Бен Ааронович Реки Лондона


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Бен Ааронович «Реки Лондона». (Первый роман цикла о Питере Гранте).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Бен Ааронович «Реки Лондона». (Первый роман цикла о Питере Гранте).

Статья написана 22 июля 10:51

Волшебный констебль, или Тэмза, сэр!

reki_londona

Приближалась к концу двухлетняя стажировка юного констебля лондонской полиции Питера Гранта. Вместе с этим близился и самый важный день, когда будет определяться его будущее в силах английского правопорядка. Где он проведет свою службу? Расследуя убийства, оставаясь постовым, или того хуже -перекладывая бумажки за настоящими копами?

Все говорило о том, что последний вариант имеет гораздо больше шансов воплотиться в жизнь. И так оно, наверное, и случилось бы. Если бы не две встречи.

Сперва с самым натуральным призраком. А после с инспектором Томасом Найтингейлом, как выяснилось последним магом Британии.

Отныне Питер поступает в его распоряжение. Юношу ждет обучение магии, знакомство с миром сверхъестественного и попытка разобраться с целым рядом необычных убийств.

Попытка, которая может стоить Питеру жизни.


Качественное городское фентези, стоящее на плечах гигантов. От Геймана и Ффорде до Кларк и Страуда. Не блещущее оригинальностью, но радующее лондонским колоритом, в меру ироничным подходом, приятным ГГ.

«Реки», в отличие от многих образцов городского фентези, полных жутких перипетий, сверхугроз, нагнетания, осознаниях глобальности проблем, серьезных могущественных оппонентов (вспомним хотя бы шикарного, но мрачноватого и безжалостного к герою Дрездена), подходят к делу с юморком, подколками, поначалу выглядят локальной историей, не сильно влияющей на судьбы «города и мира».

Изложение в романе идет от первого лица протагониста – молодого парня, нашего современника. Тонко иронизирующего над некоторыми особенностями времени, с серьезным лицом во внутренних монологах незло подкалывающего лондонских обывателей, коллег-копов, бюрократию, сверхъестественные сущности, иностранцев, британские порядки. Не превращая при этом повествование в откровенную комедию. Юмора здесь «в плепорцию».

Роман до краев переполнен британскими (а скорее лондонскими) особенностями. Городские фишки столицы Туманного Альбиона, различия районов, архитектурные, кулинарные изюминки, исторические факты, связанные со зданиями, людьми и событиями, произошедшими за сотни лет (сносок хватает). Непременные, вездесущие пабы, глобальные пятничные пьянки, доставляющие массу хлопот полиции. Огромное количество иностранцев, особенно «загорелых», есть даже специальные идентификационные коды для групп товарищей черноты разной степени (правильный английский услышишь скорее за границей, чем на улицах сердца бывшей империи). Специфика поездок в метро. Любовь к театру, от пафосной Королевской оперы до немудреных уличных представлений. Майская ярмарка в честь самого первого спектакля про Панча/Пульчинеллу и Джуди (ох уж этот Панч!). Прошлое, порой плотно влияющее на настоящее. Саркастично-толерантные формулировки типа: «не призрак, а материально неполноценная сущность».

Отдельно привлекают внимание нюансы работы лондонской полиции, чьи сотрудники происходят в большинстве своем из рабочего класса. Двухлетняя стажировка юных падованов на улицах. Нелюбимые констеблями классические шлемы, должные помогать довлеть над толпой. Отсутствие огнестрела у обычных копов (максимум дубинки), и наличие специальных подразделений вооруженной полиции. Множество камер в городе. Стремление в паб при каждой свободной минутке. Внутренняя кухня стражей порядка, милые бюрократические игры, единая информационная система МВД с уютной аббревиатурой «ХОЛМС». Отношение к населению, совмещающее четкое понимание «быдлячей» сущности обывателя с пониманием того, что вы обязаны защищать этих не слишком симпатичных товарищей ото всех невзгод.

Отдельное спасибо за отношение копов (точнее одного из них) к магическим жителям: «Они существуют, обладают силой и способны нарушить общественный порядок – значит попадают в поле зрения полиции!!!».

Ведь кроме обычных хомяков разумных есть в Лондоне Аароновича и сверхъестественные обитатели.

Основное внимание автор уделяет водным духам. Оказывается, основная река города разделена между двумя практически божественными (по крайней мере, если судить по силе) сущностями: Матушкой Темзой и Стариком Темзой. Матушка заведует частью реки выходящей к морю (некогда тут возвышался один из крупнейших портов мира), Отец – куском ближе к истоку. И не сказать, что соседствуют Мать с Отцом мирно. Воплощаются эти стихии в людях, различаются характерами, социальной базой (у темнокожей Матери не стесняясь называют Батюшку с последователями цыганским отребьем). Каждый из притоков или ответвлений реки имеет своего воплощенного духа – сыновей и дочерей старших сущностей. Некоторые из них мертвы, «спасибо» прогрессу («захлебнулись потоками дерьма и грязи»). А некоторые, напротив, полны жизни и любви к своей водной стихии. И отлично передают особенности местности, по которой протекает (или протекала) их река.

И призракам. Большинство из которых просто скитаются неподалеку места погребения и могут общаться с живыми исключительно вербально (да и то лишь с обладающими особым взглядом). Но встречаются и неупокоенные духи, жаждущие возмездия за прижизненные дела.

Покажут нам также вампиров (с которыми тут обходятся неласково) и тролля. Негусто, но в последующих книгах цикла бестиарий, скорее всего, раскроют полнее.

Без людей-магов автор нас также не оставит. Точнее одного-единственного мага, оставшегося от многочисленного ордена, основанного Исааком Ньютоном (почему во Ртути об этом умолчали?!). Ведь, как считается, магия угасает, истощается, вытесняется наукой и техникой (кстати, с микросхемами здешняя магия действительно не дружит). Ордена с штаб-квартирой, за которой приглядывает десантура. Подписавшего соглашение с властями Британии (хотя официальный статус магов весьма спорен). Получившего специальный пост в лондонской полиции.

А вот и тот, кто его занимает. Шеф-инспектор отдела расследования убийств Томас Найтингейл – последний английский маг (где-то ехидно ухмыльнулся один мистер Норрелл). Обстоятельный мужчина на вид лет сорока (правда, он постарше, чем кажется), с тростью и раритетным «Ягуаром».

Взявший под свое крыло пронырливого юного констебля Питера Гранта. Обладателя того самого особого зрения. Парнишка с бурлящими гормонами. Неглупый, способный к нестандартному мышлению, правильному использованию гаджетов 21 века. Ранее подумывающий о поступлении в ВУЗ, но получивший не самые высокие баллы на экзамене продвинутого уровня по естественным наукам (британская фишка для желающих поиметь высшее образование). Временами слишком рассеянный, способный во время патрулирования отвлечься на архитектурную или историческую замануху. «Чуть бы больше внимания к деталям, и был бы сносный коп». А еще он чернокожий (мать из Сьерра-Леоне, хотя сам Питер истинный лондонец и родился уже тут). Что любопытно и достойно похвалы – у автора получилось создать протагониста-негра без чрезмерных акцентов на его цвете кожи и расовых особенностях (перед нами, слава яйцам, аж никак не американский нигга из Гарлема). Да, Питер обожает переперченную еду. Да, его отец – наркоман и джазовый музыкант. Да, он со знанием дела озвучивает особенности семейного уклада эмигрантов из Африки или женщин негроидной расы. Да, сослуживица позволяет себе скользкую шутку на тему двойника Обамы. При этом – Питер нормальный юноша без особо жирных тараканов в башке, расовых задвигов и обид. Харизматичный, вызывающий сопереживание, близкий по духу, легко представимый в роли соседа и товарища. И абсолютно все равно, какого цвета у него морда лица.

Начинается роман достаточно неторопливо, с минимумом экшена, пространными внутренними монологами, бросая все силы на антураж и расследование.

Чтобы сразу после экватора окунуть нас в натуральный водопад движухи, резко поднять ставки, огорошить неожиданным ходом, поставить перед протагонистом чертовски опасную перипетию. Позднее нас ждет еще пара любопытных ходов, вплоть до заигрываний со стариной Хроносом. Нехило автор развернулся.

Эрго. Приятное детективное городское фентези, полное лондонских особенностей и уместного юмора.

P. S. На сегодня в переводе доступно три романа цикла. В оригинале их чуток поболе.

P. S2. Германский Эттерсберг, ставший одной из причин угасания магии. У кого есть идеи, что имелось в виду? Таки Бухенвальд?





774
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 июля 11:58
Хороший цикл. Жаль, что продолжение на русском скорее всего не увидим долго.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июля 16:49
Нераскупился или разорвали сотрудничество ?
 


Ссылка на сообщение22 июля 17:03
Насколько я понял — второе. Хотя издательство молчит о причинах.


Ссылка на сообщение22 июля 20:19
Покупал в свое время у ККФ.
Тогда, говорят, не пошло...


⇑ Наверх