Годзилла Минус один Gojira


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Годзилла: Минус один (Gojira -1.0 (Godzilla: Minus One), 2023
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Годзилла: Минус один (Gojira -1.0 (Godzilla: Minus One), 2023

Статья написана 24 мая 10:52

Символ великой бойни, или Порицание суки-войны

godzilla_minus1

1945 год. Япония. Вторая мировая война подходит к концу. Пилот-камикадзе Коичи Сигисима решает, сымитировав неисправность, избежать неминуемой смерти.

После посадки самолета на небольшом островке, Коичи и персонал ремонтной базы сталкиваются с эпичным монстром, похожим на тироназавра-переростка.

Выживший после встречи Сигисима возвращается в Токио, к руинам дома и могилам родителей. Где случайно берет под свою опеку молодую девушку с грудным ребенком.

Проходит несколько лет, и выясняется, что эпичный монстр по фамилии Годзилла, подкормившийся на ядерных испытаниях и выросший до вовсе невообразимых размеров, направляется в Токио. Сражаться с ним особо некому: американцы заняты противостоянием с союзом, японская армия и флот разоружены. Посему за дело приходится браться ветеранам большой войны и лично бывшему камикадзе, заимевшему на Годзиллу большой и острый зуб.


Фильмов про самого известного кайдзю кинематограф подарил нам немало. Вспомним хотя бы самую дорогую серию с лентами 2021 и 2014 годов.

Прошлогодняя японская версия выделяется на их фоне как минимум наличием Оскара за спецэффекты.

Картинка действительно недурна. Запоминаются в первую очередь не общие планы монстра, крушащего города, такого добра мы видели немало в более дорогом исполнении. А длинная сцена, снятая от лица тех, кто находится на улицах этого самого разрушаемого города. Циклопическая фигура над головой, играючи рушащая высотки. Мощь, на фоне которой человек чувствует себя натуральным муравьем. Паника, бессилие, ожидание неминуемой смерти. И вы в центре этого дурдома. Впечатляет.

Качественно смотрится и поединок с «Такао».

Годзилла в молодости, как я уже сказал, чертовски похожа на разожравшегося тирекса. После испытаний на атолле Бикини, по здешней версии ставших причиной мутации, напоминает тяжеленного, обстоятельного, крайне неторопливого робота, целеустремленно прущего к неведомой никому цели (чем его Токио приманил?). При этом почему-то ведущегося на комариные укусы истребителя (помним: в отличие от комара, способного прокусить людскую кожу, пулеметные выстрелы бронированному чудищу вообще не наносят никакого ущерба). А вот в воде чудище смотрится поживее. Еще нам досконально покажут, как зарождается годзиллин тепловой луч.

Хорошо выглядит хитроумная операция по уничтожению монстра. Не просто сперва долго пулять по нему всем, чем можно, потом лихорадочно бегать в ужасе и искать Конга. А применить разум, смекалку, научные знания. Единственное, в чем человек однозначно превосходит кайдзю. Обратится к помощи океана – это «пять».

Идейно Годжира в фильме исполняет две функции. Первая – классическое олицетворение природы. Неостановимое, бесстрастное, безжалостное, с которым практически бесполезно бороться. Можно лишь бежать, молиться, чтобы пронесло, да минимизировать ущерб. Напоминающее разумным хомякам, что они лишь часть этой самой матушки-природы. А насчет царей, хомки, стремящиеся к разуму откровенно погорячились.

Вторая – психологическая, или скорее психиатрическая. Г. здесь воплощение и символ Войны – бессмысленной и беспощадной, никому не нужной (кроме отдельных уродов) кровавой бойни, несущей смерти и разруху. Воплощение кошмаров, жутких психотравм, не дающих ветеранам нормально жить, сводящих с ума, опрокидывающих в алкогольное и наркотическое марево. Всего наихудшего, что остается от войны, дотягивающейся до своих жертв и в мирное время.

Социальных и психологических тем в фильме, как для ленты о кайдзю, на диво много. Ветеранская, раскрывающая зрителя глубины пресловутого ПТСР, с его комплексом вины выжившего, сомнениями в реальности мирного бытия, невозможностью заснуть, жуткими депрессиями. Старающаяся продемонстрировать, что уцелевшим в войнах есть, зачем жить, и необходимо не поддаваться душевному упадку.

Пацифистская – показывающая безумие военных способов разрешения конфликтов. Ведь эта кровавая сука забирает не только миллионы жертв, но и продолжает убивать изнутри тех, кто выжил. Размышляющая о трусости и о самопожертвовании. Выдвигающая смелые для фатлистов-японцев идеи о том, что о том, что семья достаточный повод послать нахрен требующих от тебя новых подвигов, что «те, кто пережил войну, должны жить, а не сдаваться», что «неучастие в войне это то, чем можно гордится», а жить вопреки всему – значит еще раз победить кровавую тварь-войну.

Пройдутся также постановщики по власть имущим, стремящихся все контролировать, манипулировать подданными, затыкать рты народу. А в кризисной ситуации устраняющихся от решения проблем, взваливая их на плечи того самого неоднократно обманутого и выжатого досуха народа. Все в лучших традициях: власти пинают балду, народ борется.

На тему названия: «Япония пострадала во Второй мировой войне, то есть была низведена до нуля. А с появлением Годзиллы страна ушла в минус, что отражается в японском слогане фильма: «Послевоенная Япония. Из нуля в минус». Учитывая финальные кадры, вполне адекватно выглядит и вариант подзаголовка фильма: «версия 1.0». Далі буде.

Не оставят без классических японских особенностей. Как классических: от домиков, где, как и во времена Сегуна, едят и спят на полу. До традиционной вежливости, обращений на «вы» между работягами и поминальных церемоний. Так и послевоенных, в виде разрушенных бомбардировками городов. Домов, строящихся на руинах «из отходов и палок».

А вот актерская игра достоинством фильма не стала.

Специфика восточной актерской школы с ее нарочитостью (хотя многие их ленты уже обходятся почти без этого, вспомним то же Королевство) вылазит в полный рост. Барышни конкретно переигрывают. Сильный пол выглядит чуть естественнее, но именно что «чуть». А удары ГГ лбом в стол с текстом: «простите меня» и вовсе стали апогеем апофеоза. М-да, «Запад есть Запад, Восток есть Восток».

Эрго. Недурная картинка, сильная идейная база, если б актеры познакомились с системой Станиславского, стало бы еще лучше.

Режиссер: Такаси Ямадзаки

В ролях: Минами Хамабэ, Рюноскэ Камики, Сакура Андо, Кураносукэ Сасаки, Мунэтака Аоки, Юки Ямада, Хидэтака Ёсиока, Майкл Ариас, Юя Эндо, Кисукэ Иида





765
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 мая 11:00
цитата
Специфика восточной актерской школы с ее нарочитостью (хотя многие их ленты уже обходятся почти без этого, вспомним то же Королевство) вылазит в полный рост. Барышни конкретно переигрывают. Сильный пол выглядит чуть естественнее, но именно что «чуть». А удары ГГ лбом в стол с текстом: «простите меня» и вовсе стали апогеем апофеоза. М-да, «Запад есть Запад, Восток есть Восток».

А вы не думаете, что они, возможно, так себя ведут и в жизни?)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 мая 12:42
Не ведут. Но мировосприятие сильно отличается. Временами понять логику их решений просто невозможно. Черные ящики, чтоб им...
 


Ссылка на сообщение24 мая 15:51
цитата ЫМК
Не ведут.

А вам откуда знать, как японцы себя ведут?

Давайте рассуждать логически вместе:

1) Японские зрители, режиссеры и кинокритики считают, что японские актеры и актрисы играют хорошо, отображают реальных японских людей, их эмоции и прочее так, как надо.

2) Многие иностранные зрители, которые прикладывают усилия, чтобы японское кино смотреть (его часто и найти сложнее, и субтитры вместо дубляжей) и кинокритики/кинодеятели думают тоже, что японские актеры и актрисы играют хорошо. Награждают японских актеров/актрис и фильмы, где те играют, на международных кинофестах.

3) А вот некоторые люди, довольно многочисленные надо признать, но простые, которые крайне редко смотрят японское кино, потому что потребляют то, что им показывают в киношке ближайшей (а это голливуд и постсоветское кино), и с трудом способны на карте Японию найти и мало что о ней знают — уверены, что японские актеры и актрисы играют как-то нехорошо.

Можем ли мы считать, что именно группа (3) — наиболее объективна и подкована в этом вопросе и мнение этой группы ближе к истине?

Или это всего лишь обыватели с узким кругозором, костные и зашоренные, которые с опаской и в штыки воспринимают все для них необычное и для которых минимальный культурный барьер — непреодолим, потому что им лениво?
 


Ссылка на сообщение24 мая 16:17
А давайте вы не будете рассуждать логически там, где речь идет об эмпирическом опыте.

Будет опыт — вернетесь и обсудим отличия и особенности получения этого опыта и его репрезентативности в отношении отдельно взятых человеческих популяций.
 


Ссылка на сообщение24 мая 16:27
цитата ЫМК
где речь идет об эмпирическом опыте.

Это у вас такого опыта нет, а у меня есть — я по крайне мере уже примерно 25 лет регулярно смотрю японские кинофильмы, телесериалы, телефильмы, телепередачи, документальные фильмы и даже ютубканалы японских блоггеров (блоггерок точнее).

Однако, чувствуется, что вам очень неловко от моего предложения логически порассуждать.

Легкий дискомфорт вы испытали. Вы заподозрили неладное. Почувствовали ловушку, ведь вам придется признать, что малокультурный обыватель, которого его соседи по подъезду подозревают в справлении естественных надобностей в кабинке лифта — лучше разбирается в актерской игре, чем жюри международного кинофества, в какой-нибудь Венеции.
Раз такой обыватель четко знает, что японцы играть не умеют, а жюри не догадывается и награду выдало фильму японскому, где сплошь японские актеры.
 


Ссылка на сообщение24 мая 16:42
Избави боже нас от теоретиков, а с практиками мы уж как нибудь договоримся (с) ...

Хороший сегодня день. Люблю знаете ли, по пятницам читать забавных чудиков, преисполненных собственной значимости. Спасибо Вам милая девушка. Я понимаю, вы не специально, но главное, что в результате получилось очень смешно.
А вы стендапом не пробовали заниматься? Уверен, у вас получится, Вы такая забавная!
 


Ссылка на сообщение24 мая 16:52
цитата ЫМК
нас от теоретиков

Практики в данном случае японцы — это они японское кино снимают и смотрят, деньги заносят.
И эти японцы лишь на смех поднимут иностранного теоретика-ниасилятора японского кино, который там что-то теоретизирует про японцев и японских актеров, мол, что неправильно японские актеры японцев играют.

цитата ЫМК
Спасибо Вам милая девушка.

Значит вы решили, что юзер с ником gnezdiloff и значком ♂ — девушка?

Очевидно, потому что юзерпик этого юзера украшает фото одной из его любимых японских актрис, о чем и надпись соответствующая на юзерпике имеется.

Да, пожалуй, даже у хлебушка больше шансов понять адекватно японское кино, чем у вас...
 


Ссылка на сообщение24 мая 17:27
Ох, да избавьте Вы меня, от проблем Вашей самоидентификации. Хотите считать себя в интернете мальчиком — ваше дело. Да даже если и не в интернете — это тоже ваше право.

цитата
И эти японцы лишь на смех поднимут иностранного теоретика-ниасилятора японского кино, который там что-то теоретизирует про японцев и японских актеров

Вы продолжаете делать мой день! Девушка, но ведь именно этим вы и занимаетесь в данном обсуждении — теоретизируете про японцев и японских актеров на основании их сценических образов. :-)))

Повторюсь — появится у вас опыт общения с живыми, а не нарисованными японцами и нам будет что с вами обсудить. Ну а пока, опять же повторюсь, спасибо за хорошее настроение. :beer:
 


Ссылка на сообщение24 мая 18:18
цитата ЫМК
Вы меня, от проблем Вашей самоидентификации.

Хорошо, тётенька.

цитата ЫМК
теоретизируете про японцев и японских актеров

Вы все путаете, тётенька. Это вы теоретизируете и рассказываете, что японцы не такие, как их показывают японские актеры.

Я вам предложит логически порассуждать, мол, кому виднее — японцам, которые снимают кино и смотрят или постсоветским тётенькам, которым японское кино вообще непонятно, но вы стразу занервничали и слились.
Очевидно, вы считаете, что тётенькам нельзя предлагать логически рассуждать, ведь тётеньки живут эмоциями и эмпирическим опытом, то есть чем-то пропущенным через тётенькины чувства и личный опыт общения с другими постсоветскими тётеньками и выслушивания их мнений о японцах, которых они тоже не видели.

P.S.
К слову, даже страшно представить, что именно получает через свои чувства тётенька, которая даже надпись на чужом юзерпике неспособна прочувствовать и понять. Ведь глаза и прочие органы чувств к головному мозгу подключены и там обрабатываются — если там горький катаклизм, то эмпирический опыт получается качества соответствующего.


Ссылка на сообщение24 мая 12:16
После множества супергеройских фильмов, простое героическое кино весьма впечатлило.


Ссылка на сообщение24 мая 12:49
цитата
Барышни конкретно переигрывают. Сильный пол выглядит чуть естественнее, но именно что «чуть». А удары ГГ лбом в стол с текстом: «простите меня» и вовсе стали апогеем апофеоза.

Это явление того же порядка, что и танцы в индийском кино. Отголоски культурных традиций ... если бы в Древней Греции было кино, то все актеры играли бы в масках.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 мая 15:23
цитата ЫМК
Отголоски культурных традиций


Тоже думаю, что в культуре дело. Трудно людям, выросшим на голливудском кино-фастфуде примитивном, адекватно воспринимать актерскую игру нормальную в нормальном кино, например японском.
 


Ссылка на сообщение25 мая 17:06
Наблюдаю за вашими прыжками по японским темам с попытками разжечь флейм. Интересный вы товарищ. Продолжайте.
 


Ссылка на сообщение25 мая 22:33
цитата demon2596
за вашими прыжками по японским темам с попытками разжечь флейм.


«Прыжками» вы называете, чтобы разжечь флейм, то что я люблю японское кино и охотно вступаю в разговоры о нем.

А есть у вас какие-то замечания по поводу моих аргументов?
Или все дело именно в том, что вам нечего возразить по существу дела?
 


Ссылка на сообщение26 мая 16:24
Возразить?! Я вас полностью поддерживаю.:-D


Ссылка на сообщение24 мая 15:26
За долгое время наконец-то сняли приличный фильм про Годзиллу, претензий к актерам не понимаю, видимо особенности восприятия.


Ссылка на сообщение24 мая 15:36
цитата imra
Барышни конкретно переигрывают.

Очень мне странно такое слышать. Актерская игра Минами Хамабэ тут просто великолепна, на мой взгляд.

Да и вот, если обратиться ко мнению людей, понимающих японское кино явно лучше любых обывателей и обывательниц с других концов планеты — посмотреть на премию Японской киноакадемии (Japan Academy Film Prize)

Минами Хамабэ, игравшая главгероиню, номинировалась на «Лучшую актрису» за роль в данном фильме, а Сакура Андо, игравшая тут соседку, на «Лучшую актрису второго плана» и награду получила.

Особенно иронично то, что та самая Сакура Андо получила и «Лучшую актрису» в этом году, но за другой фильм, где играла уже главную роль.

Может вы просто не очень понимаете японское кино и к японским актрисам вы не очень-то объективны или даже очень необъективны? Ведь они так не похожи на привычных вам с детства актрис голливудских.


Ссылка на сообщение25 мая 07:27
А мне очень понравился ! Близкий к «классике» фильмов о Годзилле. Отличная игра актёров. Ещё и музыкальная тема взята из фильма 1954 года, что несомненно добавило «шарма». И драматическая составляющая не подкачала: война, разруха, голод, любовь, вера, сомнения, вина... В целом, пожалуй, лучший фильм о Годзилле за последнее время ! И заступлюсь за японских актёров. Дело в том, что японская театральная школа довольно специфична и своеобразна. И её традиции возникли задолго до Станиславского. Поэтому и такая большая разница с европейским и американским кино. В японском кино у актёра должна быть богатая жестикуляция, выразительный голос. Поэтому, неподготовленному зрителю и кажется, что актёры копируют героев «аниме». На самом деле — всё с точностью до наоборот.


⇑ Наверх