Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «demihero» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 июля 2014 г. 07:23

Разрушение мифов о рекламе и продвижении в области фантастики // секция "Разрушение мифов"

Еще одна глубоко мифологизированная тема — книжная реклама. Каких только диких, несуразных мнений не услышишь на этот счет! Молчат только профессиональные пиарщики. На Петербургской фантастической ассамблее мы решили внести некоторую ясность. Представители рекламных отделов ведущих петербургских издательств, выпускающих фантастику, квалифицированные эксперты, знающие рекламную «кухню» изнутри, наконец прокомментируют мифы, собранные при участии посетителей интернет-портала "Лаборатория фантастики":

...а именно...

 

Практикум по редактуре (Н. Витько, А. Петров) // секция литмастерства

Многие авторы боятся редакторов. Зачастую это происходит просто от незнания, в чем именно заключаются их обязанности. Автор опасается, что редактор, занимаясь абстрактным "улучшением текста", испортит его. А на самом деле редактор – это технический работник, который выполняет три простые вещи. Зная о них и делая их самостоятельно, автор мог бы сам довести свой текст до совершенства. Этому мы и попытаемся научить всех желающих на нашем практикуме; он будет состоять из теоретической части, самостоятельной работы и совместного разбора найденных ошибок.

Аналогичное мероприятие проходило на предыдущей Ассамблее и, как нам показалось, весьма понравилось участникам. В этот раз теория будет изучаться более глубоко, а на разбор мы предложим новый, тоже довольно забавный текст.

 

Круглый стол "Когда детская сказка превращается в "сказку для взрослых"?" // сказочная секция

"Щелкунчик" Э. Т. А. Гофмана, "Три толстяка" Юрия Олеши, "Дракон Евгения" Шварца, "Голубятня на желтой поляне" Владислава Крапивина, цикл Джоан Роулинг о Гарри Поттере... Что объединяет эти разноплановые книги — ну, кроме факта экранизации (в большинстве случаев неоднократной)? Прежде всего то, что все они писались для детей и подростков — но это не помешало им стать настоящей взрослой литературой, которую читают, анализируют, обсуждают вполне серьезные дяди и тети, иногда даже с филологическим образованием. В то же время многие другие книги, писавшиеся в те же годы, остаются достоянием юной аудитории — порой отличной, но все-таки детской литературой. Так когда же детская сказка превращается в "сказку для взрослых", какие факторы играют тут главную роль и почему с одними текстами эта чудесная трансформация происходит, а с другими — ни за какие коврижки? На Петербургской фантастической ассамблее эту тему обсудят писатели-фантасты с опытом сочинения сказок: Александр Щеголев, Анна Семироль, Анна Гурова и другие.

 

Лекция "Писатель и журналистика: можно ли заработать статьями и как это сделать" (Тим Скоренко) // секция "Профессия "писатель"

На лекции кратко и ёмко будет рассказано, как писатель-фантаст, который ни черта не получает за свои труды (и ничего больше, тунеядец, делать не умеет) может заработать журналистикой: куда писать, что писать, кому писать, как опубликовать статью в журнале, сколько за это платят и стоит ли вообще этим заниматься. Тим Скоренко, помимо "Популярной механики" (то есть непосредственного места своей работы), в разное время писал для журналов "Мир фантастики", "Что нового в науке и технике", "Maxim", "Cosmopolitan", "Пойнтер", "Tatler", "Оракул", "Часы", "Sports Facilities", "Техника — молодёжи" и т.д. Он неплохо разбирается в том, как пристроить статью в журнал, как выбрать для неё тему, сколько запросить за свои услуги, а также в прочих тонкостях печатной журналистики. Если вы полагаете, что этим можно заработать, вы не ошибаетесь. Как это сделать — вы узнаете на данном мероприятии.

 

Дискуссия "Рыночный взгляд на большую литературу" // секция "Фантастика и большая литература"

Несколько лет назад Леонид Шкурович, топ-менеджер крупного российского издательства, заметил в интервью: мы готовы заплатить за книгу, гарантированно продающуюся тиражом 10 000 экземпляров, 300 000 рублей. Это достойная оплата за проделанную работу, издатель может без труда себе позволить такой гонорар. Получается, достойная оплата за трехтысячный тираж – 90 000 рублей. Речь, разумеется, шла не о фантастике, но среди авторов "жанровой" прозы это интервью вызвало небольшой переполох: им-то таких гонораров не видать как своих ушей без зеркала. На нынешней Ассамблее мы при помощи экспертов попробуем разобраться: неужели между фантастикой и "большой" литературой действительно лежит коммерческая пропасть? Каковы принципы ценообразования в "современной прозе"? Велик ли спрос на такие книги? Подогревают ли интерес читателей авторитетные литературные премии? И вообще: не устарел ли ярлык "массовая литература" в применении к литературе "жанровой"? Участвуют Александр Гузман, Мария Акимова и другие.




Статья написана 30 июня 2014 г. 02:23

Круглый стол по утопиям // секция "Фантастика и большая литература"

Современная отечественная фантастика знает только один тип утопий: реваншистские. Как мы всем наваляли, всех нагнули и выбились в Цари Горы. Это, конечно, тешит самолюбие закомплексованного обывателя, но разборчивому читателю хочется чего-то большего. Существуют ли другие сценарии, другие пути к построению иного, более справедливого общества – или все великие идеи окончательно и бесповоротно дискредитировали себя еще в двадцатом веке? Иными словами, есть ли в наше сложное время – а когда оно было легким! – предпосылки к возникновению на "одной шестой части суши" новой школы литературной утопии? Найти ответ на эти вопросы в ходе круглого стола попытаются писатели Андрей Балабуха, Вячеслав Рыбаков, Антон Первушин и другие эксперты по утопическому жанру.

 

Доклад "Крупа фантастическая" (Ю. Зартайская) // Петербургская секция

Всякий питерский любитель фантастики знает: за новинками жанра – это на "Крупу". То есть на Петербургскую книжную ярмарку ДК им. Крупской, что у метро "Елизаровская". Там и максимальный ассортимент, и минимальные цены, и знающие продавцы, которые помогут с выбором, – особенно в павильоне "Фантастика". Но мало кто в курсе, чем объясняется феномен "Крупы", крупнейшей и самой демократичной книготорговой площадки Санкт-Петербурга, успешно функционирующей более двадцати лет кряду – и продолжающей набирать обороты. Об истории этого явления, о принципах ценообразования, отборе ассортимента, издательствах, представленных в ДК им. Крупской, сайте http://krupaspb.ru и связанных с фантастикой акциях, которые проводит «Крупа», на Петербургской фантастической ассамблее расскажет руководитель рекламно-информационной службы ярмарки и редактор онлайн-журнала "Питерbook" Юлия Зартайская.

 

Круглый стол "Сточкеры" против "попаданцев": как работать с читательскими сообществами?" // общелитературный и фантастический блок

Не секрет, что своим успехом многие "фантастические" книжные проекты обязаны тому, насколько точно их продюсеры – издатели, редакторы, авторы – сумели предугадать ожидания определенного читательского сообщества. Это могут быть тесно сплотившиеся поклонники отдельной компьютерной или настольной игры, "Сталкера" или "Вархаммера", или целого направления – хоррора или "постапа". Есть в России и такие организованные сообщества, с которыми пока никто не научился толком работать: например, многотысячная армия фанатов стимпанка, устраивающих свои фестивали и косплей-шоу, слушающих "тематическую" музыку, охотно покупающих "паропанковые" гаджеты, но – только не книги. Как канализировать эту энергию и направить ее в нужное русло, как выстроить отношения с потенциальными читателями и вовлечь их в игру, гостям Петербургской фантастической ассамблеи расскажут писатели и издатели, давно набившие на этом руку. Ведет круглый стол Никита Аверин.

 

Конкурс "Завалинка" // блок развлекательных и музыкальных мероприятий

"Завалинка" — литературная игра для тех, кто готов посоревноваться в мастерстве не только с завсегдатаями сетевых конкурсов, но и с профессиональными писателями, не исключая признанных классиков. Умеете копировать чужой литературный стиль? Сложно ли опознать вас самого по вашему тексту? Можете ли вы определить по стилю и сюжету, чей рассказ вы прочитали? Хотите испытать силы — приходите на "Завалинку"!

Правила игры...

 

Разрушение мифов о книготорговле // cекция "Разрушение мифов"

Отечественная книготорговля – отрасль достаточно закрытая. Как там все устроено на самом деле, большинство поклонников фантастики только догадывается. А значит, она неизбежно обрастает легендами. На нынешней Ассамблее некоторые из этих мифов опровергнут (или, чем черт не шутит, подтвердят) профессиональные торговцы Мария Акимова и Елена Уланова, не понаслышке знакомые с устройством крупных книготорговых сетей и рынка "вторички":

...а именно...




Статья написана 16 июня 2014 г. 13:49

Круглый стол по исследованию советской фантастики // общелитературный и фантастический блок

История англо-американской фантастики исследована вдоль и поперек – литературоведами и культурологами, учеными с докторскими степенями и энтузиастами из фэндома. Изданы сотни биографий и автобиографий, обзорных и тематических работ, систематизирована переписка ведущих фантастов XX века... Между тем история советской НФ просачивается, как песок сквозь пальцы. Гибнут документы, один за другим уходят живые свидетели эпохи, забываются гремевшие некогда имена. Механизм культурной преемственности дал сбой: мы рискуем необратимо упустить время. Но кто способен всерьез взяться за такую работу сегодня? За что хвататься в первую очередь, а что можно отложить на потом? Какие инструменты нужно использовать? На каких исторических периодах сосредоточиться? Достаточно ли будет серии биографических очерков – или необходимо разобраться в архивах, изучить документы, опросить современников? А главное, готовы ли мы предпринять какие-то практические шаги? На Петербургской фантастической ассамблее эти вопросы обсудят писатели, критики и журналисты — Андрей Балабуха, Василий Владимирский, Антон Первушин, Сергей Шикарев и др.

 

Разрушение мифов о "книжной" журналистике // секция "Разрушение мифов"

Много лет подряд на американском телеканале Discovery выходит телепередача "Разрушители мифов". Герои шоу, два чудика с золотыми руками, проверяют на прочность распространенные утверждения: одни мифы подтверждают, другие опровергают. В области фантастики существует не меньше расхожих клише, чем в любой другой. Организаторы Петербургской фантастической ассамблеи решили взять на вооружение заокеанский опыт и при помощи экспертов проверить, насколько эти мифы и легенды соответствуют реальности. Для затравки Лев Лобарёв, Николай Караев, Василий Владимирский и другие профессиональные журналисты обсудят, много ли правды в таких мифах, касающихся "книжной" журналистики, как:

Так что там за мифы-то?..

 

Доклад "Страшная-страшная сказка: сказочные мотивы в хорроре" (М. Гинзбург) // сказочная секция

Зачем родители читают детям хорошие сказки, в которых Добро всегда побеждает Зло, — интуитивно понятно всем. А вот зачем дети тайком рассказывают друг другу страшные истории? И, вырастая, смотрят страшные-престрашные фильмы? О природе страха, его необходимости как психологической функции и части культуры можно будет узнать из доклада Марии Гинзбург.

Тезисы...

 

Дискуссия "Надумана ли проблема фантастического гетто?" // секция "Фантастика и большая литература"

Отечественные фэны позаимствовали мем "фантастическое гетто" у американских товарищей по оружию. Но прижился он в России как родной – настолько, что кое-кто уже приписывает его изобретение Андрею Валентинову. И, в общем, неудивительно. С одной стороны, у фантастов свои собственные премии, свои журналы, свои критики, своя иерархия авторитетов, в которой Сергей Васильевич Лукьяненко фигура более значимая, чем Антон Павлович Чехов. Да и читают фантасты преимущественно друг друга – если читают вообще. С другой стороны, недалекие филологические дамочки брезгливо морщат носы: "Евгений Лукин? Нил Стивенсон? Фантасты? Я такой стафф не читаю!" Так почему же книги с сюжетообразующим фантдопущением, выходящие в редакции Елены Шубиной, регулярно номинируются на ведущие литературные премии страны, рецензируются в «толстых» литературных журналах, а не менее талантливые и яркие произведения, публикующиеся под ярлыком "фантастика", не заслуживают серьезного разговора? В чем тут дело: в снобизме "боллитры" или в тщательно взлелеянном дурновкуссии фэндома? Об этом в рамках Петербургской фантастической ассамблеи поспорят писатели Вячеслав Рыбаков, Дмитрий Вересов, критики Сергей Шикарев, Василий Владимирский и другие эксперты.

 

Гитара по кругу // блок развлекательных и музыкальных мероприятий

Наверное, наша Ассамблея прекратит существование в тот момент, когда организаторам наскучит экспериментировать. То есть нескоро. Несколько лет подряд мы, как и устроители большинства других конвентов, делали по вечерам концерты: большие и маленькие, сольные и сборные, фолковые, гитарные, роковые — а в прошлом году у нас был даже мюзикл. Однако, наблюдая за поведением участников, мы стали замечать, что многие люди после насыщенного дня устают и вместо шумного концертного зала ищут уголок поспокойнее: чтобы пообщаться с коллегами и единомышленниками, выпить чаю и не-чаю или даже просто помолчать. "О'кей", — подумали мы и решили в этом году сделать потише. Вплоть до воскресной шашлычно-дискотечной ночи в пространстве Ассамблеи не будет звучать ничего громче акустической гитары — вечером в субботу взять в руки инструмент сможет любой, кому есть что сыграть и спеть. Ведь среди наших постоянных участников есть немало людей, пишущих стихи и песни. Посмотрим, насколько интересен окажется этот эксперимент.




Статья написана 8 июня 2014 г. 03:47

Помнится, я проводил у себя в колонке опрос (уже изрядно времени прошло), готов ли кто-нибудь из фантлабовской общественности помочь с расшифровкой записанных на Петербургской фантастической ассамблее дискуссий, лекций и прочих мероприятий. Отозвалось некоторое количество добрых людей, но начинание так и не получило развития, я виноват, — то ли там очередная какая-то Ассамблея была на носу, то ли другие дела образовались. В общем, воз и ныне там. А Ассамблея-2014 не за горами — и мне и моим коллегам по оргкомитету нужно определиться, будем ли мы в этом году что-нибудь записывать или ну его. Потому что бегать по всему конвенту с диктофонами, смотреть, чтоб не разрядились, своевременно сливать записи на компьютер — какой толк, если всё равно потом файлы будут лежать под спудом. Руки до них не доходят, честно. Я какое-то время думал, что вот сейчас чуть-чуть освобожусь — сделаю расшифровку сам, благо опыта преизрядно. Сейчас уже очевидно, что не сделаю.

В общем, я повторяю своё воззвание, и уже не в сослагательном, а в самом что ни на есть изъявительном наклонении: со списком конкретных материалов, которые любой желающий может попросить — и будет ему дадено. Итак, что мы к настоящему моменту имеем (часть записей, увы, потерялась)...

А имеем мы к настоящему моменту...

Что требуется...

Ещё я тут посоветовался с Наташей Витько, которая у нас в оргкомитете отвечает за регистрацию участников и финансы, и она сказала, что мы вполне можем дать человеку, который помог нам с расшифровкой, стандартную скидку в 500 рублей (по факту сдачи текста).

Итак. Смотрите, какие записи есть. Если вам интересно какую-то из них расшифровать — пишите здесь в комментариях своё "хочу". Я записываю материал за вами, присылаю вам аудиофайл и дополнительные инструкции (если таковые будут нужны). И, чтобы дело излишне не затягивалось, давайте так: один файл в одни руки, и времени — три месяца.

А я пока пошёл думать, сколько диктофонов нам понадобится в этом году.




Статья написана 6 июня 2014 г. 16:02

Все, кто хотя бы краем глаза следит за новостями Петербургской фантастической ассамблеи, наверняка обратили внимание, что мероприятия у нас организованы посекционно. Каждая секция раскрывает некую грань фантастики: это может быть обсуждение какого-либо поджанра, литературного, окололитературного или даже вовсе не имеющего отношения к литературе явления ("Ассамблея — это о фантастике вообще", помните, да?) и т.п. Без подобного структурирования программа напоминала бы винегрет. Собственно, об этом и пост: вокруг каких тем будет строиться Ассамблея в нынешнем, 2014 году.

Первая секция называется "Фантастика и большая литература" — мы поговорим о том, насколько такое разделение истинно или условно, каковы его критерии и где проходит граница, наконец, существует ли проблема "фантастического гетто", и если да, то как из этого гетто можно вырваться. Вторая секция посвящена сказкам — потому что именно из сказок происходит если не вся фантастика, то уж точно некоторые её направления, и фантастическое и сказочное по сей день ходят рука об руку. Ещё одна принципиально новая для нас тема — это разрушение мифов: уж чего-чего, а их вокруг фантастики, литературы вообще, книгоиздания и книготорговли, фэндома и писательского бытия существует великое множество.

Четвёртая крупная секция перекочевала в этот год из прошлого: уж очень она нам понравилась, да и участникам (как мы имели возможность наблюдать) оказалась небесполезной. Речь идёт о секции литературного мастерства, куда, помимо рассказного мастер-класса и семинара по фантастической повести, войдут мероприятия категории "ноу-хау" (когда известный автор рассказывает с практической точки зрения о каком-либо элементе творчества, который, по общему мнению, удаётся ему лучше всего), различные практикумы и лекции, посвященные творческому росту. Следующая секция, которая называется "Профессия "писатель", тематически близка к предыдущей, но, в отличие от неё, здесь акцент стоит не на творческих и технических аспектах писательской деятельности, а на, скажем так, практических и даже прагматических: как организовать свою работу, как пристроить текст, как получать за публикации деньги (и чем больше, тем лучше :)) и т.п.

Следующая мини-секция отныне и впредь будет на Ассамблее постоянно, чтобы она стала петербургской не только по названию и местоположению: это некоторое количество мероприятий, посвящённых нашему городу, его истории, легендам — и, разумеется, его фантастической литературе и фэндому.

Также, помимо традиционной творческой встречи, запланировано большое количество разнообразных мероприятий с участием иностранного гостя — Питера Уоттса.

Разумеется, что, как и в прошлые годы, не всё задуманное нам удастся раскидать по обозначенным выше секциям, и изрядное количество докладов, практикумов, круглых столов и т.п. будет записано в так называемый "общелитературный и фантастический блок". Разумеется также, что не все мероприятия будут рабочими — потому что люди приезжают на Ассамблею ещё и пообщаться, и отдохнуть.

Да-да, говоря "люди приезжают", мы имеем в виду именно вас :) Давайте к нам, мы вас очень ждём :)





  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх