Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 июня 13:58

Обратив свой взор на детскую литературу (пафосно начал, да?), я вдруг заметил, что многие известные советские детские писатели носили имя Юрий. Вот несколько персон навскидку: Юрий Яковлев (1922-1995) — "Умка"; Юрий Дружков (1927-1983) — "Приключения Карандаша и Самоделкина"; Юрий Дмитриев (1928-1989) — "Зелёный патруль"; Юрий Томин (1929-1997) — "Шёл по городу волшебник" — о Томине я писал (см. пять моих предыдущих статей); Юрий Коваль (1938-1995) — "Приключения Васи Куролесова". Ещё об одном Юрии — популярном детском писателе Юрии Сотнике, его произведениях и фильмам по ним — я тоже писал. См. мои материалы: "Юрий Сотник "Эликсир Купрума Эса". Фантастика в повести начинается не сразу..." и "Просто ужас!": обмен телами в одной советской пьесе и двух фильмах".



Юрий Сотник. Приключение не удалось. Машка Самбо и Заноза. — М.: Детская литература, 1971 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации О. Коровина.



Сегодня под руку подвернулась старая книжка Юрия Сотника (1974 года издания) с двумя его повестями, и я решил, что отзыв о них будет вполне уместен в моём Дзене. Одну из них, "Машка Самбо и Заноза", писатель в подзаголовке назвал "Приключенческая научно-фантастическая детективная повесть". Это авторская шутка, на самом деле никакой фантастики там нет.

Но начнём по порядку — сборник открывается повестью "Приключение не удалось", которая была впервые издана в 1961 году, а в 1974 году экранизирована: по ней был поставлен одноименный телевизионный спектакль.



Юрий Сотник. Приключение не удалось. — М.: Детская литература, 1961 г. Тираж: 115000 экз.



Четвероклассница Варя Капустина присматривает за шестилетним братом Вовкой. "Куклы ее больше не интересовали, поэтому она все свое внимание перенесла на братишку. Оставаясь за старшую, она с таким рвением занималась уходом за Вовкой и его воспитанием, что у того, как говорится, темнело в глазах. То она стригла ему ногти, и без того короткие, то чистила на нем костюм, больно стукая щеткой по бокам и по спине, то вдруг заявляла, что у Вовки, "должно быть, жар", и заставляла его подолгу вылеживать с градусником под ворохом теплых одеял. Чтобы Вовка не избаловался, она в обращении с ним придерживалась двух очень простых правил: а) чего бы он ни захотел и о чем бы ни попросил, ни в коем случае ему этого не разрешать; б) как можно чаще делать ему замечания".

Без улыбки это уморительное начало повести "Приключение не удалось" читать невозможно. Но Варя и Вовка (Вовонька, как называет его сестра) — не самые главные герои произведения. У них есть старший брат Федя, который, пока Варя тиранила Вовку, прогуливался на другом конце улицы с друзьями Славой Панковым и Натой Белохвостовой по прозвищу Луна.


Рисунок О. Коровина к повести "Приключение не удалось" в издании 1971 года.


Далее в материале:

• Кому спокойная жизнь хуже каторги.

• Мешочек из голубого крепдешина с Федькиным завещанием.

• Вовка тоже готовится к побегу.

• Фотоаппарат стал добычей воровской шайки.

• Бенефис Луны.

• Вовку снова воспитывают...

• Одноименный фильм-спектакль по сценарию Юрия Сотника.

• Возраст героев в фильме несколько изменён.

• В роли Наты Белохвостовой (Луны) — Лиля Якунина. Какова её судьба?

• Реалии школьной жизни конца 50-х- начала 60-х.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aFp5WbPkKj8m4qjA


Кадр из фильма-спектакля "Приключение не удалось" (1974). В роли Луны — Лиля Якунина.


Статья написана 26 июня 13:57

В продолжение серии моих статей о творчестве детского писателя Юрия Томина скажу несколько слов о его повести "Нынче всё наоборот". Четвёртая по счёту повесть писателя впервые была напечатана в 1968 году в нескольких номерах журнала "Костёр" (№№ 1- 4) и в том же году вместе с повестью "Борька, я и невидимка" вышла книжным изданием в ленинградском Детлите (см. мою предыдущую запись о повести Юрия Томина "Борька, я и невидимка" и радиопостановке по её мотивам). Повесть "Нынче всё наоборот" некоторые читатели оценивают очень высоко, но я не отношусь к их числу. Возможно, потому, что в произведении совсем нет фантастики. Но это, конечно, шутка, дело в чём-то другом. Попробуем разобраться...


Рисунок С. Спицына к повести Ю. Томина "Нынче всё наоборот" (издание 1968 г.).


Трое школьников (два мальчика и одна девочка) в повести "Нынче всё наоборот" попали в невесёлые обстоятельства одновременно. Над ребятишками по разным причинам одинаково сгустились тучи. Один из них, Славик Барышев, метнул в кошку, греющуюся на подоконнике первого этажа, гайку и попал в оконное стекло, осколки которого, "радостно взвизгивая, посыпались на асфальт". Эта кошка Славика давно раздражала...


Рисунок М. Беломлинского к повести Ю. Томина "Нынче всё наоборот" (ж-л "Костёр", 1968 г.).


Улизнув с места "преступления" в парк, он делится с дружком Юркой Карасиком: "Я ее уже сто лет ненавижу! Чего она целый день там сидит? Когда утром в школу иду, мне всегда спать хочется… А она там спит себе спокойненько! Когда из школы иду, мне уроки делать не хочется. А она опять спит, никаких ей уроков делать не надо. Надоела она мне — и все!". Что ж, надо признать, основания у парнишки были серьёзные.


Рисунок С. Спицына к повести Ю. Томина "Нынче всё наоборот" (издание 1968 г.).


Карасик, находившийся рядом со Славиком в злополучный момент "меткого" броска гайки, сразу же огорчил друга, объявив, что удравшего Славку узнала продавщица из углового магазина: "А я его сквозь витрину видела, как он бежал. Это сын Владимира Барышева, диктора с телевидения". Что поделаешь, из-за широкой известности отца стал известен в узких кругах и Славик, которого поклонницы диктора иногда видели рядом с папой.


Кадр из телефильма "С кошки всё и началось…" (1982).



Далее в материале:

• Эксперименты по всасыванию мух плохо кончаются.

• Мир вокруг переполнен учителями.

• Галка сварила старинные папины часы вместе с яйцами (не папиными).

• Гипсовая нога.

• Заговор непослушания.

• Свобода и любовь.

• Славик в чужих штанах.

• Телефильм под названием "С кошки всё и началось…"

• Славкин папа — Юрий Николаев.

• Почудили немножко — и хватит.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aFURB1P4AUWHXmUg


Статья написана 18 июня 17:06

Нашёл у себя ещё один авторский сборник (1968 года издания) Юрия Томина. Сегодня, кстати, 96 лет со дня рождения известного детского писателя Юрия Геннадиевича Томина (1929 — 1997). В книжку с изрядно выцветшим шрифтом вошли две его повести "Борька, я и невидимка" (1962) и "Нынче всё наоборот" (1968). Напишу заодно уж и про них, в дополнение к уже сказанному в предыдущих материалах.



Юрий Геннадиевич Томин (1929 — 1997). Фото из книги Ю.Томина "Карусели над городом" (1991).



По мотивам первой повести из этой книги (см. обложку на фото ниже) в 1962 году была создана радиопостановка, а по мотивам второй — на киностудии "Беларусьфильм" в 1982 году был снят телевизионный фильм "С кошки всё и началось…"



Юрий Томин. Борька, я и невидимка. — Л.: Детская литература (Ленинградское отделение), 1968 г. Серия: Школьная библиотека. Тираж: 200000 экз. Иллюстрации С. Спицына.



Шестиклассник Костя Шмель, главный герой повести "Борька, я и невидимка", большой любитель "плыть против течения". Для Кости не существует авторитетов, он "кожей" чувствует неискренность и несправедливость. Шмель легко ввязывается в споры хоть с ровесниками, хоть со взрослыми, часто "перегибая палку" во время этих жарких дискуссий…



Юрий Томин. Борька, я и невидимка. — М.-Л.: Детгиз, 1962 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрации С. Спицына.



Далее в материале:

• Шмеля могут исключить из школы.

• Невидимка внутри Кости.

• Не все взрослые одинаково полезны.

• Раньше у каждого человека был хвост.

• Преддверие первой любви на строительном кране.

• Кувырки в радиопостановке.

• Очень разные причины слёз Лины Львовны.

• Щупальца осьминога на дровяном дворе.

• Щупальца осьминога на уроке литературы.

• Радиограмму отцу-полярнику пока не отправили.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aE2wEaLy6HuAyJMm


Статья написана 17 июня 13:22

18 июня — день рождения известного ленинградского прозаика Юрия Геннадиевича Томина (1929 — 1997). Два моих недавних материала были посвящены этому детскому писателю: книгам Ю. Томина и фильмам, снятым по его произведениям. Продолжаю развивать тему, связанную с его творчеством.


Юрий Геннадиевич Томин (1929 — 1997).


Первой повестью Юрия Томина, которую прочли советские читатели, была "Повесть об Атлантиде" (1959). Несмотря на многообещающее название, это — не фантастика, хотя элементы необыкновенного в повести присутствуют. Фантастический вымысел сосредоточен в голубой тетради, которую нашёл у своего забора один из трёх основных героев повести — двенадцатилетний школьник Юрка Аленов. "Он поднял ее и на странице, припорошенной влажной землей, прочел первую фразу: «На острове Азорида, на склоне горы, обращенном к морю, стоял всадник, указывающий на Запад…»".


Юрий Томин. Повесть об Атлантиде. — М.-Л.: Детгиз, 1959 г. Тираж: 30000 экз. Рисунки Л. Селизарова.


Я уже отмечал ранее, что голубой — любимый цвет Томина. Писатель часто связывал с этим цветом что-нибудь интригующее: от холодных и пустых голубых глаз владельца миллиона коробков в повести "Шёл по городу волшебник" до голубого луча из "Каруселей над городом", по которому к нам прибывают инопланетные наблюдатели. А началось всё, оказывается, с голубой тетради, ещё в 1959 году, когда вышло первое книжное издание "Повести об Атлантиде". Между прочим, с голубой обложкой (см. фото выше).


Далее в материале:

• Атлантида – страна мечты?

• Школьники ищут затонувшую Атлантиду в Сибири.

• Слепая девочка Лена.

• Называть повести Юрия Томина "весёлыми" я бы не рискнул…

• Другая Лена. Та, которая – пришелица Лжедмитриевна.

• Петля обратного времени.

• Ещё одна Лена.

• Дети-копии безжалостно стёрты…

• Упорядоченность букв алфавита знаменует преобразование хаоса бездуховности в душевную гармонию…

• Последние десять лет жизни Томина: информации нет.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aEgy8YTKHyo53Rmy


Статья написана 7 июня 19:23

С волшебными спичками и их непредсказуемыми хозяевами из фантастической повести Юрия Томина "Шёл по городу волшебник", вызвавшими к жизни множество переизданий этого произведения и даже пару фильмов по его мотивам, мы вроде бы разобрались. Теперь поговорим о двух повестях этого автора, составляющих цикл "Происшествие в Кулёминске", тоже написанных в жанре фантастического реализма. Для начала попытаюсь растолковать, что такое "фантастический реализм" применительно к творчеству Томина. Собственно, писатель сам объяснил творческую манеру, в которой написана первая повесть этого цикла "Карусели над городом" (1979), добавив к её названию слова: "Повесть, в которой правда всё, кроме выдумки".


Юрий Томин. Карусели над городом. Л.: Детская литература (Ленинградское отделение), 1979 г. Тираж: 100000 экз. Иллюстрация на обложке, внутренние иллюстрации Ю. Бочкарева.


То есть, фантастический реализм — это особое сочетание фантастического и реального, характеризующееся тем, что самостоятельный фантастический элемент (объект или субъект) вторгается в наш привычный, обыденный мир, создавая необычные, странные ситуации (примеры фантреализма — роман "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова или повесть Павла Вежинова "Барьер", о которой я недавно писал). Необычные ситуации позволяют писателю (уточню: талантливому писателю) исследовать человеческое поведение под необычным углом, создавая увлекательные, захватывающие и, при всей их фантастичности, очень достоверные произведения. Юрий Томин был талантлив и умело сдабривал свою прозу ненавязчивым юмором, мягкой иронией, отличным знанием психологии героев. Добавлю, что у читателей постарше, открывающих книги Томина, при чтении обязательно включаются ностальгические, но при этом — позитивные эмоции.


Заставка к повести "Карусели над городом" в журнале "Пионер".


Впервые повесть "Карусели над городом" была опубликована в 1979 году в журнале "Пионер" (№№ 4-8). Кстати, автор дал журнальному варианту подзаголовок "Повесть о действительных событиях, придуманных автором". В этом же году отрывок из повести был опубликован в ленинградском журнале "Искорка" (№ 7), а в ленинградском Детлите вышло стотысячным тиражом её первое книжное издание.



Рисунок В. Дудкина к повести Ю. Томина "Карусели над городом" в журнале "Пионер".


В "Каруселях над городом" застенчивый учитель физики Алексей Палыч и склонный к изобретательскому делу шестиклассник Борис Куликов оборудовали в школьном подвале лабораторию-мастерскую. "Жизнь в лаборатории начиналась по вечерам. С наступлением сумерек окна подвала светились голубыми вспышками электрических разрядов, иногда слышалось гудение станка, а те, кто заглядывал в окна, могли разглядеть Алексея Палыча и Бориса, занятых какой-то непонятной работой". Именно в этот подвал инопланетяне засылают с помощью тонкого голубого луча младенца из своего мира (писатель Томин явно неравнодушен к голубому цвету, вспомните его акцент на холодных голубых глазах в повести "Шёл по городу волшебник"). У ребёнка мужского пола, которому на вид месяца четыре, нет пупка, он довольно связно говорит (чего в этом возрасте быть не может), не плачет, не просит есть и растёт не по дням, а по часам.


Читать статью полностью:

• Для начала — о волшебных спичках в фильме "Волшебники" (2022).

• И снова — фантастический реализм писателя Юрия Томина.

• Младенец из чужого мира.

• Карусели человеческих характеров в повести Томина "Карусели над городом" (1979).

• Инопланетянин и девочки.

• Зачем к нам присылали Феликса?

• Телефильм "Летние впечатления о планете Z" (1986).

• Повесть Ю. Томина "А, Б, В, Г, Д и другие" (1982).

• Пришелица Лжедмитриевна.

• Убийственный инопланетный эксперимент.

Полностью статья здесь: https://dzen.ru/a/aD3Rr0USfndMyCQf





  Подписка

Количество подписчиков: 216

⇑ Наверх