Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 апреля 2023 г. 11:05

Разговор о людской природе, или Злая сказка

Vedma

Начало 17 века. Новая Англия. Жизнь Уильяма с семейством в пуританской общине не задалась. Дошло до изгнания.

Благо свободной земли вокруг навалом. Уильям, его жена и четверо детей ставят ферму на краю леса, и принимаются за хозяйство. Дела идут не очень. Неурожай.

Вдобавок исчезает новорожденный сынишка, за которым присматривала старшая дочь Томасин. Отец винит волков. Но все чаще в души семейства закрадывается подозрение, что виноваты отнюдь не серые хищники.

А самая натуральная ведьма.


Роберт Эггерс — автор эстетского изучения мужской натуры и предтечи Гамлета, начинал свое полнометражную карьеру постановщика путешествием в мрачные дебри Новой Англии.

«Маяк» не был классическим хоррором, The VVitch, что характерно, также им не является.

Перед нами психологическое исследование людской природы с легендами, суевериями-забобонами, фанатизмом, слепой верой. Сдобренное мистерией зла.

Скримеров, тяжелого саспенса, напряженных моментов, привычных нам по фильмам ужасов, от Ведьмы ждать не стоит. Лично меня «дернуло» один единственный раз, во время поцелуя. Все остальные элементы картины вряд ли напугают искушенного зрителя. Но, похоже, Эггерс и не ставил себе это за цель.

Постановщик решил поговорить о Человеке. Точнее человеке. Простом жителе Земли , условно предрасположенном к разуму. О его гордыне и тщеславии. Отношению к не таким как все. Фанатизме. Безоглядном доверии авторитетам. Слепой вере и зрячем недоверии. Готовности легко и просто назначить другого человека исчадием Зла. Искажении божьего слова. Ссорах, злобе, направленной на самых близких людей. Боязни неведомого. Дурной людской природе. Грехе. Зависти. Воспитании. Неуместных детских шутках.

Да, речь постановщики ведут вроде как о пуританах 17 столетия. Но вы думаете, что в цивилизованном 21 веке мы сильно от них отличаемся?

Паника, наивная вера словам сильных мира сего, неуемное желание безопасности, готовность обрушиться на ближнего, имеющего иную точку зрения, желание рвать глотку за эфемерную идею. Ничего не изменилось.

Разговор вышел впечатляющим, но проникнутым духом фатализма. Его воздействие нивелируется тем, что герои при любом своем поведении не могли ничего изменить. Даже будучи великими просветленными. Коими они аж ни разу не были. Ведь для спасения семейства требовались не молитвы, а коренное изменение характеров, признание своих недостатков, желание и готовность их исправить. В первую очередь со стороны супруга.

Впрочем, это может быть авторской фишкой – рыпайся, не рыпайся, все равно без шансов.




Статья написана 21 апреля 2023 г. 12:06

Крестовый поход в небеса, или Огнем и мечом

dominium mundi_dve

23 век. После Войны одного часа, ставшей концом привычной цивилизации, на Земле воцарилась Новая Христианская империя. Держава под знаком Христа, созданная папой Урбаном IX. Держава, вернувшая в строй феодальные порядки и истовую любовь к Господу. Держава, несущая свою власть соседям огнем и мечом.

И не только на Землю.

Но и на планету Акия Центавра, где во время миссионерского полета была обнаружена разумная жизнь, а также христианский храм и останки человека, который ученые признали принадлежавшими самому Иисусу Христу!

Однако местные жители почему-то не были настроены спокойно признать права НХИ на их дом. И вот уже к Акия Центавра отправляется огромный звездолет, полный фанатичных крестоносцев, жаждущих доказать глупым аборигенам законность прав Ватикана на новую Землю Обетованную.

Как и полагается – огнем и мечом.

Но все ли пройдет так гладко, как хочется паладинам нового Крестового похода?


Крестовые походы время от времени вдохновляют авторов фантастики на свеженькое обыгрывание темы путешествия за гробом Господним. Вспомним хотя бы Бэккера с его Тьмой.

Франсуа Баранже, более известный как иллюстратор и графический дизайнер, в своем главном прозаическом произведении создал натуральный оммаж Первому крестовому походу и поэме 16 века Торквато Тассо «Иерусалим освобожденный».

Герои Dominium Mundi не просто отправляются в поход на освобождение гроба Господня из рук коварных иноверцев/инопланетян. Вся верхушка крестоносцев носит имена членов похода 1096 года. Папа Урбан, Петр Пустынник, папский легат Адемар Монтейльский, Годфруа Бульонский, Боэмунд Тарентский, его племяш Танкред, Гуго Вермандуа, Раймунд Тулузский. Ах какие люди, что вы! Разве что Роберта Дьявола, нормандского герцога, я в их компании 11 века не припомню.

Каким образом спустя тысченку с лишним лет создалась столь невозможная ситуация (причем, ребята вроде не в ролевые игры играют, когда обзовись хоть груздем — твое дело; да ну ладно, неужто таки…!), оставим на совести автора.

Как и тенденцию к реанимации феодальных отношений, цветущих в НХИ в полный рост.

Тут вам и возрождение монархии, и герцога с графьями, и персональная верность сеньору. И беспредел более сильного феодала по отношению к более слабому, благо хоть военные конфликты меж аристократией папа строго-настрого запретил.

В чем тайный смысл выкапывания гниющего трупа феодализма, кроме чесания по пузику самолюбия новоявленной элиты – неясно. Тем паче, что в книге прямым текстом сказано, что все аристократичные хлопцы – новоделы, а исключения лишь подтверждают правила, к примеру, Тенкред представитель «одного из редких родов, чьи корни уходят во времена до Войны одного часа». Хотя возможность предложить нужному человечку стать не банальным министром, а цельным герцогом – дорогого стоит.

Как и непонятно откуда взявшийся молодецкий задор угасающей уже к 21 веку европейской цивилизации. Прецедентов возрождения государственной структуры, настолько плотно утратившей агрессивность, тягу к завоеваниям и активным свершениям, в мировой истории мне не встречалось. Да, в случае опасности случались всплески активности и у дряхлых империй, почивающих на лаврах сотни лет, однако чаще всего это оказывались разные формы предсмертной агонии, порой растягивающейся надолго. Откель пассионариев набрали, товарищ Урбан?

Ближе к завершению второго тома автор исторической лекцией пытается дать ответы на эти вопросы. Кое-какие ответы даже можно принять. Но далеко не все.

При этом развитие технологий в мире Баранже на уровне.

Циклопический звездолет со статуей святого Михаила на носу, вмещающий миллион (!) человек. С обширными парками, большими куполами для тренировок, гравитационными арками, похожими на контрфорсы готического собора. И вишенкой на торте – копией ватиканского Собора святого Петра в натуральную величину (разве что башенку пришлось подрезать, чуток не влезала), рассчитанный на 60 тыс народа. Гигантомания в действии.




Статья написана 19 апреля 2023 г. 10:45

Затерянная планета, или Прогулки с динозаврами

65

Невообразимо далекое прошлое. Примерно 65 миллионов лет до возникновения человечества. Но во вселенной разумная жизнь буяет. Что характерно, ее представители ни капли не отличаются от гомо сапиенсов. Ни внешностью, ни речью. И даже активно изучают окружающий космос.

Один из таких разведчиков, пилот Миллс, отправляясь в двухгодичный полет, был полон надежд и планов.

Однако случайная встреча с метеоритом — и вот уже Миллс и единственная выжившая из пассажиров оказываются на доисторической Земле. Полной кровожадных динозавров, крупных насекомых, токсичных плодов и прочих прелестей.

И как вскоре выясняется, плотоядные твари не самая большая проблема нашей парочки.


Неровная лента, изрядно напоминающая семейный междусобойчик Смитов.

С одной стороны нам покажут Землю до начала времен, проведут прогулку с чудовищами, подарят несколько качественных с точки зрения драматургии сцен. С другой – при вменяемом хронометраже в полтора часа, лента все равно производит впечатление затянутой, герои напрочь лишены шлейфа роли, регулярно позволяют себе предаваться рефлексиям и разговорам в напряженные моменты. Чем изрядно ломают темпоритм фильма, снижая накал событий.

Цифры 65, фигурирующие в названии, обозначают 65 миллионов лет до появления человека.

Разыграна картина на двоих, как «гусарик» при скорбном отсутствии третьего товарища.

Ведущая роль у Адама Драйвера. Несмотря на спорный образ Рена, Адам сильный лицедей, и попервой в 65 складывается впечатление, что постановщики и вовсе замахнулись на моноспектакль типа Коллектора или Виновного. Довольно быстро, правда, создатели пугаются такого замысла, начиная активно подсовывать Драйверу спецэффектные костыли, предмет заботы и активную подтанцовку в лице динозавров.

Как я уже сказал, персонажу не соизволили выдать предысторию, познакомив нас лишь с одним (пускай и сюжетообразующим) аспектом его прошлой жизни. Искренней любовью к больной дочери. Аспект немаловажный, но жизнь взрослого мужчины не может состоять из единственного, пускай и сильного чувства.

Миллс – парень крепкий (гвозди бы делать из этих людей), явно принадлежит к породе овчарок – людей, которым требуется тот, о ком можно заботиться. При наличии подопечного наш пилот готов горы свернуть. А в одиночестве способен изрядно погоревать, и даже задуматься о суициде. Правда, ненадолго. Жаль, свой образ Адам решил создавать при минимальной помощи эмоций, явно ориентируясь на непоколебимых героев вестернов.

Вторая часть квартета 9-летняя Коа (Гринблатт ) по примеру Новостей серьезно ограничена в коммуникативных навыках, но каши не портит. Непослушная девчонка, изначально настороженно относящаяся к огромному Миллсу. Позволяющая себе поозорничать, подразнить напарника. Со временем признающая в нем Защитника и фактически родителя.

Сердобольная, чувствительная, с большим сердцем, не готовая к первобытной жестокости Третьей планеты. Где-то пугливая, замыкающаяся в себе, замирающая от ужаса. Где-то отважная, к финалу даже спасающая пилоту жизнь.




Статья написана 17 апреля 2023 г. 11:23

«Совпадений не существует», или По заповедям Гарри

Bjuro_mag_uslug

Пол Карпентер – обычный юноша с обычными для его возраста проблемами. Съемное жилье, отсутствие планов, постоянного дохода и девушки, размышления над дальнейшей судьбой.

И главное – нужда отыскать работу, чтобы не вылететь на улицу и избежать необходимости, поджав хвост возвращаться к родителям.

Отправляясь устраиваться баристой, Пол случайно оказывается на собеседовании в таинственной фирме, главный босс которой берет парня на должность стажера.

Чем занимается контора абсолютно непонятно, но выглядит происходящее «все страньше и страньше».

И, похоже, что Пол устроился не в обычную, пускай и крутую фирму, а в самую настоящую обитель колдунов.

У которых на Карпентера имеются свои планы.


Свеженькое городское фентези без особых претензий? Поглядим.

Лента действительно не стремится к статусу «одной из лучших», но способна порадовать милой британской атмосферой, иронией над офисными сотрудниками и некоторыми актерскими работами. Особенно стариков-разбойников.

Фильм снят по книге «Переносная дверь» из фентезийного цикла британца Тома Холта. Цикл насчитывает семь томов – не исключено, что: «парни, нас ждет вторая серия».

Первая скрипка тут у Хамфри (Вальц). Пышущий энергией и злым задором «биг босс». Покровительственно-снисходительный, ироничный, способный на задушевный разговор и серьезное давление.

Приметивший юного стажера, поручивший ответственное задание. Придумавший гениальный план «Мелкий шрифт», открывающий перед компанией и ее клиентами поистине безграничные возможности.

Мотивация Хамфри, будем честными, не поражает, но это проблема свойственная далеко не только The Portable Door.

А еще мы получим двух Вальцев по цене одного.

Его верный помощник Таннер (Нил). Ехидно-саркастичный начальник среднего звена. Эксцентричный самодур, давлеющий над подчиненными, считающий их незначительней пылевых клопов. Скрывающий внутри некислого размера сюрприз.

Ветеранам актерского цеха откровенно в кайф изображать старейшин и повелителей корпоративного стада, властителей дум и душ, влияющих на судьбы и жизни людей.

Отдельное спасибо за Графиню (Отто). Ее тут негусто, но увидеть нашу почетную Эовин всегда приятно.




Статья написана 10 апреля 2023 г. 12:57

В эфире по расписанию, или Магистральное расследование

renegat

На первый взгляд магистр Филипп Олеандр вон Черен, отправляющийся принимать кафедру в университете св. Иоганна, не представлял собой ничего особенного. Да, лиценциат, да, ритуалист, способный работать с эфиром. Но таких в мире хватало.

На самом деле с целью поездки Филиппа было все не так просто. А что уж говорить о деле, в которое Черен ввязался по дороге! Расследовании, объединившем невозможное: усилия Вселенской комиссии по этике и Кабинета бдительности. Могущественных имперских «контор», весьма недолюбливающих друг друга.


Мое знакомство с творчеством Корнева происходило в два этапа. Первым мне в руки попался его дебютный «Лед» (2005), и оставил паршивое впечатление. Однако потом я случайно взялся за написанный спустя десятилетие «Сиятельный». Похождения Леопольда Орсо можно было читать – Корнев, как писатель прилично вырос.

И вот очередной цикл плодовитого челябинца. Напоминающий одновременно «Стража», книги Поповой , Скирюка и Пекары.

Перед нами мир, взявший многое от Рима и Византии, но больше всего слямзивший у Священной Римской империи. Лоскутная держава, состоящая из королевств, герцогств, княжеств, марок, вольных городов и тп. Окруженная неприятелями, считающая соседей еретиками или язычниками, с нобилями и церковниками, грызущимися за власть. Император, бодающийся с советом курфюстов, считающим его лишь «первым среди равных». Всевластные епископы и графья, творящие у себя, что левая нога пожелает. Заставы на границах удельных владений, полные парней, стремящихся сшибить деньгу с перехожих. Наемные роты ландскнехтов с гордыми названиями. Ересь и бунты в провинциях. Выказывающие свою независимость университеты. В общем, все как полагается в период европейского позднего Средневековья.

Однако имеется у мира Ренегата и серьезное отличие от нашего – небесный эфир. Нечто, пронизывающее все сущее, разливающееся вокруг, позволяющее обладающим даром творить натуральные чудеса.

Колдовская система цикла представляет собой сплав ритуальной магии с тщательно вырисованными колдовскими пента и гексаграммами, дополненными второстепенными фигурами и вспомогательными символами, внимательно ориентированными по сторонам света, учитывающими определенную высоту светил (прям дядькой Папюсом повеяло). Использование непременных колдовских жезлов или зачарованных драгоценностей. Различных трав, их ароматов при сожжении. Заклинаний, как то усыпления или паралича – которые хороший мастер может разрушить или перенаправить. Порой легким движением руки. По большей части это касается истинных магов, в отличие от ритуалистов, способных творить чудеса усилием воли, работая с эфиром напрямую, без помощи приспособлений или девайсов.

А ведь есть возможность видеть эфирные тела сквозь препятствия, наводить и снимать порчу, отклонять арбалетные болты усилием воли, ставить ментальные щиты и еще множество полезных в быту вещей.

Ничего особенно оригинального, однако смотрится магия «Ренегата» гармонично и вполне корректно. Прелести системе добавляют научные труды по тайным искусствам, частенько попадающиеся на пути героев. Лекции по нюансам использования колдовского дара. Описание работы с эфиром от первого лица ГГ.

И, безусловно, Запределье. Потустороннее измерение, полное различных недружелюбных сущностей, от призраков умерших и эфирных червей до князей этого места (они же некогда древние волшебники) и падших ангелов.







  Подписка

Количество подписчиков: 132

⇑ Наверх