Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя tridento

Отзывы (всего: 16 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

tridento, 28 июня 2021 г. 18:25

шибко уж много вопросов вызывает книга. буквально с первых же абзацев: «Вы, вероятно, шутите, доктор» — я готов съесть шляпу, если это не привет коллеге фейнману от стругацких, но зачем? ну пусть ради шутки, ладно. тут же читателя сбивают с толку репликами пильмана «Радиант Пильмана — это не первое, не серьезное и, собственно, не открытие. И не совсем мое... Открыл радиант впервые школьник, опубликовал координаты впервые студент, а назвали радиант почему-то моим именем...» — сильно похоже на то, что пильман шутит, имея в виду, что своё первое открытие он совершил, когда был еще абитуриентом, и поэтому, будучи шибко умным, всего лишь за 13 лет прошел путь от абитуриента до доктора (а если понимать, что их phd это наш «кандидат наук», а не «доктор», то и вообще ничего странного). и такое в книге рассыпано буквально везде.

вызывает смущение и полная выключенность из международной обстановки: не может быть, чтобы люди, чуть ли не ежедневно рискующие жизнью ради заработка, полностью пренебрегали знаниями о предметах зоны, а таковые знания просто обязаны были содержаться в научных вестниках: ведь говорится, что кирилл панов приехал в сша (страна в книге, скорее всего, сша, например, парикмахер из рассказа пильмана нунану переезжает в детройт... хотя зачем «королевские войска» в сша? возможно, это намёк на альтернативность мира, в нём сша не объявили независимости) именно из россии и он русский учёный. но нет — ни капли сведений ниоткуда. более того, это намеренно подчеркивается: когда начальник нунана лемхен отчитывает его якобы за ротозейство, он перечисляет артефакты, нунану неизвестные. это может означать только то, что государственные институты намеренно либо не исследуют зону, либо тщательно скрывают сведения о найденных артефактах и явлениях, возможно, стимулируя некие якобы частные сталкерские группировки на исследования. но раз так, то по какой причине сами институты действуют через подставных лиц, скупая заведомо чрезвычайно опасные вещества и экспериментируя с ними без соблюдения правил безопасности? какой-то дурдом.

в произведении есть упоминания детства главного героя, но не очень понятно, к чему их привязать: шухарт вспоминает, как он сосал пуговицы на одежде матери, как отец возвращался с завода домой... произведение как-то очень легко обходится с этими воспоминаниями, либо же эти намёки (или отсылки) стругацких слишком тонки и понятны только очень ограниченному кругу читателей.

сама же зона, как ни странно, вопросов не вызывает, поскольку и по художественному выражению, и по смысловому наполнению она довольно бедна. если вдуматься, то любой человек бы себя чувствовал как сталкер в зоне, попади он в бразильскую сельву: ничего не понятно, буквально на каждом шагу смерть, выглядит недружелюбно. да и явления зоны зачастую не так страшны и непонятны, как их аналоги в реальной жизни: какой-нибудь ведьмин студень куда как безобиднее, чем диметилртуть. если бы те ребята в институте открыли фарфоровый горшок не с ведьминым студнем, а с диметилртутью, вряд ли бы вообще кто-то в живых остался :) кстати, и смерть кирилла панова тоже как-то уж очень двусмысленна (в таком лемовском стиле) — как будто человек не может в душе от инфаркта умереть и безо всякой зоны.

интересны зато другие моменты, например, подбор имён героев. вот, к примеру, жена шухарта — гута. это еврейское имя, и мне не очень нравится этот сумрачный намёк. возникает вопрос, что пилит пильман, не золотую ли гирю? :) очень интересен нескончаемый поток намёков на стариков, мёртвых и детей: то пильман говорит, что до него дошли слухи, что монстры избирательно убивают стариков и детей, то мёртвые встают, то дети становятся обезьянами, то дети нормальные, но явно не твои (хотя и явно твои) — прямо говорится, что дети барбриджа совершенно не похожи ни на мать, ни на отца.

но ведь это же всё прекрасно! стругацкие бьют точно в цель, вызывая жадное любопытство читателя, своеобычными скупыми штрихами рисуя таинственную картину, такой dark souls мира литературы. отличный роман, гигантское поле для обсуждений, догадок и домыслов, твёрдая десять из десяти.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Пер Валё «Гибель 31-го отдела»

tridento, 27 июня 2019 г. 22:17

Пер Валё невероятно недооценён. на русский переведены лишь дилогия о комиссаре иенсене и цикл о мартине беке, а они, хоть и центральные, но всё же не единственные большие произведения в творчестве этого писателя. очень жаль; возможно, издательства когда-то заинтересуются этим, ведь шведским почти никто не владеет у нас.

главный герой этого короткого цикла — сам как бы «читатель» окружающего его мира, он этому миру не принадлежит, не знает того, как мир устроен, и открывает его для себя вновь, что и является опорой его сыщицкому образу мыслей. такой прием вкупе с наделением главгероя заболеванием ЖКТ делает антагониста настоящим аватаром для читателя в утопичном благоденствующем мире капстраны ближайшего будущего.

так как протагонист — «новичок» в мире вместе с читателем, окружающий мир очень свежий и яркий, персонажи почти театральные, декорации, в которых происходит действие, детально выписаны.

как детектив этот роман настолько же детектив, насколько, например, «преступление и наказание»: канва действительно представляет собой расследование террористического акта, однако детективность здесь лишь приём, позволяющий оправдать смену персонажей и декораций.

как фантастика этот роман очень тонок: не видно межпланетных кораблей, аугментаций человеческих тел, однако в какой-то момент времени шаблон начинает хрустеть. даже, наверное, в очень авторитарных государствах медиа не сконцентрированы в руках не просто одной компании, а одного человека. по тексту рассыпаны «секретики» вроде намеков на недавно закончившуюся ядерную войну.

читать очень интересно. отдельно рекомендую экранизацию, снятую на таллинфильме, экранизация прекрасна, музыка там просто сказка.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Кирилл Мошков «Увидеть Хозяина»

tridento, 26 июня 2019 г. 01:19

джаз это прекрасно, но эта книга совершенно не музыкальна. она очень визуальна и очень... черт, не нахожу слов. я её читал два раза и боюсь читать в третий раз, вдруг магия растворится и я прочту просто фантастический роман? не могу быть уверенным на сто процентов, что именно в этом романе делает его не просто литературным произведением, а воспоминанием о юности. роман одновременно воздушный и легкий, теплый и раскрывающийся читателю своим миром, футуристичный и остроумный.

возможно, роман вдохновлен видеоиграми и книгами-играми девяностых: в нём проработаны и сделаны чуть ли не действующими лицами места действия, локации, канва движется вперед в буквальном смысле, не давая герою и читателю стоять на месте, а каждый из персонажей — цельная личность, образ мыслей и действий которого предсказуем и без опоры на других персонажей.

жаль, что таких книг у каждого человека в жизни не очень много, но, видимо, их и не может быть много.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Майкл Суэнвик «Путь Прилива»

tridento, 24 июня 2019 г. 12:51

импрессионизм в литературе явление редкое, а этот роман — целый нео-пост-импрессионизм. это не такая фантастика, которая съедает и читателя, и мир вокруг него (например, стругацкие и их фирменная таинственность®), и не такая, которая выдвигает кучу отличных идей (например, пан лем), а такая, которая пробудит в читателе лучшие воспоминания и займёт место рядом с ними. хотя конкретно этому роману и таинственности и отличных идей не занимать, но тут не перескажешь, читать надо :)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Михаил Елизаров «Мультики»

tridento, 24 июня 2019 г. 03:15

буквально недавно, думая о том, кто использовал в своих произведениях приёмы вложенности, т. наз. «роман в романе», даже не вспомнился елизаров, а тут понял, что у него в «мультиках» не просто роман в романе, а целая многоуровневая вложенность: повесть внутри повести внутри повести: ведь разумовский в своём рассказе рымбаеву доходит до того, что сам был в аналогичной ситуации, что и рымбаев, но также встретил «наставника», и рассказ проваливается на следующий уровень вложенности. с точки зрения «чистой» литературы — очень здорово.

с точки зрения фантастики не менее здорово. предельно приземленная позднесоветская реальность, выражаемая нарочито отвратительно, рвется для героя со всех сторон: он утрачивает уверенность в собственном здоровье и рассудке, но не сходит с ума, так как без всяких разумных предпосылок изменился мир вокруг него, пропали либо до странности изменились некоторые люди, бывшие важной частью этого мира, а в таких условиях герой вполне смог жить дальше как нормальный человек.

из текста, однако, не следует, что герой был болен, несмотря на уверенность врача, подтверждения симптоматики со стороны главного героя не последовало, но не было и отрицания описанных врачом симптомов. хотя чисто художественно эндшпиль книги уступает яркому началу и жуткой центральной части (как будто автор чуть подустал писать, хехе), но решающая часть — именно эндшпиль: в нём формируются возможные точки зрения читателя на пережитое главным героем. и, пожалуй, позиция официальной медицины, предполагающая, что герой болен и галлюцинировал, приведена автором с некоторой издёвкой.

к однозначным недостаткам книги следует отнести излишнюю «перформансовость», театральность: рассказ разумовского в большой части состоит из авторского текста, описывающего голос рассказчика и работу диапроектора, а при использовании такого направления искусства, как литература, следует понимать, что всё же чтение художественного текста это не театр одного актёра в голове читателя. впрочем, многие опытные читатели могут легко у себя в голове «гамлета» разыгрывать :) однако для читателя неискушенного центральная часть романа может показаться нелитературной.

в любом случае — 8 кадров диафильма из 10, автор, напиши еще, завязывай с песнями! хотя и песни тоже хорошие :)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Хромая судьба»

tridento, 23 июня 2019 г. 13:19

«роман в романе» — дивная традиция серьёзных русских писателей. боюсь, однако, что в этом случае такой художественный гранд-приём не очень оправдан: если точки пересечения внутреннего и внешнего романов в этом случае и есть, то я их не вижу. можно было бы предположить, что местом состыковки явилась проблема отчужденности детей от старшего поколения, но кажется у феликса сорокина с детьми всё не так уж и плохо. предположить, что оба героя — писатели и оба испытывают схожие проблемы, также нельзя: пусть они оба и писатели, но история феликса сорокина сводится к синей папке и ремейку мензуры зоили, а история банева служит подпоркой для истории начала мира полудня.

несмотря на это, я бы не стал критиковать стругацких за недосказанность, поскольку мы их в общем-то за недосказанность и таинственность и любим, несостыковки не выглядят недоработками, а принимают облик тайны и работают на настроение произведения, а как чтение «хромая судьба» просто прекрасен, каждое слово эстетично. пожалуй, в мировой фантастической литературе наши братья-стругацкие это одни из немногих настоящих писателей: основная масса того, что принято называть «фантастикой», не очень художественна. стругацкие же как писатели (независимо от фантастичности) — это совершенно однозначная мировая вершина литературы. поэтому хватит писать рецензии, читаем книги братьев сами и даём детям :)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Тед Чан «Жизненный цикл программных объектов»

tridento, 19 июня 2019 г. 03:08

редкое явление — фантастика, от которой могут слёзы потечь. высококлассная литература, препарировать её отзывами просто кощунственно: автор отлично владеет приёмами написания книг, ничего лишнего, все элементы на своих местах, недостачи деталей нет. возможно, не вызовет сильных эмоций у тех, кто пока не имеет детей.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

tridento, 19 июня 2019 г. 02:47

не могу молчать, напишу отзыв.

книга отличнейшая, в ней есть всё то, за чем читатель идёт в литературу — плотное повествование, полное фактов, подаваемых в лоб, и намеков на обстоятельства мира, которые предлагается додумать, герои, которым можно сопереживать (лично мой приз читательских симпатий уходит исидору, отличный персонаж), в общем, можно смело ставить в один ряд с анной карениной, мастером и маргаритой и солярисом.

читателю предлагается охватить мозгами сразу несколько аспектов вымышленного мира: истерия вокруг «живых» животных, социальная напряженность в связи с миграцией населения с и так обезлюдевшей планеты в колонии во внешних мирах, рывок технологий, позволяющий внедрить в повседневную жизнь и различные психоактивные устройства, раскрывающие сознания и души людей с неожиданных сторон, и точных копий людей, анди и т. д., даже просто описывать реперные точки романа замучаешься. это, кстати, одновременно и причина резкого неприятия книги слишком уж, пожалуй, многими читателям: вот вроде и фантастику любит, и сложные книги штудировать отваживается и штудирует от корки до корки, а филип дик вызывает сложности и в итоге отторжение. но, наверное, это вопрос некоего интеллектуального вкуса.

внимательно читаемая, эта книга даёт читателю новую грань призмы его сознания, действительно помогая глубоко и многогранно понимать ранее не понятые аспекты бытия.

стопроцентные десять электрических жаб из десяти, кто не читал, тот слабак :)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Наталья Шнейдер, Дмитрий Дзыговбродский «Сорные травы»

tridento, 10 июня 2019 г. 09:35

Три из десяти — потому что ровно три страницы я смог осилить в этом романе (ладно, смог осилить больше, но для нагнетания обстановки напишу, что три). Стилистика авторов антиэстетична: если убрать все лишние слова из текста, получится недлинный рассказ без потери смысла. Плохо пишущий писатель это как не умеющий рисовать художник: возможно, задумка картины очень хорошая, но ты же, скотина, кусок угля в пальцах удержать не можешь. За завесой бессмысленных слов исчезает книга. Увы.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Станислав Лем «Фиаско»

tridento, 10 июня 2019 г. 09:28

В центре романа стоят:

* потерявший память всеми нами любимый пилот Пиркс (то есть персонаж, который может быть и не Пиркс, но который ведёт себя как Пиркс, а если это Парвис, то Парвис и до витрификации такой же как Пиркс, и вообще это цикл о пилоте Пирксе) — человек другой эпохи по отношению к настоящему времени романа;

* компьютер GOD — хихикая над ассоциациями с хал9000 и «матерью», не стоит терять из виду, что это также центральный серьёзный персонаж;

* другая планета — не первый раз встречающийся персонаж у Лема, объект исследования не просто абстрактные инопланетяне, цель экспедиции также принимает активное участие в событиях романа;

* католический священник — христианин в далеком будущем, когда человечество научилось создавать звёзды.

В романе используются как уже освоенные автором приёмы — «внутреннее попаданство», как, например, в «Возвращении со звезд», так и сложные приёмы высшего литературного пилотажа, например, «роман в романе».

Канва романа невероятно специфична для Лема. «Непобедимый», хоть и не был побежден, не узнал ничего нового, улетев несолоно хлебавши, Солярис не подал сигналов, «гости» могли быть чем угодно, случайным результатом какой-то неизвестной деятельности океана, и так далее. Квинтяне заговорили с нами! Цена этого и для землян и для квинтян была слишком высока, цена интеллектуальных усилий Лема просто бесконечна.

Однако роман не зря так называется, фиаско, то бишь сокрушительный провал, терпят все, а некоторые даже не один раз, расплачиваясь за это разумом, здоровьем, жизнью, имуществом.

Впрочем, как нам известно, человечество развивается, и нет причин думать, что и новые поколения покорителей космоса (и бюджетных комиссий) будут повторять ошибки героев романа.

Жалко, что нельзя поставить 12/10, ограничусь 10. И еще жалко, что не читав предыдущих произведений автора, сложно вникнуть в пафос и тонкости сюжета романа, но как по мне, тот, кто не читал всего Лема, тот вообще книги не любит :)

Оценка: 10
– [  5  ] +

Элис Сиболд «Милые кости»

tridento, 12 мая 2019 г. 15:00

Что же именно хотела сказать автор книги, из книги понять невозможно. Психологический роман о трагедии ребёнка в американской глубинке написал Евгенидис, называется «Девственницы-самоубийцы», а у главной героини «Милых костей» трагедия была маленькая — её довольно быстро убили, после чего она превращается в «камеру» и следит за жизнью родных, друзей, маньяка, родного городка, и эта жизнь не так уж чтобы очень изменилась, отмщение маньяку не состоялось, родители девочки смогли пережить её смерть и даже в каком-то смысле раскрыться (я думаю, что мама девочки не спонтанно свалила гастарбайтерить; наверняка ей все эти семейные дела осточертели уже давно).

В общем, есть масса других писателей, которые пишут про маньяков, про одноэтажную Америку, про «взгляд с того света», а роман Сиболд мне кажется вторичным. Хотя, конечно, можно и прочесть, хуже не станет.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Курт Воннегут «Сирены Титана»

tridento, 12 мая 2019 г. 14:44

Воннегут как автор уникален тем, что владеет приёмом «автор, который всё знает», но при этом поучать читателя совсем не стремится. Что-то такое же есть и в наших писателях-фронтовиках, яркий пример — Владимир Богомолов. Однако Воннегут пользуется более широким спектром приёмов, больше себе позволяет. Например, конструировать новые внутренне непротиворечивые религии, растягивать действие романа на большой отрезок времени (как активно, так и «пассивно», оставляя открытые линии) и по большому кругу лиц и так далее.

«Сирены Титана» растянуты во времени в бесконечность как в прошлое, так и в будущее — эта растянутость есть один из столпов сюжета, а один из главных героев знает всё и разбросан по пространству и во времени так, что может создаться впечатление, что это бог, и в соответствии с этим впечатлением он строит новую религию, но как это бывает у Воннегута, на передний план выходит вымышленное физическое явление и ломает ход событий. Книга, впрочем, также зиждется на сложной истории о семье, любви и дружбе, а автор, «ипостасируя» одного и того же героя при помощи манипуляций с памятью (кстати, модный в то время приём, посмотрим на Дика, Брэдбери и т. д.), показывает эти наиболее близкие человеку стороны жизни с неожиданных сторон, придавая тексту пронзительность.

Возможно, что это произведение не даст впечатлений молодым людям, но у меня в некоторых местах прямо слёзы наворачивались. Потрясающий роман, да в общем от Воннегута другого и не ждешь.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»

tridento, 27 октября 2018 г. 20:48

Пелевин хороший писатель, и постоянные пасхалки, отсылающие читателя к произведениям самого же Пелевина, совсем не вызывают ощущения «рррр, пелевин сам у себя копипастит», а напротив, веселят и добавляют теплоты. В то же время нельзя сказать, что это произведение — роман. Оно настолько же роман, насколько им был «Любовь к трем цукербринам»: писатель много размышляет, и иногда пытается вложить свои мысли в уста героев, но либо вовсе этого не делает, либо делает это так, что честное слово, уж лучше бы просто прямым авторским текстом написал.

Пелевинская злободневность вся выдохлась в «Крайней битве», и теперь витя-олегович продолжает свободную фантазию на тему виртуальной реальности, на этот раз сдобрив эти размышления огромной горстью своей явной издёвки над неомарксизмом. Единственное, что вызывает ничем не замутненный оптимизм — это то, что Пелевин продолжает писать и у нас есть надежда на хотя бы еще один большой настоящий роман.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Тим Скоренко «Сад Иеронима Босха»

tridento, 27 октября 2018 г. 20:38

Автор не делает ружья на сцене участниками действа, а о христианстве явно имеет отдалённое представление, взятое из собственных ощущений и чужих мнений окружающего инфопространства. Дословное копирование стиля Паланика сначала раздражает именно тем, что оно дословное и что оно копирование, но стилем автор владеет хорошо. Так что чтение в понимании эстетического восприятия текста с листа — нескучное. К сожалению, после успешного раскручивания предпосылок, автор, вместо придания происходящему на страницах смысла и создания какого-то осмысленного события, разрешающего сложившуюся ситуацию и, возможно, создающего новую обстановку с новой проблематикой, пускает в ход какие-то дикие приёмы вроде перенесения действия в Россию, и тут начинается тоскливая ерунда, которой, к сожалению, книга и заканчивается. Это очень обидно. Желаю автору создать насыщенную смыслом книгу, которая будет насыщена осмысленными и мотивированными сюжетными поворотами :)

Оценка: нет
– [  1  ] +

Чак Паланик «До самых кончиков»

tridento, 30 июля 2017 г. 16:32

литературно остроумное и сложное произведение: пародийная смесь апокалиптических историй, женских романчиков, супергеройских эпопей и самоцитирований автора. удивительно, но мне в первую очередь напомнило «бойцовский клуб». перевод мне не кажется хорошим и передающим оттенки Астроумия автора, если можете, читайте на английском.

я вообще всегда очень радуюсь когда вязнущий в собственном амплуа автор выкарабкивается из этого репутационно-ожиданческого болота и пишет новое и забавное. это случилось с Пелевиным и его «смотрителем»: все романы пелевина как просмотр первого канала в абсурдистском переложении, а «смотритель» совсем другой.

то же и с «до самых кончиков»: вроде и паланик во всей красе, и мир пылает под пятой проекта разгром, который теперь розового цвета, и герой ищет террориста-всезнайку тайлера, который правда переехал с бумажной улицы на манхеттен, чтоб остановить это безумие... а на самом деле это больше не тупик жизни поколения безотцовщины, а чтото совсем другое, неправдоподобное, ироническое и увлекательное.

другой вопрос что если культурный код и манера изложения автора вам незнакомы, то в первую очередь вам как читателю бросятся в глаза язык романа (такое ощущение что чак начитался хмелевской) и зашкаливающее количество физиологических подробностей. что может и оттолкнуть.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Кирилл Мошков «Операция «Специальная доставка»

tridento, 10 мая 2016 г. 05:10

Автор великолепно владеет художественным словом, однако в отличие от потрясающей книги «Увидеть Хозяина» здесь слишком многое выставлено наружу, что, несомненно, портит книгу.

Мир будущего перестал таковым быть: это больше не место, где за мелкую монетку ХХ в. автомат насыпает ведро денег, напротив, это место политических интриг в духе XVIII в. Герой повзрослел, да. Пусть логично, но печально: слегка одетая женщина привлекательнее совсем голой, а Волошин стал циничнее, чем был. Простого читателя всегда влечет тайна :)

Мир настоящего (ну то есть восьмидесятых, хехе) оказался миром противоречий: главная героиня, пытаясь быть христианкой, без особых сомнений залезает в постель с главным героем, также истинным христианином. Я их не осуждаю, но смысл христианства в том, что христианин в состоянии побороть плотские соблазны («интеллигент это тот, кто в жизни нашел занятие интереснее секса»).

Кроме того, кажется не очень удачным с художественной точки зрения решение автора построить эстетическую сторону отношений героев на бесконечном обращении «малыш», а религиозные убеждения персонажей раскрыть не через их помыслы и добрые дела, но через внешнюю сторону: сколько икону в угол не вешай, христианином не станешь.

Во всем остальном это высококлассная фантастика. Но я все еще надеюсь, что уважаемый писатель Мошков напишет не просто отличный роман, а такую книгу, в которой читатель вместе с героем шагает из лифта на Новую Голубую Землю — еще раз :)

Оценка: 8
⇑ Наверх