100 главных произведений


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > 100 главных произведений (книг, циклов) советской фантастики (1941-1991): Анатолий ДНЕПРОВ «Глиняный бог»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

100 главных произведений (книг, циклов) советской фантастики (1941-1991): Анатолий ДНЕПРОВ «Глиняный бог»

Статья написана вчера в 19:10

Перечитывая классику советской фантастики

«Подземные воды растворяли кремнезём

из вулканического пепла и переносили

его в брёвна. Этот раствор образовывал

кристаллы кварца, которые заполняли пустоты,

трещины и даже внутреннюю часть клеток,

а иногда и заменяли стенки клеток».

Рекламная брошюра Аризонского национального парка «Petrified Forest»

Анатолий ДНЕПРОВ в первой половине 1960-х был если не лидером, то ярчайшим представителем определенного направления советской научной фантастики. Не зря же в известном «Разговоре в купе» Рафаила Нудельмана (сборник «Фантастика, 1964 год»), разбирающим «зачем фантастике наука?» и в чем, собственно, ее специфика, «аналитичный ДНЕПРОВ» значимо упоминается наряду с Уэллсом, Лемом, Ефремовым, Стругацкими и Брэдбери:

— У ДНЕПРОВА есть свой ответ на мой вопрос. И, разумеется, он складывается из представления о фантастике как средства показа научного прогресса. Ибо таковой является фантастика ДНЕПРОВА.

Братья Стругацкие в конце 1962 года по просьбе Кирилла Андреева для журнала «Советская литература (на иностранных языках)» написали небольшую заметку (она так и не была напечатана) об Анатолии ДНЕПРОВЕ, охарактеризовав сразу и его облик, и характер и произведения:

— Это небольшого роста человек с крепким сухим лицом, в громадных очках, делающих его глаза странно и неправдоподобно большими. Он упрям, резок в суждениях и обладает редкой способностью четко формулировать свои мысли и говорить всегда именно то, что он намерен сказать. Он ученый, физик по призванию и образованию. Но сейчас он писатель, и кажется иногда, а может быть, это так и есть, что стал он писателем-фантастом именно потому, что он ученый — ученый нашего времени....

Он много и сильно пишет о фантастических возможностях науки, и фантастичность его рассказов — это фантастичность самой современной науки. Он старается раскрыть блестящие и неожиданные перспективы, которые открывает перед человечеством мощь естествознания, скрытая в многоэтажных формулах и сложнейшей терминологии. Но он отчетливо видит всю социальную противоречивость науки сегодняшнего дня, способной как облагодетельствовать человечество, так и уничтожить его беспощадно и навсегда.

художник Владимир Юдин
художник Владимир Юдин

В 1963 году одновременно и независимо друг от друга в СССР вышли повести «Глиняный бог» Анатолия ДНЕПРОВА и «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» Александра Волкова. В первой «ученые-изуверы фашистского толка вели опыты, превращая людей в живых глиняных солдат, которым не страшны ни пуля, ни огонь, ни атомный взрыв» (Борис Ляпунов «В мире фантастики»), во второй – бывший помощник погибшей злой феи Гингемы с помощью волшебного порошка создает армию деревянных солдат и захватывает Изумрудный город.

Тема популярна до сих пор. Ее вариациями являются фильм «Универсальный солдат» с Жан-Клодом Вам Даммом, «Атака клонов» из «Звездных войн» или недавний роман Альберта Санчеса Пиньоля «Фунгус».

В отличие от «Уравнения Максвелла», «Суэмы» и «Крабы идут по острову», ставших в какой-то мере классикой мировой фантастики, повесть «Глиняный бог» почти не переводилась на другие языки.

Сюжет незамысловат. Французский молодой химик устраивается на работу в некую закрытую лабораторию в Африке. Через некоторое время он обнаруживает, что здесь в живых организмах успешно заменяют атомы углерода на атомы кремния. Даже в людях. Цель экспериментов – выведение неуязвимых послушных солдат. Руководят опытами ученые, которые начинали этим заниматься еще в фашистской Германии.

Обычно ехидный Роман Арбитман миролюбиво заметил:

— Повесть подпорчена «политикой», однако идея превращения углеродной жизни в кремнийорганическую очень любопытна, да и сюжет закручен крепко («Субъективный словарь фантастики»).

художник Юрий Макаров
художник Юрий Макаров

Первая публикация состоялась в альманахе «Мир приключений» в 1963 году. Ответственными редакторами числились Нина Беркова и Аркадий Стругацкий. Как писал последний брату 19 июня 1962 года. «Днепров принес мне в альманах хорошую повесть о кремнийорганических преступлениях. Очень впечатляет. Хотя литературно не слишком». Пришлось даже выдержать выдержать некоторый бой с начальством, которое посчитало, что повесть не очень-то научна. Тот же Аркадий Натанович в начале 1960-х, выступая в Детгизе с докладом о фантастике рассказывал:

— Как сейчас помню, как возмутилась Инна Ивановна Кротова, когда я потребовал избавить научную фантастику от контроля строгой науки. А если бы это случилось, не видал бы читатель как своих ушей ни «Экипажа “Меконга”», ни «Глиняного бога», ни десятка других отличных произведений.

Инна Кротова в1960-х годов работала заместителем главного редактора издательства «Детская литература».

Неуязвимых диверсантов пытались вырастить еще в «Крабах...», а послевоенные гитлеровцы-экспериментаторы на людях фигурировали в «Уравнениях Максвелла». Для советской фантастики тема не нова: в повести, например, Вячеслава Пальмана «Вещество Ариль» (1961 год, переработана в 1963 году в «Красное и зеленое») после поражения в войне бывшие фашисты, завладев секретом советского ученого, пытаются создавать послушных «зеленых людей».

художник Анатолий Шпир
художник Анатолий Шпир

Начиная с 1980-х тема опять вошла в фантастике в тренд, но исключительно в связи с Аненербе.

В 1929 году в журнале «Всемирный следопыт» печатался с продолжением роман «Остров гориллоидов» Б.Турова (псевдоним Бориса Фортунатова). Рассказывается в нем о молодом ученом, которого пригласили на работу в некую закрытую лабораторию в Африке, где ведут секретные разработки. Он пытается выяснить, какова цель работ, и через некоторое время выясняет, что здесь в массовом порядке выводят новый вид – гибрид человека с гориллой или орангутангом, дабы создать армию из неукротимых, живучих о очень сильных солдат.

Очень похоже на «Глиняного бога», есть и аналогичный союзник-друг, и восстание в конце повествования, в котором инициаторы эксперимента, естественно, погибают.

Не буду утверждать, что Анатолий ДНЕПРОВ сознательно взял за образец Фортунатова: ранее я уже рассказывал, что у «Оно» Стивена Кинга просто невероятное количество совпадений с ранее напечатанной «Голубятней на желтой поляне» Владислава Крапивина. Да и не сюжетными коллизиями запечатлелся в памяти читателей «Глиняный бог», а художественным образом.

Валерий Иванченко в первом номере журнала «Сибирские огни» за 2023 год вспоминает свое школьное чтение:

— Самым страшным оказался «Глиняный бог» Анатолия ДНЕПРОВА, включенный в детгизовский «Мир приключений» за 1963 год, там еще были впечатляющие иллюстрации Юрия Макарова. Повесть рассказывала о врачах-убийцах, делающих из людей неуязвимых кремниевых зомби. После того чтения я всю жизнь избегаю любой медицины (заметка «В поисках увлекательности»).

О впечатлении некоторой жути при чтении повести в советском детстве не сговариваясь вспоминают сразу несколько комментаторов на сайте "Фантлаб".

художник Юрий Макаров
художник Юрий Макаров

Медленно, но неотвратимо преследующие восставших окаменевшие люди с ножами, которые некогда были из плоти и мяса, – вот что выделило повесть среди других фантастико-приключенческих произведений того времени. Все остальное – лишь дополнение к этому образу.

Можно возвести их из «Голема» Майринка, можно порассуждать, что на фоне тогдашней космической экспансии было немало публикаций о жизни на других планетах, и, в частности, устроенной на другой основе. Вспомнить хотя бы инопланетян из «Сердца змеи» Ивана Ефремова, которым фтор заменяет кислород, а воду — плавиковая кислота. Но несомненно одно: автору удалось создать произведение, зацепившееся в памяти. Подозреваю, что «Космический бог» Дмитрия Биленкина был так назван с оглядкой на «бога глиняного».





392
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщениевчера в 19:28
У Престиж бука выходил трехтомник Днепрова включая его мемуары.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 19:31
И?.. В предыдущей публикации я упоминал о нем.


Ссылка на сообщениевчера в 19:36
Спасибо!
Перекличка с «Островом гориллоидов» действительно очень сильная.
Я не уверен, что Днепров читал Фортунатова. Книгой «Остров» не выходил, а в библиотеках «Следопыт» хранили далеко не везде.
Видимо, в определенных рамках определенные сюжеты реализуются авторами по схожим алгоритмам.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениевчера в 19:40
Сегодня мы об этом можем лишь гадать
 


Ссылка на сообщениевчера в 19:46
это да, этого мы не узнаем уже


Ссылка на сообщениесегодня в 00:56
цитата mif1959
Он ученый, физик по призванию и образованию. Но сейчас он писатель, и кажется иногда, а может быть, это так и есть, что стал он писателем-фантастом именно потому, что он ученый — ученый нашего времени....
В диссертации «Современная научно-фантастическая литература. ее особенности и актуальные проблемы редакторского анализа» А.И. Мирлис (1969) есть схожие слова:

«В фантастику приходят крупные ученые, видящие в ней, в частности, средство, с помощью которого можно изобразить возможные пути научных открытий, имеющих столь большое значение на нашем современном этапе развития человечества. Это астроном Артур Кларк, палеонтолог И.А.Ефремов, физик Лео Сциллард, биохимик Айзек Азимов». (Во Введении указывается ещё и С. Лем.)

Правда, и Кларк, и Азимов начали писать (и публиковать) фантастику до того, как вышли на научную стезю.

цитата mif1959
как возмутилась Инна Ивановна Кротова, когда я потребовал избавить научную фантастику от контроля строгой науки
У Мирлис также есть раздел, посвящённый редакторской оценке фантастических гипотез в рукописях.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениесегодня в 04:26
Спасибо, поизучаю эту диссертацию
 


Ссылка на сообщениесегодня в 09:16
Отдельно доставляет небольшой раздел про секретность и внешнюю политику:
цитата
Характерной особенностью одобрения рукописи научно-фантастического произведения является необходимость предварительно осмыслить текст в свете соблюдения государственной тайны, а в ряде случаев и официально апробировать его.

Суть дела сводится к тому, что в научной фантастике, освещающей обычно животрепещущие проблемы новейшей науки и техники, отдельные сведения, порой намеки способны раскрыть государственную тайну или просто натолкнуть на пути разрешения научных проблем, которые как раз и ведут к секретным техническим сведениям.
...
В этой же связи следует рассматривать социально-политические мотивы научно-фантастических произведений. Авторы порой раскрывают в своих произведениях гипотетические возможности различных социально-политических преобразований в мире, показывают будущие революции, установление различных социальных устройств на других планетах, войны будущего и т.д.

В нашем напряженном мире, в сложной политической обстановке современности отражение этих проблем в научно-фантастической литературе зачастую может принести определенный вред отношениям Советского Союза с другими государствами, развитию дружбы и укреплению связей с развивающимися странами.
...
Само собой разумеется, что при одобрении научно-фантастического произведения его общая политическая платформа и описание различных возможных социально-экономических преобразований должны рассматриваться не только с точки зрения международного резонанса, но в первую очередь с принципиальных позиций соответствия путей развития общества марксистско-ленинскому учению и миролюбивой политике нашей партии, что рассматривалось нами в первом разделе настоящей главы.
 


Ссылка на сообщениесегодня в 11:12
Смешно...


⇑ Наверх