Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lady-maika» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 18 ноября 2018 г. 23:56

Очень жаль, что роман Дениса Назарова вышел в серии "Варго. MYST" (сборник "Татуировка", названный по повести А.Варго, входящей в него).

То есть, с одной стороны, замечательно, что он вообще вышел — много ли у нас книжных серий, где публикуют отечественный хоррор?.. А с другой – все мы знаем, что серию Варго формируют и в значительной мере содержат читательские вкусы другой аудитории – фанатов и почитателей писателя Сергея Демина, тру-Варго номер один. Аудитория эта, вполне вероятно, может и не оценить произведения другого автора. Просто потому что этот автор — другой.

Но не будем о грустном.

Лучше представим иной вариант развития событий — серия Варго встряхнется и оживет от вливаемой в нее новой и свежей крови. Или от нее отпочкуются другие авторские серии – ведь свою задачу открывать новые имена в русском хорроре в какой-то мере выполняет подсерия «Варго и Апостолы Тьмы». Так почему нет?

В конце концов, оно того стоит. А силу свежей крови никто не отменял.^_^

Так что будем надеяться.

Но все-таки объясню, почему я бы хотела, чтобы «Матерь бездна» вышла в другой серии (куда я ее рекомендовала, но ко мне не прислушались).

Потому что я считаю роман «Матерь Бездна» поворотным явлением в русском хорроре. И оно заслуживает внимания.

По силе фантазии автора, по увлекательности книга не уступает "Судным дням" Адама Невилла. А по психологизму и глубине – даже и превосходит.

Это настоящий русский мистический роман ужасов, где есть все: и любовь, и загадочный маньяк, и тайны, и чертовщина, и бездна… Есть атмосфера жгучей, удушающей тайны, затягивающей героя в водоворот расследования помимо его воли — просто потому, что либо он раскроет эту тайну, либо наступит конец – и ему самому, и, возможно, всему миру.

Я не спроста сравнила «Судные дни» Адама Невилла и «Матерь бездну» Дениса Назарова. Так совпало, что эти книги я читала одну за другой: сперва Невилла, потом Назарова.

С ними обеими мне повезло. Последнее время не часто удается испытать простое читательское удовольствие от чтения. Это связано с профессиональным выгоранием: я слишком долго работала редактором, и отношение к тексту у меня выработалось, в первую очередь, профессиональное. Редко попадаются книги, захватывающие настолько, чтобы эмоции одолели анализ и вышли на первый план. Но оба романа — и Невилла, и Назарова я проглотила за один день, не отрываясь.

Однако, если финал невилловских «Судных дней» меня откровенно разочаровал, финал «Матери бездны» Назарова – напротив: окончательно убедил в том, что передо мной – очень сильная книга и автор вполне зрелый. Не смотря на то, что роман этот – дебют, молодой автор ни у кого не просит форы и не делает скидок: напротив, ставя перед собой сложнейшие художественные задачи, решает их со всей тщательностью профессионала и добивается нужного результата.

Это, безусловно, новое явление в русском хорроре.

Финал «Матери бездны» заставляет читателя не просто пережить катарсис, откровение, но и поднимает его на новый духовный уровень – в романе есть послевкусие. Финал ведет за собой целый шлейф мыслей и чувств, которые каждый человек обязан когда-нибудь пережить в одиночку.

И в этом смысле «Матерь бездна» не просто жанровый роман – причем жанра, все еще считающегося, да и во многом являющегося у нас заимствованным – а настоящий традиционный роман русской литературы, со всеми присущими нашей литературе атрибутами: тонким психологизмом в проработке персонажей, духовным содержанием, нисколько не уступающим занимательности формы. И при этом – повторяю! — никаких заимствований. Это абсолютно оригинальное и абсолютно жанровое произведение, без уступок и снисходительных компромиссов.

И оригинальность произведения автор строит не на посконно-доморощенном фундаменте: в книге нет ни языческой мифологии, ни славянства и деревенских ужасов, которые, безусловно, хороши, но ведь Гоголя по-любому никто не переплюнет?.. Конечно, нет.

В том-то и прелесть, что весь роман построен на современном материале: он о городе, о городских людях, о современных молодых людях и современных идеях.

Именно поэтому я считаю «Матерь бездну» поворотным явлением в русской литературе ужасов: «Матерь бездна» — не городское фентази, не деревенские страшилки, не чернушный триллер о маньяке и даже не «русский Кинг». Это нечто совершенно новое, необычное, чему трудно найти определение. Если все-таки необходимо подыскать какие-то аналогии, я бы, скорее назвала это сплавом Лавкрафта, «Матрицы» и «Чужого»; Ганнибала Лектора и Гамлета…

Но все-таки – это не они. Это – Матерь бездна. Лик ее ужасен. Но он чудовищно прекрасен...

Загляните в бездну.

Роман начинается спокойно и вкрадчиво, обыденно: молодой человек переезжает из сибирской провинции в Петербург и с радостью окунается в новую для него

жизнь — строит карьеру, находит новых друзей и даже настоящую любовь. Но у всего

есть второе дно! Мистическая связь дневника пропавшего человека с безумными

деяниями серийного маньяка, с любимой девушкой и жизнью главного героя —

запутывают все в кошмарной фантасмагории. Хватит ли у парня мужества и сил,

чтобы выбраться из круговорота лжи и таинственных намеков, и можно ли спастись от кровавого кошмара, если твой противник — непостижимая Бездна?

Если вы любите русские ужасы, радеете за этот жанр литературы и хотите знать, в какую сторону он может и будет развиваться – обязательно приобретите и прочитайте книгу «Матерь бездна». А заодно запомните имя автора: Денис Назаров. Я уверена, что этот автор еще не однажды удивит нас.


Файлы: tatoo.jpg (17 Кб)
Статья написана 23 сентября 2017 г. 13:09

Новый сборник Алексея Шолохова – это книга, авторская во всем: в подборе текстов, иллюстраций и художников (рисовали Александр Павлов, Александр Соломин, Лилиана Скрипко, Николай Гусев), в редактуре и верстке. Хотя сборник издан под брендом изд-ва Redrum, на самом деле участие изд-ва свелось к корректуре и советам, касающимся дизайна и печати.

Во всем остальном – автор наслаждался полноценной авторской свобода. И, как для автора, так и для читателя в этом есть определенный кайф.

Потому что в итоге получилась вполне профессионально изданная книга, максимально приближенная к личным вкусам и предпочтениям автора. Не будучи стесненным какими-либо рамками, кем-то надуманными правилами, Шолохов общается со своим читателем задушевно и неформально.

Сборник начинается вступлением – словом автора к читателю, где автор объясняет почему и как его угораздило сделаться писателем именно ужасов. Далее, написав к каждому рассказу несколько предваряющих фраз, автор словно сопровождает читателя, выступая в роли ненавязчивого спутника и собеседника, от текста к тексту. С характерной самоиронией и самокритичностью, свойственными Алексею Шолохову. И это делает книгу более интересной. Читателя эмоционально цепляют не только художественные произведения, в нее включенные, но и эти небольшие искренние заметки, более полно раскрывающие перед читателем личность автора. Это любопытная и, на мой взгляд, удачная форма для авторского сборника.

Что касается самих рассказов, включенных в сборник – большинство из них уже были показаны публике. И, может быть, этот факт не устроит тех, кто ищет свежего чтива от любимого автора.

Книга издавалась не столько ради новизны текстов, сколько именно для своеобразного «волеизъявления автора». Все рассказы подверглись редактированию и авторской шлифовке, они скомпонованы в определенном порядке и поданы читателю в соответствующей обработке и художественном обрамлении. Сборник «Страх как он есть» словно бы фиксирует достижения по части рассказов за NN-ое количество лет трудов автора: как семейная фотография в парадной рамке на юбилей. В этом качестве сборник будет интересен почитателям писателя Алексея Шолохова и тем, кто знакомится с ним впервые (думается, есть и такие среди российских любителей хоррора).

Содержание сборника:

Я БОЮСЬ

ГЛАЗОК

В УТРОБЕ

В СТРОГИХ ТРАДИЦИЯХ

ПОПУТЧИЦА

САМЫЕ СВЕЖИЕ НОВОСТИ

ОДИН ЗВОНОК

ВСЕ СЛОЖНО

ПОРНО ДЛЯ ШИМПАНЗЕ

ПАЛЬЦЫ

90 СЕКУНД

КНИГА, НОЖНИЦЫ, ЧЕРНЫЙ БАНТ

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

МЕРТВОРОЖДЕННЫЙ

НАДО!

ОТСТРЕЛ

ПЛОХОЙ ОТЕЦ

C МЕНЯ ХВАТИТ

БАБОЧКИ В ЖИВОТЕ

ПОЛОВИНКИ

ПРОТЕЗ

ЦЕЛКОВЫЙ В МОХНАТОЙ ЛАПЕ

Благодарности

У автора – широкая палитра, и ужасы в сборнике представлены на самый разнообразный вкус: здесь есть и легкая мистика («Все сложно», «Самые свежие новости»), и черный юмор («Вежливое общение», «Порно для шимпанзе»), и сплаттерпанк («В утробе», «Мертворожденный»), и очень жесткий реализм, и ужасы, основанные на фольклоре («Целковый в мохнатой лапе», «Книга, ножницы, черный бант» и др.). Есть даже романтика и фантастика («90 секунд»).

Как писатель, Алексей Шолохов отличается среди других отечественных авторов ужасов зрелым знанием жизни, людей, и в связи с этим – приверженностью в своих художественных приемах реалистичности и психологичности сюжетов и персонажей. Иногда это делает его тексты похожими на горькое лекарство: от зеркала, в котором кривится очень узнаваемая рожа, так и тянет отвернуться.

А иногда это поднимает его тексты «чисто развлекательного жанра» до ноты высокого трагизма – как, например, в жестком рассказе «Плохой отец», по-кинговски символичном рассказе «Отстрел» или в полном грустной романтики «Бабочки в животе».


Файлы: шолохов-обложка.jpg (52 Кб)
Статья написана 23 июля 2017 г. 11:34

Поскольку именно я рекомендовала роман "Фаталист" изд-ву, будет справедливо мне первой и отчитаться по прочитанному.

В западной литературе роман ужасов – жанр вполне развитый и традиционный. Не важно, с какой точки вы начнете отсчет – с «Вампира» Полидори и с «Франкенштейна» Мэри Шелли или с «Дракулы» Брэма Стокера, и насколько строгими будут ваши критерии отбора — вы в любом случае обнаружите великое множество произведений, как классических, так и современных. Русская литература, отнюдь не чуждая мистики и ужасов (если говорить о рассказах, сказках, новеллах), по части хоррор-романов практически не имеет, чем похвастаться. И это при том, что русский роман вообще признан в мировой литературе образцом жанра.

Почему же так плохо у нас с романами ужаса? Как правило, ничто в мире нельзя объяснить какой-то одной причиной — всегда есть сразу несколько, называемых стечением обстоятельств.

За отсутствие литературных ужасов у нас обычно винят советскую власть – дескать, материалисты-коммунисты не допускали мистики и все такое. Хотя советской период – это всего лишь 70 лет! Как быть со всей предыдущей историей?

Романы ужасов выросли в свое время из литературного романтизма, направления, хорошо и богато представленного в отечественной литературе. Тем не менее, золотой фонд русской классики не был пополнен достойными образцами хоррора (напоминаю: мы говорим о романах). Почему же тогда?

На мой взгляд, гораздо важнее различия в менталитете Запада и Русской цивилизации, обусловливающие различный подход к роли искусства в целом. Нельзя не согласиться, что русский взгляд на литературу куда более мессианский, в отличие от более коммерческого на западе. Иными словами, если западная литература вполне прагматично столетиями развивала беллетристику как продукт, то в русской культуре всякая книжность на протяжении всей истории была обременена духовно-просветительской миссией. Христианизация Руси, просвещение, идеология – все шло через книгу. Фактически мы только теперь приучаемся смотреть на книгу как на предмет, ограниченный строго и чисто развлекательной функцией. (И, как мне кажется, приживается этот взгляд плохо, недаром так упал интерес к чтению в целом... Впрочем, это в любом случае не единственная причина, да и вообще утверждение весьма спорное. Не будем спорить!)

Вступление получилось длинным. Но без него не объяснить, в чем состоит, по моему мнению, особенность рецензируемой книги. И почему я нахожу весьма оправданным начинать именно ею публикацию авторских романов в единственной по-настоящему жанровой серии отечественной литературы ужасов.

Мы уже довольно давно живем в пространстве постмодерна. В нашем мире все уже было под луной; будущее постоянно глядит на нас из прошлого. Лавкрафт соединял сочиненное прошлое с сочиненной современностью, ссылаясь на цитаты из придуманного им «древнего Некрономикона».

Автор «Фаталиста» делает нечто похожее.

Главные действующие лица «Фаталиста»: Григорий Александрович Печорин. Юнкер Грушницкий. Княжна Мэри. Княгиня Лиговская…

Место действия: Пятигорск. Маленький курортный город с минеральными водами на русском Кавказе. Черкесы. Картежники. Высший свет…

Даже те, кто знакомился со школьной классикой по кратким изложениям, узнают имена, локации, образы…

Автор заимствовал их из русской классики, чтобы развить совершенно новый сюжет. Таким образом, первый роман в серии «ССК» соединяет два временных берега, заполняя лакуну в русской литературе между Гоголем, Алексеем Толстым, Булгаковым и — Старобинец, Галиной, Деминым, Шолоховым, Измайловым, Образцовым, Точиновым, Атеевым и т.д.

Нет, это не меш-ап. И даже не фанфик на похождения Печорина. Это, скорее, как принято говорить в кино: произведение по мотивам…

Фантазия на тему: каким мог бы быть роман «Герой нашего времени», если бы Михаил Юрьевич Лермонтов ставил себе задачу написать роман ужасов.

Сюжетная линия во многом повторяет оригинальный роман, однако и образы героев, и обстоятельства поворачиваются совершенно иной стороной (осторожно, спойлеры!):

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

события, рассказанные в главе «Контрабандисты» в романе Глебова повествуют о тайном культе; несчастная Вера, жертва Печорина, в «Фаталисте» неожиданно проявляет себя как ярая феминистка; содержатель игрового дома обнаруживает в себе демонические черты…

В художественном решении находится место не только стилизации, естественной и легкой, но и в некоторой степени – стимпанку, чрезвычайно, видимо, близкому сердцу автора.

Конечно, от романа ужасов мы в первую очередь ожидаем именно ужасов. Вызывает ли текст леденящую дрожь?

Способен ли напугать? Если события романа описывают времена давно минувшие и людей, априори никогда не существовавших?

Не волнуйтесь. Автор романа ужасов ни в коем случае не оставит читателя в состоянии стерильной безопасности – он непременно и обязательно посягнет на ваше душевное спокойствие и чувство защищенности…

Из прошлого, как и положено, со страниц книги на нас поглядит непредсказуемое опасное будущее, которое, как учат нас любимые фильмы ужасов, никогда «не предопределено».

Ну и, помимо «скрытой угрозы», присутствующие в тексте элементы триллера, кровавые подробности некоторых событий заставят читателя если не трепетать, то, по крайней мере, не отрываться от чтения, испытывая жгучий интерес и сопереживая героям.

А детективная и любовная линия, наличие мистики и саспенса вкупе с вечными вопросами о душе и смысле человеческого существования способны зацепить воображение и чувства любого читателя.

Если вы сумели полюбить Эраста Петровича Фандорина – почему бы вам не полюбить и Григория Александровича Печорина, тем более, если встреча с ним – это встреча как бы со старым знакомым, только при других, более опасных и трудных обстоятельствах?

Из несомненных достоинств «Фаталиста» – легкий, динамичный стиль повествования, обилие диалогов, двигающих сюжет, занимательность.

Франсиско Гойя сопроводил один из своих рисунков надписью: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ…»

«Сон» преподавателя русской литературы — писателя Виктора Глебова — породил ужасного «Фаталиста». Давайте посмотрим, к чему это приведет.


Файлы: роман-фаталист.jpg (27 Кб)
Статья написана 20 октября 2015 г. 00:10

Темная сторона сети, антология, АСТ, 2015 г.

(мнение составителя)

Когда наступает время "Х" и кто-то из корпорации Эппл или Майкрософт поднимается на сцену, чтобы представить публике новый продукт компании, публика не считает это нескромностью. Ну, вот и мне, как составителю, придется выйти из сумрака… Чтобы в лучах прожекторов читательского придирчивого внимания рассказать все, что я знаю о "Темной стороне сети". (Так же, как я

сделала это для предыдущего сборника серии "Темная сторона дороги"). Это будет справедливо.

А если и не скромно, то самую малость и, надеюсь, все же простительно.

Сразу предупреждаю: каждый рассказ (ну, кроме своих; до такой объективности я еще не доросла) я буду хвалить. Было бы нелогично поступать иначе, ведь ясно: раз уж взяла эти тексты в сборник, значит, они мне нравятся. Каждый хорош, и ни один нельзя выкинуть, как нельзя выгнать кого-то из детей в большой семье.

Да, я буду пристрастна, и буду выражать свое сугубо личное мнение, и, если кому-то это не нравится – просто не читайте этот текст.

кадр из буктрейлера к сборнику Темная сторона сети по рисунками Михаила Артемьева
кадр из буктрейлера к сборнику Темная сторона сети по рисунками Михаила Артемьева




Статья написана 29 ноября 2014 г. 21:46

Основное впечатление: книга эта – между волком и собакой. Все ощущения двойственны. Какая она?

Междужанровая, междувозрастная – в первую очередь. Главные герои – современные подростки 17 и 16 лет – это уже не младшие тинейджеры, но и не взрослые с их взрослыми проблемами.

Жанр книги… Магический реализм? Городское фэнтази? Роман ужасов? Мне показалось – что-то между ними.

Повесть или роман? Что-то среднее: персонажей на целый роман вполне достаточно, мир (чуть не написала – игровой мир) продуман, но сюжетная линия имеет мало веток, действие идет от начала и до конца, практически все время фокусируется на главном герое и подавляющая часть события дана от его лица.

В какие-то моменты приходили мысли, что, может быть, книга лучше смотрелась бы, например, в серии "Большой книги ужасов", выпускаемых для подростков.

Но – нет. В романе полно моментов, в которых младшие тинейджеры в силу возраста не разберутся: тема судиц, Некрополита. Да и система мифологии, созданной автором, не так проста, как кажется. Хотя внешне часто смотрится типичной фентэзийной развлекухой. Однако это не так. Практически каждый персонаж наделен неким "двойным" дном. Начиная от ярко описанных в прологе "сборщиков удачи", Скомороха и великолепного Оба-на до Швеца, судиц, Лили…

Больше всего мне понравился Арбоб – низкорослый забитый гастарбайтер, а по совместительству – дэв, жестокое чудовище, питающееся чужим страхом и умеющее вырастать до гигантских размеров. Это, безусловно, фигура, олицетворяющая определенные страхи современного социума, и у многих читателей такое представление найдет отклик.

Меньше всего впечатлили Некрополит и Хозяин. Хозяин – рядом с колоритным и подробно описанным Оба-На, Арбобом, близнецами и даже мороженщицей Халей показался тускловатым. Может быть, автор намеренно старался сохранить завесу тайны над этой фигурой… Кого? Дьявола? Трудновато привнести что-то оригинальное в этот до боли знакомый образ? Может быть, поэтому и оставлен он был таким… "нераскрашенным"? А, может, я просто не поняла ничего. В любом случае, Хозяин не удивил и не добавил впечатлений — как смазанный, размытый контур на недопроявленной фотографии.

Некрополит же, напротив, раскрыт слишком подробно. Ему посвящена почти целая глава. Но он показался сильно разросшейся версией Кракена того же автора. Только в романной ипостаси — лишенный своей таинственности, открытый настолько, что, можно сказать, даже вывернут наизнанку и выпотрошен самим автором. А вследствие этого — уже мало интересный.

Мне кажется, в этом месте романа автор сделал ошибку, доверив объяснение – рассказ о Некрополите, о его предыстории – своей героине. Переданная в разговорном стиле, эта история сильно теряет в художественном плане. Практически все наиболее яркие придумки автора в этом изложении обесценились. Уверена — они сыграли бы сильнее, если б были изложены от лица автора.

И ведь это было бы только логично. С самого начала автор выбрал стиль общения с читателем — обращение к нему напрямую. Такой стиль, присущий, вообще говоря, приключенческой литературе 19 века, в наше время смотрится несколько архаично. К счастью, этим приемом автор не злоупотреблял: голос автора на заднем плане звучал не часто и чтению не мешал, разве что воспринимался не совсем привычно. Хорошо.

Но вот как раз там, где повествование от автора сыграло бы вернее и лучше всего – именно в этом месте почему-то рассказ был передоверен героине. Думаю – зря.

Героиня эта вообще слишком много рассказывает, объясняет, поясняет. И это тоже – упущенная художественная выгода. Описывать придуманный мир, посвящать читателя во все его нюансы – явная прерогатива и основная обязанность создателя этого мира. То есть автора.

И это сразу заметно, скажем, по тем описаниям природы, которые автор сделал от своего лица – замечательно живые. Каждый раз приятно читать.

Но во многих других эпизодах автор выбрал иную форму развития сюжета – рассказы от лица персонажей. И мне кажется, именно это больше всего мешало полному 3D-восприятию романа.

Финал истории – сцена пытки Лили и неожиданное решение героя Пытать собственную удачу… В этом тоже какая-то двойственность. Вроде бы – сцены из примитивного боевика. А с другой стороны – исподволь подняты такие глубинные пласты самых сложных вопросов бытия, что даже не сразу успеваешь их осознать.

И Геркины размышления – когда главный герой получает хоть минуту передышки, он тут же начинает о чем-то рассуждать, мучиться разными нравственными вопросами… Переживать чувство вины. И это его чувство вины временами мешает читателю осознать, о чем, собственно говоря, пытается поведать автор.

Заканчивается все… Впрочем, хватит спойлеров. Если кто-то хочет знать, чем заканчивается книга – читайте сами.

Мое впечатление: автор так много всего имеет нам сказать, что временами запыхивается, как и его вечно бегущий герой Герка (Этакий современный Геракл? Ассоциации — куда без них?). Ему надо сделать так много – в мире, в литературе, совершить столько подвигов… Что не всегда хватает дыхания все это передать достаточно ясно.

Дышите глубже, автор! И работайте. Лично я жду продолжения. Если не этой конкретно книги – то банкета в целом. Удачи, Олег!)

Страница книги на ФЛ — Олег Кожин "Охота на удачу"





  Подписка

Количество подписчиков: 8

⇑ Наверх