ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС: ангелы – прекрасные создания Божьи, задолго до появления человека они появились во вселенной и хранили ее порядок. Величайшие из них именовались эонами, им принадлежала власть над Царством.
На экране старинные изображения ангелов сменяют друг друга.
ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС: рыцарь Меча, Даймон Фрей, был тем, кто воевал с Тенью – противоположностью Бога.
Мы видим прекрасного молодого человека с длинными темными волосами, крыльями и мечом. Выглядит он примерно так:
ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС: чтобы спасти Царство, Даймон Фрей осквернил святой предмет – Ключ измерений, касаться которого мог только Бог. Он победил, открыв Бездну, куда затянуло Тень вместе с его армией.
На экране – изображение портала, куда засасывает бесчисленную армию безликих черных существ.
ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС: но демиург Ялдабаот, который от имени Бога управлял тогда Царством, приговорил Даймона к смерти за святотатство.
Изображение: наш герой на эшафоте, в его грудь вонзает кинжал другой ангел. Рядом с ними – самодовольный ангел в роскошных одеждах; у подножья эшафота — толпа ангелов, на лицах ближайших к нам мы различаем ужас и негодование.
ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС: архангелы свергли Ялдабаота и заняли его место.
Мы видим изображение четырех архангелов, один – с мечом, другой держит зеркало, третий – книгу, четвертый с посохом наперевес. Они находятся в богато убранном зале на возвышении, их приветствует ликующая толпа.
ЗАКАДРОВЫЙ ГОЛОС: Бог воскресил Даймона, сделал ангелом Разрушения с Ключом от Бездны, с тех пор Даймон был одновременно и живым, и мертвым. По пророчеству, именно он – тот, кто может удержать Тень от уничтожения мира. Теперь его имя – Абаддон!
Снова наш темноволосый герой, только теперь его лицо пересекает злобная кривая усмешка, а глаза вспыхивают зеленым.
Начинается ОПЕНИНГ.
Под бодрую музыку нам демонстрируют кадры из жизни Царства: ангелы ухаживают за растениями, читают, беседуют, чокаются кружками с напитком, все расслаблены и довольны, ярко светит солнце. Смена плана: ангелы верхом на конях перемещаются в открытом космосе среди звезд, другие ангелы сосредоточенно чистят и смазывают огромные шестерни, приводящие вселенную в движение. Смена плана: высокая стройная фигура в черном движется по саду. Крупный план: высокий сапог с множеством застежек, нежный цветок сминается под каблуком. Крупный план: изящная кисть с тонкими пальцами, затянутая в черную перчатку, сжимает рукоять меча. Прекрасная синеволосая девушка в синем же платье бежит на камеру, радостно улыбаясь. Она протягивает руки, навстречу ей тянется вышеупомянутая рука в черной перчатке. Вдруг на лице девушки проявляется ужас, и вся картинка с девушкой и садом рассыпается осколками.
Бодрая музыка сменяется тревожной. Мы видим пустой тронный зал и шестикрылого серафима, безумно хохочущего. Смена кадра: на прекрасные сады и мощеные мрамором улицы падает тень. Музыка ускоряется и мрачнеет. Общий план: огромное ангельское крылатое войско, в доспехах, ангелы вооружены мечами и копьями, часть ангелов верхом.
Смена плана: часть персонажей одета в панковские рваные одежды, на из лицах – циничные ухмылки. Это демоны. Снова смена плана: прекрасная женщина в золотых одеяниях, на троне, она закрывает глаза и загадочно улыбается. Быстрая смена кадров демонстрирует нам; группы существ с горящими волосами; мелких летающих существ; огромные пылающие шары; боевые машины, представляющие собой смесь плоти и механизмов; четырех архангелов. Все они сосредоточены, все готовятся к бою. Тьма сгущается, и небо начинает пульсировать и сверкать лиловыми и зелеными молниями. На небе появляется и расширяется брешь. Во весь экран появляется сияющий белый логотип
СЕЯТЕЛЬ ВЕТРА
и, под последние аккорды опенинга, взмах меча рассекает его надвое.
Вот еще немного героев будущего аниме:
У меня еще много таких картинок, но общий вектор вы уловили. Герои прекрасны и изящны. Глаза у них холодные серые, льдистые голубые, кобальтовые, фиалковые, теплые карие, бронзовые, словно янтарь, и зеленые, как, эээ… два клинка. Волосы тоже всех цветов радуги и развеваются самым эффектным образом. Но не только поэтому они так хорошо вписываются в аниме, они еще и такие… 2D. Безумно крутые, невозможно стильные, раздираемые эмоциями… и больше про них сказать нечего. Абаддону в смысле характера повезло больше: у него есть Внутренние Противоречия и убийственное для зрительниц подросткового возраста сочетание Циничного Поведения и Ранимой Души, и все это при вышеописанной бисененской внешности (соввершенно прогнорированной художником обложки). Потом нашему герою достанется еще и Запретная любовь, что даст ему возможность еще и со вкусом пострадать на тему «Я – Разрушитель миров и наполовину мертв, я же не достоин любви этой прекрасной женщины, я погублю ее, как и все, к чему прикасаюсь…» Ну и чтобы нас добить, он очень любит котиков и ненавидит тех, кто их обижает.
Фантлабовские эксперты утверждают, что ангелы, будучи существами энергетической природы, действию гормонов и прочим человеческим закидонам не подвержены. Что ж, рада вам сообщить, что местные ангелы не только злятся, плачут и завидуют, орут и хохочут, так еще и занимаются сексом (редко), бухают, курят, и очень много (как для ангелов) ругаются, а еще почему-то постоянно надувают губы.
И вот на этом богатом материале (действительно богатом: автор штудировала не только Библию, Коран, Тору и окультистские источники, но и свидетельства людей, лично общавшихся с ангелами) у Майи Лидии Коссаковской получился политический триллер в духе Тома Клэнси или Джона Ле Карре.
У ангелов целая куча неприятностей, хотя «Неприятности» — это очень мягко сказано: для начала, Бог пропал. Исчез вместе с верхушкой ангельской иерархии, оставив только безумного серафима Серафиэля, изрыгающего мрачные пророчества. Пока что регенту Царства Габриэлю с ближним кругом посвященных удается скрывать это от ангелов, и жизнь идет своим чередом. Но вот из тайника пропадает Книга с мощнейшими заклинаниями, готовится сразу несколько заговоров с целью свержения Габриэля, а еще Агнец предрекает пришествие Врага, с которым предстоит схлестнуться ангельскому воинству. И если вы подумали, что речь идет о Преисподней, то вы подумали неправильно. Люцифер, он же Лютик, он же Лампочка – милейший парень и, несмотря на Падение, не забыл друзей по Царству. А уж его отношения с Асмодеем до того трогательные, что… Так, меня занесло куда-то в сторону.
В общем, воевать царству и примкнувшей к ним Преисподней придется с Антикреатором, полной противоположностью Бога. Но до этого будут провокации с целью уничтожения ангельских и демонических коммандос; важные свидетели, которым придется объединятся с бывшими врагами, чтобы помочь распутать заговор; коррупция, покушения, многоходовочки и немного юмора (ангелы, решившие спустится на Землю через пентаграмму незадачливого призывателя демонов, и реакция последнего).
А потом, когда все заговоры более-менее распутаются, будет финальная битва. И это, скажу я вам, битва так битва, настоящее эпическое голливудское мочилово имени Питера Джексона. Всевозможные ангелы, демоны, джинны, саламандры, драконы; пехота, кавалерия и авиация; магия, огнестрельное и холодное оружие; неожиданные союзники и самоубийственный героизм; всевозможные вражеские существа, трупы-трупы-трупы и одинокий герой, пробивающийся в центр битвы, чтобы сразить Врага, потому что пророчество же. Посвященные битве последние главы стоят того, чтобы до них добраться, даже если вас будут тормозить подробнейшие описания и периодические нервные срывы персонажей.
Самое же интересное в этой книге, что она вполне закончена и о чем там пойдет речь в продолжении, я даже предположить не могу. Так что буду ждать фанфики по Люциферу/Асмодею «Собирателя Бурь».
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2020 год, 5000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 576 стр. ISBN: 978-5-04-111766-5 Серия: Fanzon. Польская фантастика
Аннотация: В Царстве Небесном неспокойно. Ангелы любят власть еще больше, чем люди. Интриги крылатых, ревность и борьба за внимание Господа пропитали гнилью все семь Небес. Именно в этот час вспоминают пророчество о Сеятеле, несущем конец созданиям Бога, и о том, кто сможет его победить, а заговорщики решают, что самое время захватить власть.
Украдена магическая Книга Разиэля, а Господь, забрав святых патриархов и Метатрона, покинул Царство.
Габриэлю и его соратникам придется сражаться в последней битве и найти ответ на самый важный вопрос.
Космические крейсеры, фрегаты, линкоры появляются из гиперпространства: их формы хищны, их оружие способно уничтожать планеты, на их мостиках адмиралы с идеальной осанкой отдают приказы, от которых бледнеют даже бывалые капитаны. Но приказы будут выполнены, и число жертв будет исчисляться миллионами — такова цена победы. Это среднестатистическая космооперная война, мы повидали их немало, но с Гаретом Пауэллом мы заглянем дальше — узнаем, что бывает после войны.
Из-за чего случилась война между Конгломератом и внешниками, автор нам не будет рассказывать, лишь вскользь упомянув "территориальные претензии". Может, это связано с тем, что
цитата
Цивилизация Конгломерата числила в предках капиталистическую англо-американскую культуру
то есть а что им делать, собственно, как не завоевывать и колонизировать. Как бы там ни было, но Конгломерат отдал приказ уничтожить все живое на планете, где происходило совещание штаба внешников — а там, помимо множества людей, были миллиардолетние разумные джунгли. (Для тех, кто коллекционирует русские имена в зарубежной литературе: выполнил приказ капитан Валерий Яша Барков). Так война и закончилась — быстро, грязно и эффективно.
Те, кто воевал и выжил, вынуждены искать себе занятие и смысл жизни. Во вселенной "Углей" есть организация под названием Дом Возврата — такой аналог Общества Красного креста. Туда слетаются служить всякие неприкаянные и потерянные личности (чтоб не сказать изгои и отбросы). Капитан медицинского фрегата Конгломерата и десантник внешников, участвовавшие в той самой битве, теперь вместе занимаются спасением пострадавших по всей галактике. Но главные герои не они, а их корабль.
Злая собака — еще один участник всесожжения Пелапатарна. Это, конечно, ИИ, но несколько килограммов человеческих мозговых клеток в конструкции имеют свой эффект, и вот корабль увольняется с военной службы и записывается в Дом Возврата, чтобы приносить пользу и постараться как-то исправить то, что сделала во время войны. Оружие демонтировано, а корабль наслаждается не битвами, а скольжением через высшее измерение (а экипаж совсем не наслаждается, ведь как любое порядочное гиперпространство, оно вызывает у людей галлюцинации и паранойю). Собака может много и пафосно рассуждать о своем родстве с ястребами и волками, но на самом деле она
цитата
четырнадцатилетняя девочка в обличье ракеты
очень умная девочка с острыми зубами, но все-таки.
Эта компания (+ пара агентов противоборствующих сторон, подружившихся во время прозябания на захолустной планете, и еще юноша-медик) отправляется спасать пассажиров лайнера, потерпевшего крушение, а среди тех пассажиров есть одна поэтесса, которая почему-то имеет большое значение для бывших врагов. И лайнер разбился очень непонятно, и медик непрост, и все вообще очень подозрительно, а уж место крушения так вообще.
Вышло так, что "Угли" я читала вперемешку с "Мстительницей". И вот у Рейнольдса за каждым углом артефакты, модификации тела, странные существа, тайники с сокровищами, жуткие легенды, и на фоне всего этого мир, созданный Пауэллом, кажется... пустоватым. История выхода человека в космос? На Землю случайно наткнулась Множественность инопланетных рас. Инвазивные нейромодификации и прямое подключение к кораблю? Отменили (очень жаль), и вообще нехорошо лезть в череп со своими разъемами. Нечеловеческие расы? Ну, они есть, имеются даже главы от лица шестируко-ного-лицего существа. Оно давно и глубоко познало дзен, а его главы
выглядят так.
Каждое предложение с новой строчки.
Даже каждое словосочетание.
Они по нескольку раз повторяются.
Совершенно не влияют на сюжет.
Вообще непонятно зачем нужны.
Хотя у меня есть страшное подозрение.
Объем.
Таким образом автор пытался набрать объем текста.
Вот как я сейчас.
Так что единственной визионерской радостью будет Галерея. Целая солнечная система, каждая из планет которой кем-то превращена в колоссальную скульптуру. Именно здесь разбился лайнер и именно в этом месте развернутся боевые действия, потому что вы же не думали, что война действительно окончена? (Ну серьезно, название же намекает). Вот тут Собаченьке и предстоит вспомнить недалекое боевое прошлое, ведь ее братья по стае и не думали уходить в отставку, и сейчас те самые угли войны готовы снова разгореться на полную.
Дальнейшие события — повод наконец-то продемонстрировать читателю перестрелки, и гиперпрыжки, и смертельные маневры, и хитроумные тактические многоходовочки, и все прочее, за что мы любим жанр космооперы. Но не только. "Угли войны" — довольно сильное и неоднозначное антивоенное высказывание. Помимо демонстрации последствий войны — посттравматического расстройства, гражданских войн, медленно опустошающих планеты, ответственности военных преступников (или героев?), автор ставит неудобный вопрос об эскалации насилия. Каким бы миролюбивым ты ни был, иногда единственным выходом предотвратить убийство будет опять же убийство. А как потом жить с этим? И не будет ли любой акт насилия только поводом запустить насилие на новый круг? Получается, что единственный способ установить мир — это когда кто-то сильный, сильнее, чем воюющие стороны, нависает над ними и постоянно грозит кулаком.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2020 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 384 стр. ISBN: 978-5-389-18159-5 Серия: Звёзды новой фантастики
Аннотация: Я не машина; я существо, в котором смешались человек и животное... Я в родстве с птерозаврами, с древними волками и ястребами». Так думает о себе «Злая Собака» — межгалактический тяжёлый крейсер класса «хищник», первоначально созданный для разрушения и убийства, но, в отличие от своих диких предков, «отрастивший» себе совесть. После недавнего окончания кровопролитной войны, уничтожившей Пелапатарн — планету с уникальной биосферой и мыслящими джунглями, — команда «Злой Собаки» во главе с капитаном Салли Констанц выполняет гуманитарную миссию. Получив задание оказать помощь лайнеру, разбившемуся при странном стечении обстоятельств, капитан вынужденно берёт на борт двух агентов, некогда принадлежащих к враждующим группировкам. Их очень интересует один из пассажиров потерпевшего крушение лайнера... Вскоре обычная спасательная операция превращается в опасный рейд. Угли войны ещё тлеют, и чтобы раздуть её снова, достаточно единственного неверного шага. Удастся ли «Злой Собаке» погасить конфликт, который может охватить всю галактику?
— Я верю в слова Артура Кларка: «Любая достаточно продвинутая технология неотличима от буддийской магии».
Я знаю: что-то здесь не так, но не понимаю, как ему возразить.
Кен Лю — это такой американо-китайский Vladimir Puziy — популяризатор, переводчик, составитель антологий. Именно Лю протащил к англоязычным читателям (и к нам) "Задачу трех тел", а "Сломанные звезды" — уже второй сборник писателей Поднебесной, им подготовленный.
Вы могли подумать, что первым рассказчиком будет Лю Цысинь на правах самого известного китайского фантаста, а вот и нет. Его "Лунный свет" идет вторым и честно сказать, ничем не намекает на звездность автора. Это рассказ о человеке, получившем от себя звонок из будущего о том, что Земле грозит климатическая катастрофа, и на почту — техническую документацию Волшебного Плуга, который должен стать революционным источником энергии. Но не успел герой изучить документы, как новый звонок сообщил, что Плуг отменяется, и нужно запускать МегаБур... Помимо экстравагантных научных разработок (названия я им придумала для краткости, а Цысинь — инженер и все вам объяснит подробно) рассказ имеет очень восточную концовку.
"Спокойной ночи, меланхолия" Ся Цзя — это действительно первый рассказ сборника, и если бы не имена и названия, я бы никогда не заподозрила, что автор не англоязычный. "Меланхолия" на самом деле о депрессии, и с ней пытаются справиться: молодая женщина с помощью милой говорящей игрушки с ИИ и Алан Тьюринг — с помощью Кристофера, машины, которая умеет вести диалог. Эффективность терапии в обоих случаях так себе.
"Сломанные звезды" Тан Фэй хоть и титульный рассказ, но далеко не самый лучший и совсем не научно-фантастический, зато он очень круто превращается из истории про старшеклассницу с ее школьными, любовными и семейными пролемами в ядреный хоррор. И во всем этом как-то замешано составление гороскопов. Еще разочаровали "Отражение" Гу Ши — сумбурная история о потоке времени и "Мозговой ящик" Регины Конью Ван — о вживляемых людям "черных ящиках", записывающих мысли человека незадолго до смерти. Отличная идея вылилась в довольно нудный монолог о разнице между внутренним миром человека и тем, каким его видят окружающие.
Дальше — интереснее. У Цен Цзинбо ("Бобовый стебель, который рос вниз") получилась сюрреалистическая сказка с наушниками из перьев и фонтаном, бьющим в небо, у Фэй Дао ("Робот, который любил рассказывать небылицы") — тоже сказка, вернее притча про Смерть, тех, кто пытается от нее сбежать, и про то, что
цитата
небылицы радуют просто потому, что позволяют воображению совершить прыжок в бесконечность. Это ничем не отличается от желания человека летать. Достаточно одного лишь удовольствия; другое объяснение не требуется
а у Анны У в "Ресторане на краю вселенной: каша лаба" — притча о пяти писательских дарах и людях, делящих свою жизнь с творческими людьми. И да, это тот самый ресторан.
И еще две коротких, но совершенно очаровательных вещи: первая — "Новогодний поезд" Хао Цзинфана. Чтобы пассажиры успели к своим семьям к китайскому Новому году и при этом избежали столпотворения, приходится немного помухлевать с пространственно-временным континуумом, но главное, что все остались довольны. Ударная последняя фраза, прямо сейчас во все учебники по самосовершенствованию. В "Игре первого императора" Ма Бойона первый правитель Китая после завоеваний решил расслабиться и поиграть в компьютерную игру. Только какую же выбрать? И вот со всех концов империи во дворец стекаются послы с DVD (ну, это все-таки древний Китай, тогда не было широкополосного интернета). "Цивилизация" императору не зашла: там надо зачем-то следить за счастьем подднанных, Симс слишком конфуцианская, а Plants vs. Zombies навязывает ценности моистов. Финал обязательно порадует любого геймера:)
А теперь на арену выходят тяжеловесы. Раз уж Большой Лю (так прозывают Цысиня в фэндоме) ничего особо интересного на этот раз не выдал, обратим внимание на его коллег. Из них самый солидный и авторитетный — Хан Сон. Первый из двух его рассказов (про крестьян, продавших свои поля и проживающих в подводных лодках вместо джонок в реке Яньцзы) — обычный, хотя и уверенной рукой сделанный футуристический набросок. А вот второй — веселый сюр про северокорейцев, провозгласивших Сэлинджера своим пророком и завоевавших США.
Чэнь Цюфань, наоборот — из молодых да горячих, мрачно-технократических, у нас он издавался, кстати. В "Свете, сходящем с небес" он изобрел приложение Буддаграм, которое освящает сфотографированные предметы и людей, и оно работает. А еще он притащил целую коллекцию болезней из будущего — от вполне реалистичного "синдрома айпэда" и экзистенциальной "зависимости от ритуалов" до фантастических близнецовых связей и управления расщеплением личности. По мне, очень перспективный автор, все при нем — и отличная фантазия, и стильная безнадега, и умение держать внимание читателя.
Чжан Рэн "Снегопад в Цзиньяне". Держите попаданца! Конечно, китайскую фантастику не миновал этот жанр, тут он называется чуаньюэ. Повесть эта в предисловии сравнивается с "Янки при дворе короля Артура" (только герой попал в эпоху пяти династий). Сверх этого мало что можно отметить, кроме забавных отсылок (быстроходная повозка "Элон Мускус"). А, еще оказывается, что интернет в Китае все-таки был с давних времен, а значит и майор ФСБ следящий за пользователями
цитата
ты думаешь, что менеджер сети просто обеспечивает бесперебойную работу интернета, но на самом деле он записывает каждое слово, которое ты отправляешь. Все в его досье, все черным по белому.
Баошу "Что пройдет, то будет мило" (да, это цитата из Пушкина). Автор, тоже нам уже известный. Повесть, банальная, хоть и трогательная, о жизни и любви человека на фоне исторических событий. Вот герой маленьким мальчиком отправляется с родителями на олимпиаду в Пекине, вот он растет, а на Китай обрушивается атипичная пневмония, дальше будет война в Ираке, а затем разрушение башен-близнецов в Нью-Йорке... Подождите-ка, а не такая уж банальная эта повесть! Да, она держится на одной идее, но из нее автор вырастил прекрасное дерево.
В конце вас ждут три эссе о состоянии фантастики Поднебесной, из которых можно узнать, какой советский фантаст больше всего повлиял на китайских авторов, каким тиражом выходят фантастические журналы в полуторамиллиардном Китае, стоит ли упоминать в приличном обществе свою любовь к фантастике, если ты уже вышел из подросткового возраста, а также то, что
цитата
в течение долгого времени научная фантастика в Китае была похожа на радиацию: большинство людей ее не замечали
И вот что я скажу за китайскую фантастику по итогу прочтения этой антологии. Возможно, к именам и названиям не сразу привыкаешь, и философии тут чуть-чуть больше, чем у западных коллег. Но полет фантазии у китайских авторов нормальный, темы общечеловеческие, на эмоциях читателей играют мастерски, с кругозором и образованием тоже все в порядке. И нет совершенно никакой причины, по которой китайская фантастика не может хлынуть (или прокрасться тихой сапой) на наш рынок и захватить его хотя бы в той же степени, как и поляки, если, конечно, переводчики не подведут. Поэтому лучше на всякий случай уже сейчас ознакомиться, а то потом перепутаете в разговоре сюаньхуань и мохуань, будет неловко. И еще очень прошу поделиться, если у кого есть ссылка на мюзикл "Задача трех тел".
Аннотация: В антологии «Сломанные звёзды» представлены произведения в стиле «твёрдой» научной фантастики, киберпанка и космической оперы, а также жанры, имеющие более глубокие связи с китайской культурой: альтернативная китайская история, путешествия во времени чжуаньюэ, сатира с историческими и современными аллюзиями. Кроме того, добавлены три очерка, посвященные истории научной фантастики и фэнтези в Китае. В этом сборнике вас ждёт неповторимый, узнаваемый колорит культуры, пронизывающий творения китайских авторов.
Аластер Рейнольдс — один из тех надежных авторов, которых можно советовать кому угодно. Его произведения — на любой вкус и количество свободного времени, от здоровенных романов до микрорассказов, премиями он не обделен (для тех, кому это важно). Еще по профессии Рейнольдс астроном, то есть если он говорит, что кусочек нейтронной звезды размером с сахарный кубик весит полмиллиарда тонн, можно не щурится подозрительно и идти гуглить, а поверить и спокойно читать себе дальше. Также, как говорит аннотация, по рассказам автора
цитата
сняты, пожалуй, две лучшие серии нашумевшего сериала «Любовь, смерть и роботы»
что, пожалуй, правда, хотя Марко Клоос мог бы и обидеться на это.
В общем, чего я распинаюсь, тут некоторые имели возможность пощупать Аластера Рейнольдса и выпить с ним! А вот чего вы могли не знать — писатель обладает отменным музыкальным вкусом. В послесловиях к рассказам он упоминает множество достойных песен: некоторые послужили вдохновением для произведений, другие подходят в качестве саундтрека, а у третьих автор просто позаимствал название. Так что я насовала ссылок на треки, они все очень хороши, правда. И если боитесь спойлеров — читайте вполглаза, что-то по мелочи может проскочить.
"За разломом Орла" и "Голубой период Зимы" — это те самые экранизированные рассказы. В одном из них имеется очень характерная деталь для всего сборника — существо, цель жизни которого — забота и спасение. У Рейнольдса вообще очень много персонажей, которые проявляют доброту, милосердие, самопожертвование, помогают другим не для личной выгоды, а по природе своей, ну и просто хороших людей (не только людей), которым легко сопереживать.
В "Эноле" инопланетные машины завоевали Землю, потом одна из них решила стать человеком. В "Спайри и королеве" боевые машины двух враждующих планет резко поумнели — и расхотели воевать. С "Травмокапсулой" все сложнее, но и тут машину нельзя упрекнуть в отсутствии человеколюбия.
"Помехи" — печальная история про мужчину, у которого умерла жена. Но тут его друг-ученый устанавливает связь с параллельной вселенной, где она жива, и герой отправляется туда, в тело своего двойника, чтобы сказать и сделать все, что не успел. Он проводит время с двойником жены, а связь между мирами слабеет, отключаются осязание и слух, ухудшается зрение... Может, автор и ничего такого не задумывал, но получилась душещипательная метафора человека, угасающего от смертельной болезни.
А вот представьте: вы — один из богатейших людей мира, со спокойной душой отправляетесь в криозаморозку, чтобы в будущем проснуться бессмертным или как минимум молодым и здоровым. Но только пробуждаетесь вы все тем же стариком, а еще вам дают набор инструментов и отправляют чинить разваливающихся роботов. А еще иногда на вас нападают драконы. "Спячка" — это рассказ о выборе между личным и, как бы пафосно не звучало, общественным долгом. "Похитители воды" тоже о выборе — между личной выгодой и помощью человеку. Происходит действие рассказа в ближайшем будущем, здорово напоминающем произведения Паоло Бачигалупи. И еще одна история о выборе — "Кардифф после смерти", про исследователя параллельных вселенных Джо из "Помех".
"Неистощимость" обращается к несчастному коту в ящике с источником радиации и счетчиком Гейгера, соединенным с ампулой ядовитого газа.
Мы знаем, что радиоактивное вещество испускает частицу (или нет), ампула разбивается, из нее вылетает газ, и
цитата
котик становится экс-котиком
Но что, если эксперимент повторяется раз, другой, десятый, сотый, а кот все еще жив? Так он может и вовсе никогда не умереть. А вероятность этого хоть и крайне мала, но не нулевая — это парадокс квантового бессмертия, впервые сформулированный Максом Тегмарком. Эта тема развивается в "Ангелах праха"
Произошло событие, которое иначе как чудом объяснить нельзя. А чудо — это божественное вмешательство, а раз есть оно, вот вам и религия. Но верховный клирик этой религии готовится рассказать правду, которая приведет к началу джихада. Кстати, верховный клирик — это ассенизатор Иван из Смоленска.
В "Тройке" действие происходит в СССР, мрачном, сером, холодном и тоталитарном. Пока некоторые фыркают с негодованием, сообщу вам, что в этом рассказе американцы с китайцами не смогли разгадать загадку зависшего в солнечной системе странного объекта, а вот советские ученые — смогли. Только это никому ничего хорошего не принесло. Еще "Тройка" — один из тех рассказов, где концовка переворачивает все с ног на голову и заставляет перечитать все сначала.
"Из цифры в аналог" — самый необычный рассказ сборника. Тут тебе и наркотики, и клубы, и паранойя. Прямо Ирвин Уэлш какой-то, а не Аластер Рейнольдс. В рассказе главного героя похищает психопатка, убежденная, что он заражен особо опасным аудиовирусом. Тут участвует одна из самых известных обложек в истории музыкальных альбомов
и еще немного музыки для атмосферы, это уже не от Рейнольдса, а на меня накатило
"Понимание пространства и времени" — это один из трех моих любимых рассказов сборника. Один человек остался в полном смысле слова одним человеком вообще, и ему предстоит коротать остаток жизни в компании голограммы пианиста-коротышки в забавных очках и стопки книг по философии. Для начала этого достаточно, а потом произойдут совсем уж неожиданные вещи. Рассказ напоминает "Понимай" Теда Чана, но только у Рейнольса получилось очень душегреюще, я даже сейчас вспоминаю финал и не могу не улыбнуться.
В сборнике еще много интересного, например, старик, решивший оставить послание на Марсе для будущих поколений очень неординарным способом, Кэрри Клэй (из "Голубого периода Зимы"), которой доводится пообщаться с троицей из экипажа, впервые высадившегося на Марс (правда, тот экипаж состоял из одного человека), и скульптор-монументалист, вырубающий красоту из астероидов и получивший возможность прославиться на всю обитаемую вселенную. Но давайте немного про цикл о Мерлине, который первый раз вышел на русском. Он примечателен тем, что на его примере можно проследить прогресс Рейнольдса-писателя ("Укрытие" и "Оружие Мерлина", первая и четвертая повести соответственно, вышли в 2000-м году, "Цветы Минлы" (вторая) — в 2007-м, и третья — "Железный Тактик" — в 2016-м. Все они про Мерлина, но не про того, про которого вы подумали, и придется изрядно напрячься, чтобы не представлять героя благообразным седым волшебником (или лопоухим парнем из сериала).
Местный Мерлин — последний уцелевший (опять) с планеты, население которой уничтожено нечеловеческой расой существ. У него есть язвительный космический корабль и загадочный артефакт, позволяющий перемещаться в подпространстве. Так вот, нужно констатировать, что с годами Рейнольдс стал писать лучше. Две более поздние повести (в которых Мерлин с разным результатом ввязывается в военные конфликты) изящнее выстроены сюжетно, затейливее закручены в смысле интриги, менее мерлиноцентрированы и обошлись без любовных приключений героя.
"Медленные пули" — титульная повесть сборника, но это не значит, что том назван по самому лучшему произведению (тогда бы книга называлась "Понимание помех тройкой ангелов праха"). Зато повесть эта про уже привычные темы памяти и милосердия. Космический корабль, перевозящий солдат, оказывается (возможно) единственным межпланетным транспортом, а человечество основательно прорежено пришельцами (еще одна характерная тема). В памяти корабля полно знаний по истории, медицине, всем человеческим наукам, но память эта потихоньку разрушается, а скопировать данные некуда. Есть чистые стены корабля, а еще вшитые каждому солдату устройства — "пули", содержащие всю информацию о человеке, практически саму его личность... Кроме того, тут полно напряжения группы враждующих людей, запертых в замкнутом пространстве, так что если кто-то опять соберется экранизировать Рейнольдса, то вот идеальный кандидат.
Вы знаете эту историю. Слышали, читали, видели на экране. Потрепанный жизнью, но еще не старый капитан набирает команду изгоев и отщепенцев с темным прошлым для выполнения задания, сулящего баснословные барыши. Капитан обязательно зависим от каких-нибудь психоактивных веществ, эта суровая дама — скорее всего, его первый помощник, а вот у вот этой хрупкой девушки (скорее всего навигатора) есть ужасный секрет, грозящий неприятностями вплоть до апокалипсиса. Сам корабль тоже не так-то прост и как минимум поучаствовал в военных действиях, как максимум — их сам спровоцировал. Задание, конечно, оборачивается полным хаосом, команда корабля залечивает душевные раны посредством индивидуальной и рупповой психотерапии, ну и спасает мир в конце. Давайте же посмотрим, что из этой схемы смог выжать Марцин Подлевский.
Будущее настолько далекое, что эра квантовой механики тут зовется средневековьем. Тут была Машинная война (сразу после Ксеновойны), но историю мира автор засунул в самую последнюю главу, так что до того остается только догадываться, что за космический киберпостапокалипсис тут творится и куда подевалась матушка-Земля. (Выжженная) галактика, астероиды, планеты — при написании автор опирался на существующие карты (ну, он так говорит, я не проверяла). Кто тут проживает? Элохимы, очень сильно перебравшие с геномодификациями; стрипсы — те, кто чересчур увлекся модификацией своего персоналя (а надо сказать, что еще на этапе зачатия зародыш оснащается персоналем — технобиологическим интерфейсом); биохакеры; ИИ, превосходящие человека; аристократ со странной болезнью; персонаж по фамилии Лем*; призраки; пилоты-садисты; несовершеннолетний адмирал, контрабандисты, сектанты и много кто еще. Когда в романе появился вампир, я даже не удивилась. Удивилась я, когда он оказался не вампиром, а просто бледным и тощим мужиком с длинными черными волосами. С другими разумными существами, Иными, человечество тоже сталкивалось и даже пыталось наладить контакт, но
цитата
тут абсурд сидел на абсурде
в общем, не задалось взаимодействие. Иные в книге, впрочем, значительной роли не играют, возможно, потом покажут себя во всей красе.
Глубина — это местный вариант подпространства. Отличается от прочих выриантов он тем, что людям туда нельзя — в живом виде. Очевидным решением для путешествия сквозь Глубину становится... правильно, смерть пассажиров и команды (с последующим воскрешением), именуемая стазисом. Что-то в этом есть жуткое и будоражащее: идет обратный отсчет, а к венам по трубочкам приближается смертельная "белая плесень"... Бррр. Но как вы понимаете, если куда-то нельзя соваться (в живом виде) ни под каким предлогом, никто этого не делал и последствия этого скорее всего ужасны — главные герои именно туда и отправятся.
Но пока они стали обладателями особо ценного груза, за которым охотятся еще несколько групп персонажей. А груз мало того что ценный, так еще и очень опасный, если его активировать. Но как вы понимаете, если что-то нельзя включать ни под каким предлогом, главные герои...
Чего я не могу сказать о Марцине Подлевском, так это что он автор, решивший забить на проработку персонажей в угоду сюжету и экшну. Нет, автор решил каждому прописать мотивацию, и какие-нибудь характерные особенности, и флэшбэки из детства. Можете себе представить масштаб задачи, если учесть, что героев несколько десятков, все принадлежат к различным организациям/группировкам/командам и постоянно перетусовываются между собой, а на фоне всего этого происходят космические погони, перестрелки и прочие маневры. Возможно, кто-нибудь такое и провернул бы гармонично и не в ущерб сюжету, но Подлевский явно перестарался. Тут есть, например, один товарищ, который мерзкий жирдяй и насильник, но иногда он человек с прекрасной физической подготовкой и быстрой реакцией, а также защитник хрупких барышень. Также на него возложена функция комической разрядки сложных ситуаций и принятия тяжелых решений в экстренных ситуациях, а в детстве он был мечтателем и обожал читать бумажные(!) книги, а еще иногда зверски избивал этими книгами детей, которые их пытались отобрать. А сюжет тем временем можно вместить в одно (спойлерное) предложение.
Каждая глава заканчивается клифхэнгером, словно автор выкладывает свой текст по частям и ему жизненно необходимо удержать читателя до конца книги. Например, к девушке в постель забирается некто, и она кричит от ужаса! А дальше мы читаем несколько глав про других персонажей (причем каждая глава заканчивается прыжком в неизведанное, занесенным над героем клинком или пальцем, дрожащим на кнопке самоуничтожения), успеваем забыть и про девушку, и про ее внезапного гостя, и только сильно позже выясняется, что постельный нарушитель — это кот. А угадайте, чем заканчивается роман? Нет, не клифхэнгером! А несколькими клифхэнгерами, по одному для каждой группы персонажей.
Тем не менее роман обладает одним неоспоримым достоинством (хотя для кого как) — полным отсутствием курв в тексте! За что выражаю благодарность автору и переводчику.
*Кстати, автор говорит в послесловии, что невозможно прочитать Лема и не написать о космических кораблях. К счастью, это не так — представьте, если бы все читатели пана Станислава выдали по космооперному циклу романов.
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка + супер, 736 стр. ISBN: 978-5-17-115253-6 Серия: Звёзды научной фантастики
Аннотация: Добро пожаловать в новое измерение постапокалипсиса. Это Выжженная Галактика — Млечный путь, который много лет назад был разрушен серией чудовищных войн. Это космос, в котором люди выживают в остатках погасших систем, искусственный интеллект вызывает страх, а представители иного разума, изгнанные в дальние пределы космоса, стали героями пугающих легенд. Это вселенная Глубины — загадочного, безумного измерения, которое позволяет путешествовать на огромные расстояния, но бодрствующего человека сводит с ума, а то и вовсе может превратить в чудовище. Это мир Миртона Грюнвальда, который потерял свой корабль и команду. И теперь сделает всё, чтобы снова отправиться к звёздам. Только это будет нелегко. У его нового корабля тёмное прошлое. Его новая команда скрывает множество тайн. И он ещё не знает, что новая работа столкнет его с настоящим кошмаром.
Комментарий: Первый роман цикла "Глубина". Иллюстрация на суперобложке В. Петелина.