Читаем современные


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алексей121» > Читаем современные англоязычные научно-фантастические журналы: «Clarkesworld». выпуск 204, сентябрь 2023
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Читаем современные англоязычные научно-фантастические журналы: «Clarkesworld». выпуск 204, сентябрь 2023

Статья написана 26 сентября 2023 г. 16:39

В последнее время по своей админской деятельности я всё чаще занимаюсь учётом современной научно-фантастической периодики. Естественно, это породило во мне закономерный интерес: что же сейчас издают в научно-фантастических журналах и насколько хороши современные англоязычные фантасты. А так как часть журналов можно вполне легально и полностью бесплатно прочесть на их официальных сайтах, я решил не пренебрегать такой возможностью.

Двести четвертый выпуск известного научно-фантастического журнала «Clarkesworld» состоит из одной повести, шести рассказов, научно-популярной статьи и пары интервью. А завершает его колонка Нила Кларка, постоянного редактора журнала. Итоговый объем бумажной версии, согласно сайту Amazon — 146 страниц. Электронная доступна на сайте журнала с первого дня продаж.

Давайте посмотрим, что журнал может предложить читателю. Чтобы представление о рассказах было более полным я постарался дать расширенные синопсисы, но, тем не менее, заранее извиняюсь за возможные спойлеры.




1. Рассказ Ннеди Окорафор «Stones»

История контакта населения космической станции с неорганической формой жизни, странствующей по космосу, рассказанная от лица этой самой формы.

Чем-то напоминает «Бинти» от того же автора: человеки показали себя с ожидаемой стороны и были поголовно выпилены, кроме одной дамочки (африканки, потомка фермеров, которую как-то занесло на станцию у орбиты Сатурна), которая нашла с чужим общий язык и помогла ему отправиться в странствие дальше.

Ничего особенного, на самом деле. Простая, прямолинейная история, написанная весьма простым языком. Концовка оставляет впечатление светлой грусти.

Но мне кажется, более-менее толковый автор может таких историй за неделю пяток выдавать. С учётом, что суббота и воскресенье у него выходными будут.

Оценка: 6/10.




2. Рассказ Д. А. Сяолин Спайрс «The Queen of Calligraphic Susurrations»

Д. А. Сяолин Спайрс — американская писательница азиатского происхождения, совершенно не известная русскоязычному читателю. Переводов нет, да и оценок с отзывами на сайте не найдешь. Тем не менее, публикуется в периодике она с завидным постоянством, пусть и премиями пока обделена: высший успех — прохождение в шорт-лист читательского голосования журнала «Аналог» в номинации «Лучшее стихотворение» смотрится не очень внушительно.

Особенно любит эту даму Нил Кларк: каждый год он публикует по нескольку её рассказов. И такое чувство, что в этот раз она решила ответить ему взаимностью и написала рассказ на актуальную для журнала тематику.

Главная героиня — пчеловод, решает написать эпическое фэнтези про пчелиные войны, а так как своего скилла ей не хватает, прибегает к помощи ИИ. Полученный рассказ отправляет в журнал и получает закономерный отказ, мол «рассказ хороший, но наши алгоритмы обнаружили, что ты нейронку подрубала». И все это в декорациях недалёкого будущего, с дополненной реальностью и прочими примочками, но все это, естественно, не более чем декорации. Напомню, именно журнал «Clarkesworld» закрывал прием текстов из-за того, что его завалили сотнями работ, сгенерированных Chat-GPT.

Написано не плохо, но я бы лучше эпическое фэнтези про пчел почитал, чем это вот всё. Но, думаю, Кларку было приятно.

Оценка: 6/10.




3. Рассказ Ники Мёрфи «A Guide to Matchmaking on Station 9»

Ника Мёрфи — начинающая писательница еврейского происхождения, которая родилась в Украине и переехала в США в возрасте семи лет. Судя по авторскому сайту, это её третий опубликованный рассказ.

Писательница экспериментирует с формой: рассказ написан от второго лица, при этом рассказчик, который обращается к герою на «ты» даёт ему советы и комментирует его действия.

Вот только за исключением формы — это какой-то мрак. Грустная и не вкусная бытовуха в декорациях космических станций с кучей еврейских словечек и тухленькой любовной линией.

Оценка: 4/10.




4. Повесть Арула Ратнакар «Axiom of Dreams»

Крупная повесть, по объему сравнимая со всеми остальными опубликованными в журнале рассказами вместе взятыми. И чертовски интересная, надо сказать. Арула Ратнакар — ученая-нейробиолог, которая пишет по-настоящему твёрдую научную фантастику, основываясь на своей научной специальности и читателя щадить не собирается. Абзацы в духе "Dissociative agents like ketamine or PCP decouple activity in various regions of cortex and thalamus while coupling together other regions in atypical ways. Then empathogens like MDMA acting on serotonin receptors, or serotonergic psychedelics like psilocybin are tricky for a dream chip because serotonin is very important for modulating the sleep-wake cycle, this on top of psilocybin’s synaptogenesis-inducing properties. See, you told us you have a goal of figuring out a mathematical construction of a chain of complementary, sufficiently expressive systems based on Gödel’s theorems" отправляли меня долгое путешествие по гуглу, чтобы разобраться, о чём там вообще речь. Сюжетных линий в романе две: одна про учёных, которые ставят весьма необычный опыт и параллельно изучают влияние приема депрессантов и психоделиков на мозговые чипы, которые всё активнее имплантируются для улучшения когнитивных функций. Вторая — практически фэнтези про необычный замкнутый мир, в котором явно всё совсем не то, чем кажется, а героев зовут "Аксиома" и "Лемма" соответственно. Естественно, постепенно две сюжетные линии сплетаются, образуя весьма необычную фантастическую картину мира со свежим взглядом на природу сознания. В общем, это первоклассная хард-НФ, которая, я уверен, разлетится по антологиям лучшего за год.

И да, формулы в рассказе есть, но вот схем мне не хватило. А, например, изображение того как визуализируется Множество Мандельброта, очень сильно бы облегчило восприятие текста.

Оценка: 9/10.




5. Рассказ Джуны «The People from the Dead Whale»

Автор, скрывающийся под сетевым псевдонимом Джуна — одна из самых заметных фигур в корейской фантастике: было опубликовано пять романов (из них на английский переведено два) и десяток сборников рассказов.

При этом автор предпочитает полную анонимность: не известно, ни настоящего имени, ни возраста, ни даже пола писателя. А те немногие фотографии, якобы принадлежащие автору, на самом деле принадлежат другой звезде корейской фантастики — Ким Бо-Янг. Похожая история была с Грегом Иганом за фото которого выдавали фотографии самых разных людей (от однофамильцев, до Грега Бира) и до сих пор отголоски этого можно найти в сети (привет, лайфлиб).

Русскоязычному читателю этот автор, конечно же, совершенно не известен: ни переводов, ни оценок нет. А меж тем пишет он вполне классическую фантастику в духе старых мастеров.

Рассказ «Люди с мертвого кита» рассказывает историю земных колонистов, которые живут на океанической планете на спинах гигантских водоплавающих существ, которых они по привычке называют китами.

Киты живут очень долго, но всё-таки иногда умирают и тогда невезучие поселенцы на самодельных плотах вынуждены отправиться искать новый дом. Но при этом они могут являться разносчиками болезней и мигрировав от одного кита к другому передают их вызывая эпидемию. А сами киты вполне разумны и, не смотря на малую подвижность и неспособность противостоять нашествию человека напрямую, не собираются терпеть инопланетных чумных блох.

Хорошая история, в меру увлекательная, с весьма необычным миром и неожиданными поворотами сюжета. Пусть концовка в рассказе и открытая, дающая возможность развития истории во что-то более крупное, впечатление это не портит.

Оценка: 8/10.




6. Рассказ Р. Л. Мезы «The Five Remembrances, According to STE-319»

Р. Л. Меза — начинающая американская писательница, автор одного романа и нескольких рассказов, которые публиковались в различных журналах и антологиях. Переводов на русский, вестимо, нет.

На своем сайте она говорит, что пишет хоррор и темную фантастику, но этот очень короткий рассказ получился оптимистичным: на берегу безымянной примитивной планеты ржавеет остов устаревшей боевой машины, бросить которую оказалось дешевле, чем утилизировать. Тем не менее некоторые системы ее действуют и постепенно она становится убежищем и защитником для племени беглецов от войны.

Добрая, лиричная история, оставляющая приятное послевкусие.

Оценка: 7/10.




7. Рассказ Р. Дж. Тейлор «Upgrade Day»

Р. Дж. Тейлор — ещё один совершенно не известный русскоязычному читателю автор, который публикует рассказы в периодике. Основные темы творчества — трансгуманизм и переход от биологического существования к небиологическому.

Итак, не столь отдаленное будущее. Люди во всю устанавливают себе кибернетические аугментации, а цифровое бессмертие достигается путем переноса сознания в роботизированное тело. Вот только эти механизированные тела требуют дорогостоящего обслуживания, без которого постепенно выходят из строя и отключаются. Именно за такой драмой автор и предлагает нам понаблюдать.

Рассказ слишком короткий, чтоб успеть привязаться к персонажам, мир показан отдельными мазками. Возможно это часть чего-то более крупного, авторской истории будущего — в таком виде рассказ имеет право на жизнь.

Оценка: 6/10.




8. Статья Юлии Новаковой «Beyond the Godzilla Trope: Radiation Biology»

Юлия Новакова — известная чешская писательница, которая публикуется как на родном языке, так и на английском. А ещё её перу принадлежит множество как научно-популярных так и фантастиковедческих статей. В частности, она постоянный автор колонки в журнале «Clarkesworld». В свежей статье она рассказывает о том, какое влияние, согласно современным исследованиям, радиация оказывает на организм и как это может помешать покорению космоса и, в частности, марсианской программе.

Ничего экстраординарного, но коротко, по делу и с ссылками на источники и научные работы для самостоятельного изучения. Для тех, кто не в теме и желает получить краткий экскурс — в самый раз.




9. Интервью с писательницей Ши Лян Хуанг, озаглавленное как «Violent Revolutions», в честь выхода ее нового романа «The Water Outlaws».

«The Water Outlaws»
Издательство: New York: Tor.com, 2023 год,
твёрдая обложка, 496 стр.
ISBN: 1-250-18042-2, 978-1-250-18042-1

Аннотация: Линь Чонг — опытный мастер по оружию, обучающий солдат императора владению мечом и дубинкой, боевым топором и копьем, пикой и арбалетом. В отличие от более смелых подруг, которые флиртуют, бросая вызов неравноправной иерархии и ценностям имперского общества, она верит в то, что нужно не высовываться и выполнять свою работу.

Пока могущественный человек, жаждущий мести, не разрушит эту тщательно выстроенную жизнь.

Опозоренная, с татуировками преступницы и в бегах от имперского маршала, который не остановится ни перед чем, чтобы увидеть ее мертвой, Линь Чонг укрылась среди бандитамов Ляншаня. Горные преступники на задворках общества, бандиты Ляншаня провозглашают веру в справедливость — для женщин, для угнетенных, для прогрессивных мыслителей, которых коррумпированная империя посадила бы в тюрьму или уничтожила. Все они убийцы, воры, контрабандисты и головорезы.

Порознь они любят, как демоны, и сражаются, как тигры. Вместе они могли бы разрушить империю.

В нём писательница поясняет, что ее роман — это социально-справедливый ретейлинг памятника китайской литературы, романа «Речные заводи». Подумать только, в оригинальном романе из 108 речных разбойников 105 были мужчинами! И ни одного трансгендера! Ну куда это годится, нельзя такое терпеть. Срочно переделать.

В общем, спасибо за интервью, буду обходить эту замечательную книжку по широкой дуге.




10. Интервью с британским редактором антологий Джаредом Шурином, озаглавленное как «Global Discovery», в честь выхода его монструозного сборника «The Big Book of Cyberpunk», в котором собраны более сотни произведений, представляющих жанр, со всего света.

«The Big Book of Cyberpunk»
антология
The Big Book of Cyberpunk
Издательство: London: Vintage, 2023 год,
твёрдая обложка, 1136 стр.
ISBN: 0-593-46723-X,‎ 978-0-593-46723-7

Аннотация: Почти сорок лет назад Уильям Гибсон написал "Нейроманта", роман, давший начало движению, которое изменит облик научной фантастики.

Известный редактор антологий Джаред Шурин собрал более ста историй из более чем двадцати пяти стран, которые как создают, так и ниспровергают классические киберпанковские тропы и эстетику — от сурового нуара ближайшего будущего до захватывающего экшена. Городские повстанцы подрывают монолитных корпоративных правителей. Дерзкие ограбления совершаются в глухих переулках и самых темных уголках онлайн-мира. Новые опасные технологии, кибернетические усовершенствования, коварный искусственный интеллект, корпоративные наемники, невероятное оружие и гениальные хакеры. Эти истории исследуют ближайшее время, экстраполируя самые провокационные тенденции на захватывающее и правдоподобное будущее.

Комментарий: Cyberpunk stories.

Это интервью читалось гораздо интереснее. Понравились слова автора, что покупая тематическую антологию, на котором стоит фамилия известного составителя, например Вандермеер, мы рассчитываем получить не столько сборник историй на определённую тему, сколько авторское видение этой темы.

Понравилось его рассуждение о том, что есть киберпанк и разделение жанра на две составляющих: эстетика киберпанка и проблематика киберпанка, которые очень часто существуют по отдельности, а потому споры "киберпанк это *вставить название* или нет не утихают очень долго".

Понравился подход Шурина к составлению антологий, раскрытие многих аспектов редакторской внутренней кухни, а так же то, что он принципиально отказался редактировать провокационные рассказы 80-х и 90-х годов, чтобы сделать их политкорректнее. Да что там, он даже тот самый наделавший шуму рассказ про боевой вертолёт в антологию включил. И это действительно по-киберпанковски, к чёрту политкорректность!

В результате, сразу после прочтения интервью я побежал заказывать антологию.




11. Редакторская статья Нила Кларка «A Farewell to Kindle Subscriptions», в которой он делится своими переживаниями по поводу закрытия одноименной подписочной программы от Амазона и предрекает падение доходов журнала в два раза. Да, англоязычную периодику ждут нелегкие времена и хотя программа заканчивается только в октябре, уже несколько журналов объявили о своём закрытии. В конце он просит поддержать журнал всеми возможными способами.

Эх, я бы с радостью, Нил. Может, зарегистрируешься на бусти?




Ну и пара заключительных слов. Как-то так вышло, что в этот раз номер получился преимущественно женским (а так бывает далеко не всегда, говорю как человек вбивший в базу практически все выпуски). Тем не менее, большинство рассказов в журнале тяготеют к классической фантастике, а "повестка" там и вовсе отсутствует как класс (ну не считать же таковой то, что Окорафор опять топит за афрофутуризм). Из провальных историй могу отметить разве что «A Guide to Matchmaking on Station 9» Ники Мёрфи, в котором форма полностью подавляет содержание. А вот «Axiom of Dreams» и «The People from the Dead Whale» — весьма сильные вещи, которые украсят любую антологию и вполне заслуживают перевода на русский язык. Общее впечатление — весьма и весьма положительное, с интересом жду октябрьского номера.





1039
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 сентября 2023 г. 17:38
А ещё я слышал, что «Clarkesworld» получал гранты от южнокорейского правительства для популяризации их фантастики за рубежом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2023 г. 18:17
Это было в 2019 году. Тогда почти в каждом номере корейские рассказы публиковались (и в конце писались примечания в стиле опубликовано при поддержке...).
Сейчас такой приписки нет, а корейцы публикуются не чаще китайцев, так что, по видимому, лавочку свернули:)
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2023 г. 18:46
Ещё лет 10-15 назад в сети почти никакой информации о корейской фантастики не было, они здорово поднялись.
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2023 г. 18:56
Ну, я думаю, что корейская фантастика только проходит этапы своего становления.
Например, я читал вот эту антологию
https://fantlab.ru/work17...
и это просто днище донное, так писать должно быть стыдно. Уровень 12-летних школьниц с фикбука. Однако ж «от авторов-лауреатов книжных премий».
Ну и плюс в Корее очень сильна традиция веб-романа, который везде плюс-минус одинаковый (вариации на тему уся с уходом в рпг).
А вот классическая фантастика — по видимому, зверь достаточно редкий.
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2023 г. 01:40
Печально слышать, у меня были виды на эту книжно-лавочную антологию. Читать всё равно буду, но теперь уже с целью исследования литературного дна.
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2023 г. 20:36
Ваше право, но держите в уме, что рассказы о корейских школьниках и для корейских школьников. При том, как будто, и написаны корейскими школьниками. К фантастике может относится разве что первый и он же самый ужасный. А дальше или магреализм или городские сказки. А самая сильная история, последняя, про магазинного воришку просто реализм.


Ссылка на сообщение26 сентября 2023 г. 21:12
«Люди с мертвого кита» — почитал бы, любопытный сеттинг. Спасибо за обзор журнала.
P/S — Ууу какой рассказ интересный — стал через гугл читать 8-):-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2023 г. 21:44
:beer:
Читайте «Axiom of Dreams», это вообще Иган в юбке, наверное, открытие года в НФ.
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2023 г. 14:17
Игана гуглом? Жестоко:)
 


Ссылка на сообщение27 сентября 2023 г. 20:33
Шутки шутками, а начинал учить я язык в том числе из-за Игана. И где-то на ноте даже валяется незаконченный перевод какой-то его повести (сломался примерно на трети).
Надо сказать, зубья мне тогда Иган знатно пообломал)) и Гугл никакой не мог помочь)
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2023 г. 22:04
Тоже поставил себе автора в напоминалку.


Ссылка на сообщение27 сентября 2023 г. 09:46
Очень интересно, спасибо! :beer:


⇑ Наверх