автор |
сообщение |
ааа иии
философ
|
6 мая 2019 г. 21:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Evil Writer Из этого получаем болванчика, который только говорит по сюжету, думает по сюжету и паникует по сюжету. На самом деле это не плохо и не грустно: картонный персонаж может быть еще и красочным. Пример — цикл о Хогбенах Генри Каттнера. "До скорого!": "Старый Енси, пожалуй, самый подлый человечишка во всем мире. Свет не видел более наглого, закоренелого, тупого, отпетого, гнусного негодяя" и т.п. и т.д. Всё по сюжету. А рассказ — прелесть. Тоже можно сказать о Снусмумрике и принце Коруме, об Алисе Селезневой и космическом дипломате Ретифе...
|
|
|
Лунатица
философ
|
6 мая 2019 г. 21:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ааа иии, вот уж упомянутых вами персонажей картонными никак не получится назвать. Никто и не говорил, что персонаж должен существовать вне сюжета или его объемность = тоннам рефлексии (как раз Снусмумрик по этой части сильно отметился). Выше речь справедливо шла о внимании авторов исключительно к событийной стороне. И о механическом нагнетании сюжетных поворотов, потому что ничего кроме голого действия автор не продумал.
|
|
|
mahasera
гранд-мастер
|
6 мая 2019 г. 21:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Evil Writer, Вы очень хорошо и внятно всё разъяснили. Но я бы такие изъяны произведений назвала отсутствием психологизма. Физикам, очевидно, не хватает лирики.
|
––– «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану» Козьма Прутков |
|
|
visionshock
миротворец
|
6 мая 2019 г. 21:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии На самом деле это не плохо и не грустно: картонный персонаж может быть еще и красочным.
Зато о профессиональности автора — это много говорит. А чтобы персонаж был красочным — нужно прописать его, а это и сделает его более выпуклым.
цитата ааа иии Пример — цикл о Хогбенах Генри Каттнера. "До скорого!": "Старый Енси, пожалуй, самый подлый человечишка во всем мире. Свет не видел более наглого, закоренелого, тупого, отпетого, гнусного негодяя" и т.п. и т.д. Всё по сюжету.
Я не читал этот рассказ, но данная характеристика уже придает некий объём персонажу. Я уже вижу подлого старикашку с прищуром и манерами отпетого жулика. Возможно, эта характеристика мне и не говорит, что он любит есть и какие у него любимые цвета, но образ для дальнейшего развития вполне задает.
цитата ааа иии Тоже можно сказать о Снусмумрике и принце Коруме, об Алисе Селезневой и космическом дипломате Ретифе...
И Селезнева — остальное не читал — ни коим образом не картонный персонаж, а вполне себе ощутимая для читателя девочка.
цитата mahasera Но я бы такие изъяны произведений назвала отсутствием психологизма.
Возможно. Но я смотрю на эту проблему несколько глубже.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
mahasera
гранд-мастер
|
6 мая 2019 г. 21:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Evil Writer Нет-нет, я не спорю с Вами. Я лишь высказала свой весьма дилетантский взгляд на данную проблему.
|
––– «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану» Козьма Прутков |
|
|
visionshock
миротворец
|
6 мая 2019 г. 21:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mahasera Нет-нет, я не спорю с Вами.
Да я понимаю) Как сам пишущий человек, отметил, что возможно оно так есть, но мое субъективное видение заходит чуть дальше. Я вижу в этом и проблемы психологизма, логичности, понимания автора человека, изучением им материала для правдоподобности описания и целый окололитературный кухонный пласт изготовления текстов.
цитата mahasera Я лишь высказала свой весьма дилетантский взгляд на данную проблему.
И преуменьшать свои способности не надо) Мы все были или есть дилетанты.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
ааа иии
философ
|
6 мая 2019 г. 22:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Лунатица вот уж упомянутых вами персонажей картонными никак не получится назвать. Именно таковы они и есть. По определению прозвучавшему.
цитата Лунатица Выше речь справедливо шла о внимании авторов исключительно к событийной стороне. поворотов При чем тут авторы? Мы обсуждаем не их творческие возможности, а их персонажей. А они у одних и тех же писателей могут иметь разную глубину. Ихтиандр и профессор Вагнер. Кристобаль Хунта и Каммерер. Трурль — "Маска" (или Тихий из "Дневников" и "Мир Земле") ... Дело в том, что, помимо театра Чехова-Станиславского, есть еще театры кукол, теней, а кроме эпопей и психологических штудий — анекдот. Цирк. Амплуа, функции, архетипы и т.п. Эффектная маска, порой, значит больше психологической глубины. Потому как первая допускает произвольное наращивание второй, см. барона Мюнхгаузена у Распэ и у Григория Горина. Но не наоборот.
|
|
|
ааа иии
философ
|
6 мая 2019 г. 22:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Evil Writer но образ для дальнейшего развития вполне задает. Нет там развития. Как и в случае с Алисой, перед нами персонаж-функция, используемый для сюжетных дел. Один вредный и опасный старикашка, другая правильная девочка.
|
|
|
mahasera
гранд-мастер
|
6 мая 2019 г. 22:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Evil Writer И всё-таки очень интересно послушать мнение профессионала. Я абсолютно серьёзно. А я как простой читатель воспринимаю текст интуитивно, хотя прекрасно понимаю, что в литературе есть свои правила, что называется pro logos artis.
|
––– «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану» Козьма Прутков |
|
|
visionshock
миротворец
|
6 мая 2019 г. 22:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Нет там развития.
Даже так — это все равно не совсем уже картонный персонаж, а уже осязаемый образ.
цитата ааа иии Как и в случае с Алисой, перед нами персонаж-функция, используемый для сюжетных дел.
В эту девочку веришь. Она существует не только на бумаге, но и в читательском восприятии. У нее есть желания и мечты. И так далее.
цитата mahasera И всё-таки очень интересно послушать мнение профессионала. Я абсолютно серьёзно.
Я в любом случае не особо и профессионал. Около десятка рассказов и три из них опубликованы, плюс статьи, рецензии. Так что — я не гигант к которому можно прислушиваться, а новичок.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
ааа иии
философ
|
|
visionshock
миротворец
|
6 мая 2019 г. 22:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Осязаемый... Это "объемный", что ли?
Чувствуется, что есть образ, а не картон. Не прямо что объёмный-объемный, а вполне ясный и логичный образ. Для детских книжек про Алису — вполне себе.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
Славич
миродержец
|
6 мая 2019 г. 23:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии эффектная маска, порой, значит больше психологической глубины. Да, разумеется. Только ведь, когда говорят о "плоских персонажах", имеют в виду отнюдь не гротескных персонажей "Мёртвых душ".
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
ааа иии
философ
|
7 мая 2019 г. 07:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Evil Writer Чувствуется, что есть Чувства это прекрасно. Но Вы писали о том, что подчиненный сюжету персонаж — болванчик. Да, болванчик. Но он может быть высокохудожественным и дорогим. цитата Славич Только ведь, когда говорят о "плоских персонажах", имеют в виду отнюдь не Примеры того, как именно говорят в этой теме:
цитата Лунатица объемность/картонность, т.е., скорее, художественные достоинства, присущи в равной мере и легкому чтиву и самому высокоумствующему.
цитата Evil Writer Писателю абсолютно неинтересно работать с персонажем как с личностью и его увлекает содержание. Отсюда естественно выливается много проблем
|
|
|
visionshock
миротворец
|
7 мая 2019 г. 21:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Но Вы писали о том, что подчиненный сюжету персонаж — болванчик.
Для детской литературы необязательно подробно выписывать персонажа. Различие в проработке персонажей для детей и взрослых — масса. Детям вряд ли будут интересны реалистичные рефлексии в стиле Раскольникова.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
ааа иии
философ
|
|
Славич
миродержец
|
7 мая 2019 г. 21:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ааа иии Если сказать проще, картонный персонаж — это персонаж незапоминающийся. Персонажи-типажи, персонажи-маски запоминаются неплохо — был бы литературный талант. К примеру, Алиса Селезнёва — это типажный персонаж, девочка-сорванец, обобщённый образ. А Шерлок Холмс — герой-маска, слишком гротескный, чтобы быть реальным.
|
––– На сайте набегами, в лучшем случае. |
|
|
visionshock
миротворец
|
7 мая 2019 г. 21:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии И не только для детской.
Подростковой. Может чего-то ещё. Но настоящая литература — это не место для картона. Мы можем делать скидки детям и так далее, но читать книгу со скучным, блеклым, алогичным персонажем — это скучно.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
mahasera
гранд-мастер
|
7 мая 2019 г. 22:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Evil Writer так чаще всего определение « картонный персонаж» встречается в отзывах на фэнтези, реже- на НФ. Вот в чём дело-то.
|
––– «Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану» Козьма Прутков |
|
|
visionshock
миротворец
|
7 мая 2019 г. 22:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mahasera так чаще всего определение « картонный персонаж» встречается в отзывах на фэнтези, реже- на НФ. Вот в чём дело-то.
И это логично. В фэнтези сейчас лезут все, кто может связать два слова, а писать НФ — надо уметь думать, знать какие-то вещи, уметь манипулировать между логичным образом будущего (не квазибластеры всякие) и его жителями. Потому в России НФ почти и мертво — все тоннам подсели на фэнтези. Люди не хотят задумываться зачастую над книгой. Работа, дом — открыл томик почитал о непобедимых воинах и всесильных магах. Их прописывать и нет нужды, хотя Дяченко, Олди доказали обратное, а НФ требует внимания и научного подхода. То есть — логичное познание мира и собственно уникального, живого персонажа требует определенных действий от писателя, а не опять же внимания на сюжете — кто кого сколько раз ударил и молний во врага метнул.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|