Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «demihero» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 августа 2014 г. 03:09

Непридуманные истории от Алана Кубатиева // блок развлекательных и музыкальных мероприятий

Все или почти все русские писатели рассказывают истории. Одни оттачивают в устном виде будущие куски новых книг. Другие ленятся писать и избавляются от мучающих сюжетов. Третьи совершенно бескорыстны — им просто нравится рассказывать. Я среди них.

Чемпионом по устному сказу был и остаётся писатель Х. — слышавшие подтвердят. Второе место безусловно у писателя Y. — но только потому, что писатель Х. не может говорить 28 часов в сутки без перерыва. Третье у писателя Z. — читать его невозможно, и даже он сам не советует, но как он рассказывает!..

Ваш покорный слуга — где-то на пятом-седьмом месте. Главным образом по причине редкого участия в чемпионатах. Если вы, дорогие друзья, решите, что мне нужно поменять рейтинг, не важно, вверх или вниз, буду вам безмерно признателен. Сам-то я уверен, что стою даже не на первом месте — я просто вне конкурса. Особенно с историей о Снегурочке в кедах. Или о шпионах-пенсионерах. Или о шахтёре-литературоведе. Или о клизме Успенского. Или о том, когда надо кричать "Ура".

Сами убедитесь. Ну, а чай и печенье — неизбежны.

С уважением, ваш Алан.

 

Доклад "Евгений Шварц: Превращения сказки" (О. Романова) // сказочная секция

Доклад посвящен проблеме использования литературной или народной сказки для создания пьесы. Тезисы:

  1. Инсценировка и самостоятельное драматическое произведение: что можно считать полноценной пьесой, а что – переводом литературного текста на язык театра?

  2. Работа Е.Шварца над пьесами.

  3. Сказки довоенного периода: «Голый король» (1934), «Красная Шапочка» (1936), «Снежная королева» (1939), «Тень» (1940), «Сказка о потерянном времени» (1940)

  4. Сказки послевоенного периода: «Дракон» (1944), «Сказка о храбром солдате» (1946), «Два клёна» (1953), «Обыкновенное чудо» (1956).

  5. Киносценарии, ставшие также пьесами для театра: «Доктор Айболит» (1938), «Золушка» (1945), «Каин ХVIII» (1947).

  6. Какие изменения вносил Шварц в киносценарии по собственным пьесам и повестям? Как он работал в соавторстве? И, в конце концов, как он работал, когда пьесы его не ставились и не принимались театрами?

 

Круглый стол "Соавторство как эксперимент и как необходимость" // секция "Профессия "Писатель"

Неизвестно, парадокс это или закономерность, но соавторство как метод создания литературных произведений чрезвычайно популярно среди фантастов. Кто-то работает в постоянных творческих союзах (Г. Л. Олди, супруги Дяченко, братья Стругацкие), кто-то в поисках новых приемов и подходов экспериментирует, сотрудничая с разными коллегами. Но так или иначе большинство фантастов хотя бы однажды пробовали это. Своим опытом, впечатлениями, мнениями с участниками Ассамблеи поделятся Вячеслав Рыбаков, Игорь Минаков, Далия Трускиновская, Анна Гурова, Эльдар Сафин, Анна Семироль и др.

 

Круглый стол по фантастическим премиям // общелитературный и фантастический блок

Сегодня на постсоветском пространстве существует великое множество премий и наград, вручаемых в области фантастики: общих и специальных, демократических и авторитарных, интернациональных и региональных и вообще всяких. И вроде бы это хорошо — никто не уйдет обиженным, и для авторов, еще не получивших широкой известности, вручение грамоты или статуэтки — хороший стимул для того, чтобы продолжать писать дальше и не ронять планку. Но есть и другая точка зрения, сводящаяся к вопросу: простите, а при чем здесь литература? Противники награждений склонны считать, что премия — это не для писателя, а для читателя, ориентир в огромном книжном море. В том, хорошо или плохо то, что у нас так много премий и номинаций, и какой вообще могла бы быть идеальная награда в области фантастики, попробуют разобраться участники Ассамблеи.

 

Доклад-показ "Алиса" Льюиса Кэррола на экране" (С. Бережной) // сказочная секция

Классические сказочные повести Льюиса Кэррола "Алиса в Стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье" сочетают виртуозность языковой игры, характерную для сна свободу от внешней логики реальности — но в то же время они удивительно "визуальны". У художников, которые брались эти повести иллюстрировать, начиная с Тэнниела, обычно не возникало сложностей в передаче даже самых сюрреалистических образов и ситуаций — а если такие сложности и случались, они оказывались вполне преодолимы и многие иллюстрации к "Алисе", которые воплотили в статике "визуальность" текста Кэррола, заняли в классике книжной иллюстрации столь же почётное место, какое сами повести Кэррола заняли в литературе.

Рождение и быстрое развитие кинематографа создало совершенно новые инструменты для визуализаций литературных произведений — статичную графическую или живописную иллюстрацию оказалось возможным дополнить иллюстрацией динамичной. Созданное как способ зафиксировать и затем воспроизвести на экране реальность, кино почти сразу осознало свою способность экранную реальность преображать и даже пересоздавать. Первые эксперименты Люмьеров и грандиозный прорыв в кинофантастику Жоржа Мельеса открыли перед зрителем совершенно новый мир, невероятный — но в то же время зримый, а потому парадоксальным образом воспринимаемый как достоверный.

Стоит ли удивляться, что кинематографисты очень скоро обратили внимание на повести Кэррола?

История экранизаций "Алисы в Стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье", начиная с самой первой версии 1903 года, даёт нам прекрасную возможность отследить, как менялись со временем подходы, инструментарий и идеология воплощения реальности литературной сказки в почти осязаемую реальность экранного чуда.


Статья написана 28 июля 2014 г. 06:34

Беседа о фантастической эротике и эротической фантастике (Д. Трускиновская) // общелитературный и фантастический блок

В литературе существует ряд тем, разработка которых с большим трудом дается писателям, в том числе — писателям-фантастам. Ломаются не только "молодые талантливые авторы", но и вполне состоявшиеся беллетристы. Между тем, именно такие эпизоды, выполненные мастерски, придают дополнительное измерение любому художественному тексту. Например, эпизоды эротические, чувственные: трудно не скатиться в пошлость, не потерять нить повествования, не свести все к череде стыдливых аллегорий. Своим опытом работы с этой сложной материей поделится с участниками Петербургской фантастической ассамблеи рижская писательница Далия Трускиновская, автор романов "Шайтан-Звезда", "Несусветный эскадрон", "Охотницы на мужчин", "Число Приапа" и множества других фантастических, исторических и детективных историй.

Тезисы...

Внимание! Вы можете сделать предзаказ книг из ППСС Далии Трускиновской, и вам привезут их на ассамблейскую ярмарку, где их можно будет выкупить.

 

Доклад-показ "Сказка ложь, да в ней намек. Новый Дисней и его "мамочки" (Т. Желокова) // сказочная секция

Ни для кого не секрет, что Дисней занялся переделкой старых сюжетов. С детства знакомые всем истории получают новую жизнь и новые смыслы. Отношения принца и принцессы больше не являются главным сюжетом сказок. Но о чем же эти сказки? Какие отношения попали во главу угла для Диснея XXI века? Как ни удивительно, но принцессы нынешнего столетия более всего озабочены отношениями с матерями и выбором жизненного пути. Подробности — на Ассамблее!

 

Доклад об истории Литературной студии (А. Балабуха) // общелитературный и фантастический блок

Литературные кружки, семинары, студии всегда были неотъемлемой частью писательской жизни Ленинграда — Санкт-Петербурга. Стоит заговорить об этом, и на память сразу приходят блистательные переводческие семинары Татьяны Григорьевны Гнедич, Эльги Львовны Линецкой и Марии Абрамовны Шерешевской. Или поэтические — скажем, Галины Гампер или Вячеслава Лейкина. А как не вспомнить прекрасный литературный клуб "Дерзание" во Дворце пионеров, выпестованный Алексеем Адмиральским, — больше половины его членов оставили впоследствии яркий след в литературе. Если же говорить об НФ — тут и неформальный клуб фантастов, собиравшийся в гостиной журнала "Звезда" в 1960-е, и семинары Ильи Варшавского и Бориса Стругацкого, и, наконец, литературная студия Андрея Балабухи...

Почему и зачем, но с удивительной обязательностью возникают и, как правило, достаточно долго живут подобные объединения? Почему из них всякий раз непременно выходят хорошие авторы? Неужели писательству и впрямь можно научиться? Как же быть тогда с талантом, с той самой искрой Божией? Обо всем этом (и, разумеется, не только об этом) расскажет писатель Андрей Балабуха.

 

Доклад "Фантастическая китайская грамота" (Н. Караев) // общелитературный и фантастический блок

"Что мы знаем о лисе? Ничего. И то не все". А о фантастике громадного Китая мы знаем, пожалуй, еще меньше — главным образом в силу языкового барьера. Между тем китайская фантастика существует и процветает, история ее замысловата, а перспективы светлы. В настоящее время фантастов КНР начали переводить на английский, однажды их наверняка переведут и на русский. О трех периодах и множестве составных частей китайской фантастики — в докладе Николая Караева на Петербургской фантастической ассамблее.

 

Круглый стол "Петербург в творчестве питерских фантастов" // Петербургская секция

Санкт-Петербург не первое столетие выступает в роли полноправного героя "нереалистической", романтической и фантастической прозы. Традиция тянется от Пушкина, Гоголя и Достоевского до наших дней. О том, как представлен наш город на страницах их книг, о своем видении городских мифологем участникам Ассамблеи расскажут писатели-фантасты, для которых Ленинград-Петербург не просто безликий мегаполис, абстрактное "место действия", а нечто большее: когда персонаж, а когда и соавтор. Участвуют Дмитрий Вересов, Вячеслав Рыбаков, Александр Щеголев и др. Ведет Елена Уланова.




Статья написана 22 июля 2014 г. 02:41

Доклад "Грядущая биотехнологическая революция и ее последствия" (К. Фрумкин) // общелитературный и фантастический блок

Массовое внедрение инноваций в экономику происходит волнами. Последняя волна инноваций, начавшаяся примерно в 1980-х годах, была связана с развитием компьютеров и телекоммуникаций. Однако она явно утратила свою былую силу. Хотя каждый год появляются новые гаджеты, о таких судьбоносных изобретениях, какими были персональный компьютер, Интернет или мобильный телефон, речь больше не идет. Если сегодня нам предстоит ждать новой глобальной инновационной волны, то ее, по-видимому, породит сфера биотехнологий. Возможно, мы стоим на пороге нового мира, в котором крупнейшими корпорациями будут не компьютерные гиганты вроде Microsoft или Apple и не нефтяные концерны, а компании, занимающиеся продлением человеческой жизни, здоровьем и борьбой со старением. Нефтяников на рынке потеснят предприятия, производящие топливо в биореакторах. Они же, биореакторы, возможно, потеснят и обычных фермеров в роли поставщиков продовольствия.

 

Дискуссия "Нужны ли сказки современных писателей читателю-подростку?" // сказочная секция

Как известно, литература для детей и подростков – единственный динамично развивающийся сектор книжного рынка в современной России. Спрос рождает предложение, тиражи растут – может быть, не так стремительно, как хотелось бы, зато стабильно. Регулярно пробуют свои силы на этом поле и писатели-фантасты, начиная от супругов Дяченко и Александра Зорича до Павла Марушкина и Натальи Щербы. Однако тех, кто добился заметного коммерческого успеха, можно пересчитать по пальцам: большинство попыток сменить аудиторию провалились с треском. В чем тут дело: современники не выдерживают конкуренцию с классиками? Или с переводными авторами, обильно пишущими для детей и подростков? Или юным читателям просто не интересны приключения их сверстников, описанные взрослыми дядями и тетями с совершенно другим жизненным опытом? На Петербургской фантастической ассамблее эти вопросы обсудят писатели, пробовавшие свои силы в этом направлении, а в качестве эксперта выступит Евгения Тихонова, заведующая детской редакцией издательства «Акварель».

 

Обзор базовой литературы по литмастерству (М. Ахманов) // секция литмастерства

В лекции рассматриваются пособия по литературному мастерству, предназначенные для начинающих писателей и опубликованные в период 1999–2014 годов. Список этих книг приведен ниже. Следует отметить, что среди авторов фигурируют как известные прозаики (Варгас Льоса, Умберто Эко и т.д.), так и американские писатели и литагенты, малоизвестные отечественной аудитории. Особое внимание уделяется книгам российских авторов, так как они наиболее информативны и полезны для людей, пишущих на русском языке.

Список книг...

 

Круглый стол "Петербургские официальные писательские организации" // Петербургская секция

У фантастики Ленинграда-Петербурга свои "фантастические" традиции, давние и разнообразные. Официальные надзирающие органы не то чтобы помогали ленинградским фантастам, но портили жизнь не так назойливо, как, к примеру, в Москве. Много лет при ленинградском отделении Союза писателей работала Секция научно-фантастической прозы – и продолжает функционировать по сей день, слегка поменяв название. В "Лениздате" выходили сборники Ильи Варшавского, Ольги Ларионовой, Вадима Шефнера, антологии "Вахта "Арамис", "Кольцо обратного времени", "Белый камень Эрдени" и многие другие. Здесь родились семинар Бориса Стругацкого и студия, которую ведут сегодня Андрей Балабуха и Леонид Смирнов. В постперестроечную эпоху в Санкт-Петербурге появились первые независимые издательства, специализировавшиеся на фантастике, — "Северо-Запад и "Terra Fantastica", а позже начал выходить литературный журнал "Полдень. XXI век". Сегодня "трудовую вахту" в Питере продолжают нести издательства "Азбука", "Ленинград", "Книжный Клуб "Фантастика", неравнодушные к жанровой литературе. Обо всем этом на Петербургской фантастической ассамблее расскажут непосредственные участники процесса.

 

Круглый стол "Бета-тестинг и бета-ридинг: польза, бессмысленность или вред?" // секция "Профессия "Писатель"

Как известно, по пути от автора к читателю книга проходит через множество рук. Редакторы, корректоры, иллюстраторы и верстальщики — эти специалисты помогают ей увидеть свет. Так нужны ли автору бета-тестеры? Имеет ли смысл просить прочитать книгу соседку бабу Клаву или давнего друга? Принесет ли пользу их мнение или только добавит головной боли? А как насчет консультантов-специалистов? Об этом на круглом столе поспорят самые разные авторы, как сторонники, так и противники бета-тестинга. А возможно, даже проведут следственный эксперимент.




Статья написана 14 июля 2014 г. 17:20

Итак, поскольку подготовка, регистрация и тыды вышли на финишную прямую, ниже последует несколько напоминаний, чтобы все всё успели.

Аккредитацию можно оплатить непосредственно на Ассамблее, кто еще не. Те, кто едет с проживанием, учитывайте, пожалуйста, что бронь пансионат за нами держит до 5 августа включительно. Дальше — каждое место и каждый номер — без гарантии и по отдельному согласованию. И стоимость будет выше на 500 рэ за место. В оплату проживания входит собственно проживание, питание, аккредитационная часть + оргпакет с воскресными шашлыками и проезд на оргкомитетовском автобусе.

При оплате аккредитации вы получаете право на посещение всех мероприятий конвента + оргпакет, плюс на проезд в автобусе, плюс шашлыки в воскресенье вечером.

Внимание! В аккредитацию не входит кормежка, за исключением шашлыков воскресным вечером. В пансионате есть очень хорошее и вкусное кафе "За спичками", работающее круглосуточно, но оно довольно дорогое.

Напоминаем также, что до 26 июля еще можно заказать (и оплатить) футболки с ассамблейской символикой.

Upd. Автобус оргкомитета пойдет 15 августа от станции метро "Черная речка" в 12:00. Тем, кто добирается своим ходом, — можно приезжать в пансионат начиная с часу дня. Обратный автобус пойдет 18 августа тоже в 12.00, то есть в городе будет между часов и двумя часами дня. Для тех, кто добирается самостоятельно, здесь информация о проезде.


Статья написана 11 июля 2014 г. 07:01

Доклад "Я написал рассказ! Что дальше?" (Тим Скоренко) // секция "Профессия "Писатель"

В наше время рассказы популярностью не пользуются. Издательства их не принимают (разве что у именитых авторов), денег за них практически не платят... Тем не менее возможностей опубликовать рассказ и даже получить за это гонорар – множество. Просто надо знать лазейки: периодику, сборники и антологии, конкурсы и т.д. Тим Скоренко, пристроивший в своей жизни приличное количество рассказов (и знающий все возможные лазейки), готов поделиться своим опытом в этом деле.

 

Дискуссия "Как писать литературные сказки" // сказочная секция

"Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше", — сказал Маршак. При всем уважении к Самуилу Яковлевичу, с точки зрения возрастной психологии высказывание совершенно бессмысленное. Прав, скорее, драматург Михаил Бартенев: "Для детей нужно писать не хуже и не лучше, а по-другому". Дети – не взрослые: они иначе воспринимают мир и текст, причем в разном возрасте по-разному. Им нужны другие "цеплялочки" и "завлекалочки", нежели их папам и мамам. О том, в чем заключается специфика детской сказки, на что стоит обратить особое внимание писателю, планирующему попробовать свои силы в этой области, и в чем секрет успеха у детской аудитории, на Петербургской фантастической ассамблее — 2014 поспорят писатели Далия Трускиновская, Анна Гурова, Анна Семироль и др.

 

Доклад-обзор "Литературные мастер-классы и семинары, на которых стоит побывать" (Н. Караванова) // секция литмастерства

Ни для кого не секрет, что в течение года на разных конвентах или независимо от них известные писатели проводят семинары и мастер-классы, куда приходят молодые авторы, чтобы получить квалифицированный отзыв о своем произведении, приобрести опыт литературной работы и творческого общения. Мероприятия эти могут отличаться довольно сильно — длительностью, системностью и даже задачами. Какие-то "заточены" под конкретный проект, какие-то – под определенный жанр литературы. Одни представляют собой своего рода конкурс по отбору рассказов в антологию, другие имеют целью лишь повышение общего художественного и технического уровня молодых авторов. Во всем этом многообразии нетрудно потеряться, особенно если вы впервые решили где-то поучаствовать и хотите понять, куда ехать и кому отправлять рукопись. Давайте попробуем вместе разобраться, как это работает и как им пользоваться.

 

Круглый стол "Фэндом в Северной столице" // Петербургская секция

Ленинград, а затем и Санкт-Петербург всегда был той точкой, где рождались идеи и концепции, которые позже перенимались всем русскоязычным фэндомом. Здесь работали клубы любителей фантастики "МИФ XX" и "Полгалактики", здесь выходили фэнзины "Сизиф", "Измерение-Ф", "ИнтеркомЪ", "Двести", "Оберхам", ставшие примером отраслевой журналистики. Из питерского фэндома вышли многие известные писатели, публицисты, издатели, организаторы конвентов и семинаров. Как это было, почему такая честь досталась именно нашему городу, какие питерские начинания дали всходы, а какие заглохли на старте, гостям Ассамблеи расскажут непосредственные участники тех давних баталий: Александр Сидорович, Сергей Бережной и др.

 

Лекция "Как сделать вампирский рассказ клыкастым" (Ф. Морозова) // секция литмастерства

Тень плаща Дракулы простёрлась над значительной частью отечественной фантастики. Подражания "Сумеркам", "Салимову уделу" и другим знаменитым романам – дежурное блюдо для любителей вампирской прозы. А что насчёт вампирского рассказа? Как сделать его таким, чтобы он по-настоящему укусил читателя?

Тезисы...

Примеры щедро предоставлены произведениями участников ежегодного международного конкурса "Трансильвания".







  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх