Ещё один интересный и познавательный, на мой взгляд, материал из серии зарубежных публикаций "Евангелической Лавкрафт", представляющий нестандартную точку зрения на религиозные параллели в творчестве Г.Ф. Лавкрафта.
*** *** *** *** *** *** ***
ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЙ ЛАВКРАФТ: "ЛАВКРАФТ И СТРАННОСТИ БОГА".
автор статьи: К.Р. Уайли (C.R.Wiley) — американский писатель, известный евангелие-христианский проповедник (пастор), профессор Колледжа Нью-Сент-Эндрюс (штат Вашингтон), постоянный член правления Американской Академии Философии и Литературы. дата: 17 августа 2017 г. перевод: ZaverLast, 2021.
Прозвище "странная фантастика" ассоциируется прежде всего с Лавкрафтом. Некоторые считают его воплощением жанра. Но когда вы смотрите на это, вам это кажется немного странно. Завтра я отправляюсь на "NecronomiCon" – конгресс в честь Говарда Филлипса Лавкрафта, который проводится каждое лето в городе Провиденс, штат Род-Айленд. Я с нетерпением жду этого события, поскольку освещаю этот съезд в СМИ для "Scenes Media". И хотя мы с Говардом Филлипсом по многим вопросам расходимся во мнениях, я нахожу его симпатичной и сочуствующей фигурой, и наслаждаюсь многими его историями (ранее, я уже написал две статьи о нем).
Он придумал термин для своей эстетики: "Космизм". Хотя Лавкрафт умер так, как и положено настоящему голодающему художнику (по сути, умер от голода ради своего искусства), он преуспел посмертно. Он оказал огромное влияние на некоторых довольно значительных писателей, включая Нила Геймана, Стивена Кинга и Чайну Мьевиль (впечатляет!). Воинствующий атеизм Говарда Филлипса хорошо известен, он даже присущ его эстетике. Поэтому вам может показаться немного странным, что я могу рекомендовать людям прочесть Лавкрафта (хотя вы знаете, что я не только верующий теист, но и убежденный консерватор). Но, все же я это делаю, и вот почему: Лавкрафт может помочь вам развить вкус к Странностям Бога.
Современное сегодняшнее Христианство настолько слащаво и приторно, что определенно надоедает. В прошлое воскресенье, во время моей проповеди я читал своему собранию знаменитое стихотворение "Агнец"* известного английского поэта, художника и мыслителя Уильяма Блейка (1757 — 1827), а затем прочел им стихотворение того же Блейка — "Тигр"*. Комбинация произвела желаемый эффект. Иногда я вслух задавался вопросом, не отталкивает ли некоторых людей неспособность современного христианства жить с "Тигром". Люди жаждут честного изложения суровой Истины. Более того, я думаю, многие люди знают, что этот огромный Космос в котором мы живем, не мог быть создан только для нас. Люди ищут Других, чтобы мысленно заселить ими негостеприимные космические пространства. И вот это то, что дает им Лавкрафт: странные существа, в смысле чуждых и сверхъестественных событий. Его фантастическая художественная литература призвана показать читателю, что Реальность — это не только Вы и Я.
Но это так же можно увидеть и в писаниях Библии, в тех редко проповедуемых отрывках из посланий Иезекииля и Иова, или даже в Псалмах. В этих евангельских отрывках мы видим всякие мистические и сверхъестественные вещи. И самое необычное Существо из всех описываемых — это БОГ. Он абсолютно и полностью Другой, и чрезвычайно жуткий. Это Бог вселенского Вихря, обитающий в густой Тьме, который настолько радиоактивен, что вы упадете замертво лишь приблизившись к нему слишком близко. Он настолько ошеломляющ, что сокрушителен, как Ниагарский Водопад, только больше и сильнее — бесконечно сильнее... Когда я рассказываю об этом Культу Лавкрафта, его обитатели в поисках ответов заметно отступают к "Агнцу" (ягненку) Уильяма Блейка. Они даже чуть крепче обнимают своих плюшевых кукол Ктулху, купленных по случаю сьезда. Это слишком необычно для их вкуса и понимания. Я думаю, они хотят, чтобы их собственная странность не имела цены. Но даже это, если взглянуть внимательно, выглядит немного странно.
Это подводит меня ещё к одной важной причине, по которой я рекомендую вам Лавкрафта. Говард Филлипс может помочь нам восстановить божественное Учение о Провидении. Слово "Providence" означает "Провидение, Предвидение, или Божий промысел". Причина в том, что слово "Weird" (Странный) на самом деле имеет прямую связь с Провидением (Насколько это "провиденциально"? — "предопределено, предвиденно, фатально"). Если не верите, вот этимологическое определение слова "Weird", взятое мной из онлайн-словаря этимологии:
"Weird — Странный" (прилагательное, "имеющий власть управлять судьбой", соотносится с "Wierd" — "Странно" (наречие). Происходит от старо-английского слова "Wyrd" — "судьба, шанс, удача"; буквально означает "то, что приходит", от прото-германского "Wurthiz" (источник также от старо-саксонского "Wurd", старо-верхне-немецкого "Wurt" — "Судьба", старо-норвежского "Urðr" — "Судьба, одна из трех Норн", от пра-индо-европейского "Wert" — "поворачивать, вращать", (источник также от немецкого "Werden", старо-английского "Weorðan" — "стать, становиться", происходит от корня "Wer" — "поворачивать, сгибать").
Смысл словосочетания "Сверхьестественный" развился из средне-английского использования для обозначения Трех Судеб или трёх Норн (в германской мифологии), трёх загадочных сестер — трёх богинь, которые по древнему преданию управляли человеческой судьбой. Внешне они изображались таинственными и пугающими, как в шекспировской пьесе "Леди Макбет" (особенно в театральных постановках 18-го и 19-го веков), что привело к появлению прилагательного, означающего "странно выглядящий, жуткий" (1815) или "странный, тревожно отличающийся" (1820), связанного со словами: "странно, странность".
В историях Лавкрафта мы не только на расстоянии видим это странное чувство. Его герои вблизи чувствуют эту Странность. Они попадают в щупальца равнодушного Ктулху. И это их меняет. Я не могу не заметить здесь тень истинного ужаса, грандиозную тайну — "mysterium tremendum": быть подчиненным Богу, которого вы не можете постичь или контролировать. Кто ведет вас по мрачным изгибам и поворотам, которые дезориентируют. Это — Провидение. Провидение, которое мы так же видим у библейских персонажей — Ионы, Иова и Иосифа. Говард Лавкрафт, как мне всегда казалось — это Кальвинизм**-- без Утешения, и Уильям Купер**-- без Надежды. Для людей, которые ищут что-то действительно ужасающее, но в лучшем виде, который только можно себе представить, творчество Лавкрафта может служить расширителем сознания, открывающим таинственные врата. ______________________________________________________ ______________________________________________________ ___________
*- Примечание: 1. Стихотворение Уильяма Блейка "Агнец" из поэтического цикла "Песни Невинности" (1789) по своей популярности может поспорить с его же стихотворением "Тигр" из цикла "Песни Познания" (1794). Диалогичность "Агнца" и "Тигра" и их сопоставление, сразу же бросается в глаза читателю. Главный их вопрос: "Кто тебя сотворил?" Однако сами твари — Агнец (ягнёнок) и Тигр (хищник) — настолько разные, что это заставляет автора в недоумении воскликнуть в "Тигре": — неужели "Тот, кто сделал Агнца, сделал и тебя?". Но, если в стихотворении "Тигр" Блейк сам не предлагает ответа на этот вопрос, то в "Агнце" напротив, ответ вполне очевиден. Стихотворение "Агнец", построенное как диалог в котором маленький ребенок говорит и за себя, и за ягненка, поражает четкостью и выразительностью композиции, и показывает, как мысль ребенка движется от восприятия земной действительности к пониманию Бога, подчеркивая тесную связь земного и божественного. Ответ на вопрос: "Кто тебя сотворил?" дан здесь впрямую и не вызывает сомнений: Агнец создан Богом, как и невинное дитя, при этом и тот, и другой есть образы Бога на Земле. Это — одно из самых известных стихотворений Уильяма Блейка.
2. Стихотворение "Тигр" из поэтического цикла "Песни Познания" (1794), по праву считается одним из самых выдающихся произведений английской литературы. Как и "Агнец", парное стихотворение "Тигр" начинается с вопроса: "Кто твой Создатель?" Однако если в более раннем стихотворении ответ был однозначен, то "Тигр" состоит из цепочки вопросов, остающихся без прямого ответа. В цикле "Песни Невинности" тигры, львы и прочие "дикие звери" представляют собой силу, враждебную Агнцу (то есть Богу), и следовательно, негативную. Теперь Блейк не только оспаривает это утверждение, но подспудно отвергает свое прежнее "однобокое" миропонимание: зловещая красота Тигра — столь же необходимая часть миропорядка, как и кротость Агнца, и одно невозможно без другого. Кто создал Тигра, Бог или Дьявол, какой огонь горит в его очах, Небесный или Преисподней — вот основной вопрос стихотворения. Ходом своей мысли Блейк подталкивает читателя к ответу: Тигра создал не кто иной, как Дьявол, который, следовательно, является Творцом наравне с Богом. Однако Тигр, созданный Адом, не есть Зло в его обычном понимании, но заключенная в плоть, внушающая ужас и восхищение — яростная и прекрасная Энергия, которая, согласно концепции движет всяким развитием на Земле. ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______
**- Примечание: 1. Кальвинизм — одно из реформаторских направлений Протестантизма. Основатель, французский юрист и теолог — Жан Кальвин (1509 — 1564). Кальвинистское богословие, распространенное на родине Лавкрафта в Новой Англии, характеризуется склонностью к рационализму и частым недоверием к мистике. Центральная доктрина Кальвинизма — суверенитет Бога во всем. Кальвинисты отрицают необходимость помощи духовенства в спасении людей, не поддерживают монашество, ликвидировали церковную обрядность (во время их богослужений не звучит духовная музыка, не возжигаются свечи, в церквях часто отсутствуют настенные изображения), а так же приняли Доктрину Предопределения — о пред-установленности жизни человека и всего мира, его спасения или осуждения, исходящей исключительно только от Божьей Воли.
2. Уильям Купер (1731 — 1800) — поэт, классик английской литературы, своими произведениями создал образ угрюмого и меланхоличного автора. ______________________________________________________ ______________________________________________________ _______
Author: C.R. Wiley. "Lovecraft and the Weirdness of God" Copyright 2008-2021, Patheos. перевод статьи: ZaverLast, 2021.
*** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** ***
|