Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «alexlazer» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1 [2] 3  4  5  6

Статья написана 12 мая 07:23

Если вы утонете, и ко дну прилипнете,

Час-другой там полежите, а потом привыкнете…

Если вас трамвай задавит, вы тихонько вскрикнете,

Раз задавит, два задавит, а потом привыкнете...

-------------------------------

“Голоса из подвала” (антология; авторы — М.С.Парфёнов, Максим Кабир) (2021) (https://fantlab.ru/work669478)

Новая серия «HorrorZone» в последнее время как-то чересчур часто всплывала в моих рекомендациях во всех онлайн-книжных магазинах, настолько часто, что это граничило с намеренно продуманной психологической атакой. Ну разве можно было устоять? Вот и ваш покорный слуга не удержался, слаб человек…

Забегая вперед, скажу, что при всех недостатках, коих набралось приличное количество, сама книжка мне понравилась. Ну во-первых, концептуальный сборник как явление сам по себе зверек довольно редкий. Навскидку из последнего прочитанного могу вспомнить только «Creepshow» старика нашего Кинга да «Visible Light» Кэролайн Черри, хоррором вовсе не являющийся, вот, пожалуй, и все. Негусто, однако…

А во-вторых, на манер подобных сборников вся сложная конструкция «Голосов» обрамлена сквозной историей несчастного мальчика, который оказался в обществе медленно едущей кукушкой бабушки. Гнусная старушенция запирает Алешу в подвале, где ему и приходится сидеть в сырой темноте до тех пор, пока он не начинает слышать голоса, нашептывающие ему разные жуткие истории. То ли к самому мальчику приехала тетушка Шиза, то ли в самом деле что-то такое там в подвале обитало, кто его знает, как говорится…

Время идет, мальчик взрослеет, возвращается в тот же дом и все повторяется da capo al fina. Ну и о подрастающем поколении тоже забывать не стоит, вот и дочка соседки пригодилась в финале, дабы передать эстафету, видимо.

Как уже метко было кем-то замечено, весь сборник представляет собой деконструкцию классических ужастиков и не менее классической готической традиции. Усложнение психологического плана и постмодернистская игра с детскими «страшилками» прилагается, да и социалка тоже имеется. Вот именно здесь и кроется самое большое количество недостатков сборника. Знаете, когда окружение героев и весь милый колорит российской действительности пугают гораздо больше, чем хоррорная составляющая, как-то даже не по себе становится…

Как ни странно, но при всей стилистической и сюжетной несхожести двух авторов сборника, общая их сумма (чтобы не сказать, симбиоз) представляет собой вполне удачный и законченный паззл. Игра на контрастах и отдельные шероховатости резонируют друг с другом и весьма гармонично дополняют друг друга. Мамушка, короче…

Набор пугалок, впрочем, тоже впечатляющий. Тут вам и оборотни, и призраки, и ожившие куклы, и прочая НЕХ в ассортименте. Кстати, уж не знаю, показалось ли мне, но ближе к финалу истории становились все более круче и полновеснее, хотя особых провисаний на всем протяжении сборника не отмечено.

Дополнительным для вашего покорного слуги плюсом стало то, что героями большей части историй являются дети и подростки, и отступления от этого паттерна воспринимаются как слабость.

Первый блок состоит из трех рассказов, в которых главную роль играют именно «детские» ужасы.

«Снеговик» — короткая история мальчика, выставленного за дверь похотливыми взрослыми, которым мальчик нужен гораздо меньше, чем собственная животность. Повбывав бы, честное слово. Мальчик гуляет во дворе до самой темноты и ломает снеговика, ранее построенного играющими местными детишками, не желающими общаться с сыном "дамы нетяжелого поведения". Зря он это сделал...

«Лиза» — мальчик Эльдар, дабы подтянуть свою успеваемость, ходит на занятия к репетиторше по английскому языку и встречается с ее внучкой. Странная девочка, однако. Мало того, что ее никто не видит, так еще и характерный стриангуляционный след на шее имеется. Кто бы это мог быть?

«НЛУ» — по-хорошему укуренная история о прелестях инопланетного контакта. Занимательно, но не более…

Второй блок состоит из десяти рассказов, сосредоточенных в основном на ужасах взросления, своеобразной инициации, перехода из одного фазового состояния в другое.

«Улица мертвой пионерки» — неожиданно одна из самых доставляющих историй сборника. Незадачливый парнишка Егор на свою голову прибился к компании более взрослых ребят, рассказывающих ему жуткие истории, чтобы по старозаветным канонам под раздачу напугать его до полусмерти. Мол, бродит по городу призрак мертвой девочки-пионерки с крюком вместо руки и то ли защищает город, то ли совсем даже наоборот. Закономерно, что в результате мальчик оказывается в шахте канализационного коллектора, брошенный в беде трусливыми спутниками. Вот только тот, кто спасет его оттуда, так ли с ним все просто?

«Задание на дом» — когда странный мальчик оказывается в вашем классе, по законам хоррора, это всегда не к добру. Спокойный и не лезущий в драку, но при попытке хулигана на него «наехать» с легкостью ломающий ему руку и как ни в чем не бывало выходящий за дверь. В его повадках проглядывает что-то отчетливо звериное, да и в школьном сочинении на тему «Кем я хочу стать» написал — ЗВЕРЕМ. Надо бы отца в школу вызвать для профилактической беседы, как вы считаете?

«Хуже, чем смерть» — рассказ, неожиданно напомнивший короткую историю «Drink My Red Blood» Ричарда Матесона. Мальчишка сходит с ума по вампирам, мечтает стать одним из них и все свободное время посвящает поиску хотя бы самого завалящего вампира. На свое несчастье он его-таки находит и вампир (а вампир ли?) предлагает мальчику встретиться с ним ночью на кладбище дабы завершить сделку. Вот только так ли уж круто подобное бессмертие и надо ли оно вам?

«Весна» — лирическая зарисовка, пропитанная духом и ароматами весны. Хоррора немного, романтики через край.

«Бедные люди умрут в муках» — отдыхать в российской глубинке это вам, знаете ли, не на пляжах Анталии загорать. Особенно когда мало денег и все, что вам доступно — болотистая местность, тучи комаров и подозрительно кружащие над головой птички. Ну мы со времен Дафны дю Морье и мессира Хичкока знаем, чем такое обычно заканчивается. А вот супруги не были знакомы с классикой жанра, и закономерно попали в скверную историю...

«Диафильм» — в детстве почти у каждого советского ребенка был диапроектор, который позволял смотреть диафильмы. И пусть передвигать кадры нужно было вручную, и пусть ни звука, ни музыки не было, для нас это было личным телевидением и мы очень любили эти немудреные истории на пленке. Вот и героев рассказа тоже потянуло вспомнить прошлое и зарядить старый диафильм. Только почему там время от времени попадаются кадры вовсе не сказочного характера? Что это за маньяк такой чудит?

«Халк» — тихий зашуганный ребенок мечтает стать сильнее и отправляется в школьную «качалку». И для физрука дополнительный приработок, и мальчик при деле. Вот только уж очень сильным он становится буквально после первого же занятия. Резюме: не общайтесь с призраками, особенно мертвых уголовников, до добра не доведет.

«Обрывки» — вся наша жизнь лишь обрывки воспоминаний. Как там у Кинга — «все, что ты любил когда-то, ветром унесет». Неплохая история, вполне себе забавная.

«Метастазы» — самый странный рассказ во всем сборнике. Местность, пострадавшая от взрыва АЭС, странные аборигены и тягучая липкая атмосфера непрекращающегося кошмара. На мой взгляд, автор слишком многое попытался впихнуть в пространство истории, отчего она начала трещать по всем швам. Впрочем, вполне читабельно.

«Все хорошо» — сразу же при чтении вспомнился старый анекдот, когда на вопрос «как живешь?» человек начинает выть и биться головой о стену, короче, уходит от ответа. И когда тебе говорят в ответ «спасибо, все хорошо» всегда ли так оно и бывает в действительности?

Третий блок завязан на истории повзрослевшего Алеши, возвращающегося в родные края после долгого лечения у психиатра. Лечение дорого, мальчик повзрослел, вот папаша и забирает сыночка оттуда, вручает небольшую сумму денег и отправляет на все четыре стороны, то есть во взрослую жизнь. Куда же деваться бедному-то? Только возвращаться на места боевой и трудовой славы.

«Королева цветов» — мама с дочкой перебираются на новое место, в сельскую неприглядность. Странный розарий рядом, от которого отчетливо пахнет мертвечиной. И словно кто-то или что-то заманивает туда. Отличная история о мести сверхъестественных сил чужими руками

«Ма-ма» — супруги оказываются на весьма странной вечеринке, посвященной нерожденному ребенку. Мечтая свалить оттуда ко всем чертям, они таки получают такую возможность. Вот только хозяйка на прощание пытается всучить им игрушечного пупса. И отказ супругов здесь никакой роли не играет, потому что на утро после пробуждения игрушка оказывается в их доме. И со временем вроде бы даже расти начинает. Что за ерунда...

«Вэйфэеры» — Странные товарищи, эти современные детишки. Вот и мальчик из рассказа вечно таскается с загадочными очками, утверждая, что видит неведомых существ. Кукушкой парнишка поехал или..?

«Свое место» — Маньяки бывают и легализованные. Суровый писатель, сделавший себе карьеру на жизнеописаниях серийных убийц и прочих маньяков задался целью разобрать коллекцию магнитофонных записей бесед с ними. Разумеется, семейство в шоке. Не хватало еще, чтобы внуки эту бредятину услышали, вдруг сами по этой же скользкой тропинке пойдут. Ну да нашему герою никто не указ.  

Четвертый блок историй касается дочки соседки, которой с подачи главного героя предстоит пройти по его стопам, в том же самом подвале.

«Гильдия банщиков» — банщики бывают всякие, в том числе и такие. После подобных историй начинаешь опасаться общественных бань, мало ли что...

«Кто-нибудь, помогите!» — главный герой, откровенная сволочь, плевать хотел на просьбы о помощи. Вот и всплывающее окно на компьютерном экране с призывом помочь собрать деньги на операцию для ракового больного не встретила у него сочувствия. И закономерный финал, следующее окно всплывает с лозунгом «Вы прокляты!». Что ж, поганец получил по заслугам, что и говорить...

«Юные влюбленные мертвецы» — финальная история сборника оказалась самой лирической и самой, не побоюсь этого слова, романтической. Грустный рассказ о хрупкости счастья и человеческой жизни. Отличный финал антологии.

Последняя история, обрамляющая скелет всего сборника и называющаяся «В подвале», является coup de grace от авторов. Не буду спойлерить, это нужно читать самим.

Вердикт: занятный сборник вполне себе симпатичных историй. Рекомендуется к употреблению тому, кого не отпугивает словосочетание «русский хоррор».


Статья написана 6 мая 15:38

I've been waiting for someone like you

But now you are slipping away

What have you done now?

Why, why does fate make us suffer?

There's a curse between us, between me and you...

-------------------------------

“Детские игры” (антология; составитель Кирилл Андронкин) (1993) (https://fantlab.ru/work112935)

Одно из самых любимых занятий вашего покорного слуги — бродить по букинистическим развалам и выискивать разнообразнейшие редкости, которые при прочих равных не так-то легко заполучить. Чудеса здесь бывают всякие. Например, не так давно удалось за сущие гроши (20 рублей, у нас проезд в транспорте дороже обходится!) прикупить книженцию, которую на каком-нибудь OZON’e на голубом глазу предлагают почти за три тысячи целковых. Но это так, к слову. Так вот, надысь, раскапывая букинистические залежи, мне на глаза попалась прелюбопытная книженция, сборник старого хоррора, посвященного животрепещущей тематике — детской и подростковой жестокости.

Тема для вашего покорного слуги триггерная, цена на сборник оказалась копеечная, результат был очевиден с самого начала. Забегая вперед, скажу, что покупка меня не разочаровала, в отличие от недавнего убогого приобретения (я о романе “Университет” Бентли Литтла, о котором просто руки чешутся наговорить гадостей, но как-нибудь в другой раз).

Широта охвата темы оказалась достойной, тематическое и жанровое разнообразие внушающее, да и зачастую иной возможности познакомиться с творчеством многих представленных здесь авторов просто нет. Каждый читатель с превеликой легкостью сможет отыскать себе рассказец по вкусу — здесь есть и “черная комедия”, и сплаттерпанк, и магический реализм, и научная фантастика, и вирд, и триллер, и даже постап. Есть, правда, и невнятные недорассказы, есть и какие-то дурные зарисовки, полные развестистой клюквы, но в любой антологии их тринадцать на дюжину, так что это вполне допустимые потери.

Очень часто в реальной жизни каждый из нас сталкивался с проявлениями детской и подростковой жестокости и много копий было сломано в дискуссиях, кто тому виной — какие-то первобытные психические твисты, доныне таящиеся в нашей психике, или простое копирование детьми мерзких поступков и не менее гнусных поучений родителей, насквозь пропитанных предрассудками и прочими пакостями.

Общая тональность сборника — тревожность и подспудное отвращение. Бездушие и жестокость молодняка зачастую шокирует и не всегда кровопролитием (“Пытливые души” Роберта Эшли) или запредельным цинизмом (“Время поиграть” А.Дж.Рафа).

Наиболее шокирующими лично для меня оказались рассказы нежно любимого мною Алекса Хэмилтона, где самое страшное вообще вынесено за границы повествования и липкий страх вызывают щедро разбросанные намеки на нечто жуткое, что случилось (или случится) с юными героями.

Нутром чуешь, что с героиней рассказа “Всего лишь игра” далеко не все в порядке, но рассказ обрывается на самом forte, и дальнейшее остается на откуп читателю, который волен вообразить любой финал в меру своей собственной кровожадности.

Лучшим рассказом сборника оказался рассказ этого же автора “Поднять зайца”, где самым страшным оказывается глубоко укорененная подлость подростков, уже в столь юном возрасте щедро политая елеем моралфажества, дабы подать себя не подлецом-доносчиком, а “борцом за мораль и нравственность” одноклассников. Прости меня Ктулху, но таких мерзавцев нужно попросту отстреливать, пока это не перешло в терминальную стадию.

Худшим рассказом сборника оказался “Людмила” Дэвида Монтроса, где в карикатурном виде представлена советская (!) глубинка. По сути перед нами чудовищная коллекция штампов, только медведей с балалайками в лапах и в ушанках с красной звездой не было, а так все в наличии. Если это было написано не ради стеба, я даже не знаю, как это комментировать. Особенно доставили реплики “школьной учительницы товарища Варвары” о том, что “люди должны трудиться по способностям, а потреблять по своим потребностям” и мысли героини о “журчащем по камням ручейке, звуки которого так напоминали ей трели балалайки брата Шуры”. Короче, мальчики и девочки, это нужно читать самим. Пять минут смеха заменяют килограмм сметаны.

Своеобразным камертоном сборника оказался самый первый рассказ — “Маленький мир Льюиса Стилмэна” Уильяма Нолана. После того, как рухнула земная цивилизация, главный герой прячется в канализации от неназываемых до поры до времени врагов, крайне жестоких изуверов и варваров, уничтожающих все и всех вокруг. В финале, впрочем, оказывается, что это всего лишь маленькие дети, но общей мрачной картины это не портит. Здесь, как в магическом кристалле, вполне себе выпукло демонстрируется подсознательный ужас обывателя перед подрастающим поколением. Ведь по сути молодняк — это отрицание своих родителей с последующим их полным вытеснением и “страшные” рассказы о “распущенности и развращенности” молодежи стары как мир. Блин-тарарам, да я такие, с позволения сказать, “проповеди” еще в древнегреческой литературе встречал, о чем тут еще можно говорить…

Некоторые рассказы не столько пугают, сколько вызывают искреннюю жалость и сочувствие к юным героям (например, “Кукла” Розмари Тимперли). Жестокость, бездушие и бесчувственность здесь как раз удел взрослых, измывающихся над беззащитной девчонкой и те страдания, что ей довелось перенести, достались через куклу другой девчонке.

Некоторые рассказы (“Отмщение” Джеймса Маккимми), где читательская симпатия как раз на стороне подростков — суровых мстителей, скорее подсвечивают общую недобрую атмосферу сборника, чем ее сгущают, но это тоже работает в плюс.

Она и без того здесь крутовато замешана. Бытовая жестокость сплетается с сумасшествием, девочки-ведьмы и злые мальчишки каждый по своему вносит свою лепту, помимо могил в подвалах и традиционного конфликта отцов и детей, где в итоге кто-то кого-то съедает, etc.

Маньяков — взрослых здесь тоже хватает, кстати говоря. Достаточно вспомнить вполне себе интересный рассказ “Подвал миссис Хафбугер” Лоуренса Коннолли, где зловещая таинственная старушка, живущая по соседству в не менее зловещем доме, как магнитом притягивает к себе мальчишек, желающих на свою голову разгадать окружающие ее загадки.

Или милая нянюшка из рассказа “Пятнистый бультерьер” Далчи Грей, которая с превеличайшей легкостью натравит на свою воспитанницу безжалостного бойцового пса, — просто потому что терпеть ее не может, а любит ее брата.

Очень часто детская и подростковая жестокость здесь всего лишь ответ на жестокость взрослых, и кто здесь более виновен, остается только догадываться.

Первобытная жестокость — вот как бы мне хотелось охарактеризовать сборник после того, как была закрыта последняя страница. Этой милоты здесь через край, черпай — не вычерпаешь. Скажу как педагог, дети ни разу не уменьшенные копии взрослых, они еще ничего толком не знают об этом мире, не понимают тех законов, по которым он существует, и зачастую слово “эмпатия” для них всего лишь пустой звук.

Они исследуют мир, не гнушаясь убийствами, они используют тайные силы себе во благо, они, не сомневаясь ни минуты, добивают слабых, они идут до конца, они захватывают миры, они берут свое, они забывают то, чему их учили и создают свои правила, они живут в мире взрослых, лишь внешне придерживаясь правил.

Эти милые детишечки запросто сбросят вам кирпич на голову; отпилят части тела, чтобы посмотреть, как они устроены; перережут вам горло, чтобы посмотреть, какого цвета вы внутри и, не удовлетворившись этим, перережут горло себе — ведь себя изнутри они тоже не знают, а это так интересно; девочка придушит бабушку, за которой она была вынуждена ухаживать несколько лет, etc.

Воистину, после такого чтения начинаешь бояться идти в школу, дабы провести очередное занятие, ибо кто его знает, что таится в душе тех, кто сидит перед тобой за партой и с милой улыбочкой выслушивают то, что ты им проповедуешь. Предупрежден, значит вооружен, не правда ли? Да и многим родителям было бы неплохо понимать, что их потомок вовсе ангел во плоти, и что вне дома он может быть совсем другим, гораздо более мерзким существом.

Вердикт: неплохой сборник, позволяющий поближе присмотреться к тому, что варится в психике молодого поколения, что рано или поздно придет нам на смену. Рекомендуется в качестве противоядия от умиления “прелестью и солнечностью” детства. Как говорится, узнаете много нового и неожиданного...


Статья написана 2 мая 11:38

Разбойники и подземелья,

С полдюжины на башне сов;

Луна чуть светит сквозь ущелья;

Вдали шум ветра, вой волков;

Во сне моим героям снятся

Дракон в огне, летящий гриф,

Страх, ужас вслед за ними мчатся...

Вот вам роман a la Radcliff...

-------------------------------

“Biblia pierdută” by Игорь Берглер (2015) (https://fantlab.ru/work1053627)

Давайте сыграем в игру. Не глядя на обложку, мы открываем книжку в жанре псевдоисторического триллера и видим там сплошные ссылки на исторические события, древние тайны и прочих подозрительных личностей всемирной истории вроде Дракулы. Кто сказал, опять этот клятый Дэн Браун?

Главный герой – это знаменитый профессор по культурологии; он умен, любит исторические загадки, и совсем не прочь пуститься в опасное приключение. Нет, блин-тарарам, я ведь уже сказал, что это не Дэн Браун, остыньте уже.

Он приезжает на конференцию в румынский город Сигишоара, и во время конференции происходит мистическое убийство, на месте которого обнаружена визитка профессора. Местная полиция начинает подозревать, что профессор замешан в этом убийстве и привозит его на место преступления. Нет, поклонники Дэна Брауна, я вас сейчас сам убивать начну, говорю же, это не Дэн Браун.

Совсем не он, книжка вообще румынского автора. Ну и пусть похожа на брауновские творения, все-таки есть и отличия, пусть их немного, но все же.

Похоже, нашего полку прибыло. Впрочем, рано или поздно это должно было случиться. Вон у нас на каждой третьей книжке пишут “Русский Стивен Кинг”, “Русская Агата Кристи”, чем румыны-то хуже? А если серьезно, уж очень много общего у этих авторов, настолько много, что впору говорить о заимствованиях на грани с плагиатом. Но поскольку ваш покорный слуга циник и плевать хотел на эти материи, будем посмотреть на конкретику, забыв на время о корнях творчества Берглера.

Кто это вообще такой, этот автор с говорящим готическим именем, спросил я себя, взяв книжку в руки. Я вообще очень редко выползаю из англо-японского культурного пространства с периодическими вылазками на территории других стран и уж румынская литература вообще далеко за границами моих культурных интересов. Но, поскольку вся книжка исписана слоганами “Один из лучших романов за последние 20 лет!” и “Книга, ставшая абсолютным хитом продаж!”, меня заело любопытство и вот я открыл первую страницу… И не заметил, как пролетели первые 80 страниц…

Чарльз Бейкер, главный герой всего этого безобразия, такую фамилию имеет не просто так. Его называют “Шерлоком Холмсом от культурологии” и его фамилия явно намекает на адрес великого британского сыщика. Сходство с Робертом Лэнгдоном, если и имеется, не настолько бросается в глаза, как я опасался.

Оказавшемуся в малоприятной ситуации в чужом государстве профессору будет помогать выпутываться из всего этого кошмара агент Интерпола Криста Вольф. Добавим в коктейль сверхсекретную зловещую организацию, и день и ночь следящую за Чарльзом. Кто сказал, позовите Дэна Брауна, его обкрадывают среди белого дня? Гоните товарища в шею!

Вернемся к книжке. Более сурового коктейля ваш покорный слуга давно уже не встречал. В романе Берглера можно найти всё, что только душа пожелает — от истории Дракулы до всемирного заговора.

Добавим еще сверхбезумную динамику происходящего — локации стремительно меняются, герои странствуют между городами, странами и континентами настолько в скоростном режиме, что даже не успеваешь временами привыкнуть к новому окружению. Причем весь этот салат тщательно орнаментирован различными историческим фактами и биографиями реально существовавших личностей, из-за чего временами несколько проседает динамика, впрочем, незначительно.

О чем вообще вся эта история, спросите вы. Не буду спойлерить, поэтому расскажу самую завязку.

В старой недоброй Трансильвании, в городке Сигишоара (родина Дракулы, между прочим!) совершено жестокое убийство явно оккультно-мистического типа.

На месте преступления находят троих убитых: у одного нет ушей, у другого — глаз, у третьего — языка. На шеях — татуировки с изображением Дьявола, а из тел убитых сформирован перевернутый крест. И, поскольку визитка сэра Чарльза там тоже валяется неподалеку, полиция приходит по его душу. И все заверте...

Великий Ктулху, чего только Берглер в свой роман не притащил с прытью старьевщика! Древняя легенда о монахе, что продал душу Дьяволу, история о кровавом графе Дракуле и старинной Библии Гуттенберга, легендарный меч Дракулы и загадочное наследство деда сэра Чарльза, устанешь перечислять… Проще рассказать о том, чего в книжке нет. Румынский автор даже Кафку умудрился добавить в свой сюжет, о чем тут можно еще говорить...

Лично мне показалось, что, имея на своем кухонном столе те же самые ингредиенты, что и товарищ Браун, Берглеру удалось сварганить временами намного более удобоваримое блюдо. Заговор, впрочем, получился не слишком-то впечатляющим, но в общем-то отвращения не вызвал.

Структура романа почти безупречна, каждый намек и каждая подсказка очень тщательно размещены в тексте и нет провисающих или оборванных сюжетных линий, чем частенько грешит Браун. Многочисленные исторические штудии — несомненный плюс романа, по крайней мере вашу эрудицию они здорово обогатят, что для развлекательного романа уже достижение.

Anticlimatic-финал тоже имеется, хотя и выглядит несколько притянутым за уши, но общей картины не портит. Авторский ироничный стиль совсем не мешает, даже наоборот, разбавляет исторические подробности и помогает их переварить тем читателям, которым все это скучно изучать. Впрочем, узнать, почему именно Влад Цепеш стал Дракулой, само по себе доставляет.

Что не понравилось. “Игра на понижение” — настоящий бич современной развлекательной литературы. То ли массовый читатель резко поглупел, то ли сейчас авторы считают IQ читателей на уровне детского сада и работают соответственно, не могу сказать, но тенденция налицо, как в том анекдоте про чукчу.

Многие загадки, якобы труднейшие и неразгаданные на протяжении нескольких столетий, взламываются героем словно паззлы для детского сада! Зацените только расшифровку библейского кода на похищенном платке, и вы поймете, о чем я говорю.

Да и по философской составляющей подтекста тоже есть вопросы. Стало уже нехорошей традицией в конце книги замыкать сюжет не то в традиционное “кольцо”, не то на восточный манер в символ “инь-ян”. Как и в древней китайско/японской философии, чтобы полностью устранить одну из двух сил, необходимо уничтожить обе (одна не может существовать без другой, и в любом зле есть хотя бы крошка добра, так же как в любом добре есть след зла). Воистину, интеллигенция не любит бестселлеры, увы…

Нет, ну серьезно (далее идет злостный спойлер!), когда Влад Цепеш на самом деле хотел спасти мир, и члены «Ордена Дракона», оказывается, положительные персонажи, все это само по себе странно звучит. Но идея о том, что этот орден хочет тайно править миром, среди прочего, используя СМИ и социальные сети, такие как Twitter, окончательно добивает. Впрочем, современные потребители безумных “теорий заговоров” кушают и не такое, так что одной больше, одной меньше...

Вердикт: прелюбопытный мистико-исторический триллер. Всем любителям графа Дракулы рекомендуется. Остальные могут обратить внимание на неплохо закрученный сюжет и кучу информации о Средних веках, что поможет расширить знания читателя о том мрачном времени. Один добрый совет — не пытайтесь сравнивать автора с Дэном Брауном, и тогда все будет ОК.


Статья написана 29 апреля 07:35

I wish I had an angel

For one moment of love

I wish I had your angel

Your Virgin Mary undone

I'm in love with my lust

Burning angel wings to dust

I wish I had your angel tonight ….

-------------------------------

“Red Angel” by Роксана Лонгстрит aka Рэйчел Кейн (1994) (https://fantlab.ru/work129976)

Миз Кейн, автор цикла триллеров «Мертвое озеро» (https://fantlab.ru/work809562), который вскоре пополнится на русском языке пятым и последним томом (к несчастью, авторша в прошлом году померла), в прошлом много и упорно работала под различными псевдонимами. Поскольку этот пятитомник мне, в общем-то понравился, я ткнул пальцем наугад в ее библиографию и выбрал вот эту книжку.

Не так давно ваш покорный слуга уже представлял на суд почтеннейшей публики дайджест non-fiction о том, как темна и страшна человеческая психика и как легко обычному обывателю превратиться в жаждущего крови монстра. И вот мне на глаза попалась книжка, где весь этот процесс представлен не в виде, так сказать, конечного продукта, а в процессе растирания красок.

Главная героиня, журналистка Александра Хоббс, склонна к истерикам и нервным срывам, из-за чего жизнь ее не складывается. Поссорившись со своим главредом, она отхреначила его компьютерной клавиатурой и, разумеется, с треском вылетела с весьма престижной работы в «Таймс» с волчьим билетом. Все, что ей осталось, идти работать в желтую газетенку, недалеко ушедшую от нашего РЕН-ТВ, где она и занимается тем, что на голубом глазу сочиняет фэйковые статейки типа «ЦРУ против Человека-Кобры».

Пипл хавает, банковский счет растет, казалось бы, карьера удалась, но душа хочет не этого. Всеми правдами и неправдами она мечтает вернутся назад, в серьезную журналистику, и как голодная гиена рыскает по городу в поисках призрачного шанса наткнуться на хотя бы самую завалящую сенсацию. Воистину, если Мироздание хочет нас погубить, оно исполняет наши желания.

В городе появляется жестокий маньяк, оставляющий трупы и детей и взрослых в чудовищно изуродованном состоянии. Между убитыми не просматривается ни малейшей связи, и героиня сама уже не рада тому, что с места в карьер оказывается в самом эпицентре разворачивающейся кровавой трагедии.

Дело становится слишком серьезным для того, чтобы распутывать его в одиночку, но привлечь кого-то еще, значит, распрощаться с сенсацией. Поэтому миз Хоббс выбирает себе жертву, бывшего детектива Габриэля Дэвиса, оказавшегоася случайно (а может и нет) на месте преступления.

Габриэль к тому времени уже имел крайне сомнительную славу и весьма неприятный бэкграунд. Когда-то полицейское начальство ценило его за то, что он, словно ведомый сверхъестественным чутьем, раскрывал самые запутанные убийства, и даже поймал несколько маньяков. Вот только пронырливый репортер желтого издания сумел в один далеко не прекрасный день раздобыть личные дневники Дэвиса, где он предельно откровенно признается в том, что и сам чувствует в себе «темного пассажира» и сражается с ним день за днем всеми силами — и физическими, и душевными.

Может быть, он поэтому и умел вычислять маньяков, что сам без пяти минут убийца, фантазирующий о том, как он похитит ребенка и что он потом будет с ним делать. Несколько раз он даже приковывал себя цепями к батарее, чтобы не сорваться, не поддаться на Зов Красного Ангела и лишь помощь его единственного друга, детектива Энтони Липаски, помогает ему удерживаться на самом краю бездны.

Тучи сгущаются все сильнее — миз Хоббс уже на собственной шкуре после убийства ее любовника понимает, в КАКУЮ историю она ввязалась и ВО ЧТО ИМЕННО она заодно втравила Габриэля. Но и этого мало — узнав о его истории, героиня начинает бояться уже его самого, ведь он все время был «в шаговой доступности» от мест преступлений.

Уж не он ли это таким образом развлекается? Почва под ногами становится все более зыбкой, опасность все ближе, смерть ходит за героиней по пятам. Тайны множатся, Габриэль становится все более странным и его друг детектив Липаски явно скрывает что-то очень страшное о своем друге.

Мироздание связывает этих троих в безумный узел, в котором на манер Оуробороса переплелись ненависть и влечение, доверие и страх, безумие и любовь.

Удастся ли миз Хоббс дойти до конца этой кровавой истории, выяснить истинный лик убийцы и заглянуть в глаза Красного Ангела, об этом читатель узнает в финале. И он вовсе не будет хэппи-эндом, но для современного кровавого триллера это скорее привычно и уже не шокирует.

Больше всего завораживает образ Габриэля, весьма психологически тщательно прописанный автором. Мрачный, полный загадок, сломленный, затравленный человек, в душе которого свил гнездо целый выводок ужасных безжалостных демонов, требующих от него проливать кровь и наслаждаться мучениями обреченной жертвы.

Весь текст прошит флэшбэками из его жизни и очень непросто решить, кто перед нами — обычный человек с проблемами в психике или монстр, таящийся под маской скромного бывшего полицейского. Мы сгораем от любопытства, перешел ли он красную черту хоть раз или все-таки сумел устоять. Подтекст его сюжетной ветки плотно орнаментирован тщательно просчитанными намеками на ужасные события его детства и на преступления, с которыми он то ли сталкивался по работе, то ли сам когда-то совершал. Все эти недомолвки придают тексту особое, дополнительное измерение, и далеко не факт, что все эти нити соткутся в финале в полноценный гобелен, или так и останутся только намеками.

С главной героиней у авторши получилось немного хуже. Ее образ явно недокручен, да и заявленная тема алкоголизма и борьбы с ней так толком и не раскрылась. Попытки добавить в чернильно-черную атмосферу истории любовную линию — полный провал. Когда взрослые люди после двух (!) дней знакомства клянутся в вечной любви друг к другу, ну, come on, да сейчас даже подростки так себя не ведут. В мистическом триллере, каким заявлен этот роман, это и есть самое мистическое место в тексте, как мне кажется.

Автор на протяжении всего повествования мастерски ведет игру с читателем, играя на контрастах, правильно дозируя флэшбэки и рассказ о текущих событиях. Не успеваешь настроиться на добротное детективное расследование, как словно ушатом холодной воды тебя окатывает очередная порция дневниковых записей Габриэля с его кровавыми фантазиями и не менее жуткими историями из его прошлого, что добавляет сюжету глубины и полифоничности.

Не менее загадочным выглядит образ детектива Липаски, который не то играет роль исповедника и охранника при Габриэле, не то влюблен в него и пытается защитить от окружающего мира. Суровый, уверенный в себе, он вообще выглядит здесь самым положительным персонажем, в отличие от не особо внятно прописанной алкоголички репортерши и от мучимого своей кровожадностью Габриэля.

Бывший детектив, кстати, и сам до конца не уверен, убийца ли он; может он и сам творил все эти гнусности в период помрачения сознания. Беда в том, что ему мало кто в такой ситуации способен поверить, да и кто бы отважился на такое? Красный Ангел Боли расправляет над героями свои крылья и никому не ведомо, сумеют ли они с минимальными потерями добраться до финала.

Также очень неплохо получилось у авторши создать атмосферу. То, что она становится все более жуткой и враждебной, чувствуешь буквально физически. Особый вклад здесь вносит неплохой литературный язык и его четкая ритмика. Да и многие кровавости даются вскользь, намеками, что заставляет воображение читателя работать на всю катушку. В некоторых, особо выделенных местах, даже приходится его придерживать, а то ведь так недалеко и до возможности повторить эволюцию Габриэля.

Вердикт: неплохой триллер, весьма доставляющий своей атмосферностью и крайне любопытным образом протагониста. Социалка тоже раскрыта в достаточной степени. Короче, можете рискнуть, лично я не жалею, что прочитал.


Статья написана 26 апреля 07:52

Far away, long ago,

Glowing dim as an ember,

Things my heart

Used to know,

Things it yearns to remember...

And a song someone sings

Once upon a December….

-------------------------------

“December Park” by Рональд Малфи (2014) (https://fantlab.ru/work755369)

Каждый из нас глубоко в душе своей тоскует по ушедшему детству. Время, когда все было впервые, беззаботное время дружбы и головокружительного счастья, когда любые самые сложные проблемы казались легко разрешимыми. Время, когда весь мир лежал перед тобой тысячей манящих тропинок и дорог, каждая из которых могла привести к Великому Приключению.

«Романтика неведомого», именно так называют это психологи. Но время сурово и безжалостно. Одного за другим оно нас прогоняло из этого безоблачного времени и сталкивало с жестокостями и трудностями взрослой жизни. И лишь где-то очень далеко, глубоко во «внутреннем космосе» нашей души смутной печальной тенью дрожит в знойном мареве призрак навеки ушедшего детства.

В «черной» литературе существует целый пласт произведений, напрямую касающийся этой замечательной и трудной поры. Чаще всего критики называют это направление «мальчишечьи ужасы». В этом корпусе текстов существует множество самых разных историй — от обычных незамысловатых приключенческих книжек до сложных романов, с максимальной скрупулезностью анализирующий психологию и социологию поры взросления, времени перехода из детского состояния во взрослое.

«Оно» Кинга, «Жизнь мальчишки» Маккаммона, «Лето ночи» Симмонса, «Где живет Кракен» Кожина и множество других отличных книжек, имя им — легион. С той или иной степенью тщательности раз за разом авторы исследуют тот критический момент в жизни любого из нас, когда в яркий солнечный день нашего нехитрого детского бытия вползают тени Зла, когда мы понимаем, что в мире помимо всего прочего существуют и боль, и горе, и смерть. Далеко не все проходят через этот период с минимальными потерями. Пережить Детство и выжить может лишь по-настоящему мудрый взрослый человек.   

Вот и героям романа Малфи тоже пришлось столкнуться со Злом, на этот раз принявшим облик похитителя и убийцы детей.

Осень 1993 года. Тихий пригород Хартинг-Фармс, где никогда и ничего особенного не случалось, был взбудоражен и испуган начавшимися исчезновениями детей и девушек. Один ребенок был найден мертвым возле Декабрьского парка, огромного зловещего пространства, с трех сторон окруженного лесными массивами.

Тревожные слухи ходят по городу. На белый свет вытащили древнюю легенду о Гаммельсоновском Крысолове, который заманивал и уводил детей из города. Обычные подростки, Анджело Маццоне и его друзья, с чисто мальчишеской отвагой и безрассудством клянутся остановить ужас, что пришел в их тихий пригород. Но, как и бывает в жизни, отправляясь в путь, никогда не знаешь, куда он тебя приведет.

Роман взросления как он есть, где сквозь призму жутких событий, помноженных на тревожную атмосферу с щепоткой мистики, просматривается сюжет столкновения группы героев-подростков с тем, с чем не под силу справиться взрослым. Тот же Кинг исписал невероятное количество страниц, пытаясь доказать, что детское восприятие действительности куда более острое и въедливое, чем взрослое. Дети способны увидеть то, чего не видят их родители и учителя с «затвердением мыслительных артерий». Увидеть, но не понять, не осознать, насколько глубока эта кроличья нора и от того, сумеют ли они это сделать, зависит очень и очень многое, иногда даже сама жизнь.

Как и полагается в «мальчишечьих ужасах», тайна будет разгадываться очень медленно, и большую часть книжного времени нам будут показывать повседневную жизнь юных героев со всеми радостями и тревогами. И опять же, как и полагается в таких историях, героев несколько — 5 очень разных мальчиков пятнадцати лет, которые вместе ходят в среднюю школу. Каждый из них воплощает свой собственный типаж, впрочем мы к этому давно уже привыкли.

Главную скрипку здесь играет Анджело. Его отец — офицер полиции, занимающийся делом похитителя и убийцы и мальчишка, так сказать, находится в самом эпицентре событий.

Весьма скрупулезно Малфи по крупицам воссоздает приснопамятную эпоху начала 90-х годов ХХ века, зачастую подменяя этими приметами времени психологию персонажей. Музыкальные отсылки, сленговые слова, знакомые мелочи обстановки вызовут мгновенный отклик узнавания у тех, чье детство, как и мое, выпало на это время. Отдельной вишенкой на торте стали блестящие диалоги с их потрясающим чувством погружения в атмосферу того времени. Все эмоции героев, их отношения, их радости и печали очень глубоко тебя трогают и надолго остаются в памяти.

Неважно в каком жанре написана книжка, самая лучшая история — это та, в которой ты влюбляешься в персонажей, начинаешь им сопереживать, и твое сердце тревожно сжимается, когда герои сталкиваются со смертельной опасностью. И самая главная беда, когда финал истории разбивает тебе сердце. Концовки безжалостны, прав старина Кинг.

Вот и нашим героям, пережившим множество приключений, тоже придется в итоге столкнуться со страшной правдой, после которой уже ничего и никогда не будет так, как прежде. Детство закончилось, конец истории, ”not with the bang, but whimper”…

Впрочем,я бы не отважился ставить эту книжку на полку к хоррор-романам, Он, конечно, временами способен испугать впечатлительного читателя, но главный его посыл не в этом. Как и полагается хорошей детективной или приключенческой истории, тугая пружина остросюжетной фабулы здесь закручивается вовсе не для того, чтобы напугать или расстроить, а для того, чтобы рассказать совсем иную историю. Так говорил Хичкок, и у нас нет причин ему не верить.

Роман Малфи скорее об отношениях, которые Анджело установил со своим отцом, дедом, братом и друзьями. Вот за что я и люблю этого автора, Малфи всегда в спокойной и обстоятельной манере, со множеством вкусных подробностей ведет тонкое и атмосферное повествование со множеством трогательных сцен. Особенно ему удались сцены между Анджело и его отцом, и это было по-настоящему трогательно.

Да и сам герой выписан настолько обаятельно, что, блин-тарарам, каждый из нас наверняка в детстве не отказался бы от такого друга. Он обожает песни Брюса Спрингстина и постоянно их слушает, любит читать ужастики и смотреть их в кино и вообще «свой парень». Дети вроде него вообще очень уязвимы, ведь они все еще верят в чудеса, и далеко не все из них безопасные, ведь помимо светлых чудес существуют и темные, вроде монстров в шкафу или под кроватью. И эта вера делает их беззащитными перед Злом.

Малфи мастерски ведет повествование. Вообще во всех его книжках есть что-то такое, что хватает тебя за глотку и не позволяет закрыть книжку до того момента, пока не дочитаешь последнюю страницу. Забыв обо всем, ты просто растворяешься в этой истории, настолько быстро находит она отклик в твоем сердце и в твоей душе. Может быть, именно потому что история идет как ей и полагается в жизни, не делая упор на экшен и прочие фишки триллеров средней руки.

Роман Малфи намного глубже и сложнее, чем обычная история о расследовании кровавых деяний маньяка.

Речь идет о мальчиках и их личной жизни, их стремлениях к будущему, о том, чем они делятся друг с другом и со своими семьями и что хранят в секрете.

Речь идет о разнице между ребенком и взрослым, о том, как они видят по-другому, о потерянном доверии и обо всем том, что вы забываете на пути к взрослой жизни.

Речь идет о маленьких городах и о том, как жуткие и кровавые преступления влияют на людей, которые там живут.

Речь идет о травмах и о том, как пугающие события по-разному влияют на людей. Это история о памяти и о тех призраках, что в ней таятся.

И я действительно чувствовал близость с этими мальчишками. Все эти ночные поездки на велосипеде, их рации, то, как они противостояли хулиганам, как они поддерживали друг друга и ссорились, чтобы потом помириться. Все как в жизни, в самом деле.

Огромное спасибо одному из моих любимых авторов за эту возможность познакомиться с героями и наблюдать, как они растут и мужают на протяжении всего повествования. Это было незабываемо, благодарю, Рональд.

Вердикт: отличный роман в жанре «мальчишечьих ужасов». Третье место в моем личном ТОП-10 книг, прочитанных за эту пятилетку. Того, кому понравились «Жизнь мальчишки» и «Лето ночи», всенепременно заинтересует и эта замечательная книжка. Смиренно рекомендую.


Страницы:  1 [2] 3  4  5  6




  Подписка

Количество подписчиков: 34

⇑ Наверх