/эту рецензию хорошо читать под звук пикирующего бомбардировщика/
После испанского стыда, который заставили пережить всех поклонников Толкиена, смотревших первый сезон, создатели решили, что второй не должен так уж сильно отличаться, потому как за всем этим стоит единый замысел и сценарий.
Да, при всей посредственности, а местами и просто убогости сериала, при политкорретных штампах — все-таки видно, что создатели попытались создать некую общую канву для целого ряда коротких легенд/спойлеров/описаний, которые можно прочесть у Толкиена.
Но ни Мартина, ни Сапковского, ни Веркина у них в сценаристах не было. Даже Нила Геймана пригласить не сподобились.
Распилили бабло :)
Потому сюжетные линии очень легко делятся на те, в которых хоть какая-то видимая драма, и просто на повествование-пересказ, куда драму пытаются вдохнуть через стандартные приемы монтажа.
Лучшая и самая запоминающаяся линия — это судьба Адара, тёмного эльфа. Хотя бы потому, что его поведение местами действительно неожиданно и вполне логично. Персонаж, который желает отпасть от зла, но не через изменение своих моральных качеств, а через вооруженную борьбу и сохранение остатков себя прежнего. Он делает то, что не получилось у Саурона. И его поступок очень хорошо обосновывает необходимость создания колец власти. За идею темного эльфа, при всех изъянах, твердая пятерка.
Вторая по качеству линия — отношения Саурона с эльфийским кузнецом (Келебримбор, ты в матрице!). Местами эффектно, но Саурон слишком откровенно подогнан под формат Сатаны. Финал предсказуем не только из-за того, что прочел книгу, а и из-за самого характера отношений. Можно сказать, что на четверку с минусом.
Причем самого Саурона показали местами очень изобретательным, разносторонним, даже тонким, но образ буквально рассыпается из-за периодических глупостей и лобовых ходов. Он сам должен прекрасно понимать, что повторяться нельзя, что если существо видело его обман на других, то просто так ему башку не задуришь. Но с Галадриэлью он становится натуральным гамадрилом — не думает, а трясет.
Что король гномов в итоге доведет дело до побудки Диабло второго, и так ясно, однако попытки сына спасти отца и как-то удержать от безумия — вполне живые. И там есть запоминающаяся сцена, когда Саурон в эльфийском обличье приехал срочно просить мифрил, подгорный владыка демонстративно отказал, но все равно уже играл по правила Саурона, потому как надел кольцо. Тоже четверка.
А дальше — крутое пике.
Гэндальф и как бы потенциальный-возможный Саруман, и Том Бомбадил? И полурослицы. Я промолчу.
В Нуменоре какая-то невнятица.
Эльфы? Господа, вы предлагает мне считать этого актера с опухшей физиономией, который нахлобучил пластиковую узорчатую штуковину (типо шлем), неубедительно машет "нагинатой" и командует на уровне пятилетнего ребенка — считать его эльфийским королем? В первом сезоне он смотрелся ненатурально, а уж во втором... Из всей популяции эльфов, только корабел показал себя прозорливым и умелым волшебником. И тот старик.
Тут как никогда вспоминается Пелевин с его "СНАФФОМ" — актерская мафия на пускает молодых, потому в храмовом порно снимаются пожилые актеры. Ну не могли молодым отдать львиную долю классных ролей, рука не поднялась. А ведь юность Галадриэль — уже пара тысяч лет, но свет юности еще не покинул её — объяснила бы половину глупостей, которые вертятся у неё в башке.
Думал, отчего такая вот беда — поединки вроде есть, но не веришь, магию показывают, но второсортную, декорации местами масштабные, но все как-то дешево. Не трансцендентно и не мистично :)))). И даже не прикольно, как тролль, который с разбега бился головой в городскую стену и так работал одноразовым стенобитным орудием (Битва пяти воинств). Имхо, это больше всего напоминает постановку "Макбета" в цирке-шапито. Весь коллектив привык работать в более простом ключе, в развязной и пошловатой манере. А тут выдали текст высокой трагедии, надо стараться. И началось: декорации свистнули у соседей, половину по пути потеряли, костюмы пошили у знакомого портного, а тот бухал, грим наложили, чтобы издали было физиономию видать... На сцену выходит Макбет, а на нем шапка с пропеллером и актер начинает исполнять танец из индийского фильма... Глупостей по ходу пьесы может быть много, но все уже где-то были, всё вторично.
Кроме того, сюжет, который все-таки есть, откровенно растягивают. Вместо цепочки кульминаций, идет перечень не страшных коллизий и пресных намеков на будущие разборки.
С другой стороны — чего я требую?
Шедевры в кино получаются от соединения многих компонентов. Парочки составляющих нет — и уже вместо шампанского на столе обычная сивуха.
Скажем осторожно, это не сивуха, а яблочный сидр среднего качества.
Вот и тут — хорошего сценариста нет, есть умеренный. И почти все остальное такое же средненькое.
Смотрите, но не поднимайте планку своих ожиданий слишком высоко, а то она ударит вас по коленям :)