(ПШЕХШТА – окончание)
Жажда чести
Содержали ли правила дуэлей в эпоху существования различных кодексов чести что-нибудь положительное? Кажется, да. Во-первых, бесчестными считались все виды поединков, которые уже по определению должны были заканчиваться трагически, например дуэли «по-итальянски», где противники сражались на близком расстоянии на ножах или кинжалах, зачастую связывая вторую, пустую руку со свободной рукой противника шелковым шарфом, что делало невозможным уклонение и предопределяло нанесение глубоких, смертельных ран. Также были отвергнуты различные версии «американской» дуэли, в которой судьба дуэлянтов отдавалась на волю случая (например, в результате жеребьевки один из них получал незаряженный пистолет или наказ совершить самоубийство). В результате дуэли были сведены к поединку на шпагах или саблях и перестрелке из ненарезного и потому не очень точного оружия). Участвующие в дуэлях секунданты обязаны были обеспечить соблюдение правил дуэли, дезинфекцию холодного оружия, соблюдение должной дистанции во время пистолетных дуэлей, перевязку живота или шеи дуэлянтам, что значительно снижало количество дуэлей со смертельным исходом. Интересны были определения относительно того, кого следует считать человеком чести: большинство кодексов решительно исключали из этой группы людей, которые проявили трусость в поединке или на поле боя, дезертиров. доносчиков, клеветников, ростовщиков, шулеров и мошенников, людей, присвоивших не положенные им звания и ордена, пасквилянтов и журналистов бульварных журналов… Не пользовались уважением и люди, оскорблявшие гостей в собственных апартаментах, алкоголики, прилюдно уничижавшие собственное достоинство, мужчины, не защищавшие доверенных их опеке женщин, и те, кто постоянно контактировал с непорядочными людьми. Глядя на нынешнюю действительность, невозможно отделаться от печального впечатления, что большое количество современных общественных деятелей были бы немедленно лишены звания «человек чести» по любому из довоенных кодексов.
О вреде дуэлей написаны целые тома, так что подобные соображения можно счесть банальными. Поэтому, не защищая собственно идеи, стоит, может быть, подумать о пользе соблюдения правил дуэлей? Разве, читая в Интернете откровения различных виртуальных крутых парней, мы не пресыщаемся бесконечными сплетнями, хамством, агрессивным невежеством и псевдоинтеллектуальной тарабарщиной? Может, было бы лучше, если бы такие спорщики обсуждали свои споры конфиденциально, на расстоянии, гораздо меньшем, чем нескольких сотен километров по кабельной линии? Надо полагать, дуэли способствовали бы росту культуры в Интернете. А в политике? Кому не надоели слухи о дедушке Туска, собаке Дорна, филиппинских вирусах или осеменителях из Самообороны? Не приятнее ли было бы прочитать, что «сегодня утром депутат X обменяется выстрелами с министром Y»? Действительно ли показалась бы неприемлемой практика, заключающаяся в том, что каждого не сдержавшего свое слово или солгавшего оппозиционера считали «не способным защитить свою честь» человеком и затем подвергали остракизму. Разве найдется тот, кто не хотел бы иметь возможность вызвать политика на дуэль за оскорбительное по его, избирателя, мнению. За скандал, коррупционную или сексуальную аферу? Разве не более изящным было бы скрестить клинки вместо того, чтобы обливать в Сейме друг друга грязью? Правда, в этом случае большинство активных политиков в мгновение ока расстались бы с этим миром вследствие хронического отравления свинцом или избытка стали в организме, но в нашей стране никогда не было недостатка в людях, желающих управлять страной… Наконец-то во всех партиях произошла бы радикальная смена поколений и исчезли бы скомпрометированные люди. Без вытаскивания папок с компроматом, без шумихи в СМИ, без использования IPN. Ушли бы смело, мужественно и навсегда....
К сожалению, мы живем в современном государстве, которое считает дуэли безнадежно устаревшим пережитком. Остается только мечтать о тех временах, когда честь джентльмена была высшей ценностью и защищали ее шпагой, а не поношением и оскорблением.
Дуэли, да. Люди друг друга (враг врага?) насмерть убивают. Но ведь романтика… Ага, романтика. Защита чести, блин.
Ритуал убийства. И как всякий ритуал требует ритуальных инструментов. И ведь очень красивых – чего не отнимешь… Произведения искусства… Да-с...