Работа над моим романом «Дурман» близится к завершению, и в его центре — самостоятельная линия, которую я выделил в отдельную повесть «Искушение». Эта повесть — не хроника и не гимн. Это — исповедь.
Здесь нет героев, спасающих мир. Есть лишь человек, несущий по пустыне тайну тяжелее гранита, и юноша, который обречён эту тайну принять. «Иную ношу не снести в одиночку, — говорит ему мудрец. — Помни об этом, выбирая, что поднять, а что оставить в пыли». Но имеют ли силу слова,
не пропущенные через собственное сердце?
Действие начинается в эпоху, когда камень впервые коснулся неба — при фараоне Нечерихете и его гениальном визире Яхиме (Имхотепе), чьё имя станет молитвой. А завершается при другом царе, возводящем величайшую гробницу. Но за величием пирамид скрывается иная правда: царства держатся на страдании, а вечность — не награда, а проклятие.
Это история о похищении Книги Джехути — свитка, хранящего число, способное предотвратить гибель мира. О фараоне, купившем бессмертие ценой своей человечности. О сыне, повторившем грех отца, не зная, что уже ступает по его тени. О том, как любовь становится ловушкой богини.
«Искушение» — сердцевина «Дурмана». Она не обещает спасения. Она констатирует: человечество обречено. Но не из-за злобы, а из-за жажды того, что ему не суждено иметь.
И через пять тысячелетий, когда красная звезда вновь озарит небо, кто-то опять поднимет эту шкатулку. Или нет?
Аннотация
Древний Египет эпохи великих пирамид. Юноша Ма-Хеса сопровождает молчаливого старца к загадочной мастабе, что почти у порогов. Но за каждым шагом — тень прошлого: история фараона, укравшего Книгу Джехути, и его друга визиря, построившего ступенчатую пирамиду не как усыпальницу, а как машину для сбора жизненной силы через страдание. В гробницах, где стены дышат сехемом, а страдание превращается в силу, раскрывается правда: человечество обречено. Вечность — проклятие. Любовь — ловушка. Цикл не прервётся — он лишь уйдёт в будущее, где красная звезда вновь призовёт Зверя…
Третья книга: повесть «Искушение» и роман «Дурман».
Этот порядок формальный, тот, в котором книги написаны. Но читать их можно в любом порядке. Повествование построено таким образом, что всегда выведет читателя туда, куда нужно.
Поскольку книг уже три (ну почти, недолго осталось), а три романа — это полноценный цикл, не зародыш, захотелось подвести кое-какие предварительные итоги. Через месяц третья книга появится на литературных порталах, и цикл на этом не заканчивается — идей много, боюсь, всё даже не реализую.
Обложки всех трёх книг я разместил на иллюстрации к посту. Первая из них — «Тёмные воды. Зимний апокалипсис» — в ноябре прошлого
года вышла из печати, была распродана, потом было выпущено несколько дополнительных тиражей, но сейчас, когда книга в очередной раз закончилась на складах, издательство, кажется, решило остановиться. Может быть, это и правильно — им там, пожалуй, виднее.
Теперь непосредственно о цикле. Тёмными водами я назвал сферу коллективного бессознательного человечества — гипотетическую среду, наличие которой постулировал немецкий психоаналитик Карл Густав Юнг. Сейчас будет немного скучно, но я постараюсь этот участок сделать покороче. А если хотите, можете вообще эту теоретическую часть пропустить.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Юнг утверждал и иллюстрировал свои утверждения многочисленными примерами, что коллективное бессознательное человечества является источником идей, ложащихся в основу религий, мифологий разных народов, формирующих национальные культуры и прочее. Ещё до Юнга Платон создал учение об эйдосах, ставшее центральным элементом его философии. Эйдосы по Платону — это некие эталоны вещей, смыслы, определяющие суть и структуру. Аналогичным элементом в концепции Юнга являются архетипы — вместилища идей и смыслов. Архетипы, в частности, являются и источниками инстинктивного поведения. Руперт Шелдрейк, а до него русский учёный Александр Гаврилович Гурвич объяснял инстинкты наличием морфогенетического поля — спорная концепция, которая, тем не менее, используется в современной эмбриологии.
Есть ещё две концепции, которые идеально стыкуются с теорией Юнга — гипотеза о бикамеральном разуме Джулиана Джейнса и описание древнеегипетской концепции Ка нашего видного египтолога Андрея Большакова. О бикамеральном разуме я писал у себя на сайте. О том, что такое Ка, тоже, и не раз — раз, два, три. Поэтому здесь углубляться в эти темы не буду — желающие могут пройти по ссылкам и почитать.
Почему я упомянул об этих концепциях? Потому что все они лежат в основании моих сюжетов. Мои романы, таким образом, — это не вольные фантазии, а художественная интерпретация научных идей. Поэтому, хотя по форме мои книги кажутся мистико-фантастическими, на самом деле мистики в них примерно столько же, сколько в рассказах о далёких космических путешествиях.
Первый роман цикла — «Тёмные воды. Зимний апокалипсис». Он, собственно говоря, и дал название всему циклу. Суть сюжетной идеи в том, что приближение к Земле новой звезды, кроме гравитационных возмущений, деформирует ту самую среду, в которой помещаются архетипы, и в результате с переживающими космическую катастрофу людьми начинают происходить разные таинственные явления.
Во второй книге, «Хрониках Чёрной Земли», я вместе с читателями переместился в глубокую древность цивилизации — в раннединастический Египет эпохи, предшествующей строительству пирамид. Через приключения мальчика Шере и девочки Эй-Нефер, которые становятся объектами охоты, мягко говоря, недобрых людей и спасаются от них благодаря божественному вмешательству, я попытался доступно изложить концепции Ка и бикамерального разума — они будут нужны в дальнейших книгах цикла.
Собственно говоря, уже в третьей книге — «Дурман» — я описываю, что произойдёт с человечеством, если двухпалатный разум вернётся с иной сакральной сущностью. Эта книга объединяет два предыдущих романа цикла — она является приквелом в «Зимнему апокалипсису» и одновременно продолжает историю «Хроник Чёрной Земли». Работа над этой книгой, как я уже написал в начале, подходит к концу.
Все три книги могут читаться отдельно друг от друга. Связь между ними — не сюжетная, а концептуальная, хотя есть и общие персонажи. Я для себя располагаю их в следующем порядке: 1. «Тёмные воды. Зимний апокалипсис», 2. «Хроники Чёрной Земли», 3. «Дурман». Но в принципе читать можно в любом порядке — нигде у читателя не возникнет ощущения, что он не знает чего-то важного, что необходимо для понимания событий.
У обоих первых романов есть рецензии. Первую написал профессиональный писатель, редактор, вот она: «Тёмные воды. Зимний апокалипсис». Автор второй — научный руководитель центра египтологических исследований РАН Роман Орехов, он отрецензировал «Хроники Чёрной Земли». К сожалению, оказалось, что я её здесь не публиковал. Но она короткая, так что помещу её прямо здесь в виде цитаты:
цитата
Внимательно прочитал книгу Алексея Черкасова «Хроники Чёрной Земли». Форма художественного повествования изначально предполагает некоторую идеализацию и романтизацию истории, однако, даже с учётом этого, реальность эпохи далека от её характеристики в романе. Время Хасехемуи было чудовищно жестоким, романтике в ней не было места. Люди еле-еле выживали… Боги тоже были очень свирепыми. Нравы были просто изуверскими. Мальчика, который путешествует один, просто бы изнасиловали и убили. Египтяне очень долго шли от полузвериного образа жизни к цивилизации. Относительный порядок наступил в примыкающую эпоху возведения пирамид, т.к. потребовалась жёсткая организация общества с целью мобилизации ресурсов. Однако в эпоху Хасехемуи, повторюсь, в египетском обществе царили очень суровые нравы, что в романе присутствует лишь фрагментарно.
Описание эпохи более соответствует периоду Нового царства. Там действительно были и бокалы, и вино, и ароматы, и нежные женщины. А главное, что была гарантирована хоть какая-то защита со стороны государства.
Но есть и положительные моменты. Нельзя не заметить, что автор явно занимался изучением академических трудов: в тексте и сносках имеется множество сведений не из учебников истории. В частности, автор довольно точно уловил мировоззрение древних египтян, художественная интерпретация которого во многом соответствует академическим взглядам. В частности, сразу же вспоминается монография доктора исторических наук Андрея Олеговича Большакова «Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства». Видно, что автор находился под впечатлением от этой работы и многие её положения успешно перенёс в художественную форму. Кроме того, присутствует некоторое соответствие языка персонажей ёмкому и символичному языку египтян, но нельзя не отметить и большой пласт лишней лексики, жаргонизмов, что архаичному характеру эпохи вряд ли соответствует.
В целом повествование довольно увлекательное, я бы определил жанр как псевдоисторическое фэнтези с элементами реализма.
Ссылки на оба романа на своей странице литпортала Author.Today я поместил выше. Очень скоро там же появится и ссылка на третью книгу.
Перечитал в своей группе в Telegram сообщения, где читатели объясняют, что им понравилось в романе «Тёмные воды. Зимний апокалипсис». Немного суммировал отзывы и отобрал десять причин, по которым книгу следует
прочитать:
Потому что это постапокалипсис.
Потому что книга хоть и объёмная, но читается на одном дыхании.
Потому что, начавшись с лёгкого армагеддона и «выживальщиков» сюжет плавно перетекает из научной фантастики в мистику.
Потому что это новое слово в жанре.
Потому что есть интересная и свежая идея.
Потому что у сюжета имеется нестандартный мистический подтекст.
Потому что в процессе чтения удаётся выйти за пределы привычной парадигмы и появляется повод подумать.
Потому что охвачены все любимые публикой сюжеты.
Потому что это не вторично.
Потому что сюжет лихо закручен.
Повторюсь — это не мои выводы, с некоторыми я даже не согласен. И вообще — это, в в определённой степени, конечно, шутка, хотя процитированные отзывы — вполне серьёзны.
Но у меня есть одиннадцатая и самая главная причина, по которой следует прочитать «Тёмные воды», а заодно и «Хроники Чёрной Земли»: уже в ближайшие недели на литпорталах появится новый роман из цикла «Тёмные воды» — «Дурман». Он свяжет идеи первой и второй книг цикла, разъяснит некоторые моменты, которые оставались нераскрытыми и создаст дополнительную интригу.
В принципе, мои книги можно читать отдельно друг от друга и не чувствовать, что ты чего-то не знаешь, но вместе они создают более целостную и объёмную картину происходящего. Пересказывать не буду, но надеюсь, что из отзывов к новой книге тоже удастся составить список из десятка причин, по которым её следует прочитать.
Как говорится, если хотите повеселить Бога, расскажите ему о своих планах. Писал я писал, упёрся в сюжетный тупик, растерялся… и вместо продолжения «Тёмных вод», начал писать приквел. Он писался вполне успешно, но в какой-то момент я понял, что получается пресновато — несмотря на обилие сюжетных поворотов, даже весьма неожиданных, всё равно, чего-то сюжету не хватает.
И оказалось, что не хватает продолжения «Хроник Чёрной Земли». Так мой третий роман стал одновременно приквелом к «…водам» и продолжением «…Земли». Ещё бы огоньку, попросил я у своих муз, и тут же они любезно дали мне огненную идею. Просто огненную, обжигающую — именно она прямо сейчас вставляется в уже написанный текст.
Итак, о чём же моя новая книга? Я не люблю делиться невоплощёнными планами, но тут уже всё близко, всё вот-вот, есть уже и обложка и даже варианты аннотации. Одна из них такова:
цитата
Странные события начинают происходить вокруг Кости этой весной… Сначала куда-то исчезают все люди. Через два дня они возвращаются, но теперь исчезает Костина новая знакомая Надя, и всё указывает на то, что её похитили люди из монастыря. И массовый гипноз, источником которого, похоже, являются обычные городские цветочки — одуванчики, только странного синего цвета. Или это не гипноз? А у Ленки случаются странные провалы в памяти, впрочем, они теперь у всех, но не все о них знают.
Одновременно Костин сосед Владвас твердит что-то о надвигающейся катастрофе и красной звезде, несущей гибель человечеству. Интриги добавляет то, что похожая звезда уже восходила на земном небосклоне в прошлом — во времена египетского визиря Имхотепа…
Тупик, кстати, по ходу работы тоже, кажется, преодолён, так что продолжению «Тёмных вод» тоже быть.
Всю прошлую осень писал продолжение «Хроник Чёрной Земли», но к середине ноября понял, что нужно срочно переключиться с Египта на что-то другое. В конце ноября написал рассказ «Упырь», в декабре старательно забывал о Египте и античности вообще и вот… не знаю, хорошая это новость или нет, но уже третий день я пишу продолжение «Зимнего апокалипсиса».
Продолжение «Хроник…», видимо, буду заканчивать уже после. А там много интересных идей. Например, не очень широко известно, что античные авторы описывали Сириус как яркую красную звезду. Астрономы даже вынуждены были давать объяснение этому удивительному факту, в том числе, в прессе. Так, советский астроном, профессор Мартынов в 1976 году в журнале «Земля и вселенная» опубликовал собственную версию, объясняющую этот феномен. По его мнению, это необычное свечение Сириуса объяснялось тем, что звезда-двойник Сириуса (Сириус В) — взорвалась и очень быстро потеряла большую часть массы. В итоге, блеск Сириуса за очень короткое время достиг –11 или даже –13 звёздной величины, то есть, по сути, сравнялся с блеском Луны, и Сириус был видим даже днём — в виде громадного красного пятна на небосводе. И это событие, судя по всему, совпало с эрой строительства пирамид, а первую пирамиду в Древнем Египте, как известно, построил Имхотеп — чати фараона Джосера. То есть, главный герой моей книги.
Разумеется, египтяне не могли не отреагировать на внезапное и столь мощное увеличение блеска звезды, да и мы бы тоже не смогли. И египтяне, конечно, отреагировали. Как, я тоже начал описывать в романе: не могу же я игнорировать грандиознейшее космическое событие античности. Скажу больше — это центральная ось сюжета. Но теперь этот роман немного откладывается.