Андрей Петров Exodus


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Shean» > Андрей Петров: Exodus Dei
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Андрей Петров: Exodus Dei

Статья написана 9 июля 18:27

С таким Богом лучше остаться атеистом...

Exodus dei


Книга предложена как сложная, навороченная и требовательная.

Ну, она да, навороченная требовательная. Но проблема вообще не в том. Мало ли я читала требовательных книжек.

Сюжетно она выглядит так: на планете, где живут довольно-таки бессовестные в смысле доктора Менгеле инопланетяне, неожиданно портится большая совсекретная тюрьма и из нее начинают разбегаться совсекретные зэки. С огоньком, притопами и прихлопами, отчаянно мешая друг другу, создавая случайные и неслучайные союзы друг с другом, с местными силами правопорядка и присланным со всем разобраться спецназом (с которым тоже все непросто). По ходу действия нарисовываются боги, богини, богоподобные и Бог, которым всем в этой каше тоже что-то надо.

Инопланетянской цивилизации настает убедительная и почти тотальная крышка, тут же выводится новая и поначалу даже еще более бессовестная цивилизация — экшна залейся.

Наконец зачистка окончена с очень условным успехом, все разлетаются по выяснившимся очень непростым делам.

Вторая часть. На планете Земля, в примерно наше время, на ангелов и демонов, которые почти что (если не очень внимательно всматриваться) православные, нападают страшные ебаки из предыдущей серии. Ангелы, архангелы, силы, престолы, серафимы, херувимы и все кто там еще положено на обоих векторах отбиваются, неся потери, но к ним приходит неожиданная помощь. Происходит длинная религиоведческая лекция.

Конец.

Итак, введение в суть дела окончено, начинаю ругаться. Для полноценной художки, в норме вещей, всегда более или менее задействовуются оба регистра — и интеллектуальный, и эмоциональный. Нам должно быть и любопытно, что там вообще происходит, и волнительно (я нарочно это слово использую) за персонажей. Иначе персонажи были бы и не нужны, можно было бы просто отчеты писать. И вот чтобы человек волновался за персонажа, ему этого персонажа надо как-то отрезонировать. И именно этому уделено преступно мало сил. При том, что структурно сюжет этому абсолютно не препятствует. Напихать супружеского разговора пары клидийцев, чтобы показать, как они друг друга любят, берегут и еще надеются растить детей, причем ДО того, как они начнут заливать ядами и гравиволнами город вокруг. Или какие-нибудь размышления Хана, коррелирующие с образом мышления нормального немолодого военнослужащего, типа "полирую броню, вспоминаю шутки с сослуживцами, мечтаю об увольнительной". Немного помогает в этом смысле труд Предельной, когда она вылезает из тюрьмы — ей сочувствуешь, нормальное дело! Как не посочувствовать той, кого держат как источник убиваемых клонов! Но там тут же ей оторвало половину щупалец, сообщили, что клетки у нее разумные, ну что ж, померли так померли, она погоревала и двинулась дальше — это трудно эмпатировать, для этого читатель должен быть уже ого-го как мотивирован, а пока что нет. Ну и в результате непонятно, "кто тут наши", особенно в связи с тем, что практически все участники вообще не беспокоятся о том, что в процессе гибнет разнообразный мирняк. Нет, по ходу действия понятно, что рагцы в целом не самый симпатичный народ, но тем не менее.

И получается, как в том стихотворении, "Входят воины штрафбата. Им оружия не надо, им саперную лопату выдают одну на роту. Командиры-идиоты поредевшие останки шлют на парусные танки непременно в штыковую, чтобы удаль боевую показать проклятым фрицам (тем, культурным, очень стыдно). Дальше ни хрена не видно, видимо, пришлось делиться многотысячным бюджетом — без ущерба для сюжета, всех и так давно убило. Взрывы. Вопли. Очень мило."

То есть именно тот слой текста, который должен быть для привлечения и удержания внимания — срабатывает ну так себе. Клей не крепкий. То есть как движуха, именно по фабуле — оно прекрасное, вон эти все перескоки кто кому как помешал и кто кому как помешал помешать кому-то третьему — это прям здорово и красиво, но нам же еще надо небезразличие к тем, с кем все это происходит. А у меня единственный персонаж, которому удалось посочувствовать — это фотка, инопланетянка с планеты "научников" с в ее "блин, нас всех сотворил идиот!!!!" (остальных фотцев от осознания этой мысли просто буквально выжгло кринжем, и да, я считаю это великолепно).

Дальше из-под боевика постепенно начала выползать эсхатология, заодно показывая, откуда в этой вселенной ноги растут — это вроде все хорошо сделано, но тут проблема номер два, что лично мне боевик в смысле "так кто там в результате кого замочит-то?" вообще неинтересен. Я головой понимаю, что ненулевое число читателей прилипнет на него, но просто не я. так что вот это — не претензия. Но читать мешало.

Получилось наоборот — нормальный читатель будет глотать боевик, терпя эсхатологию, а мне легче стало, не только тусуются с неприятными целями невнятные чуваки, но какая-то цель происходящего прорезалась.

А вот дальше начинается самое смешное. При фактически первом же появлении Часовщика, еще в состоянии Зрителя, у меня встрепенулся внутренний католик и спросил "Тенгри, что ль?", а когда Часовщик выдал несколько актов, категорически с образом Деда несовместимых, внутренний католик разбудил внутреннего инквизитора. Который прям следил за всеми действиями этого персонажа с бааальшим пергаментом и пером в руках, и как только Часовщик начал что-то про то, что 1. есть что-то вне сотворенной Вселенной 2. Во весь рост стоит проблема вагонетки 3. Мир сотворен из божьих запчастей... И когда 4. оказалось, что Творцу нужно время для перемещения внутри тварной Вселенной, мой внутренний инквизитор бросил перо, плюнул, сказал "а. это фэнтези, забей, даже жечь не будем" и ушел обратно спать.

Внутренний католик же, наоборот, заулыбался, вспомнил, как читал Оригена где-то в конце 90-х на кухне, варя макароны и вообще возблагодарил Господа и начал наконец книжке радоваться. Потому что фантастика по мотивам философских систем — это красиво, можно и хорошо! Анафем — по Платону, Иные песни — по Аристотелю, отличная, крутая, годная тема — фантастика по Оригену!

Тут герои первой части как-то утряхивают свои дела (у меня остается в очень вопросительном состоянии внутренний биолог, который интересуется, кто нянчит сыновей вторых и третьих сыновей, если дедушка уже занят сыновьями старшего сына, и зачем называть однополой расу, в которой пола нет вообще), парни, вылезшие из Вселенной наружу, хотя им Папа не велел, получают от него по щам, хорошие девочки aka Предельные приступают к мести (ну, допустим... Хотя тоже очень не соответствует этическим стандартам) а Бог отправляется есть цивилизации. Не сказать, чтоб хэппи-энд, но логично.

Вторая часть. На условной Земле, условно православный пантеон подвергается нападению плохишей их первой части и в основном битву проигрывает, Земля погибает, но тут появляются (лично и в упоминаниях) персонажи уже не из Оригена, а кажется (чтоб не соврать) из Басилида а местами чуть ли не из Даниила Андреева, и с долгими, очень долгими мистическими откровениями чинят все обратно и включают обратно нормальную жизнь Земли, на которой никто ничего не заметил. Не, я вообще не против фантастики по гностицизму и его отражениях в православии! Это реально зачетная тема, что вот эти все Ипостаси ходят между нас, Зовут друг друга Федями и Диками (Дар Божий — нормальное имя для таких ребят, а вот "Безбрежная справедливость" — имя сильно дохристианское, конечно, на орфические корни гностицизма указывает, но я бы развернула), но беда в том, что с ними точно так же, как и в первой части, происходит свалка. Эти побежали туда, эти побежали сюда, этим оторвало голову, но потом Мама всем все пришила. Ну как так, а где конфликт, а где преодоление его? Не бывает сюжета "но никто из них не умер, все они спаслись, все они вдруг победили и поднялись ввысь", художественный текст предполагает, что движуха совершается только поначалу старым-общепринятым образом, а потом персонажи, если они значимы, должны ситуацию переобдумать и как-то решить самостоятельно с использованием не только вундервафель, но и смекалки, ну даже если позвать на помощь — то сообразить это сделать как-то по-новому. И вот этого рывка к преодолению ситуации мне не хватило с обеих частях.

Как соотносятся части между собой, мне вроде бы понятно, и по идее само вот это сочетание "сначала какая-то совсем отвязанная инопланетянщина, потом внезапно оживает и начинает туда-сюда бегать вся роспись большого византийского храма и оказывается, что они из одной реальности" очень классное. И вроде не мне, с моей манерой обращаться с персонажами, жаловаться на то, как поступили с Дашей Прокловой! Но нет! Я буду жаловаться! Потому что персонаж, войдя в сюжет, обязан провести собой преобразование! А она входит, получает ранение, принимает ранение (оставим запасы магии тем, кому они понадобятся для битвы — хорошо, это ее логика), раздает благословения (абсолютно логично) и из кадра исчезает. И?... И???... Не, картинка вышла красивая — Благодать Божия с содранной до костей вместе с глазами верхней половиной лица, которая ходит и благословляет направо и налево — но это, условно, ружье, оно должно стрельнуть! Она должна как-то пойти поперек всех ожиданий о ней, я не знаю, ну навскидку пожалеть этих одномерных чудиков и скинуть им свой запас благодати чтобы они тоже стали, как гномы Ауле, детьми Божиими (я не настаиваю на этом варианте, он один из многих), а она вообще из кадра исчезает, как так-то.





78
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 июля 11:27
Огромное спасибо за!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июля 18:27
Желаю вам много много неругательных рецензий!


⇑ Наверх