Роберт Блох Семь стадий


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > Роберт Блох "Семь стадий фэндома"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роберт Блох «Семь стадий фэндома»

Статья написана 17 июня 14:34

Роберт Блох (Robert Albert Bloch, 5 апреля 1917 — 23 сентября 1994) — американский писатель-фантаст, родился в Чикаго, штат Иллинойс. С детства увлекался мистическими и фантастическими рассказами, читал десятки журналов на эту тему, пробовал писать сам, и даже переписывался в Лавкрафтом. Влияние затворника из Провиденса на формирование жанра ужасов велико и неоспоримо, Роберт Блох тому яркое подтверждение. Первые литературные опыты Роберт Блох рассылал во всевозможные журналы и газеты, и редакторы, испытывая в определенной степени дефицит рассказов, периодически печатали небесталанного юношу. За первые десять лет своей литературной деятельности Блох опубликовали около сотни рассказов и заметок в любительских и полупрофессиональных журналах, выходивших по всей Америке силами энтузиастов, печатавших свои издания на светокопировальных аппаратах тиражами по 50, 150, 250 штук. До мирового признания было еще далеко, Блох был рядовым клерком в рекламной отрасли, в свободное время колесил по США, посещая разные конвенты и литуратурные сборища, писал урывками прозу, читал фэнзины и писал статьи о книгах и фильмах, активно участвовал в жизни американского фэндома. В какой-то момент он наелся тусовочной жизни и написал этот едкий пасквиль про фэнов. Который всё равно был опубликован в самодельном малотиражном фэнзине. Ну а кому еще это можно понять как не фэнам? Людям со стороны всё это слишком играбельно.



Фэнзин «The Fanscient» № 6, зима 1949 года, где на страницах 4–6 была опубликована статья Блоха "Семь стадий фэндома"



Семь стадий фэндома

Одним из профессиональных рисков для автора фэнтези (наряду с язвами, ссорами с кредитными компаниями и шизофренией) является постоянное влияние фэндома. Годами я не высказывался на эту тему (я далек от того, чтобы кусать руку, которая меня кормит, пусть даже и скудно), но всегда приходит время, когда правда должна быть явлена. Ко мне это время пришло вчера. Я сидел у камина, слушая жену и, как обычно, кивая, когда в комнату вошла странная, закутанная с ног до головы фигура в вуали.

— Яви! — завопила она. — Яви!

— Кто, скажите на милость, — вежливо осведомился я, — вы такая, черт возьми?

— Я — Истина, — ответила фигура в вуали, — и я взываю к Высказыванию, которое не смогло прийти сегодня вечером, и, кроме того, у него болит горло.

— Это очень интересно, — задумчиво произнес я, откидывая вуаль, под которой обнаружилась моя дочь. — А теперь будь так добра, уберись отсюда, поскольку я приступаю к делам, а именно к статье о Семи Стадиях Фэндома. Целью моей было и остается обсуждение странной метаморфозы, произошедшей с характером, личностью, устремлениями и отношениями Обычного Фаната и наблюдаемой мною на протяжении многих лет. Эта обзорная статья не имеет абсолютно ничего общего с «семью возрастами человека» Шекспира, за исключением, пожалуй, того, что мы с Шекспиром оба писатели.

Но хватит отвлекаться. Работать и мыслить пора.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ ФЭНДОМА

это Статика, стадия покоя или читательского интереса. В этот недолго длившийся период наш начинающий фанат покупает несколько журналов в жанре фэнтези, вирда или НФ и читает их от корки до корки. Я знаю, что некоторые из наиболее пресыщенных и искушенных фанатов будут оспаривать этот факт, но могу поручиться, что именно оно и было — все происходило у меня на глазах. Я утверждаю, что на первом этапе фанаты действительно читают журналы.

ВТОРАЯ СТАДИЯ ФЭНДОМА

идет едва ли не по пятам за первой. Это стадия хироспастики, характеризующаяся Писательскими Спазмами, во время которой фанат-неофит начинает писать письма в профессиональные журналы, комментируя рассказы и призывая редакторов выбросить все, кроме баек Каттнера.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ ФЭНДОМА

характеризуется тем, что теперь увлеченная жертва отправляет письма непосредственно в редакцию, своим любимым авторам (кроме Каттнера, большинству фанатов, похоже, нравятся Льюис Паджетт, Кит Хэммонд, Лоуренс О’Доннелл, Уилл Гарт, Хадсон Хастингс, Пол Эдмондс и им подобные). В этих письмах читатели просят автографов и положительных комментариев к опубликованным работам, а также предлагают сотрудничество в переработке их собственных сочинений или совместном создании новых.

ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ ФЭНДОМА

представляет собой решающий этап в его развитии. Он характеризуется случайным просмотром фанатского журнала, за которым быстро следуют высокая температура, бред и мельтешение в глазах — последнее вызвано неправильной мимеографией журнала. Вслед за этим, обычно без паузы, так и не поправившись, пациент переходит непосредственно к очередной фазе.

ПЯТАЯ СТАДИЯ ФЭНДОМА

состоит в том, чтобы издавать свой собственный фанатский журнал и безжалостно распространять его по всему фанатскому миру. Учитывая, что фанат продолжает писать редакторам, читать фанатские журналы, писать авторам и писать фанатские журналы, времени на профессиональные журналы у него не остается абсолютно. Да если бы он и читал их, это было в пустоту. Потому что теперь он полноценный фанат на гребне карьеры и вступает в шестую стадию, которая почти неизбежно ведет к летальному исходу.

ШЕСТАЯ СТАДИЯ ФЭНДОМА

характеризуется «лихорадкой присоединения», известной также как симпатическое стадное заблуждение или массовая истерия. В таком состоянии фанат вырывается на волю и встречается с другими страдальцами. Он организует, собирает и созывает. Иногда он даже составляет уставы. Его навещают фанаты. Он навещает фанатов. Не успев опомниться, он вступает в личные или литературные контакты с десятками других людей и одновременно участвует по меньшей мере в восьми ожесточенных распрях.

Как только эта стадия достигнута, пути назад уже нет. Остального уже не избежать. Остается только…

СЕДЬМАЯ СТАДИЯ ФЭНДОМА

балансирующий над бездной фанат представляет собой поистине жалкую картину: карикатуру на некогда здорового и счастливого 12-летнего мальчика. Он больше не может читать профессиональные журналы, потому что он и его коллеги-фанаты знают: это — дерьмо. Он больше не может писать в редакции, потому что редакторы его злейшие враги. Он расплевался с профессиональными авторами, которые отказались сотрудничать с ним в создании его эпопей. Он больше не находит времени на чтение фанатских журналов и даже получает их совсем немного, потому что его вычеркнули из списков рассылки. Он даже не тянет больше свой собственный фанатский журнал, потому что отправлять его некому — он со всеми рассорился и разошелся даже с личными контактами из-за долгих, ожесточенных споров о Шейвере, «The World of Null-A» или «Ghu-Ghu».*

Отступить невозможно. Остается только сделать решительный шаг — в пропасть. Он достиг СЕДЬМОЙ СТАДИИ. Он ненавидит фантастику, ненавидит читателей фантастики, редакторов, авторов и читателей фантастики и теперь в его распоряжении только одно средство: стать издателем фантастики. И он это делает!

Что еще можно сказать? Мораль слишком очевидна. Если среди вас есть те, кто находится на какой-либо из предварительных стадий, не обманывайте себя. Покайтесь сейчас, пока еще не поздно. Поверните назад, я вас умоляю! Станьте агентом, станьте профессиональным автором, станьте кем угодно, но сделайте это сейчас, пока еще есть время и надежда.

Но... если, несмотря на все мои просьбы, предостережения и уговоры... вы поддадитесь и достигнете этого фатального, последнего СЕДЬМОГО СОСТОЯНИЯ...

Тогда свяжитесь со мной. У меня завалялось много всякой всячины, пригодной для публикации в виде книги.



-------------------

*) Роман «Мир Нуль-А» (1945) А. Э. Ван Вогта широко известен. «Гу-Гу» – ложное божество раннего фэндома научной фантастики; бог фэнов. Гу-Гу — это монстр с телом жука, живущий на солнечной стороне Вулкана, который телепатически управляет зомби по имени Дональд Уоллхейм. Иногда самого издателя Уоллхейма, основателя DAW Books, считают Гу-Гу. Миф придуман 6 августа 1935 года, описан в книге Д. Б. Спира «Фанциклопедия» (John Bristol Speer “Fancyclopedia”, 1944) как часть религии гугуизма.



Для представления об общем уровне полиграфии американской любительской прессы представляем типичные обложки фэнзинов 1940-1950-х гг.

Роберт Блох за пишущей машинкой, фотография периода 1950-х.:





936
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 июня 15:25
Ваще. Книгу еще не забрал на почте, но заберу и даже — весьма вероятно — прочту,
как и многие аналогичные ранее. Роберт Блох на фото напомнил мне одного моего знакомого.


Ссылка на сообщение17 июня 17:15
«Байки Каттнера» у нас, кстати, активно издают. Чего о самом Блохе не скажешь. Хотя может когда-нибудь у той же Азбуки и увидим том, а то глядишь и два, рассказов. К. Э. Смита ведь дождались
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 17:42
Правообладатель какое-то время назад не сотрудничал.
 


Ссылка на сообщение17 июня 17:47
Ну, в малотиражках ведь выпускали. Или там пренебрегали авторским правом?
 


Ссылка на сообщение17 июня 17:49
Малотиражки — контрафакт в большинстве своем.
 


Ссылка на сообщение17 июня 17:50
Ясно)
 


Ссылка на сообщение17 июня 17:47
Скорее «Рипол», это их вкусовые пристрастия.
 


Ссылка на сообщение17 июня 17:49
Они пока что больше по предшественникам ГФЛа идут
 


Ссылка на сообщение17 июня 17:53
Вот как всех предтечей напечатают, посмотрят на современников и продолжателей :)
 


Ссылка на сообщение17 июня 18:09
Так на продолжателей нужно права покупать.. У них же другая экономическая модель..
 


Ссылка на сообщение17 июня 18:30
Лет семьдесят печатать будут предков ГФЛ, как раз естественным путем пройдут сей путь.


Ссылка на сообщение18 июня 02:10
Что характерно, у нас, в старом советском фэндоме 70-х — 80-х годов, все эти стадии американского фэндома не работали. А если точнее, они были совершенно другие. По вполне понятным причинам. И только где-то с начала 90-х начало наблюдаться некое совпадение этих стадий. Но и всё равно — не в таких объёмах, как в Штатах. Всё это можно было бы сформулировать в отдельном материале, да только лень...)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июня 11:12
Да вот изумлением было узнать что один из первых фэнзинов — «Гусли кота Василия» — существовал аж в 1966 году, в Свердловске. Один выпуск всего. Потом в 1978 в Новосибирске появляется альманах ежегодный.

цитата
в 1966 году Виталий Бугров на пишущей машинке напечатал два выпуска стостраничного журнала «Гусли кота Василия», который можно по праву считать первым советским фэнзином. В нем были напечатаны статьи и рассказы членов возглавляемого им клуба. И в том же 1966 году Бугров начинает работать в редакции журнала «Уральский следопыт», сначала литсотрудником, а затем уже заведующим раздела фантастики.
В 1967 году в журнале «Уральский следопыт» он создал отдельную рубрику под названием «Мой друг фантастика» и вплоть до 1970 года практически единолично писал для нее статьи, очерки и небольшие заметки, которые зачастую выходили без указания авторства.
  https://archivsf.narod.ru/1938/vi...


То есть временной интервал огромный, число издателей крохотное, совсем всего мало.


Ссылка на сообщение18 июня 06:38
Что же это за фэн, который не токсичен?
Ответ в статье Блоха — 12-летка, скупающий, что тиснут профи и не смеющий анализировать продукт. Ага.
И что Каттнер во всех ипостасях инициирует фанство, не Азимов, не Хайнлайн... Никому не нужен Левша Фип? Обида на ДЕЙСТВИТЕЛЬНО даровитого соавтора?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июня 11:07
НФ он вообще стороной обходит.
 


Ссылка на сообщение18 июня 19:28
цитата С.Соболев
НФ он вообще стороной обходит.
Кха
цитата С.Соболев
Роман «Мир Нуль-А» (1945) А. Э. Ван Вогта широко известен.
 


Ссылка на сообщение18 июня 20:04
Я в целом про книгу «Восьмая стадия фэндома».


Ссылка на сообщение18 июня 07:18
В «Страж-птице» примерно такая же статья была о русском фэндоме, возможно даже не одна. Или ещё в каком-то другом фанзине типа «Оберхама». Вплоть до деления на стадии и описания оных
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июня 11:05
Когда я читал этот сборник, у меня за спиной летала Страж-Птица Горнова.


Ссылка на сообщение18 июня 07:54
Эссе написано гораздо интееснее, чем, собс-но, фантастические произведения Блоха.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июня 11:07
Да, эссе интересные, живые. Про кино у него интересно — не просто отрабатывает номер (вот я посмотрел фильмы, вот вам пересказ), а переживает за деградацию кинофантастики и объясняет почему дрянной кинематограф отвращает людей, не читающих фантастику, от попыток чтения фантастики, в которой вообще-то полно интересных книг.
 


Ссылка на сообщение18 июня 11:22
То есть, кинематограф уже в 40-50-е деградировал и «раньше было лучше»?
 


Ссылка на сообщение18 июня 11:31
Нет, сразу всё снимают как для дураков.
 


Ссылка на сообщение18 июня 19:29
Тогда точно про Хайнлайна


⇑ Наверх