Дискуссии о фантастике 1954


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > Дискуссии о фантастике. 1954 год: В.А.ОБРУЧЕВ. Возродить жанр, любимый молодежью
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дискуссии о фантастике. 1954 год: В.А.ОБРУЧЕВ. Возродить жанр, любимый молодежью

Статья написана 21 июля 19:23

Казалось бы, формально маленькая заметка академика Владимира ОБРУЧЕВА на первой странице «Литературной газеты» от 5 октября 1954 года не является частью дискуссии о фантастике, начатой статьей С. ПОЛТАВСКОГО «У порога фантастики», опубликованной 7 августа. Но она появилась под той же самой рубрикой «Навстречу Второму всесоюзному съезду писателей» и написана на ту же тему. А значит, автоматически является продолжением этой дискуссии. Напомню лишь, что Первый всесоюзный съезд советских писателей состоялся в конце лета 1934 года, на нем был принят устав, согласно которому писатели должны были собираться раз в три года. Но они не собирались 20 лет.

Академик В.А.ОБРУЧЕВ: Возродить жанр, любимый молодежью.

Надеюсь, что Второй съезд писателей поможет возродить столь нужный и любимый нашей советской молодежью жанр научно-фантастической литературы.

Я думаю, что научно-фантастический роман должен излагать события и действия героев правдоподобно, чтобы читатель был уверен, что все описанное в романе возможно. Роман не должен походить на волшебную сказку, которой мамы и няни восхищают малолеток. Современные открытия в области химии, физики, геологии, электротехники, в устройстве самолетов, вертолетов, радио и телеприборов дают много материала для сочинения увлекательных приключений в воздухе и воде, на земле и под землей. Авторы романов должны знакомиться с ними и использовать их в своих произведениях. А Союз писателей мог бы помочь в выращивании таких писателей и улучшении их работы.

К тем, кто с трибуны съезда будет ратовать за этот жанр, присоединяю и я свой голос.





510
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 июля 07:50
Анкета есть анкета. Академик высказался чисто ритуально. А на самом деле после смерти Сталина откровенное кубло писателей, которые вдохновенно стучали друг на друга и дико друг друга ненавидели желали занимания собою любимыми удобных выгодных позиций. Чтобы с дачами, деньгами, тиражами... И если Константин симонов мог смотреть в будущее достаточно спокойно, то Фадеев больше смотрел уже в бутылку.
Хорошо было Обручеву — он был солидный ученый. А книги были скорее приложением к его работе. Но читали мы его в школе с удовольствием.
А за жанр... Кому там ратовать?
Кстати, вопрос — кому? Ефремова вроде знают. Казанцев с парой книг. Ну, Немцов. Томан больше по военке. Шпанов со своим «Первым ударом» — нуууу... По одной книге — какие они «голоса»... Вот и любопытно стало!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 08:14
А об этом — в продолжении дискуссии. Но то, что должен произойти качественный скачок («перемен требуют наши сердца»), все уже чувствуют, а кто-то сопротивляется. Недаром статья ПОЛТАВСКОГО называется «У порога фантастики».
 


Ссылка на сообщение22 июля 09:14
цитата hellsing
Кому там ратовать?

ну, вопрос решаемый, было б желание
в июле 1954 года «Техника-молодежи» объявила конкурс на лучший фантастический рассказ. И рукописей было прислано довольно много. Первую премию не вручили, а вторую вручили рассказу Маслова «Под светом двух солнц» о контакте с инопланетной цивилизацией.
Так что скрытый потенциал у жанра был и без Немцова с Казанцевым. Собственно, через какие-то 10 лет он и реализовался десятками новых молодых авторов.
а ратовать будут Захарченко в ТМ, Сапарин в ВС, новая редакция Детгиза и редакция Жемайтиса в МГ (с 1957 го)
 


Ссылка на сообщение26 июля 11:10
у меня коллекция журналов — там несколько раз проводили конкурсы. И иногда поясняли, почему не напечатали. Слабенько было... Так что сам факт — нет первой... А еще у меня рукописная библиография года так с 7... мохнатого. В школе записывал все, что было в картотеках библиотек (а Куйбышевская — огромная!). Вел библиографии...
Я знаю, что Гуревич и «Человека-ракету» выдал, и «Тополь...», «Иней на пальмах». Но его как бы и нет...
Ну, Владко срубил Всеукраинскую премию (был и там конкурс). Только «Идут роботы» 1929 — тихо-мирно «где-то рядом». А «Жюль Верн» — это из-за «Аргонавтов Вселенной»?
Любопытно, что молчат «как рыба об лед» про Георгия Тушкана. Я его биографию со школы знаю — серьезный ученый, крутой путешественник, настоящий фронтовик. Но в фантастике как раз и отметился «до» 54. «Черная буря» (1949) и «Разведчики зеленой страны» (1950). Потом ушел в приключенцы, но в знаменитом совещании 1958 года принимал участие. Как и в дискуссии об НФ в марте 1960. Но про него тоже тишина? Да... порог.
 


Ссылка на сообщение22 июля 16:04
Владко забыли...


Ссылка на сообщение22 июля 18:17
Владко- украинский Жюль Верн, так его называли.


Ссылка на сообщение26 июля 11:18
Любопытно, что Обручев подразумевал под «возродить любимый жанр».
Обручев вполне был в курсе ярких двадцатых, сам был участником. После 1931 года фантастику в общем-то развивали заново и до войны особенных успехов не добились. Отчасти потому, что не успели — война.
И вот мне всегда было интересно к достижениям какого периода Обручев относил успехи жанра, которые нужно возродить.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июля 14:01
Мне интересно другое. Ни ПОЛТАВСКИЙ, ни НЕМЦОВ не упоминают Александра БЕЛЯЕВА, но его наконец упоминает ЕФРЕМОВ, но только «Человека-амфибию» — единственный его роман переизданный после войны — в 1946-м. БЕЛЯЕВА начнут массово издавать только с 1956 года.
 


Ссылка на сообщение26 июля 14:05
С Беляевым ситуация была не простая. Сам он умер. Наши издатели строго работали в правовом поле, а наследники Беляева — мать и дочь, в этот момент находились в лагере для перемещенных лиц. По непроверенным данным (в воспоминаниях дочери много ошибок фактических) они заключали договор чуть ли не по почте. Но этот вопрос хорошо бы прояснить.
Переизданная в 1946м году Амфибия, была выпущена в рамках предвоенного договора, так как годы войны в срок действия договора не учитывались. Мне попадались комментарии юристов на этот счет в послевоенных книгах по авторскому праву.
 


Ссылка на сообщение26 июля 14:18
Любопытная деталь, но я не про издания. Я о том, что самый издаваемый, пожалуй, до войны яркий и разнообразный классический писатель-фантаст не фигурирует в этих дискуссиях, как пример отечественного образца жанра. Про довоенную критику БЕЛЯЕВА я знаю, но самые известные романы до войны издавались и читатели его читали и, наверняка, помнили
 


Ссылка на сообщение26 июля 14:33
тут Вы, безусловно, правы, потому как Беляев был вписан в советский канон уже после этого, после томов Избранного и собрания сочинений — первого для наших фантастов.
а так, перед войной Беляев (в 1934м, ЕМНИП) даже сподобился попасть в список авторов, не рекомендуемых для закупки для библиотек. Главным образом из-за Властелина мира. Переиздавали его тогда совсем мало, хотя в том же Вокруг света он опубликовал много чего.
 


Ссылка на сообщение26 июля 14:40
Спасибо, навели меня на мысль. Сегодня-завтра-послезавтра (дефис — это «или») поставлю в рамках той же дискуссии 1954 года как дополнение


⇑ Наверх