Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 января 2012 г. 22:31

Над заснеженным Скайримом гордо реет Буревестник ту'умом молнии подобный

неизвестный солитьюдский бард


Скайрим раздирает гражданская война. Брат восстал на брата, а сын на отца. Отставая свою независимость, свою свободу и своих богов бьются насмерть Братья Бури. Легион всеми силами тщится удержать от распада и так ослабленную Империю. У каждого своя правда и непоколебимая вера. Никто даже не помышляет о переговорах — эта война закончится с гибелью одной из сторон.

Честно сказать, я долго колебался, выбирая к кому примкнуть в этом конфликте. Всегда мои симпатии были на стороне Империи, но в этот раз... В этот раз они дали перебой — уж больно вдохновленно кричали на улицах Виндхельма "Скайрим для нордов!" К тому же, трудно симпатизировать тем ребятам, которые без суда и следствия отправляют тебя на плаху. Но решающую роль сыграл в общем-то малозначительный факт — при создании персонажа я не мудрствуя лукаво сделал его (вернее, её) нордом. Углядев в этом перст Талоса, я повесил верный лук на плечо и побрел на север, туда, куда указал мне старина Ралоф — записываться в добровольцы.


Задание 1 — "Вступление в ряды Братьев Бури"

Виндхельм
Виндхельм

К Братьям принимают в сумрачном и снежном Виндхельме, во дворце, где на троне сидит наш старый знакомый — мятежный ярл и королевский убийца Ульфрик Буревестник. Но куда чаще нам придется иметь дело с его близайшим сподвижником — Галмаром по прозвищу Каменный Кулак. В частности, новобранцами занимается именно он, пусть даже эти новобранцы бежали из имперского плена вместе с Ульфриком в опломбированной телеге.

Чтобы доказать свою храбрость и быть допущенным к Братьям Бури необходимо принести Галмару клыки ледяного привидения. Где обитают подобные привидения, он отметит.

Единственное, что сложного в этом задании — добираться до пункта назначения, хоть и не очень далеко, но ужасно обременительно. К тому же приходится постоянно раздавать пинки встречным хоркерам и медведям. Любителей легких путей вынужден расстроить — прийти к Галмару с клыками других ледяных привидений нельзя, ему подавай только то самое.

Кстати, рядом с призраком можно найти Камень Змеи.

После выполнения Галмар позволит вступить в ряды Братьев — для этого надо произнести клятву. Осторожно, после неё обратного пути уже не будет.


Задание 2 — "Зубчатая корона"

Для большинства нордов Ульфрик всё ещё убийца законного короля, а не герой-освободитель, тем более, что Совет Ярлов поддерживает жену Торуга. Однако, старина Галмар знает, что надо делать, чтобы перетянуть этих тюфяков на свою сторону — надо всего лишь разыскать зубчатую корону короля Боргаса, утраченный символ мощи и власти Скайрима. К этому делу прилагается очередное пророчество в стихах (как и должно быть с нормальным пророчеством, а не той ерундой что вкручивал нам Терри Гудкайнд). Помогать неугомонному соратнику придется вам, впрочем не в одиночестве — на точке сбора у руин Корванъюнд нас ожидает ещё пяток Братьев — и сестер! — Бури, в том числе и старый знакомый — Ралоф.

Увы, с короной мы припозднились — Корванъюнд уже обнаружен и оцеплен имперцами, которым не очень хочется видеть нашего босса триумфатором. Однако, Галмару, глубоко плевать — как истинный норд, он не останавливается перед препятствиями, а сносит их ударом кулака или секиры. Имперцев придется резать и снаружи, и внутри. Впрочем, вырубаются они довольно легко.

После пары стычек Каменный Кулак якобы чувствует засаду и отправляет разведчика в обход. Надо ли говорить, что эта участь принадлежит нам? Ещё периодически Галмар виснет перед запертыми воротами, даже если там в двух метрах есть обходной путь.

Искомая корона находится в крипте, на голове у драугра-военачальника. Сперва он сидит на троне и как всякий покойник, не подает признаков жизни, но радостный ор Ралофа, нашедшего корону будит и его, и ещё парочку его приспешников, которых приходится бодро рубать всей толпой (орёт покойный лучше Ралофа — аж в сторону отбрасывает). Потом снимаем с теперь уж точно мертвого военачальника корону и какой-нибудь трофей себе. У меня лично это был эбонитовый молот. Тут же можно выучить один из криков — замедление времени. Также за троном имеется сундучок, но хабар там дрянной — пара бутылок с зельем, немного золота и какой-нибудь предмет (железные перчатки).

Обшарив рундук и выучив слово можно брать корону в охапку и валить к Буревестнику — Галмар с Ралофом всё равно остаются в крипте, изучать наскальную живопись.

Если вы, как и я, принципиально не пользуетесь быстрым перемещением — советую быть осторожней, в лесу вокруг гробницы водятся снежные тролли, и если вы направитесь в Виндхельм кратчайшим путем то обязательно наткнетесь на одного, а может и на парочку.


Задание 3 — "Сообщение для Вайтрана"

Простенькое задание. Надо всего-то передать топор войны Ульфрика ярлу Балгруфу. Если он топор примет — значит, готов встать на сторону Братьев Бури. Вернет — начнется война Виндхедьма и Вайтрана. Тут от нас ничего не зависит, всё идёт по сценарию — наша задача только дождаться решения и сообщить об этом Буревестнику.


 Штурм Вайтрана. Начало...
Штурм Вайтрана. Начало...

Задание 4 — "Битва при Вайтране"

... и конец
... и конец

Итак, команчи входят на тропу войны! Всё просто, как краденая репа — идём и бьём всех в цветах Вайтрана, попутно прорываясь к Драконьему пределу. Там деремся с Балгруфом и его телохранительницей, потом принимаем от измочаленного ярла капитуляцию. В одного это проделать было бы сложновато, но нас сопровождают Галмар, Ралоф и ещё куча Братьев Бури, так что можно вообще в ус не дуть, при желании они прекрасно справляются сами.

За преподнесённый на блюдце Вайтран Ульфрик даст награду — стеклянный меч с уроном огнём — и обзовёт нехорошим словом (не иначе потому что я к нему среди ночи приперся) назовет вас "Ледяные жилы" (якобы за то, что "кровь этой земли проникла в твои вены"). Учтите, простодушные норды и вправду будут вас так называть, не всегда, но частенько.


Задание 5 — "Форт Нойград. Спасение товарищей"

После Вайтрана Ульфрик отпускает нас на вольные хлеба, напоследок намекнув, что Галмар планирует новую операцию где-то под Фолкритом. Похоже, что у предводителя восстания нелады с географией — лагерь, где обитается Галмар гораздо ближе к Хелгену нежели к Фолкриту (а я дурак, упилил). Впрочем, после налета Алдуина на Хелгена и нашего бравого бегства оттуда поселок, не представляет никакого интереса, так что формально наш буревестник революции прав.

Галмар дает задание — захватить форт Нойград, но перед этим встретиться с посланной им ранее разведгруппой. Разведчиками командует Ралоф, он же ставит перед нами задачу — чтобы не штурмовать имперский форт в лоб, нам надо проникнуть внутрь, в тюрьму, освободить заключенных там узников совести Братьев Бури и ударить изнутри, а там уже подоспеет "кавалерия". Тайный вход в темницу рядом, но скрыт водами озера. Причем к озеру надо идти мимо форта. Ралоф советует красться, но всё это ерунда — похоже, легионеры перекололись веретеном до одури, потому что не замечают угрозы, хоть вприпрыжку бегай.

Проход обнаруживается легко, достаточно немного поплавать под водой. На той стороне выбираемся из воды и устраиваем локальный экстерминатус парочке легионеров-тюремщиков (у которых на двоих 3(!) ключа от камер). Затем отпираем клетки и во главе веселой ватаги нордов несемся рубать "имперскую гадину" в внутреннем дворе. Рубятся норды что надо — по крайней мере двор зачистили быстрее чем я успел оглядеться и понять, куда надо бежать (а темно же было, не видно). Зачистку внутренних помещений форта тоже можно поручить им, а можно пойти и одному — имперцев там много, но вот толку от них чуть (видимо, здесь квартировался местный, имперский стройбат). В кабинете командира гарнизона можно обнаружить не отправленный рапорт, где в числе прочего говориться о необходимости подкрепления, иначе атаки легион не выдержит. Зря он его не отправил, ох зря.

Кстати, это единственное задание, где мы не долбимся своим нордическим лбом в воротам Империи — остальные форты атакуются именно так.


Задание 6 — "Военная добыча"

Теперь наш путь лежит на запад. Ульфрик и Галмар планируют захватить Предел Изгоев. Для этого нам предстоит прибыть в его столицу Маркарт и отыскать там управителя Рерика. Это дядя маркартского ярла и втайне он поклоняется Талосу. Именно этим поклонением мы будем его шантажировать — для этого обыщите его покои во дворце и найдите медальон Талоса. Продемонстрировав компрометирующий медальон, поговорите с Рериком. Он начнет распинаться, что служит только ярлу и Маркарту, но в окнце концов сообщит кое-что интересное. Оказывается недавно имперцы отправили обоз с серебром из Маркарта в Солитьюд (кажется). Не иначе эти деньги пойдут на финансирование военной кампании против Ульфрика, поэтому наша задача обозу воспрепятствовать. да и без этого куш немалый — в Маркарте и окрестных шахтах добывается половина запасов серебра Скайрима (от себя добавлю — и треть золота, так что носите с собой кирку).

Выслушав доклад об обозе Галмар даст недвусмысленное указание — будем брать. Брать будем вновь в компании с Ралофом — он и ещё пара нордов будут ждать нас в горах. У обозников сломалась телега, и они встали на привал, чем мы и воспользуемся. За исключение сбивания часового аж из 3 луков подряд в операции нет ничего сложно — легионеры слабы и их немного.

В обозе, кроме обычного скарба, обнаруживается три сотни монет и 21 серебряный слиток. Кстати, с Рерика для установления делых контатков (или что-то в этом роде) можно стрясти ещё 1250 золотых. В общем, «всякая революция чего-то стоит, если делается на чужие деньги».

"Во глубине маркартских руд..."
"Во глубине маркартских руд..."

А Предел, кстати, достанется Ульфрику без боя – всю местную стражу вырежут Изгои Маданаха при побеге последнего из тюрьмы (таки с нашим активным участием). После этого Маданах, наверное, изорвал остатки волос на голове – своими руками очистить дорогу Буревестнику, которого Изгои «любят» как боснийцы Аркана, это дорогого стоит.


Задание 7 — "Битва за форт Сангард"

После захвата Предела Галмар отправляет нас упрочнять позиции Братьев Бури в центральном Скайриме. Вместе с отрядом восставших вы должны захватить форт Сангард. Предупреждаю, драка будет страшной — как говаривал Сергей Лисиченко, "каши на всех не хватит". Имперский гарнизон форта хоть и слаб, но многочисленен (впрочем, к нам тоже подходят подкрепления), а самое главное — вовсе не рвется скрестить мечи в честной схватке. Легионеры уповают на луки, поэтому засыпают нордов (и нас в том числе) градом стрел. Конечно, имперский лук не очень сильное оружие, но когда их десятка полтора-два поневоле приходиться с ними считаться. Рванув вперед в берсеркерском раже я очень быстро превартился в подушечку для иголок, и в конечном итоге повторил незавидную участь Дриза Кардога (не трудитесь вспоминать кто это, это вовсе не скайримский персонаж). На следующий раз был осмотрительней.

После захвата Братья Бури форт покидают. Видимо, это была акция устрашения. Кстати, по кое-каким уликам становится ясно, что кроме имперцев в Сангарде квартировались и талморцы, но при штурме ни один из них обнаружен не был.

 "Давайте выпустим медвежью кавалерию!"
"Давайте выпустим медвежью кавалерию!"


Задание 8 — "Дезинформация"

Галмар опять задумал, как кинуть Легион через топор и топорище. Вам надлежит найти его в полевом лагере Хьялмарк (это между Данстаром и Солитьюдом, рядом со знаменитыми топями Морфала) и узнать подробности. Они таковы — легион снова замышляет что-то явно не сулящее Братьям Бури ничего хорошего, поэтому его планы надо быстренько расстроить. Но для начала их надо узнать, поэтому Каменный Кулак отправляет нас ловить имперского дип. курьера с приказами. Курьер движется из пункта А в пункт Б т.е. из Рорикстреда в Драконий мост по дороге, нам надо его перехватить и забрать бумаги (скоростью в этой задаче можно пренебречь). Ничего сложного в этом нет — курьер, конечно шустрый, но до быстроногого троянца Гектора ему далеко. Да и вообще, ни один гонец в мире ещё не обогнал стрелу! Хотя если брать апории Зенона...

Впрочем, парня можно и не убивать — я, например, ни не самой раскачанной скрытности свистнул искомое у него прямо на бегу. Потом надобно тащить пакет Галмару, который скажет, что имперцы хотели подкреплений в форт Сноухок (он тут же рядом, на болотах), а получат от дохлого осла уши. Слегка подкорректировав бумаги Каменный кулак вернет их вам и попросит доставить легату Таурину Дулию (замечательное имечко, не правда ли?) в Морфал.


Задание 9 — "Атака на форт Сноухок"

Раз уж нам удалось обнаружить в позициях Империи слабое звено, то грех этим не воспользоваться – надо сказать, что иногда Галмар рассуждает на удивление здраво. Ах если бы он ещё сам в атаку ходил, а не подручных Довакинов гонял! Но ворчи, не ворчи, а Сноухок должен быть разрушен!

Всё точно также, как всегда — рубим имперцев, пока не одуреем. Потом идём рапортовать Ульфрику. В награду он даст стеклянную броньку (или комплект офицерского снаряжения братьев Бури a la Галмар) и новый кеннинг, на этот раз почти приличный. А также пригласит на пикник в Храгстад (оттуда, между прочим, до Солитьюда дочихнуть можно)


Задание 10 "Атака на форт Храгстад"

Собственно, этим всё сказано. Похоже, разработчики устали от гражданской войны больше всех в Скайриме, поэтому последние миссии делали спустя рукава. Тут то же самое — пришёл, увидел, порубил. Только вот Хаафингар это уже мягкое подбрюшье Солитьюда (хотя форт вновь комплектовали стройбатовцами, а Тулий ещё распинался, что в Скайрим направили лучшие части!)

Последний легат
Последний легат


Задание 11 "Взятие Солитьюда"

После Хаафингара нам дорога одна — на Берлин. Перед городскими воротами Буревестник толкает проникновенную речь (особенно трогательно при этом на заднем фоне смотрелась парочка талморцев, как ни в чём не бывало заходящим в город) и мы идём, точнее — бежим на штурм. Солитьюд после обстрела из катапульт наполовину лежит в руинах, но имперцы защищаются рьяно — ещё бы, отступать некуда, в случае поражения суровые норды посбрасывают их всех в Море Призраков. Впрочем, это ерунда — ведь "с нами Вовка, с нами Вадим..." — вернее Галмар и Ульфрик. Но даже этим двум приходится попотеть, уж больно много врагов. Но мы ведь не собираемся отступать, когда победа так близко?

Наша цель вовсе не Синий дворец, как может показаться, а Мрачный замок. В этот раз он оправдывает своё название и больше всего напоминает бункер Гитлера в последние дни. Тулий готов капитулировать, но легат Рикке рвется в бой, в результате по голове получают оба (хотя Рикке и Галмар, и Ульфрик несколько раз предлагали уйти в сторону). Добивать имперского генерала Буревестник любезно предлагает нам. Можно согласиться, а можно послать его в задницу (что лично я и проделал) — он не обидится и сам дорежет и так раненого Тулия. Потом опять толкнет речугу (сразу видно — Голосистый мужик, мастер ораторского искусства) про то, как же нам было плохо без тебя, Довакин, подарит якобы свой меч (дарит эбонитовый с вампиризмом на 25 пунктов, сам во время боя рубится обычным железным) и попросит постоять рядышком, когда он будет читать очередную речь солдатам.

Это будет здесь же, во дворе замка, освещенного огнями пылающего Солитьюда. В ходе речи объявит о созыве учредительного собрания и примет присягу перепуганой Элисиф. Во время речи нам вменяется в обязанности стоит и изображать из себя знамя победы.


На этом кампания заканчивается. Не могу сказать, что она меня сильно порадовала, особенно под конец, когда пошла тотальная вырубка имперцев. Да и её можно было реализовать не так топорно, например — отказаться от паровоза по имени Довакин и предоставить сторонам самостоятельно вести войну. Было бы шикарно уйти в рейд за головами гленморильских ведьм, а там краешком зацепить пару квестов в Пределе и, по возвращении в Вайтран обнаружить, что над Драконьим пределом снова вьется флаг Империи, а со стен глядят на груженого добычей по самые уши Довакина имперские лучники.

А уж совсем безумно шикарно было бы, если основное приключение строили из расчёта, что Довакин — это Ульфрик. Он ведь единственный человек (кроме игрока и Седобородых), кто использует Крик и смерть Торуга ясный пример того.

Напоследок. Вы никогда не ощущали стойкое deja vu слушая речи Каменного Кулака о талморцах или разглядывая надменный профиль Буревестника? Никогда не думали, что всё это чертовски знакомо? Нет? А я всё время думал, что же мне это всё напоминает, пока случайное не наткнулся на вот эту картинку. Ну, просто одно лицо на двоих, Ульфрик только без бороды.


Тэги: Skyrim
Статья написана 18 декабря 2011 г. 14:52

Не скрою, я давно вынашивал кое-какие планы в отношении колонки, а Новый год — каждый знает — самое подходящее время для претворения планов в жизнь (после следующего понедельника, естественно). Однако, перед тем, как осуществлять запланированное я хочу спросить у подписчиков и читателей — стоит ли оно того? Или лучше оставить всё, как есть?

Первое нововведение коснется размещаемых здесь отзывов и рецензий. В них наконец-то появятся оценки, но, так как обходится одними только цифрами банально, а идеологически верный star bar уже занят, оценки будут заменены плашками, вроде тех, что можно лицезреть на Лукоморье. Естественно, до тамошнего разнообразия мне далеко (да и вообще — мы же тут приличные люди), поэтому сходство будет чисто визуальным, а плашка, по сути, будет соответствовать какой-то оценке фантлабовской шкалы. Что-то похожее было уже в статье о "Слезах солнца", но теперь дизайн изменится в сторону большей аккуратности.

Второе, что я планирую — добавить в книжные рецензии рубрики. Пока есть соображения на пару — о неизвестных широкой публике авторах и об публикующихся на СамИздате — но, может, будет и что-то ещё.


Статья написана 7 декабря 2011 г. 20:16

Давно хотел написать об этой антологии, представленной нам издательством Яуза, но всё как-то руки не доходили, а сегодня вот, дошли. Учитывая обстоятельства покупки – давно пора.

Дело в том, что «Зомби в СССР» — первая, после долгого перерыва, книга которую я реально искал в магазинах. Обычно у меня нет такой привычки, я выбираю то, что хочу почитать прямо у книжных полок. Иногда ещё могу проявить дальновидность и, отставив книжку в сторону, сгонять домой – почитать на неё отзывы, но это уже редкость.

А тут на меня нашло. Скорей всего – потому что зомби оказались в СССР. Если бы ожившие мертвецы обнаружились в средневековой Германии, Англии восемнадцатого столетия или в современной Москве (Питере, Нижнем Новгороде, Крыжополе), я бы не моргнув прошёл мимо. Но в СССР, как известно, зомби нет! Ну, или до недавнего времени не было. В общем, оценив масштабы полигона – русское поле экспериментов же! – я решил оценить и антологию. Опять же, в сборниках порой новые имена открыть можно…

Сказано – сделано. Отправившись в ближайший книжный, я устроил форменные археологические раскопки на полках с фантастикой, благо копать было где – под книжки Яузы там был отведен целый стеллаж. По традиции книжка оказалась на самой нижней полке, да ещё во втором ряду, так что пришлось практически нырять за ней. Но это уже не могло меня остановить, к тому же я заранее проявил нехарактерную для себя предосторожность и взял с собой в поход товарища, так что вытаскивать меня за ноги было кому.

Увы, сейчас, по прочтении сборника я не могу сказать, что игра стоила свеч. Контрольный выстрел не вышел, пуля прошла по касательной, если выражаться словами составителей.

Основная беда «Зомби в СССР», что зомби в ней хоть отбавляй, а вот СССР негусто. Условно, рассказы, входящие в состав антологии можно разделить на те, где СССР есть, и где его нет (во вторую категорию я отношу также рассказы вроде «Спасти зомби», где Союз пришит на скорую руку, белыми нитками и во-о-от такими стежками).

Пройдемся по самим рассказам.


Открывает сборник «Заклятие духов тела» Леонида Каганова – рассказ неплохой и, что называется, «будоражущий». Если рассматривать его отдельно, вне сборника, то становится заметным невыразительный и комканый финал, но на роль «открывашки» антологии более подходящую вещь найти трудно. Ллео умеет нагнетать ситуацию и держать читателя в напряжении, а то, что он ухитряется при этом обходиться без пожирающих людскую плоть зомби, лишь добавляет ему баллов. К несчастью, заодно он совершенно спокойно обходится без Советского Союза, а ведь нам обещали!

Другое дело, идущий вторым номером Михаил Кликин. В его «Мертвых пашнях» мы с первых строк погружаемся в дождливую атмосферу первых недель сентября, когда – правильно! – все студенты непременно ездили на картошку. Кто же мог предвидеть, что в деревеньке Росцыно из земли лезут не только корнеплоды?

Кликин не ограничивается одной «картошкой», в небольшой по объему повести можно отыскать такие приметы времени как идеологически верное чтение «Малой земли» старостой отряда, запрещенное каратэ и «Самоцветы» на «Маяке». К тому же, автору хорошо удается показать быт студентов, а когда доходит до встречи с зомби мастерство его тоже не подводит. Другое дело, что само столкновение людей и мертвецов показывается крайне плоско, поэтому финал повести представляет собой очередные «пострелюшки». Хотя в самом конце автор намекает, что не всё так однозначно.

Рассказ Татьяны Томах «Дорога через Ахерон» — единственный в антологии, вышедший из-под пера женщины. И это идёт ему как на пользу, так и во вред. С одной стороны тут нет упора на экшн, с другой – лиричность рядом с зомби тоже как-то неуместна, а в «Дороге…» ощущаются именно лирические нотки, особенно это заметно в образах главных героев – Лёхи и поручика Ольховского. Уж больно они идеализированы, оба этих персонажа, и вместе им, на мой взгляд, тесновато. Впрочем, это не умаляет достоинств рассказа, тем более, что это одна из немногих работ, где конфликт живых и не-мертвых показан более-менее объемно и не сведен к одной только пальбе. Но… но с темой антологии «Дорога через Ахерон» связана весьма косвенно и, происходи события, скажем, в современной России вряд ли что-то сильно изменилось.

На фоне предыдущей работы особенно контрастно смотрится «Генератор» Сергея Волкова – если там была лирика, то это, пожалуй, единственная работа, претендующая на звание «советский трэш». Здесь есть всё, что нужно – закрытые города с зомби, секретные военные разработки, сарказм по отношению к тогдашнему гос. строю, море крови и вывалившихся внутренностей. Здесь есть всё… не хватает только искры таланта, чтобы вдохнуть в эти декорации хотя бы иллюзию жизни. Поэтому сарказм не идёт дальше едких фраз о «вечном» Политбюро, о разработках говорится мало и неохотно, да и сами эти разработки какие-то… унылые и воображение нисколько не потрясают. И сам рассказ точно такой же, похожий на тех зомби, «умрунов», что бродят по его страницам. В дополнении ко всему имеется ещё крайне неясный финал, который вроде бы должен интриговать, но вызывает скорей недоумение.

У Александра Бачило вышло намного удачней. Быть может, его сатира покажется кому-то чересчур простоватой — я, к примеру, видел нечто схожее на какой-то ФЛР и исполнено там было интересней – но в актуальности «Неглиневскому кладбищу» отказать нельзя. Увы, но слишком много в нашей жизни похожих на Шатохина (а вот, таких как Сергей Окользин – всё меньше).

Нельзя отнять у рассказа и других достоинств, в числе которых я первым бы выделил визуализацию. Не уделяя, казалось бы, много времени описаниям Александр рисует картины, которые тут же встают у читателя перед глазами, будь то избушка шабашников, свадьб в сельской столовой или приемная директора грубельного завода. А уж сцена в развалинах водонапорной башни и следующий за ней побег от зомби, пожалуй, способны вызвать вторжение мурашек на спину читателя. Не Лавкрафт, конечно, с его «Тенью над Иннсмутом», но что-то в духе того. Сходство усиливает и то, что главный герой «Кладбища…» похож на героев мастера из Провиденса, а не на современных истребителей зомби, навербованных авторами из военных, студентов и других мирных советских граждан. Бачиловский Окользин – не супермен с АК-47 или РПК, уничтожающий зомби десятками и сотнями, а обыкновенный человек с инстинктом самосохранения – поэтому он не лезет зачищать логово зла до последнего монстра, а лишь старается донести до других, что, оно, это логово, существует и надо «обратить внимание». Крайне несовременно, поэтому – бальзамом на душу.

Бальзам, однако, был смазан достаточно быстро – уже следующим рассказом. Вообще, стоит отметить, что сборник составлен таким образом, что слабые и сильные рассказы в нём идут через одного. Эту закономерность я подметил ещё в самом начале антологии, а рассказ Максима Маскаля лишний раз подтвердил наблюдения. Действительно «Спасти зомби» — достаточно тривиальная история. В ней повествуется о том, как молодой журналист прибывает в глубинку, чтобы написать материал о заповеднике зомби, который тут открыл один шустрый предприниматель. Открыл, естественно, не для того, чтобы зомби обитали в комфортных условия – он же предприниматель, а не идиот – а чтобы люди за денежку могли поохотиться на оживших покойников. Задумка, как мне кажется, больше подходящая для сборника «Зомби в лихие 90-ые» или «Байки из склепа начала перестройки».

Но просто писать про охоту автору показалось неинтересным, поэтому сюжет подвергся легкому выворачиванию – в конце концов, герой понимает, что уничтожать надо людей («УВЧ!» — командует старина Бендер), а зомби, наоборот, спасать. Не самая дурная идея, учитывая, что зомби убивает, в общем-то, потому, что иначе не может, а человек такая сволочь, которая может не убивать, не насиловать и не грабить, но нет-нет и норовит этим заняться .Однако, для Маскаля подобная идея кажется чересчур сложной, поэтому герой проникается симпатиями к живым мертвецам проще – его, вусмерть упитого после вчерашней удачной охоты, кусает младенец-зомби. Voila! Одним ожившим покойничком становится больше, и теперь наш журналист не может равнодушно смотреть как истребляют зомби, хотя ещё вчера с любопытством разглядывал «охотничьи трофеи» предпринимателя Дмитренко – того самого устроителя заповедника и примерного отца двоих детей по совместительству.

Воистину, человек – странное создание.

В следующем рассказе охота на немертвых тоже играет немалую роль. Я долго думал, что напоминает мне «Территория бессмертных» Алины и Дениса Голиковых, пока не сообразил – этот же Горький-18, только в книжном формате и без острот зеленого оперуполномоченного. Для тех, кто в силу каких-то причин в эту винрарную игру не играл и ничего о ней не слышал, поясню – это такой боевичок с элементами трэша, немудреный, но в принципе драйвовый. При переходе в литературную форму драйв подрастерялся, зато окреп трэш. Партийные функционеры, забавы ради охотящиеся на зомби после фуршета, Институт личного бессмертия вождя и его вросший в своё кресло директор-монстр, загипнотизированные гигантской паучихой пионеры с огнеметами… Не знаю, где авторы берут свои наркотики, но тоже не отказался бы от таблеточки-другой.

Жаль только, что все эти почти фантасмагоричные сущности низведены до роли обычных статистов в примитивном боевике – измыслить что-то посложней Денису и Алине не удалось. Видимо, наркотики кончились.

Есть масса факторов, по которым читатели оценивают, хорош ли рассказ (повесть, роман, вообще – литературное произведение). Для меня одним из таких факторов является «неоднозначность» его толкования, то есть, то, когда каждый может увидеть в тексте что-то своё. «Поезд мёртвых» — один из таких рассказов. Кто-то прочет его и скажет, что семью и близких надо любить и ценить, какими бы они не были, кто-то – что помогать другим стоит, невзирая на риск (впусти Атос людей из другого вагона, с Севой ничего бы не произошло). А я, лично я, скажу, что этот рассказ, наверное, о том, что не стоит пытаться отсидеться в тихом темном уголке, когда рядом гибнут люди. Да, это может помочь выжить, но вот не стоит надеяться сохранить после этого человеческий облик.

Вполне возможно, что это всё только мои домыслы (ну, про облик 100% мои – автор ничего такого в текст не вкладывал), но в одном я уверен точно. У Юрия Погуляя получился хороший рассказ.

А вот у Тимура Алиева и Мурада Магомадова – авторов следующего рассказа – ничего хорошего не получилось. Сказать по правде «Старик и зомби» настолько плох, для чего его вообще напечатали. У меня есть два варианта ответа – либо надо было написать что-то и о южных республиках Союза, либо книгу просто добивали до необходимого объема. В любом случае, лучше было бы оставить всё, как есть, потому что даже в этой, не хватающей звезд с неба антологии, рассказ смотрится… нет, не проходным – ненужным.

«Хороший размен» Алеся Куламесы – ещё один рассказ с кинематографическими ассоциациями. На этот раз при чтении вспоминается ни много ни мало — «Обитель зла»! Только вместо Милы Йовович благородным делом уничтожения зомби, мутантов и прочих мангалоров занимаются отец и сын. Они, впрочем, наивно считают, что просто пытаются выжить, но нас так просто не проведешь. Это в кино глупо пилить сук, который позволит снять ещё пару-тройку сиквелов, а в отдельно взятом рассказе можно и расставить точки на «ё». Поэтому быть нашим зомби-мангалорам битыми и убитыми. Но, конечно, не сразу – вначале героям положено обрасти спутниками, потом половину этих спутников потерять (как минимум одного из них зомби должны разорвать на части на глазах других), немножко помыкаться и пострадать. Всё это – рассыпая на своем пути ещё теплые дымящиеся гильзы.

Так, собственно говоря, и происходит. Зомби рвут на куски спутников героев, сами герои рвутся к своей цели, все стреляют, кричат и алчно щёлкают челюстями. В общем, русский экшн – бессмысленный и беспощадный. Не того, ох не того я ждал от Алеся, автора замечательного триптиха «Под белым крылом». Увы, ожиданиям моим не суждено было сбыться. Конечно, это дело автора, что ему писать, но, на мой взгляд, променять оригинальный и живой мир «старажытной Беларуси» на штамповку в декорациях очередного с.т.о.ч.к.е.р.а. – не самое удачное решение.

Впрочем, на финал антологии грех жаловаться – там редакторы всё-таки расщедрились и выложили на стол пару тузов, один из которых оказался даже козырным.

Впрочем, мне, при всём уважении к творчеству Юрия Бурносова, больше понравился рассказ Александра Подольского. «Забытые чёртом» — настоящая жемчужина сборника, как минимум на голову превосходящая большую часть представленных работ. В первую очередь, такое превосходство достигается тем, что «Забытые чёртом» — единственный по-настоящему тёмный и мрачный рассказ во всем сборнике. Мрак и безысходность берут за горло почти с самого начала и уже не ослабят своей хватки до последних строк.

Этот и без того стальной хват усиливает то, что никаких скидок и подачек героям в рассказе нет – наоборот, автор делает всё возможное, чтобы его персонажам было трудней выворачиваться из передряги. Иной раз даже кажется, что со вставлением палок в колеса Подольский перебарщивает, но это, скорей всего, оттого что я давным-давно размяк и привык к хэппи-эндам.

Также к числу явных достоинств рассказа можно отнести умело созданную атмосферу (половина успеха хоррора), авторскую образованность (я, например, ничего о БАМЛаге не знал – и думаю, не я один)… Да много чего можно отнести! Но я хотел бы обратить внимание на достоинство не слишком бросающееся в глаза – на язык автора. На первый взгляд, ничего особенного, ни стилизации, ни чего-то подобного здесь нет, обычный язык – простой и понятный. Но иногда среди этой простоты и понятности встречаются неожиданные образы и сравнения, которым меня, человека не чуждого филологии, приятно удивили.

В отличие от Подольского, показывающего события весьма локального характера, Юрий Бурносов более масштабе – в его рассказе «Летят утки» пред нашими глазами разворачивается картина настоящего зомби-апокалипсиса, шаг за шагом набирающего обороты. То, что начиналось в морге обычной провинциальной больницы, с пугающей скоростью распространяются по городу и спустя пару часов Энск уже отрезан от всего остального Союза (в котором тоже не все гладко) и каждый его житель остается со своей судьбой наедине. Сопротивление милиции смешно и особых результатов не имеет, партком поражен нерешительностью, героизм отдельных граждан, как обычно и бывает, ни к чему не ведет.

Бурносов тоже мрачен, хоть и не так как Подольский. Вместе душной безысходности «Забытых чёртом», здесь царит атмосфера кровавого абсурда, ещё более подчеркиваемая саркастическим языком автора. Это вряд ли понравится любителям zombie-shooter’ов и их новеллизаций, но если подходить по гамбургскому счёту то, что описывает Бурносов – наиболее приближенный к реальности вариант событий. Бестолковость и героизм, отчаяние и отвага сплетаются воедино, но помочь это уже вряд ли сможет – масштабы происходящего слишком велики. Жернова безжалостной судьбы могут упустить песчинку-другую, но большинству не удастся уйти – в финале «Уток…» это понимает не только читатель. Если бы все рассказы были на подобном уровне!

Увы, книга, что должна была стать первой ласточкой среди отечественных зомби-хорроров, оказалась осколком кирпича, выпущенным из рогатки. Как не похвалялись господа составители в предисловии, но зомби по имени Вторичность победил, перекусав половину авторов. Печально, но факт – вышло не лучше чем у «тупых пиндосов», а временами и хуже. Вместо хулиганского трэша (хотя бы в стиле "дичайший угар во мгле кутежа") или психоделии (хотя бы tomorrow) получился какой-то недо-"S.T.A.L.K.E.R.", серый и невыразительный.


P.S. Ни под каким видом больше не буду рецензировать антологии — уж больно много с ними мороки. Но на днях я планирую разжиться парой книжек, на которые точно — совершенно точно, а не как с Хаецкой! — будут отзывы.


Статья написана 20 ноября 2011 г. 16:47

Вблизи дракон оказался ещё больше. На секунду Эйприл испугалась, что не сможет даже оцарапать такую громадину, к тому же закованную в броню от носа до хвоста, но отступать было уже некуда – вайтранцы не могли отвлекать дракона вечно.

Она бросилась вперёд. И едва не попала под удар драконьего хвоста, но в последний момент успела пригнуться. Перекувырнулась, чувствуя как в спину впиваются острые камни, и оказалась меж лап чудовища. Высоко над ней белело уязвимое драконье брюхо, но дотянуться до него Эйприл не могла. В отчаянии она не нашла ничего лучше, как рубануть ближайшую к ней лапу, огромную и толстую словно колонна. Дракон взревел, вайтранцы что-то закричали – что именно, Эйприл не разобрала. Она успела ударить ещё дважды, целясь уже в другую лапу, когда дракон начал падать.

От удара земля содрогнулась. Эйприл повезло дважды – первый раз, что ей удалось пересечь драконьи сухожилья, второй – что падая, он не придавил её. Дальше было уже не так сложно. Увернуться от беспорядочных ударов лапами и хвостом, вскочить на шею, добежать, не поскользнувшись, до головы и вонзить клинок в огромный жёлтый глаз.

Спрыгивая с уже мертвого исполина воительница подумала: «Так, башку отрубить – и пускай в гостиной, над камином прибьют. Но вначале, конечно, надо камин установить. Эх, опять растраты!»


В круглых датах всегда есть что-то роковое, не важно, на самом ли деле печать судьбы отмечает их или это просто очередное людское заблуждение. И даже если в один прекрасный день ученые совершенно точно докажут, что совпадение чисел на календаре в виде… ну, скажем, последовательности Фибоначчи ни на что – совсем ни на что! – не влияет, человечество не забудет про "важные" циферки. Потому что это красиво и символично.

Этим страдают все. Ну, практически все. И чаша сия не минула серьезных вроде бы людей из компании Bethesda, которые выпустили своё новое детище – The Elder Scrolls V – Skyrim – в аккурат 11 ноября сего года. 11.11.11 стало быть.

Скорей всего, разработчики не вкладывали в эту дату особого значения, но эта магия чисел неожиданно подействовала на меня. Не знаю уж, в какую магическую фигуру сложились эти шесть единичек, но им удалось катапультировать меня из мягкого домашнего кресла прямиком в суровый Скайрим, а гейм-дизайнеры сделали все, чтобы я с самого первого момента ощущал спиной не мягкую спинку, а жесткий борт телеги. Дьявольски холодной, между прочим.

Не знаю, кому позакладывали души ребята из Bethesda и был ли вообще договор с нечистым, но им удалось совершить почти невозможное – с первых же секунд с головой погрузить меня в игровой мир. Я вообще геймер посредственный и ленивый, максимум, на что меня обычно хватает – погонять полчасика в «Дьябло» или сыграть пару матчей в «Лиге Хаоса» за своих любимых варваров. К тому же, происходит это с периодичностью пару раз в месяц…

А тут я просидел час… просидел второй… просидел до вечера… В общем, несмотря на то, что у меня была куча планов, я прозабыл про всё – кроме Скайрима. Суровый мир заснеженных лесов и ледяных пустошей поглотил меня с головой и вовсе не собирался выплевывать обратно, я выбрался сам, ближе к ночи, с тоской вспомнив, что завтра, вообще-то, на работу.

С той поры прошла почти неделя. И как-то нежданно-негаданно мне взбрела в голову мысль написать о «Скайриме». У нас, конечно, не игровой форум, но обсуждение игры в профильной теме идёт весьма активно, поэтому, думаю, найдется немалый процент тех, кого заинтересует мой обзор. Вернее – обзоры. Как нельзя объять необъятное, так невозможно описать «Скайрим» в одной, пусть даже объемной статье (тем более, что я вовсе не игровой журналист, да и большие статьи писать не умею). Поэтому начну с начала, а там уж посмотрим.


В начале, как известно, было слово… Не знаю, у кого как, а у меня это слово было: «Ух!» Ух, какая красота! Неяркое зимнее солнце за пеленой облаков, узкая лесная дорога. Могучие ели, в чьих пушистых ветвях запутались клочья белесого тумана. Хруст снега под тележными колесами…

Красиво и атмосферно. За пару минут разработчикам удалось создать у меня полное впечатление, что это – действительно Север.

Второй раз я ухнул минут через десять, и тут свою роль сыграла не только графика. Не буду раскрывать секретов, но будьте готовы уже в прологе увидеть небо в алмазах.

А третий раз я ухнул когда пролог наконец закончился и мы выбрались из Хелгена. По всей видимости, эта деревушка находилась высоко в горах, а выбравшись оттуда я оказался гораздо ниже, где потеплей. А уж когда потянулись обжитые места, я и вовсе завращал ушами от восторга. Очень красиво. И по атмосфере – вы уже поняли, что «Скайрим» очень атмосферная игра? – напоминает какое-то старое доброе фэнтези из переводных, годов этак 90-ых. Не буквально, конечно, но духом, этим погружением в волшебный мир, мир приключений и опасностей.

Но не всё оказалось так радужно. За внешнюю красоту игра расплатилась внутренней упрощенностью. Не знаю, в чем была причина – в желании Bethesda сделать игру для нескольких платформ сразу или просто расширить аудиторию за счёт ленивых казуалов – но факт остается фактом. Меню, например, один в один «приставочное», а вот куклы персонажа и в помине нет. Впрочем, это ерунда, привыкнуть несложно, но есть и изменения посерьезней. Например, начисто исчезли характеристики персонажа (ни Силы, ни Ловкости, ни Удачи больше нет).

Вот ещё некоторые нововведения, как положительные, так и не очень:

  1. развитие навыков больше не влияет на успех их применения (можно кастовать огненные шары даже ничего не смысля в магии, хватало бы маны)

  2. зато появились деревья способностей (а вот на их изучение навыки влияют)

  3. унифицировалась и расширилась система крафта (но теперь создавать новые и улучшать старые вещи можно только в определенных местах, оснащенных алхимической лабораторией, пентаграммой душ или кузницей)

  4. с конструктором заклинаний пришлось распрощаться

  5. классов в игре больше нет (и на развитие персонажа влияют сразу ВСЕ навыки)

  6. знаки, выбираемые при генерации персонажа, превратились в знаки, выбираемые по желанию – но для этого надо найти знаковый камень (двенадцать таких камней, отвечающих каждый за свой знак, разбросаны по Скайриму)

Но больше всего изменений претерпела карта. Во-первых, на ней появились отметки, указывающие на все – абсолютно все – хоть мало-мальски значимые места вроде пещер, святилищ или лесопилок. Во-вторых, теперь маркером на карте отмечаются ключевые места, необходимые к посещению для прохождения квеста (только активного, т.е. выбранного в журнале). В третьих, появился компас, который показывает все эти отметки прямо на основном экране, так что заблудиться теперь – проблема не из легких. С одной стороны – это хорошо, а то помню как в «Морровинде» в поисках какой-то пещеры (задание дома Редоран) я перепахал весь Вварденфел от Альд’руна до Маар Гана. С другой – без таких вот блужданий становится скучно.

Разработчики учли мнения обоих сторон, поэтому желающие поиграть в Сусанина, могут легко отключить все эти отметки-маячки, а слегка подкорректировав файл Skyrim.ini можно убрать и компас. Там же можно отключить все остальные маркеры, но при этом стоит держать в уме – журнал заданий в «Скайриме» весьма лаконичен и почти никаких намеков где искать ту или иную локацию при игре «вслепую» не дает.

Если с картой и навигацией вообще всё не так однозначно, то вот боевая часть игры радует, без сомнений. Благодаря тому, что теперь попасть по противнику особого труда не составляет, бои стали куда более динамичными и интересными. Несколько напрягает легкость , с которой персонаж разделывается первоначальными противниками вроде бандитов и волков, однако всё желание повысить сложность мигом испаряется после первой же встречи с ворожеями, не говорю уж о фалмерах или мерзких корусах (которые ещё и по одному-то не ходят). К тому же, по волкам, бандитам и обитателям гробниц – драуграм чаще всего срабатывает добивание, показывающее каким именно способом наш персонаж оборвал жизнь противника. Ролик короткий, но зрелищный и кровавый. Но палка эта о двух концах – враги тоже обладают возможностью «фаталити» и не стесняются её применять. Особенно часто грешат этим бойцы с двуручными мечами (именно мечами), которые буквально пришпиливают героя словно бабочку на свою «булавку».

Также в бою можно использовать окружающие предметы – например, поджечь разлитое по полу пещеры земляное мало, разбив светильник (или бросив факел). А вот кидаться во врагов головами их сотоварищей, как в Blade of Darkness, вроде бы нельзя, хотя возможность отрубать головы есть.

Вообще, в «Скайриме» игровой мир и персонажи, его населяющие, взаимодействуют между собой, но как-то выборочно. Если во время рубки на горном склоне убить, скажем, волка, то его тело сползет вниз (или, в зависимости от угла наклона, скатится), но если сам персонаж будет съезжать по склону, то он не разобьется, даже если проделает путь от вершины горы до её подножья. Мне не удавалось обжечься, даже если я залазил в костер, но в каком-то подземелье после ожесточенной рубки тело драугра оказалось распятым… на дверной решетке (он угодил руками между прутьев).

Однако, пора закругляться — я обещал небольшой обзор, а сам выдал уже изрядную "простынку". Тем более, досконального описания игры, даже её начального этапа, в мои планы не входило, а о первых впечатлениях, кажется, уже всё высказал. На этом позвольте откланяться. До следующей серии! Играйте в Skyrim!


Тэги: Skyrim
Статья написана 23 октября 2011 г. 22:53

His life’s still breathing, dead but dreaming…

and dark shines the stars out of time so lost.

The ocean roars as the sky turns black,

as their eyes are gleamings, gleaming in the darkness.

The scorn of distorted faces enraptures the world,

spiteful is the fire that burn in their souls.


Для многих читателей, подобно мне, знакомых с творчеством Лафкрафта лишь поверхностно, события его рассказов кажутся «подвешенными в воздухе» — на них совершенно не влияют все те факторы, что вольно или невольно вторгаются в повседневную жизнь людей. Бесспорно, маленькие и сонные американские городки (также любимые ещё кое-кем) мало подвержены влиянию извне, но трудно представить, чтобы в них не проникали даже новости, а в то время было уже доступно (и популярно) радио.

Читая Лафкрафта очень трудно понять, когда проходили события того или иного рассказа, повести. С одной стороны, это плюс – подчеркивается, что лафкрафтовский ужас, он вне времени и пространства, был, есть и пребудет в веках, сопровождая род человеческий до самого исчезновения. С другой – лично для меня немалым открытием было, что действие, например, «Теней над Иннсмутом» проходит зимой 1927-28 годов (хотя с равным успехом могло происходить и в самом начале ХХ века, а, может, даже и в конце XIX).


Скорей всего, американскому мэтру все эти «приметы времени» были попросту малоинтересны – действительно, ведь суть его работ совсем в ином – но многие из тех, кто двинулся по тропе между реальностью и кошмаром следом за ним, подобного не разделяли. К таким авторам можно отнести и Александра Лидина, который в своем новом романе «Льды Ктулху», устремляется если не по следам Лафкрафта, то хотя бы в ту же сторону.

А конкретней – в город Р’льех, где «мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа».

В отличие от литературного отца Ктулху, да и многих своих предшественников, Лидин не чурается дат, наоборот – он проставляет их в начале каждой главы. Это, безусловно, помогает не запутаться, ибо помимо основной сюжетной линии, в «Льдах Ктулху» наличествует и пара дополнительных. Основные события происходят в начале 1938 года, флэшбеки датируются 1920-21 и 1928 годами, но все они связаны одним главным героев – особым оперуполномоченным Третьего отдела ГУГБ Василием Кузьминым. Собственно, детали биографии товарища Кузьмина и призваны раскрывать вставки из прошлого. А раскрывать там есть что, ведь Василий самый что ни на есть настоящий «красный маг», вернее – его ученик. Вы же не думали, что вся мистика ограничиться одним, хоть и древним богом?

Да, одного Ктулху Лидину определенно мало, поэтому вслед за Великим Древним на страницах книги появляются как вполне привычные и «общеупотребительные» ведьмы и колдуны (на одну из таких ведьм, грабивших сберкассы в прологе охотится Василий), так и обитатели бестиария товарища нашего Говарда Филлипса вроде прячущихся в Антарктиде деградировавших Старцев или шогготов в сибирской глуши. Кто бы мог подумать!

Но не стоит бояться – за человечество есть, кому постоять, хотя многочисленными его защитников не назовешь. Впрочем, Василий предпочитает брать не числом, а умением и технической подготовленностью (хотя хотелось бы увидеть нечто менее тривиальное, чем серебряные пули со святой водой внутри). А его учитель – которого с чистой совестью можно именовать «красным магом» несмотря на «белое» происхождение – барон Фредерикс всегда найдёт выход там, где бессильно оружие. Даже в лабиринтах города Древних, куда ученику и учителю предстоит отправиться.

Вокруг путешествия в этот сакраментальный город и вращается сюжет книги. Собственно, городов у Древних два, оба они находятся в Антарктиде (вот откуда льды в названии!) и различаются только тем, что один недостроен и находится в зоне исследования немцев, а второй – не просто достроенный, а обжитый и уже покинутый – у Советов. На дворе, напоминаю, 1938 год, поэтому советско-германская дружба крепка как никогда и по катакомбам все ползают вместе, хотя и думают на каждом привале, как бы натянуть нос друг дружке.

По счастью, политики в романе немного – почти нет. Лафкрафта чуть побольше – почти есть. Вернее, есть его бестиарий со всеми этими щупальцами, присосками и кольчатыми, покрытыми слизью телами, но совершенно нет фирменной, «лафкрафтианской» атмосферы ужасов, кошмара наяву. Весь ужас в «Льдах Ктулху» заключен в одном-единственном эпизоде – когда герои приходят в сибирский хутор, уничтоженный шогготами. В остальном же это немудреный боевичок с пальбой из револьверов, что-то вроде "Приключений Индианы Джонса", только вместо американского археолога здесь простой русский НКВД-шник, поэтому вместо Хариссона Форда в экранизацию было бы лучше пригласить Брюса Уиллиса — подвиги Василия Кузьмина как раз под стать "крепкому орешку" Маккейну.

Самое смешное, что книга, входящая в межавторские продолжения знаменитых «Мифов Ктулху», гораздо интересней… когда не пытается эксплуатировать эти самые мифы. История обучения ещё юного Василия у эмиссара самого товарища Троцкого, охота на банду таинственного батьки Григория, загадочные убийцы, вырывающие у своих жертв сердца – всё это куда интересней копошения в Антарктиде, пусть даже и с Ктулху.

Кстати, о Троцком и некоторых ляпах с цифрами.

  1. В самом начале книги, буквально в первой главе упоминается Лаврентий Палыч Берия, сменивший на посту Ежова. Дело, напоминаю, происходит в начале 1938 года (да, Берия сменил Ежова в 38-ом, но… в ноябре).

  2. Барон Фредерикс совершенно невозбранно называет Кузьмина последователем Сталина и Троцкого, на что тот никак не реагирует (видимо, не против быть троцкистом).

Неполитический ляп:

  1. Василий воспоминает сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города» (это можно объяснить только сверхъестественными способностями оперуполномоченного – Волков напишет её только через год, в 1939)

Ляпы «нечисловые»:

  1. Василий – упрямый атеист, даже в достаточно юном возрасте (1920 год), но упорно носит крестик.

  2. Ещё у него очень острое зрение – в громадном подземном зале, «где океанский лайнер поместить можно», на потолке он видит иероглифы (которые, по тексту, вовсе не гигантского размера). А Фредерикс эти иероглифы даже читает!

  3. Периодически у Кузьмина появляются и исчезают вещи, вроде трофейной катаны в эпизоде с планером. Столь же периодически у него меняется фамилия – в начале он собственно Кузьмин, в середине уже Кузнецов, а в конце снова возвращается к первоначальному варианту.

Но несмотря на все эти неточности и ошибки, несмотря на отсутствие мистики и ужасов как таковых читаются «Льды Ктулху» с интересом. Да, где-то этот интерес затухает, где-то, наоборот, разгорается больше, но полностью не угасает ни на секунду. К тому же читателя подстегивает концовка романа – дело в том, что «Льды…» только первый том из задуманных Лидиным четырех, поэтому финал там промежуточный, и основная сюжетная линия не завершена (хотя цель поиска достигнута), а только лишь выходит на новый виток. Мельком пролистав вторую книгу, могу сказать, что на этом самом витке мы наконец-то увидим то, чего ждём от подобных книг – то есть, игры спецслужб и поединки «красных магов» с чернокнижниками из СС. Ну и новые тайны древних цивилизаций, существовавших на Земле задолго до появления человека.

Поэтому оценка скорей авансом, в расчете на будущее.

цитата
Батька же, прижав к лицу платок, чтобы хоть как-то защититься от смрада, наблюдал за происходящим. Какие ужасы видел он, Василий так и не узнал. А потом послышались чавкающие звуки, словно что-то огромное перекатывалось в густой грязи. Японцы наверху перестали галдеть. То ли они учуяли наконец запах, то ли их насторожили странные звуки, а потом что-то тяжелое мягкое ударило в дверь каморки. Но дверь была сделана на совесть. Василий услышал, как заскрипели ступеньки под тяжестью тел. Что-то ужасное ползло наверх. Несмотря на слабость, он хотел увидеть ужасных тварей, но не мог заставить себя поднять голову. Вместо этого судорожным движением он подтянул к себе оба револьвера, а потом что есть силы рванул подкладку своей куртки. Там в шов, идущий вдоль подола, были вшиты шесть пуль — шесть «заговоренных» пуль, которые он изготовил сам по рецепту батьки Григория. Эти пули могли достать любую нечисть. Ни одна тварь потустороннего мира не могла устоять перед ними, потому что вместо свинца в пуле с серебряной оболочкой была смесь чесночного сока и святой воды. Такая пуля могла уложить и колдуна, и вампира, и оборотня. Вот только сможет ли она остановить гигантских плотоядных червей? Но в тот миг Василий об этом не думал. Машинальными движениями он набивал барабан, а тело его то и дело содрогалось от приступов рвоты, только рвать больше было не чем — желудок был пуст.





  Подписка

Количество подписчиков: 65

⇑ Наверх