Плоскость и выпуклость героев ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Плоскость и выпуклость героев в литературном произведении»

Плоскость и выпуклость героев в литературном произведении

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 21:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

Из этого получаем болванчика, который только говорит по сюжету, думает по сюжету и паникует по сюжету.
На самом деле это не плохо и не грустно: картонный персонаж может быть еще и красочным.
Пример — цикл о Хогбенах Генри Каттнера. "До скорого!": "Старый Енси, пожалуй, самый подлый человечишка во всем мире. Свет не видел более наглого, закоренелого, тупого, отпетого, гнусного негодяя" и т.п. и т.д. Всё по сюжету.
А рассказ — прелесть.
Тоже можно сказать о Снусмумрике и принце Коруме, об Алисе Селезневой и космическом дипломате Ретифе...


философ

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 21:36  
цитировать   |    [  ] 
ааа иии, вот уж упомянутых вами персонажей картонными никак не получится назвать. Никто и не говорил, что персонаж должен существовать вне сюжета или его объемность = тоннам рефлексии (как раз Снусмумрик по этой части сильно отметился). :-)
Выше речь справедливо шла о внимании авторов исключительно к событийной стороне. И о механическом нагнетании сюжетных поворотов, потому что ничего кроме голого действия автор не продумал.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 21:39  
цитировать   |    [  ] 
Evil Writer, Вы очень хорошо и внятно всё разъяснили. Но я бы такие изъяны произведений назвала отсутствием психологизма. Физикам, очевидно, не хватает лирики.
–––
«Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану» Козьма Прутков


миротворец

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 21:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

На самом деле это не плохо и не грустно: картонный персонаж может быть еще и красочным.

Зато о профессиональности автора — это много говорит. А чтобы персонаж был красочным — нужно прописать его, а это и сделает его более выпуклым.

цитата ааа иии

Пример — цикл о Хогбенах Генри Каттнера. "До скорого!": "Старый Енси, пожалуй, самый подлый человечишка во всем мире. Свет не видел более наглого, закоренелого, тупого, отпетого, гнусного негодяя" и т.п. и т.д. Всё по сюжету.

Я не читал этот рассказ, но данная характеристика уже придает некий объём персонажу. Я уже вижу подлого старикашку с прищуром и манерами отпетого жулика. Возможно, эта характеристика мне и не говорит, что он любит есть и какие у него любимые цвета, но образ для дальнейшего развития вполне задает.

цитата ааа иии

Тоже можно сказать о Снусмумрике и принце Коруме, об Алисе Селезневой и космическом дипломате Ретифе...

И Селезнева — остальное не читал — ни коим образом не картонный персонаж, а вполне себе ощутимая для читателя девочка.

цитата mahasera

Но я бы такие изъяны произведений назвала отсутствием психологизма.

Возможно. Но я смотрю на эту проблему несколько глубже.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 21:52  
цитировать   |    [  ] 
Evil Writer Нет-нет, я не спорю с Вами. Я лишь высказала свой весьма дилетантский взгляд на данную проблему.
–––
«Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану» Козьма Прутков


миротворец

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 21:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата mahasera

Нет-нет, я не спорю с Вами.

Да я понимаю)
Как сам пишущий человек, отметил, что возможно оно так есть, но мое субъективное видение заходит чуть дальше. Я вижу в этом и проблемы психологизма, логичности, понимания автора человека, изучением им материала для правдоподобности описания и целый окололитературный кухонный пласт изготовления текстов.

цитата mahasera

Я лишь высказала свой весьма дилетантский взгляд на данную проблему.

И преуменьшать свои способности не надо) Мы все были или есть дилетанты.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


философ

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 22:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата Лунатица

вот уж упомянутых вами персонажей картонными никак не получится назвать.
Именно таковы они и есть. По определению прозвучавшему.

цитата Лунатица

Выше речь справедливо шла о внимании авторов исключительно к событийной стороне. поворотов
При чем тут авторы? Мы обсуждаем не их творческие возможности, а их персонажей. А они у одних и тех же писателей могут иметь разную глубину.
Ихтиандр и профессор Вагнер. Кристобаль Хунта и Каммерер. Трурль — "Маска" (или Тихий из "Дневников" и "Мир Земле") ...
Дело в том, что, помимо театра Чехова-Станиславского, есть еще театры кукол, теней, а кроме эпопей и психологических штудий — анекдот. Цирк. Амплуа, функции, архетипы и т.п.
Эффектная маска, порой, значит больше психологической глубины. Потому как первая допускает произвольное наращивание второй, см. барона Мюнхгаузена у Распэ и у Григория Горина. Но не наоборот.


философ

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 22:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

но образ для дальнейшего развития вполне задает.
Нет там развития. Как и в случае с Алисой, перед нами персонаж-функция, используемый для сюжетных дел. Один вредный и опасный старикашка, другая правильная девочка.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 22:12  
цитировать   |    [  ] 
Evil Writer И всё-таки очень интересно послушать мнение профессионала. Я абсолютно серьёзно. А я как простой читатель воспринимаю текст интуитивно, хотя прекрасно понимаю, что в литературе есть свои правила, что называется pro logos artis.
–––
«Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану» Козьма Прутков


миротворец

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 22:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Нет там развития.

Даже так — это все равно не совсем уже картонный персонаж, а уже осязаемый образ.

цитата ааа иии

Как и в случае с Алисой, перед нами персонаж-функция, используемый для сюжетных дел.

В эту девочку веришь. Она существует не только на бумаге, но и в читательском восприятии. У нее есть желания и мечты. И так далее.

цитата mahasera

И всё-таки очень интересно послушать мнение профессионала. Я абсолютно серьёзно.

Я в любом случае не особо и профессионал. Около десятка рассказов и три из них опубликованы, плюс статьи, рецензии. Так что — я не гигант к которому можно прислушиваться, а новичок.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


философ

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 22:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

Даже так — это все равно не совсем уже картонный персонаж, а уже осязаемый образ.
Осязаемый... Это "объемный", что ли?


миротворец

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 22:48  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Осязаемый... Это "объемный", что ли?

Чувствуется, что есть образ, а не картон. Не прямо что объёмный-объемный, а вполне ясный и логичный образ. Для детских книжек про Алису — вполне себе.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


миродержец

Ссылка на сообщение 6 мая 2019 г. 23:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

эффектная маска, порой, значит больше психологической глубины.
Да, разумеется. Только ведь, когда говорят о "плоских персонажах", имеют в виду отнюдь не гротескных персонажей "Мёртвых душ".
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


философ

Ссылка на сообщение 7 мая 2019 г. 07:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

Чувствуется, что есть
Чувства это прекрасно. Но Вы писали о том, что подчиненный сюжету персонаж — болванчик.
Да, болванчик. Но он может быть высокохудожественным и дорогим.

цитата Славич

Только ведь, когда говорят о "плоских персонажах", имеют в виду отнюдь не
Примеры того, как именно говорят в этой теме:

цитата Лунатица

объемность/картонность, т.е., скорее, художественные достоинства, присущи в равной мере и легкому чтиву и самому высокоумствующему.

цитата Evil Writer

Писателю абсолютно неинтересно работать с персонажем как с личностью и его увлекает содержание. Отсюда естественно выливается много проблем


миротворец

Ссылка на сообщение 7 мая 2019 г. 21:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Но Вы писали о том, что подчиненный сюжету персонаж — болванчик.

Для детской литературы необязательно подробно выписывать персонажа. Различие в проработке персонажей для детей и взрослых — масса. Детям вряд ли будут интересны реалистичные рефлексии в стиле Раскольникова.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


философ

Ссылка на сообщение 7 мая 2019 г. 21:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата Evil Writer

Для детской литературы необязательно подробно выписывать персонажа.
И не только для детской.


миродержец

Ссылка на сообщение 7 мая 2019 г. 21:34  
цитировать   |    [  ] 
ааа иии
Если сказать проще, картонный персонаж — это персонаж незапоминающийся. Персонажи-типажи, персонажи-маски запоминаются неплохо — был бы литературный талант.
К примеру, Алиса Селезнёва — это типажный персонаж, девочка-сорванец, обобщённый образ. А Шерлок Холмс — герой-маска, слишком гротескный, чтобы быть реальным.
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


миротворец

Ссылка на сообщение 7 мая 2019 г. 21:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

И не только для детской.

Подростковой. Может чего-то ещё. Но настоящая литература — это не место для картона. Мы можем делать скидки детям и так далее, но читать книгу со скучным, блеклым, алогичным персонажем — это скучно.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 мая 2019 г. 22:04  
цитировать   |    [  ] 
Evil Writer так чаще всего определение « картонный персонаж» встречается в отзывах на фэнтези, реже- на НФ. Вот в чём дело-то.
–––
«Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану» Козьма Прутков


миротворец

Ссылка на сообщение 7 мая 2019 г. 22:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата mahasera

так чаще всего определение « картонный персонаж» встречается в отзывах на фэнтези, реже- на НФ. Вот в чём дело-то.

И это логично. В фэнтези сейчас лезут все, кто может связать два слова, а писать НФ — надо уметь думать, знать какие-то вещи, уметь манипулировать между логичным образом будущего (не квазибластеры всякие) и его жителями. Потому в России НФ почти и мертво — все тоннам подсели на фэнтези. Люди не хотят задумываться зачастую над книгой. Работа, дом — открыл томик почитал о непобедимых воинах и всесильных магах. Их прописывать и нет нужды, хотя Дяченко, Олди доказали обратное, а НФ требует внимания и научного подхода. То есть — логичное познание мира и собственно уникального, живого персонажа требует определенных действий от писателя, а не опять же внимания на сюжете — кто кого сколько раз ударил и молний во врага метнул.
–––
Мысли – это пустоты тела.
Антонен Арто
Страницы: 12345    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Плоскость и выпуклость героев в литературном произведении»

 
  Новое сообщение по теме «Плоскость и выпуклость героев в литературном произведении»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх