Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 июля 2022 г. 18:31

Добрыня Никитич и змей

Переходим к наиболее сказочной из русских былин — в ней действует Змей Горыныч. И новый богатырь — Добрыня Никитич.

И.Билибин

Уже знакомая нам ситуация: Билибин в 1904 году (период, когда когда у него выходили одна за другой красочные сказки) сделал цикл иллюстраций к нескольким былинам, в том числе к былине о богатыре Добрыне Никитиче. По каким-то причинам эти иллюстрации не были опубликованы в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. В 1911 году вышло дешёвое издание (СПб общество грамотности) с обесцвеченными картинками — это издание выложено в открытом доступе на сайте РГБ (тут). А цветная версия этих иллюстраций — в сборнике "Русские сказки", изданном "СЗКЭО" в 2021 году.

1) Добрыня был примерным сыном — слушался маму.

2) Один раз только Добрыня маму не послушался: пошёл купаться в Почай-реке. Оказывается, эту реку Змей Горыныч облюбовал. И застал он Добрыню безоружного.

Много событий спрессовалось в былине, художник вынужден многое пропускать. Добрыня одолел Змея на Почай-реке: набрал песку в свою "греческую шляпу", да и сбил летуна. Но Змей обещал исправиться, и Добрыня его отпустил. Как и положено уголовнику, Змей не считал действенным честное слово, данное фраеру. Он полетел да похитил племянницу князя Владимира Красно Солнышко — Забаву Путятичну. Пришлось Добрыне её выручать.

3) Теперь-то Добрыня Змея Горыныча не пощадил.

4) Спас княжескую племянницу.

5) Очаровательная концовка-виньетка. Видно, что Билибин немыслим без цвета.

Иллюстрации Билибина 1904 года к былинам — типичные для раннего русского модерна. Странно, что они малоизвестны (цветную версию вообще смог найти только в недавнем сборнике "СЗКЭО").

Более известны иллюстрации к былинам 1941 года — они были Билибиным исполнены, но в виде книги не издавались. В наши дни эти иллюстрации воспроизводятся в альбомах и сборниках сказок и былин. Известно по одной цветной иллюстрации к некоторым былинам. Есть такая одиночная иллюстрация и к "Добрыне Никитиче".

Это поздний Билибин. Стиль модерн (ар-нуво) прогрессировал в европейском направлении (ар-деко). Этот стиль был освоен Билибиным в эмиграции. В нём больше древне-русских мотивов. Только отрубленные драконьи головы остались схожими с теми, что рисовались в 1904 году.

В.Конашевич

Конашевич графически уточняет некоторые эпизоды былины. Общая схема иллюстрирования — как у Билибина.

1) Вот так Добрыня голыми руками и голыми ногами заборол Змея на Почай-реке.

2) При повторной встрече Добрыня сначала истребил гнездо Змея Горыныча со всеми его змеёнышами, а уж потом бился с главой семейства. Наглядно видно, что Горыныч, недобитый с первого раза на Почай-реке, теперь требует очень серьёзных усилий для ликвидации. Урок стратегии.

3) В обнимку с Забавой едет Добрыня-победитель.

Н.Кочергин

Кочергин сосредоточился на встречах Добрыни со Змеем.

1) Голый Добрыня с голыми руками против Горыныча на Почай-реке.

2) Битва Добрыни в полном вооружении со Змеем. Цветной вариант — сказочность, чёрно-белый вариант — реалистичность (вместо змея можно себе танк представить).

Кстати, в цветном варианте Змей Горыныч семиглавый, а в чёрно-белом — трёхглавый. Я же говорю, сказочность и реализм.

Ю.Молоканов

В ноябрьском номере "Мурзилки" за 1971 год былина про Добрыню была опубликована с рисунками известного художника Ю.Молоканова.

1) Молоканов изобразил Добрыню в боевом снаряжении и Змея Горыныча, похищающего Забаву.

Мурзилка. 1971-11
Мурзилка. 1971-11
Мурзилка. 1971-11
Мурзилка. 1971-11

2) Бой Добрыни с семиглавым Змеем за освобождение Забавы.

Мурзилка. 1971-11
Мурзилка. 1971-11

Забаву Путятичну видим только издалека — в когтях Змея.

В.Лосин

В.Лосин был основным иллюстратором былин в "Мурзилке". В Восьмидесятые в журнале публиковался большой цикл былин. Через 10 лет после Молоканова Лосин проиллюстрировал былину о Добрыне.

1) Отъезд Добрыни к княжескому двору. Прощание с мамой. Тему добрынинской матери невозможно обойти — в былине она слишком выпукло подана. Надо присматриваться к акцентам, которые делают художники. У Лосина — хрупкая старушка и счастливый Добрыня, радующийся расставанию.

Мурзилка. 1981-03
Мурзилка. 1981-03

2) Битва с трёхголовым Змеем за освобождение Забавы. Змей, кстати, очень небольшой.

Мурзилка. 1981-03
Мурзилка. 1981-03

И здесь нет Забавы Путятичны, ради которой и бился Добрыня со Змеем.

В.Перцов

В.Перцов, делая иллюстрации для книги, ограничился первой частью былины.

1) Отношение Добрыни с матушкой описываются в начале былины очень подробно. Что там было у древних сказителей на уме, видимо, понятно: традиционное общество с его культом главы семейства (в былине указывается на смерть отца Добрыни, почему главой и стала мать). Современное восприятие могло бы быть не столь однозначным: гипер-опека матери над взрослым сыном и всё такое... Но как-то это уживалось в древности. В общем, Перцов изобразил естественную ситуацию: младенец Добрыня на коленях матери — это совсем не то, что у Билибина (здоровенный лоб сидит понуро рядом с суровой мамашей).

2) Купание в Почай-реке. А вот здесь прослеживается родство с Билибиным по форме: сочные цвета, энергичная композиция. Не только у Лосева, но и у Перцова корни творчества — в русском модерне.

3) Змей уносит Забаву Путятичну.

Н.Воробьёв

Художник Н.Воробьёв выступил в цикле открыток к былинам с неожиданной стороны, но в общем тренде "серьёзной" живописи советских Семидесятых: древне-русская строгость и скорбь. Опять же одобрительное отношение к патриархальным ценностям (сильна была школа "деревнщиков" в позднем СССР).

1) Одноглавый Змей уносит Забаву Путятичну. Князь Владимир кушать от горя не может.

2) Добрыня полуачет материнское благословление и тычет копьём в единственную пасть Змея Горыныча.

3) Добрыня освобождает толпу пленников, но забирает одну только Забаву Путятичну.

Сделал это всё Воробьёв мастерски — у Глазунова (лидера направления) попримитивнее было бы.

Б.Калаушин

Серьёзность это хорошо, но можно былину и в скоморошечьем ключе подавать.Что Б.Калаушин и сделал.


Статья написана 2 июля 2022 г. 12:03

Илья Муромец, Микула Селянинович и Святогор

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

Среди былин об Илье Муромце есть несколько, посвящённых его дружбе с великаном — богатырём Святогором. А великан Святогор, в свою очередь, связан с крестьянином Микулой Селяниновичем.

К. и Б. Кукулиевы

Моя память сохранила впечатления о Святогоре из глубокого детства. В журнале "Мурзилка" в январском номере за 1972 год был опубликован рассказ о великане. Иллюстрации были палехских живописцев.

1) Великан Святогор и кузнец. Завязка более для того, чтобы показать масштаб: Святогор наступает на землянку и перекрывает трубу. Но есть и сюжетный зачин: кузнец даёт Святогору возможность исполнения двух желаний.

"Мурзилка". 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)
"Мурзилка". 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)

2) Встреча Святогора с Ильёй Муромцем. Опять-таки масштаб. Художниками проигнорирован совершенно сказочный эпизод с помещением Ильи в карман великана по подсказке великанской жены. Ну ладно, потом у Билибина посмотрим.

"Мурзилка". 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)
"Мурзилка". 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)

3) Один из самых памятных моментов в русском былинном цикле — это рассказ о попытке Святогора перевернуть Землю. В "Мурзилке" эпизод описывается так: Святогор нашёл кольцо и стал его тянуть. Тужится, уходит в землю вместе с конём, пока полностью не исчезает с поверхности. Впечатляющая физическая головоломка: может ли Мюнхгаузен вытащить себя за волосы, может ли богатырь сам себя загнать под землю.

"Мурзилка". 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)
"Мурзилка". 1972-01 (худ. К. и Б. Кукулиевы)

Запомнился мне в раннем детстве этот эпизод. А картинки не запомнились, что очень странно. Вроде бы, и палехская манера оригинальная, но не зацепила. Приходится признать: в моём восприятии раскрученные художники Кукулиевы относятся к безликим иллюстраторам.

Интересно также, что в этом рассказе Святогор тянет кольцо. Это чистая космогоническая идея. Архимед мечтал перевернуть Землю, но он всё рассчитал теоретически и понимал, что ему сначала требовалось найти точку опоры. А русский богатырь полагался не на рычаг, а на собственную силу. Проявляется необразованность воина, но зато какие стремления!

А так-то, более была распространена притча о котомке с землёй. Притча сословная: крестьянин пашет землю, подъезжает воин. Воин ищет, какой бы подвиг совершить. Ему предлагают котомку поднять. Святогор тянет котомку, поднять её не может и уходит под землю. В общем, в котомке землица, крестьянин Микула Селянинович её с лёгкостью подхватывает, а великан богатырь Святогор понимает предел своих сил. Понятно, что подобная притча с классовых позиций соответствовала советской идеологии. Тем удивительнее, что в 1972 году в "Мурзилке" Святогор представлен титаном, чьи помыслы достойны античных мылителей.

И.Билибин

Билибин обратился к былине о Святогоре в 1941 году после возвращения в СССР из эмиграции. Имеется одна полноценная цветная иллюстрация и несколько контурных рисунков. Видно, что мастерство своё Билибин не растратил и к 65-летию. Жаль, что развернуться ему не удалось: отблески модерна сталинской довоенной эстетике не соответствовали.

1) Илья Муромец увидел грозного богатыря и на всякий случай прячется на дереве.

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

2) Святогор завалился спать. Жена Святогора (женщина обычного роста) пригласила Илью слезть с дерева, объясняет, что великан не опасен. Изумительный рисунок. В авторитетном искусствоведческом альбоме "Билибин" этот рисунок квалифицирован как набросок. В современном издании Мещерякова помещён раскрашенный рисунок. Мне кажется сомнительным, что раскраска принадлежит самому Билибину.

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

3) Разрозненные рисунки, относящиеся к завершающим эпизодам былины. Святогор тянет котомку с землёй и уходит в землю по колено. Но крестьянина Микулы пока нет среди персонажей. Да и вообще, Святогор вовремя остановился и под землю не ушёл (бросил котомочку).

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

4) Билибин рисует вариант окончания, в котором Смерть подала Святогору знак: на его пути встретился гроб, он решил этот гроб примерить, да так и остался там (гроб его не выпустил). Илья Муромец пытается вызволить Святогора, но разбить обручи на гробе ему не под силу.

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

В.Конашевич

У Конашевича исходный текст былины был близок к тому, который иллюстрировал Билибин. Потому и мотивы перекликаются.

1) Святогор собирается поднять котомку с землицей.

Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич

2) Илья Муромец и гроб Святогора.

Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич

Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич

Н.Цейтлин

Рисунки Цейтлина похожи на цветные витражи. А сюита его более посвящена лирической линии былины — жене Святогора.

1) Святогор находит себе жену.

Худ. Н.Цейтлин
Худ. Н.Цейтлин

2) Илья Муромец спускается с дуба по приглашению жены спящего Святогора.

Худ. Н.Цейтлин
Худ. Н.Цейтлин

3) Святогор тянет котомку и уходит под землю.

Худ. Н.Цейтлин
Худ. Н.Цейтлин

4) Жена остается верна Святогору, прощается с Ильёй Муромцем и превращается в ракиту.

Худ. Н.Цейтлин
Худ. Н.Цейтлин

В.Перцов

Перцова более интересует богатырская силушка. Несмотря на присутствие Микулы Селяниновича в названии былины, в рисунках Перцова он не появился.

1) Могучий великан Святогор. Знакомство с Ильёй Муромцем (в этой версии он встречает дремлющего на ходу Святогора и будит его ударами копья, которые великану как комариные укусы).

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

2) Изумительный рисунок: у Святогора, тянущего котомку, от напряжения глаза вылазят из орбит. Чувствуется, что от такого напряжения можно и под землю уйти.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

В.Лосин

1) Лосин даёт галерею портретов в книжном сборнике былин. Явно сказочные великаны выписаны по всем канонам реализма.

Худ. В.Лосин (2007)
Худ. В.Лосин (2007)
Худ. В.Лосин (2007)
Худ. В.Лосин (2007)

2) Ранее в "Мурзилке" Лосин рисовал встречу Святогора и Ильи — великан был вполне допустимого роста.

"Мурзилка". 1981-11 (худ. В.Лосин)
"Мурзилка". 1981-11 (худ. В.Лосин)

Н.Кочергин

Кочергин уделял большое внимание фигуре Микулы Селяниновича.

1) Отдельный портрет крестьянина-кормильца как центрального персонажа былины.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

2) Цветной и чёрно-белый вариант встречи Микулы с великаном Святогором — на земле та самая котомочка. Пафосный сборник героических былин.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

3) Обращение к сказочной стороне былины в другом сборнике. Жена кормит Святогора (где-то в листве дерев засел Илья Муромец). Показано, насколько Святогор добродушен.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

4) Святогор проснулся (Илья его копьём в носу почесал), подружился с Ильёй Муромцем и положил его в карман (чтобы путешествовать вместе).

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

Е.Кибрик

Художник Кибрик тоже проиллюстрировал сборник былин в начале Пятидесятых. Портреты Микулы и Святогора. Микула явно центральный персонаж.

Худ. Е.Кибрик
Худ. Е.Кибрик
Худ. Е.Кибрик
Худ. Е.Кибрик

В.Кульков

Кульков в поздне-советское время подавал былины в сказочном антураже в расчёте на детскую аудиторию.

Худ. В.Кульков
Худ. В.Кульков
Худ. В.Кульков
Худ. В.Кульков

Я.Манухин

В отдельном издании книжки-картинки предполагалась наличие в иллюстрациях концепции. Художник Манухин сделал лёгкий акцент на древне-русскую живопись.

Приключения Святогора изображались красочно и достаточно детально.

Худ. Я.Манухин
Худ. Я.Манухин

Худ. Я.Манухин
Худ. Я.Манухин

Но центральными персонажами выставлен всё же Микула Селянинович (Илья Муромец к нему просто присоседился).

Худ. Я.Манухин
Худ. Я.Манухин

Всё-таки не был оценён русскими людьми порыв Святогора к перевёртыванию земли. Крестьянский практицизм загнал добродушного романтика под землю.


Статья написана 26 июня 2022 г. 13:01

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Соловей-разбойник — это самый известный персонаж русских былин (про трёх богатырей все просто слышали, а про Соловья-разбойника все знают). С позиций иллюстрирования интересно то, как будут подавать образ Соловья-разбойника разные художники (Илья-то Муромец у всех одинаковый выходит).

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

Сюжетная линия: Был такой Соловей-разбойник, который сидел на дереве возле большой дороги и в качестве оружия использовал свист. Никто устоять не мог. Илья Муромец его стрелой вышиб, полонил и отвёз в Киев к князю Владимиру Красно-Солнышку. Сначала при дворе не поверили, что лапотник смог одолеть непобедимого Соловья-разбойника. Но после демонстрации князю пришлось это признать.

И.Билибин

1) Встреча с Соловьём-разбойником.

Ранний вариант (1904): обесцвеченный (массовое издание 1912 г.) и цветной оригинал. Типичный билибинский модерн. Понятно, почему такое малое внимание к этой сюите: по сравнению с иллюстрациями к сказкам, издававшимся в Экспедиции заготовления государственных бумаг, картинки к "Илье Муромцу" смотрятся простовато. Так могли бы сделать и все остальные ремесленники, работавшие в те годы в стиле модерна. Но всё же Билибин чувствуется по той гармонии, которая исходит от рисунка.

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

Позднейший вариант (1940) для несостоявшегося советского издания. Та же композиция. Но здесь блистающий Билибин в той манере, которую он выработал в Европе в годы эмиграции (с этой эволюцией мы встречались при обзоре "Царевны-лягушки" — см.). Слишком роскошно для СССР и слишком проблемно для довоенной советской полиграфии (не зря в то время у Билибина принимали к печати только контурные рисунки).

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

Что касается образа Соловья-разбойника. В раннем варианте видим пока только длинноносое лицо из листвы. В позднем варианте — шутовскую фигуру в духе русского лубка. В позднем варианте — наш разбойник, от русской почвы.

2) Дом Соловья-разбойника (ранний вариант). Тын, утыканный головами жертв разбойника. Мотив, знакомый нам по сказкам про Бабу-Ягу. Возникает атмосфера потусторонности.

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

Билибин иллюстрировал неадаптированный жестокий вариант былины — Илья Муромец уничтожает домашнее гнездо и семью Соловья-разбойника.

3) Доставка к княжескому двору (ранний вариант). На этом рисунке можно в деталях рассмотреть облик Соловья-разбойника. В раннем варианте Билибин решил пойти по пути буквализма: разбойник потому Соловей, потому что он птица. Сказочный элемент усилен, но ведь былина — это нечто другое. Потому, наверное, в позднем варианте Билибин вернул Соловью человеческий облик.

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

Н.Цейтлин

1) Встреча с Соловьём-разбойником. Оригинальная узнаваемая манера известного советского художника Н.Цейтлина.

Худ. Н.Цейтлин
Худ. Н.Цейтлин

2) Доставка к княжескому двору. Цейтлин тоже (вслед за ранним Билибиным) попытался осмыслить антропоморфную линию Соловья-разбойника. Голова у разбойника птичья (при этом художник смог передать впечатление хищной птицы без явно выраженных птичьих атрибутов).

Худ. Н.Цейтлин
Худ. Н.Цейтлин

В.Кульков

А вот Кульков продолжил линию позднего Билибина: Соловей разбойник в человеческом облике, и облик этот имеет образцом поздние русские лубки (что-нибудь на тему романов про Ваньку-каина). Фиксируем опять же, что Соловей-разбойник здесь — чисто русский типаж.

Худ. В.Кульков
Худ. В.Кульков

"Мурзилка" (1937)

В 1937 году в реалистическом рисунке из "Мурзилки" Соловей-разбойник — обычный русский мужичок, даже без всякого утрирования.

"Мурзилка". 1937-03 (худ. Ю.Кискачи)
"Мурзилка". 1937-03 (худ. Ю.Кискачи)

В.Перцов

Встреча с Соловьём-разбойником.

Три варианта этой сцены есть у Перцова в книгах разных времён. Несколько мутирует образ Соловья-разбойника. Сначала — рыжебородый крепыш со славянскими чертами в русской шапке (из-за меховой поддевки кажется, что на голове персонажа надет башкирский малахай, но нет). Потом — очень смуглый тип с густыми бровями.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов (1993)
Худ. В.Перцов (1993)
Худ. В.Перцов ("Три богатыря")
Худ. В.Перцов ("Три богатыря")

Черты огрубляются, становится понятно, что меховая поддевка — это звериная шкура, смуглость — грязь, а густые брови — из-за низких лобных долей. В общем, последний из неандертальцев. Все хомо сапиенсы в богатырей эволюционировали.

В.Лосин

1) Встреча с Соловьём-разбойником.

А вот Лосин, не раздумывая, придаёт Соловью-разбойнику черты восточного человека. Соловей здесь похож на какого-нибудь бухарца, но все должны понимать, что это монголо-татар. Одна картинка — из "Мурзилки", вторая — из книги "Богатырская застава" (М.: Московские учебники, 2007).

"Мурзилка". 1982-03 (худ. В.Лосин)
"Мурзилка". 1982-03 (худ. В.Лосин)
Худ. В.Лосин (2007)
Худ. В.Лосин (2007)

2) Доставка к княжескому двору.

Тот же типаж — теперь окарикатуренный. Кстати, другие персонажи, включая Илью Муромца, в картинках из "Мурзилки" совершенно невыразительны, что совсем не свойственно Лосину. Для книги получше сделано.

"Мурзилка". 1982-03 (худ. В.Лосин)
"Мурзилка". 1982-03 (худ. В.Лосин)
Худ. В.Лосин (2007)
Худ. В.Лосин (2007)


В.Конашевич

У Конашевича Соловей-разбойник в образе некоего индийского царя.

Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич

В такой интерпретации Соловей-разбойник — какой-то захватчик из дальних стран, доставивший немало неприятностей, но с которым справились быстро. Память о нём сохранилась размытая. Это явно не монголо-татарское нашествие.

Н.Кочергин

1) Кочергин тоже не видит в Соловье-разбойнике исторических реалий. Но понимает, что Соловей не является местным уроженцем. Наверное, это рептилоид. Рептилоид — это ведь не птичка из местных лесов. Это ведь инопланетное нашествие.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

2) Но есть у Кочергина зимний вариант. Илья Муромец необычно подаётся — уж очень пожилой и сухощавый. Соловей-разбойник чуть более реалистично подан и, кстати, головной убор его больше напоминает восточный тюрбан.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

Н.Воробьёв

Художник Н.Воробьёв доводит идею об инородности Соловья-разбойника до логического конца — это исчадие ада.

Худ. Н.Воробьёв
Худ. Н.Воробьёв

Может быть, и много чести Соловью-разбойнику, но такое отродье вполне можно себе представить на церковных фресках — так что Н.Воробьёв, делающий отсылки к древне-русской живописи, выдерживает единство стиля.

А.Тюрин

В 1977 году Фабрика Гознака (как продолжатель Экспедиции заготовления государственных бумаг) выпустила книжку-картинку огромного формата с двумя былинами про Илью Муромца. Художник А.Тюрин создал прекрасные иллюстрации — тоже в стиле древнерусской живописи, но очень яркие ("как по золоту пишут иконы").

Худ. А.Тюрин
Худ. А.Тюрин

Соловей-разбойник у него — инфернальная птица.

Худ. А.Тюрин
Худ. А.Тюрин

Г.Юдин и Л.Лазарева

Обнаружились в Интернете неизбитые образы и композиции: известного художника Г.Юдина и менее известной Л.Лазаревой.

Худ. Г.Юдин
Худ. Г.Юдин
Худ. Л.Лазарева
Худ. Л.Лазарева

У Г.Юдина Соловей-разбойник в бухарском халате, а у Лазаревой — в образе халдейского мудреца.

Вот такие многоликие разбойники были в Киевской Руси.


Статья написана 19 июня 2022 г. 21:37

Окунувшись в иллюстрированные рассказы времён Древней Руси, сложно было не выйти на русские былины. Наверное, они и закроют "богатырскую" тему.

Худ. Б.Калаушин
Худ. Б.Калаушин

Отправной точкой для обзора иллюстраций к былинам мне виделись работы И.Билибина, которые в последние годы неоднократно переиздавались. Поэтому выбор былин продиктован интересом к ним Билибина — с удивлением обнаружил, что таких былин совсем немного (и с иллюстрациями странности). И уже к билибинским былинам я подбирал иллюстрации других художников.

Вот такие издания обнаружились: Билибин, Перцов (2 варианта), Конашевич, Кочергин, открытки Н.Воробьёва, Калаушин в качестве курьёза.

И ещё две книги: Манухин и Цейтлин

И известный сборник 1984 года с иллюстрациями В.Кулькова (картинки из Интернета: https://polny-shkaf.livejournal.com/19257...).

По иллюстрациям Билибина выяснилось неожиданное. Я почему-то думал, что у Билибина до революции выходила масса тонких красочных книжечек с отдельными былинами (как сказки Пушкина), которые можно официально посмотреть на сайте РГБ. Оказалось не так. В цвете до 1917 года выходила только "Вольга". К "Илье Муромцу" — плохо пропечатанные чёрно-белые картинки с цветных иллюстраций (1912). В художественных альбомах, посвящённых Билибину, оригиналов этих иллюстраций нет.

Худ. И.Билибин
Худ. И.Билибин

А цветные листы, которые сейчас всеми перепечатываются — это подготовка к несостоявшемуся советскому изданию 1940 года (Билибин вернулся из эмиграции). И этих листов — по одному на былину.

К счастью, существует наиболее полное собраний иллюстраций Билибина к былинам — это издание «СЗКЭО».

Где-то издатель обнаружил и цветные подлинники тех иллюстраций, что были обесцвечены в 1912 году. Можно, наконец, посмотреть и в цвете.


Былины про Илью Муромца

Илья Муромец — один из "Трёх богатырей". Он считается самым старым из них и поэтому самым грузным. Вот такое его традиционное изображение.

Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич
Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

Был Илья Муромец и героем баллады А.Толстого. В сборничке баллад (под названием "Курган") художники изображали Муромца совсем квадратным (конь, соответственно, тоже утрачивает разумные пропорции).

Худ. Ю.Иванов (1982)
Худ. Ю.Иванов (1982)
Худ. Л.Фалин (1985)
Худ. Л.Фалин (1985)

Илья Муромец: 30 лет на печи

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

цитата
В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери — и только тут осознал, что исцелен (https://www.culture.ru/materials/162545/i...).

В.Лосин и В.Перцов

Друзья-соперники Лосин и Перцов оба иллюстрировали былины. Лосин делал картинки для рассказов, печатавшихся в "Мурзилке", а Перцов иллюстрировал былины, собранные в книге для детей. Но мыслили они одинаково: вот детство обездвиженного ребёнка, сидящего на печи.

"Мурзилка". 1981-11 (худ. В.Лосин)
"Мурзилка". 1981-11 (худ. В.Лосин)
Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

Было ещё издание для взрослой аудитории: "Три богатыря" Сельвинского (по мотивам). Там Перцов пробуждение Ильюшеньки вот так изобразил.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

В.Конашевич

В.Конашевич опубликовал рисунки в "Мурзилке" в 1944 году и потом ещё раз через 20 лет. После смерти художника, опубликованные картинки и листы из архива издали отдельной книжкой. Вот так исцеление Ильи подано у Конашевича: в одном из вариантов былины Илья трижды выпивает воду и с каждым питиём из хиляги превращается в супермена (в третий раз пришлось силушку ему уменьшить — а то бы земля не смогла носить).

Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич

В.Кульков

Сборник былин с иллюстрациями Кулькова был издан в советское время и переиздан в наши дни "Стрекозой" (есть в продаже). Кульков славный художник. Вот новорожденный Илья на руках у матери (никто и не подозревает, что он ходить не сможет), а вот исцелившийся Илья силушку свою пробует — дубы вырывает.

Худ. В.Кульков
Худ. В.Кульков
Худ. В.Кульков
Худ. В.Кульков

Н.Кочергин

Знаменитый Кочергин оставил несколько вариантов иллюстраций к былинам. Полнотой всех вариантов отличается издание от "Речи". Кочергин в чёрно-белых рисунках предельно реалистичен. Илья (в одном из вариантов) подбирает себе коня: берёт паршивого жеребёнка, чтобы выходить его. Конь должен повторить судьбу хозяина.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

Первый подвиг Ильи Муромца

Илья поехал в стольный Киев, а по пути разметал вражеское войско, осаждавшее Чернигов.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

И.Билибин

И вот первая иллюстрация Билибина про Илью Муромца: обесцвеченная из массового издания 1912 года и, видимо, цветной оригинал, приведённый в книге СЗКЭО. Я предполагаю авторскую раскраску Билибина (бывают и сторонние раскраски иллюстраций в стиле модерн начала XX века).

Худ. Худ. И.Билибин
Худ. Худ. И.Билибин
Худ. Худ. И.Билибин
Худ. Худ. И.Билибин

"Мурзилка" (1937)

Интересный факт: былина публикуется в "Мурзилке" в мартовском номере 1937 года. Реабилитация сказок повлекла и реабилитацию былин. Художник Ю.Кискачи — ныне забытый.

"Мурзилка". 1937-03 (худ. Ю.Кискачи)
"Мурзилка". 1937-03 (худ. Ю.Кискачи)

В.Лосин и В.Перцов

Фрагмент с Ильёй, поспешающим к князю Владимиру, иллюстрирован Перцовым. Собственно первый бой Ильи ни Лосин, ни Перцов не рисуют — у них будет, где показать своё мастерство в изображении схваток в других былинах. Жаль, эти схватки в наш обзор не попадают.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

В.Конашевич

Разрозненные рисунки Конашевича. В битве Илья представлен сказочным великаном, орудующим цельным дубом. На такого великана и меча-то не выковать.

Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич
Худ. В.Конашевич

Н.Кочергин

Кочергин более реалистично подходит к первому бою: Илья ненамного крупнее противников, орудует огромной дубиной (но не цельным деревом). И этому есть объяснение: Илья ещё не имеет доспехов и оружия, он из крестьянского двора едет в столицу.

Худ. Н.Кочергин
Худ. Н.Кочергин

В.Кульков

У Кулькова рисунок символичный. Он не повествовательный: всё отдано в угоду композиции и чередованию цветовых пятен.

Худ. В.Кульков
Худ. В.Кульков

Н.Воробьёв

И уж совсем символичны рисунки Н.Воробьёва. С его открытками мы уже встречались в связи со "Словом о полку Игореве" — и то были чёрно-белые реалистичные скучноватые рисунки. А здесь художник показал своё незаурядное мастерство. Лирично.

Худ. Н.Воробьёв
Худ. Н.Воробьёв
Худ. Н.Воробьёв
Худ. Н.Воробьёв


Статья написана 12 июня 2022 г. 10:02

"Песнь о вещем Олеге" и "Слово о полку Игореве" пробудили мои детские воспоминания о коротких иллюстрированных рассказах из древней военной истории.

Триста спартанцев

Врезался в память рассказ из "Мурзилки" о битве при Фермопилах, который в детском саду, вроде бы, читала вслух воспитательница на веранде. А я многократно картинки пересматривал ("Мурзилку" мне ещё в детском саду выписывали). Нашёл по поиску в архиве журнала этот номер. Думал, из совсем глубокого детства, а оказалось — за апрель 1974 года. В следующем году уже в школу.

Мурзилка.1974-04. Худ. В.Лосин
Мурзилка.1974-04. Худ. В.Лосин

"Со щитом или на щите?" — первое впечатление не забывается. История Спарты стала родной. Афины до сих пор презираю.

Рисунок боя на развороте тоже врезался в память до мельчайших деталей. Композиция водоворота спартанцев и персов осталась для меня вершиной батальной живописи.

Мурзилка.1974-04. Худ. В.Лосин
Мурзилка.1974-04. Худ. В.Лосин

Лосин в этих рисунках на себя не похож. У него же всегда многоцветные объёмные фигуры с разнузданной мимикой. А здесь — бледные плоские фигуры с чёткими контурами и сдержанными чувствами (учитывая, что на лицах предсмертные гримассы). Лосин не имитирует, а по памяти цитирует древне-греческие чёрные контуры на вазах и цветовую гамму выцветших фресок. При этом, кто не знает обычной манеры Лосина, ни за что не поверит, что в этих рисунках использован особый технический приём.

Древняя Русь

А в начальной школе пошли исторические рассказы с красочными картинками в серии "Страницы истории нашей Родины". Вот по древне-русской истории сейчас у меня имеются такие книжки, все проиллюстрированы В.Перцовым.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

Александр Невский

Неизгладимое впечатление в младших классах на меня произвела книжка про Александра Невского. Причём, как я сейчас понимаю, произвела впечатление не историческими фактами, а визуально — рисунками.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

Посмотрим страничные иллюстрации.

1) Портрет князя Александра. Его голова на фоне окружности, нарисованной на арке свода. Получается нимб (художник зафиксировал, что Александр признан святым в русской православной церкви). Большинству советских детей намёк оказался непонятен. Книжка теперь переиздана (см.). Никто, поди, и не поверит, что нимб был в первом советском издании.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

2) Разгром шведского десанта на Неве. У Перцова такая же плотная компоновка деятельных фигур на странице, как и у Лосина в изображении боя при Фермопилах (на самом деле, ещё плотнее). Одна эстетика.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

Лосин и Перцов — неразлучные на страницах "Мурзилки" художники моего детства. До сих пор задумаюсь на несколько секунд, чтобы опознать картинку — лосинская или перцовская. Манеры совершенно разные, но фамилии в голове путаются.

3) Шведы — нормальные враги. А вот тевтонский монашеско-рыцарский орден — это уже и не люди. Епископ вон — настоящая нежить. Сразу видно, что никакие это не тевтонцы, а обычные немцы-фашисты.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

4) Нарушение всех правил. На рисунке мельтешат чёрные кресты на белых накидках и щитах тевтонцев. Красные копья выпячиваются на переднем плане и разрезают рисунок. Ничего не разобрать с первого взгляда. Но помню, как я был впечатлён в детстве этими чёрными и красными линиями на странице. Попытки повторить в собственных рисунках ни к чему не привели — чувства гармонии не хватило.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

Возможно, секрет этого приёма, в том, что здесь преломляются техники средневековой миниатюры-орнамента (вспомним рассечение линиями рисунков Гончаровой к "Слову о полку Игореве").

5) В схватке на Чудском озере тоже геометрия линий и пятен.

Худ. В.Перцов
Худ. В.Перцов

Как надо было понимать детскую психологию! Художник знал, что дети с удовольствием будут распутывать нарисованную кучу-малу, вычленяя отдельные эпизоды боя. А потом с замиранием оглядывать общий план, который вновь сливается в волшебный орнамент.

Куликовская битва

Отдельная книжка с иллюстрациями Перцова про Куликовскую битву мне в детстве не попалась. Был по случаю юбилея большой рассказ про эту битву в сентябрьском номере "Мурзилки" за 1980 год.

Мурзилка.1980-09
Мурзилка.1980-09

Тоже не из моего детства (к тому времени "Мурзилку" уже не читал). Но здесь иллюстрации как Перцова, так и Лосина. Посмотрим.

1) Иллюстрация Перцова — смертельный для обоих поединок Пересвета с Челубеем — сделана в его привычной манере. А вот дальше — некое панно. Качество воспроизведения очень плохое, ничего не разобрать. Но понятно, что изображена круговерть битвы, красные тона отсылают, вероятно, к традициям древне-русской живописи. Но всё это уже было исчерпано палехской школой миниатюры.

Мурзилка.1980-09. Худ. В.Перцов
Мурзилка.1980-09. Худ. В.Перцов
Мурзилка.1980-09. Худ. В.Перцов
Мурзилка.1980-09. Худ. В.Перцов

2) А вот и Лосин, тоже в своей привычной манере: "многоцветные объёмные фигуры с разнузданной мимикой". Но и у него одна из иллюстраций — "фрагмент картины".

Мурзилка.1980-09. Худ. В.Лосин
Мурзилка.1980-09. Худ. В.Лосин
Мурзилка.1980-09. Худ. В.Лосин
Мурзилка.1980-09. Худ. В.Лосин

Как странно, что художники, вошедшие в историю как великие творцы малых форм, чувствовали неудовлетворённость и мечтали о том, чтобы их огромные полотна висели в Окружном доме офицеров.

UPD / 13.06.2022

С опозданием обнаружил рисунки В.Лосина к рассказу об Александре Невском в "Мурзилке" за 1989 год (№ 5 и № 8). Прилагаю их для полноты картины.

а) Невская битва. Поединок Александра с предводителем шведов, которому русский князь оставил копьём "печать" на лице.

Худ. В.Лосин
Худ. В.Лосин

б) Ледовое побоище.

Худ. В.Лосин
Худ. В.Лосин





  Подписка

Количество подписчиков: 79

⇑ Наверх