Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
«Teki wa Kaizoku: Neko-tachi no Kyouen» (Мы – враги пиратам: Кошачья пирушка) 1990, OVA, 6 серий, Production I.G, по романам Камбаяси Тёхэя.
Когда закоренелые анимешники ворчат, что «всё уже было в аниме», это выглядит как профдеформация. В действительности это правда: для насмотренных людей в современном разгуле комикс-муви нет ничего нового. Яркие краски? Ошеломительные приключения? Фантазия на грани безумия? Вы ещё скажите — необычные герои с разноцветной кожей!
Аниме — это мультфильмы по манге (японским комиксам). Комикс-муви — это нарисованные фильмы по американским комиксам. Разница в том, что аниме смелее и изощрённее, потому что оно никогда не зависело от мимики и движений актёров. А уж по высоте полёта сценарной мысли лучше не сравнивать. У MARVELов говорящий енот? Ну, а здесь, например, говорящий кот. И он тоже умеет стрелять!
«Teki wa Kaizoku» скромнее по охвату, чем «Стражи Галактики» — здесь всего лишь Солнечная система, которую охраняют от космических пиратов космические же полицейские. Зато нет стилизации под 80-е — это аниме и есть космическая фантастика 80-х, искренняя в своей наглости и простодушной простоте.
В основе — полицейские комедии, на которые оглядывался Камбаяси Тёхэй. Этот же автор придумал «Юкикадзе», но «Враги пиратам» намного легче и разнузданнее, хотя без искусственного интеллекта и разумного корабля не обошлось.
Была экранизирована только часть цикла романов — она вышла под названием «Кошачья пирушка». Увы, но романы не переведены на русский (как многое из японской фантастики). Перевод OVA существует: в доступной версии есть встроенные английские субтитры — поэтому, безусловно, я не советую смотреть это аниме тем, кто привык к дубляжу, или кто не знает английского.
Действие начинается прямо с титров, а точнее, задолго до начала OVA: нет ни истории знакомства, ни разворачивания главного сюжета, сразу самое вкусное. Причём это в первую очередь комедия, поэтому сражения и подвиги перемежаются ссорами главных героев и выходками, в основе которых чистая вредность.
В общем, типичная история про напарников, из которых один — хороший смелый парень Лателла, а второй — обаятельная сволочь, обжора, циник, капризуля и балабол, эдакий Карлсон, только кот по имени Аполлон.
Ещё есть искусственный интеллект Ладжендра, управляющий кораблём, на котором два упомянутых красавца из Дивизиона по борьбе с Космическими Пиратами гоняются за призрачным пиратом Ёмэем Цудзаки, в существовании которого сомневается даже их строгое начальство.
Верховный злодей не похож на ходульных антагонистов, он не сочится коварством, да и не стремится завоевать мир — Солнечная система уже в кармане у Ёмэя. И всё бы было спокойно, если бы не Аполлон сотоварищи.
В «Teki wa Kaizoku» нет бескомпромиссного противостояния, впрочем, это не снижает накала космических и наземных схваток. Сами Лателла с Аполло имеют дело в основном с подчинёнными Призрачного Пирата. И как правило, побеждают. Правда, вредность кота придаёт победам специфический привкус. Тем более, несмотря на девиз «Мы — враги пиратов!», Аполлон любит грозить, что уйдёт пиратствовать. Но пока что все его счета попадают прямо на стол шефу дивизиона.
Самое главное: я настоятельно не рекомендую «Teki wa Kaizoku» тем, кто не любит кошек. Потому что Аполлон — далеко не единственный усатый в этом аниме. Количество котиков нарастает в геометрической прогрессии, и ближе к финалу люди составляют ничтожное меньшинство. И не только люди, потому что не последнюю роль здесь играет старая запрещённая система КОТ (Компьютерное Осуществление Теорий), которую проапгейдили по приказу Ёмэя. Программа КОТ могла воздействовать и на компьютеры, и на пользователей, и на саму реальность. И она сработала самым очевидным образом…
Непросто оценивать аниме, вышедшее в 1990-м году: для своего времени оно первоклассное, сегодня же может показаться устаревшим. С другой стороны, когда ретро в тренде, даже простенький софт-роковый саундтрек кажется мастерской стилизацией.
Стереотипные персонажи — это уже модно, как и непритязательный сюжет. Даже визуальные приёмы тех времён сейчас принято копировать, во всяком случае, мощные подбородки и ретро-техника не вызывают отторжения. Сегодня такому произведению можно смело ставить 8 из 10, но, конечно, снабжать предупреждением. Осторожно, это настоящая развлекательная фантастика!
Прошу прощения за столь длительный перерыв между окончанием сезона и написанием отзывов. Работа все так же отнимает много времени и сил и не всегда есть вдохновение писать их. Очень надеюсь, что вам будет интересно прочитать эти отзывы и вы получите от этого пользу и сможете выбрать себе сериал под настроение либо поделиться своим впечатлением об просмотренном. Спасибо.
Этот сериал пожалуй оставил самое лучшее впечатление для меня из всех онгоингов за последний два года. Этому есть ряд причин. Во-первых, Акиюки Симбо для меня выдающийся режиссер. И дело не в его конкретных работах, а в его узнаваемом и ярком стиле работ. "Мартовский лев" это квинтэссенция его опыта и умений во всех проявлениях. Сколько раз ловил себя на мысли, что вот этот кадр сделан как в "Унылом учителе", вот этот как в "Истории монстров", вот этот эпизод похож на "Под мостом над Аракавой", а вот эти эпизоды с едой из "Koufuku no Graffiti" и т.д. При этом мы видим абсолютно самобытный стиль, а не нелепое заимствование ни к месту. Как по мне, его стиль прогрессирует от работы к работе, и меня это вдохновляет. Во-вторых, это сюжет и подчеркнутая философичность в общении главного героя с самим собой. Главным и второстепенным героям сопереживаешь, истории интересные и, лично для меня не тривиальные и не надуманные. Симбиоз сюжета, стиля и атмосферы сделал этот сериал очень даже сильным на общем фоне сериалов. В третьих — популяризация сёги. Люблю японские настольные игры. Так я научился играть в го. Теперь, наконец-то смог овладеть сёги. Приятно, когда сериалы открывают для тебя новые познания. Был удивлён особенностям японских шахмат по сравнению с европейскими и для меня они кажутся более изысканными и необычными, как сама японская культура
Но стоит отметить и недостатки. Персонажи получились уж очень разноплановыми и совсем уж негармоничными — серьезная компания во главе с главным героем тесно контактирует с комиками и несерьезными людьми (японцы падки на таких персонажей даже в самых серьезных картинах). Все это дополняется безумно милыми сестрами, и более приближенными к реальности героями в виде Симады и жителей деревни. Пожалуй минус за открытую и не нужную комичность эпизодов. Все время сравнивал данный сериал с одним из моих любимейших сериалов "Hikaru no Go" и именно отсутствие таких эпизодов делает последний для меня на голову лучше, не говоря уже о том, что он более спортивный. Но в "Мартовском льве" мне понравилась (как ни странно, учитывая на наивность такого сюжета) история с сводной сестрой главного героя.
Жду с нетерпением второй сезон осенью. Почему-то уверен, что продолжение не разочарует.
Вывод: Сильный сериал в фирменных стилях Акиюки Симбо с ярко-выраженным драматическим, несколько философским сюжетом о самокопании главного героя и частично о японском мире японских професиональных шахмат — сёги. Рекомендую.
Сёва-Гэнроку 2 — это продолжение довольно серьезного японского аниме о театральном искусстве — "Ракуго". Второй сезон сохранил свой антураж взрослого, интеллектуального сериала с разноплановыми героями и сложными характерами. Пожалуй основное достоинство сериала мне видится в повседневности этой истории, связи поколений, сложности хитросплетений человеческих жизней нескольких поколений. Если в первом сезоне, на первом плане была пара любовь-искусство, то во втором больше смерть-искусство, от чего сериал вышел местами еще более тоскливым, но в то же время и жизнеутверждающим, за что я думаю все и ставят такие высокие оценки этому сериалу. Лично мне больше всего не понравились тайм-скипы и рваный сюжет. Субъективно. В остальном же, очень хорошая история, которую было приятно посмотреть. Объективно, первый сезон заинтересовал меня больше, история там была более цельная.
Вывод: Хорошее продолжение хорошего сериала, с связкой смерть-искусство, трагичным но жизнеутверждающим сюжетом. Рекомендую.
При знакомстве с сериалом, я его бросил после первой же серии. Думал, японцы уже совсем с ума сошли, с такой классной рисовкой, сделали такой сеттинг и уже в первой серии дошли до границы между эротикой и хентаем. Это меня очень насторожило и я решил отложить просмотр, но почитав отзывы, решил вернуться к просмотру сериала и не жалею. Да сразу хочется сказать что очень откровенная эротика выступает в роли сеттинга в этом сериале, чуть ли не каждая серия в этом сериале сводится к постельным сценам. Помимо этого, мы имеем очень красочную и приятную рисовку — думаю я очень падок на таких вот главных героинь, как в этом сериале: с короткими волосами и таким лицом. Вообще, главные герои мне понравились, а вот второстепенные нет. Хорошее музыкальное сопровождение. Что же касается сюжета, то это самая спорная часть сериала, по которому ему можно и ставить уже оценку отрешившись от моментов, перечисленных ранее. Если говорить субъективно — то сюжет очень сильно закрученный, все любят друг друга и никто не любит никого. Поднималось куча вопросов, чуть ли не на уровне психологии, философии и самоосознания личности с вставками серьезных диалогов "второго я" героев самих собой. Конечно все это фон, но приятный фон. В перемешку с эротичными эпизодами, это смотрится еще более шокирующе. Если же отойти от чувственного и субъективного взгляда на происходящее на экране, позволив впечатлению осесть — то история безумно наивная, безумно оторванная от реальности и надуманная. Подводя итог — очень хороший сериал, для поклонников романтики. Необычно, сильно, интересно. Этот сериал выглядит очень вызывающе, как бы мы можем показать обычную историю и вот так необычно. Субъективно, сериал хорош и он оставил приятное и необычное впечатление. Рад, что посмотрел.
Вывод: Очень вызывающая и спорная романтическая история с хорошей графикой, хорошей музыкой и множеством постельных сцен с откровенной эротикой. Сериал из разряда экспериментов для зрителя — готов ли он смотреть такое или нет.
Еще один сериал, который я бросил после первой серии, но потом вернулся, чтобы оценить. Очень необычный поворот событий — закинуть из нашего мира такого вот офисного подчиненного в параллельную вселенную, хотя история с богом смерти меня из серии к серии все более добавляла скептицизму к просмотру. Из положительных сторон сериала, которые повлияли по-моему на рейтинг это уже вошедший в привычку образ злого и расчетливого гения на центральном плане, который все время тут попадает впросак со своими расчетами. Второе это военная составляющая этого аниме, жанр "военный" прямо таки кричит в нем, хоть это и весьма специфический и надуманный сеттинг с магическими вбросками. Третье — глобальная война, переплетающая историю первой и второй мировой войн с многими несостыковками и перекручиваниями, что все равно остается интересным, как же герой во всем этом будет крутиться. Так же хочу отметить, очень хороший в некоторых сериях черный юмор. Из существенных недостатков — сюжет непоследователен и нелогичен. Очень часто нелогично и поведение персонажей и главной героини (видно, как подтягивается все под четко очерченную линию сюжета при развитии сюжета). Очень натянутая история с богом смерти. Ну и еще пара моментов по мелочи. Но сериал действительно оставил очень приятное впечатление и смотреть его было реально интересно. Так получилось что середину я просмотрел даже дважды.
Вывод: Хороший военный сериал с харизматичным главным героем-героиней с неплохой долей черного юмора, но местами натянутым сюжетом. Рекомендую.
Пожалуй второй сезон "Замечательного мира" стал для меня самым горьким огорчением за последнее время. Как все хорошо начиналось в этой истории — отличная пародия на фэнтезийные штампы, отличные шутки, хорошие герои. Скажем так, ставя довольно низкую оценку предыдущему сезону, я предвосхищал дальнейшее развитие этой истории до еще более глобальной пародии и шуток. Ждал развития сюжета и то как автор проявит себя дальше. В любом случае, будет смешно. Второй сезон подкосил мою веру. Я понимаю, что рано или поздно, любая успешная история с бесконечным сюжетом начинает изживать себя и новое продолжение можно заподозрить в "графоманстве". Но не думал же я, что это произойдет уже на втором сезоне "замечательного мира", после столь высокого старта. Вкратце, второй сезон это попытка снова и снова, снова и снова выехать на тех же шутках, на той же пародии, не продвинув при этом сюжет ни на йоту дальше. Лалатина из серии в серию изнемогает от своего мазохизма, Аква вечно тупит, Мегумин пытается что-то взорвать, Казума вообще местами превращается в идиота, хотя до этого был чаще чуть ли не самым разумным из всей шайки. При этом градус эпизодов "ниже пояса", опускается все ниже и ниже что снова же, дает повод задаться вопросом о "графоманстве" и удержании внимания зрителя. При всем, при этом, были действительно очень смешные моменты, но похвалить мне этот сезон абсолютно не за что.
Вывод: Весьма слабое, но все так же смешное продолжение пародийно-фентезийной комедии о группе авантюристов.
Как во время просмотра, так и после — безумно удивлен рейтингами этого сериала (выше 8). Я не поставил ему столь высокую оценку. Из позитивных моментов — были реально смешные моменты, были не очень. Сериал это комедийная повседневность, где милых и грозных драконов запустили в мясорубку японской жизни со всеми анимешными штампами: с офисными переработками, отаку, школой, шоппингом и пляжным отдыхом и т.п. Есть подозрение, что рейтинг такой высокий из-за очередного лоли-айдола интернета Канны. Сложно выделить под какую целевую категорию сделан сериал, ведь намешали всего. Из недостатков — наверное типичный фетиш, где грудастая дракониха селится у мальчика и все время якобы "соблазняет" его или подруга Канны из младших классов, которая просто изнемогает от любви к своей подружке при любом поводе. Для себя сделал вывод, что более детский сериал "Вторжение кальмарки", либо более повседневный и простой "Деревенская глубинка" поинтереснее такого микса японской комедии.
Вывод: Неплохая комедийная сборная солянка из японских анимешных комедийно-повседневных штампов и "грозных и милых драконов в нашем мире". Но рейтинги, по тем или иным причинам мне кажутся завышенными.
Очень лёгкая школьная комедия об учителе и учениках полу-людях(юкионна, далахан, вампир). В ходе сериала, ГГ помогает решать легкие жизненный неурядицы и сближает подруг. Все это проходит в незатейлевой легкой атмосфере. Местами сериал хороший добрый, местами довольно скучный. Герои понравились, ведут себя вполне логично. Сериал не обязательный к просмотру, слабый среднячек — но оставляет лёгкую нотку позитива после просмотра, так что если хочется чего-то лёгкого и незатейлевого из школы, то можно и посмотреть.
Вывод: Лёгкий и позитивный сериал в школьном антураже с решением подростковых проблем героев. На один раз и для любителя.
Общая оценка 6 из 10
("Masamune-kun no Revenge / Месть Масамунэ!")
Довольно типичная история с выкрутусами от японцев — парень решает похудеть и влюбить в себя красивую девушку, которая его оскорбила "жирдяем". Перед нами будут "типичные" странные повороты с разными друзьями. Типичный школьный ромком, но довольно слабый в плане сюжета. Досмотрел только из-за того, что смотрел в компании (было немного комедии) и сериал довольно качественный в визуальном плане. Понравились второстепенные персонажи, а вот главные герои с логикой и последовательностью не дружат. В остальном же сериал не блещет.
Вывод: Обычный школьный ромком с странным и слабым сюжетом, странными сюжетными поворотам. Сериал весьма слабый, на любителя.
«Ghost Hound» («Призрачная гончая», «Охота на призраков»). 22 эпизода. Трансляция: с 18.10.2007 по 04.04.2008. Студия: Production I.G. Главный режиссер: Накамуро Рютаро.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: В тексте содержатся некоторые СПОЙЛЕРЫ! Обойтись без них не получилось. Старался не сильно раскрывать перипетии сюжета, но про финал пришлось писать подробно.
Что получится, если смешать в рамках одного произведения квантовую физику, юнгианство, современные психофизиологические теории, синергетику, эзотерику, солипсизм, мистику, экскурсы в синто, шаманизм и многое другое, преподнеся все это в формате мистического триллера про подростков? Правильно: нечто странное и примечательное. Будет ли это нечто удобоваримым и всем интересным? Ну, чтобы разобраться с этим, нужно подробней рассмотреть данный, скажем так, образчик современной японской культуры.
Провинциальный японский городок. Самое примечательное: плотина и закрытый институт биотехнологий. Много городских легенд про всякую чертовщину. Четверо главных героев. Парень с посттравматическим синдромом после того, как его со старшей сестрой в детстве похитили и держали в плену; в ходе этой истории сестра умерла. Его дальний родственник, которого бросила мама после того, как ее муж покончил жизнь самоубийством; подозрительно то, что самоубийство произошло через пару недель после того самого похищения. Мальчуган, приехавший из Токио, где отчасти по его вине спрыгнул с крыши одноклассник; этим беды парня не ограничиваются – в семье полнейшая дисфункция, так как папа работает директором того самого закрытого института, пропадает на работе, потерял связь с женой. Девочка, дочь местного священника, с раннего детства страдает то ли синдромом множественных личностей, то ли в нее вселяются духи. Плюс к этому у нас есть родители героев, столичный подозрительный психолог, сексуальная женщина-ученый, таинственный старик, бродящий по горам вблизи от городка и многие другие.
Стоит заметить, что «Призрачной гончей» (мне данный вариант перевода названия нравится больше, чем «Охота на призраков») не очень-то повезло в России. Многих анимешников быстро отпугнули неторопливость повествования и избыток научной терминологии в разговорах героев. К тому же журнал «АнимеГид», в конце нулевых обладающий большим авторитетом в отечественной аниме-тусовке и формировавший вкусы тогдашних любителей японской анимации, написал на «Призрачную гончую» разгромную рецензию. Все это привело к 610 месту в рейтинге на «World Art» и нескольким мифам, сложившимся вокруг этого аниме. Разберемся же с этими мифами и предсуждениями.
Миф первый.«Призрачная гончая», мол, является этаким японским ответом Дэвиду Линчу, а конкретно «Твин Пиксу». Единственное, что роднит произведения Линча и Накамуро, – это то, что сверхъестественные события происходят в маленьком провинциальном городке. Если это показатель того, что перед нами вариация на тему «Твин Пикса», то тогда такими вариациями нужно считать не только больше половины романов Стивена Кинга, но еще и огромное количество других аниме-сериалов (например, тот же «Noein», с которым у «Призрачной гончей» гораздо больше общего).
Миф второй.Чтобы понять «Призрачную гончую», необходимо разбираться в куче наук от физики до психологии. Да, разбираться в этих науках весьма даже полезно без всякое привязки к просмотру какого-либо аниме. Но если вы не знаете, что такое осознанные сновидения, астральные проекции, десенсибилизация, ПТСР и тому подобное, не страшно. Во-первых, есть хорошие русские субтитры, автор которых не поленился сделать подробные комментарии. Во-вторых, многие моменты ясны из контекста. В-третьих, даже если вы что-то не поймете, это не помешает воспринять сюжет.
Миф третий.Все эти сведения из разных наук и эзотерики свалены в одну кучу, в итоге получилась полная несуразица. Тут надо сказать, что авторы «Призрачной гончей» явно стремились соединить науку и мистику так, чтобы получилось гармоничное целое. Именно для этого и нужна сцена в конце двадцать первого эпизода, когда герои сели в кружок и подвели итоги случившегося с ними. Получилось достаточно удачно. Конечно, нет предела совершенству. На фоне же того, что происходит в современной психологии (см., допустим, расстановки по Хеллингеру), выглядит поставленная задача вполне прогрессивно. Даже если бы это была главная идея всей «Призрачной гончей», ее было бы достаточно, чтобы признать аниме заслуживающим просмотра.
Миф четвертый.У «Призрачной гончей» слитый финал, гора родила мышь и прочие неприятности. Про слитый финал говорят, вспоминая настолько много аниме, что это уже давно стало общим местом. И про некоторые образчики говорится вполне справедливо. Здесь же случился не слитый финал, а обманутые надежды зрителей. У тех, кто смотрел «Призрачную гончую» в онгоинге, были завышенные ожидания. Еще бы: режиссер сделал когда-то «Эксперименты Лейн» и «Путешествия Кино», сценарист не кто-нибудь, а Сиро Масамунэ, придумавший «Призрака в доспехах». Конечно, эти люди просто обязаны сделать что-то мрачное и многозначительное, что-то философское и по-настоящему крышесносное. И первые эпизоды «Призрачной гончей» соответствовали этим ожиданиям. Мрачный сюжет, много мистики, определенная недосказанность. А потом сериал стал меняться. На первое место выступили повседневные проблемы героев, всякие бытовые перипетии, таинственность куда-то подевалась, астральные путешествия стали привычными. Это не могло не раздражать зрителя. Он хотел крови и мяса, он хотел трагедии и беспросветного финала, а в итоге получил чистый хеппи-энд. Стивен Кинг неожиданно превратился во Владислава Крапивина. Разумеется, в глазах многих это слитый финал. А то, что почти все линии завершены, почти все загадки разгаданы, а основная идея показана четче не бывает, было не замечено.
«Призрачная гончая» не про то, как с помощью науки объяснить религиозные видения, не про то считать ли искусственно созданное органическое существо живым, не про то, что наблюдатель не просто влияет на объект наблюдения, а и сам объект влияет на своего наблюдателя, не про то существует ли скрытый порядок во Вселенной, порядок, который мы не осознаем. «Призрачная гончая» совсем не про это. Все перечисленное – это белый шум. Он, как известно, не подавляет изначальное движение системы, а усиливает его. В данном случае – оттеняет основную тему, дает ее лучше увидеть. Ведь «Призрачная гончая» посвящена одной из вечных тем мирового искусства, теме взросления и потери невинности. Персонажи начинают свой путь подростками с кучей личных проблем, а в финале перед нами уже люди, разобравшиеся с собственными демонами, совершившие подвиг, ставшие личностями. Астральные проекции были лишь забавой и игрой, а подвиг пришлось совершать в реальности. Герои переросли свой эскапизм – это и называется вырасти.
Плюсов у «Призрачной гончей» много: интересные персонажи, небанальный сюжет, потрясающее звуковое оформление, сбалансированная цветовая гамма. Есть и минусы, конечно. Вон, в финале откуда не возьмись появляется целая армия магов и мудрецов, которые должны помочь героям победить деструктивный религиозный культ. Во-первых, форменный рояль в кустах, во-вторых, легко можно было без этого обойтись. Или вот еще минус. Некоторые тайны так и не были объяснены, хотя это требовалось. Например, чей голос подсказывал одному из героев, что ему надо делать дальше, чью фигуру он пару раз видел в своих видениях? Есть версия, что это его мама. Но ведь можно было бы и объяснить.
Итог. Смотреть тем, кто ищет необычное и нестандартное аниме, точно будет интересно. Остальным попробовать, вдруг заинтересует.
Японский анимационный ТВ-сезон «зима ‘17» был до обидного скуп на интересные новинки — порядочные сиквелы и пара-тройка комедий вряд ли делают погоду — поэтому «АККА...» стал тем самым аниме-сериалом, который и рак, и рыба на общем безрыбье и который скрасил зимние месяцы своим неторопливым повествованием. Конечно, на вкус и цвет все фломастеры разные, но с'est la vie, говорят французы.
«АККА...» — редкий образчик бюрократического триллера с легким заходом в соседние жанры психологической и политической драм, рассказанный через призму семейной трагедии протагониста. Что бы ни мерещилось при взгляде на промоматериалы или сцены поглощения пирожных, это не мужская версия K-On! (хотя иногда очень на неё похоже). «АККА...» — это очередная попытка Madhouse поиграть в жанровое разнообразие и заинтересовать зрителя уникальным художественным решением.
Фабула сериала довольно проста. В островном королевстве До:ва, состоящем из 13 провинций, как раз накануне столетия престола назревает государственный переворот, который предстоит предотвратить монаршему надзорному ведомству с именем из четырех букв (АККА — в честь вымершей птицы, очертания которой похожи на очертания королевства). «Остриём» подковёрной, в нашем случае — «запирожной», борьбы становится главный герой аниме Дзи:н О:тас, заядлый курильщик с шапкой блонда на голове, по совместительству замглавы столичного департамента Инспекции АККА (аудит и служба безопасности в одном флаконе). Собственно, больше глобальных сюжетных тем, кроме переворота, заявлено не было, но в сериале достаточно микротем, в том числе завязанных на тяготах/радостях провинций, которые с лихвой компенсируют сюжетную прямолинейность фабулы.
Учитывая жанровую спецификацию и дизайны персонажей, не стоит ждать от «АККА...» боевиковой динамики, эксплицитного насилия или же варварских разборок. Мир «АККА...» рафинирован и предельно цивилизован. Здесь нет рек крови, мордобоя, маскулинной агрессии, подвигов меча и щита. Но есть увязшие в распрях за сферы влияния политические фракции, утонченные аристократы и рубаха-парни, движимые жаждой изменений и обидами.
Словно играя в го, заговорщики прежде, чем двинуться вперед, просчитывают последствия на три-четыре хода. Поэтому все действие происходит по большей части в кабинетах либо кафешках, отчего кажется, будто аниме бессобытийно: главный герой инспектирует одну провинцию за другой, тратя уйму времени на курение, распитие напитков и разговоры о еде. Однако всякий следующий эпизод демонстрирует такую констелляцию фактов и персонажей, что история предстает под новым, не виденным ранее углом.
Отчасти это связано с тем, что основной «рассказчик» — сам Дзи:н, параллельно со зрителем распутывающий клубок недосказанностей, отчасти — с дробным монтажом, рассекающим цельную историю на мозаику встреч. Не могу сказать, что интеллектуальные игры здесь предельно запутанные — зритель с хорошими аналитическими способностями раскусит половину интриги еще эпизоде на пятом-шестом, но «АККА...» держит марку до финала, мягко потрёпывая нервы наблюдателю и в последних сериях, не срываясь при этом ни в галоп происшествий, ни в летаргию монотонных бесед.
Это, кстати, одна из ключевых особенностей сериала — темп повествования. «АККА...» — та самая черепаха из апории, что обгоняет Ахиллеса. Мнимое ничегонеделание оборачивается сюжетным поворотом на 180 градусов. Медитативное же перетекание одной сцены/локации в другую так и просит на язык сравнение с полноводной рекой, которая вроде и не спешит, меж тем неумолимо стекает в море, не чувствуя преград.
Я не большой знаток первоисточника — одноименной работы замечательной мангаки Нацумэ Оно, автора идеи для прекрасного сериала «Дом Пяти листьев» (2010), — но сведущие люди говорят, что экранизация почти один в один. И я склонен с ними согласиться, потому что визуально они (манга и аниме) почти не отличимы, разве что сериал более бросок за счет ярких красок, расцветивших героев Н. Оно. К слову, цветовая палитра «АККА..» — другая отличительная особенность, на которую студия Madhouse сделала ставку и не прогадала. Мало кто даже за последние пять лет может похвалиться столь незаурядным артом. И да, у персонажей есть носы!
И пусть сериал можно упрекнуть за сюжет, обратив внимание на его недостаточную для вау-эффекта многослойность, или придраться к экстравагантности художественного решения — в одном «АККА...» не умаляем. В музыкальном сопровождении: стилистически безукоризненные и притягательные аранжировки и композиции от Рё Такахаси доставят редкое удовольствие вашему уху. Вступительные и финальные титры — прежде всего.
До конца выхода сериала в эфир поглядывал одним глазом в обсуждения на англоязычных форумах и заметил такую штуку: многие ставили создателям в вину, что персонажи мало раскрыты и их мотивации слабо продемонстрированы. Кажется мне, что это всё-таки не недочет конкретного аниме, а отличительная черта режиссера Синго Нацумэ. Потому что и в недавнем «Ванпанчмене» (2015), и в обоих сезонах «Космического Денди» (2014) персонажи были детализированы ровно настолько, чтобы и «картонными» не оказаться, и зрителя развлечь, и при этом не утяжелить историю излишней скрупулезностью и театральной драматизированностью.
Таким образом, пристрастие к табаку Дзи:на не шалость автора, а вполне очевидный намек на посттравматический синдром, последовавший за гибелью родителей. Деталь вроде и не глубокомысленная, но значимая. Отсюда же инфантильная любовь сестры Дзи:на — Лотты — к пирожным и булочкам: с момента катастрофы она находилась как бы под колпаком братской опеки, огражденная от негативных аспектов взросления.
Вообще, чаепития и пирожные, кроме своей очевидной развлекательной функции, выполняют еще и функцию демонстрационную. Во-первых, демонстрируют мирное существование королевства До:ва. Во-вторых, уровень цивилизации в королевстве. В-третьих, наряду с прическами, костюмами и декорациями, позволяют представить всю непохожесть 13 провинций королевства между собой. К тому же пристрастия к определенным видам кулинарных изделий дополнительно подчеркивают кровное родство нескольких персонажей между собой (см. эпизоды с посещением королем кафе и посещением Дзи:ном и Лоттой королевской резиденции).
Мой неверный взгляд выцепил и другую особенность "АККА...", помимо символизма пирожных. Это — аллюзии на современные реалии Японии и более общо — других конституционных монархий. Тут вам и изживающая себя семейная форма правления, и борьба регионов за бОльшую автономию от столицы, открытость границ и модернизацию. И даже неявно данные традиционалистский реакционизм и гендерное неравенство. Хотя, конечно же, аниме гораздо условнее и герметичнее — благодаря своей завершенной эстетической форме оно универсально и не принадлежит какому-то конкретному времени.
В общем и целом, "АККА..." — интересная работа, немного страдающая от недофинансирования (что видно по множеству шикарных, но статичных кадров); работа, которая с легкостью могла бы стать хитом сезона, если б сменила излишки лоска на сермяжную правду жизни (либо — заменила пирожные на человечину: говорят, каннибализм сейчас в тренде, и "Атака титанов" тому лишнее подтверждение). А по факту, как всякое атмосферное произведение, «АККА...» нуждается в кооперации со зрителем, зато, если ваши частоты совпадут, резонанс удовольствия гарантирован.
Прошло немало времени с тех пор, как я рекомендовал к просмотру полнометражную анимацию из Японии. Не попадалось все, как-то, под руку того, что бы можно было разделить с чужим взглядом. Однако недавно мне «повезло», и я таки добрался до замечательной работы 2015 г. — «Сарусубери», она же «Мисс Хокусай». Фильм за прошедшие два года собрал внушительное количество регалий, включая призы фестивалей в Анси и Монреале и награду от Майнити симбун. Надо полагать, продолжит пополнять эту коллекцию и дальше, входя все в новые и новые топы и списки от кинокритиков, потому что последняя работа Кэйити Хары отнюдь не рядовая историческая драма, каковой может показаться на первый взгляд.
Технически, «Мисс Хокусай» — это экранизация манги 80-х годов Хинако Сугиуры о дочери самого известного японского художника периода Эдо, Хокусая Кацусики — О:и Кацусики. В действительности — редкая возможность заглянуть за край «ширмы», отделяющей наши дни от Токио (тогда Эдо) на излете сёгуната, и не нарваться на всепоглощающий пафос. Никаких придыханий, высоколобой драмы, серьезности до зевоты. Отнюдь. Легкие, но не легковесные зарисовки из жизни. Эфемерная амальгама событий творческой повседневности Японии в ее последние годы самоизоляции.
Когда смотришь «Сарусубери», абсолютно не возникает ощущения древности, затхлости происходящего на экране. Наоборот, как будто веет не доступный для взора, но ощутимый всей кожей морской бриз. Отчасти этому способствуют мягкая цветовая палитра и гармония линий, которые выбрали создатели «Мисс Хокусай» для воплощения своих идей. Отчасти — звуковой ряд. Шутка ли, хронотоп — Токио 19-го столетия, а в музыкальном сопровождении электрогитары. Есть, конечно, и классические аранжировки из репертуара традиционной народной музыки, но этот легкий флёр рок-тематики придает бодрость всему повествованию, где надо, сгущая краски до черноты, а где — истончая их добела. Потому троекратно снимаю шляпу перед композиторами Ё Цудзи и Харуми Фуки и художником-постановщиком Кодзи Оно.
Сюжетно фильм К. Хары сконцентрирован на взаимоотношениях дочери Хокусая со своим отцом, сестрой и матерью, а также современниками художника, однако, в отличие от доку-драм, не придерживается строгой хронологической последовательности происходящего и живописует перипетии О:и Кацусики в дневниковой манере, останавливаясь то на одной курьезной детали, то на другой и оставаясь при этом ровным в монтаже, без крайностей микро- и макромасштабности. Есть здесь и пьяные посиделки, и походы к ойран в Ёсивару, и драконы, слетающие с небес, и буддийская мифология, и страшилки про икирё, и любование цветами, и, конечно же, всевозможные рисунки укиё-э — суримоно, бидзин-га, сюнга. Все пересказывать не буду, оригинал интереснее.
И все же главная прелесть «Сарусубери» в живости его героев. Сам Хокусай вовсе не человек-легенда, убеленный сединой, а чудак-энтузиаст, поглощенный свои творчеством настолько, что живет как придется, забывая о еде, мытье и семье; с трудным характером и скупой на похвалы. И дочь ему под стать: талантливая, дерзкая, решительная, не отступается, если возьмется. Не помеха ей ни бедность, ни неудавшийся брак родителей, ни собственные неудачи в отношениях. Даже патриархическое общество Эдо не преграда для ее стремлений. Хоть сейчас в ролевые модели для наших современниц.
Разумеется, «Мисс Хокусай» не байопик и не энциклопедическая справка. Здесь нет педантизма в деталях, но есть их эстетическая выверенность. «Мисс Хокусай» — это шанс на недолгие полтора часа стать ближе к давно минувшим дням и людям, эти дни наполнявшим. Шанс по-человечески просто и дружелюбно, без придирчивости архивариуса, взглянуть на столь долго находившуюся в тени своего отца молодую О:и, и, может быть, попытаться понять, чем движима была ее рука, когда с поразительной точностью она воссоздавала из небытия свои полотна.
На правах рекламы: мне посчастливилось наткнуться на русские субтитры от cyril51rus, которые — что редкость даже сейчас — сопровождены культурологическим комментарием, исчерпывающе разрешающим возможные затруднения в понимании сюжета фильма. Рекомендую смотреть в этой версии русификации.