FantLab ru

Все отзывы посетителя MrBambook

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Брюс Стерлинг «Манеки-неко»

MrBambook, 23 декабря 2020 г. 23:26

Начало рассказа и концовка надуманы и выбиваются из канвы. Темп не выдержан, концовка стремительна, повествование середины избыточно. Короче, с композицией беда.

Но зато рассказ по сути предтеча актуальный ныне темы биг дата, их обработки, хранения и использование. Пускай Стерлинг зачем-то вводит в повествование нелепого телохранителя и туриста из Новой Зеландии, для своего времени, видимо, рассказ выглядел бодро. Хотя пассаж Американского прокурора на тему «доставания» его душноват. По мне, доставать «маленького человека», с точки зрения целей рассказа было бы выгоднее...

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Эдуард Веркин «Остров Сахалин»

MrBambook, 30 августа 2019 г. 13:50

Чехов, Чехов, Чехов... Цитируя один из отзывов «несмотря на то, что Чехова я не читал, очень хорошо было видно, в каких местах автор опирается на Антона Павловича», вот пожалуй и все функции «Чехов, Чехов, Чехов» в аннотации. Разбавив Чехова Лемом и Стругацкими, описание романа выглядит как «изящная классика, для тех кто помнит толк...»

На деле мы имеем макинтош, который в первой трети книги так и не «выстрелил», плачущую горничную, с просьбой передать какое-то «мертвое» письмо, расплывающегося от болезни офицера-управленца в коляске с усиленной рамой. Пассаж о веганах, которые встали на четвереньки — не смешно и пошловато (я не веган), да и не зачем. Прикованные к ведру, прикованные к багору, прикованные к тележке... В конечном итоге вся этнология сводится к тому, что японцам вроде хорошо, но вроде и не очень, а всем остальным просто плохо. Остальное детали, но не Чеховские. Всем нечего жрать, у всех риск смертельной болезни (печень, легкие, кожа на выбор) и понос, будь ты местным бутлегером, каторжанином или забитым китайцем. Отличия несущественны. И дело не в том, что ждешь развития действия, а книга предлагает погружение в атмосферу катастрофы. Проблема в том, что глубина погружения не меняется, даже оно статично.

Я играл в Фоллаут 2, с тех картина пост апокалипсиса сама по себе ценности для меня не представляет. Равным образом рассуждения старика философа о том, что мы погибнем в говне, а не в огне, кажутся скорее школьным каламбурчиком, нежели остроумной шуткой. Ну и разумеется, русская фантастика. РУССКАЯ!!!! Это болезнь как будто бы. Нельзя без русскости же, какая же русская фантастика без бабушки, печки и пирожков... Уровень душевности зашкаливает.

Тюрьма Александровская, тюрьма Холмская, тюрьма Петровская, Захаровская, Ивановская. Они не чем не отличаются, но зачем писать об этом столько текста, если отличий нет. Художественной или эстетической ценности тоже. Ну набор очерков, так набор очерков. Спишем на жанр путевых заметок.

Оценка: 1
–  [  1  ]  +

Дэн Симмонс «Илион»

MrBambook, 14 декабря 2018 г. 16:05

Внимание Спойлеры.

3 сюжета, которые хоть и переплелись к концовке, но не смогли образовать единого целого. Выкиньте полностью любую историю из книги (моравеки / постлюди), не читайте соответствующие главы и возможно повествование только выиграет. В семи (насколько я помню) отдельных, мало связанных друг с другом, новеллах Гипериона романной целостности было намного больше. Дав три уравнения с множественными неизвестными в начале, Симонс начал объяснять что-то ближе к середине, когда ценность этих объяснений во многом перекрывается динамичным действием (пускай и с паузами на Шекспира и капризы Байроновского повесы). Действительно, вникать в техническую сторону полета Моравеков на Марс, разбираться с постами и появлением Одиссея на Земле, анализировать причины появления схоластов на Марсе не очень с руки, когда Зевс стреляет молнией в космический корабль, а клон ученого из 21 века залезает в ванну к Елене прекрасной. Большая часть смыслов, видимо, оставлена на десерт, простите, «Олимп».

Симонс уникален своим умением вплести фэнтезийных чудищ, олимпийских богов, медальоны, поэтов в космическую оперу, кустарную плавку металла, приключения, кровавую баню, без обиняков и эвфемизмов. Фанатически развитые миры Симонса всегда интересны, когда в них витает орел Декаденса. Тут у него талант, очень убедительно. Телепортация, восстановление по ДНК, роботы удивительно органично соседствуют с динозаврами, неумением читать и модернизмом в литературе 20 века. Думаю за это его и любят.

И все бы здорово, если бы не.... Гиперион. Все, что было в Илионе мы уже видели более ярко, красочно и.... сочно. Фентезийный монстр без мотивов и причин на другой планете (астероиде)? Фантастика разбавленная беседой о поэтах и писателях прошлого? Неведанные человечки поклоняющиеся неизвестному божеству и выполняющие комплекс непонятных действий? Паломничество к неизведанным далям? ИскИны? Паломничество сквозь космос, огонь воду и медные трубы с непонятными целями? Все это уже было.

Надо отдать честь Симонсу, как бы ему не хотелось поделиться с простыми читателями прелестями Гомеровской Илиады, он сделал это не навязчиво, без академического занудства и поучительного тона.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ричард Адамс «Шардик»

MrBambook, 27 мая 2017 г. 02:28

Политическая власть через призму культа. Формирование религиозных предпосылок и выводов. Самоидентификация и рефлексии верховного жреца, носителя власти. Рок, судьба, божья воля или толкование, кофейная гуща, хиромантия. Все это в ненавязчивой фэнтезийной обертке. Это есть в первой половине книги (50 начальных страниц можно пролистать), это рассмотрено, это проработано, это местами занимательно.

Первобытное общество, суровый вождь, аутичный мальчонка, куча островных девственниц, огромный медведь, нелепая война, раннекапиталистические отношения, архитектура эпохи ренессанса, властный жрец, поиск себя, раскаяние, бездорожье, бандиты, воссоединения. Это есть в первых 2/3 книги, это тривиально, это не очень качественно, это скорее декорация к первому блоку.

Последняя 1/3 книги совсем грусть. Этот вселенский гуманизм, эти рахитичные дети, эти безапелляционно вредные герои, это торжество справедливости над всеми трудностями описано в каждом втором произведение Урсулы Легуин, только намного более качественно (хотя тоже история на любителя). Я раньше думал, что так только женщины могут писать, оказалось нет, мужчина тоже способен.

В Шардике есть все. Чутка идей, чутка религии, чутка погони, чутка войны, чутка власти, чутка интриг, чутка раскаяния, чутка любви, чутка мудрецов, чутка смерти, чутка гор и лесов, чутка огня и воды. Только вот все это чутка слабо. Автор сел писать социально-психологическое фэнтези с явно обозначенным кругом проблема, а закончил типично голливудским хэппи-эндом, что в сочетании с отсутствием блестящих писательских способностей несколько разочаровывает (меня по крайней мере).

Шардик, по сути, представляет собой две повести. Одна интересная, вторая делает книгу романом .

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Урсула К. Ле Гуин «Обделённые»

MrBambook, 20 января 2017 г. 15:56

Уважаемые рецензенты скрупулезно и последовательно отделили социальную и политические составляющие романа и тщательно разжевали. А вот тут автор показывает... а тут автор сравнивает... Темы свободы, одинокой личности и ежи с ними подверглись той же процедуре. Научные измышления Ле Гуин были просто проглочены, жевать их не очень удобно. Некоторые пожурили пальчиком, покачали головкой на тему «где фантастика то? Где корабли и стрельбы»? Тоже справедливо.

Короче подписываюсь под большинством положительных высказываний уже написанных о романе. Повторно пережевывать ни к чему.

Отзыв ниже будет построен на тезисах намного менее интересных, тем ни менее столь же очевидных.

Роман написала Ле Гуин. Инфа 100 %. Авторство сомнений не вызывает. Почему? Роман очень женственный, иногда во время чтения я даже чувствовал запах фиалок и ванили... Как правило у Ле ГУин корнем всего зла являются мужчины (может это и справедливо), женщины облачены ореолом трудолюбия, самопожертвования и житейской мудрости. Это относиться и к супруге Шевака, и к послу земли, и к пожилому научному руководителю главного героя... Исключение вспоминается только одно. Какое-то сплошное пуританство)

Абсолютнейший и всеобъемлющий гуманизм свойственный всей прозе Ле Гуин сквозит из всех ще... страниц. Больше наверное я его прочувствовал в Техану. Последнее из сказаний Земномрья, но это совсем другая история. Сжигание мертвых детей, расстрел демонстрации, злостная интеллигенция Анаресса e t.c. вызывают только чувство всеобъемлющего сострадания и сочувствия, никакого гнева, ярости или отвращения.

Характеры. В том, что Ле Гуин владеет умением описывать человеков можно убедиться в тех же сказаниях Земноморья, но ее характеры какие-то слишком все одинаковые. Мягкие по сути, твердые в экстраординарных ситуациях, целеустремленные и очень усталые. Если герой не вписывается в названную форму, скорее всего он второстепенный, либо абсолютно сумасшедший неуравновешенный параноик-убийца (в Обделенных такого нет).

Разумеется в глаза быстро бросается какая форма гос устройства Ле Гуин ближе, тем ни менее это практически не влияет на ход описываемых событий. Автор не стесняется выделять отрицательные моменты импонирующей системы, и выделять положительные в других (в отличие от Хайнлайна, например). Касается это практически всего. Это приятно, особенно для людей которым свойственно черпать свое мироощущение из нф....

Обделенные — книга над которой работали, которую писали и переписывали (предположение в котором не сомневаюсь). Добротное произведение.

Выше написанные гротескные притязания на оригинальность скорее для разбавления общей ауры великолепия. Уравновесить так сказать.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

MrBambook, 12 сентября 2016 г. 15:27

Общее впечатление от романа укладывается в следующую фразу: «слишком много».

Кактусы, водяные, хепри, пауки, роботы, гаруды. Вонь (слово вонь и производные встречаются в книге около 60 раз, это не считая синонимы), любовь, боги, искусство. Полицейская башня (привет Оруэлу), рукохваты, магия, робот пылесборник, гусеницы. Разумеется для всего этого нужны страницы с текстом, которых тоже слишком много.

Все по отдельности это уже где-то было показано, написано, рассказано.

Художественные средства которые использует автор для описания города сводятся к постоянно повторяемым гадостям, не хватает иных способов выражения и образов. С точки зрения симбеоза магии и техники (учитывая то, что город центральный персонаж романа) архитектурно-градостроительная составляющая романа не впечатлила.

Понравился негр ученый, да и в целом научное учреждение и его сотрудники выбиваются из общей плеяды «мудрых магов» и «великих ученых», столь свойственных фэнтезийному миру.

Запомнилось: «Палголак был богом знания. Его представляли то как толстого, приземистого человека, читающего в ванной, то как стройного водяного за тем же занятием, то, загадочным образом, в обоих обличьях сразу. Приход его примерно поровну составляли люди и водяные. Палголак был добродушным, славным божеством, мудрецом, чье существование было целиком посвящено собиранию, классификации и распространению информации.»

Отрубленные уши тоже интересно, как и встреча с замом сатаны (но линия не сильно развита).

Резюмируя. Есть интересные штуки, но далось с трудом из-за нагромождений, повторений и малого количества оригинальности.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Джо Аберкромби «Полкороля»

MrBambook, 5 января 2016 г. 18:28

Кидайте в меня каменья, но от сравнения «Полукороля» с «Первым законом» никуда не деться.

Безусловно, Полкороля проигрывает с большим отрывом с точки зрения, интриг, рубилова, мести, персонажей и разумеется великолепных характеров. Тем ни менее, это тот самый Аберкромби, который нам полюбился. Вновь, любому герою свойственны проявления положительных и отрицательных качества, как всегда, сложно высказывать кому-то однозначную симпатию. Самые ужасным редискам, не чужды благородные порывы, а самые замечательные Ярви гневаются, рубят, бесятся и проклинают. Человеческая природа редко допускает праведников и безнадежных злодеев.

Несмотря на избитую и скучную форму — восхождения короля к престолу, роман берет своей сумасшедшей динамикой. Как и в «Первом законе», Аберкромби, конечно намного меньше, но все равно расставляет по тексту зацепочки, наметки и приманки для своей итоговой развязки, однако, в такой динамике замечать их трудно. Только дочитав до конца, я начал пролистывать текст в поисках, ворон и голубей, возвращаться к первой и второй встрече Грома с Ярви, анализировать рефлексии Ярви и поведение Ничто.

Снова в наличии, замечательные вставочки в стиле «Если хочешь что-то сказать о Логене Девятипалом...», только в форме пословиц. Смаковые детальки.

Таким образом, все на месте (я получил удовольствие), но форма не оригинальна, сюжет скучноват.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Роберт Хайнлайн «Человек, который продал Луну»

MrBambook, 11 апреля 2015 г. 11:32

Роберт «Теодор Драйзер» Хайнлайн.

Концессии, паи, акции, доли, махинации, интриги, деньги, векселя, исключительные права, продажные судьи, конторские служащие, экономика, рентабельность, стоимость и т.д. «Финансист», «Титан», «Стоик» отцепили лошадей, вылезли из паровых машин и плюнули на железные дороги, еще бы, время лететь на Луну. Двигатели, Ракеты, атомное топливо — тренд второй половины ХХ века, прогресс как ни как.

Хьюга за благородные помыслы и волю к победе. Оригинальные, но иногда сомнительные юридические, экономические и политические измышления. Динамичное действие и недурственная развязочка. В общем типичный Хайнлайновский опус.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Станислав Лем «Рассказы о пилоте Пирксе»

MrBambook, 18 марта 2015 г. 15:15

В качестве предисловия сразу предлагается отбросить научность Рассказов. Катушки, транзисторы, компьютеры, камеры и прочее, безусловно, в пересчете на 2015 год выглядят где-то наивно, для кого-то раздражающе. О технической стороне больше ни слова.

Рассказы о Пилоте Пирксе представляют собой квинтэссенция Лемовской философии, его отношения к научной фантастике, ее целям и месту в мировой литературе. Общего у Рассказов (помимо главного героя, разумеется) намного больше, нежели может показаться на первый взгляд, при этом каждому рассказу свойственна целостность, завершенность и самое главное не тривиальный подход к описываемой проблематике. Во избежание сумбура, обо всем по порядку.

Некая детективность свойственная практически всем рассказам о пилоте Пирксе способствует полному погружению читателя в описываемую ситуацию. Лем так и подталкивает читателя делать выводы, строить догадки, анализировать наравне с героями его произведений, не предлагая готовых решений. При этом, зачастую читатель, как и главный герой, к концу рассказа так и остается со своими домыслами и догадками. Se la vie, вопросов всегда больше чем ответов. Истинна она такая.

Второе по порядку, но отнюдь не по степени восторга испытываемого от прочтения рассказов – анти романтичность космических путешествий Пиркса. Это ночью с земли звезды притягательны, высоки, недостижимы. У Лема звезды и космические путешествия представляют собой рутинную тяжелую опасную работу, чуждую романтике и возвышенным чувствам. Тема угнетающей космической пустоты тонкой линией проходит по нескольким рассказам о Пилоте Пирксе.

Такой нетривиальный подход является не распространенным в НФ, мы привыкли видеть потрепанные корабли, космических волков, мега компьютеры и прочую дребедень, определяющую космические полеты как штуку безумно интересную. Лем же видит в профессии пилота, на мой взгляд, именно то чем она должны неминуемо стать в будущем. Наиболее уместная аналогия – пилоты самолетов, работа которых сегодня сводится к заученным на зубок последовательностям действий (А кто бы мог представить лет 100 назад).

Описываемая анти романтичность является следствием некой «правдоподобности» свойственной всему творчеству Лема в целом и рассказам в частности. Научная фантастичность автора не выходит за пределы технологий, не распространяется на людей и окружающий их мир. Развитые технологии не предполагают преобразование человека в героя, не исключают возникновение внештатных ситуаций не страхуют от ошибок. Пиркс, является прежде всего представителем Хомо Сапиенс (пуская с интеллектом и навыками выше среднего) со всеми вытекающими. Он не может найти ответов на все вопросы, предотвратить крушение космического корабля или создать Кока-колу из воздуха.

В заключение – случайность. Лем неоднократно писал о влияние случайностей на его личную жизнь и подчеркивал их значимость в истории человечества. В рассказах о Пилоте Пирксе фактор случайности играет не последнюю роль, а фабула одного из рассказов целиком строиться вокруг данного фактора. Без случайностей действительно никуда.

Объединив все описанные тезисы в некое резюме, напрашивается вывод о том, что рассказы о Пилоте Пирксе являются очень «реальными». В подобное будущее (пускай не с технологической точки зрения) легко поверить. Его существование выглядит не фантастичным, а наоборот закономерным. В совокупности с такими факторами как интересная фабула, нетривиальный взгляд на вещи и просто писательский талант, «реальность» делает рассказы о Пилоте Пирксе (научную фантастику Лема) ну оооооооочень интересными.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Айзек Азимов «Вторая Академия»

MrBambook, 3 февраля 2015 г. 17:51

В заключительном томе трилогии об Академии Азимов вернулся к истокам, к тому с чего начал. Неуклюже прилепляя План Селдона к первой и второй части цикла, Азимов все таки решил раскрыть тему более подробно, получилось по меньшей мере неоднозначно, а по справедливости глупо. До остервенения напоминая читателю о том, что План Селдона рассчитан на поведение широких масс, а психоистория наука не применимая и не учитывающая отдельных личностей, во «Второй Академии» выясняется что успешная реализация плана, а так же методы его корректировки находятся в компетенции «любого желающего»...

Длинная история — всегда сложно. В процессе повествования, автор так или иначе создает некое наследие для своего дальнейшего творчества, обременяет себя фабулой и условиями описанными ранее. Чем дальше, тем тяжелее становится бремя вписывания новых идей в уже имеющуюся форму. Азимов, в результате не хитрых манипуляций, создал себе карт-бланш для описания любых нелепостей и противоречий. Средства? Очень просто: План Селдона, осуществление которого вроде как неизбежно, но в который в то же время могут быть внесены изменения (Мул, например)... Адепты второй академии, которые могут воздействовать на поведение простых дядей и тетей и изменять план, но о деятельности которых ничего не известно...

Таким образом, на выходе мы получили возможность обосновать действия любого персонажа «обработкой», равно как и возможность любого персонажа быть последователем Второй Академии. Одновременно с изложенным, любые описываемые события могут быть частью Селдоновского Плана, либо корректировок со стороны Второй академии.

При таких обстоятельства ожидать от группы лиц осуществляющих поиск второй академии чего-то неожиданного и интересного становится сложным. Видимо и Азимов почувствовал (либо изначально предполагал это) и под конец своей книги особо не заморачивался и лепил свои искрометные разгадки и развязки одну на другую.

На мой взгляд не убедительно.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Айзек Азимов «Академия»

MrBambook, 29 января 2015 г. 20:34

Начали за здравье, кончили за упокой...

Если в первой части Академии, про Гари Сэлдона, чувствуется масштабность Азимовского замысла (тут и абсолютная урбанизированность, и замысловатые здания, и интегралы и внезапные сюжетные повороты и т.д. и т.п.), то ближе к середине исчезают практически все декорации, обезличивается большая часть персонажей и повествование сводится к одному и тому же принципу — нагнетаем, нагнетаем, нагнетаем и развязка. Складывается впечатление, что Азимов не сразу понял что социально-историческое развитие, описание галактик и планет, научно технический прогресс, тем более в разрезе нескольких веков, в одну, две и даже три книги уместить не получится... Поэтому Азимов, ближе к середине первого романа, остановился на описание жизненных процессов вселенной, взяв с собой шредеры, телевизоры, космические корабли и ядерную энергетику, в качестве научно-фантастичных атрибутов будущего, пару-тройку планет (читай городов/поселений) земного типа, в качестве места развития сюжета.

Бог со всеми этими классическими атрибутами НФ, хрен с ними с планетами и звездами. Идея предсказания будущего через математические вычисления, создание психоистории, формирование общества призванного стать новым центром империи, с абсолютно четким расчетом его проблем и неурядиц — великолепно. Действительно оригинально и интересно, простор для творчества грандиозный... Но как распорядился Азимов своими идеями? Просто! До безобразия просто! Он взял учебник по истории Европы за 5-6 класс и придумал примерно следующее: Так!

Что происходит когда империя распадается? Вот Рим, например. Его на куски раздербанили. Замечательно. Что там у нас потом? Феодализм с сильной церковной властью. Отлично! Феодализм умирает, под гнетом развивающихся экономических отношений, силу набирают аристократы и торгаши. Аналогия с мировой историей — 100 %. Свою замечательную концепцию Азимов свел до частичного перекладывания истории на научно-фантастический лад.

Помимо всего прочего, в романе нет целостности. В принципе, уместнее назвать Академию циклом повестей. Перекличка с Сэлдоновкими предсказаниями от страницы к странице выглядит все более натянутой. Про атомную энергетику и правдоподобность происходящего даже писать не буду, уж если не нашлось время на внятные планеты и космические корабли, то что уж об остальном говорить.

Резюме, не загуби Азимов интересные идеи тривиальным подходом, могла бы получиться очень качественная вещь, даже несмотря на описанные недоделки. Но...

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Рэй Брэдбери «Бетономешалка»

MrBambook, 16 января 2015 г. 02:25

Господина Рэя Бредбери уместнее причислять к категории сказочников нежели фантастов. По крайней мере, все то, что касается «Каононических Марсианских хроник» в общем, и рассказа «Бетономешалка» в частности, можно поименовать «злые сказки для 16 и старше».

Развивать диспут во круг «Медных ракет», «оркестров перед марсианскими кораблями», «импорта американского хардкора на Марс» как-то пошловато, ибо невооруженным глазом виден декорационный характер этого нагромождения и явное намерение автора свести все это лицедейство к абсурду. Однако, позволив себе немного занудства, можно с полной уверенностью утверждать, что с сайнс фикшенном у написанного Бредбери цикла общее только одно — ракеты. Возможно подобные утверждения и попахивают неким «научно-фантасическим ханжеством», однако, помимо социально-философского подтекста и оригинальной идеи, есть такие вещи как художественное повествование и какая-то «правдоподобность» что ли.

Творчество Рэя Дугласа имеет сходство с американским кинематографом, где первичным и основополагающим является то, что проще всего воспринимается массовым зрителем. Если в кино это визуализация (эпичные сцены, спецэффекты), то в книге это идея. «Бетономешалка» (читай «Канонические марсианские хроники) очень Американская вещь, очень Американского автора прежде всего с точки зрения воплощения в жизнь задуманных автором идей. Жирнющими размашистыми яркими мазками Бредбери рисует свою мораль. Здесь нет тонких линий, изящных (каких-либо) деталей, оттенков. Здесь нет скрытого подтекста, художественных изысков, нескольких точек зрения, двоякого толкования. Все в лоб, все на поверхности. Именно поэтому написанные Бредбери произведения в большей степени сказочны нежели фантастичны.

При всем этом, Бредбери очень впечатляет искусством создания мрачности и безысходности с самых первых строк своих произведений. Действительно удивительным является тот факт, что тексты автора заставляют буквально содрогаться от отвращения и неприязни к описываемым явлениям. Бетономшалка (Канонические марсианские хроники) цепляет и не позволяет перевести дух, что, в принципе, сводит все описанные художественные недостатки на нет. А может быть и не сводит. Лично я определится так и не смог.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

MrBambook, 7 января 2015 г. 02:02

Марсианские хроники (в переводе Жданова) — роман неоднозначность.

С одной стороны: слабая художественно-повествовательная часть, невыразительные описания, чрезвычайная напыщенность в духе классической Американщины, однотипные «плохой парень» / «хороший парень», сюжетные повторения и аллюзии на собственное (дальнейшее) творчество.

С другой стороны: Оно и в таком виде очень хорошо читается, кратко и по существу.

С одной стороны: эти вечные дурацкие ракеты о которых читателю ничего не рассказывается и которые возят дерево (!!!) на Марс, эта ветрянка (!!!), погубившая всех марсиан, это бухающие исследователи, в очередной раз типичнейшая американщина в духе монополии штатов на космические полеты, бегства негров от режима, замок убивающий людей в традициях Эдара По...

С другой стороны: Это интересно читать спустя более чем полвека.

С одной стороны: повсеместный угнетающий пессимизм, обреченность, трагедия.

С другой стороны: оригинально и где-то поучительно.

Резюме: Интересно, но не правдоподобно. Хотя данной книге правдоподобность наверное и не нужна.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Элизабет Хэйдон «Симфония веков»

MrBambook, 28 ноября 2014 г. 00:07

В качестве предыстории: Цикл запоем пролетел лет в 14-15, оставив неизгладимые впечатления и ощущения чего-то очень теплого и приятного. В 23-24 перечитал.

Погрязшая во грехе женщина с благими помыслами и добрым сердцем (которая, ко всему прочему, еще и неземной красоты). Безжалостный наемный убийца с обезображенной мордой, обладающий исключительным и смертоносным гаджетом, как говорится, строг, но справедлив. Огромный, слегка недалекий, великан с дубиной, забавно разговаривающий и без задней мысли пекущийся о нашей принцессе. С другой с стороны зло во плоти, безапелляционная и однозначная редиска.

Расставание, драма, тяжелая судьба, зло, воссоединение, борьба, снова зло, торжество добра, раскаяние (порядок не хронологический).

В общем и целом американщина в ее самом типичном виде. Сильно бросается в глаза женское перо (клавиатура). Цикл переполнен повторениями и сладостью (медовыми губами, ванильными ноздрями, прекрасными рыцарями и т.п). При этом, достаточно удивительно, что мир в книге не тривиален, какая-то оригинальность во всем этом имеет место быть.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Станислав Лем «Рукопись, найденная в ванне»

MrBambook, 20 ноября 2014 г. 20:50

Рукопись найденная в ванной — абсурд, гротеск и т.д. и т.п.

Йозеф К., ой! Это другая опера. Главный герой участвует в судебном процессе, ой! Опять перепутал с Кафкой! Конечно же он бродит по зданию, которое вроде как символизирует тоталитарную машину, пагубно сказывающуюся на отдельно взятой личности. Конечно писательский талант Лема все это обстряпает очень красиво, но подобные произведения рассчитаны на любителя.

Кстати, наши соотечественники — А и Б Стругацкий, тоже обращались к подобному жанру в «улитке на склоне» и были очень удивлены что никто не воткнул в их замысел, который, казалось бы, лежит на поверхности.

В общем не Лемовская вещь, на любителя.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Джек Лондон «Время-не-ждёт»

MrBambook, 13 октября 2014 г. 00:04

Время не ждет — пропитанный неоромантизмом и картинами природы типичный представитель Лондоновской прозы. Восторженным мальчикам и девочкам от 12 до 99 рекомендуется. Дышать полной грудью, сворачивать горы и достигать (вписать нужное) за счет одной лишь жизненной силы. Благо, романтическая обстановка севера (без него и тут не обошлось) способствует.

Близко к сердцу не принимать, с шашкой на танк не лезть, вы не Мартин Иден, ой!!! Волк Ларсен, опять ой!!! Элам Харниш.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Пять ложек эликсира»

MrBambook, 5 октября 2014 г. 22:41

Динамично и в впопыхах встречает киносценарий (почему-то хочется назвать пьесой) «Пять ложек эликсира». Стругацкие чертовски быстро разбираются со всеми перемещениями и событиями произведения, дабы перейти к главному (первому и последнему) действию. Писать о бессмертии в 1989 как-то пошловато, тема растиражирована, философский подтекст надо / не надо, отрада / бремя обсосан со всех сторон. Однако, АБС воспользовались своим классическим и излюбленным приемом (сделали то, что у них получается очень и очень хорошо), а именно погрузили бессмертие в абсурдную советскую действительность. Без гротеска, разумеется, никуда. Уже интереснее.

Первая половина книги оставила неоднозначное впечатление, дочитывать до конца не хотелось. Феликс со своими бутылками (о них отдельно, ниже) не способен даже задуматься о проблематике бессмертия, мол низкого полета товарищ. Казалось бы, ну хоть какая-то реакция соответствующая обстоятельствам, какие-то чувства... Милиция, дурка, вера, интерес, страх хоть что-нибудь кроме «отстаньте». Бесхребетный «человека в футляре» 20 века со всеми вытекающими. Вот и все, зачем читать дальше?

НО, далее следуют сцены с ссорами бессмертных, отравленным «кофием» и индивидуальными беседами. Все переваривается с ног на голову. Бессмертные раскрываются. Наука ради науки, без публикаций, без пользы. Чревоугодие. Блуд. Жить ради того, что бы не умирать. Баа... Да здесь здесь торжество маразма. Ну и заключительный монолог Феликса — вишенка на торт.

Резюме. АБС не зря взялись обыгрывать эту тему, получилось весьма оригинально и живенько. Отдельное спасибо за сумку с бутылками. Главное вот никуда ты ее не денешь, у соседа (да и у нас всех) такая же и он тебе ее по 4 копейки за штуку готов отдать (Кстати АБС вообще не равнодушны к «багажу», Перец (Улитка на склоне), помниться тоже пол книги бегал с чемоданом, который лупил его по ноге). Художественная деталь, которая составила половину положительного впечатления от сценария.

Ложка дегтя, персонаж «Клечатый» как-то не очень вписался, 5-ое колесо)) Имхо.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Станислав Лем «Возвращение со звёзд»

MrBambook, 28 сентября 2014 г. 23:25

Жанр.

Роман относят к жанру утопии, реже, антиутопии. Ярлыки, безусловно, дело хорошее, особенно применительно к данному роману. Лем, как добросовестный и честный учитель, разжевывает нам сущность нового общества, демонстрируя его положительные, по Халю Брегу (читай «человек 20 века»), черты (отсутствие войн, мир во всем мире...) и, опять таки по Брегу (читай «человек 20 века»), отрицательные черты (табу на риск, уничтожение тяги к познанию и прочее), НО, по возлюбленной Брега — Эри, отрицательных моментов нет в принципе, что находит абсолютно рациональное объяснение во всех трудах с которыми знакомился Брег по прибытию из путешествия. Вопрос где правда, истинна, или простое «правильно» ложится на плечи читателя. Цимус данного произведения, в том числе, именно в решение данной задачи, что же такое Лемовское будущее? Эдем, без страданий и тягот, или роботизированное, отвратительное болото биомассы без стержня и потребностей выше 3-его уровня пирамиды Маслоу? Ответ на вопрос, можно найти в своем подсознании, отнеся роман либо к утопии, либо к антиутопии,а можно и вовсе не искать его, а просто принять как данность полярные точки зрения.

Если без клише никуда, просто «социальное фантастика», без разделения на антиутопию или утопию.

Проблематика романа

Проблематику романа достаточно подробно описал Troan (отзыв ниже), как верно отметил Фернан (отзыв ниже) (кланяюсь в ноги, отзыв читал и перечитывал с наслаждением): «Лем низвел все будущие рефлексии, отзывы, рецензии на его буквенные творения до блеклого копошения. Чем, собственно, я сейчас и занимаюсь. Например, роман «Возвращение со звезд» не нуждается в структурном препарировании, кое условно может также выражаться в словосочетаниях — «вот тут бла-бла тонкий смысл с наглядными аллегориями на нас с вами, а главный герой это ж ода духу человека». Фабула романа и его основные тезисы весьма прозрачны.

Художественность.

Лем как художник весьма не плох, именно по этому он пишет, что «Солярис я считаю удачным романом, а «Возвращение со звёзд» — неудачным (потому что центральная для этой книги проблема искоренения социального зла рассмотрена слишком уж примитивно и неправдоподобно. Если даже допустить возможность «фармакологического» устранения зла, причиняемого намеренно, то всё же никакое химическое или любое другое воздействие на мозг не способно устранить общественные отношения, конфликты и противоречия, порождающие непреднамеренноесоциальное зло)». Далее, даже по ходу «пьесы» сталкиваешься с проблемой «Чеховского ружья» («Если вы в первом акте повесили на сцену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его»), иногда «ружья стреляют», но как-то не в ту сторону или в пол силы, например, момент с «утилизацией» роботов и их криками о помощи великолепное подспорье для развития какой-нибудь новой идеи романа. Как Эри смогла полюбить Брега тоже большой вопрос. Недостаток художественности в социальной фантастике может быть оправдан, ибо цель произведения содержание, а не рамка. Таким образом, уважаемый читатель должен понимать риски отсутствия рационального объяснения некоторых странностей, которые не сильно укладываются в рамки формальной логики.

Субъективное резюме.

Познание ради познания, звезды ради звезд, других оправданий зачастую просто нет. Брег «нашел свой дом» только осознав, что принесенные жертвы оправданы, пуская и таким странным образом.

Оценка: 9
⇑ Наверх