Писатель Юрий Олеша и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > Писатель Юрий Олеша и Вселенная
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Писатель Юрий Олеша и Вселенная

Статья написана 22 мая 11:57

Автор замечательной сказки «Три толстяка» Юрий Карлович Олеша (1899 – 1960) в своей книге «Ни дня без строчки» пишет: «В одной статье о межпланетных путешествиях — печальное и возвышенное рассуждение о том, что поскольку человеческой жизни далеко не будет хватать при самых больших скоростях на то, чтобы достигнуть даже и не слишком отдаленных звезд, то придется направляться в путь, так сказать, поколениями — один долетит до Луны, скажем; там осядет, произведет поколение; кто-то из этих, родившихся на Луне, полетит выше, будут рождаться поколения для путешествий и на промежуточных между планетами и звездами специально построенных станциях… Так все выше и дальше во Вселенную будет распространяться человеческий род, уже в очень давних поколениях потерявший связь с Землей. Это очень торжественно, красиво и безысходно!».


Юрий Олеша. Ни дня без строчки. Рассказы, воспоминания, статьи. — М.: Иллюминатор, 2023 г. Серия: Личный век.


Любопытно, что ни автору упомянутой Юрием Олешей статьи, ни самому писателю не приходит в голову, что для сверхдальнего межзвёздного полёта не обязательно генерировать новое поколение, делая специальные промежуточные остановки. Воспроизводством людей можно заниматься непосредственно на космическом корабле во время галактического странствия. Конечно, и космические корабли для этого нужны соответствующие, гигантские… Не знаю, в каком именно году Юрий Олеша записал свои соображения, процитированные мною выше, но, например, в 1953 году, ещё при жизни Олеши, появился рассказ Клиффорда Саймака «Поколение, достигшее цели», в котором «более тысячи лет сквозь чёрно-звёздный океан Вселенной несётся Корабль, построенный людьми. Уже сорок поколений сменилось на Корабле…».


Иллюстрация художника Бориса Алимова к рассказу Клиффорда Саймака "Поколение, достигшее цели" в журнале "Знание — сила" № 1, 1965.


Скорее всего, Олеша эту вещь Саймака не читал. Мы же, живущие в 21 веке, прочли и рассказ Клиффорда Саймака, и роман Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной» (1963), и множество других литературных подражаний классикам НФ, в которых развивается тема поколений, рождающихся и умирающих в огромных звездолётах в течение столетий упорного движения к намеченной цели. Прочли и понимаем то, что в прошлом веке было очевидно не всем: остановки на трудном пути к намеченной цели не нужны. Замечу, что роман Хайнлайна «Пасынки Вселенной» фактически состоит из двух его повестей «Вселенная» и «Здравый смысл», обе они впервые опубликованы в далёком 1941 году. Должен отметить и то, что до старта к далёким мирам гигантских звездолётов со сменяющимися поколениями и (или) тысячами колонистов, находящихся в гибернационных саркофагах у нас, землян, дело так и не дошло. Дай Бог, чтоб поколения продолжали благополучно сменяться на родной планете, и эту череду-эстафету не прервал ядерный апокалипсис.


Иллюстрация художника Бориса Алимова к рассказу Клиффорда Саймака "Поколение, достигшее цели" в журнале "Знание — сила" № 1, 1965.


Фантастическая тема явно не была чужда Юрию Олеше. Напомню, что писатель сам приобрёл широкую известность благодаря сказочной притче «Три толстяка» (1928), восхищался антифашистским сатирическим романом чеха Карела Чапека «Война с саламандрами» (1936), упоминал в своих записях фантастический роман «На серебряном шаре» (1902) поляка Ежи Жулавского, встречался с Алексеем Толстым, автором «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина». В 1937 году Олеша даже написал небольшую статью «О фантастике Уэллса», в которой хвалит известного британского фантаста за способность придавать своим произведениям исключительную достоверность обилием жизненных, реалистичных деталей: «Умение изображать фантастические события так, что они кажутся происходящими на самом деле, и составляет главную особенность таланта Уэллса». В этом же материале Олеша порицает англичанина за приверженность идее технократии, которая, говоря словами Олеши, «давно кажется Уэллсу выходом из путаницы капиталистического мира», а на самом деле — «ложная и вредная». Думаю, что этот заочный спор двух писателей ещё не закончен. Время покажет, кто из них был прав…


Рисунок Н. Гришина к роману Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной» в журнале "Вокруг света" №1, 1977.


В книге «Ни дня без строчки» есть ещё одна заметка Юрия Олеши, связанная с космосом и его холодной безбрежностью: «Год – очень короткая единица, очень короткая – взмах ресниц. На этом основании мне кажется, например, несколько преувеличенным тот ужас, который мы вселяем себе, говоря о звездных пространствах, световых годах и т. п. Если год так короток, то нужно ли так ужасаться расстоянию в несколько миллионов световых лет! Все же зерно этих чудовищных измерений – год, земной, человеческий год, взмах ресниц. Несколько миллионов взмахов ресниц – это хоть в возможностях, скажем, великана, но все же человека. Может быть, это все и не так далеко, в конце концов!»


Рисунок Н. Гришина к роману Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной» в журнале "Вокруг света" №4, 1977.


С этим красивым, поэтичным и высокохудожественным утверждением Юрия Олеши спорить не берусь… Тем более, что известный прозаик, переводчик и киносценарист Эммануил Казакевич – большой друг писателя, хорошо его знавший, метко сравнивает Олешу с «на редкость мощной аэродинамической трубой для отбора, опробования, продувки, проверки, обработки, шлифовки слов; точёность и музыкальность его фразы несравненны. Это давалось не только силой таланта, но и беспрестанным трудом. Мученические работы Юрия Олеши над словом — его завет нам, советским литераторам».


Иллюстрация М. Шевелькина к роману Р. Хайлайна "Пасынки Вселенной" из одноименного кишинёвского сборника (1989 г.).


Эх, хорошо бы завет Олеши услышали и нынешние «инженеры человеческих душ»! Кстати, не все знают, что выражение «инженеры человеческих душ» принадлежит Юрию Олеше. Эти слова стали крылатыми после того их, не скрывая, впрочем, чужое авторство ( «Как метко выразился товарищ Олеша»), произнёс Сталин на встрече с писателями 26 октября 1932 года в доме Максима Горького на Малой Никитской...





684
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 мая 12:40
цитата
Скорее всего, Олеша эту вещь Саймака не читал. Мы же, живущие в 21 веке, прочли и рассказ Клиффорда Саймака, и роман Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной» (1963), и множество других литературных подражаний классикам НФ, в которых развивается тема поколений, рождающихся и умирающих в огромных звездолётах в течение столетий упорного движения к намеченной цели. Прочли и понимаем то, что в прошлом веке было очевидно не всем: остановки на трудном пути к намеченной цели не нужны.
прочли и понимаем что такие полеты невозможны. рассказ Саймака исключение а вот Пасынки.. там же ясно показано насколько мала вероятность хорошего исхода. Если вообще признать что космолет способен существовать автономно сотни лет
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 мая 16:34
Во-первых, на Луне в романе Хайнлайна остановки не было, и кое-кто кое-куда в финале всё-таки прилетел.
Во-вторых, не стоит понимать мои слова «остановки на трудном пути к намеченной цели не нужны» в узком смысле.
 


Ссылка на сообщение22 мая 17:10
цитата Lartis
Во-вторых, не стоит понимать мои слова «остановки на трудном пути к намеченной цели не нужны» в узком смысле.
Только их не. Вот в чем дело. На нынешнем уровне технологии мы не то что людей. автомат к другой звезде не можем запустить. то есть запустить то можем а смысл?
 


Ссылка на сообщение22 мая 18:52
Мы о чём-то спорим?
 


Ссылка на сообщение22 мая 18:53
Да нет:-)


Ссылка на сообщение22 мая 12:43
Вопрос. В предисловии к аудио спектаклю Лицо и сердце ( переделанные Три толстяка) сказано. Что Три толстяка написаны в 1924 и были запрещены как сказка. И вышли только после выхода романа Зависть который прогремел. Это правда? Или выдумка?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 мая 16:46
Роман «Три толстяка» написан Олешей на рулоне типографской бумаге в маленькой комнате при редакции газеты «Гудок», где он работал, действительно раньше «Зависти». Опубликованы «Три толстяка» в 1928 году. В 1930 году поставлены во МХАТе. Гнобить Олешу начали после «Зависти». Про запреты «Трёх толстяков» в двадцатые, о которых вы спрашиваете, я не слышал. Возможно, были отказы в публикации. Подозреваю, что Олеша до 1929 просто доводил сказку до ума.


Ссылка на сообщение22 мая 15:16
А еще он человек-луч, если кто помнит. :)

Что же это – солнце? Ничего не было в моей человеческой жизни, что обходилось бы без участия солнца как фактического, так и скрытого, как реального, так и метафорического. Что бы я ни сделал, куда бы я ни шел, во сне ли, бодрствуя, в темноте, юным, старым, – я всегда был на кончике луча.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 мая 16:49
Звёзды, космос, солнце...
Редкий человек не задумывается над этими чудесами. А уж Олеша...


Ссылка на сообщение22 мая 18:22
Суждение это Олеша прочитал, скорее всего, у Перельмана в «Междупланетных путешествиях» где именно такой сценарий межзвездных путешествий — долгое проникновение от звезды к звезде рассматривался как единственно возможный — первое издание этой научно-популярной книги по космонавтике вышло еще в 1915 году, второе в 1919.
https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 мая 20:52
Не уверен.
Перельман как раз пишет о людях, «родившихся в пути, во время межзвёздного странствования», а не на остановках:

«Скорость свѣта есть самая я большая скорость, какая возможна въ природѣ. Поэтому, — если только не найдено будетъ средства продлить человѣческую жизнь, — земные люди никогда, ни при какихъ успѣхахъ техники, не достигнутъ звѣздъ, удаленныхъ отъ Земли дальше, чѣмъ на 50--60 «свѣтовыхъ лѣтъ». Болѣе далекихъ звѣздъ смогутъ достичь лишь люди, родившiеся въ пути, во время межзвѣзднаго странствованiя, и никогда не ни видѣвшiе Земли. А вѣдь, за этимъ недостижимымъ для смертнаго рубежомъ простирается еще цѣлая вселенная!»
 


Ссылка на сообщение23 мая 01:39
Возможно Олеша просто его странно понял. В советской фантастике тему поднимал еще Итин в «Стране Гонгури» — там упоминается межзвездная экспедиция из которой домой возвратилось поколение детей -родившихся «там» — на планете другой звезды. В западной фантастике межзвездный ковчег появляется в 1930 году(может есть и раньше но мне не попалось) в зимнем выпуске «Эмейзинг квортерли» в рассказе некоего Аладры Септамы — но на русский и этот рассказ и другие довоенные произведения о «ковчегах» не переводились вроде во времена Олеши, а чтобы новые поколения рождались не на кораблях а на «остановках» такого в ранней фантастике не попадались
 


Ссылка на сообщение23 мая 18:33
цитата
Возможно Олеша просто его странно понял.

Возможно...


⇑ Наверх