566 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 566. Иллюстрированный Чуковский: Муха-Цокотуха (Худ. О.Зотов, худ. Е.Савин, худ. К.Овчинников и Е.Тилес, худ. В.Карасев, худ. Г.Вальк, худ. Л.Юкина)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

566. Иллюстрированный Чуковский: Муха-Цокотуха (Худ. О.Зотов, худ. Е.Савин, худ. К.Овчинников и Е.Тилес, худ. В.Карасев, худ. Г.Вальк, худ. Л.Юкина)

Статья написана 4 мая 11:54

Продолжаю обзор иллюстраций к "Мухе-цокотухе". Сегодня — несколько отдельных книжек столичных издательств позднесоветской эпохи (1970-е — 1980-е гг.) плюс несколько картинок из журналов.

Застойная Муха

Книжки такие:

1) "Муха-Цокотуха" (М.: Малыш, 1976). Иллюстрации — выдающегося художника О.Зотова.

Худ. О.Зотов (1976)
Худ. О.Зотов (1976)


2) "Муха-Цокотуха" (М.: Детская литература, 1977), серия "Мои первые книжки" (малый формат). Иллюстрации — замечательного художника Е.Савина. Запоминающихся книжек у Е.Савина много, а сведения о биографии автора в Интернете отсутствуют.

Худ. Е.Савин (1978)
Худ. Е.Савин (1978)



3) "Муха-Цокотуха" (Л.: Лениздат, 1984), Иллюстрации — К.Овчинникова и Е.Тилеса. Книжка-раскраска: обложка цветная, внутренние иллюстрации — контурные чёрно-белые.

Худ. К.Овчинников и Е.Тилес (1984)
Худ. К.Овчинников и Е.Тилес (1984)

К.Овчинников — очень известный художник, но непонятно, каков его вклад в иллюстрирование этой книги. Художник Е.Тилес представлен на Фантлабе одной книгой. И судя по имеющимся фотографиям, по большей части нашу сегодняшнюю "Муху-Цокотуху" иллюстрировал именно Тилес. Определенное сходство с приёмами Овчинникова есть, рискну предположить, что Тилес был его учеником, а Овчинников выступил как художественный руководитель/редактор (помещение учителя в число соавторов в знак благодарности — нередкий случай, хотя репутации учителя это часто вредит).


Муха

Зотов работал в милой традиции советской детской иллюстрации. Его Муха — крылатое шестиногое насекомое (две руки, четыре ноги), но с человеческим лицом. Минимумом человеческой одежды (платочек, сапожки). Муха симпатичная, по статусу — простая деревенская муха.

Худ. О.Зотов (1976)
Худ. О.Зотов (1976)


А вот две другие книжки демонстрировали гламурное направление в советской иллюстрации. Большая разница в мастерстве: у Савина — отточенный плакатно-афишный стиль (сейчас такие вещи в иллюстрации делают талантливые дизайнеры), у Тилеса — простоватые лупоглазые персонажи с вечной улыбочкой (сейчас это поле освоено низкосортной книжной продукцией).

Худ. Е.Савин (1978)
Худ. Е.Савин (1978)
Худ. Е.Тилес (1984)
Худ. Е.Тилес (1984)

Общее у обоих художников в подаче образов (в этом отличие от Зотова): Муха плотно и пышно декорирована в человеческие одежды, но голова у неё — мушиная. Различия: Савин смело оставляет насекомым только четыре конечности, как у людей, а у Тилеса лапок у насекомых — шесть, как положено (из них ног — две, а на верхние конечности выделено четыре).


Гости

Гости — насекомые; их образы, понятно, поданы в той же концепции, что и образ Мухи. У Зотова — хорошо опознаваемые виды с человечьими лицами: забавные блошки, сельская бабушка-пчела, галантный жук, бабочка-красавица (со спины).

Худ. О.Зотов (1976)
Худ. О.Зотов (1976)


У Савина гламурная Муха-аристократка хорошо оттеняется почерневшей от работы пчелой-лапотницей (крепостная, наверное, оброк принесла).

Худ. Е.Савин (1978)
Худ. Е.Савин (1978)


У Тилеса — глуповатая разодетая массовка.

Худ. Е.Тилес (1984)
Худ. Е.Тилес (1984)


Паучок-старичок

А вот и злодей! У Зотова — потешная паучья морда. Этот художник детишек не запугивает.

Худ. О.Зотов (1976)
Худ. О.Зотов (1976)


А вот у гламурного Савина паук — жуткий. Гламурное зло — очень страшное.

Худ. Е.Савин (1978)
Худ. Е.Савин (1978)

У паука от Тилеса — занятная одёжа: штаны с модными зарплатами, а крест на спине образован подтяжками. В 1984-м советском году противный паук — это козлобородый постаревший хиппи, всё такой же неприкаянный тунеядец.

Худ. Е.Тилес  (1984)
Худ. Е.Тилес (1984)



Маленький комарик

Волнующий миг: кем-то сейчас явится комарик с саблей. Сабля, конечно, предполагает кавалериста. Поскольку комар — существо субтильное, то ожидается лёгкая кавалерия, из которых гусары самые известные (по Денису Давыдову, так и вообще эскадрон гусар — летучий).

У Зотова вроде бы комарик гусаром предстал (золотые шнуры по красному ментику), но обязательного кивера нет, сапожищи с огромными шпорами слишком большие, а по очень длинным усам — скорее будёновец, чем гусар. Помнит художник самого первого комара в будёновке!

Худ. О.Зотов (1976)
Худ. О.Зотов (1976)


У Савина без неожиданностей: только гламур, только улан. Уланы тоже из лёгкой кавалерии, но как-то поприличнее гусаров (пьют поменьше). Улан, конечно мог и на чужую жену (тамбовскую казначейшу) в карты сыграть, но вполне мог и сам жениться (на Ольге Лариной, например).

Худ. Е.Савин (1978)
Худ. Е.Савин (1978)


Ах, художник Тилес, без него мы бы и не увидели никогда такого боевого хиппи в шапочке и со шпорами на резиновых сапогах.

Худ. Е.Тилес (1984)
Худ. Е.Тилес (1984)

Пляски

В меру насмешливые танцы у Зотова (ох, всё-таки крупная Муха досталась Комарику).

Худ. О.Зотов (1976)
Худ. О.Зотов (1976)


Танцы и топотушки у остальных художников поданы в гламурно-добродушной манере (гламур каждый из них понимает по своему).

Худ. Е.Савин (1978)
Худ. Е.Савин (1978)
Худ. Е.Тилес (1984)
Худ. Е.Тилес (1984)


P.S.

Отдельные картинки советской эпохи. Очень смешно у великого Г.Валька: простонародная Муха, в которую влюбляется Комар-супермен в жабо и маске (видимо, это супермен Зорро, который только и был известен советским кинозрителям).

Худ. Г.Вальк (?)
Худ. Г.Вальк (?)


Весёлая разноцветная суматоха художника В.Карасёва в "Колобке" (1976. № 12).

"Колобок".1976-12 (худ. В.Карасёв)
"Колобок".1976-12 (худ. В.Карасёв)


Свой вариант гламура от художницы Л.Юкиной в "Весёлых картинках" (1985. № 10).

"Весёлые картинки".1985-10 (худ. Л.Юкина)
"Весёлые картинки".1985-10 (худ. Л.Юкина)


Иллюстрация из "Весёлых картинок". Год неизвестен, художника не удалось разобрать.

"Весёлые картинки". ? (худ. ?)
"Весёлые картинки". ? (худ. ?)

Когда я попытался найти источник последней картинки через "Гугл-объектив", была — по признаку сходства — выдана масса современных психоделических поделок/аксессуаров. Прогрессивные художники работали в "Весёлых картинках", только сейчас продукция ширпотреба доросла до их художественных идей.





318
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 мая 12:10
цитата
А вот и злодей! У Зотова — потешная паучья морда. Этот художник детишек не запугивает.

Нифига себе не запугивает. Нарисовал натурального паука с маленькой человечьей головой. По моему жуть конкретнаяo_O
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 мая 12:10
Паучишки же хорошие!
 


Ссылка на сообщение4 мая 12:13
в принципе, да, НО. Если я увижу, что мне на руку села муха, мне по барабану в принципе. Но вот если на руке окажется такой паук с крестом на спине, мне честно говоря станет противно.8-]
 


Ссылка на сообщение4 мая 12:52
Ну вот и ответ: почему Чуковскому удалось сделать Комара с мухой положительными героями:-). Я-то сам в лесу часто бываю, с паучками подружился.


Ссылка на сообщение4 мая 16:44
Да, помню, савинский паук в детстве меня напугал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 мая 16:49
8-)


Ссылка на сообщение5 мая 11:26
Савин прекрасен в своем изяществе! Этот вписанный самовар!
А Тилес сейчас воспринимается своего рода дзен-картинками для умиротворяющего раскрашивания :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 мая 12:28
:cool!:


Ссылка на сообщение5 мая 14:59
На последней картинке подпись « Рисунки <> . Зотова» (!!!)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 мая 16:25
Я тоже так разобрал (чтение «Зотов» всё же предположительное), но инициал явно не «О». Других Зотовых не знаю. Сомнения остаются.
 


Ссылка на сообщение5 мая 22:17
«Наш» Зотов прославился, среди прочего, лубочным стилем, а на «весёлокартинковской» иллюстрации вполне лубочный этот самый.
 


Ссылка на сообщение5 мая 23:07
Может быть.


⇑ Наверх