вышла трилогия «На руинах Галактики», написанная мною в начале двухтысячных годов. Тогдашний межавторский проект «Черный археолог» запустило издательство АСТ, но серия была закрыта уже после выхода в свет первых 6 томов. Издательские требования к теме повествования и фигуре главного героя оставляли авторам достаточно свободы для творчества. И каждый из четырех авторов-участников проекта смог нарисовать оригинальную картину жизни Млечного Пути в ХХХ веке и создать неповторимый образ черного археолога – отважного авантюриста, отъявленного женолюба, несгибаемого шутника, отличного профессионала и неутомимого труженика. Я успел написать вполне законченную трилогию, из которой были напечатаны лишь два первых тома («Зона поражения, или Золотой горшок» (https://fantlab.ru/work55409) и «Чужими руками, или След Моргенахта» (https://fantlab.ru/work55410)). Но именно в третьем романе («Земля, которой нет» (https://fantlab.ru/work1392464)) нашли логическое завершение авторские идеи, были «завязаны все ниточки» трилогии. Вдобавок я описал там удивительную планету Чипопо-Рао, где причудливым образом нарушаются законы мироздания, и этими чудесами мне было просто необходимо поделиться с читателем. Роман пролежал в столе долгих 16 лет, прежде чем его удалось издать небольшим тиражом.

Автором предисловия («Слово об авторе») и послесловия («Как возникают руины») к трилогии выступил Михаил Шавшин, прославившийся своими книгами о творчестве братьев Стругацких и Андрея Балабухи. Иллюстрировала тома известная писательница и художница Марианна Алферова.

Все тома трилогии снабжены подробными глоссариями, где автор объясняет множество терминов и космических названий, а каждую из 76 глав предваряют вместо обычных эпиграфов небольшие документы разного плана (отрывки из Путевого дневника, статьи из энциклопедий будущего, инопланетные легенды, шифровки космических шпионов и т.д.). В завершении первой части вечера «именинник» зачитал несколько таких текстов. Вот два из них.

“История полна удивительных парадоксов. По крайней мере, на первый взгляд. Порой насквозь прогнившее, казалось бы, государство выдерживает сатанинские удары и только крепнет после каждого из них. И вдруг — от малейшего ветерка — разваливается на мелкие кусочки. Тем, кто копошится в его обломках, пытаясь найти что-либо ценное, не понять, как подобная гниль могла пугать полмира и безнаказанно ломать судьбы миллионов людей. Но бывает и наоборот. Когда враги начинают пинать поверженного во прах, он вдруг встает на ноги и крепко дает сдачи. А потом выясняется, что неизлечимая хворь не смертельна и больной еще вполне может протянуть век-другой, пережив всех своих недругов”. (Из размышлений черного архивиста).

«Однообразие убивает красоту. Это печальная аксиома. Слишком быстро человек привыкает к прекрасному и удивительному и научается видеть его оборотную сторону. Десять сказочных пиков подряд — и вы возненавидите горы. Один за другим десять одинаково восхитительных пляжей — и вам надолго расхочется загорать и купаться. Десять ослепительных красавиц кряду — и вы решите стать отшельником.

Вот мой совет: получше тасуйте карты и старайтесь не повторяться ни в чем. Иначе самая светлая ваша мечта умрет, оставив после себя лишь неистребимую горечь и стариковское брюзжание...» (Из Путевого дневника).


3 – Тимур Максютов и Леонид Смирнов (за чтением «документов»)


Затем я рассказал об издании трилогии «Империя.RU» — звездной оперы, чье время действия – XXV век. Она начала издаваться 13 лет назад в Ленинградском издательстве, но для меня все закончилось уже на первом томе («Офицерский мятеж» (https://fantlab.ru/work307623)). Второй том («Железный дровосек» (https://fantlab.ru/work1419741)) пришлось положить в стол, а третий том так и не был написан. И вот теперь пришло время довести дело до конца. В 2020 году я написал завершающий роман трилогии – «Отражение» (https://fantlab.ru/work1419742), подобрал цветные фотографии туманностей Млечного Пути для форзацев, М.Алферова нарисовала обложки и внутренние иллюстрации, а М.Шавшин написал послесловие – «Война как философия» (https://fantlab.ru/user205816/blogpage2). И вот в 2020-2021 годах вышло в свет масштабное описание трех галактических войн (гражданской, с цивилизацией хаарцев и с так называемой Тенью), где я, разумеется, говорил не только и не столько о космических крейсерах и лазерных пушках, но в первую очередь, о неизбывных проблемах России и всего человечества. Тираж трилогии был прежним – 120 экз., как и издательство – петербургская Группа компаний «Аураинфо @ Группа МИД».

Завершил вечер я рассказом о трилогии «Последний и-чу». Ее история началась еще в далеком 1999 году, когда я приступил к написанию романа «Умереть и воскреснуть» (https://fantlab.ru/work185186). В нем я описывал альтернативную историю России ХХ века – Сибирской республики, возникшей в мире, где люди живут бок о бок с разнообразными и смертельно опасными чудовищами, и могучая гильдия и-чу пытается защитить человечество от этих бесчисленных врагов. В дальнейшем роман выдержал два издания в издательстве «Азбука-классика». А вот второй том («Воскреснут только живые» (https://fantlab.ru/work1580273)) выйти в свет не успел, как я ни спешил. Серия «Правила боя» была закрыта. Несмотря на все мои усилия, понадобилось целых 16 лет, чтобы это драматическое повествование об истребительной континентальной войне и ее последствиях нашло своего читателя. Одновременно встал вопрос о написании давным-давно запланированного третьего тома, где были бы описаны зрелые годы главного героя Игоря Пришвина, однако за прошедшее время большинство старых идей выветрилось, а творческий запал ослаб. В 2021 году у меня хватило духа лишь на небольшую пятую хронику («Азарт стаи»), которую я объединил с ударной четвертой хроникой («Улыбка горгоны»), законченной в 2006 году, сформировав в результате полноценный второй том. Так трилогия превратилась в законченную дилогию.

На сей раз иллюстратором двухтомника была другая художница – Галина Маас из Инты. Первый том я усилил предисловием Андрея Балабухи «Обретение потерь, или Время линьки» к изданию 2003 года, второй – послесловием Михаила Шавшина «Шалый отблеск реальности». В приложении очутились три литературные рецензии на первый роман дилогии (Ю.Гаврюченкова, Д.Мартина и В.Ларионова). Дилогия вышла в свет в 2021-2022 годах, завершив «юбилейный проект №1».

Для ударного окончания своего рассказа я прочитал небольшую сцену из романа «Воскреснут только живые», в которой весьма эмоционально описана операция по выманиванию на широкие степные просторы безжалостных чудовищ из Васюганской Орды.

4 – Тимур Максютов и Леонид Смирнов


На финише заседания секции я поделился со своими слушателями творческими планами. В ближайшие годы ваш покорный слуга обещал заниматься тремя проектами:

1) выпуском в свет оставшихся неизданными книг в рамках «юбилейного проекта №2», приуроченного к моему предстоящему 65-летию;

2) четвертым этапом Библиографии отечественной фантастики, на котором должно быть подготовлено второе (исправленное, дополненное и переработанное) издание первых трех томов, которые были изданы в 2006-2009 годах и уже успели существенно устареть;

3) новым (четвертым по счету) романом из цикла «На руинах Галактики», который пишется спустя долгие 20 лет после третьего тома. Трилогия таким образом должна превратиться в тетралогию.



ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ БАЛАБУХИ

22 марта 2023 года в том же самом доме писателя прошло шестое в сезоне заседание Литературной студии имени Андрея Балабухи. Его тема — очередной вечер короткого рассказа.

Во время традиционной "пятиминутки хвастовства" Владислав Трушников сообщил о выходе в свет перевода фантастического романа Джона Браннера «Победить хаос» (в составе одноименного коллективного сборника, подготовленного издательством «Северо-Запад» (Санкт-Петербург; 2022 год)).

6 – Валерий Трушников; 7 – Сборник «Победить хаос»


Затем студийцы начали зачитывать свои тексты. Первым выступил Валерий Шлыков с рассказом «Некто» из цикла «Евангелие от сумасшедшего». Автор описал жизнь сверхчувствительного существа, постоянно испытывающего чудовищные муки. Ведь он ощущает все страдания и горести окружающего мира. Этот страдалец пытается спастись от мучений, время от времени создавая новые субличности, которые в глубине его личности создают целые собственные миры. Подытоживая обсуждение рассказа, я высказал мысль, что нам был представлен, в сущности, не рассказ в традиционном понимании, а некая психологическая зарисовка с претензией на философичность.

8 – Валерий Шлыков


Затем неутомимый Вадим Кузнецов зачитал рассказ «Подвиг разведчика» — очередную историю о Штирлице и Мюллере, где в центре сюжета оказались убийственные русские грибы, которые, как выяснилось, и погубили Третий Рейх. (Наверное, все помнят высказывание: что русскому хорошо, то немцу – смерть.) Этот юмористический рассказ по своей сути больше напоминает анекдот, но тогда он должен быть существенно короче.

9 – Вадим Кузнецов


Григорий Лебедев ознакомил студию с зарисовкой «Сеть», где довольно нудно описал непонятную транспортную сеть, которая является частью некой огромной Системы. Герой рассказа Эрий – рядовой винтик этой самой Системы. Как выяснилось в финале зарисовки, речь шла о кровеносной системе, где Эрий выполнял роль эритроцита. На мой взгляд, рассказ был написан очень сухо, тяжеловесно и лишен какой-либо динамики. Если автор претендовал на написание рассказа-загадки с ударным финалом, то, как мне кажется, этот замысел реализовать не удалось.

10 – Григорий Лебедев


И наконец, Константин Гуляев порадовал нас небольшим рассказом «Няня Маша» — о нанятой родителями супер-воспитательнице, которая не только занималась непослушными детьми, но в конечном итоге «построила» всю семью. Недостатки рассказа (в первую очередь, его недописанность), как мне кажется, вполне искупаются его краткостью и бодростью стиля.

11 – Константин Гуляев


Материал иллюстрирован снимками автора и Татьяны Берцевой.





700
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх