Кинофильм Светик 1989 о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > Кинофильм "Светик" (1989) о книжных спекулянтах
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кинофильм «Светик» (1989) о книжных спекулянтах

Статья написана 14 ноября 2023 г. 18:36

К/ф "Светик" (1989, реж. О.Бондарев) Ялтинская киностудия, 74 минуты, премьера 2 января 1989, то есть рассказывается о временах чуть раньше, о самом начале перехода к кооперативной деятельности. Почти никаких примет новой экономической политики в фильме нет, только раз мельком упоминается кооператив, где можно хорошо пообедать. Посмотреть фильм посоветовал Михаил isaev, интересующийся временем становления книгоиздания в РФ, и составившим интересный сайт по истории раннего "Северо-Запада" той эпохи жёлтой серии — https://szfan.ru/

Итак, кино.

Из Челябинска в Москву едет юная бойкая провинциалка по имени Светлана, в купе ей солидный папик Николай Степанович, заведующий книжным складом номер 3, под горячительные напитки и нехитрую снедь, объясняет как делать деньги на перепродаже книг, и вручает ей небольшой список востребованных народом книг — вздор конечно, такой список работает в моменте, вкусы меняются, мода проходит, в коротком списке могут быть лишь Пикуль-Дюма-Юлиан Семенов, о значении которых продавец и сам догадается через несколько недель работы.



До книжного магазина Светик работала у себя в городе в промтоварном магазине, заведующая которого "искусственно устраивала дефицит: прятала вещи под прилавком, а потом перепродавала с наценкой". Создать так дефицит невозможно, это агитационные фантазии советских лет из уст горе-лекторов, не разбирающихся в экономике.

Сюжетная канва фильма такова: в городе открывается музей Владимира Даля, а из библиотеки украли его словарь. Сотрудники отдела редкой книги Исторического музея, во главе с филологом Каратыгиным, воздушным человеком не от мира сего, с согласия милиции устраивают негласное дежурство на черном рынке — ждут, когда воры принесут с целью продажи на толкучке книги с синяками (библиотечными штампами).

Параллельно Светик, работая в букинистическом магазине на той же площади подле черного книжного рынка, организовывает банду по сбыту дефицитных книг, вовлекая в орбиту своего промысла коллегу-продавщицу и двух юношей-фарцовщиков, у одного из которых, по имени Бобрыка, имеется большая квартира в непосредственной близости от магазина и толкучки, и автомобиль марки "Жигули" — и то и другое невиданное благосостояние перешли ему во владение от рано погибших родителей. Квартира превращается в склад товаров, машина — в рабочий транспорт, Бобрыка — в личного водителя Светика, а Светик — в маклера, которая достает через вышеуказанного знакомого папика дефицитные книги, продает их, владеет бюджетом предприятия, и распределяет зарплату своим перекупам. На 21 минуте показана работа по закупке: заявившись на "оптовый склад номер 3", Светик встречается со своим папиком, он ей дает 5 пачек книг, по 20 книг в пачке, с каждой навар 5 рублей, после продажи ста экземпляров вне кассы магазина должна образоваться сумма в 500 рублей, из которой 250 пойдет именно Николаю Степановичу в карман. Средняя зарплата в СССР в 1988 году — 120 рублей. Пятеро спекулянтов реализуют сто экземпляров популярного неназванного детектива (скорее это сборник нескольких романов) за день.

Во время многодневного медленного рейда в ожиданнии сворованного словаря, спекулянты сближаются с тайно дежурящими филологами, юная филологиня (кажется Оксана) признается что мечтает доставать через спекулянтов редкие старые книги для изучения литературы, но неожиданно свалившиеся на нее нетрудовые доходы пугают ее, и она ретируется прочь, оставив хитрому Светику служебное удостоверение сотрудника фонда культуры, с помощью которого Светик будет обманывать доверчивых граждан и выманивать у них дореволюционные редкие книги, стоимостью уже не в десятки, а — сотни рублей.

(посещает храм с целью изучить что ценного прячется в сундуках)

За одной из таких дезидерата охотится руководитель этой самой группы засадных филологов — Карагатин. Ему давно хочется увидеть "Книгу печали и радости Пафнутия Белозерского". Раздобыв оную, Светик втирается в доверие к Карагатину, строя планы на беспрепятственный доступ к фонду редких книг, которым он заведует по работе. Маржа обещает быть грандиозной, можно будет купить кооперативную квартиру.

В отделении милиции милиционер разоткровенничался, говорит филологу (16м) что их типографии своровали 1000 экземпляров "Алисы в стране чудес" — несуны тащат всё подряд, выносят обложки, супера, потом дома брошюруют, и продают (такие полуфабричные книги действительно существовали, отличались они неряшливостью изготовления, потому что в домашних условиях например невозможно выполнить качественную обрезку бумажного блока мощностью в 300-400 страниц). Поэтому, говорит майор, и дефицит. Нет, не поэтому. Удаление 1 тысячи экземпляров из тиража в 100 тысяч — может ли вызвать дефицит? В первой половине 1970-х, когда писалась повесть Маканина, "Алиса.." выходила лишь раз, тиражом 100 тысяч экз. Пропажа со складов одного процента тиража не могла изменить торговый признак книги, сделать ее из общедоступной — дефицитной, потому что, если перенестись в реалии времен производства фильма, в конец 1980-х, то даже совокупный тираж в миллион не сделал ее общедоступной. В 1985-88 гг. в Союзе вышло пять изданий "Алисы", общим тиражом 900 тыс штук, кража 1 т.э. не могла сделать из книги дефицит, это как раз наоборот, работников типографии на кражу подтолкнула дефицитность этой книги.

На 39 минуте есть интересная примета времени — в обеденный перерыв кладовщик и два грузчика присаживаются испить водочки. На столе для конспирации холодный самовар, чашки, заварник. Собственно бутылка спрятана в имитационном футляре напоминающем внешне книжку Петрова-Водкина. Этакие отголоски антиалкогольной кампании тех лет.

Светик девушка юркая, хитрая, язык подвешен, врёт как дышит, втирается в доверие к кому угодно, легко меняет внешность и перекрашивает волосы, соблазнила милиционера и вовлекла его участвовать в хищении книг повышенного спроса с оптового склада своего Николая Степановича, причем милиционер таскал пачки с книгами в служебный УАЗик, на котором и перевёз их в логово спекулянтов, на квартиру Бобрыки. (Далее по ходу фильма он же предупреждает Светика об облавах на чёрном рынке, то есть коррумпирован с ней весьма плотно). Удивленный столь ловким ограблением Николай Степанович пытается истребовать свою долю от спекулятивной продажи детективов, но Светик кидает его, говорит что вернёт лишь сумму по государственной цене, по номиналу — чтобы папик мог просто покрыть недостачу, без личного навара в карман. Так наглая ученица обманывает своего криминального учителя, и тому ничего не остается как идти в милицию — недостачу-то покрывать надо, даже по номиналу это весьма существенная сумма. На 55-й минуте обиженный папик приходит к вышестоящему майору, рисует картину что Светик по липовой накладной вывезла со склада товаров на три тысяч рублей (похоже он решил списать на недостачу раз в тридцать больше, чем было своровано реально), и что с ней заодно действовал ... сотрудник милиции. Банду спекулянтов накрывают и арестовывают, но Светик ускользает из сетей и обходит засады, ибо она уже переехала жить на квартиру к разведенному вышеуказанному филологу.

И тут как положено в агитках жанра "искореним неприглядную изнанку жизни строителей социализма", юная Светик, после прочтения книги о последних минутах жизни Пушкина, разочаровывается в спекуляции и на 65-й минуте киноленты ею овладевает страстное желание отдаться .. нет, не филологу Каратыгину в исполнении блестящего Виталия Соломина, но — сдаться с повинной в милицию. Она раздет долги, улаживает дела, идет с обреченным, но гордым видом в милицию.

На финальных титрах Светик смеется вместе со своим старым знакомым милиционером, с которым ранее обворовывала оптовый склад, и что-то подсказывает что всё нее будет хорошо — на этот раз уже с третьим папиком.

Фильм снят по мотивам повести Владимира Маканина "Старые книги" (1976).

Упоминаемая книга, которую ищет филолог Каратыгин, конечно же заинтересовала меня, нет ли ее в природе. Может и есть, нашёл только совсем посторонние предметы на замену, никак не относящиеся к его поиску, ибо они более современные:

книга 1

Л. Мануйлова "Печали и радости моей жизни. Записки" — М. Госиздат. 1922, 160 стр. (мемуары о деятельности РСДРП в Керчи).

книга 2

"Печали и радости" — первый сборник рассказов Валентина Бурлина — Киев, Радянський письменник, 1960, 120 стр.

книга 3

"Двенадцать поэтов эпохи Сун. Печали и радости", из серии "Мир поэзии" — М. Летопись 2000г. 495 стр.

книга 4

Василий Ракша "Песни радости, песни печали" (роман) — М., Манн, Иванов и Фербер, 2023 г.





1231
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 18:51
Погружение во времена перестройки, да, занятно тогда мы все жили. Такого уж точно больше не будет. А шедевры, в т.ч. и кино, они создавались и тогда, пусть не этот фильм, на излёте, но были. Эпохи не мешают создавать шедевры, как в кино так и в книгах. Всё меняется, а взаимоотношения людей остаются прежними на века, обёртка только меняется.
Спасибо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 19:35
Этот вообще забытый фильм, непонятен даже год его выхода — то ли январь 1989, то ли 1990 (в фильме мелькает настенный календарь на 1990 год, и талон техосмотра на стекле машины «90». Хотя кажется талоны указывали на окончание срока действия, а не год выдачи).
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 19:47
По актёрам я немного припоминаю этот фильм. Актёры хорошие, но идея режиссёрская слабая, да и в те времена людям хотелось перемен, а не советской агитации... поэтому ушёл в небытие. Не вовремя вышел, опоздал....в последний вагон уходящего времени
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2023 г. 17:56
Насчет книжек с «синяками». Помню советский фильм(к сожалению, не нашел , как он называется), когда два школьника решили к дню рождения подарить бабуле книжку ее стихов, которая была выпущена на заре Советской власти. Они нашли ее в библиотеке и хотят сделать вид, что потом потеряли ее. Но смотрят цену и видят дикую сумму , вроде как в миллионах. Дрожащими голосами спрашивают библиотекаря, сколько они должны будут заплатить, если книжку они потеряют? И та их успокаивает, что цена у книжки мизерная. А жаль: книжку они преподносят как подарок.
Вот так и поощрялось книжное воровство.
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2023 г. 18:43
Любопытно.
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2023 г. 18:46
Название не вспомните?

UPD:
Коллективный разум форума уже нашел.
«Телеграмма» 1971 год https://www.kinopoisk....


Момент с ценой на 14:50


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 18:56
Надо глянуть.


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 19:05
Точно надо смотреть. Тем более, такие актеры!
Спасибо, посмеяться это хорошо


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 19:06
Мне в связи с этим фильмом вспомнился другой, Рассказы (2012 г). Там одна из историй про писателя уже под 50, который встречает «мечту» лет под 20... и вроде всё круто вначале, любовь и секс... а потом выясняется что ему с ней не о чём говорить, она ничего не знает про историю страны, она не понимает причин и следствий... это чистый лист, бабочка-однодневка...хотя очень тянется к знаниям...) В итоге у него просто перестаёт вставать... ох какой фильм, это шедевр! Вот это рекомендую всем. Как тонко подмечена разница разновострастных людей, людей из разных эпох... Да и другие три истории этого фильма тоже стоит посмотреть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 19:45
И книжка выходила:



https://www.labirint.ru/books/365...


Героя этого жаль, он добровольно и что самое страшное — совершенно искренне — отказался от жизни.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 19:48
Интересно. Спасибо.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 19:50
Смотрел данный фильмец, там не так все однозначно на самом деле. Девчуля в лице актрисы Аксёновой может и не была академиком, но хотя бы книжни читала после разговора с престарелым любовником (в наше время уже большой плюс, это не на онлифанс прелестями торговать). А он как будто свои комплексы компенсировал, постоянно ища проблемы не в себе, а в девчушке, потому посыл можно и так понимать
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 20:24
Каждый видит то что хочет видеть :-D
И «престарелый» тут явно не уместное слово. Хотя если 20 то конечно за 50 — это все пенсионеры)
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 20:33
Дело не в возврате вообще, дело в том что главный герой первой новеллы — запуганный и зашуганный, закомплексованный человек в футляре, отказывающийся от молодости потому что ему страшно покинуть зону комфорта, сформированную наверное еще в его детском возрасте, эдакий маменькин сынок-переросток, ненаигравшийся в пистолетики инфантил. К нему приплыла свобода — но он ее не понимает, боится, и бежит прочь, высказывая вслух совершенно гомерические отговорки. Ему там лет 50+, но он не готов на самом деле к взрослой жизни даже на уровне молодежи 25-30 лет.
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 20:39
Об одном и том же ли мы ведем беседу? :-D
Я говорил про фильм Рассказы, и не про первую, а про четвертую новеллу «Возгорится пламя». А Вы про что?))
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 21:37
О, да, давно смотрел, 10 лет тому назад. Перечитал пересказы фильма — оказывается «О чём с тобой ..» — это четвертая часть, не первая. Вот о ней и говорю.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 04:38
Конечно хорошо когда фильм такой многогранный и каждый видит в нем что то своё)). Мне главный герой понравился, потому что есть люди с которыми мне говорить не о чём. Не в смысле я не хочу с ними говорить, а в смысле мы совершенно разные и точек соприкосновения у нас нет. Мы в разных мирах. И жти миры не перксекаются. И даже чувство влечения не может задержать человека надолго с другим. Просто стена. Её кстати понять можно, она всю жизнь крутилась с себе подобными дебилами, сильно не обременяющих себя мозгами, и тут...тяга к знаниям, ей стало интересно с человеком начитанным... необычно же. Надолго ли правда.
Как то так.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 08:26
Так нет же, дебил как раз главный герой! То что он показан с сочувствием не должно вводить в заблуждение, это сочувствие к убогому, ограниченному, жалкому ничтожеству, из классики ближайший пример — почтальон Карандышев, из пьесы «Бесприданница» Островского.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 14:06
Надо все-таки понимать собственную фрактальность — потенциальное вовлечение себя в ту же цепочку масштабирования личности с другой стороны, то есть существования, пусть и гипотетического, людей, которым не интересно говорить уже с нами.
Нас определяет не то что мы знаем, а понимание горизонта того, чего мы не знаем.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 16:54
:-D
Красиво послали :-D
У меня б так не получилось)
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 19:34
Ну, как-то раз я для себя определил, верно или не верно, что в моем уровне интелекта заслуга лично моя, а что родителей, окружения, города, общего уровня образования в стране. И что из этого произошло потому, что у меня была возможность по совокупности обстоятельств, а у других не было. С некоторым итоговым разочарованием и саморазоблачением.
«Легко быть святым, сидя на горе Тай-Шань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре». И всё прочее.
Так что мой комментарий всего лишь повышает оценочные ставки до бесконечности, и себя я тоже в него включаю.
Кроме того, каков бы ни был масштаб личности собеседника (или лектора) и каковы бы ни были первые впечатления, через какое-то время новые идеи у него исчерпываются, а оценки и суждения становятся привычными, затем банальными. Так что либо ты смиряешься и просто дружишь/любишь, в том числе примеряя на себя эту общую закономерность — либо разочарование/скука/презр ение.
Иногда и особые случаи — когда кого-то просто перерастаешь.
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 20:03
Когда живёшь с человеком вместе , то и не видишь что он потолстел, а встретился с друзьями — ба! Как ты потолстел за эти годы!
Стоит только отойти от человека, на несколько лет, и лектор снова удивит и восхитит...чем-то новым и нестандартным..пусть не так как в первый раз...
Есть движение. Мы не стоим на месте. Все движется.
А то совсем как то грустно в Ваших выводах)
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 21:22
Герой говорил: «О чём с тобой тр*хаться?»
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 21:34
Да, он. Инфантильный дурак без ума в голове.


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 19:24
Чудесно! ©


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 19:54
Про книгу печали и радости это, конечно, шутка. Есть два известных монастыря, Кирилло-Белозерский и Пафнутьево-Боровский. Основали их соответственно Кирилл Белозерский и Пафнутий Боровский.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2023 г. 20:01
Понятно.


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 14:18
По данной теме вспомнилась ещё одна маленькая брошюрка с повестью про книжных спекулянтов 80-х годов. Автор и название конечно же забылись напрочь( пришлось порыться в библиотеке! В итоге её реквизиты следующие: Цесарский И.Л. Опасный вирус. (Ташкент. Еш гвардия. 1990г.). Не шедевр конечно в плане сюжета или стиля))), но если кому будет интересно поностальгировать по «старым добрым временам книжного дефицита» — рекомендую!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 15:41
Любопытно, не видел. Аннотаций в интернете не нашел, можно узнать коротенько, про что там?
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2023 г. 18:02
Коротенько?! Сложная задача))) Читал её в том же 1990, сразу как купил. И конечно же практически не помню сюжета. Что-то детективно-приключенческое, в сатирическом стиле, и всё это на фоне советской книжно-дефицитной действительности 80-х годов. Плюс «двойная» мораль: с одной стороны — ну какие же гады эти книжные спекулянты, и с другой — ну посмотрите сами что они вытворяют!))) И далее довольно колоритные описания разных ситуаций, возникавших в то время при покупках-продажах-обменах книг на барахолках, в букинистах и пр. Как раз последней аналогией с вышеуказанным фильмом эта книжка и вспомнилась!
 


Ссылка на сообщение16 ноября 2023 г. 22:10
Спасибо, убедили, надо поискать, да.


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 14:28
Спасибо за ссылку. Так что воспринимаю тему в качестве алаверды, поэтому все читающие простите за длинный и отчасти оправдательный комментарий.

Сразу скажу, что я к этому фильму могу относится объективно только после предварительной подстройки, а по общему впечатлению (послевкусию) постоянно субъективно переоцениваю. Потому что эмоции у меня остались из первого просмотра из рубежа 90-х, а интерес переоткрылся уже более-менее недавно. Так что я по большей частью помню об его достоинствах и всё время забываю о его недостатках.

Но это все равно, что читать книжки и статьи Гакова 80-х об американской фантастике и кинофантастике: индоктринировано, кое-где ошибочно, зато есть очень интересные обобщения и своеобразный ракурс современника, смотрящего с хорошей обзорной дистанции через искажающую оптику с известными параметрами искажения.

С высоты дня сегодняшего и с художественной точки зрения фильм «Светик», конечно, не ахти, несколько простоват и прямоват. Я этот фильм смотрел два раза. Один раз в году 90-м, второй года три-четыре назад.
То, что я его в 11-12 лет запомнил как некое событие, потом даже довольно быстро нашел для пересмотра говорит, что в принципе он пришёлся к месту. К месту пришёлся скорее всего потому, что я последним краем застал книжный дефицит. 1989 года как раз год, когда я начал бродить по книжным в свободное от школы время. Домашняя библиотека от прошлых поколений была собрана в существенной её части, изданиями купленными родственниками в провинциальной части республик Северного Кавказа (ну то есть по сути в районных центрах) в том числе региональных издательств (весь Дюма у меня дома до сих пор Чечено-ингушского издательства), макулатурные книги, подписки, общество книголюбов и т.д.

Фильм сейчас не производит впечатление ни достоверного, ни цельного. И даже в определенных местах раздражает. Но есть редкая для нашего кинематографа книжная или букинистическая тема в моменте.
В общем случае это один из частых для советского кинематографа второй половины 80-х злободневных, а по сути эксплуатационных фильмов (в значении эксплуатации темы). Эксплуатационных тем две: книжный дефицит и «понаехавшая хабальная лимита». Соответственно, по всем законам кино-эксплуатации эти темы выгибают и выдувают проблематику в нужных режиссёру (и отчасти автору базового литературного произведения) направлениях и ракурсах. От этого страдает достоверность. А вот в некоторых местах постановщики попадают если не в жизнь, то в художественную правду, то есть в восприятие жизни и окружающей действительности в последние годы СССР.
Так что второй раз я смотрел этот фильм сугубо ради книжной темы. Её фильм передаёт, отчасти искажает, но по сравнению с представлением о мифологическом СССР текущего момента в блогах и комментариях, он, пожалуй, даже правдив.
Хотя про то, что он если не исчерпывает, то разносторонне раскрывает тему книжного дефицита, я, наверное, погорячился. Но других таких фильмов пока не знаю.

Ну и для общего контекста про ненавидимый многими перестроечный кинематограф, который в некоторой части иногда называют чернушным.
Я вот тут задумался пока писал комментарий, какой был кинематографический контекст у фильма. Даже написал целый список: десять просмотренных тогда и десять потом. Здесь уже не буду его приводить, но из просмотренных из той поры фильмов (и в момент выхода на экраны) почти безусловным шедевром (а также и тихим и забытым) могу назвать «Шура и Просвирняк» (в том числе как и почему он отличается от фильма одногодка и отчасти фильма-синонима «Холодное лето пятьдесят третьего», 1987).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 ноября 2023 г. 15:39
//А вот в некоторых местах постановщики попадают если не в жизнь, то в художественную правду, то есть в восприятие жизни и окружающей действительности в последние годы СССР.//

Да, согласен, в этом и прелесть массового кино — срез эпохи, буквально дух времени.


Ссылка на сообщение26 ноября 2023 г. 10:38
Газета «Кинонеделя Ленинграда» сообщает, что фильм вышел в прокат 22—28 сентября 1990 года.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2023 г. 10:54
О как. То есть вообще на 1,5 года позже чем на сайте Афишы написано

https://www.afisha.ru/movie/sveti...
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2023 г. 12:50
Вот начало проката, всего один кинотеатр

https://disk.yandex.ru/i/fXVh...

Вот максимум по кинотеатрам несколько недель спустя

https://disk.yandex.ru/i/Wsz3...
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2023 г. 13:08
Очень любопытно. Но почему тогда Кинопоиск, Афиша и т.п. — не пользуются этим, а берут какие-то другие даты, причем сильно разные. Ну реально, полтора года суровый разлёт. Тем более для тех лет с ускоренным темпом перемен реалий.
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2023 г. 13:12
цитата С.Соболев
Но почему тогда Кинопоиск, Афиша и т.п. — не пользуются этим, а берут какие-то другие даты, причем сильно разные.
В интернетах нет, а в библиотеку ходить... Ну кто сейчас ходит в библиотеки?!
 


Ссылка на сообщение26 ноября 2023 г. 13:17
Это да, уже заманивают концертами, дожили.


⇑ Наверх